Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Все статьи за три месяца
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана вчера в 21:12

Югославия, 1973, 62 мин.

Реж. Джордже Кадиевич

В ролях Мирьяна Николич, Петар Божович, Слободан Перович, Вася Станкович, Аца Стойкович, Танасие Узунович, Иван Джурджевич, Бобан Петрович, Бранко Петкович, Тома Курузович

Ужасы

Оценка 8,1 (574) Моя оценка 7,5 (очень хорошо)

Краткий отзыв

Лаконичные отзывы на моем телеграм канале

Джордже Кадиевич — тот человек, который у меня ассоциируется с классическими югославскими ужасами. В 70-х он совершил своеобразны эскапизм, ушел от навязываемых тем в экранизацию классики и классики ужасов, в том числе "Вия" Николая Васильевича Гоголя.

"Бабочка" — один из этих фильмов. Они недорогие (снимались на Белградском телевидении), неспешные, с использованием фольклорных мотивов.

Данная картина — Экранизация рассказа "сербского Гоголя"Милована Глишича "Через 90 лет" (рассказ опубликован в 1880).

На одной мельнице стали погибать мельники (рассказ основан на легенде, а проклятая мельница существовала до недавнего времени — она обрушилась в 2012). Один парень, которому очень нужны деньги, соглашается поиграть со Смертью и побыть мельником.

Культовый фильм.

Хороший ужастик, разворачивающийся на фоне красивой природы и чарующе странной музыки.

Фильм прост и сейчас уже не так, чтобы пугает. Но он совсем неплох. Сцены появления вампира на мельнице сделаны очень хорошо.

Забавно наблюдать за странными местными обычаями и хитрющими селянами.

Некоторые источники именуют бабочку первым сербским фильмом ужасов.


Тэги: фильмы
Статья написана вчера в 20:51

Что с ними делать???

Откладывая текст-первоисточник временно в сторону, можно сказать довольно простую вещь: милая и жизнерадостная зарисовка, которой недостает индийских танцев :)

Содержание укладывается в одно предложение: охранный киборг взломал модуль контроля, стал смотреть сериалы, развил в себе человечность и после этого смог стать своим для набора чудаков, которые отправились в экспедицию на другую планету. Вы представляете робота Вертера, из которого вытащили все замедлители и отправили в прошлое спасать Алису Слезневу? Это он.

Сериал очень украшают:

— исполнитель главной роли Александр Скарсгард;

— исполнительница роли руководителя миссии, которая играет роль заботливой бабушки-мамы для своих подопечных, а не комиссарши-негритянки по вопросам гендерного разнообразия;

— сумма усилий остальных актёров;

— оптимистический настрой сюжета с примесью юмора (не всегда достаточной, но ощутимой);

— изоляция места действия от основного очага цивилизации, потому как к этой цивилизации очень много вопросов.

И главный из них — почему люди еще существуют вот в таком виде? Кроме одного персонажа, у которого в голове много кремния (и очень много уныния на лице), остальные обходятся не только без искусственного интеллекта, но и, похоже, без естественного. Состав звездных хиппи это набор асоциальных элементов разной степени безобидности, но эта степень колеблется около единицы. То есть все простачки и неумехи, а кто с электронными протезами в мозгах, тот мрачный интроверт. Как их еще не заставили взять кредиты? Каким чудом они не заложили почки у ростовщиков-адвокатов, после того как другие жулики взломали их банковские счета? Кому нужна грубая физическая сила пьяных строителей, если есть такие замечательные андроиды (сам работает, сам себя охраняет) и куча других роботов впридачу?

Только все это совершенно лишние вопросы.

Если взять мрачно-реалистичные истории о промышленном шпионаже середины 20-го века и сделать технократическую утопию для среднего школьного возраста, что получится? "Тайна двух океанов".

Вот и тут. Перед нами инопланетная романтика для геологов, которым вместо запаха тайги предлагают ощутить аромат только отложенной гигантской икры. Страшилки есть, но заведомо ограниченные, без лишнего жесткача и саспенса. Карнавальная история из будущего. Не задавайте вопросы о декорациях, они не настоящие, а просто изображают то, что должны.

Основной конфликт в истории — это не противостояние злобным убийцам корпорации, а борьба с собственными страхами, которые мешают людям признать своим такого великолепного Киллербота. Страхи проиграют. И борьба Киллербота с восприятием людей, как клинических идиотов. Понимание восторжествует.

Поэтому если вы хотите посмотреть ретрофутуристический сериал, я бы сказал из 1980-х, прошу. Десять коротких серий.

Но пару танцев я бы добавил :)


Статья написана вчера в 19:36

Издательство "Альпака", неутомимый пропагандист авторского отечественного комикса, сделало очередной подарок ценителям русской комикс-классики.

Переиздан редчайший сборник "Лёва Гайлис" 1993 года из трёх историй. Достаточно сказать, что каталог русских графических произведений 20 века "Альманах комиксов 1950-2000" присвоил изданию, вышедшему небольшим по тем временам тиражом, рейтинг R (раритет) и оценил в 15000 руб. Я давно интересуюсь русским комиксом, но это издание даже в руках не держал. Но мне доводилось читать в бумаге самую первую историю о Лёве, неоконченную. Она появилась в советском ещё альманахе комиксов "МИФ" (1990) под названием "Лёва Гайлис в истории: Папа, мама и все-все-все" без указания сценариста и художника.

