Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Дмитрия Мамина-Сибиряка

Отзывы (всего: 77 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  8  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сибирские рассказы»

Siberia, 31 июля 11:44

«Сибирские рассказы» ничуть не уступают «Уральским рассказам» автора, органично дополняя их, расширяя окно в мир приуральской Сибири и Урала на рубеже 19-20 века. При этом палитра их шире по тематике. Их больше по количеству — 40, против 18 «Уральских». Это рассказы, повести и очерки о городской жизни (Челяба — Челябинск, Пропадинск — Екатеринбург); о деревенском общинном устройстве; о золотодобытчиках — приисковой жизни, экспедициях, скупке и утайке золота, платины; о староверах (кержаках); о быте и нравах разнообразного уральского/сибирского общества того времени, от крестьян, рабочих, оборванцев и разбойников, каторжан, кордонщиков, духовенства до разных значимых фигур.

Среди произведений особо выделяются несколько охотничьих рассказов — сама охота, походы, случайные встречи, услышанное и увиденное во время охотничьих поездок в разные сезоны. В этих очерках и рассказах потрясающе подробные и завораживающие описания болот, озер, лесов. Типичные уральские состояния природы, с ее стелющимися туманами, паром, зноем или первой изморосью. Есть производственные рассказы, чья тематика крутится вокруг прокладки железных дорог или деловых поездок, горнозаводской промышленности и разных сценок из жизни дельцов. Есть истории семейные, совершенно разных прослоек, с долей чего-то глубоко внутреннего, обычно скрытого, искреннего, жалостливого, лирического, страстного. Рассказы на тему «золотой лихорадки», искушения и испытания богатством. Зарисовки полузабытых уже уклада и деталей быта старообрядчества или жизни глухих деревень, с их традиционной домотканой одеждой, самодельными предметами, разнообразными постройками. В паре рассказов, при всем их реализме, есть нотка мистического настроения. Когда встречаешь вроде бы обычного человека, со своей вполне реальной историей, сложной судьбой, но видишь его в такой момент или в такой обстановке, что он кажется тебе воплощением кого-то из существ славянской сказочной мифологии — лесной старичок или тихонько стоящая посреди болота бабулька. И судьбы их таковы, что не то — это реальный, многое переживший персонаж, не то — это дух давно исчезнувшего человека, материализовавшийся в родных для него местах. Да и многих простых, вполне прозаичных героев рассказов и очерков Мамина-Сибиряка часто тянет к чему-то. К родным местам, словно они их якорем держат, манят обратно из любых далей или неблагоприятных ситуаций, когда надо бы держаться подальше. К испытаниям, к неподдающейся золотой жиле, к риску, к богатству, к свободе.

Что мне особо понравилось, так это дух уральских и сибирских мест, с их ширью, привольем и свободой, чувством расстояния, когда между соседними населенными уголками тебя окружают сплошные поля и луга, глухие боры, болота, речушки, озера. И такая же ширь и разнообразие в лицах и характерах.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Старый шайтан»

Siberia, 30 июля 07:38

«Меня русские шайтаном зовут, а я — князь... Все мое здесь, каждое дерево...»

Урал конца 19 века. История загадочной встречи в лесу. «Старый шайтан» — вогул — не то человек, не то колдовской дух места.

Рассказ отчетливо делится на 2 тематические части. Начинается все прозаично и с налетом иронии — городская обстановка, изнеженное общество, сборы в экспедицию, которую герои считают увеселительной прогулкой. Острой перчинкой выступает местная «светская дама», напросившаяся на «прогулку» в мужской компании, в духе мадам Нансен и мистрис Пири. Затем начинается не такой уж и увеселительный поход по лесам и болотам. И вот тут обстановка кардинально меняется, приобретая налет мистики с появлением на окраине мохового болота «человека, прятавшегося за стволом сухарины», от которого бежала поджав хвост бывалая охотничья собака.

Ироничное описание похода горожан на природу переросло в спасительную для заплутавших встречу с необычным старичком-бродягой с берестяным заплечником и рубахой из рыбьей кожи. Он не то человек, не то и правда «который, значит, все время нам глаза отводил и в болото всех загнал… «старый шайтан»», по словам простого мужика-сопровождающего. Или «пещерный человек... Прямо для этнографического музея», как решил доктор. Это самая интересная, на мой взгляд, часть рассказа.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «В болоте»

Siberia, 30 июля 06:27

«На Урале есть целый ряд заросших озер. Если смотреть на них откуда-нибудь с возвышенности, можно отлично видеть сохранившийся уровень воды, линию берега, острова... Ходить по такому заросшему озеру опасно; почва так и колышется под ногами, точно идешь по натянутому полотну; в других местах нога проваливается совсем, а кое-где еще сохранились полузатянутые осокой и лапушником глубокие озерные «окна»...».

Рассказ значится, как «из записок охотника» — история очередной случайной встречи, увиденного и услышанного об уральском житье-бытье во время летних походов на охоту. Тот случай, когда при встрече охотника с незнакомым человеком вспоминаются лешие, водяные, кикиморы, одним словом, существа славянской сказочной мифологии, особенно болотная бабушка-девушка из «Синюшкина колодца» Бажова. Есть что-то мистическое в настроении этой истории. На деле это рассказ в рассказе, а перед читающим разворачивается очередное происшествие из деревенской жизни с решениями общины, толкающими человека на то, чего он совсем не хочет. Подобный уклад жизни с общинным авторитетом, решениями и, если можно так сказать — поиском крайнего, можно увидеть в ряде «Сибирских рассказов» таких, как «Не укажешь», «Морок», «Говорок».

Мне понравились описания природы, настроение, образы этого простого, душевного рассказа.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Комбинация»

Siberia, 30 июля 05:57

Быт и нравы прослойки образованных мещан конца 19 века (доктора, учителя и пр.). История, красной нитью через которую проходит сложно закрученное любовное приключение. На самом деле, чувства, быт, даже нравы тут не главное, хотя Мамин-Сибиряк очень тонко и въедливо охарактеризовал среду, будто бы сделал фотоснимок. Это история про честность и ошибки, а не про любовь, подлость или отсутствие эмансипации для женщин, хотя все перечисленное есть в ней.

Прочитанное не оставляет равнодушным, даже когда ты не в восторге от поворотов сюжета. Невольно переживаешь за героев — так это написано. Грустный рассказ о не лучших проявлениях, поступках людей, заставляющий к тому же задуматься — всегда ли нужна эта честность, которая так больно ранит и обрекает будущее нескольких людей на многолетний горький осадок.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Последняя веточка»

Siberia, 16 июля 17:59

В «Последней веточке» Мамин-Сибиряк рассказывает о прервавшемся роде Бороздиных. О том, как закончилась жизнь последних представительниц этого семейства старообрядцев. Место действия — Урал конца 19 века, село Займище. Судя по всему, это где-то в Свердловской области, так как в тексте упоминаются и Невьянск, и Екатеринбург.

Рассказ интересен описанием зажиточного дома старообрядцев: двора и окружающих построек, внутреннего устройства комнат, их наполнения, включая светелку и молельную с иконами новгородского и строгановского письма. Есть тут и упоминание случайных обитателей дома — убогоньких, странных людей, стариц. Собственно, один из таких представителей и загубит последнюю надежду рода Бороздиных.

Мамин-Сибиряк будто зафиксировал уходящее время и какие-то детали, которых вскоре уже и не найдешь вовсе в связи с неумолимым течением жизни. Он бережно сохранил в тексте образы старины, староверов — кержаков и того, что их окружало. Именно это, прежде всего, ценно в рассказе.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Пир горой»

Siberia, 15 июля 11:11

«Утоплюсь, руки на себя наложу, а будешь мой»

События повести, входящей в цикл (и сборник) «Сибирских рассказов», повествуют об уральской действительности конца 19 века. «Пир горой» рассказывает о жизни нескольких семейств староверов, начатки богатства которых уже сложились в прежние времена, а теперь их состояние значительно увеличивается на золоте. Золото служит лишь фоном для происходящих событий, скрепляющим сюжет. В повести показана жизнь героев внутри скита староверов, в их светских домах за пределами скита, но главное тут не быт, а нравы. Описание сарафана из старинной парчи и расшитой жемчугами сороки меркнет перед личностями повести, их помыслами и стремлениями. Особое внимание обращает на себя любовная история и страстное женское соперничество.

Концовка прозаична и, на мой взгляд, это очень реалистичный финал. Финал, несущий философскую мысль об опасности погони за богатством. О том, что есть нечто, что не усмиришь ни кротостью, ни достатком, ни увещеваниями о морали. Я же, подводя итог, не могу не заметить, как сложно был устроен институт брака. Особенно, если касаться положения женщин и их свободы выбора.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Клад»

Siberia, 10 июля 07:28

«Хоронится от нас клад-то, точно сквозь землю провалилась полянка с тумпасами».

Рассказ про манию поиска сокровища, нет — не клада с зарытыми монетами, а природного золота. Удачливые, сколотившие капитал золотоискатели, ставят свою жизнь на кон в поисках нового месторождения в духе Джека Лондона. Вот только Мамин-Сибиряк Лондона по времени опередил лет на десять некоторыми своими рассказами про жизнь вокруг золота, в том числе и «Кладом».

По сюжету, старый маркер Галанец сталкивается с сыном своего давнишнего благодетеля, когда-то повредившегося умом из-за ускользающего золота. Галанец рассказывает ему историю «клада», сломавшего жизнь отца и разорившего семью. История маркера повествует о ярком прошлом, когда сибирские золотоискатели умели покутить и о роковом искушении — найденной или поблазнившейся во время поисковой экспедиции к китайской границе полянке с тумпасами.

Не ясно, что за тумпасы увидели участники экспедиции. Так называли на Урале самоцветы, кристаллы, чаще — топазы. Что же за тумпасы могли указывать на золото, друзы кварцевых кристаллов или кристаллов пирита — «золота дураков»? Если почитать «Уральский следопыт» за 1935г, рассказ Вячеслава Яркова «Первый уральский старатель» (он доступен в электронной версии «Уральского следопыта» — архив, августовский выпуск), о первом русском старателе нашедшем золото на Шарташе (в тех местах и сейчас есть Берёзовское золоторудное месторождение), то все началось именно с тумпасов — кристаллов горного хрусталя. Там же, на Берёзовском золоторудном месторождении, находили друзы кубических кристаллов пирита. К сожалению, Мамин-Сибиряк не дает пояснений, что за тумпасы это были.

История, начинающаяся у бильярдного стола затрапезной гостиницы, становится куда интереснее в развитии. Финал и вывод прост — искушения редко доводят до добра. Приятно, что наш писатель опередил признанного американского специалиста по созданию старательских рассказов и создал свои достойные и интересные истории в этой тематике не руководствуясь повтором популярного, а по велению души, первым.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Подснежник»

Siberia, 9 июля 09:13

«Подснежниками» испокон веков называли мертвецов, обнаруженных весной при таянии сугробов. Мамин-Сибиряк рассказывает историю одного такого «подснежника» — не столько, как был найден, сколько о том кто он был, как и в какие жил времена. Очерк посвящен «беспутному Ваське», разухабистому удальцу, будто опоздавшему родиться. Вот поколением раньше он нашел бы себе стоящее применение — так считает его мать, дочь и вдова станичного атамана. «Она помнила еще то время, когда на Умет нападали киргизы, то есть не на самую станицу, а на людей в поле».

Место действия — казачья станица Умет на берегу р. Уя, Пермский край. Время действия приходится на конец 19 века, но истории старушки Ульяны внутри очерка освещают и более ранний период.

Мамин-Сибиряк показывает уклад жизни казачьей станицы. Особенности того времени с повсеместным поиском золота, отвлекающим от традиционного хозяйствования. Сам рассказчик выступает, как невольный свидетель, наезжающий проездом и наблюдающий движение событий. Вроде ничего особенного нет в очерке, но он яркий, бесшабашный, как и его герои, искренние и простые во всех своих проявлениях и эмоциях.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Не у дел»

Siberia, 9 июля 06:23

«Добрые люди как на зверя смотрят… имя-то осталось…»

Рассказ повествует о непростой судьбе работника Шайтанского завода Марзака, ставшего разбойником после несправедливого наказания поркой и заключения в острог.

Части рассказа отделены значительными промежутками времени. Начинается история разбойника Марзака еще до отмены крепостного права, примерно в середине 19 века, где-то в конце 1850-х, когда автор смотрел на «сказочного» разбойника глазами ребенка и воспринимал события, как нечто приключенческое, очень яркое, загадочное и страшное. Вторая встреча с Федором (он же Марзак) происходит на Чусовском сплаве, когда рассказчик уже повзрослел и смотрит на события трезво, но память о детских впечатлениях от поимки того самого разбойника еще свежа и интерес к его фигуре остался. Уже другие времена — крепостное право отменено, люди чувствуют себя иначе, в том числе и тот самый Федька Марзак. Именно в эту встречу Федор рассказывает свою историю. Третье столкновение происходит опять спустя продолжительное время. Автор приезжает в Шайтанский завод в 1880-х. Завод и поселение при нем значительно изменились, выросло новое поколение — все другое, автор не узнает места, где жил в детстве. Другую роль примерил на себя и Марзак, встреченный им в волостном управлении.

Рассказ показывает одного человека в трех разных ипостасях — время меняется и человек меняется вместе с ним, одновременно, где-то глубоко внутри оставаясь собой. Мне понравилось, что сюжет показывает три тройные перемены. Меняется время само по себе, меняется главный герой и меняется восприятие времени, окружающего, людей и детских воспоминаний у автора. Эти перемены усиливаются через описания ощущений, когда в детстве «для безопасности забираешься под одеяло с головой и даже затыкаешь уши, точно хотят ловить не Марзака, а тебя, такого маленького и беззащитного», а во взрослом возрасте все иначе. И в то же время любопытство, интерес к герою детства не уходит.

«Шайтанский завод принадлежит к числу тех медвежьих углов, которые редко попадаются даже на Урале» — так отзывается Мамин-Сибиряк о месте событий, месте своего рождения и детства. На самом деле, не такой уж и медвежий угол — Шайтанский железоделательный завод был основан Демидовым на реке Шайтанке, притоке Чусовой, тогда — Верх-Исетский горный округ, это чуть в стороне от железнодорожной ветки между Нижним Тагилом и Невьянском, Екатеринбург находится по ней же дальше. Для меня это всё места детства, что добавляет рассказу своеобразной прелести. Мне понравился и сам рассказ, и то, что он о реальном, знакомом мне месте. О том, как оно менялось во времени и как менялись люди вокруг.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Крупичатая»

Siberia, 22 июня 08:58

Повела баба дочь на базар — продавать. Базар тот назывался торговище и был чем-то вроде местной сезонной ярмарки. Купцы-торговцы на этом празднике жизни не прочь оплатить себе развлечение на разок или на время. И вот ведут эту девушку, как телушку... Гаденькая история. И, что самое страшное, все это для героев ее — обыденность и безысходность, они лучшей доли не знают и тем более — на нее не рассчитывают.

Помимо быта и нравов, горемычной жизни, недалекости и какой-то злой наивности Мамин-Сибиряк показывает силу случайности, когда ничто не предвещало какого-то события, но именно это-то и случилось.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Авва»

Siberia, 21 июня 20:10

«А у нас, дева, поп новый...»

Пронзительный очерк. Не открывающий ничего особенного, но скребущий душу. Рукопись имеет подзаголовок: «Очерк из жизни уральского духовенства». Я бы сказала, что он шире — о людях вообще. О плохом и хорошем, самозабвенном, искреннем, слабом и мелочном, что прячется в них. О широте русской души. О сухости души. О цене предательства и о благих намерениях.

Несколькими строками, абзацами Мамин-Сибиряк мастерски точно показывает естество каждого героя очерка — простой в своей природной хитроватости и предприимчивости Фатевны, тенью проскользнувших по тексту Феклисты и Денисыча, поэтичной сиротинушки Глафиры, несчастного в своей рациональности учителя Помпея, слабовольного Паньши и противников по трактовке призвания — отца Анроника и отца Егорки (отца Георгия).

Отец Андроник, уходящая в прошлое натура, главный герой повествования. Свой для людей, умеющий радоваться, грустить, переживать, не чуждый самоиронии, осознанно несовершенный и не держащий зла за пазухой — он мне понравился. Фатевна, Глафира, Феклиста, Денисыч хороши в своей непосредственности. Исступленное «Авва... авва... авва!» от ползающего на коленях Паньши — даже тут души больше, чем у благообразного отца Георгия, мечтающего об уважении к духовному сану, как «в европах». И возникает вопрос, что страшнее — предательство, совершенное из малодушного желания устроиться поудобнее или мелкость души вкупе с тем же самым желанием?

Оценка: 10
– [  4  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Подснежник»

Sawwin, 17 апреля 20:06

В 90-х годах прошлого века слово «подснежник» было широко известно в Петербурге. Так называли трупы, которые вытаивали из-под снега в Шуваловском парке (почему-то именно туда киллеры отвозили трупы своих жертв). И вот сейчас я обнаружил, что слово это, причём в том же значении было известно в Восточной Сибири во второй половине девятнадцатого века. Уголовный жаргон штука живучая, и здесь мы видим ещё одно подтверждение этому факту.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Уральские рассказы»

Siberia, 8 апреля 14:17

Сборник «Уральских рассказов» состоит из 18 очерков, повестей и рассказов, раскрывающих особенности быта и нравов разнородного уральского общества 1870-1890х. Исключение — пара историй, рассказывающих о «случившемся лет пятьдесят назад» (дошедшее из старины).

Часть произведений можно отнести к производственным. О сплавах по реке Чусовой, о бурлаках, сплавщиках, приказчиках, предпринимателях и пассажирах барок. О приисковой жизни людей моющих золотой песок, о штейгерах, поденщиках, смотрителях и хозяевах приисков, прожигающих заработанное тяжелым трудом старателей. О театре и людях с ним связанных. Об уральских питейных заведениях. О публике из кабаков, от людей перебивающихся случайной подработкой и игроков до профессиональных нищих.

Есть истории из жизни охотников, где много строк посвящено природе, а рассказанное на привале раскрывает нюансы уральской жизни — заводской, городской, деревенской, из крепостного прошлого. Одна из лучших, на мой взгляд, историй — о летных — беглых каторжниках.

В «Уральских рассказах» много подробностей из частной жизни разных слоев уральского общества. От строгих традиций в простой крестьянской семье до порядков, заведенных в богатых домах предпринимателей, генерала, помещиков. В некоторых рассказах присутствуют кержаки (староверы), в большом количестве селившиеся на Урале после реформы Патриарха Никона, приведшей к церковному расколу 17в (помните «Боярыню Морозову» Сурикова, с двумя поднятыми перстами).

Погружаясь в текст ты будто видишь лачуги, балаганы с дымным очагом или крепкие деревенские дома с крытыми, как говорил Мамин-Сибиряк, «по-раскольничьи» дворами. Мужчин в косоворотках и женщин в строгих платках, пущенных на спину в два конца, как носили кержанки. Или видишь разудалую пьянку в конторе приказчика на пристани, откуда идет сплав грузов, с бесконечным подвозом деликатесов для потенциальных вкладчиков в разоряющееся предприятие. Оказываешься в доме самодура-помещика, от скуки коллекционирующего молодых крепостных девиц в свой «гарем». Погружаешься в жизнь лесника, озабоченного «лесоворным» промыслом и тотальной вырубкой лесов заводами. Оцениваешь мели и надвигающиеся утесы — «бойцы» — вместе с участниками сплава. Слышишь проголосную песню. И от каждой истории получаешь что-то новое из подробностей быта, традиций, взглядов на жизнь разных представителей уральского населения.

Мамин-Сибиряк — мастер изображения повседневности своего времени. Его рассказы и повести — реализм высшей пробы. Они оставляют ощущение документальной точности и естественности. Наблюдательности автора, его внимания к социальной среде и к самобытности Урала.

Произведения цикла я оценивала по-разному, от 10 до 8, что-то на 7. Многое понравилось, оставило яркие впечатления о духе времени и места. Лучшие, на мой взгляд, «Бойцы», «Летные», «Озорник», «Золотуха». На самом деле все рассказы сделаны на совесть, просто они очень разные и какие-то темы мне ближе. Циклу (или сборнику) «Уральские рассказы», однозначно, 10. Всем любителям реализма советую познакомиться с автором и его Уралом конца 19-го века.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Лётные»

Siberia, 7 апреля 15:55

Летными называли беглых (каторжников), нескончаемым ручейком идущих с Дальнего Востока через Сибирь и Урал домой, в родные пенаты. В нашем случае летные из рассказа остановились передохнуть в пути, проходя по Уралу конца 19-го века. Один из них оказался местным. Деревня по соседству со стоянкой беглых — это его родная деревня. Из истории прошлого и настоящего этого человека складывается сюжет.

Рассказ о подозрительности и отчужденности чистых перед законом людей в отношении летных, преследуемых законом. О тяжести нахождения в бегах, когда в любой момент могут сдать, прогнать, затравить, убить. О том, насколько разные люди попадаются среди беглых. Рассказ о человеческой жестокости.

Сильное впечатление, концовка рассказа просто придавливает, оглушает. Яркий, дышащий искренностью текст, в нем чувствуется печальная правдивость. Рассказ, на мой взгляд, один из самых сильных в цикле «Уральских рассказов».

Оценка: 10
– [  6  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

Sawwin, 7 апреля 06:10

Сколько любви в этих сказках, сколько радости даже в самых печальных! Цветной хоровод жизни, радость и девочка Алёнушка — причина всему.. Спасибо Дмитрию Нарксисовичу за его любовь.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Присказка»

Sawwin, 7 апреля 04:55

Несколько прозаических строк — и столько поэзии! Перечитываю десятый раз, и всё не надоедает.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Казнь Фортунки»

Sawwin, 5 апреля 23:56

Медленно надвигающаяся жуть в стиле «Очерков бурсы» Помяловского и неожиданно оптимистический финал. И, главное, в воспоминаниях Мамина-Сибиряка нет уже той страшной бурсы, где главными садистами были педагоги.Так или иначе новое время, пусть медленно и неохотно, но касалось и бурсы.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Ночь»

Siberia, 4 апреля 07:32

«На чужом несчастье счастья не построишь»

История из жизни кержаков (староверов) на рубеже 19-20вв. Сюжет показывает семью, смешанную из староверов двух разных направлений. Одно из них — беспоповщина — люди, оставшиеся на длительное время без священства, вынужденно совершавшие требы и богослужения самостоятельно. Другое направление — кержаки, совершавшие обряды со священниками-старообрядцами (принимавшими сан от священников дониконовского рукоположения, ушедших на Урал и в Сибирь, они преследовались властями). Кержаки обоих направлений — противники реформы Патриарха Никона (церковный раскол 17в).

Мамин-Сибиряк показывает недоверие, возникшее между молодыми мужем и женой из-за различий в восприятии веры, в семейных традициях. Из разобщенности и размышлений о будущем молодых супругов складывается сюжет с поимкой властями священника-старообрядца, владыки Ираклия.

Сегодня сложно разобраться во всех хитросплетениях веры и традиций кержаков того времени. А вот в самом рассказе все просто. Старообрядчество семьи — лишь фон, дающий завязку сюжету, настроение, привязку к месту (на Урале и в Сибири селилось много староверов). Суть сюжета — борьба за собственное счастье через предательство. И показанная автором наглядно простая истина — на чужом несчастье...

Оценка: 9
– [  5  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Башка»

Siberia, 3 апреля 08:41

О питейных заведениях и их завсегдатаях.

Рассказ живописует характерные черты кабаков уездного городишка Пропадинска (его принято считать литературным двойником Екатеринбурга) второй половины 19-го века и их публики. Еще одна прослойка общества попала под бойкое перо Мамина-Сибиряка, дополняя впечатления о временах и нравах, которые получаешь от чтения цикла «Уральских рассказов». Второе название «Башка. Из рассказов о погибших детях», видимо иносказательное и под детьми подразумевает маргинальные личности, «погибшие» для традиционного общества с его четкими ценностными характеристиками.

Перед глазами читателя предстают сиделец кабака «Плевна» (трактирщик) и его посетители. Среди них выделяется Башка, главный герой, вокруг которого и крутится рассказ. Показано устройство кабака, какая незримая разделительная линия проходит между случайными посетителями и завсегдатаями. Чем эти люди перебиваются, чтобы заработать на рюмку и кусок хлеба. Кабак для завсегдатаев нечто вроде клуба, офиса и даже семейного очага.

Бойкий рассказ, интересно и легко читается. Чем-то напомнил очерки Гиляровского. И невесомую емкость изложения Джека Лондона. Автор не навязывает нравоучений, просто показывает, как это когда-то было.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «В худых душах…»

Siberia, 2 апреля 07:34

Второе название этого рассказа — «Люди и нравы в Зауралье». Сюжет действительно о людях и о нравах второй половины 19-го века на примере одной конкретной семьи — семейства попа Якова.

Очень душевный рассказ. При внешней простоте он исподволь говорит о многом. За деревенским бытом и трудом попа и его жены видно, что это неплохие люди. Не стяжатели и не озлобившиеся, несмотря на разочарования. Звезд с неба не хватают, но есть в них житейская мудрость. Я уж не говорю о бездне любви матери и отца к своим детям, какими бы они ни были. Мамин-Сибиряк в противопоставление этой простоте ставит следующее поколение — их детей. Показывая, что ученость и мудрость не одно и то же.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Верный раб»

Siberia, 31 марта 09:50

Повесть «Верный раб», созданная по мотивам реальных событий, стала очередной в ряду историй о быте и нравах определенной среды, сословия, места, рассказанных Маминым-Сибиряком в цикле «Уральских рассказов». Так, о сплавщиках это были «Бойцы», о старателях — «Золотуха» и еще две истории, крутившиеся вокруг приисков, о крестьянском быте — «Озорник», о театральном житье — «Доброе старое время». «Верный раб» — история о самодурах разной величины. И конечно же, о тех, кто вокруг них выживает и крутится, делая состояния на своеобразных «благодетелях».

Одним из главных героев «Верного раба» является генерал, как и в «Добром старом времени». Прообраз — генерал Глинка, бывший адъютант Аракчеева, любитель кнута и строгости. В 19 веке Урал значился на военном положении и руководил всем генерал-губернатор, он же — главный горный начальник, являвший собой всю власть, как административную, так и судебную. Власть развращает, а уж когда за плечами тень Аракчеева, тут без самодурства никак. Но генерал не единственный в линейке представленных Маминым-Сибиряком самодуров. Разнообразие добавляют местные миллионеры — заводчики, золотодобытчики, празднующие свадьбу год и их плутоватое окружение.

Озорная повесть. События серьезные, а тень водевиля незримо присутствует. Тут и молодая генеральша с прощелыгой-любовником, и карточная игра в жилище миллионера-старовера, и дела капиталов, налаживаемые за мзду прислугой, получающей между делом по мордасам от хозяина. Концовка — ностальгическое воспоминание о былом кучки постаревших героев, что ни говори, а необычно и ярко проживших свою жизнь.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»

Sawwin, 31 марта 09:46

Читаешь, и сердце радуется. Оленёнок жив, и Гришутка жив. Замечательный рассказ.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Доброе старое время»

Siberia, 31 марта 08:56

Быт и нравы провинциального театра с крепостными актрисами. Заметьте, не крепостного театра, а театра арендующего крепостных актрис.

Время действия — вторая половина 19-го века, место действия — Урал. Прообразом театра из повести Мамина-Сибиряка стал екатеринбургский театр, возникший по прихоти генерала Глинки, ставшего прототипом соответствующего персонажа для повестей «Доброе старое время» и «Верный раб» из цикла «Уральские рассказы». Крепостные актрисы из реальной истории были законтрактованы в имении Тургеневых «Спасское-Лутовиново». Это были девочки-подростки, обученные в домашней театральной школе.

Двусмысленное положение у крепостных актрис вольного театра и их антрепренера. Выкручиваться приходится деликатно и ловко, ведь любой шаг или жест могут навредить, взбеленить сильных мира сего. А на заднем плане каждого шага мечта о выкупе на волю. И соблазнение легким богатством. И угрозы, что тебя попросту купят. В этом лабиринте испытаний актрисам и их ментору нужно выбрать правильный путь.

Мамин-Сибиряк интересно об этом рассказал. Поначалу я ждала чего-то более жестокого и мрачного, нравоучительного, изобличающего, но автор при всей его натуральности и реалистичности легок, умеет мягко и естественно донести то, как это было. И несмотря на некоторую трагичность оправы этой истории, ведь «Доброе старое время» — это рассказ в рассказе, повествование о судьбе театра оставляет мягкое послевкусие, без горечи.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Озорник»

Siberia, 24 марта 13:15

Уральский крестьянский быт конца 19-го века, полный анахронизмов и невежества, когда муж вправе «поучить» жену по уху, а свекровь со свекром присоединятся и пнут раз-другой для острастки. Сорванный с головы платок может поломать судьбу женщины, в разборках между мужиками костей не соберешь. Читаешь и радуешься, что современный уровень культуры поведения шагнул вперед.

Рассказ на самом деле не воспринимается, как чернуха, потому что в нем много всего. Тут и романтическая влюбленность лишнего человека, нескладная и несуразная от малограмотности, а не со злобы. И удаль, и самопожертвование вчерашнего безответственного забулдыги. Женское сердце, жаждущее любви и участия, возможности свою душевность кому-то дарить, а не получать по уху. И в то же время беспросветность этого: «Вот вырастет Тишка большой, женится и тоже будет учить жену. Это было для Дуньки чем-то вроде утешения. Ведь в свое время и она будет лютой свекровью-матушкой». В общем, быт и нравы, как есть, без прикрас.

Рассказ мне понравился — он написан так, что сцены крестьянской жизни встают перед глазами, как живые.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Родительская кровь»

Siberia, 20 марта 10:02

«Прямо на траве стоял кипевший самовар, тут же торчала початая бутылка водки и какая-то сомнительная снедь в измятой газетной бумаге; огонек едва дымил, отгоняя зудевших в воздухе комаров, а около него, растянувшись на траве, лежал громадного роста «мушина»...»

Очерк Мамина-Сибиряка об уральском житье-бытье вблизи Пластунских заводов был написан в 1884 году. Название места, очевидно, переделано, как и в некоторых других очерках и рассказах автора из сборников/цикла «Уральские рассказы». Сейчас можно найти по названию только Боровки, от Екатеринбурга в сторону Тюмени.

О чем этот очерк? Можно ответить по-разному... Об историях, услышанных на охотничьем привале и случайных знакомствах, завязавшихся там же. Про быт и нравы уральских заводских селений. Про лес. Про землю. Про родительскую кровь — наследственную тягу отстоять свою правду. Что не выбери из этого — все верно.

Фактически очерк показывает становление характера одного из случайных знакомцев по охоте, его переход из пропащего, завалящего человека в стоящего, добивающегося правды не только для себя. Отстаивающего, как когда-то его отец, право «по старине» на землю, раскорчеванную и обрабатываемую еще первыми поколениями селившихся на Урале старообрядцев.

Текст очень настроенческий, передающий атмосферу, говор, нравы, быт того времени. Хорошо описаны лес и торфяные болота, характерные для здешних мест, сторожка лесника, «лесоворный промысел», когда «такой-то «занимается по лесоворной части», как другие занимаются по части приисковой, кожевенной, сундучной...»

В одном из эпизодов можно увидеть судебное заседание того времени и адвокатов, щеголяющих в золотых пенсне. Главный герой очерка, Важенин, бакалейщик, так что тут можно подсмотреть обстановку справного двухэтажного дома человека торговли. Интересно, что в бакалейщике уживается вполне современный торгаш, готовый ободрать покупателя и человек, на которого оказали влияние поколения строгих нравов.

Среди героев нет идеальных людей, а ситуации, в которые они попадают, не похожи на классическое приключение, но этим они и интересны.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Первые студенты»

Siberia, 19 марта 08:36

Рассказ из цикла «Уральских рассказов», как и «Золотуха», крутится вокруг старателей. В «Первых студентах» показана жизнь на золотодобывающем прииске «Мочга» во второй половине 19-го века. Помимо зарисовок быта и деталей работы старателей в сюжете показаны идеалисты-смотрители прииска, мечтающие сделать жизнь лучше путем всеобщего просвещения, но не учитывающие пропасти различий между сословиями. Суть рассказа строится на сложностях взаимоотношений, на разнице между идеалистическими мечтами и реальностью.

Повествование делится по времени на три части. Начало показано глазами юного гимназиста, возвышенного и мечтательного, открытого всему новому, но уже замечающего нотки неприглядности не укладывающиеся в идеалистическую картинку. В этой части много красивых описаний природы Урала, а сюжет полон надежд и светлых ожиданий. Рассказчик знакомится со смотрителями прииска, двумя бывшими студентами. Центром повествования становятся их образ жизни, взгляды на жизнь и взаимоотношения с обитателями прииска, в том числе роман одного из смотрителей с дочкой старателя. Сюжет продолжается через год, когда рассказчик возвращается на прииск, чтобы увидеть изменившуюся картину. Герои к этому моменту становятся более приземленными, со своей долей разочарований. Сам автор смотрит на все другими глазами. О развязке рассказывает уже умудренный опытом человек, спустя длительное время. Грустной истории даруется светлая концовка, луч надежды. Финал показывает, что пропасть между представителями разных сословий можно стереть за одно поколение, но полное учения и труда, работы над созданием из человеческого существа Человека — человека будущего, о появлении которого так мечтали идеалисты в начале рассказа.

Если сравнивать с «Золотухой», то она в отличие от «Первых студентов» более информативна и насыщена событиями приисковой жизни. Там прииск, как сложный организм, главный. Тут же прииск по большей части фон, оправа рассказа о человеческих взаимоотношениях, о разнице между людьми разных сословий, которую стереть не так то просто. И все же рассказ очень стройный, слитный и прииск «Мочга» служит для него достойной интересной оправой.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Поправка доктора Осокина»

Siberia, 18 марта 17:20

«Знаешь, что я скажу тебе, Матрена? Ты ужасно походишь на трихину... этакий беленький червячок, который живет в ветчине» — с таких вот «милых комплиментов» провинциального доктора начинается рассказ о старом холостяке, пожилой девице и актрисе, чья слава поблекла вместе с юностью и красотой.

Странный, но вместе с тем глубоко философский сюжет об одиночестве. О людях «со странностями», а на деле просто не сумевших распорядиться собой. Мне это напомнило «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» Вознесенского. Живя прошлым можно упустить настоящее, живя славой и успехом — забыть, что их век недолог, а одиночество может окончиться за гранью нормальности. Персонажи рассказа Мамина-Сибиряка ярко иллюстрируют эту мысль.

Рассказ на любителя, такое не каждому понравится. И все же что-то в нем есть.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Золотуха»

Siberia, 18 марта 16:11

«Прииск потонул в густом белом тумане, точно залитый молоком; огни у старательских балаганов потухли и только где-где глянет сквозь ночную мглу красная яркая точка...»

Один из очерков Мамина-Сибиряка, рассказывающих о приисковой жизни на Урале во второй половине 19в. О старателях занятых поиском золота и разных людях, которые крутятся вокруг — штейгерах, поденщиках, смотрителях и хозяевах приисков, их слугах и собутыльниках. Место действия — Паньшинский прииск. «Золотуха» входит в «Уральские рассказы», как и рассказ «Первые студенты», повествующий о жизни золотого прииска «Мочга».

Очерк понравился, но ожидала я немного другого. Автором показана тяжелая жизнь старателей, работающих всей семьей или артелью из нескольких бобылей одиночек. Несмотря на сложность и безрадостность рабочих условий есть тут место и толике поэтичности, и крупице загадки. Есть слабые отголоски знакомого с детства Бажовского духа, настроения (мне вот вспомнились «Огневушка-Поскакушка» и «Синюшкин колодец»). Красивые описания уральской природы и ее состояний.

В сюжете много всего, помимо лежащего на поверхности. За тяжелой жизнью спрятаны простые махинации рабочего люда и более сложные — смотрителей и хозяев приисков. Есть печальная любовная история и то, какой может быть месть. Показано прожигание жизни хозяевами приисков, какое-то бессмысленно-отупелое. Есть несколько рассказов в рассказе с интересными историями из того времени, не связанными с Паньшинским прииском.

Для меня «Золотуха» не закрыла пробел — показаны только старательские семьи, живущие безвылазно на прииске весь сезон и не ведущие своего подсобного хозяйства. Я знаю, что бывало и по-другому, потому что в моей семье были поколения старателей-кержаков. Они не были безграмотными (церковно-приходская школа — они уже отошли от старообрядства, но порядки в таких семьях были более строгие), не были нищими, держали свое хозяйство, а значит не жили весь сезон безвылазно в балагане. Подобных персонажей, к сожалению, в «Золотухе» нет, как и в «Первых студентах».

Очерк многоплановый и глубокий по содержанию. Это далеко не сказка и заинтересует он скорее взрослого, состоявшегося читателя, любителя неприукрашенного реализма, детальных описаний старого уклада жизни, традиций, истории или тех, кому эта уральская старина не чужая.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Бойцы»

Siberia, 18 марта 13:04

«подай им сплав, хоть роди»

Второе название — «Бойцы. Очерки весеннего сплава по реке Чусовой» — отлично характеризует суть произведения. Повесть написана в 1874-75гг (первоначальная редакция с автографом) и в мельчайших подробностях показывает кусочек жизни тех лет, связанный с искусством сплава грузов в условиях, когда еще нет разветвленной сети железных дорог, а продукцию заводов и купеческие товары переправлять надо. Автору повести-очерка приходилось сплавляться на барках самому, поэтому у него так замечательно получилось показать подлинную картину уклада той жизни, со всеми ее неприглядными и замечательными подробностями, сочными, детальными и яркими.

Великолепной полноты описания окружающего пространства. Зарисовки природы такие, что это действительно интересно и не кажется украшательством или налепленным, потому что так принято. Четко узнаваем Урал, как по намеченным автором краскам природы, так и по оборотам речи участников событий. Очень понравилось изображение характеров и нравов, типичных ситуаций, за которыми чувствуется правдивость и чуткая наблюдательность Мамина-Сибиряка к окружающей его действительности. Все эти: «руки фертом», «шары налил», «писать мыслете» (выписывать кренделя), «прямо в кабак шельмец задул», «только ленивая соха в поле не выезжает после Егория» (день Егория вешнего).

Главные герои — профессиональные сплавщики, бурлаки и их наниматели. Мамин-Сибиряк описывает и подневольных крестьян, вынужденных на время стать бурлаками из-за недорода на полях, и девиц, прибившихся к сплавщикам, и разных вороватых личностей, и выпивох, и кержаков (староверов). Показывает предпринимателей того времени, напоминающих о выражении «контора — «Рога и копыта»», появившемся вместе с «Золотым теленком» Ильфа и Петрова.

Фактически, Мамин-Сибиряк рассказывает про утраченный с развитием индустриализации вид деятельности и особенности профессии — как это было. Как делались барки, как сплавлялись, кто на чем специализировался на барке и за что отвечал, чем отличались профессионалы и случайные участники событий. По ходу повести рассказано о подготовке к сплаву и о самом перемещении по бурной воде. Как барки проходят сложные места, как бьются на бойцах (выступающих скалистых участках), какой большой проблемой становятся мели и чем все заканчивается по приходу в Пермь.

А какая сила русского языка, вот хотя бы во фрагменте из трактира: «Проголосная песня полилась хватающими за душу переливами, как та река, по которой мы еще недавно плыли с Савоськой. Она, эта песня, так же естественно вылилась из мужицкой души, как льются с гор весенние ручьи. Простором, волей, молодецкой удалью веяло от этих бесхитростных, но глубоко поэтических строф, и, вместе, в них сказывалось такое подавленное горе, та тоска, которая подколодной змеей сосет сердце. Вся эта окружающая нас грязь, эти потные пьяные лица — все на время исчезло, точно в комнату ворвался луч яркого света...»

В очерках весеннего сплава находится место радости, иронии и драме, причем как-то максимально естественно, не нарочито. Очень душевная повесть. Мастерски написано.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Золото»

Ann.Mcart, 17 июля 2024 г. 12:59

Роман поистине читается и ощущается, как эпохальный срез нравов тех времен второй половины 19 века, когда во главу угла ставили строжайший и неукоснительный патриархат, беспрекословное подчинение главе семьи и иже с ним. То было время золотоискателей, старателей и золотой лихорадки, охватившей три небольших поселка, когда в мгновенье ока совершались предательства, замышляли козни и убийства, а уж скольких погубили эти золотые песчинки станет понятно в самом финале книги, когда кровожадности и беспощадности автора позавидовали бы даже Стивен Кинг и Джордж Мартин!

Если же уйти немного в другую стезю, а именно во внутрисемейные отношения, то становится очень уж жутко от того, что этот вот товарищ Зыков, патриарх семьи, так сказать, этакий домашний тиран, уверенный в своей безнаказанности и от того ослепленный местечковой домашней властью терроризирует всё семейство, от чего одна дочь сбегает и не медля получает проклятия в спину от отца, старшой же сын уже в седых годах, а всё также не имеет права голоса в семье и должен только безмолвно во всём поддерживать. С отношениям к женщинам эта книга вообще переплюнула всё, что только можно — женщины и девушки стали просто расходным материалом, мужики вокруг охотятся за молодыми телами, деды берут в жены едва вышедших из подросткового возраста девчушек, крадут их, покупают у родителей, избивают до полусмерти и распинают, в лицо говорят, что не дождутся, когда умрешь, а только 40 дней пройдет, как возьму себе новую молодую🤬😡 самое ужасное, что все соседи знают и молчат, родственники ничего не делают, потому как мужику может грозить тюрьма😤 да ему виселицы будет мало за эти зверства!

Если так и правда было раньше, то стоит радоваться, что мы с вами живем в совсем другое время!

Оценка: 9
– [  12  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Приваловские миллионы»

flying_kitten, 8 мая 2024 г. 18:19

Когда я был ребёнком, у нас дома была старая, изрядно зачитанная книжка «Приваловских миллионов» 1951 года издания. Я её периодически открывал, читал пару первых абзацев, перелистывал пожелтевшие страницы и ставил на место. Особого желания её прочитать не возникало, ведь было много гораздо более интересных завязок, чем вот это вот «приехал, барыня, приехал». Зачем я её регулярно доставал из книжного шкафа, уже и сам не знаю. :) Всё это вспомнилось мне, когда недавно решил всё же прочитать эту классику русского социального романа 19 века.

Над свей дебютной книгой Мамин-Сибиряк, уже достаточно известный на тот момент очеркист, работал 10 лет. Менялись названия, видоизменялся сюжет, но неизменным оставалось место действия — вымышленный уездный город горнозаводского Урала, где-то на границе гор и степей. Автор жил и работал на Урале, хорошо знал местный быт и специфику жизни, его произведения малой формы в большом количестве публиковались в периодике, создав ему вполне заслуженную репутацию знатока уральских реалий.

В небольшой уездный город, после многолетнего отсутствия, приезжает из Петербурга местный уроженец Сергей Александрович Привалов — отпрыск знаменитой когда-то здесь фамилии и наследник расположенных неподалёку металлургических заводов. Его появление производит фурор в тихом омуте местного высшего света и вызывает массу разнообразных событий, от незначительных, до судьбоносных для их участников. Привалов, человек тихий и скромный, неожиданно для себя оказывается ввергнут в пучину бурлящей светской жизни, с некоторым удивлением обнаруживает оборотную сторону тихого провинциального городка, ему предстоит находить и терять, отделять агнцев от козлищ, ну а самое главное — искать себя.

Роман, достаточно спокойный и скучноватый поначалу, наполняется страстями и интригами, действие ускоряется, герои раскрывают свои многочисленные и, зачастую, неожиданные качества. Природы и заводов — того, чем богат и славен Урал, в книге оказывается совсем не много, автор делает упор на психологию сложных взаимоотношений в обществе, касается, осторожно и вскользь, социальных проблем, а что делать со своим главным героем, похоже и сам не знает. Старое поколение уходит, унося с собой свои идеалы и образ жизни, новое пока ещё не оформилось во что-то осязаемое, но лёгкий ветерок перемен уже поднимается, а с ним и до 20 века совсем недалеко.

Социально-психологическая книга — энциклопедия жизни уральских предпринимателей конца 19 века, написанная хорошим языком и не потерявшая актуальности во многих моментах до сих пор.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Золотопромышленники»

strannik102, 4 мая 2024 г. 05:53

Яблочко от яблони недалеко падает

На просторах Фантлаба вдруг увидел, что у одного из любимых моих авторов русской классики Д.Н. Мамина-Сибиряка есть ещё и вот эта пьеса. Конечно же, стало любопытно и захотелось ещё раз прикоснуться к творчеству этого ныне несправедливо полузабытого великолепного автора.

В центре внимания судьба молодой девушки, дочери одного из «диких» сибирских золотопромышленников. Хотя на самом деле Аксинья просто одна из главных героинь пьесы, просто она великолепно сыграна на сцене (и, соответственно, в аудиозаписи) славной и яркой Юлией Борисовой, точно попавшей в характер героини. А главным и основным стали нравы в среде сибирских золотопромышленников во второй половине века девятнадцатого. Где не чурались обманом и подлостью разорить один другого, хитростью завладеть приисками соперника, а бывшего друга пустить по миру. Где не зазорно было соблазнить и совратить дочь приятеля, обмануть невесту с бывшей своей подружкой, наставив при этом рога своему хозяину с его молодой женой. Где водку пьянствовали не по-детски, обильно запивая её коньяком.

Как итог — трагедии, разбитые и поломанные судьбы, смерти и всё прочее. Золотой божок — он такой! Особенно когда характер взрывной да темперамент жгучий.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Наследник»

Стронций 88, 27 ноября 2023 г. 12:10

Читал в сборнике «Чисто русское убийство», и на фоне остальных рассказов сборника показалось, что у этой истории не хватает глубины и тонкости. Так или иначе, но этот рассказ более всего похож на «Преступление и наказание» Достоевского заявленной темой –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
от суда уйти можно, но можно ли уйти от своей совести?
Поначалу кажется, что тема раскрывается очень хорошо –
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
этот груз вины, перерастающий в страх, постоянные напоминания о случившимся, приобретающие мистические нотки, полное непонимание, как себя вести и что делать…
Но когда повествование возвращается в прошлое, всё это пропадает, становится каким-то поверхностным, практически агитационным – «вот до чего водка доводит!» Даже стиль упрощается, как в побасенке. Всё это обрушивает накал истории. Да, финал,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
эта несправедливость, когда герой становится ещё и наследником собственноручно убитой жены, в конечном итоге рушащая сознание героя
– по-моему, хороший ход. Но общего ощущения было уже не вернуть.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

nworm, 22 августа 2023 г. 21:30

Оказывается, все [мои друзья] читали «Серую шейку». Я не читал. Вообще писатель со смешной фамилией Мамин-Сибиряк прошёл мимо меня в школе. Теперь сыну задали на лето и я наверстываю. Удивлён.

Сказки просто невероятные. Это, в общем-то, и не сказки даже. Это притчи или басни в прозе. Во всех этих воробьях, индюках, медведях и комарах угадывается современное общество (да и я сам, порой, что уж), которое, если задуматься, в своих индюшачьих повадках не далеко ушло от общества конца XIX века. Смаковать можно очень долго.

Что касается рассказов, то есть с чем сравнить. В рамках того же самого списка на лето для 6 класса были уже прочитаны Пришвин, Тургенев и Сетон-Томпсон. Больше всего похоже на Томпсона: тот же стиль изложения приключенческий чуть больше, чем просто описательный, те же намётки экологичного подхода к природе, когда встав перед вопросом выбора, охотник жалеет олененка и не стреляет (кстати, у Томпсона чрезвычайно похожий по посылу сюжет, и тоже про оленя). В целом очень понравилось. Добавил другие его книги теперь уже в свой список.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «С голоду»

aiva79, 27 ноября 2022 г. 12:17

Хороший рассказ, который сперва меня озадачил. Автора я читала только в детстве и это были «Аленушкины сказки», соответственно и ожидания от рассказа, несмотря на серьезное название, были няшные. А тут оказалось такое! Ранее я нигде не встречала описания убийства ребенка, либо подростка, т.е. да, в произведениях бывает, что говорится об этом, но чтобы описывалось, такого не припомню. Поэтому у меня было сильное удивление, вернее некоторый шок от случившегося в рассказе. И я не преувеличиваю.

Вообще хоть это и небольшой рассказ, но мне кажется по нему можно снять полноценный фильм, причем с размахом, как ранее любил снимать Михалков, так чтобы и эпоху спроецировать и показать красоту природы Урала, ну и естественно и саму трагедию изобразить со всем должным глубокомыслием и душевными метаниями ГГ.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

nworm, 7 июля 2022 г. 14:31

Оказывается, все [мои друзья] читали «Серую шейку». Я не читал. Вообще писатель со смешной фамилией Мамин-Сибиряк прошёл мимо меня в школе. Теперь сыну задали на лето и я наверстываю. Удивлён.

Сказки просто невероятные. Это, в общем-то, и не сказки даже. Это притчи или басни в прозе. Во всех этих воробьях, индюках, медведях и комарах угадывается современное общество (да и я сам, в том числе), которое, если задуматься, в своих индюшачьих повадках не далеко ушло от общества конца XIX века. Смаковать можно очень долго.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»

nworm, 29 июня 2022 г. 07:36

Рассказ напомнил похожее произведение Сетона-Томпсона, где охотник так же преследует оленя и отпускает в конце. Мне кажется, это такая подводка к экологическому взгляду на мир. Начало понимания того, что животное по другую сторону прицела не только объект охоты, но и живое существо в первую очередь.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Приваловские миллионы»

NIKItoS1989, 24 февраля 2022 г. 08:48

Как локальный патриот Урала, я не мог пройти мимо нашего второго великого автора после Павла Бажова — Мамина-Сибиряка. С момента посещения его музея осенью 2019 я всё собирался прочитать его великий роман Приваловские миллионы. И наконец-то, я начал.

Сергей Привалов, наследник неких Шатровских заводов на Урале, приезжает из столицы, где он окончил университет — обратно в свой городок — Узел. Он тут же становится первым женихом и его пытаются сосватать с некой Надей Бахаревой, из некой не очень богатой, но значимой для города семьи. Её сестра, Вера Бахарева, тоже и испытывает какие-то чувства к Привалову, но при этом желает сестре удачной женитьбы. Тут же фигурирует некая Хиония Заплатила, местная сплетница и светская дама, решившая помочь Бахаревым заполучить такого зятя. Как оказалось — глава семейства был одним из опекунов заводов Привалова,  но вышел из состава. Тут мы понимаем, что миллионер из Привалова скорее отрицательный, ведь долгов на его заводах немерено!

А Надя? Надя тоже не такая уж и невеста, ведь она совершенно не хочет замуж, она против объективации, не желает быть товаром, который заберёт заезжий в их дом — купец! И лишь отец, давший дочери образование поддерживает её в этом — мать и госпожа Заплатина категорически желают устроить удачную партию.

Хотя с Заплатиной всё не так просто — она преследует свои скрытые интересы и хочет извлечь для себя максимальную выгоду из ситуации.

Приятна испытать радость узнавания — когда китайские и японские предметы посуды — сопоставляешь с японизмом и китаизмом,  охватившим всю Европу с 50-60х годов 19го века, и к 70-80м добравшимся до России. А оговорка про старое судопроизводство,  при котором суд длился 15 лет! Да, сейчас тоже иной раз суды идут годами, но 15 лет — до реформы Александра II — это была норма. Немыслимо, но так действительно было.

Забавно наблюдать, как 30летний Привалов одновременно умён, но как-то по-житейски наивен и простоват. Его какая-то нерешительность и даже малодушие тормозят его. Хотя, он не так прост, как кажется.

Антагонисты — Половодов и Ляховский, тоже не совсем таковы, какими кажутся. Да и они являются лишь явными антагонистами, за ними прячется кое-кто ещё, более хитрый.

Поразительно, но семья Бахаревых и такое уютное, тёплое отношение их к Привалову, как к еще одному сыну — напоминает мне семейство Уизли из известной книжной серии. Думаю, что это связано с недавним просмотром фильма Гарри Поттер 20 лет спустя. Пускай родители Сергея умерли по другим причинам, но он тоже сирота и Бахаревы — это всё, что у него осталось.

Тема феминизма и постколлониализма поразительно вплетена в роман, написанный 150 лет назад! Недаром автор был столь любим большевиками — вы только посмотрите на эти строки: «потому что на заводах в недалеком будущем выработается настоящий безземельный пролетариат, который будет похуже всякого крепостного права…»

Как прав оказался автор, это просто пророчество. За 30 лет до Путиловского восстания — он уже видел такое будущее!

Но вот в последней части я был несколько разочарован, ведь какой размах был и как-то всё смазалось так. Как-то измельчало, да и концовку ожидал я совсем другую... но это не умаляет впечатления от романа в целом — это действительно сильное произведение, достойное встать на полку русской классики!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Зимовье на Студёной»

Zlata.24, 13 апреля 2020 г. 22:10

На нескольких страницах — момент угасания жизни. История старика-охотника — без прикрас и лишних сожалений. Знаете, как об очередном этапе, который не миновать, так автор говорит о предстоящей смерти одинокого человека, который осознал это и уже давно внутренне готов. Лишь об одном приходится ему сожалеть — некому будет похоронить его...

Оценка: 9
– [  9  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Зимовье на Студёной»

Mishel78, 11 апреля 2020 г. 08:51

Так случается в жизни нашей, что вот жил человек полной жизнью: есть работа, семья, дом и вдруг, в одночасье, теряет всё. Абсолютно всё. Кто-то пустится во все тяжкие и будет топить своё горе в вине, кто-то снова создаст семью. А кто-то, как главный герой данного рассказа Елеска уйдёт в глухие леса, да и будет коротать свою оставшуюся жизнь с верным другом — псом Музгаркой. Жизнь нелёгкая, одинокая, только промыслами-то и можно прокормиться, когда проходят купеческие обозы поблизости...

Автор показывает нам картину жизни человека, земное время которого истекает. Старик живёт лишь для того, чтобы жить — цель не самая пустая, если задуматься, тем более, что всё же есть любимое и любящее существо — пёс, который принимает хозяина таким, какой он есть. Примерно к середине рассказа, финал уже кажется предсказуемым. Однако, данное произведение сильно тем, что читатель наблюдает одиночество изнутри и проникается к подобным людям гораздо больше, чем если бы просто прочитал об этом сухой репортаж или посмотрел сюжет по телевидению.

Пронизительный финал истории не оставит равнодушным никого. И можно назвать «Зимовье на Студёной» своеобразным лекарством от равнодушия. После этого рассказа, по крайней мере, я, уже не смогу равнодушно смотреть на стариков, которые ходят со своими старыми собаками по улицам. У каждого из них своя история одиночества и далеко не всегда они виноваты в том, что на закате жизни единственные существа, кому они могут отдать свою любовь — это животные. Прочитайте «Зимовье на Студёной» и получите прививку от равнодушия.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Хлеб»

UnrealQW, 30 марта 2020 г. 18:10

Наконец-то мне попался хороший роман, после той чепухи, которую мне подсовывают «рекомендации» Фантлаба. Впрочем, я не так восторженно отношусь к произведению как предыдущие рецензенты, да и понравится оно далеко не каждому, как я считаю. Мамин-Сибиряк пишет сухо, без эмоций описывает происходящие (иногда страшные) явления, отстранённо наблюдая за событиями, охватившими пару десятков лет жизни одного заштатного уральского города, а точнее наиболее экономически активной ее части.

По-сути, роман рассказывает о резком и внезапном приходе капиталистических отношений, сменивших так долго сохраняемые в Российской Империи феодализм и крепостное право. Многовековые устои рушатся, молодое поколение пытается адаптироваться к новой ситуации, и некоторым это удается, но неизбежные жизненные ошибки совершают абсолютно все. Среди едва поднявшихся выше уровня простых крестьян и рабочих царствует всепоглощающая жажда наживы за счет ближних, скаредность, зависть, взяточничество, показное унижение слабых, алкоголизм. И, кажется, я понимаю, почему в советскую эпоху в школьную программу входили только сказки Мамина-Сибиряка.

Повествование больше сосредоточено на деловых взаимоотношениях жителей уральского города, в которые непременно вмешиваются личные и родственные связи. Пришедшему голодному году отдана в романе совсем небольшая часть, и не является центральной, не пытается выдавить слезу. Голод расценивается как неизбежная расплата в историческом процессе перехода на капиталистические рельсы -- за расцветом непременно следует кризис.

Резюме: хороший реалистический роман

Оценка: 8
– [  4  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Хлеб»

Sawwin, 17 декабря 2019 г. 22:33

В дополнение к великолепному отзыву strannik102, могу добавить один момент, поразивший меня до глубины души. Дмитрий Нарксисович упоминает, что даже в урожайные, сытые годы, когда русское население благоденствовало, иноверцы, коренное население хлебных районов каждую весну как мухи мёрли от голода, и абсолютно всеми это воспринималось как должное. Может быть, в этом бездушии и кроется корень описанной автором беды.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Господин Скороходов»

strannik102, 16 июля 2019 г. 20:59

Очень сильный по мощи эмоционального воздействия рассказ. О судьбе обыкновенного больного мальчика из бедной семьи. И о простом человеческом сострадании и жалости.

Нужно ли в очередной раз отмечать великолепный русский литературный язык Мамина-Сибиряка и его мастерство рассказчика?..

Оценка: 10
– [  4  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Пир горой»

strannik102, 16 июля 2019 г. 20:58

В этой повести на фоне открытия сибирского золота мы знакомимся с начинающими промышленниками и рисковыми промысловиками Урала. Однако в центре внимания не сама ситуация поиска сибирского золота и проблемы организации его добычи, а совсем другая, более обыденная, но зато и более часто встречающаяся в обыкновенной повседневной жизни людей. Речь идёт о соперничестве двух влюблённых в одного и того же мужчину женщин. И о тех изворотах, переворотах и вывертах, которые способны устроить для своей соперницы некоторые страстно любящие особы.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Верный раб»

strannik102, 16 июля 2019 г. 20:57

На этот раз писатель приводит своего читателя в дом богатого немолодого генерала, как бы теперь сказали — «смотрящего» за всеми уральскими государственными и промышленными делами. Всесильный генерал конечно же находится в центре внимания всего местного света и полусвета, просто потому, что от него многое зависит для успеха тех дел, которые здесь вершатся. Однако, как это довольно часто бывает в реале (и отмечалось и в литературе),

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
большое влияние на генерала имеет его человек, Мишка. Находящийся в услужении у генерала Мишка вовсю пользуется своим положением и то и дело, за соответствующую мзду, нашёптывает генералу то одно, то другое, пуская тем самым в ход машину генеральского влияния и снисхождения к делам и заботам просителей.

Однако незадача состоит в том, что наш убелённый сединами генерал недавно женился, да ещё не просто так, а на молоденькой. И конечно же стал работать другой механизм влияния, который называется «ночная кукушка дневную всегда перекукует). И Мишка остался на у дел. Да ещё и попал в опалу к молодой своенравной генеральше.

