Интервью с писательницей Варварой Еналь. 2015
В августе этого года в издательстве «Росмэн» стартовала новая фэнтези-серия «Живые» писательницы Варвары Еналь. Уже через месяц после выхода книги издательство зафиксировало продажу половины всего тиража. На книжном рынке вообще и в подростковом сегменте в частности такая востребованность книги малоизвестного писателя считается абсолютным успехом. Об успехе «Живых», о главных жизненных ценностях и о том, откуда приходят книги, мы поговорили с Варварой Еналь.
— Серия «Живые», несмотря на свою достаточно простую и доступную форму подачи истории, затрагивает много глубинных, фундаментальных вопросов и говорит с читателями о необходимости любви, о смысле жизни, о наличии внутреннего зверя внутри каждого из нас. Как вам пришла в голову идея обратиться к этим темам? Почему они важны для вас?
— На самом деле это вечные темы, и рано или поздно обо всем этом задумывается каждый. Ну, а я, как мама четверых детей, тем более. И я не раз задавалась вопросом, как рассказать детям о вечном и важном, чтобы это не было морализаторством или нудной лекцией. Вот так и появились истории, которые стали романами.
— Ваши герои – бесстрашная, немного грубоватая Таис, интеллектуалка Эмма, отважный и благородный Федор, обаятельный «свой парень» Колька. Откуда они к вам пришли? Они созданы специально для этой книги или существовали и до нее (как это часто бывает у авторов)?
— Мои герои никогда мне не снятся, я вообще не люблю сны, никогда их не запоминаю и никогда о них не думаю. Истории сочиняются сами, на самом деле я много придумываю и часто. И я обожаю писать большие романы. Сначала я думала написать рассказ о подростках, но как только на экране появилось несколько абзацев, я поняла, что мне очень интересны и герои, и тема, и я хочу работать с этим материалом. Вот так и появился роман «Мы можем жить среди людей».
— «Живые» — хороший пример постапокалипсис-фэнтези. Почему вы решили облечь вашу историю именно в эту форму?
— Мне понравилась мрачная атмосфера станции, хранящей старые и темные секреты. Это как дизайн хорошей игры-ходилки. Создавай героев и двигайся. На самом деле это очень интересно. В процессе работы я представила себе мир роботов без людей, без любви, и подумала, что это будет жуткое место. Мир без любви однозначно жуток.
— А что вы сами предпочитаете читать? Любимые авторы? Книги? Жанры?
— Я очень люблю исторические книги. Морис Дрюон, Роберт Линдон, Генрик Сенкевич, Александр Дюма, Виктор Гюго, Лев Толстой – книги всех этих авторов есть у меня дома. Я люблю фэнтези, но серьезное и глубокое, с философской идеей. Поэтому у меня есть почти вся Мария Семенова (мы читали «Волкодава» с детьми), есть Терри Гудкайнд, Клайв Льюис. Конечно, я время от времени перечитываю «Властелина колец» Толкиена. И еще мне нравится серьезная мелодрама. Вот в последнее время мы с детьми читали Джоджо Мойес и Николаса Спарка. Еще надо сказать о социальной прозе. Книги серии «Настоящее время», книги Жаклин Уилсон мне очень нравятся.
— Расскажите о процессе написания «Живых». Сложно ли давался роман? Были ли какие-то сюжетные ситуации или герои, которые ну никак «не шли»?
— У меня в общем и целом не бывает такого, чтобы книга «не шла». Мне всегда есть что сказать и что придумать, потому работаю я обычно быстро. Тем более что частенько, пока я пишу, дети читают и торопят. Я помню, что, когда писала «Мы можем жить среди людей», дети буквально контролировали скорость написания, спрашивали, сколько знаков я уже сделала. И вырывали друг у друга новую главу, распечатанную на принтере. Роман был написан за пять месяцев. Я приходила с работы, готовила ужин, а после писала. У меня есть дневная норма знаков, которой я стараюсь придерживаться. Тогда я делала 6000 знаков в день (выдаю все секреты).