альтернативная обложка
альтернативная обложка
альтернативная обложка
альтернативная обложка
альтернативная обложка
альтернативная обложка

Сценаристом и художником оказался Константин Яворский, активный участник знаменитой московской комикс-студии КОМ, которая стала пионером советского комиксостроения и выпустившая, помимо Яворского, таких, например, непревзойдённых мастеров жанра, как Аскольд Акишин и Илья Воронин. Яворский прославился своими ироничными комиксами-стрипами с рыбами, публиковавшимися в Комикс-клубе "Вечерней Москвы", "Крокодиле" и некоторых сборниках. Вскоре он издал сборник "Лёва Гайлис", история из МИФа вошла туда как часть истории "Отпуск".

И вот спустя много лет Лёва Гайлис возвращается к читателю. Книга вышла и внесена в базу Фантлаба. Скоро выйдут и издания с альтернативными обложками от Акишина, Воронина и Яворского.

Три новеллы ("Пиковый туз", "Фаталист" и "Отпуск") объединены общим героем. Время действия — начало 20-х, Гражданская война. Молодой красный комиссар Лёва Гайлис, сочетающий в себе некоторые черты Бумбараша и красноармейца Сухова (но при этом заметно, что он из городских, из интеллигентной семьи, учился в Петербурге, жил в Москве) попадает в разные тревожные ситуации, из которых с честью выбирается. И если в первых двух историях проскакивают даже едва уловимые мистические нотки, то третья — классический истерн, здесь Гайлис ищет сокровища бая в пустынях Туркестана.

страница первого издания в Альманахе комиксов 1950-2000
страница первого издания в Альманахе комиксов 1950-2000

фрагмент одного из комиксов Яворского о рыбах
фрагмент одного из комиксов Яворского о рыбах

Мой телеграм


Статья написана вчера в 18:50

Давно ничего не публиковал в колонке, надеюсь только, что новости из мира литературных наград ещё кому-то интересны.

Финская премия "Блуждающая звезда" / (Tähtivaeltaja-palkinto) 2025

24 апреля 2025 г.
Научно-фантастическая книга:Сиири Эноранта «Keuhkopuiden uni». (Финляндия)
Siiri Enoranta «Keuhkopuiden uni»

По рецензиям судя, премия досталась нестандартной ксенофантастике. Народ крылатых гуманоидов живёт в эпоху перемен, их цивилизация из биологической стремительно превращается в технологическую. Несмотря на это Homo arboris по-прежнему вынуждены каждую ночь возвращаться к своим "лёгочным" деревьям, которые обеспечивают их питанием и кто знает чем ещё. В то время как одни стремятся разорвать эту симбиотическую связь, другие выбирают возвращение к природе.

В финал также попали новая книга Ханну Райаниеми "Darkome", классический сборник Урсулы Ле Гуин "Роза ветров", романы британки Наоми Алдерман "The Future" и тайваньца Чи Та-Вэя "膜".

Финская премия "Звезда фэнтези" / (Tähtifantasia-palkinto) 2025

2 июля 2025 г.
Книга фэнтези:Ольга Токарчук «Anna In w grobowcach świata». (Польша)
Olga Tokarczuk «Anna In maailman hautakammioissa»

На сей раз польская писательница пересказывает шумерский миф об Инанне. Как понятно уже из названия, главная героиня истории, наша современница Анна Ин, тоже совершает путешествие в подземный мир.

На премию были номинированы сразу два представителя Финляндии, Тони Сааринен "Kuolleita kukkia Miasmalasta" и Ниило Севянен "Ikitalven polku" (второй, к слову, известный певец и рок-музыкант, металлист). Роман американки Робин Хобб "Волшебный корабль" перевели у нас двадцать с лишним лет назад. Однако самым странным было увидеть в числе финалистов Владимира Набокова с книгой "Приглашение на казнь", которая написана в 1934 году.

Премия "Tähtivaeltaja" ("Блуждающая звезда") учреждена в 1986 году, она присуждается преимущественно за произведения в жанре научной фантастики. Премия "Tähtifantasia" ("Звезда фэнтези") появилась гораздо позже, в 2007 году.


Статья написана вчера в 13:27

*

Владимир Николаевич Дубовка [2(15) июля 1900 — 20 марта 1976] — белорусский поэт. (75)

125 лет со дня рождения

Жак Деррида (Jacques Derrida) [15 июля 1930 — 9 октября 2004] — французский философ. (74)

95 лет со дня рождения

Наталия Ивановна Карпова [15 июля 1940 — 5 февраля 1995] — русская поэтесса. (54)

85 лет со дня рождения

Анатолий Анатольевич Парпара [15 июля 1940 — 7 ноября 2020] — русский поэт. (80)

85 лет со дня рождения

Виталий Тимофеевич Бабенко [15 июля 1950] — русский писатель. (75)

75 лет со дня рождения

Диана Лама (Diana Lama) [15 июля 1960] — итальянская писательница. (65)

65 лет со дня рождения

Готфрид Келлер (Gottfried Keller) [19 июля 1819 — 15 июля 1890] — швейцарский писатель. (70)

135 лет со дня смерти

Рафаэлло Джованьоли (Raffaello Giovagnoli) [13 мая 1838 — 15 июля 1915] — итальянский писатель. (77)

110 лет со дня смерти

Абель Исаакович Старцев (Старцев-Кунин) [15(28) августа 1909 — 15 июля 2005] — русский литературовед. (95)

20 лет со дня смерти

Андре Ремакль (André Remacle) [3 апреля 1910 — 15 июля 1995] — французский писатель. (85)

30 лет со дня смерти

#деньвлитературе, #литературныеюбилеи, #литературныйкалендарь, #даты, #календарь, #писатели, #юбилеи,


⇑ Наверх