А дальше вводить неискушённого в нюансы сюжета этой повести уже не буду, потому что часть этого сюжета является основным смысловым содержанием повести. Скажу только, что и в самом деле порой хитрость и изворотливость разного рода адъютантов, помощников, писарей и прочих услужающих способна переменить не то, что существующее положение, но и просто смести с лица земли все препятствия.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Медведко»

Spellcaster, 28 июня 2019 г. 11:08

Ужасно непедагогичный рассказ. Если давать читать его ребенку, то обязательно комментировать.

Автор рассказывает, как он взял к себе в квартиру детеныша дикого зверя (медвежонка, трех недель от роду), в качестве живой игрушки. С удовольствием наблюдает за тем, как на медвежонка нападает собака, и как маленький напуганный ребенок вынужден от этой собаки защищать себя сам, потому что взрослые люди этого не делают, только смотрят, и находят весьма забавным.

Потом этот человек злиться, что медвежонок (закономерно) устраивает в его квартире погром и не дает спать. И винит в этом не себя, не свою глупость, а кучера, который предложил медвежонка взять.

Под конец, автор пытается от медвежонка избавиться, сбагрить его еще кому-нибудь.

Никакой морали автор из рассказа не выводит. Ни того, что дикого зверя нельзя содержать в чуждых для него условиях, ни того, что человек должен отвечать за свои поступки.

Вообще, мне кажется, что рассказы этого автора непригодны для воспитания детей.

Оценка: 1
– [  5  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Spellcaster, 28 июня 2019 г. 10:50

Эта сказка — из тех, которые я называю вредными. Если читать ее детям, то потом необходимо беседовать о ней.

Отношение отца Серой Шейки — вполне естественно. В природе так всегда и бывает. Родителям приходится бросать свое нежизнеспособное потомство, чтобы обеспечить выживание остальным. Но автор должен был объяснить это маленькому читателю. Он же никак это не комментирует. Значит, это должны объяснять родители.

Мать Серой Шейки сначала говорит отцу, что останется с дочерью, а потом меняет свое решение и улетает на юг. И снова, автор никак не показывает своего отношения, не осуждает ее за этот поступок. Нет, не за то, что она улетела — здесь все правильно. А за то, что она сначала говорит одно, а затем другое.

Эта же мать, так сильно жалеет Серую Шейку, что перестает замечать других своих детей и обращать на них внимание. И снова автор ничего не говорит о том, что так делать нельзя.

Под конец, старик-охотник «спасает» Серую Шейку... чтобы отдать ее своим внукам, в качестве живой игрушки, а затем своей жене, чтобы Серая Шейка вывела потомство... которое потом съедят.

Оценка: 1
– [  5  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошинку»

dao8571428, 25 мая 2019 г. 22:02

Мудреная сказка с немного затянутым линейным сюжетом, слегка отдающим сюрреализмом. Причем этот «легкий сюр» у Мамина-Сибиряка случается так невозмутимо и регулярно, на ровном месте, что диву даешься, как этакое могло прийти автору в голову, и почему именно так, а не эдак. Словом, не писатель — ХУДОЖНИК. Язык очень хорош.

Поступок витязя Красика — сказочный идеал мужской чести. Уже в наше время не каждый ребенок до конца поймет и оценит нравственную красоту этого персонажа, не говоря уже о том, чтобы как-то спроецировать прочитанное в этой сказке на реальную жизнь. Что и говорить о будущих поколениях читателей... Считаю себя счастливчиком, что успел, прочитал, разглядел... «Имеющий уши — да услышит» (пусть простится мне этот пафос :) Видно, тронула меня сказка больше, чем сам думал).

Оценка: 8
– [  7  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Падающие звёзды»

strannik102, 2 мая 2019 г. 06:06

Взахлёб прочитан Мамин-Сибиряк!

Всё хорошее когда-нибудь кончается. Вот и для меня закончились романы Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Закончились не потому, что устал читать этого замечательного русского классика, а потому, что «Падающие звёзды» является последним романом в его авторской библиографии. Наверное остались в непрочитанном какие-то отдельные рассказы, однозначно есть ещё непрочитанные очерки Мамина-Сибиряка, но вот с романами — всё.

Изданный (напечатанный в журнале) на излёте уходящего XIX века роман, видимо, больше никогда не издавался, и даже не вошёл ни в одно «полное» собрание сочинений писателя. Трудно судить, почему, однако предполагаю, что причина может быть самой простой и лежать на поверхности: в романе нет той острой социально важной и значимой темы, которая взбудоражила бы общество и пробудила бы широкий интерес к этой книге. А ведь на самом деле и тема важная, и, вероятно, на тот момент всё ещё злободневная, хотя уже не настолько широко распространённая, как это было ранее.

Речь идёт о случаях, когда в небогатых семействах попросту «продавали» своих подросших дочерей богатеньким мира сего. Это явление было как в благополучной цивилизованной Европе (вот буквально на днях читал упоминание об этом в одной из книг — кажется, в книге Пристли... там подобный и никого не удививший случай был в Англии), такое же случалось и в России — в дореформенные времена вовсю продавались дочери крепостных, а в послереформенные мало что изменилось, разве что сама «купля-продажа» перестала быть столь откровенной и открытой.

У нас в романе одна небогатая английская дама нисколько не смущаясь буквально «продаёт» свою практически уже взрослую дочь петербургскому богачу-меценату, а сама благополучно уезжает домой. И именно это событие является, наверное, той центральной темой романа, на которую как на стержень нанизано всё остальное его содержание.

А вот этим остальным содержанием стали нюансы отношений между людьми петербургского полусвета конца XIX столетия. Мамин-Сибиряк знакомит нас с довольно известным скульптором и сводит с окружением этого творческого и вполне порядочного человека. И понятное дело, что тут крутятся и разного рода друзья и «друзья», тут вращаются некоторые дамы — как из числа любительниц и почитательниц искусства, так и те, кто позировал творцу в его работах. И во всех этих перемещениях и происходят разного рода столкновения и трения, возникают разные коллизии и нюансы.

Читать всю эту мешанину событий и нравственных терзаний и выборов по-прежнему не скучно (как никогда не скучно было читать вообще Мамина-Сибиряка). А чем там кончается дело?..

Роман имеется в свободном доступе в Интернете, сразу предупреждаю, что в старой орфографии, но к этому довольно быстро привыкаешь (особенно если то и дело тренируешь себя на чтение книг в дореформенном виде).

Оценка: 8
– [  5  ] +

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Общий любимец публики»

strannik102, 2 мая 2019 г. 05:52

Хочешь заиметь недруга — сделай человеку добро

Для меня этот роман показался стоящим слегка особняком. Вероятно просто потому, что в этой книге практически не нашёл социально значимых явлений, которые вскрывал бы и критиковал (или просто комментировал) автор. И хотя к литературному стилю Мамина-Сибиряка по-прежнему нет никаких претензий и написанные им более века назад строки и изящны и точны, однако по силе эмоционального воздействия эта книга (для меня) показалась слабее предыдущих.

В центре внимания автора находится некий среднего возраста мужчина, адвокат, занимающий в небольшом сибирском городе довольно заметное место и пользующийся не просто известностью у местной почтенной публики (дворянство, купечество и мещанство), но буквально популярностью. И, соответственно, пользующийся и вниманием дам разного возраста. И вот именно на этом самом дамском вопросе наш любимчик и погорел — одна из его бывших и несостоявшихся ныне пассий в целях мщения ненавидимому (читай — страстно любимому) организует в отношении него дело о служебном должностном подлоге и фактически уголовном преследовании.

И вот тут и вскрывается вся суть и сущность всей этой «всенародной популярности и любви» — практически все именитые, богатые и известные в городе фамилии и персоны либо перестают замечать своего бывшего благодетеля (ибо скольких из них он в своё время спас от суда и от ареста), либо деликатно, а кое-кто и попросту грубо отказывают ему в материальном вспомоществовании. Т.е. как только наш визави перестал быть полезен и выгоден стопам общества, так тут же был не просто позабыт-позаброшен, но даже и подвергнут осуждению и остракизму. Как говорится, не нужно иметь врагов, достаточно тех, кому ты сделал добро.

А параллельно со всей этой судебно-общественной катавасией раскручиваются варианты отношений с дамами, горят огнём любови и привязанности, совершаются глупые и крайние поступки, говорятся разные горячие и холодные слова — жизнь кипит.

Что ждёт нашего героя в конце? Ну-у-у, знаете-е-е… Роман вполне доступен в сети в электронной форме, правда на этот раз с ерами, ятями и ижицами, потому что не переиздавался с 1916 года. Так что любопытство утолить вполне можно.

Оценка: 9
⇑ Наверх