— А если бы вы сами оказались на станции Моаг (естественно, до достижения 15 лет), с кем бы вы предпочли быть: с детьми на Втором уровне, проживающими счастливую жизнь, полностью обеспеченную роботами, но с достаточно туманным будущим (предположим, вы бы точно так же, как и ваши герои, не знали, что по достижении 15-летия детей усыпляют), или с детьми подземелья, восставшими против системы, не желающими быть всего лишь частью хорошо отлаженного механизма? Кто вы по натуре: бунтарь или человек, спокойно принимающий все, что предлагает жизнь?
— Я бы предпочла знать правду, какой бы страшной она ни была. Не люблю ложь, даже красивую. Но по натуре я не бунтарь. Вспыльчивый человек – это да. Но я быстро остываю.
— Внутри какого книжного мира вам хотелось бы оказаться?
— Никогда об этом не задумывалась. На самом деле я бываю внутри каждого мира, о котором пишу. Я погружаюсь в своих героев, бываю в их шкуре, чувствую то, что чувствуют они. Но реальный мир я очень люблю. Пожалуй, я предпочту остаться в реальном мире.
— Уже сейчас мы наблюдаем первую реакцию на книгу «Мы можем жить среди людей». Очевидно, что она пришлась по вкусу читателю. 100% отзывов в интернете – положительные, множество рецензий появилось в СМИ. Как вы принимаете этот успех? Насколько неожиданным (или, наоборот, ожидаемым) он для вас стал?
— Не могу сказать, что вот я на своей шкуре почувствовала успех. Мне кажется, что на самом деле ничего не изменилось. Я так же придумываю истории, так же обсуждаю их с детьми, мы так же собираемся каждый вечер, шутим, смеемся. Дети ссорятся, мирятся. Вот сейчас готовимся к свадьбе старшей дочери – еще одно важное событие в нашей семье. И на самом деле для меня эта будничная семейная рутина очень важна. Я люблю наши шумные вечера, люблю грубые подростковые шутки, громкий смех младшей дочери, суровый бас выросшего сына. Я очень рада, что книгу читают. Значит, я смогла донести то, что хотела сказать. Любовь на самом деле является важнейшей частью нашей жизни. Без нее сложно представить нашу жизнь. На самом деле любовь ближних – это лучшее, что есть у нас. Этим надо дорожить.
— Издательство «Росмэн» за последние годы стало настоящей кузницей фэнтези-бестселлеров от отечественных авторов. С чем вы связываете успех книг этого издательства? Следите ли вы за другими фэнтези-сериями от «Росмэна»?
— «Росмэн» действительно создает уникальные книги. Его авторы проходят серьезный конкурсный отбор, выбираются лучшие из лучших. У нас много отличных отечественных авторов, на самом деле очень много. Потому выбрать не так просто. Художники и дизайнеры «Росмэна» создают уникальные книги. Когда берешь тяжелый красивый томик, то создается ощущение, что держишь в руках сказку. Только откроешь обложку – новые истории захватят и утянут в свои загадочные миры. Благодаря конкурсу «Новая детская книга» издательство «Росмэн» открыло много новых и интересных отечественных авторов. Фактически сейчас издательство не работает с переводной литературой, а очень успешно издает новых детских авторов, открывая их с нуля. Таким вот образом к нам пришли замечательные фэнтези-саги «Часодеи», «Зерцалия», «Пилигримы». Уникальный и неповторимый «Элизиум» тоже появился благодаря конкурсу «Новая детская книга». Для меня на самом деле честь быть изданной рядом с такими книгами.
— А как вы попали в «Росмэн»?
Через конкурс «Новая детская книга». Мой роман «Мы можем жить среди людей» попал в лонг-лист в 2013 году.
— Ну и напоследок главный вопрос: когда нам ждать продолжения «Живых»?
— На самом деле совсем скоро. Вторая книга уже написана, она уже в работе в издательстве. Невероятные, опасные и захватывающие приключения Таис, Федора, Эммы, Коли и остальных детей со станции продолжатся. Мы узнаем, что на самом деле случилось с Землей, почему к детям со станции так и не пришли на помощь и кто все-таки стоит за Торговой гильдией. Все только начинается на самом деле.
19.10.2015
источник: