Александр Беляев отзывы

Все отзывы на произведения Александра Беляева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1260

  Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»   (+23)»»

«Держи на запад!»
–  [ 11 ]  +

Sawwin, 13 ноября 2008 г. в 22:38

В маленьком рассказике две фантастических идеи, причём обе, как бы это выразиться помягче, весьма сомнительны. Первая идея была в начале прошлого века очень популярна в советской России и фашистской Германии. Предполагалось, что с помощью улучшения человеческой породы (евгеника) можно будет вывести новую расу сверхлюдей. Великий Ум, который сидит и непрерывно думает на благо человечества, как раз такое существо. Александр Беляев рассказывает о будущем великом вожде со столь несокрушимой серьёзностью, что невозможно понять, действительно он разделяет эти идеи или просто паразитирует на модной теме, стремясь заработать немножко денег.

Вторая фантастическая идея попросту смехотворна в своей безграмотности. Великий Ум объявляет, что если лететь в западном направлении (догоняя солнце), то время для летящего замедлится. Более того, оказывается, что если ракета полетит быстрее, чем движется солнце, то время пойдёт задом наперёд. Вся эта ахинея также преподносится с абсолютно серьёзным видом, хотя Беляев не мог не знать, насколько такое предположение бредово. Но ведь читатель, окончивший три класса ликбеза, этого не знал и принимал рассказ за чистую монету! И лишь последняя фраза: «На этой ракете я сам начну думать наизнанку!» -- выдаёт понимающему читателю усмешку автора.

Далее начинается чтение между строк. Раз Великий Ум предлагает столь великую чушь, значит, и сама идея сверхчеловека является бредом, а следом возникают сомнения в гениальности вождя. А если вспомнить, кто считался в те годы величайшим гением… Тут и начинаешь понимать, зачем автор так тщательно скрывал свою усмешку.

Вот только современному читателю, полностью утерявшему искусство чтения между строк, рассказ может показаться попросту неумным.

Оценка : 3
«Чёртова мельница»
–  [ 11 ]  +

Sawwin, 13 ноября 2008 г. в 22:27

Страшноватый рассказик. Мало того, что профессор Вагнер изобрёл универсальный допинг, полностью уничтожающий синдром усталости, он ещё заставил без устали работать отрезанные человеческие руки и ноги. «Мы заставим работать и мёртвых!» -- радостно восклицает профессор Вагнер. И совершенно не ясно, сам автор поддерживает эту вспышку некроромантического энтузиазма или нет.

Честно говоря, я в шоке. Такого рассказа от Александра Беляева я не ожидал. И ведь написано хорошо: живые люди, нестандартные ситуации, отличный язык… -- ничего похожего на вымученные заказные произведения, которых было полно даже у самого Беляева.

Оценка : 3
«Властелин мира»
–  [ 10 ]  +

Old_Gonsalez, 19 марта 2025 г. в 20:01

По мне, это один из самых недооценных романов советского фантаста. По сюжету, немецкий изобретатель Штирнер открывает волны, влияющие на человеческий мозг. На их основе, он создаёт аппарат, передающий мысли на расстоянии. И теперь он может управлять людьми. Сначала он внушает любовь девушке, которая холодна к нему, затем становится богачом и управляющим главным банком страны, а в итоге все рычаги управления государством — экономические, политические находятся у него в руках. Он одним усилием мысли разгоняет военные и полицейские отряды, и кажется, что с таким чудо-диктатором справится просто невозможно. Но Штирнера давит груз зла и совершенных ошибок, власть и богатство не приносит ему радости. Но если не станет диктатора, куда человечество применит оставшееся после него открытие?

А. Беляев в этом романе предвосхитил мобильные телефоны, абсолютную власть диктатуры, задал вопросы о гуманизме и человеческой культуре и о силе, что, будучи напраленной в верное русло, принесёт человечеству мир без войн и боли.

Оценка : 10
«Продавец воздуха»
–  [ 10 ]  +

Фэтти, 07 августа 2021 г. в 00:34

Прочитал его лет в 9-10 (не позже точно). Тогда второй том из собрания Беляева 1957 года был его единственной книгой в доме. Она мне попалась, и я ее просто проглотил.

Так вот о «Продавце воздуха». Это, конечно, самая захватывающая повесть в томе. И прошла она абсолютно на ура.

В ней все, чтобы увлечь тогдашнего пионера. Романтика экспедиции, таинственное подземелье, побег, диковинные изобретения и, разумеется, победа наших над капиталистами.

Особенно я любил перечитывать место, где говорится о последствиях «показательного взрыва» — как местных, так и глобальных. Читаешь и зримо представляешь, как взрывная волна огибает земной шар.

И года три-четыре назад решил перечитать, вполне отдавая отчет, что могу разочароваться — и оказалось неплохо! Беляев все-таки не графоман и писать умел.

Та же история, что и с «Властелином мира» — можно вполне снять осовремененный римейк. Выкинуть идеологию — которой, кстати, немного — и выйдет хороший приключенческий фильм. Да, знаю, что роман уже экранизировали — но вполне можно сделать это еще раз.

Оценка : 8
«Прыжок в ничто»
–  [ 10 ]  +

URRRiy, 27 августа 2020 г. в 21:25

Плод своего времени, тем не менее, остававшийся интересным для читателя вплоть до распада СССР и появления конкурирующих фантастических по идее произведений. Я читал роман в детстве, как и большинство произведений Александра Беляева, и хотя практически все в его творчестве мне тогда нравилось, но эта книга запомнилась как самая впечатляющая.

Конечно, политику в отношении «проклятых буржуинов» мозг отфильтровывал и тогда, кстати, не согласен с ругательством в этом отношении в адрес автора. Если нормальному ребенку ещё в советское время была понятна малозначительность комми-пропаганды в совокупной оценке качества труда, то какой смысл гневно осуждать сейчас понятную причину наличия этой «шелухи»? Единственно, что даже ребенку запомнилась нелогичность строго классового подхода к моральным качествам человека — почему если он типа трудящийся — слуга, то обязательно положительный персонаж и всегда поддержит противников своего работодателя? Какие то роботы, упоминаемые вскользь. А вот «эксплуататоры» прописаны вполне ярко и отнюдь не целиком вызывают негатив, а скорее сочувствие.

Но самое хорошее впечатление, несмотря на ненаучность, оставили описания полета и особенно — Венеры и путешествия по ней юного аристократа, кстати, успешно выжившего и доказавшего, что он вовсе не дегенерат.

В общем, не знаю, возникнет ли у меня решимость на перечитывание этого романа, но людям, которым интересно мироощущение советских людей тридцатых годов, вовсю через разного рода тернии рвавшихся к звёздам (и почти прорвавшимся), эта книга сумеет помочь в этом вопросе, вдобавок к увлекательному, хотя и устаревшему по форме приключенческому сюжету.

Оценка : 9
«Светопреставление»
–  [ 10 ]  +

Тимолеонт, 18 мая 2019 г. в 09:47

В огромный восторг привела эта история, которая то ли про детектив и шпионские интриги, то ли про любовную драму и ревность, то ли вообще катастрофа! Понравилось буквально всё — и приспособление людей к миру, где свет плетётся со скоростью улитки, и охота за важными документами, и использование людьми и хитрыми дельцами светового катаклизма в своих интересах. Беляев здесь продемонстрировал самое интересное в фантастике — не какое-то крутое изменение или катастрофу, а то, как люди с этим взаимодействуют.

Однозначно — лучших рассказ-повесть Беляева.

Оценка : 9
«Ариэль»
–  [ 10 ]  +

Тимолеонт, 14 мая 2019 г. в 13:37

Несмотря на то, что Ариэль — это явный Ихтиандр, поменявший место жительство и способность с подводного плавания на полёты, «Ариэль» остаётся одним из сильнейших творений отечественной фантастики. Конечно же, как во всех подобных произведениях, фантастическое допущение играет здесь второстепенную роль, главное — взаимодействие персонажей и их реакции на происходящие события и чудеса.

Здесь самые сволочные и самые лучшие люди только дополнительно оттеняют друг друга и показывают свою сущность. И конечно же, главное и здесь, и в «Человеке-Амфибии», очень сильны мотивы свободы, бескрайних просторов, в которых всегда можно скрыться и ни одна сволочь никогда тебя не найдёт.

Оценка : 8
«Властелин мира»
–  [ 10 ]  +

Тимолеонт, 09 мая 2019 г. в 19:06

Несмотря не некоторую наивность действия, здесь уже в полной мере чувствуется гений автора и его фирменный стиль. Гениальный изобретатель, катаклизмы и изменения, к которым приводят его преобразования, и сторонние, в принципе, люди, которые пытаются ему помещать. Относясь к типу «гений злой», местный ГГ довольно толково и с фантазией подходит к завоеванию мира, помешала ему в итоге только собственная амбициозность и тщеславие.

А ещё именно здесь Беляев понял, что для хорошей истории нужно не только увлекательное повествование, изобретения чудесные, но и характеры персонажей. Не обязательно вычурные и со скелетами в шкафу, но любопытные и уместные. Все они проходят здесь немалый путь, кто-то из них побеждает и начинает преобразовывать мир, кто-то гордо прячется, кто-то просто взрослеет... Сейчас мне очень жаль, что эта книга не попалась мне в руки в детстве, в своё время она могла бы сместить фокус интересна в пользу отечественной фантастики и я намного раньше приступил бы к плотному знакомству с ней.

Оценка : 9
«Продавец воздуха»
–  [ 10 ]  +

Тимолеонт, 06 мая 2019 г. в 16:04

Вполне себе неплохой почти что шпионский триллер! Яркий капиталистический злодей пытается поставить на колени весь мир, заодно хорошо на этом заработать, уничтожить страну с опасной для него идеологией и вообще самореализоваться как яркая, инициативная личность).

А противостоят ему простые советские граждане, которых десятки миллионов... Читаются все эти приключения как яркая, «событийная» повесть. Поход по дикой природе, пребывание в плену у злодея, выяснение его эгоистичных планов, которые подчинят ему всех простых людей, но не навредят таким же капиталистам, попытки сбежать и предупредить своих... Круто же! Мне понравилась даже романтическая линия.

Конечно же, «Продавца воздуха» можно упрекнуть в некоторой наивности и явных ляпах, но о них даже вспоминать не хочется. В принципе, это неплохая история про то, как вели бы себя с «Доктором Зло» обычные люди, а не джеймсбонды.

Оценка : 8
«Голова профессора Доуэля»
–  [ 10 ]  +

Kabasha, 04 мая 2019 г. в 10:23

Написанный в начале прошлого века, научно-фантастический роман «Голова профессора Доуэля» до сих пор видится Кабаше как своего рода ответ лавкрафтовскому Реаниматору, а доктор Керн – это все тот же одержимый идеей сохранения жизни фанатик Герберт Уэст. разница лишь в подходе, при котором мистика и тайны заменены на науку. приправленную хирургией экстра-класса.

Это одно из наиболее известных произведений Александра Беляева, но, на взгляд Кабаши, все же уступает по уровню и «Продавцу воздуха», и знаменитому роману «Человек-амфибия». Тем не менее, отличный повод почитать на выходных.

В середине 80-х гг. роман получил экранизацию от Ленфильма, где в качестве головы выступил латвийский актер Ольгерт Кродерс. Несмотря на то, что в фильм были взяты лишь основы романа, смотрится он тоже легко, правда также легко и выветривается из головы после просмотра.

Оценка : 8
«Продавец воздуха»
–  [ 10 ]  +

Gaelic, 22 июля 2018 г. в 15:29

Говорят, Джордж Мартин непревзойдённый мастер внезапных смертей. Да что там “говорят”! Сама читала и прекрасно помню, как в момент казни Эддарда Старка до последней строчки ждала “вот-вот, сейчас кто-нибудь появится, даст Ланнистерам хорошего пинка и всех спасёт”! Стоит ли уточнять, как глубоко я была поражена, когда голова Старка-старшего слетела с плеч? После этого я уже ничему не удивлялась, читая “Песнь льда и пламени”. И до недавнего времени пребывала в полной уверенности, что вряд ли удивлюсь смерти того или иного героя книги, даже если её автор не Джордж Мартин.

Так я думала, пока ко мне не попал “Продавец воздуха”. Видимо, за прошедшие полтора года с момента прочтения первой книги Беляева успела забыть, насколько внезапно, неожиданно и стремительно могут начать развиваться события в его произведениях.

Думаю, не для кого не будет спойлером (всё-таки книжная аннотация не является таковым), если озвучу пару предложений о сюжете. Наша планета Земля теряет атмосферу и весь мир задыхается в прямом смысле слова. Из-за сильно обострившегося классового неравенства простые рабочие вынуждены работать за воздух, так как деньги быстро обесцениваются. Виной этому стал гений-безумец Бейли, научившийся сжижать воздух из нашей атмосферы. Полученные шарики воздушного гидрата весьма успешно продавались, принося Бейли колоссальную прибыль. О последствиях, радикально поменявших климат его не волновали. Если столь глобальные проблемы были не существенны для Бейли, то на простые человеческие жизни ему тем более было плевать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
... мне нет дела до человечества. Я не хочу губить, но не желаю и отказываться от своих целей ради спасения человечества.

Звучит жестоко и эгоистично. Хотя, в других его словах всё-таки есть смысл.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мне просто нет никакого дела до человечества. Оно само идёт к гибели. В конце концов наша планета не вечна. Она обречена на гибель не мною. А произойдёт это раньше или позже — не всё ли равно.

На этом я хочу остановить своё повествование о сюжете. Вы сами всё узнаете. Или уже знаете, если читали книгу.

Скажу теперь о плюсах. Как научная фантастика, “Продавец воздуха” хорош и сюжетом, и философскими рассуждениями. Отдельное спасибо за подробные разъяснения о получении воздушного гидрата. Мне, человеку далёкому от физики и химии, было очень интересно и понятно читать.

Что касается героев, то Беляеву как всегда удалось сделать их реалистичными, с яркими чертами характера. Их чувства и эмоции настоящие. А если в сюжете присутствует любовная линия или намёк на оную, то всё обходится без приторности или “люблю тебя, дорогая/ жить без него не могу” на каждой странице.

Поэтому, вечер с книгой Беляева для меня превращается в фантастическое путешествие по необычному миру, где добра и веры в лучшее всё-таки чуточку больше, чем равнодушия и наживы.

Оценка : 10
«Остров Погибших Кораблей»
–  [ 10 ]  +

Angvat, 27 декабря 2017 г. в 12:09

Знаете, иногда у меня начинает складываться нехорошее впечатление, что плагиат чужих идей и образов местами прямо-таки в крови у отечественной фантастики. Ни я, ни кто-либо другой по прошествии стольких лет уже наверное не скажет, читал ли Беляев абсолютно неизвестную у нас, да и толком уже забытую у них «The Isle of Dead Ships: A Tale of the Saragasso Sea» или может видел ее экранизацию, а если и видел, то насколько она на него повлияла. Но совпадения в виде фабулы, названия и места действия несколько настораживают. Может, автор просто мыслил в том же ключе, но осадочек как говорится остался.

Если же отвлечься от сумрачных мыслей о заимствованиях, то перед нами просто неплохой приключенческий роман своей эпохи, нынче местами старомодный и наивный. Разок прочесть можно, далеко не худшая книга у автора. И если бы над ней не маячила эта проклятая тень сомнений, действительно ли это полностью его книга… Но к чему нам ворошить дела лет столь минувших, не имея на руках каких-либо веских подтверждений, поэтому лучше просто читайте и получайте удовольствие, если произведение вам пришлось по душе.

Оценка : 6
«Остров Погибших Кораблей»
–  [ 10 ]  +

Пол Атрейдес, 23 марта 2016 г. в 20:42

Книга прочитана в детстве (лет в 10-11) в красноярском издании 86 года (на синей обложке трое смотрят на затонувшие корабли) и оставила неизгладимое впечатление. Правильно сказала Синяя выдра:Есть книги, которые нужно прочитать в детстве. Помню, как вечерами (жил на крайнем севере) взапой читал и перечитывал. Найденная рукопись: «Числа не знаю. Голова в огне. Руки дрожат. Кругом трупы. Нет сил выбросить мертвых за борт. Сегодня перед восходом солнца умерла на моих руках бедная девушка. Умерла спокойно, с улыбкой на губах. А вечером накануне она в бреду со страхом говорила: «Боги мстят!..» – Бочки с золотом, – кому они…» Здесь рукопись обрывается. — так и стоит перед глазами всю жизнь.

Не понимаю, честно говоря, как можно оценивать подобные шедевры ниже 10...

Оценка : 10
«Человек-амфибия»
–  [ 10 ]  +

ii00429935, 08 октября 2015 г. в 23:11

Роман «Человек-амфибия» сложно воспринимать в отрыве от мегапопулярного фильма с тем же названием. Кино — более массовое искусство, и частенько успешная экранизация, увы, заслоняет первоисточник. Так что я искренне завидую тем, кто познакомился с Ихтиандром, Гуттиэре и доктором Сальватором на страницах книги, а уже потом встретился на экране. При всём уважении, авторы фильма многое упростили, убрали выпады против церкви и богоборческие мотивы, сильный крен сделав в сторону мелодрамы. Для своего времени картина 1961 года стала настоящей «бомбой», но роман Беляева сильнее практически по всем статьям. Здесь больше экшн-сцен (бой со спрутами, посещение затонувшего корабля), интереснее романтическая линия (не привычный любовный треугольник, а скорее любовный квадрат)... Однако хватит о кино! Книга Александра Беляева — настоящая классика и не нуждается ни в каких « подпорках «. Такие истории можно перечитывать в любом возрасте, всякий раз открывая что-то новое. В детстве меня больше увлекали приключения и красочные описания моря. Сейчас, много лет спустя, поразил образ доктора Сальватора. Это ведь не романтик-доброхот, а настоящий безумный учёный, в традиции Жюля Верна и Герберта Уэллса. Для меня Сальватор безумен не из-за спора с Создателем, а потому что Идею ставит выше Человека. Конечно, доктор и лечит, и кого-то даже спасает, но жабры акулы пересаживает Ихтиандру чисто « из спортивного интереса «. Подобными экспериментами увлекались нацистские врачи в концлагерях. Свой концлагерь для животных есть и у Сальватора (см.главу « Чудесный сад «). И кто бы объяснил: какая польза науке от двух овечек, сшитых доктором на манер сиамских близнецов? А от поросёнка, превращенного в одноглазого циклопа? Нет, все-таки прав был Александр Сергеевич! Гений и злодейство — две вещи несовместные.

Оценка : 10
«Человек-амфибия»
–  [ 10 ]  +

wax, 26 июля 2014 г. в 10:27

Давно хотела прочесть, и вот, наконец, добралась.

Интересная и поучительная история. Почему-то главный герой слегка напомнил главного героя из «О, дивный, новый мир!»-видимо, из-за того, что и там, и там главный герой-

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
совершенно чистый человек, не знакомый с людскими пороками. Что, в итоге, и приводит к печальному концу.
.

Читать интересно и легко, книга увлекает в себя. И почему-то воспринимается не столько как фантастическая история (мы ведь знаем, что создать человека-амфибию невозможно), сколько как научно-популярное издание, научная литература...словно подобные эксперименты и впрямь возможны.

Оценка : 8
«Человек-амфибия»
–  [ 10 ]  +

Marcellus, 06 июня 2014 г. в 19:17

Ну вот как, скажите мне, оценивать подобные книги?

Ведь тут же вспоминаешь детство, радость чтения, художественный фильм по книге, в голове наигрывает «Эй, моряк, ты слишком долго плавал..»

Беспристрастность уходит тихо закрыв двери.

Есть истории которые надолго остаются в душе.

Это одна из них.

Оценка : 10
«Голова профессора Доуэля»
–  [ 10 ]  +

god54, 13 декабря 2012 г. в 20:22

Сегодня многие авторы стыдятся своих первых произведений, Раньше все было наоборот. Первое произведение должно было быть событием в фантастической литературе. Так и в данном случае, если не сравнивать с последующими произведениями этого же автора, а тем более с перереаботкой рассказа в роман, можно отметить, что была предложена поистине революционная фантастическая идея и абсолютно уникальный и интересный сюжет. Все это и выделило автора среди массы других писателей. Особо хочется отметить, что и сам рассказ не потерял своей актуальности и интересности для любого читателя современности. И вполне можно читать, как самостоятельное произведение.

Оценка : 8
«Мёртвая голова»
–  [ 10 ]  +

SAG, 22 ноября 2012 г. в 19:54

Что общего у профессора Жозефа Мореля и обнаруженного в лесу некоего Фессора? Оба знают латынь, носят очки и отлично разбираются в энтомологии. А что их различает? Морель стремится в джунгли, что бы найти новые виды пауков и других насекомых и стать светилой в науке. Фессора то же интересуют насекомые, но слава его уже мало волнует, у него навязчивая идея поймать бабочку «мертвая голова». И еще их различает 15 лет, те 15 лет, которые провел Морель в джунглях Амазонии и превратился в безмолвного, подверженного навязчивой идеи, но совершившего массу открытий, наблюдая жизнь насекомых и сумевшего выжить в джунглях Фессора.

Можно найти всякие доводы, что бы обвинить его в деградации и прочем. Но это обычное психологическое явление человека вырванного из общественной среды: вспомните дитей воспитанных животными, или узников казематов-одиночек. Яркий пример такого явления Айртон из книги « Таинственный остров». Но вернувшись в дружественную среду и Айртон вновь стал человеком, почему же это не возможно для Мореля, тем более, что после долгого молчания и вернув себе дар речи он замучил своими разговорами. Мне возразят, в последних строчках рассказа он подверженный своей идее в городском парке ловит ускользнувшую от него бабочку. Но что вы хотите, что-бы после 15-летнего затворничества он сразу вернулся к прежней жизни. На реабилитацию то же нужны годы. И я верю, такой человек, сумевший не только выжить, но еще и исследовать, и собрать уникальную коллекцию и найти применения в обыденной жизни секретов природы сможет в дальнейшем вернуть свою психику в нормальное состояние. А может у него как раз и нормальное состояние человека органически слившегося с природной средой, ведь даже пума стала на его защиту, а мы привыкшие только брать от природы не много не те.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не большое отступление. Вспомните как заботился Морель о своих очках. Он в джунглях проносил их 15 лет. Читая про них, снял свои и подумал- это уже вторые, а прошло каких-то пять лет. И вроде берегу и в футляре постоянно прячу. Это что так раньше делали вещи или просто Беляев написал не задумываясь о таких мелочах.

Оценка : 9
«Воздушный корабль»
–  [ 10 ]  +

Stirliz77, 25 июля 2011 г. в 00:11

Мы находимся в положении человека, который впервые отдается волнам неведомого океана. Мы воздушные Колумбы. Мы отправляемся в страну неведомого.

Давно прошли те времена, когда летчиков именовали воздухоплавателями, а небо нашей планеты наряду с хрупкими тонкокрылыми самолетами бороздили воздушные левиафаны -дирижабли. В эволюционной борьбе воздушных судов безоговорочную победу одержал быстрый, верткий и более простой в эксплуатации самолет, а дирижабли практически исчезли из воздушного пространства. Тому было несколько причин: во-первых и главных, репутацию им основательно попортила череда катастроф с их участием, когда наполненные взрывоопасным водородом они вспыхивали как спички и сгорали дотла. Во-вторых: дирижабли были весьма тихоходными и сильно зависимыми от силы и направления ветра. В-третьих: для причаливания им требовалась специальная наземная команда, да и ангары для их хранения получались ну очень большими. Были и ещё причины, но и этих вполне хватило для того, чтобы суда легче воздуха сошли со сцены. Но были у них и преимущества, которые так и остались недостижимыми для аппаратов тяжелее воздуха — основным из них являлась великолепная грузоподъемность. В настоящее время сразу несколько инженерных фирм по всему свету разрабатывают проекты современных дирижаблей, которые бы были избавлены от основных недостатков своих предков, но сохраняли все их достоинства. И может быть не за горами тот день, когда потомки цепеллинов вновь поднимутся в воздух и у любого желающего появится возможность выбора между быстрым перелетом в тесном кресле самолета или неспешным комфортабельным путешествием в отдельной каюте современного дирижабля. В последнее время в фантастической литературе дирижабль как правило служит одной из отличительных черт ставшего таким популярным стимпанка. Хотя было время, когда о стимпанке и слыхом никто не слыхивал, а дирижабли выступали в книгах как один из символов прогресса.

Раскинувшись на двух континентах и заняв шестую часть суши Советская Россия стала самой большой страной мира. Но страна эта, пережив революцию и последовавшую за ней гражданскую войну, пребывала в весьма плачевном состоянии. Для исправления сложившейся ситуации по призыву вождя мирового пролетариата товарища Сталина на всей территории СССР была начата индустриализация. Зашумели стройки, начали тянуться в небо корпуса заводов и фабрик, на реках выросли плотины электростанций. Страна преображалась прямо на глазах. Существенным тормозом в осуществлении этих грандиозных планов был размер территории страны, при таких расстояниях большую сложность представляла доставка в нужное место строительных материалов, станков и оборудования. Хорошо, если поблизости была ветка железной дороги, но такое счастье было далеко не всегда, ведь различные индустриальные предприятия росли не только возле крупных городов, но и, зачастую, практически в чистом поле, поблизости от месторождения тех или иных полезных ископаемых. Энтузиасты воздухоплавания, планеристы со стажем Сузи, Борис «Буся» Шкляр и Махтум Ханмурадов занимались совершенствованием техники воздушных караванов, когда за один аэроплан-тягач цеплялись несколько «барж»-планеров. Такой способ позволял резко повысить объем грузоперевозок и, при этом, снизить расход горючего. Эта их идея уже успела завоевать популярность, но Махтум решил не останавливаться на достигнутом и в одиночку занялся разработкой техники полностью безмоторного воздушного сообщения на базе планеров. Для этого должны были использоваться искусственно созданные зоны восходящих потоков воздуха, где как на трамплине планер мог набрать высоту. Так, следуя от зоны к зоне, он мог совершенно не тратя топлива покрывать значительные расстояния. Но ему не суждено было и впредь заниматься планеризмом — его друг Сузи предложил Махтуму принять участие в новом проекте. Оказалось что Сузи и Шкляр уже некоторое время вынашивали мысль по использованию устойчивых высотных воздушных течений для перевозки большого объема грузов с помощью цельнометаллических дирижаблей, где дирижабль выполнял бы роль этакого плота, плывущего по течению и тратящего топливо лишь на маневрирование. Но никто точно не знал, где конкретно проходят эти течения. Для разведки воздушных гольфстримов в ближайшее время должна была отправиться исследовательская экспедиция на первом в стране цельнометаллическом дирижабле «Альфа». В её задачу входил по возможности безмоторный полет от крайней южной точки СССР до Северного полюса. Махтум, конечно же, не смог устоять перед таким предложением и с радостью согласился принять участие в этом интереснейшем начинании.

Это произведение Александра Беляева с момента его первого появления на страницах журнала «Вокруг света» за 1934-35 гг. переиздавалось всего несколько раз, поэтому осталось практически неизвестным массовому читателю. Как и предыдущий его роман «Прыжок в ничто», «Воздушный корабль» основан на популяризации идей Константина Эдуардовича Циолковского. На этот раз автор обратил своё внимание на концепции цельнометаллических дирижаблей и безмоторного воздушного сообщения. Читая о путешествии героев на аппарате легче воздуха первым делом вспоминаешь классический роман Жюля Верна «Пять недель на воздушном шаре». Но между появлением в свет книги Верна и книги Беляева прошло более семидесяти лет и за это время научная мысль продвинулась весьма далеко. Если герои Верна путешествовали по Африке в поисках истоков Нила на воздушном шаре весьма прогрессивной по тем временам конструкции, полностью отдавшись на волю ветров, то герои Беляева оказались в более выигрышном положении, потому как их летательный аппарат вполне мог передвигаться самостоятельно и их свободный полет был не более чем одним из условий эксперимента, который можно было прервать в любой момент. Но комфортабельность путешествия отнюдь не является синонимом его безопасности — за время перелета экипажу «Альфы», из-за капризности и непредсказуемости воздушного океана, не раз будет грозить смертельная опасность.

Несмотря на протяженнось маршрута и сложность поставленной задачи экипаж цепеллина состоит всего из пяти человек: «капитана Сузи, его помощника Ханмуратова, инженера-механика Шкляра, аэролога Власова и радистки Лавровой». Для управления такой сложной и мощной машиной этого вполне достаточно, ведь на «Альфе» сплошь и рядом применяется автоматизация и механизация всех основных и вспомогательных процессов. Правда за время пути на борт поднимется ещё пара человек, но они то уж точно не имеют к воздухоплаванию никакого отношения. Сама идея использования воздушных течений для перевозки грузов дирижаблями до сих пор не потеряла своей привлекательности, хотя и требует осуществления на совершено ином техническом уровне, чем описанный в романе. Конструкция «Альфы» не имеет крупных фантастических допущений и, в принципе, вполне воплотима в реальность. Даже в то время постройка подобного воздушного судна была бы вполне осуществима, так что роман Беляева лишь условно можно отнести к фантастике — это стопроцентный «ближний прицел», со всеми его признаками. Взятое за основу сюжета вполне вероятное техническое достижение подается под соусом приключений типичного географического романа. В отличие от подавляющего большинства произведений Александра Романовича, «Воздушный корабль» не несет в себе глубоких идей и не отличается серьезным психологизмом — это чисто приключенческая история, созданная как иллюстрация конкретной идеи. Содержание её вполне качественно, но не представляет из себя ничего особенного. Чувствуется, что автор ответственно подошел к написанию текста -ляпы практически отсутствуют. Единственное, что смутило, так это загадочный газ геокороний, по утверждению автора входящий в состав воздуха. Что это такое?

Итог: малоизвестный роман, по объему более похожий на повесть. Он довольно бледно смотрится на фоне других произведений автора, но, несмотря на это, несет в себе несомненный беляевский дух. Любителям творчества Беляева вполне стоит с ним познакомиться, остальным — по желанию.

Оценка : 7
«Голова профессора Доуэля»
–  [ 10 ]  +

roman_kulikov, 24 июля 2011 г. в 12:46

Жемчужина отечественной фантастики. Произведение рассказывает об амбициозном ученом, которые проводит опыты, по отделению частей тел живых существ, с сохранением их жизненных функций. Казалось-бы, с момента написания романа прошло больше семидесяти лет, а голова живущая отдельно от тела — до сих пор остается фантастикой. «Голова профессора Доуэля» — несомненно идеальное произведение своего жанра, во всех отношениях, и гордость вызывает то, что оно написано не далекими западными фантастами, а нашим соотечественником. Мне эта книга чем-то напомнила Булгаковское «Собачье Сердце», поэтому я советую всем читать оба произведения последовательно, одно за другим(если вы это до сих пор не сделали).

Оценка : 8
«Ариэль»
–  [ 10 ]  +

nostradamvs, 21 июля 2011 г. в 10:00

Всегда, с раннего детства, любил этот роман Беляева более других. Романтика полёта, Ариэль, летающий мальчик, всё это пробуждало детскую силу воображения, превращалось в удивительную сказку. Гораздо позже я прочёл «Блистающий мир» Грина — более сильный, уже сугубо для взрослых, но отпечаток, радостный, с привкусом мечты, от «Ариэля» остался у меня на всю жизнь.

Оценка : 10
«Властелин мира»
–  [ 10 ]  +

Nora Beng, 25 февраля 2011 г. в 15:42

«Властелин мира» — мой любимый роман у Беляева. Перечитывала несколько раз, много думала. Проблема власти — это важно. И одиночества тоже. А ведь роман и об этом тоже.

Штирнер, обычный человек, молодой ученый, не может рассчитывать на что-то особенное в своей жизни. Его труды могут быть присвоены профессором, а если и не присвоены, то он всё равно не получит желаемого — деньги и учёные вещи не очень совместимые.

Быть служащим, доверенным лицом крупного банкира? Неплохо, но где же что-то особенное, манящее? Не останавливаться же на глупой жене и домике с собачкой и кофе со сливками к старости?

Ну а тут подвернулся шанс, очень неплохой, заполучить разом и богатство, и власть, и красивую женщину, в которую ты к тому же влюблён. Кто бы этим не воспользовался? Хотя такие люди, по Беляеву, были. Я думаю, что их не могло не быть. Иначе и жить не стоит, верно?

Проблема в том, что остановиться Штирнер не мог. Процветающего банка было мало. Вот бы получить мировое господство!..

Несмотря на всё, он остаётся человеком. Хотя бы потому, что он любит.

Штирнера жалко, Штирнера понимаешь. Задумка со Штерном не понравилась. Нельзя, ну нельзя выбросить кусок из человека! Ведь тогда получается, что Штирнер прав, и совесть, дружба, самопожертвование не более, чем инстинкты. Их же можно выключить?

Оценка : 10
«Человек-амфибия»
–  [ 10 ]  +

Mari_mari, 14 февраля 2011 г. в 15:08

Книга потрясающая.

Мне было до слез жалко этого мальчика, который далек от нормальной земной жизни, которому дали «попробовать» на вкус человеческие чувства, и от этого же он потом и пострадал...

Его судьба печальна. Он, человек, не может жить среди людей, а только под водой, общаясь лишь с дельфинами и рыбами... Одиночество.

Становится противно оттого, как люди, ведомые своими низменными чувствами корысти и алчности, влезают своими грязными лапами в судьбы других людей, разрушая их размеренную спокойную жизнь. Доктор Сальватор жил со своим сыном Ихтиандром, спасал, абсолютно безвозмездно, жизни бедных индейских детей, делал операции, значительно опережающие время, в котором он жил. Непризнанный гений. В мире ведь много было таких, достижения которых признавались спустя какое-то время.

Эта книга цепляет многие человеческие чувства...

«Человек-амфибия»
–  [ 10 ]  +

Журналистка, 30 июня 2010 г. в 23:01

Книга «Человек-амфибия» в первую очередь поразила меня способностью автора смело и точно заглядывать в будущее.

Так же, особой передачей чувств героев, что не каждому писателю возможно сделать, да еще и порядочно изложить читателю. Хотя и сама история о ученом-хирурге, творящим добрые дела, и о мальчишке, ставшим в конце концов амфибией, не без помощи, конечно, сего профессора, увлекает...

История по большей части романтичная, дабы в книге не только превозносятся читателю достижения науки, но и чувства персонажей, их любовь, в конце концов...

Смысл тут даже не только в самой любви, но и в тех, кто из-за своей чрезмерной корысти способен эту самую любовь разрушить... В данной книге это люди, стремящиеся разбогатеть с помощью мальчишки-амфибии...

Что же говорить про самого главного героя ученого (который, к слову сказать, потом же и спас мальчика), то его действия, конечно, внушают уважение, но человек, проводящий опыты над людьми, с другой стороны заставляют задуматься: а стоит ли это того? Поможет ли?

Ответственность к своему делу, способность действительно помочь, а не покалечить, в первую очередь рассматриваются автором, хоть это и можно вычитать только в подтексте сего произведения... Именно причем ответственность, а не банальная блажь или желание показать себя...

Книга заставляет поглубже задуматься, наконец же побуждает к определенным поступкам, за что Беляеву отдельный респект8:-0

Оценка : 10
«Подводные земледельцы»
–  [ 10 ]  +

Доктор Вова, 26 мая 2010 г. в 16:50

Хороший и добротно прописанный роман! Да, есть агитационно-идеологический аспект, не без этого. Но:

1. Трудно в когорте российско-советских авторов того времени найти хоть одного, в чьих произведениях идеологическая составляющая отсутствовала бы полностью!

2. Кто платит, тот и заказывает музыку! Заказные и щедро оплачиваемые произведения от меценатов великим и не очень художникам, композиторам, скульпторам нас не только не возмущают, а восхищают( та же Джоконда у да Винчи, скульптуры у Микеланджело, фуги у Баха и т.д.)! Так почему мы отказываем ЧЕЛОВЕКУ с непростой судьбой и тяжелейшими болезнями в праве написать роман, который однозначно понравился партийным руководителям того времени! Ведь главное чего хотят заказчики во все времена и у всех народов- это качество выполненной работы! А в данном случае заказ выполнен хорошо и качественно!

3. Такие, со слов критиков, заказные идеологические произведения позволяют Автору думать не только о хлебе насущном, но и все творческие силы направлять на реализацию своих истинных шедевров, таких как «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль» и другие, которые входят в Золотой фонд не только Русской, но и Мировой фантастики и литературы!

P.S. Для многих моих предшественников, оставивших свои отзывы типа: «морально устарело», «прошлый век во всех смыслах», «никому не интересно», «наивно». Могу резюмировать только одним- всех этих подводных производств, вместе с битвой за урожай, до сих пор так и нет, не сумели еще реализовать и неизвестно, сумеют ли и когда! А вот это как раз и есть показатель настоящей фантастичности произведения!

Оценка : 8
«Ариэль»
–  [ 10 ]  +

Altera_Atlantida, 09 марта 2010 г. в 21:46

Мне бы в небо.

История о том, как летая, уметь с этим жить. Ведь, те, кто внизу остался, ох как щас бы из тебя фкушный ужин сделали, птыыычка.;-) А перед лакомством бы все глаза бы проглядели и каждую внутренность прощупали, выискивая причины вожделенного умения летать.

Советую читать сей удивительно интересный утопично-поэтичный роман. Ожидания оправдает.

Еще один глубокий поклон мастеру^_^

Оценка : 10
«Звезда «КЭЦ»
–  [ 10 ]  +

wolobuev, 09 ноября 2009 г. в 13:31

Пусть писалось это давно, и пусть многие технические детали выглядят сейчас наивно — дело не в этом. Книга слаба прежде всего сюжетно. По сути это — не художественное произведение, а пропагандистский плакат со всеми вытекающими. Чистая и незамутнённая популяризация советской науки. Для карьеры автора — полезно, для литературы — один перевод бумаги.

Оценка : 3
«Мистер Смех»
–  [ 10 ]  +

mitriyijz, 26 января 2009 г. в 16:22

Интересное предостережение Беляева о насилие в юморе и насильственном смехе . Этим произведением он предсказал пришествие антихриста юмора Петросяна и приход из-за границы в Россию Клуба Камеди

«Мёртвая голова»
–  [ 10 ]  +

aps, 13 октября 2008 г. в 14:50

Отличный рассказ.

Главный герой, как и Робинзон Д. Дефо, был отрезан от человеческого общества. Только вместо океана воды его от цивилизации отделелило море деревьев. И, в отличии от классического Робинзона, у него не оказалось под рукой множества необходимых для выживания рукотворных предметов. Все ему заменили дары природы.

Автор показывает деградацию человвека отрезанного от общества. Это не регресс его ума. Умственные способности наоборот получили сильный толчок к развитию, так как он получил множество объектов для исследования по своей специальности, своему увлечению .Что дало богатую почву для развития профессионального, научного интелекта. Однако деградация коснулась его разума. Ведь разум это не только научный интелект, это что-то большее. То, что нас делает людьми. И, в не малой степени, на его развитие влияет общество. Но на разум главного героя наложило свой отпечаток одиночество и навязчивая идея поймать редкий вид бабочки «Мертвая голова». Погоня за «Мертвой головой» сделало в какой-то степени его голову «мертвой». Он потерял себя и неизвестно сможет ли в будущем он стать прежним и самое главное захочет ли.

Хоть этот рассказ написан в далеком 1928 году он и сегодня читается с интересом и на «одном дыхании».

Оценка : 9
«Человек, потерявший лицо»
–  [ 10 ]  +

kkk72, 04 марта 2008 г. в 16:15

Один из лучших романов Беляева. Хорошо показан талантливый человек, мучающийся от комплекса неполноценности и готовый отдать все, чтобы стать нормальным, таким же как и все. Здорово отображено и то, что сам по себе человек никому не нужен, и вся его популярность строилась только на уродливой внешности. запомнились метания главного героя и его поиск своего нового «Я». Читал роман с оптимистичной концовкой, которая мне понравилась. Все-таки за Тони Престо искренне переживаешь и желаешь ему счастья.

Оценка : 8
«Изобретения профессора Вагнера» [Цикл]
–  [ 10 ]  +

Ny, 25 ноября 2006 г. в 16:55

Этот сборничек навсегда сформировал мои критерии настоящего ученого и понятие профессиональной этики. Профессор Вагнер яркий представитель науки своего времени. Он смел в экспериментах, настойчив в достижении результата, универсален в области исследований и не боится брать на себя ответственность за последствия. Рассказы совсем не показались мне скучными — ежедневная научная работа гораздо скучнее.

Одна же прикидка «Сколько материала надо пересмотреть, прежде чем это написать?» вызывает уважение к автору. Писатели-современники не всегда отличаются подобными изысканиями.

Оценка : 8
«Голова профессора Доуэля»
–  [ 9 ]  +

Flike, 04 марта 2024 г. в 12:16

Знаменитый роман советского писателя-фантаста, опубликованый впервые в 1925 году.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Парижский профессор-хирург Керн нанимает на работу ассистентку при условии, что все, что она увидит, будет держать в тайне, иначе последствия для нее будут ужасными.

Согласившись на странные условия, Мари Лоран начинает работу и узнает, что Керн проводит эксперименты по оживлению голов. И они увенчались успехом — на столике в лаборатории находится живое доказательство — голова профессора Доуэля. Он и начал эти эксперименты, но внезапно умер при странных обстоятельствах.

И чем дальше Мари общается с головой, тем больше у нее возникает подозрений в отношении Керна, методов его работы и корыстных мотивов, ведь он пользуется достижениями и знаниями бывшего начальника.

Но Керн не останавливается на достигнутом. В его распоряжении еще две головы, и он хочет соединить их с телами, оживить и представить свои результаты мировой науке.

Роман читается очень быстро, очень увлекательно. Отчасти он автобиографичен. Беляев говорил, что идея романа пришла в период болезни, когда он был парализован на 3 года, и практически ощущал себя головой без тела.

Если задуматься, то это довольно страшно и жутко — очнуться и понять, что у тебя больше нет тела, голова мыслит и существует, но разве это жизнь? Это хуже ада.

Пока я читал, то переодически вспоминал повесть «Собачье сердце», которая тоже увидела свет в 1925 году, хотя там велись эксперименты иного рода, и посыл несколько иной у автора. Да и запрещена была вплоть до 1987 в отличие от Беляева.

Хотя стоит заметить, что несмотря на то, что «Голову» опубликовали, критики ткнули в автора тем, что у него в романе нет ни классовой борьбы, ни социальной идеи, а еще просматривается явный след влияния западной развлекательной литературы.

Тем не менее, роман хорош. Роман жив, переиздается по сей день. И если вы, только знакомитесь с жанром фантастики, либо с ее советским периодом, то от души рекомендую.

Оценка : 10
«Прыжок в ничто»
–  [ 9 ]  +

Sciolist, 16 октября 2022 г. в 10:02

В детстве книга очень нравилась, хотя я обычно пролистывал подготовку к полёту и сам космический полёт (они казались мне нудными) и сразу переходил к самой интересной части: к приключениям на Венере. Тогда идеологическая повестка произведения не особо бросалась мне в глаза, а отрицательные герои-буржуи вызывали не неприязнь, а скорее смесь раздражения и сочувствия, будто это какие-то противные дети.

Сейчас я перечитал эту книгу с ещё большим интересом, потому что уже знал, в каком политическом, социальном, культурном и научном контексте писалась книга. 1933! Мои бабушка и дедушка по маме ещё были маленькими детьми, а родителей отца и вовсе ещё не было на свете. Нашему прадеду, прожившему почти сто лет, было 27. Казалось бы, не так уж много для исторического процесса — но в двадцатом веке колесо истории начало вращаться с бешеной скоростью. И нам теперь трудно представить, насколько мировоззрение людей из тридцатых годов отличалось от нашего.

Да, в тридцатые годы действительно верили, что однажды красные флаги поднимутся над всем миром — точнее, у нас действительно верили, а за рубежом многие действительно боялись. Да, в тридцатые годы действительно были такие простые представления о космической технике («взрывной двигатель» и т.п.) — ничего более сложного ещё не было придумано. О Венере тоже знали очень мало, потому что планета скрыта от астрономов облаками. Как знать, что там, под плотным облачным слоем?.. Раскалённые пустыни? Огромный океан? Пышные джунгли каменноугольного периода? Всё это казалось вполне допустимым (даже венерианские зонды более поздних времён имели антенны-поплавки на случай, если зонд окажется под водой).

Беляев и не скрывал того, что использовал при написании труды Циолковского. Последний, надо сказать, путём сугубо теоретических рассчётов правильно «предсказал» множество аспектов космических полётов, Беляев же придал им художественную и даже идеологизированную оболочку.

Венерианская часть, которая в детстве казалась такой длинной и насыщенной событиями, на поверку оказалась чуть ли не самой короткой. Тут уже книга типично приключенческая, несколько сродни «Аэлите» и «Марсу» Берроуза. Именно в начале двадцатого века появилось представление о космическом фронтире: вся Земля уже была известна и изучена, и мест для неведомого и невероятного на ней почти не осталось. «Дикий запад» переместился в космос, сперва на ближайшие планеты, а затем — далее, в другие солнечные системы. И во всех книгах о космическом фронтире (неважно, тридцатых годов или двадцать первого века) можно найти общие характерные черты: причудливые миры с причудливой и разнообразной живой природой, множество неведомых опасностей, схватки с чудовищами и аборигенами, несметные богатства, никому не принадлежащие, расколы и интриги внутри коллективов исследователей, «тарзаны», приспособившиеся выживать в чуждом мире. Всё это есть и в «Прыжке», и описано достаточно кратко и скупо — но достаточно, чтобы взбудоражить детское воображение.

И вот в этом новом мире начинают выживать земляне, ещё в полёте разделившиеся на две группировки. Да, и подлые капиталисты, и благородные коммунисты изображены очень наивно и стереотипно. Но всё же их образы, ярко представившиеся ещё в детстве, я помню до сих пор неизменными. Концовка довольно резкая, почти что обрывающаяся. Помню, при первом прочтении ожидал, что герои или решат, что с коммунистами всё же лучше, подготовятся к обратному полёту и сами вернутся на Землю, или дождутся новой земной экспедиции. В итоге произошёл третий вариант: и не совсем то, и не совсем другое.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Тёток-буржуинок и барона, оставшихся на Венере, жалковато. Блоттон и его сообщники попытались помешать взлёту ракеты и, видимо, погибли — а леди Хинтон с дочерью, с Делькро и с развалиной-бароном, выходит, остались одни. Самые беспомощные люди в «колонии»... Вряд ли они долго протянули.

Оценка : 8
«Остров Погибших Кораблей»
–  [ 9 ]  +

lammik, 23 июля 2022 г. в 09:12

В 1923 году в Голливуде появился на свет немой и чёрно-белый фильм «Остров потерянных кораблей» (The Isle of Lost Ships) режиссёра Мориса Турнера. Если верить порталу imdb, а верить приходится, ибо плёнки с фильмом не сохранилось, речь там шла о потерпевшем крушение корабле в Саргассовом море, жестокий капитан которого принуждал несчастную женщину в двадцать четыре часа выбрать себе пару из разношёрстной компании. Судя по этому синопсису трэшак был знатный. Не знаю, какими судьбами плёнка попала в Советскую Россию, но первая часть романа Александра Беляева оказалась именно «новеллизацией» этого фильма, о чём читатели «Всемирного следопыта» честно предупреждались. Отсюда и калейдоскопическое мелькание сцен, бедные характеры персонажей и общая неправдоподобность. А вот во второй части, которую можно было бы назвать «Возвращением на Остров» фантазию автора уже ничего не сдерживало, и он нам выдал привычного «русского Жюля Верна» с рассказами про океанские течения, морских обитателей и историю кораблестроения. Так что не спешите с обвинениями в плагиате.

Стоит сказать пару слов о советской экранизации «по мотивам». Довольно типичный перестроечный фильм с небольшой дозой эротики, низкопоклонством (Ларису Долину перекрасили в чёрный цвет ради песни на английском, сейчас бы за такое закидали тапками, а тогда прошло на ура) и простой моралью — цените то, что имеете. Сам фильм фактически «украл» Константин Райкин, персонажа которого у Беляева вообще не было. Посмотреть из любопытства стоит.

Оценка : 8
«Вечный хлеб»
–  [ 9 ]  +

Podebrad, 26 мая 2022 г. в 13:10

Лаконичная, умная, интересная и убедительная повесть о шести этапах внедрения нового.

  Первый этап. Старый профессор делится своим открытием с умирающим с голода старым рыбаком. Понимает, что делать этого не следует, опыты не закончены, но просто пожалел человека. Берёт слово, что открытие останется в тайне. Обе стороны собираются выполнять свою договорённость.

  Второй этап. Об открытии узнают соседи рыбака. Их семьи тоже голодают. Кризис. А тут заведомый бездельник ест от пуза, а те, кто трудятся день и ночь, живут впроголодь. Несправедливо. Надо делиться.

  Третий этап. Накормить надо всех. Самый эффективный способ для этого — пустить хлеб в продажу. А те, кто первым проверил действие хлеба на своём организме, должны получить от торговли некоторые бонусы.

  Четвёртый этап. В дело вступают корпорации. У них есть необходимые капиталы, знание рынка, деловой опыт, деловые связи, умение построить логистику. Они смогут накормить всех людей по всему миру. Ну, почти всех.

  Пятый этап. В дело вступают правительства. Только они смогут связать новое открытие с государственными интересами, навести порядок, построить всех должным образом, пресечь возникающую анархию и назначить виновных, раз уж без этого не обойтись.

  Шестой этап. Глобальная катастрофа. Под угрозой не только существование человечества, но и все формы жизни на Земле. И ведь действительно никто не виноват. Все хотели, как лучше.

Оценка : 8
«Человек-амфибия»
–  [ 9 ]  +

Podebrad, 22 февраля 2022 г. в 12:47

Сюжет самого известного романа Беляева лихо закручен, но при этом мало отступает от стандартов приключенческой литературы того времени. Идея интересна, но не уникальна даже для двадцатых годов прошлого века. По-настоящему восхищают картины подводного мира, редкие в литературе. И интерес к людям, ещё более редкий в фантастике.

  Герои романа не сказать, чтобы так уж глубоко проработаны, но на удивление реалистичны. Они ведут себя так, как могли бы вести себя живые люди. Гуттиэре вроде бы влюбилась в Ихтиандра, но выходит замуж за Зуриту, а потом и за Ольсена. Ольсен старается вести себя, как друг (именно старается), терпеливо ожидая своей очереди. Бальтазар, человек в принципе честный, служит главному злодею и даже норовит выдать за него свою дочь. Злодей же на редкость обаятелен и удачлив, хотя удачлив в рамках возможного. Даже прохиндей-адвокат старается быть честным в интересах клиента, раз уж сам взялся за невыгодное дело. Всё реально, хотя на первый взгляд и по канонам жанра.

  Ихтиандр получился менее убедительным, чем второстепенные персонажи. Видимо, в силу своей идеальности. Тем не менее, автору удалось главное. Показать жуткое одиночество хозяина океана, его стремление оказаться среди людей. Вызвать к нему сочувствие. Пусть Ихтиандр иногда раздражает, его жалеешь, как очень немногих героев фантастических романов.

  Вот Сальватор – самая спорная личность не только в романе, но, возможно, во всём творчестве Беляева. Автору он нравится, читателям не очень. Несомненно, это гений. Причём умный гений. Но вот такие гениальные или просто талантливые учёные и строили первые атомные бомбы. То, что он с удовольствием издевается над зверьми, превращает их в уродов, это полбеды. Значительно хуже другое. Сальватор ненавидит людей. Врач по призванию и по профессии, он отказывает в помощи всем пациентам, кроме индейцев. Видимо, потому, что индейцев в Аргентине практически не осталось. Отказывать всем вообще нельзя – пойдут разговоры, да и материал для опытов необходим. И Ихтиандр ему потребовался для опыта. Потом, да, Сальватор привязался к своему созданию. На кого-то надо излить задавленные человеческие чувства. И всё равно старается держать эти чувства под контролем, не показывать их никому и никогда. Неприятный человек Сальватор. Но на два порядка сложнее множества подобных ему персонажей мировой фантастики.

Оценка : 9
«Прыжок в ничто»
–  [ 9 ]  +

ni.dada, 09 октября 2021 г. в 13:59

Самый кинематографичный роман из книг такого рода. Меня всегда удивляло, почему снимали фильм по «Аэлите», которую Протазанов не смог толком экранизовать, и никто не обратил внимание на этот чудный образец социальной фантастики. Если вспомнить модный в тот период атлантизм, то у Беляева он вышел убедительнее, чем у Толстого, изящно и без бульварщины. По «Прыжку в ничто» можно было бы снять целый сериал, как много там всего вкусного. И социальный конфликт, и детективная линия, и строительство космодрома для ковчега, и техника будущего, и сказочные венерианские пейзажи. При достаточном бюджете получился бы фильм года, достойный самых престижных премий. Но увы, это только мечты.

Оценка : 8
«Хойти-Тойти»
–  [ 9 ]  +

Darth_Veter, 06 апреля 2021 г. в 21:53

Герою данного рассказа в самом прямом смысле пришлось влезть в шкуру слона: известный по циклу рассказов Беляева профессор Вагнер пересадил мозг погибшего в Абиссинии ученого ... в слона. Почему в слона? Вы, наверное, улыбнетесь, узнав из рассказа, что в любую другую черепушку этот мозг поместиться уже не мог: профессор раскормил и нарастил его с не вполне ясной целью. Вообще стоит сказать, что подобных странностей в произведении моего земляка достаточно много. Например, почему нельзя было пришить к челевеческому телу какую-нибудь «расширенную» черепную коробку (путь даже и искусственную — профессор был мастак на такого рода изобретения)? Операция проходила бы в лаборатории, в комфортной и безопасной среде и — главное — с объектом можно было общаться нормальным для людей способом. Нет, нам же нужны трудности! Лучше отправиться в неосвоенные районы Африки, чтобы с риском для своей жизни поймать там слона (как это делалось — отдельный сказ) и в антисанитарной обстановке, прямо посреди буйной тропической природы провести сложнейшую операцию по пересадке мозга! Можно, я не буду комментировать такую несусветную чушь? Итак, человек стал слоном. И что? Какой от этой смены тел толк? Разговаривать он не может, проводить какие-либо исследования — тоже. А ведь весь кавардак затевался с целью спасти его как ученого! Какой науке толк от ученого слона? Тем более, что Вагнер со своим ассистентом даже не позаботились о безопасности своего пациента, в результате чего он сбежал от них в джунгли. Весьма беспечная в своих поступках парочка — нечего сказать!

К чему я клоню? А к тому, что научная составляющая рассказа почти равна нулю. В отличие от «Головы профессора Доуэля», где автор старался сохранить и логику, и научную правдоподобность, здесь банально нет здравого смысла. Такое впечатление, что вся научная деятельность профессора Вагнера — чистая пародия на «забугорную» науку, которая «с жиру бесится», не зная, чем ей заняться. Либо научная составляющая рассказа — второстепенная деталь, своеобразный фон, на котором развивается чисто приключенческий сюжет о скитаниях человеко-слона в диких джунглях Африки. Лично я склоняюсь к последней версии. Вот почему я поставил данному творению 8 баллов и не стал «рубить» его на корню: «рассказ в рассказе» у Беляева вышел куда лучше по стилю, интересней по фабуле и обоснованней сюжетно. В большей степени «Хойти-тойти» — именно приключенческий рассказ, а не фантастика. Что-то типа лондоновского «Белого клыка», где повествование ведется от лица собаки. Мы же не относим такой роман к фантастике! Вот и я решил не зацикливаться на критическом анализе изобретений профессора, а оценил их последствия. Получилось неплохое чтение на один вечер.

----------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о скитаниях слона по Центральной Африке, показанный от лица человека. Если не касаться научной стороны произведения, то рассказ вполне правдоподобный и даже захватывающий. Читать можно всем. Умным просьба при чтении отключить мозги (но не выбрасывать их, как это сделал профессор Вагнер).

Оценка : 8
«Подводные земледельцы»
–  [ 9 ]  +

Darth_Veter, 05 апреля 2021 г. в 00:23

Гурманов от фантастики следует предупредить сразу: данный роман — далеко не лучшее произведение русского писателя. Производственный жанр как раз имеет один существенный недостаток — не слишком увлекательный сюжет. Авторы, как могут, разнообразят его разными вставками из других жанров (обычно, приключенческими или детективными), но даже такая хитрость помогает не всегда — нужен особый талант писателя. Короче, не у всех желающих получится хороший производственный рассказ, а уж тем более — роман. Не то, чтобы Беляев не умел писать произведения такого рода (на роман «Воздушный корабль» в свое время написал хвалебный отзыв сам Циолковский), только вот «Подводные земледельцы» слишком уж нехарактерен для писателя. Сюжет его прост, как таблица умножения: освоение советскими людьми богатств дальвосточных морей. Уже в наше время на эту же тему похожее произведение написал современный фантаст Сергей Павлов. Роман «Акванавты» оказался настолько успешным, что его экранизировали (правда, не совсем удачно). Почему же у Беляева не вышло?

1. Скучный сюжет. Всё действие крутится вокруг подводной фермы, которую создали три энтузиаста: комсомолец Иван Топорков, бывший зверолов Конобеев и агроном Волков. Их планы так и остались бы на бумаге, если б не талантливый инженер-изобретатель Микола Гузик. Именно он в одиночку (!) обеспечил будущий совхоз необходимым оборудованием и техникой. Собственно, весь роман — про становление подводного совхоза и его однообразные будни. Автор пытался чем-то их разнообразить (вплоть до полета Ванюшки внутри воронки смерча или сражения с осьминогом), но выглядит это слишком картонно и неинтересно. Понимая это, Беляев включает в сюжет острое противостояние совхозников с японским предпринимателем Таямой Риокици, заставляя последнего чуть ли не объявить войну всему Советскому Союзу. Роман это всё равно не спасло, так как образ самурая-промысловика опять же вышел слишком упрощенным и шаблонным. Сложно сопереживать недорисованному персонажу.

2. Неинтересные персонажи. Все трое совхозников не блещут богатством образа: Топорков туповат, нагловат и задирист (не считая того, что, вдобавок, имеет дефект речи); Конобеев странноват в своих привычках и нелюдим; Гузик слишком гениален и талантлив, а Волков, напротив, тривиален (едакий серый человек с незапоминающимся лицом). Какую бы ерунду не придумал комсомолец, два старика с энтузиазмом его поддержат, а инженер уже на следующий день создаст необходимое оборудование. Как тут сопереживать?!

3. Слишком мелкий размах производства. Подводная ферма, где работают сотни (!) трудящихся (которых автор так и не покажет до самого финала), выращивает какую-то ламинарию. И всё! Ни кораллы, ни жемчуг, ни косатки, а именно водоросли! Не знаю, как для кого, а на мой взгляд — не наша это культура. Японцы ее с детства едят и используют, а в России прорва других источников белка и клетчатки, за которыми не нужно лезть под воду. Россия — страна огромных ресурсов (в отличие от Японии), поэтому население не привыкло их экономить. В 80-х годах прошлого века на фоне провалившейся Продовольственной программы деятели от науки и политики попытались поднять «водорослевую» альтернативу, но не преуспели: народ не купился на их призыв. Я сам пробовал эту морскую травку, но удовольствия не получил. Вот картошка — это наше всё, а ламинарию даже бараны не едят.

4. Слабая приключенческая составляющая. Герои круглый день сидят под водой и занимаются всякой ерундой. Только Ванюшку вечно кидает из одной крайности в другую: то на смерче прокатится, то ученых в пещере напугает, то японцам нахамит. Его похождения так же несуразны, как и его детский дефект речи. Разве можно такого персонажа воспринимать всерьез? Это всё равно, что восторгаться походом в магазин или на стадион. Вроде действие имеется, а никакого огонька романтики во всём этом нет! Даже конфликт с Таямой не впечатляет ни своим масштабом, ни оригинальностью.

5. Использование заезженных и отживших штампов и сюжетных шаблонов. Тут вам и организация производства a la «Поднятая целина», и упорный комсомолец a la Павка Корчагин, и коварный антагонист с маской вежливости на лице, и «пятая колонна» во вражеском стане, и мировая революция на горизонте. Эдакая ожившая агитка социалистического строя, своеобразное приложение к программам первых пятилеток. С этими программами у меня всегда были проблемы на курсе истории КПСС — я их постоянно путал между собой.

6. Отсутствие интриги. Действие складывается так, что читателю ясно: ничего плохого с главными персонажами не случится. Их не унесет смерчем, не завалит обвалом, не поглотят океанские глубины, не съедят звери и не победит мировой капитализм. Они пройдут через лед, пламень и медные трубы, не получив ни царапины и не изменив выражения на лице. Не люди, а чистые памятники!

У меня создалось впечатление, что «Земледельцев...» Беляев писал не по своей воле, а по заказу ВКПб. Наверное, эти деятели хотели дать нашей молодежи пример инициативности и принципиальности от лица авторитетного писателя-фантаста. Мол, будущее в ваших руках — дерзайте! Подобной работой в то время занимались многие: Маяковский, Блок, Горький, Островский, Шолохов, Фурманов и прочая, и прочая. Почерк у всех одинаковый, потому и узнаваемый. К борьбе за дело Коммунистической партии — будь готов! Всегда готов!!!

---------------

РЕЗЮМЕ: производственная агитка коммунистического типа. Отважные комсомольцы, мудрые партийцы и коварные буржуины присутствуют. И всё же читать сей труд рекомендую только историкам и биографам. Все остальные — читайте Павлова и Казанцева.

Оценка : 6
«Ариэль»
–  [ 9 ]  +

mputnik, 15 июня 2019 г. в 22:41

Беляев — весьма специфический Автор. Для него фантастика — всего лишь средство донести до читателя Благую Весть. О красоте окружающего нас мира, о Гармонии, свойственной Мирозданию изначально, по замыслу Творца. О красоте человеческой Души, способной на Поступок. О непередаваемой прелести таких понятий как Свобода, Бескорыстие и Человечность.

И — ещё... Атмосфера «естественности счастья» в его текстах — настолько правдоподобна, настолько достоверна, настолько почти что «физиологична», что он, как Автор Фантастики — не устареет НИКОГДА. Его просто некем заменить, у него элементарно — в этом отношении — нет конкурентов.

Лично для меня самая сильная сцена книжки — когда Ариэль, после длительной «вынужденной транспортировки попутчика», скажем так, решил «полетать налегке удовольствия ради». Это — шедевр Фантастики.

Тебе обязательно надо познакомиться с этой книжкой, уважаемый потенциальный читатель. Это чтиво — на все времена. Это — из «обязательной» программы

Оценка : 8
«Голова профессора Доуэля»
–  [ 9 ]  +

aria.psikh, 05 января 2019 г. в 15:35

Книга начинается резко, автор просто выбрасывает читателя в кабинет профессора Керна, пропустив момент завязки, перейдя к открытым действиям. Лично мне этот ход пришелся по душе, поскольку динамичное и яркое повествование является любимым. Первая часть работы вызвала бурю эмоций, она разбиралась на цитаты, которые в свою очередь увидят анализ, вторая же вызвала скорее недоумение.

Первая часть заканчивается моментом, когда Артур узнает про то, что голова отца функционирует. Далее же непонятный и крайне абсурдный экшен с кучей нелогичных действий и спешки. Из-за них оценка стремительно падает вниз.

Однако стоит уделить внимание более приятной первой части, особенно фразам, которые пришлись мне по душе.

«Я мыслю. Следовательно, я существую». — выражение древнего философа Декарта поразительно четко вписывается в канву повествования. Хорошо подобрано само слово «существую». Очевидно, что существую не равно живу и наслаждаюсь этой жизнью. Для профессора Доуэля его научная деятельность, продукт работы его сознания, составляла всю жизнь. Сознание являлось главенствующим, тело же принималось, как данность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
"—... Я, право, как-то не замечал своего тела, весь погруженный в научные занятия. И только потеряв тело, я почувствовал, чего я лишился.»

Представленная фраза доказывает это. Вероятно, следует определять сознание не как главенствующий элемент человека, а как определяющий.

Далее следует уделить внимание ужасному профессору Керну, творившего форменное безобразие по отношению ко всем окружающим. Он, в отличии от профессора Доуэля, не великий ученый, боготворящий Идею (правильно это или нет, вопрос иной), а обычный человек, желающий боготворить себя. Его мало волнует научный прорыв, возможности, открывающиеся перед миром, важны лишь награды и почести первооткрывателя. Да, он хороший хирург, об этом говорит и сам профессор Доуэль, но лишь с технической стороны вопроса. А мне кажется, что хороший хирург — не машина, способная виртуозно резать и сшивать, но это лишь мое мнение, не претендующее на объективность.

Оценка : 7
«Последний человек из Атлантиды»
–  [ 9 ]  +

Angvat, 05 марта 2018 г. в 09:27

Все-таки ранний Беляев мне нравится больше позднего. Да, его первые произведения еще достаточно наивны, просты и даже в чем-то примитивны. Но зато в них автор еще почти не тычет своего читателя идеологической палкой прямо в лоб и не подает совсем уж прямолинейно «что такое хорошо, а что такое плохо».

Перед нами – типичный исторический роман тех лет, только в выдуманных декорациях. Атлантида Беляева абсолютно ничем не примечательна и лишена запоминающихся деталей, о том, что мы не в какой-нибудь древней Греции нам напоминают лишь названия да надвигающаяся катастрофа. Да и сюжет особыми изысками тоже не блещет. Современному читателю концовка может показаться несколько неожиданной, но для историческим романов тех лет она вполне типична. Ведь в реальной истории красивые истории редко имели счастливый финал.

В целом, если не ждать от произведения ничего сверхъестественного, и воспринимать его скорее не как фантастику, а как псевдоисторическое произведение, то разок прочитать можно.

Оценка : 6
«Человек-амфибия»
–  [ 9 ]  +

Профессор, 02 марта 2018 г. в 16:38

Мимо меня прошел данный роман в подростковом возрасте, о чем теперь остается только жалеть. Отличный сюжет, интересный язык, при этом присутствует мораль, которую может найти любой читающий, например подросток, в частности, в том, что любовь это очень сложное чувство и что иногда нужно действовать по принципу: «если любишь – отпусти». Более сложный вопрос, рассмотренный в книге это отношение науки и религии, на примере собственно Ихтиандра – как усовершенствованной модели человека, путем вмешательство в его природу. И наконец, мораль, к которой приходишь в более зрелом возрасте – это проблема жадности людей, коррумпированности общества, а в более широком смысле капитализма. Из достоинств хочу отметить хорошо прописанные чувства главного героя – Ихтиандра, которому очень сочувствуешь по ходу прочтения. Из недостатков отмечу, что очень плохо прописаны персонажи коих было не так мало, поэтому приходилось ориентироваться только на их имена, а внешнее представление о них у меня так и не сложилось. Также плохо прописаны действия Ихтиандра в городе, который никогда не знал о человеческой жизни на земле и не был приспособленным к ней, но к сожалению автор не затронул эту составляющую, хотя могло получиться очень интересно. Как итог для подростковой книги – это отлично, да и для зрелого возраста, если учесть, что сейчас пишут «взрослые» авторы – очень хорошо.

Оценка : 9
«Голова профессора Доуэля»
–  [ 9 ]  +

SnickS, 08 февраля 2018 г. в 20:31

Уж не знаю, почему столь многие хают это произведение за утопичность и неправдоподобность в наше время — как по мне, так очень даже натурально. Конечно же вдаваться в сферу анатомии или не дай бог, религии — не надо, НО в общем то допущений тут не так и много!

Кроме того книга сильно выигрывает из-за «не полной плохизны» главного антогониста — Керна. Всё же он, хоть и с корыстью, но творит великие дела. Может быть всё же цель оправдывает средства?!

Если говорить о других персонажах, то выйдет, что кроме Керна, живой характер получился разве что у Мари (да она поборница правды, но как она переживает психбольницу...). А вот такие персонажи как, Ларе, Артур, Брике вышли простоваты...: Ромео, Король Артур, да чучело (волшебник изумрудного острова).

Сюжет, в целом, сильный, еси не считать концовки — начиная со штурма психушки... Это уже боевик какой то.

Отдельно отмечу любопытные мысли, вроде города-убийцы.

Оценка : 8
«Звезда «КЭЦ»
–  [ 9 ]  +

ii00429935, 26 октября 2015 г. в 22:31

Мне нравится оптимизм Александра Беляева. Пока человечество бодро двигалось навстречу кошмару Второй мировой, он создавал «Звезду КЭЦ» — возможно, свой самый жизнеутверждающий роман. Мне очень хотелось убить в себе скептика, разделив авторский оптимизм. Увы, не получилось.

Абсолютно все персонажи этой книги — счастливые люди, живущие в идеальном мире. На всей Земле победил коммунизм. С войнами покончено. Ещё немного, и наша планета превратится в цветущий сад. Ударными темпами идёт освоение космоса. Среди этого великолепия перемещается биолог Артемьев (формально — главный герой). Интересная тема: кабинетный учёный, вслед за любимой отправившийся в космические дали... Однако Артемьев нужен автору совсем для другого. Через него читатели должны познакомиться с научными идеями К.Э.Циолковского, его глазами увидеть светлое коммунистическое будущее. Характерная деталь. В «дивном новом мире» даже парень с девушкой (близкие друзья) обращаются друг к другу по имени-отчеству. Невольно вспоминается диалог из фильма «Покровские ворота» :

— Высокие отношения!

— Нормальные. Для духовных людей.

Если вас не смущает бесконфликтность и всё вышеперечисленное не кажется смешным, смело можно браться за чтение «Звезды КЭЦ». В противном случае лучше поискать другой роман Александра Беляева. Например, « Прыжок в ничто «, также посвящённый Циолковскому. Утопических идей там тоже хватает, но при этом и персонажи поярче, и сюжет не в пример увлекательнее.

Оценка : 6
«Властелин мира»
–  [ 9 ]  +

Блофельд, 14 августа 2013 г. в 11:55

Штирнер — незаурядный персонаж. Он выступает в роли злодея, так как подчиняет своей воле всю немецкую широкую общественность и держит её в повиновении. Но при этом он не похож на злодея до мозга костей. В глубине души он — неплохой человек, просто направил свой талант передавать мысли на расстоянии не в то русло.

Качинский не сыграл существенной роли в победе над Штирнером. В конечном счёте Штирнер сам отказался от борьбы против всего общества и удалился. В принципе, Качинского можно было вообще не вводить в сюжет. Просто Беляев захотел продемонстрировать, чем человек, умеющий передавать мысли на расстоянии и живущий в социалистическом обществе, отличается от человека, умеющего передавать мысли на расстоянии и живущего в капиталистическом обществе.

Оценка : 10
«Последний человек из Атлантиды»
–  [ 9 ]  +

vladimir66, 13 января 2013 г. в 16:54

Очень сильная и увлекательная книга для детского восприятия ребенка советской эпохи, каким себя помню в 70-е года прошлого века. Ну не избалованы мы были тогда подобной литературой об апокалипсисе и альтернативной истории . Современные подростки, выросшие на Толкиене , Мартине и Гаррисоне , боюсь просто посмеются над наивностью и простотой сюжета. А нам ретроградам, и сейчас иногда хочется , перечитывая подобные произведения, вспомнить себя искренним, восторженным, пусть и наивным советским пионером.

Оценка : 9
«Человек-амфибия»
–  [ 9 ]  +

MigaJC, 17 ноября 2012 г. в 14:18

Давно мечтала прочитать это прочитать. Во-первых, я большой любитель жанра научная фантастика, особенно — в советской литературе, а во-вторых, еще где во 2 классе увидела чудесную экранизацию 1961 года этого произведения. Но что-то никак не решалась.

Но несколько дней назад все-таки прочитала. Читалось очень легко, книга написано чудесным языком: красивым, богатым, красочным, поэтичным. Великолепно описаны персонажи и все, что их окружает: океанские берега и бухты, улицы аргентинской столицы, дом и сад доктора Сальватора и подводный мир, которым правит человек-амфибия, Ихтиандр.

Труднее всего оценить роль Сальватора — самого неоднозначного, пожалуй, персонажа в книге. К положительным можно однозначно отнести Ихтиандра, Гуттиэре и(при всей моей иррациональной антипатии к нему) Ольсена; Педро же полностью отрицателен, я в нем не вижу ни капли благородства и любви(его чувства к Гуттиэре можно назвать как угодно, но только не любовью, иначе его бы как-то волновали ее чувства). А вот Сальватор... Его цели не были совсем благородны, но все-таки когда в финале было упомянуто то, что он отделался небольшим сроком, я вздохнула с облегчением. Ведь, как мне кажеться, роль в судьбе Ихтиандра была не исключительно отрицательной. На такие мысли наводят меня реплики парня о том, как подводный мир лучше наземного. И трогал тот момент, когда Ихтиандр злится на Бальтазара, говорящего о том, что Сальватор лишь жестокий человек.

Что касается финала... Мне кажеться совсем несправедливым и обидным, что Гуттиэре так легко забыла Ихтиандра вместе с Ольсеном. Слегка даже злюсь на эту парочку. Я, конечно, понимаю, что Ихтиандр и Гуттиэре — люди разных стихий( человек морской и человек земной), что им не предназначено быть вместе, но вот так вот просто и безболезненно забыть о том, кто так тебя любил, кто так долго искал тебя и страдал тебя, благодаря которому ты сейчас в Нью-Йорке живая, а не на морском дне бездыханная?

Кстати, трогателен Бальтазар в финале, во время шторма он выходил на берег и звал Ихтиандра.

Чудесная вещь... После такой еще больше хочеться познакомится с творчеством Беляевой и советской научной фантастикой вообще.

Оценка : 10
«Голова профессора Доуэля»
–  [ 9 ]  +

Daydreamer, 22 декабря 2011 г. в 15:51

Рассказ много уступает роману, оно и понятно, автор не прорисовывал дополнительных сюжетных линий, он просто сосредоточился на главной идее — идее торжества науки над смертью, торжества человека над природой... но вместе с тем торжества жажды славы над истинной дружбой и алчности над человечностью. Некоторые моменты в рассказе описаны острее, чем в романе, здесь делается упор на внешнюю составляющую конфликта, тогда как в большой прозе автор уделяет достаточное влияние и его психологической стороне. В целом, как черновик — очень даже неплохо.

Оценка : 6
«Светопреставление»
–  [ 9 ]  +

Daydreamer, 19 декабря 2011 г. в 09:04

Безусловно, рассказ у Беляева — один из лучших. Юмор и тонкая сатира на современное ему капиталистическое общество, которое, как показывает рассказ, только притворяется таким высокоморальным, а на самом деле... На самом деле, как только появилась малейшая возможность провести ближнего, как каждый и поспешил ей воспользоваться...

В рассказе нет ни одного положительного героя. Марамбалль — прохвост, Вильгельмина — избалованная пустышка, Лайль — стопроцентный делец, который пойдет на все для достижения своей цели. Кажется, сама судьба пошла навстречу им и позволила показать свое истинное лицо. Читатель, следя за перипетиями сюжета, будет улыбаться.. А как же иначе, ведь каждому из нас хочется думать, что уж кто-кто, а мы — точно не такие...!

Оценка : 10

  Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»   (+23)»»



⇑ Наверх