Все отзывы на произведения Фёдора Березина
Отзывы (всего: 134 шт.)
Рейтинг отзыва
Фёдор Березин «В прицеле чёрного корабля»
Dobkachleo, 23 апреля 18:37
«Флот Закрытого моря»
Рецензия на «В прицеле чёрного корабля» Фёдора Березина
Вот и подошла к концу тетралогия Фёдора Березина «Чёрный корабль». Хотя мне кажется, что на самом деле это всё-таки была трилогия, просто к концу нулевых книги начали мельчать. Судите сами: первые два тома настолько объёмные, что производят впечатление opus magnum автора. Оставшиеся же два уступают им и по объёму, и по наполненности событиями, почти не развивают дальнейшую судьбу планеты.
Особенно характерно и то, что «В прицеле чёрного корабля» так и не был издан отдельной книгой. Это плоть от плоти «Создателя чёрного корабля», который был во многом посвящён приключениям Стата Косакри. Разумеется, параллельно его истории идут и другие сюжетные линии, и тут каждый читатель сам должен выбрать для себя, за чем ему интереснее следить.
Предыдущий том во многом углубился в культурологический пласт Геи. Если по первым двум романам мы получили представление разве что о политических и военно-технических особенностях местного сообщества, да кое-что узнали о месте её во Вселенной, то сначала Гея приобрела в наших глазах, так сказать, широту, а теперь, в заключительном томе, и историческую глубину.
Немало внимания уделяется так называемой Битве за Острова Слонов Людоедов. Вот, вроде, есть две империи. Есть пара народов поменьше. Есть ещё всякие аборигены на островах и чудища в океанах, а всё равно интересы сверхдержав сталкиваются на ничем не примечательных, на первый взгляд, клочках земли. И вот уже самим собой разумеющимся становится использование самого страшного у нас, на Земле, оружия.
Атомный век на Гее наступил, по меркам её цивилизации, явно заметно раньше, чем у нас. Более того, планета уже пережила две ядерные войны и со спокойной душой ввязывается в третью. Однако высказанное мной утверждение строится отнюдь не на обмене радиоактивными «подарками», а на обилии прикладных проявлений атомных технологий. Естественно, подавляющее их большинство заточено под военные действия, но тот же атомоход, в сухом остатке, не только подводный командный пункт какой-нибудь, но и вполне себе средство передвижения.
Кстати, мне показалось, что в этой части проблемы с навигацией выставляются не столь катастрофическими, как в предыдущем романе. Аналогичное наблюдение, но в другой области, можно сделать и про дух книги в целом. Автор вновь возвращается к подчёркнуто-серьёзному тону, а если кто-то из героев должен пошутить, это тщательно прописано, чтобы неуставной смех не раздражал окружающих бойцов, видимо. Зато немного прибавилось житейских если не историй, то, по крайней мере, ситуаций. Они придают повествованию живость и убедительность.
Под конец романа Фёдор вновь обращается к теме мятежа. Меня даже немного удивило, что в опалу попадает герой, за которым мы, как ни крути, наблюдаем. Одно дело Лумис Диностарио в первой половине цикла, он сразу подавался как тот ещё повстанец. А здесь-то вполне себе уважаемый боевой офицер, ну как же так… Впрочем, случается это практически под конец романа, а потому ситуация надолго не растягивается.
Однако в целом сложилось впечатление, что с тех пор, как Гею в третий за её историю раз озарили огненные вспышки ядерных грибов, история этого мира дальше событий «Экипажа чёрного корабля» не пошла. «Создатель…» происходит, по-видимому, параллельно, а «В прицеле…» почти всю дорогу топчется на месте, больше акцентируя внимание на вышеупомянутой Битве за Острова Слонов Людоедов, чем на последствиях Третьей Атомной. Из-за этого сложилось впечатление, что потенциал обстоятельного разбора атомной войны во всех её проявлениях был исчерпан ещё в сиквеле.
Итого цикл «Чёрный корабль» представил комплексный взгляд на возможный сценарий ядерной войны на вымышленной планете, однако автор как будто попытался объять необъятное. Многие темы затронуты, и на их фоне сам по себе радиоактивный конфликт лишь незначительный повод, чтобы поведать историю целого мира. Думается мне, что каждый читатель найдёт в этой тетралогии что-то своё.
Фёдор Березин «Создатель чёрного корабля»
Dobkachleo, 19 апреля 11:13
«Великий океан Бесконечности»
Рецензия на «Создателя чёрного корабля» Фёдора Березина
Третий роман цикла «Чёрный корабль» значительно уступает первым двум по объёму и кажется гораздо более отвлечённым произведением. Между ним и сиквелом прошли те же три года, что и между сиквелом и оригиналом, но в общем и целом их связывают только последствия Третьей Атомной войны.
Аннотация намекала на то, что ядерная война отгремела, но военные действия продолжаются за пределами материков, в толще океана Бесконечности. Подводные лодки, морские сражения, экзотические острова — замечательное сочетание с большим потенциалом.
Что мы получаем на самом деле? Подводная лодка действительно наличествует. Главный герой — шторм-капитан эйрарбакской субмарины «Кенгуру-ныряльщик» Стат Косакри. Исполнительный, но любит поразмышлять на отвлечённые темы. И вот как раз отвлечённые темы делают роман таким, каким он получился.
Догадаться о содержании следовало бы по названию. Если предыдущий роман назывался «Экипажем чёрного корабля» и, по сути, играл одновременно как на глобальном уровне (жители Геи), так и на локальном (команда «Сонного ящера»), то «Создатель…» фактически открывает двери в доселе слабо затрагивавшуюся в предыдущих частях тему.
Помню, меня удивило при чтении «Экипажа…», что браши называют небесные тела не так, как эйрарбаки. Отчасти у них получились поэтичные названия для лун и солнц, отчасти — слишком уж вычурные. Бедный Эрр у них вообще то Красный Пожиратель, то Пожиратель Крови. Сами с собой определиться не смогли? Впрочем, как раз в сиквеле отмечается и то, что редкая вещь, о которой смогли договориться две сверхдержавы, — это длительность и наименование циклов. Однако тут важно другое: в обоих полушариях кратные звёзды выступают богами для своих народов.
Здесь же Фёдор Березин идёт дальше и развивает религиозную тему ещё больше. Мы узнаём о верованиях аборигенов, которые также связаны со звёздами. На самом деле концепция не нова. По большому счёту, даже в авраамических религиях можно углядеть схожесть Бога с Солнцем, что уж говорить о вымышленных инопланетных религиях!
Помимо религии, автор затрагивает и культурологический пласт всё тех же туземцев. Отдалившись от Эйрарбии и Брашпутиды вглубь слабо исследованного океана, мы по-новому взираем на Гею. Наши знания о ней, её жителях, поэтически говоря, экипаже чёрного корабля, значительно расширяются.
Ещё несколько раз мне показалось, что впервые за цикл автор позволяет себе лёгкий, почти незаметный юмор. Отдельные ситуации выписаны так, что воспринимаются они с тенью, а то и без таковой, иронии. Даже название одной из частей: «Проблемы туземцев» — совершенно внезапно напомнило мне афоризм: «Проблемы негров шерифа не волнуют». Может быть, это просто я сам читал в приподнятом настроении этот роман, а может, и впрямь Фёдор разнообразил достаточно серьёзное повествование озорными нотками.
В любом случае «Создатель чёрного корабля» в равной мере продолжает два первых тома и преподносит нечто качественно новое. Да, если не считать заявок на юмор, написан роман в том же самобытном стиле, однако именно нюансы делают текст особенным.
Одно озадачивает: первые два романа предлагали многоступенчатую концепцию подготовки к ядерной войне и выживания сразу после неё. «Огромный чёрный корабль» казался и вовсе opus magnum Фёдора Березина, учитывая, сколько лет он ему посвятил, пусть и не подряд. «Создатель…» показывает Гею уже после разразившейся катастрофы, но поскольку для неё она не в новинку, то и делать большую проблему из обмена радиоактивными «подарками» там никто не пытается.
Если так поразмыслить, в каком-то смысле данный роман следует воспринимать как жизнеутверждающий. Сколь велика ни была бы катастрофа, всегда найдётся заповедный уголок, где, как в старые добрые времена, жизнь будет идти своим чередом, а если кто и попытается в неё вторгнуться, тех обязательно остановят и продолжат жить как ни в чём не бывало.
Фёдор Березин «Экипаж чёрного корабля»
Dobkachleo, 14 апреля 16:12
«Синхронное задувание солнц»
Рецензия на «Экипаж чёрного корабля» Фёдора Березина
Эпиграф предыдущего романа сразу объясняет, что Фёдор Березин имел в виду под огромным чёрным кораблём. Следуя за определением Рэя Брэдбери, наш автор сравнивает целую планету с гигантским судном, вырваться откуда некуда. От второго тома с «Экипажем» в названии я ожидал продолжения этой мысли, однако всё оказалось несколько иначе.
То есть с одной-то стороны, конечно, можно воспринимать выживших экипажем пресловутого чёрного корабля. Однако с другой стороны, смысл назревает более скромный. Подавляющую часть повествования мы следим за гига-танком «Сонный ящер», а значит, и за его экипажем. Почему-то приключения «Сони» навеяли мне ассоциации с передачей «Железный капут» из шоу «Каламбур», хотя роман максимально далёк от юмора.
Примечательно следить за судьбой гига-танка ещё и потому, что три четверти «Экипажа чёрного корабля» составляет погружение в ситуацию с точки зрения брашей. Первый роман всецело вертелся вокруг Империи Эйрарбаков. Теперь же картина становится более объёмной.
Поклонники апокалиптических и постапокалиптических произведений, как мне кажется, будут разочарованы. Для Геи описываемая война — Третья Атомная. Помню, больше десяти лет назад я возмущался по прочтении одного рассказа другого автора, как там может быть упомянута пятая ядерная война, если одной достаточно, чтобы вбить цивилизацию в пыль. Здесь же мы видим, что даже трёх обменов плутонием недостаточно, чтобы жизнь на Гее замерла. Сверхдержавы ещё существуют, военные действия продолжаются, и даже повстанцы в этой схеме не кажутся чем-то из ряда вон выходящим.
По всем параметрам «Экипаж чёрного корабля», ровно как и его предшественник, — роман военный. Он о войне, пусть и с применением ядерных боеголовок. Тут умирают от радиации, теряют штабелями солдат и офицеров, но боевые действия останавливаться не спешат. Чем-то он напоминает смелую фантазию на тему нереализованных проектов времён Второй мировой и «холодной» войн. Тогда много выдумали умопомрачительных орудий, от переносных пушек до аналогов гига-танков. Если на Земле полёт этой мысли остаётся до сих пор в чертежах, то на Гее началось производство.
Кстати, в отличие от «Огромного чёрного корабля», здесь Фёдор больше не пытается разбивать четвёртую стену и не упоминает больше Землю. По крайней мере, я не заметил. Напротив, он уточняет особенности местной Трёхсолнцевой вселенной, где люди о других звёздах догадываются, но увидеть их не в состоянии. В предыдущем томе говорилось, что система трёх солнц вылетела из основной части Галактики, но здесь даётся намёк, что события книги разворачиваются вообще через мириады лет в будущем, когда сами галактики начинают распадаться. Это несколько рушит мою теорию, что Гею заселили земляне, тем более само происхождение остаётся загадкой для местных, но всё-таки до конца ей не противоречит.
Но вернёмся к сюжету. Первую половину романа мы следим за генералом Тутором-Рором, так и узнавая новую для нас точку зрения. Почти вся его сюжетная линия функциональна, житейских мелких историй в ней исчезающе мало, если вообще можно говорить о том, что они тут есть.
Во второй же половине возвращается Лумис Диностарио. Он всё ещё мятежник, но как бы на службе того, что осталось от Эйрарбии. К сожалению, я не смог в должной мере оценить взаимодействие персонажей, уж больно одинаково они ведут себя и говорят, отличаясь только набором ситуаций, в которых оказываются.
Сложно воспринимать текст и в целом. Слишком большой объём местами как будто специально раздут за счёт излишних витиеватостей и красивостей. Иногда ими можно залюбоваться, но в общем и целом за ними перестаёшь видеть лес. При необходимости роман можно было бы ужать минимум на треть и ничего не потерять. Возможно, он стал бы суше, не отражал индивидуальный слог Фёдора Березина, зато выиграл бы в чёткости и остроте, ведь сама тема достаточно серьёзна, чтобы так просто от неё отмахиваться.
Впереди ещё половина тетралогии, и «Экипаж…» занимает в ней промежуточное положение. Чтобы окончательно проникнуться им, прослежу теперь за авторской мыслью в следующей части.
Фёдор Березин «Огромный чёрный корабль»
Dobkachleo, 7 апреля 12:52
«Эмбриональный огненный шар»
Рецензия на «Огромный чёрный корабль» Фёдора Березина
Дюжину лет назад я прочитал два романа Фёдора Березина из межавторского цикла «Обитаемый остров». В то время ожидалось, что автор присоединится ещё к одному межавторскому циклу, «Вселенной Метро 2033», с романом «Железо» о Нижнем Тагиле. Однако после 2013 года история пошла совсем по другому сценарию, и спасибо, что ни как в мире «Метро», ни как в мире «Чёрного корабля».
На долгие годы Фёдор Березин переключился на другую сферу занятий, хотя иногда выкраивал время на новые произведения. В прошлом году он попробовал себя в детской фантастике. Впрочем, речь пойдёт о гораздо более раннем этапе его творчества, а именно — об «Огромном чёрном корабле».
Официально книга была выпущена в 2001 году, буквально на заре XXI века. Каково было моё удивление, когда в самом конце раскрылось, что автор начал писать роман аж в 1978 году. Быть может, отчасти поэтому, а может, под грузом минувшей четверти века текст ощущается гостем из прошлого, гораздо более смелого и грубого.
Прошлое это отнюдь не 2001 год выхода, а сама концепция планеты Гея. Фёдор последовательно реализует на её поверхности проекты, которые на нашей Земле либо никогда не предполагались, либо не были осуществлены. Занимательна и сама Гея. Бросается в глаза её название в честь древнегреческой богини. Да и в тексте несколько раз мелькают намёки, позволяющие допустить, что перед нами разворачивается судьба удалённой земной колонии.
Насколько высказанное предположение соответствует изначальной задумке автора, я затрудняюсь сказать, потому что прямых подтверждений этому нет. Зато раз-другой Фёдор позволяет сравнить реалии на Гее с земной историей. Покрыл ли он трещинами четвёртую стену или всё-таки вспомнил о метрополии, осталось неясным. Также где-то в начале романа мне показалось, что и люди-то не совсем люди, либо не все они соответствуют земному облику.
Характерная особенность Геи — она находится в системе трёх солнц, выброшенных из общей массы Галактики. То есть гравитационно они ещё связаны с ней, но фактически дрейфуют по некой вытянутой орбите, как бы сами по себе. Красный гигант Эрр и жёлтый карлик Фиоль (похожая на наше Солнце) затмевают почти всё небо, и даже третий компонент системы находят сравнительно недавно по меркам сюжета. О чужих звёздах жители Геи (как бы их короче назвать? Геитяне? Геотропы?) догадываются, но воочию наблюдать не в состоянии. Всё это мне живо напомнило концепцию рассказа «Приход ночи» Айзека Азимова и одноимённого романа того же автора в соавторстве с Робертом Силвербергом, только на Гее, судя по всему, не только знают о других звёздах, но и с ночью у них проблем нет. Забавно, что сравнительно недавно я участвовал в одном конкурсе с рассказом, вдохновлённым именно этой парой произведений, и тут внезапно набрёл на роман давно знакомого автора, где встречается что-то подобное.
Тем не менее, космические подробности «Огромного чёрного корабля» — далеко не главное в романе. Они лишь позволяют автору абстрагироваться от земных условностей и пустить фантазию на всю катушку. Примерно так же он спустя десяток лет поступил и в рамках «Обитаемого острова», где исследовал схожие темы уже в антураже планеты Саракш.
Итак, данный роман представляет собой не что иное, как глубоко и подробно прописанный апокалиптический сценарий с несколькими точками зрения. Показано, как политическое напряжение внутри и вне границ вымышленной империи Эйрарбаков оборачиваются термоядерной бомбардировкой. Поражает обилие подробностей. Фёдор Березин не ограничивается широкими мазками, а последовательно выстраивает цельную картину падения целого мира, чередуя личные истории Лумиса Диностарио и других персонажей с глобальными событиями.
Честно говоря, если бы роман был написан более лёгким языком, воспринимался бы он легче, однако не могу не признать, что такому грандиозному труду использованный язык соответствует вполне. И всё же немного поворчу насчёт пары мелких нюансов, которые бросались в глаза. Во-первых, неудачен термин «циклолетия». Как я понял, «цикл» заменяет на Гее понятие «год». Откуда же взялись «лета»? Какой смысл в них вкладывается? Если это аналог «столетия», то лучше подошёл бы неологизм «стоциклие». Ну, или сколько они там циклов в век склеивают.
Также не всегда органично смотрятся расшифровки аббревиатур. Понятно, что длинные названия-словосочетания полезно сокращать, но подаётся это так, будто перед нами не литературный текст, а энциклопедический. Вкупе с тяжеловесным слогом, как я уже упоминал, это не способствует должному восприятию текста.
Несмотря на вышеуказанные замечания, «Огромный чёрный корабль» вызывает впечатления, достойные масштабного труда. Это не лёгкий развлекательный романчик, а серьёзное фантастическое моделирование ужасающей во всех отношениях ситуации, которая сложилась и рванула на вымышленной планете. И судя по наличию трёх продолжений, ничего и близко не закончено. А значит, идём вглубь «Чёрного корабля».
Фёдор Березин «Война 2030. Атака Скалистых гор»
iz_lesa, 8 марта 16:14
Итак, третий роман эпопеи «Война 2030». Краткое содержание предыдущих серий. К 30-му году в мире стала заканчиваться нефть. Россия развалилась на Московию, кучу окраинных ханств и бог знает что еще. Полудикое население живет двумя сотнями телепрограмм, синтетической западной помощью и натуральным хозяйством. Однако высоко ценятся русские солдаты-наемники, воющие по всему миру. Мало кто знает, что они подчиняются глубоко законспирированной и могущественной структуре — «Центру Возрождения». В первой книге «Красный рассвет» отряд русских коммандос действует на юге Африке. Побив немного нахальных негров, они уничтожили заодно американскую авианосную линейку, но попали в плен. Их, как диковинную добычу, перевезли в Америку. А там беда — расовая гражданская война на юге страны. И в начале романа «Пожар в Метрополии» пленников освободили из военной тюрьмы мятежные афроамериканцы. Выполняя задание секретного «Центра», наши проникли на борт застрявшего в Панамском канале авианосца и украли несколько ядерных зарядов. В третьей части пришло время эти заряды использовать.
В центре Америки, в юго-западной части штата Колорадо расположен под километровой толщей Скалистых гор электронный центр управления армией, суперкомпьютер «Прыщ», созданный в рамках программы «Кризисного управления страной с помощью системы нечеловеческого интеллекта». Это кощеева смерть враждебной цивилизации, ее мозговой протез, центр мощи и, одновременно, уязвимое место. Туда и будет нанесен удар.
Почти четыреста книжных страниц посвящены операции, которая длится несколько часов. Березин не мастер диалога и не знаток душевных движений. Зато он потрясающе умеет растягивать время. Может долгими текстовыми периодами рассказывать о процессах, длящихся микросекунды. Это касается и работы огромных механизмов, и действий микроскопических роботов, и человеческих поступков. Здесь находится масса важных деталей, которые цепляются друг за друга и каждая выглядит решающей. Важен именно процесс, а не картина, поэтому автор именно что не изображает, а рассказывает. Это такой говорок технаря, любовно возящегося со сложной машиной. Балагурство, незамысловатые шуточки. Тем не менее, впечатляет. Особенно, когда речь о процессах совершенно нечеловеческих. Например, о живом покуда солдате, залитом пенобетом и бережно обнимающим 150-килотонную бомбу за секунды до взрыва.
Если оставить отступления во времени, в ходе которых автор продолжает рассказывать о юности своей персонажей (как они громят игровые автоматы, приходят в сопротивление, режут на кусочки пойманных телевизионщиков, строят каналы по переброске рек, записываются из туркменов в казаки), то содержание книги можно изложить в нескольких фразах. Пришли. Проникли. Взорвали. Как справедливо замечено одним из персонажей, пришел, увидел, победил — про «вернулся» там ничего нет. Но здесь не все понятно, автор оставляет героям шанс. Ну и там еще масса интересных вещей попутно происходит.
drakkar1960, 17 января 23:07
Из плюсов — собрал всю коллекцию фанфиков на Обитаемый остров. Голован — была последняя. Из минусов — скучно читать...Березин очень специфический писатель. С огромным уважением к автору !! Его Черный корабль прочитать так и не смог...извиняюсь. Атомную крепость — с удовольствием. Эта же книга собрана из дневников отца брата и сестры Гаал и немного некого голована. Причем сами голованы идут очень непонятно и неясно. Суть — некий авантюрист убедил военных и промышленников организовать экспедицию в джунгли , ПОСЛЕ ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ, для обнаружения разрушенных городов неизвестного народа... Уже звучит как бред ! Зачем ? Почему на это тратить ресурсы ?? Кому это нужно ? И вот экспедиция пердячим паром прорубается через джунгли и ничего не находит стоящего. Простите , это просто не интересно...Но !!! Каждый уважающий себя коллекционер должен иметь у себя эту книгу. И сАбачка на картинке очень симпатичная ! Не голован , конечно, но симпатичная ! )))
Фёдор Березин «Война 2030. Красный рассвет»
Gudleifr, 23 февраля 2024 г. 16:30
Именно после прочтения этого романа я пошел на форум Авабазы выяснять, что думают спецы про неуязвимость летающих дронов на поле боя. Тогда, в 2008-м, сошлись на том, что при современном качестве видеокамер большого вреда от них не будет...
И, где-то тогда я записал:
Подобные книги читаю исключительно ради «заклепок», коллекционируя куски, в которых описаны различные варианты боев с применением полуфантастической техники. Всякие социально-психологические изыски авторов скорее раздражают, чем создают антураж, слишком уж по-детски выглядят. Вот тут-то и подумалось: сюжет — фикция, сверхидея — «1-й класс, 2-я четверть», результаты боев притянуты [автором] за уши, чтобы героев раньше времени не угробить и хоть какую-то интригу оставить. Вот, если бы, приложить к книге гексовое поле с жетончиками для отыгрывания встречающихся боев — как бы было здорово! Как бэкграунд к игре все эти патриотические «сопли в сахаре» как раз бы и сгодились. И, позорно продув партию на гексовой доске, читатель бы поверил, что герои книги воистину круты, у них-то завсегда при броске на мораль пара шестерок ложится. А если автор обоснует победу наших в терминах, переводимых на язык миниигры.... И если это объяснение ляжет на общую мысль автора...
Фёдор Березин «Часовые периметра»
glaymore, 19 марта 2023 г. 07:25
Рассказ очаровывает с первых строк — летит по космосу земной звездолет, летит, летит, и вдруг резко тормозит! На пути препятствие! Черная дыра! Огромная, не облететь ее никак!
Пока читатель чешет в затылке от такого сюжетного поворота, из дыры вылетают инопланетяне и вступают с экипажем звездолета в контакт, поясняя, что у них тут не просто черная дыра, а гигантская счетная машина, которая рассчитывает, ни много ни мало, все возможные варианты будущего Вселенной, поэтому нечего тут шастать, разворачивайтесь и валите.
Но тут в диалог внезапно вмешивается сама коллапсарная ЭВМ и заявляет, что давайте-ка с этими землянами повежливее, они ведь по чистой случайности наткнулись на нас, а это значит, что они обладают мистическим свойством «интуиция», а интуиция — это единственное, что может спасти Вселенную от тепловой смерти. Слава землянам, вы самые крутые, вы наши герои, все цивилизации отныне преклоняются перед вами. Конец рассказа.
Березин очень, как бы выразиться, самобытный писатель, но мне кажется, всем было бы лучше, если б он продолжал реализовывать свою самобытность в книгах про доблестного русского солдата, уничтожающего бездуховных пиндосо-фашыстов в Украине, и не брался за космическую НФ.
Антология «Я дрался в Новороссии!»
mputnik, 19 июня 2022 г. 12:33
Шикарный жанровый сборник. Я повторюсь, уважаемый потенциальный читатель: это — не публицистика, не военная проза, это именно — Фантастика. Именно так сие чтиво и надо воспринимать.
Будет ли сие корректно по отношению к Реальности — не скажу, но я не об этом — я вовсе об ином: о специфическом, фактурном литературном приёме. Когда фантазийный элемент используют в качестве соли и пряностей, ежели задействовать гастрономические аналогии. Тем более, что треть текстов из этого сборника — как раз оный изыск литературно-гастрономический — вовсю кантуют, умело и грамотно.
Конечно же, реальная жизнь — куда фантастичнее любой, самой вычурной, Фантастики, это очевидно, уважаемый потенциальный. И тот, кто землю за речкой топтал, он — конечно же, много взрослее, чем все прочие. НО. Какой бы правильной ни была бы приготовленная пища, какими бы естественными ни были бы первичные ингредиенты, кушать это без соли и пряностей — все равно, что жевать вату. Поверь мне, уважаемый потенциальный
Фёдор Березин «Война 2010. Украинский фронт»
Vprokophieff, 25 октября 2021 г. 15:54
Полнейшая чушь. Треш. Во-первых, описываемых автором событий никогда не могло произойти (имею в виду сюжет, а не фабулу). Во-вторых, фетиш на технической стороне уместен, когда отсутствуют ошибки и автор художественно обыгрывает то или иное устройство, которое не только конструктивно, но и «интенционально» предназначено для поражения цели, имеющей значение для содержания романа.
Фёдор Березин «Лунный вариант»
URRRiy, 23 августа 2020 г. 21:07
Вариант «активных» действий в космосе и на Луне в очень приближенной к реальности обстановке шестидесятых годов прошлого века. И на удивление органичный и с хорошим литературным качеством текст, что автору удается далеко не всегда.
Управление «луноходом», стрельба из космического ружья, подлости буржуинов и твердость советских людей в погонах (и скафандрах), организация и большая игра — описания очень и очень достойно сделаны, особенно для того времени.
Возможно легенда о невоздержанности первого космонавта может быть воспринята как оскорбление святыни, но на момент написания книги помоями много лет обливали всех героев России и русского народа, неудивительно, что автор уступил тренду в этом вопросе. Но это отнюдь не критичный фактор для сюжета.
В целом же книга — хороший образец военно-политического триллера, со слегка мутноватым финалом.
Фёдор Березин «Огромный чёрный корабль»
yetiiii, 20 июня 2020 г. 19:14
Странно... Впечатление от книги непонятное. Чего ждал я? Я ждал что прилетит большой черный корабль пришельцев, и тут варианты:
- Очистит землю от скверны (конечно, максимально гуманно), оставив оставшимся завет «Леопольда», что жить нужно дружно;
- Или наоборот, всех покарает и оставит планету девственно чистой и готовой к приему «эльфов».
А вся идея книги — война, во всех ее проявлениях. С точки зрения понимания процесса, конечно, познавательно. Еще более познавательнее, видимо, будет описание последствий (ядерная зима, голод, мор, болезни и т.д.). Но это лучше Д.Трампу читать, я не буду.
Персонажей ярких много (ну как, больше одного, и то, хорошо). Резоны и мотивы их действий вполне адекватны, иногда не очевидны, но тем интереснее. Взять, хотя бы Куклу с Жабой. Огонь!!!
Потенциал и текущую кинетику автора обсуждать не стану.
Str_Kremen6, 23 марта 2019 г. 12:06
Несмотря на банальность, очень сильный роман.
По началу сюжет не радует разнообразием : колониальная планета решила отколоться от матушки метрополии, за что получила ядерное наказание. Гаруда — планета колонистов, ныне представляет из себя радиоактивную свалку, которую, однако, земляне продолжают утюжить бомбами. Зачем добивать уже смертельно раненного противника ? Зачем уничтожать итак уже непригодную на столетия для жизни планету ? Хаас Кьюм — простой боевой пилот, не интересуется подобными вопросами, а просто выполняет приказы вышестоящего начальства. Однако случайная авария меняет всю жизнь пилота.
Роман очень яркий и жестокий, не рассчитанный на простого читателя. Здесь нету положительных моментов, а для добра места совсем не осталось. Я бы назвал эту книгу крайне злой. Сплошное бессердечие, кровожадность и бесчеловечность. Однако, несмотря на это, она увлекает. Особенно заставляет сердце неистово колотится один непростой персонаж : Сааму Адгердас. Человек, давший эдакую клятву ганнибала, и положивший всю жизнь, все силы, всю душу для ее осуществления. Кульминация развязки всего страшного плана этого простого гения заставляет покрыться мурашками.
В целом , у нас будут и красоты космоса, и ужасы огромного подземного города, и сиротливое уныние космической базы. Интересные персонажи, необычные перипетии протагониста и его роковое решение, заставляющее второй раз сердцу остановится. Роман не читается на одном дыхании. Его нужно читать медленно, вдумчиво, с расстановкой, потому что несет он в себе много смысла, к сожалению, очень жестокого.
Единственный недостаток — нудный научный язык, так часто встречающийся в книге. Многие страницы, если вы не технарь, можно будет проматывать, однако, это лишь небольшой минус, ни коим образом не влияющий на столь тяжелый, но удивительный и увлекательный роман. 9\10
Фёдор Березин «Параллельный катаклизм»
dxbckt, 18 июня 2018 г. 18:32
Честно говоря когда я пытался данную книгу прочитать, на меня «немедленно напал» острый приступ шизофрении. Нет, понятно, автор видимо решил выстроить сюжет второй части (впрочем как и всей СИ) как некую усложненную шахматную партию, в которой роль каждого нового персонажа расписана «в общей пьесе», однако несмотря на «заявленных по сюжету ГГ» книга настолько переполнена другими «второстепенными персонажами и событиями» что все это делает книгу настолько «неудобоворимой» что лично я (как уже говорил) закрыл ее почти сразу. Ну вот мне случайно попалась Audio-версия данной книги что я подумал: «вдруг первоначальное представление ошибочно?» Них... подобного... и если в среднем я прослушиваю книгу недели за две, то эту я «мучил» (из принципа) 2-3 месяца. Блин пойду напьюсь теперь что-ли...
Фёдор Березин «Война 2030. Красный рассвет»
VovaZ, 21 мая 2018 г. 10:00
При всех недостатках, не банальный роман.
Березин ставит смелый литературный эксперимент, используя в политическом боевике своеобразный стиль повествования, характерный скорее для публицистического очерка.
Увы, эксперимент провалился. Роман читается с трудом, подходит только для крепких, опытных читателей.
Ход события, будучи препарирован от стиля изложения, довольно увлекателен. Описания военных технологий и тактик недалёкого будущего интересны.
Сама интрига довольно сомнительна. Автору понадобилось полностью развалить армию и экономику России, поделив матчасть между Китаем и странами третьего мира, чтобы создать из обломков российских спецслужб некую тайную стратегическо-хакерскую организацию, бьющую беспомощную и тупую американскую армию, каждым ходом.
Типа сама Россия не смогла, а уцелевшая горстка компьютерных хулиганов — запросто.
Некоторый интерес вызвала попытка моделирования американской мировой политики, при отсутствии сдерживающего фактора. Но и здесь автор чрезмерно увлечён трендом «Они ту-пыыые», модным в годы написания романа.
Фёдор Березин «Красные звёзды»
ahmen1983, 11 апреля 2018 г. 21:48
» Или автор на самом деле думает, что СССР (в котором в 1945 году в армию начали призывать 17(!) летних пацанов!) мог бы вытянуть войну не только с Германией и странами Оси, но и с союзниками по антигитлеровской коалиции?! ЧТО ЗА БРЕД?!?!»
Автор подробно объясняет, что эта ситуация была результатом кошмарных потерь первых лет войны. Тут таких потерь нет, т.к. наши начали первыми. Те же немцы потеряли намного меньше нас. Потери не детерменированы.
Фёдор Березин «Красные звёзды»
Демон Максвелла, 15 декабря 2017 г. 22:10
Березина читал достаточно давно, интересен он хотя бы тем, что первым начал писать в России технотриллеры. Что же касается самой трилогии «Красные звезды», то откровенно говоря, кроме качественного описания техники, там больше нет ничего интересного. Да, задумка была в принципе неплохая (в конце концов альтернативная история это всегда интересно!), но вот реализация... Не буду критиковать литературный уровень Березина, он не высок и подавляющего большинства российских писателей, но вот потеря элементарного здравого смысла это уже непростительно! Березин всерьез верит, что советские граждане той эпохи были похожи на персонажей с патриотических плакатов и разговаривали передовицами из газеты «Красная звезда»?! Или автор на самом деле думает, что СССР (в котором в 1945 году в армию начали призывать 17(!) летних пацанов!) мог бы вытянуть войну не только с Германией и странами Оси, но и с союзниками по антигитлеровской коалиции?! ЧТО ЗА БРЕД?!?!
Фёдор Березин «Война 2010. Украинский фронт»
i-Сергей, 7 августа 2017 г. 12:10
Читал ещё год назад, но отзыв пишу только сейчас (т.к. модератор спросил меня почему я влепил единицу).
Роман написан на потребу времени и на нижайшем литературном уровне. Я честно не понимаю, как фантастика скатилась до такого низкого уровня мысли.
Как писали ниже — военный памфлет, но никак не литература.
Фёдор Березин «Война 2030. Пожар Метрополии»
Тамара Внучкова, 28 апреля 2017 г. 21:11
Пентагон должен быть разрушен — затягивает детальное описание военной техники. Чувствуется тонкий юмор при описании особенно чудовищного старомодного линкора. Доставило большое удовольствие эта книга.
Антология «Я дрался в Новороссии!»
sergej210477, 30 января 2017 г. 13:11
Книга с говорящим названием. Про войну (ну, а как ещё это назвать?) в ДНР и ЛНР. Сборник из художественных и документальных рассказов, зарисовок, созданных, преимущественно, в две тысячи пятнадцатом году, об этой трагической и непростой драме.
Написан сборник писателями и журналистами, непосредственно участвовавшими в боевых действиях в Новороссии, поэтому, на мой взгляд, книга получилась несколько предвзятой и однобокой. Мне, интересно, было бы, сравнить ее с другими произведениями о этом трагическом конфликте, написанными другой стороной. Но, конечно, не официальными источниками.
Но, этот сайт о фантастике, а не о политике. Поэтому, обсуждать такие книги и писать о них отзывы, считаю несколько некорректным. Ведь это произведение, скорее, документальное. А, с художественной стороны, этот сборник, на мой взгляд, не очень силён. Ведь авторы, по-большинству, не профессиональные писатели, а очевидцы — врачи, журналисты, ополченцы.
Фёдор Березин «Красные звёзды»
Дмитррр, 1 января 2017 г. 18:09
Задумка любопытная — а что если бы не Германия, а СССР напал бы первым и с первых дней войны война был бы на их территории, а не на нашей. И во что превратился бы мир во время холодной войны? Но реализация портит всё...
Зачем на 2-3-4-5 страниц расписывать «полетели птички, а вы знаете как летят птички, как красиво вокруг, а вот кстати о красоте деревьев...» И это повествование на несколько страниц сводится к тому, что самолёты выпустили ракеты и куда-то там попали. Под конец книги я начал просто пролистывать страницы чуть ли не десятками.
amak2508, 17 ноября 2016 г. 18:47
Идея романа далеко не нова: метрополия, силой оружия стирающая своевольную земную колонию с лица планеты, и главный герой, постепенно осознающий всю безнравственность происходящей бойни. Для любителей боевой фантастики в этой книге найдется много интересного: ракетная атака на лунную военную базу метрополии, ожесточенные сражения в подземном городе колонистов, глобальная планетарная катастрофа....
Правда, язык у автора далеко не из лучших, да и повествование, состоящее из множества независящих эпизодиков, особого удовольствия читателю не доставит. Но, пожалуй, больше всего в книге смущает совершенно неправдоподобная основа всех описываемых событий: жесточайшая многолетняя атомная бомбардировка поверхности планеты космофлотом метрополии (явная бессмыслица, которую автор как бы и пытается обосновать, но не очень убедительно), суперподземный город колонистов, не только способный функционировать совершенно автономно, но и производящий тысячи и тысячи ракет с атомными боеголовками, способных достичь поверхности обратной стороны местной луны (причем колонии по оговоркам автора всего порядка 60-ти лет, а его не только за это время зачем-то и как-то построили, но еще и так, что метрополия о нем и не знала), клоунское ранжирование населения подземного города по статусам и количеству носимой на себе одежды (!!!) и т.д., и т.д..
Фёдор Березин «Война 2030. Красный рассвет»
al-lax, 16 сентября 2016 г. 18:42
Не рекомендую. По усвоению надо как в том анекдоте или напиться или накуриться.
Фёдор Березин «Огромный чёрный корабль»
Втлк, 1 мая 2016 г. 20:59
чтиво занятное. но ! автор,очень,неравнодушен,к,запятым и вообще ужасно безграмотен. например — « на первый взгляд она казалась непреступной (в переносном смысле связанном с альпинизмом, а не с нарушением закона) «.игра слов ему привиделась,понимаешь,Карл ?? плюс неудобоваримая сложность изложения. этакие понты графоманские. бесит,но всё равно читаю. интересно.
Фёдор Березин «Война 2010. Украинский фронт»
Val99, 24 января 2016 г. 11:01
Многие говорили, что события невозможны и надуманны. Ну..
mif, 14 декабря 2015 г. 10:05
Начало читабельно, конец чистая клиника
Фёдор Березин «Чёрный корабль»
KINGK0NG, 24 ноября 2015 г. 05:27
Напишу сразу о всём цикле. Есть и интересные идеи, и описание инопланетной техники, и действующие лица и исполнители, но зачем было так добавлять МНОГО ВОДЫ!
Почти 2200 страниц! Многочисленные повторы и вторичные описания — зачем? Автор хотел «набить» бОльшее количество страниц для гонорара?
Если бы сократить до 500-700-от, максимум 800 страниц, то есть в три-четыре раза, то вышло бы хороших два романа на 8, даже 9 балов, а так только 6 и то из-за уважения к автору.
Фёдор Березин «Война 2011. Против НАТО»
yemets, 16 августа 2015 г. 11:42
Заметно, что г-ну Березину тяжело писать высоким «штилем», он постоянно скатывается в пошловатый стёб, все-таки не «военно-политическое» заканчивал. Если бы его герои в действительности говорили на той искажённой «мове», подстрочный авторский перевод которой ещё и грешит грубыми ошибками (например, «господарство» это, оказывается, государство), было бы как в анекдоте про «останИвку»: «Останівка? Зупинка – за рогом, але ти, москалику, вже приїхав!». В этой части цикла, ̶к̶о̶н̶е̶ч̶н̶о̶ ̶ж̶е̶,̶ ̶с̶о̶в̶е̶р̶ш̶е̶н̶н̶о̶ ̶с̶л̶у̶ч̶а̶й̶н̶о̶,̶ фигурирует «Бук-М1», только в реальности всё оказалось намного неожиданнее, жутче и трагичнее. Вердикт: для меня этот цикл был интересен прежде всего как образчик оголтелой пропаганды, но никак не альтернативной фантастики. Оценка — 2.
Фёдор Березин «Война 2010. Украинский фронт»
yemets, 10 августа 2015 г. 13:03
Пропагандистская заказуха, к тому же ещё и унавоженная собственными «виршами» г-на Березина, пошлым псевдонаучным умствованием и занудным перечислением ТТХ зенитно-ракетного вооружения. Очень тяжёлый язык изложения, повествование хаотичное. Вердикт: графоманский памфлет, не имеющий отношения к фантастике, оценка — 2.
Фёдор Березин «Война 2010. Украинский фронт»
Barrell, 23 июля 2015 г. 00:02
Такое ощущение, что капитан Березин рассказывал историю, а прапорщик её потом пересказывал под запись знакомому охраннику ЧОПа. Или русский текст перевели электронным переводчиком на английский, а затем обратно тем же переводчиком на русский.
Зачем вся эта инструкция по использованию военной техники? Из-за горбатого изложения даже само фантастическое допущение происходящего абсолютно не воспринимается.
Зачем использовать в «главных ролях» фамилии известных авторов? Вы им льстите? А оно им надо в таком виде? Вы им мстите? А читатель тут в чём виноват? Тем более, персонажи прототипам как-то не очень соответствуют.
Остаточные знания отставного капитана. Повеселил свой личный фэн-клуб.
НЕ ПОКУПАТЬ. НЕ ЧИТАТЬ.
Фёдор Березин «Война 2011. Против НАТО»
lumen2012, 25 мая 2015 г. 18:56
Немножко не угадаль.
Оценка 1.
Фёдор Березин «Война 2010. Украинский фронт»
MihailVS, 14 апреля 2015 г. 16:41
А вот сейчас читаешь всё по другому
Фёдор Березин «Встречный катаклизм»
Краском, 2 апреля 2015 г. 17:57
«Красные звёзды» стоит перевести на аглицку мову и запустить в качестве идеологической бомбы «нашим западным партнёрам» (С).
Нехай побесятся.
А в целом — в первый раз «Встречный катаклизм» прочёл кусками в электронном виде. Второй раз увидел две части под одной обложкой (издание 2003 г.) — купил и прочёл с великим удовольствием (в отличие от следующих книг нашего Чапая — они отчего-то не пошли). Перечитывал несколько раз, потом подарил хорошему человеку.
Успехов во всём, Дмитрич!
Саша из Ростова, позывной Краском
Фёдор Березин «Допрос с пристрастием»
Hariamatyhari, 28 января 2015 г. 12:23
Осторожно, раскрытие сюжета!
Впервые за несколько лет попадает книга, которую реально несколько раз забрасывал, не в силах переварить это унылое умничание, сквозь которое изредка честно прорываются живые диалоги с элементами здорового юмора. Хотя, может я предвзят, может мне просто приелось, что мой родной братик после третьей-пятой начинает точно также все обо всем знать, и, самое главное, рассказывать об этом, ну копия в том же стиле. Вот и здесь, читаешь, и видишь — сидит мужик за стограмом, и начинает писать мемуары, но только не о своей жизни, а о своих мыслях, мечтаниях и предвосхищениях. Предвосхищения эти, опять же, хоть и не все, но многие, уже давно в виде прототипов забугром испытываются, по ютубах лайкаются, но поскольку глазами автора этот забугор — серая и убогая пародия на настоящую постсовковскую жизнь, их можно проигнорить и выдать за свое, за свое будущее, которое наступит уже через 35 лет. Совок, его идеологическая составляющая, чувствуется во многом, особенно в ксенофобии (в узком смысле слова) и даже в приступах антисциентизма. Пол книги как бы про науку, но описанную взглядом столь от нее отдаленным, что от этих жалких попыток постебаться хочется плакать. Если боевые сценки хоть и выглядят комиксом, они пусть фантастически, но ве же правдоподобны, тогда как наука... Особенно умилила сценка со взломом пароля — мужик генетик, по долгу службы расшифровывает давно расшифрованный геном человека, поэтому взломать сложнейший компьютерный пароль не подвластный специалистам-криптографам заняло у него аж два часа, ведь и там, и там — сплошь работа с кодом. Аналогии — супер, расцеловал бы, будь автор блондинкой! Ну и дальше в том же духе. Добрая четверть книги изложена в форме беседы школьного учителя с пятиклассником (в оригинале — «ученого» со сталкером), где терпеливо и снисходительно разжевывается кто такой Эйнштейн, в чем его заслуга перед наукой, и многие многие другие открытия автора сделанные им при написании сей книги. Литприем известен давно, но уместен бывает увы, далеко не везде. Да и эти рецидивирующие попытки автора скрыть свой уровень за «далекостью» от «наук» главных героев, о чем повторяется с завидным постоянством чуть ли не на каждой странице. Да и сам термин «науки» говорит о многом. Один раз упоминается генетика, несколько десятков раз — экология (в широком смысле слова), ну, может еще разок где то что то упустил, в целом же ученые — обобщенно «дуболомы», поэтому тот самый генетик — он же и криптограф, и физик-ядерщик, и специалист по радиоэлектронике, инженерии и т.д. и т.п., плюс летает в теоретических высотах высшей математики, да к тому же руководит лабораториями по разработке вооружений. Прям не зона, а «Таинственный остров».
Я там ксенофобию упоминал... Чаще всего она прорывается в форме безграмотного антисимитизма. Почему безграмотного? — да какой нормальный иудей будет делать что-либо «во имя Иисуса Назареянина»? Эту фразу я скорее услышу из уст талиба. А здесь — делают, причем бодро так делают. Спасибо автору, теперь я знаю, что израильтяне кууда тупее задорновских американцев, ничуть не способны принимать разумные решения, трезво оценивать факты, анализировать ситуацию, их легко надуть в сфере высоких технологий, и в целом, евреи — довольно отсталая нация. А к тому же — трусливая, слабая, бездушная, в отличии от русских — ни капли взаимовыручки и взаимопонимания. Мало того — еще и водку пить не умеют.
А тем временем, автора «в науках» занесло до постройки машины времени. Свою попробуй навороти, а в качестве прототипа Коля Герасимов и Алиса Селезнева безнадежно устарели, поэтому выбран был Терминатор. Ну не сам он, лишь концепция машины и цели визита. Контакт вышел сумбурный, глючный, но зато позволил накатать еще четверть объема текста. Такой стремительный прорыв мысли сквозь тернии к звездам захватывает до мозга костей, заставляет собраться с силами и дочитать последние процентов 10-15 текста, и не забросить чтение на самом хэпи-энде.
Заметил, очень часто у авторов, которые пытаются чтототамнаписать нету четкого понимания, что же они хотят выдать на-гора. Если по нормальному — есть идея, дальше персонажи, план, и уже это все наполняется всякими там приключениями. Здесь же для взгляда со стороны получилось: есть готовый межавторский цикл, в него надо вписать главных героев, некоторых можно взять готовых, и запустили все это в мозг. А дальше пошло — что бы они могли такого делать будь они там то и тогда то?.. А когда набралось приемлемое количество текста — надо его чем то заканчивать, а чем же... чем же... О! А давайте так:... — ну и получили мы то, что получили.
Ради подытожить: даже для уровня фантастического боевика книжка получилась сумбурной и примитивной. Что то уровня чуть ниже ТВ-1000. Очень неприятно читать, когда видишь, что автор свою целевую аудиторию совершенно не уважает, оценивает как совокупность особей с легкой стадией кретинизма, продвинутых имбицилов и просто туповатых люмпенов. Иначе все эти дотошные терпеливые пояснения каждого действия происходящего в романе оценить нельзя. Для собственного понимания и воображения не оставлено совершенно ничего. Даже главные герои: одни — простые туповатые сталкеры-вояки, которых иногда заносит в теоретику, вторые — дуболомы ученые, занимающиеся «науками», третьи — просто вояки, которые еще более тупые, и на заднем плане над всем этим восседает опять же тупой истеричный маньяк истекающий слюной в неудержимом желании расширить и углубить свою власть. Как то болезненно это все переваривать. Не за героев, за автора больно.
Если Вы ищете хронофага, то книжка на эту роль вполне приемлема. С уважением, Ваша Харя.
Фёдор Березин «Атомная крепость»
VovaZ, 24 августа 2014 г. 17:46
Попытка новеллизации мировой войны на Саракше, в допрогрессорскую эру. Максим Камерер, надо думать ещё не зачат, башни ещё не построены, мир всё ещё не вывернут наизнанку.
Попытка, на мой взгляд, не очень удачная, однако для умеренного таланта Федора Березина не так уж и плохо.
Сюжет простенький, в основном содран со сценариев 3-й мировой, коими нас пугали в застйоные 70-е на школьных политинформациях в и пионэрах.
Сценизм не плох, однако березинская «самобытная» манера исполнения чрезмерно маргинальна, на мой вкус, и используется исключительно с целью затушевать неумение автора писать.
Интрига склеена не плохо, обеспечивает «сыночку» некоторую самостоятельность от «отцов»... Герои выписаны вполне удовлетворительно. Мораль несколько простовата, но небесполезна. Вообщем, любителям антологии «времени учеников» умеренно рекомендую.
Фёдор Березин «Красные звёзды»
muh7, 22 июля 2014 г. 02:46
Отвратительная реализация. Слабый и провисающий почти на кажой странице где нет ТТХ корабля или самолета текст.
Интересно, что романы Клэнси, местами, еще более бредовые, читались повеселле. Все таки кроме буйной фантазии нужно еще буквы в слова и предложения связывать. А тут-то у автора и проблема.
Фёдор Березин «Война 2030. Пожар Метрополии»
_EF_, 21 июня 2014 г. 09:06
Это очень серьёзное произведение. Стиль чем-то напоминает Клэнси, поэтому, людям, не интересующимся политикой, геополитикой и «шпионскими штучками», оно вряд-ли подойдёт.
Лично я для себя вынес много полезного, практически каждые пять страниц задумывался.
Обожаю литературу, заставляющую задуматься.
Ещё один плюс — нет мельтешения персонажей. Если вводится действующее лицо, то оно действительно «действующее«!
Фёдор Березин «Война 2010. Украинский фронт»
Mikasz, 7 июня 2014 г. 22:05
Читать это и сохранить зрение?
Рискните.
Фёдор Березин «Встречный катаклизм»
Баркас, 8 декабря 2013 г. 00:16
Довольно странные впечатления от произведений...Про тех составляющую не скажу плохого,качественно и детально прописанные орудия убийства.Это я Вам как служивый человек говорю:)Но остальное....С ТАКИМ ЦИНИЗМОМ и (веселым) юмором героев произведения из прочитанного мною не УБИВАЛ не кто!!!У Березени умирают ВСЕ!!!При чем с веселым хохоточьком описываеться как их(ТАНК,ПОДЛОДКА,КОРАБЛЬ,)ГОРОИТ И ПЛАВИТЬСЯ В ЯДЕРНОМ ОГНЕ как маслиться кусочек.Странное впечатление....При чем все качественно и правдоподобно написанно!У меня чувство ... Что ядерный аппокалипсис автор считает благом для человечества.В чем то возможно я с ним согласен.:)
Фёдор Березин «Конфликт СССР-США с точки зрения теории игр»
мрачный маргинал, 5 сентября 2013 г. 12:36
Автор составил простенькую, но работающую схемку оптимальной игровой тактики в гонке стратегических вооружений, — в шатком балансе между неприемлемым взаимным уничтожением и совершенно невероятным полным разоружением. «Золотая середина» находилась в умеренной гонке вооружений. Всё вроде бы логически безупречно.
Но дело в том, что у СССР периода «перестройки» уже не было экономических сил даже на умеренную гонку со США в области стратегических вооружений. Пришлось пойти на одностороннее разоружение.
А запоздалая ретроаналитика Фёдора Березина — не более чем игрушка в былом азартном и дорогостоящем споре милитаристов...
Гонки вооружений — непозволительная роскошь в охваченном системном кризисом мире. Тупиковый вариант, — даже без «звёздных войн», на которые технологической мощи не оказалось даже у единственной ныне на Земле иллюзорной «сверхдержавы».
Фёдор Березин «Война 2011. Против НАТО»
Гуларян Артем, 14 мая 2013 г. 23:31
Продолжение устаревшего ещё до издания «Украинского фронта»... Его автор в разговоре с вашим покорным слугой подробно рассказывал, как пытался что-то исправить, чтоб хоть немного подтянуть «просроченный» сценарий к Текущей Реальности, но, по мнению вашего покорного слуги, безуспешно. Некоторые читатели наверное скажут, что и нечего было тогда подобную книгу выпускать, но есть два соображения.
Первое — чисто юридическое: был подписан договор с издательством, книга не могла не выйти.
Второе — чисто политическое. Цикл Фёдора Березина — не первые и не последние книги, в которых Третья Мировая война начинается из-за раздела нестабильной Украины. Наверное, потому, что это государство действительно нестабильно. И, наверное, живущему на Украине Березину это виднее...
Фёдор Березин «Война 2010. Украинский фронт»
Гуларян Артем, 14 мая 2013 г. 21:16
Хочу немного заступиться за автора.
Его книга просто опоздала. Но опоздала безнадежно. Писалась она до событий «08.08.08», долго пролежала в издательстве и вышла после событий «08.08.08», то есть сразу перешла в разряд Альтернативной истории по отношению к Текущей реальности. Но ведь до последнего момента никто не полагал, что Россия «впряжется» за осетин. Наоборот, все считали, что она по обыкновению ушерстит в кусты и будет оттуда вопить о нарушении соглашений...
Отсюда и впечатление «прошедшей эпохи» Пьяного Хряка.
Что же касается литературного языка и «тяжести заклёпок» в тексте, то не даром Фёдор Березин считается автором жанра технотриллера. Любит человек технику, готов всячески её описывать и воспевать. По моему, придает тексту оттенок документальности: нажал на то, включил это, и поехало.
Но продираться через такой текст иной раз тяжело. Все время думаешь: «Когда же заведётся?»
И напоследок. Кроме разбираемого романа в современной ФБП немало романов других авторов, в которых Третья Мировая война начинается с конфликта из-за Украины. Случайно ли это? По моему, нет.
Dobkachleo, 9 апреля 2013 г. 12:49
«Экспедиция»
Рецензия на «Голована» Фёдора Березина
Ядерная война отгремела на Саракше, и его замкнутый мир начинает потихоньку оправляться от прошедшего Апокалипсиса. Уже спустя семь лет начинает выкристаллизовываться известная по «Обитаемому острову» братьев Стругацких Страна Неизвестных Отцов. В совершенной секретности организуется в «инопланетном» аналоге Советского Союза экспедиция в далёкие джунгли Топожвари-Мэш, таящие в себе головокружительные тайны…
* * *
В отличие от «Атомной крепости» — предыдущего появления автора в проекте Аркадия и Бориса Стругацких — «Голован» написан от первого лица, в виде каскада записей из дневников и документов. Сам роман вызывает ощущения чтения какого-нибудь классического приключенческого произведения, отчасти в духе Жюля Верна. Это делает его совершенно непохожим на «Атомную крепость». До тех пор, пока не начинают появляться то тут, то там характерные отсылки.
Возможно, я плохо читал оригинал Стругацких, но Королевства Ноюи и острова Хаззланг как-то не припоминаю. Поэтому смею сделать вывод, что даже без очевидной связи между двумя проектными романами Березина писатель ухитрился навести между ними мосты. Вообще я давно заметил, что в различных межавторских циклах (например, во «Вселенной Метро 2033» или «Этногенезе») одни и те же авторы как бы случайно, но всё же соединяют абсолютно, на первый взгляд, не соединяемые их произведения. Например, Сурен Цормудян посредством одной из героинь связал романы «Метро 2033: Странник» о Москве и «Метро 2033: Наследие предков» о Калининградской области, а Юрий Бурносов в своих книгах для «Этногенеза» всё время вводит в тексты неких загадочных хихикающих демонов. А Фёдор Березин обошёлся всего лишь введёнными самолично подробностями местной географии (или лучше, как соригинальничал Андрей Ерпылев в «Одном в поле», вышедшего тоже в проекте «Обитаемый остров», «саракшеграфии»?). Жаль, что главный герой-винтик из предыдущего романа, Бюрос-Ут, не показался ни разу на страницах «Голована»…
Что касается дневников главных героев, то имеются записи от Дара Гаала (о джунглях и завершении Всеобщей Атомной), голована Гекрса, Каана Гаала (а вот этот тип, похоже, как раз таки прибыл из «Атомной крепости»!) и ещё нескольких. Основная часть принадлежит якобы перу Дара. И тут — да простит меня Фёдор! — замечу следующее: уж больно специфичен язык писателя. Повествование от лица разных героев не привносит особо отличающих стилистических особенностей, как будто Дар, Жуж, Каан и остальные — всего лишь одна и та же частичка души их создателя. Ещё хотелось бы заметить, что имеет место одна вопиющая фактическая ошибка. То, что Дар — врач, а Фёдор — писатель, не оправдание.
«Всяческие альфа-частицы пробивают эти стекла и пластик, не замечая (надеюсь!)». Пардон, что?! Это какая такая странная физика на Саракше, что ядра атома гелия внезапно научились преодолевать столь непреодолимые препятствия, как стекло и пластик (для непосвящённых: альфа-частицы и лист бумаги не прошьют насквозь)?!
Так же не понравились постоянные уточнения автора, что БМАД — Большое Махание Атомными Дубинами. Выглядит так, что читатели — полные склеротики. Вот Джеймс Роллинс в цикле «Отряд Сигма» понимает умение своих поклонников запоминать информацию, и потому лишь где-нибудь в начале каждой книги о приключениях Грейсона Пирса и иже с ним напоминает, что такое УППОНИР… Аналогично могу покритиковать оговорки Гекрса в духе «как попугают люди». Но это хотя бы простительно.
Однако язык — единственная беда книги. Её стоит купить и прочитать хотя бы только благодаря прекрасному сюжету. Он столь же многоступенчат и многогранен, как и в «Атомной крепости». Не одна и не две точки зрения делают более полную картину происходящего, заставляя то сопереживать персонажам, то всеми фибрами души ненавидеть их. Особенно это касается условно злодея Гекрса.
Ещё к достоинствам хочу добавить описание местной фауны. Если у Ерпылева мне не понравилось постоянное сравнение с вполне земными животными, то у Березина имеется богатый актив абсолютно иных существ, начиная голованами и кончая Тяжёлой Змеёй.
В общем, если читатель сможет принять язык Березина как некую изюминку, он получит по окончании чтения приятное послевкусие.
Фёдор Березин «Атомная крепость»
Dobkachleo, 24 марта 2013 г. 18:53
«Военный конфликт»
Рецензия на «Атомную крепость» Фёдора Березина
Видно, я привык к подражанию авторов классикам. Ну, или просто к исключительно литературному языку. Преобладание разговорного стиля в «Атомной крепости» едва не заставило меня бросить чтение… Но непререкаемый принцип дочитывать начатое до конца оградил меня от возможности не пережить вместе с главным героем настоящее приключение на фоне разгорающейся атомной войны.
Увы, первая часть показалась мне просто-напросто нагромождением междометий и просторечных слов. Множественные рассуждения на темы, лишь условно связанные с сюжетом, усугубили отношение к роману. Вторая (а тем более третья) часть написана уже в более привычной манере. Фёдор не отказался от всяких там «ба-бахов бамбулин так да эдак», но плотность сиих выражений заметно сократилась, что упростило восприятие текста.
Однако из-за всего вышесказанного получилось так, что сюжет начал чувствоваться только со второй первой главы, а протагонист не вызывал никаких эмоций аж до третьей пятой главы (где его нашли свои). Больше хотелось, чтобы он умер. Не важно отчего: от радиации ли, от антисанитарных условий ли, голода ли, болезней… Но провидение (читать: автор) как будто уберегло радиста-пулемётчика от смерти на чужой территории.
В общем, откажусь-ка я от перемывания косточек первой части, ибо остальные две, как я уже отчасти иносказательно заявил выше, спасают положение книги. Поэтому о сюжете могу отозваться исключительно положительно: многие отмечали его многоплановость, не буду исключением и я. Главная сюжетная линия, линия Бюроса-Ута, перемежается с точками зрения представителей иных государств, что создаёт целостную картину эскалации ядерной вакханалии. Если бы за именем-фамилией автора не «скрывался» только один человек, обязательно подумал бы, что их несколько. Настолько многогранно описывается обычно представленная скоротечной атомная война!
Если разобраться, то получается, что Саракш — мир, где просто нет стран без ядерного оружия. Использование оных в локальных войнах, согласно тексту «Атомной крепости», стало обыденностью, так что у цивилизаций выработались своеобразные иммунитет и жизнестойкость к подобным военным акциям.
Интересно было читать научные и околонаучные выкладки Березина. Конечно, кое-какие несуразности можно выискать, но, если сравнивать «Крепость» с точки зрения «олитературивания» физики со схожим приёмом, но с математикой, в антиутопии Евгения Замятина «Мы», то наука о природе явно пострадала меньше.
Теперь о ляпах. Или просто вещах, напрягших меня. Первое: голованы, гривастые питоны и шерстистые носороги. До сих пор я думал, что все они — результат той самой тотальной войны, так грамотно описанной Фёдором. Но упоминание их в «доатомные» времена переворачивает восприятие тутошнего сеттинга с ног на голову. Или подразумевалось, что все эти «мутанты» на деле всего лишь являются вполне ожидаемыми специфическими представителями местной фауны или же мутантами без кавычек, но появившимися в ходе тех самых локальных ядерных войн. Второе: межконтинентальные ракеты. Да, автор очень быстро вспоминает, что с континентами на планете туго, но выглядит это больше похожим на оправдывание провинившегося ученика перед строгим учителем. Третье: масштабность военных действий. Не помню где, но упоминалось, что Саракш лишь на треть превратился в выжженную пустыню. «Крепость» же подсовывает картину абсолютного разгрома материка баллистическими подарками противников.
В остальном же — а в сухом остатке остаётся опять-таки сюжет, плюс «парад» военной техники и научные обоснования, — «Атомную крепость» можно уверенно назвать сильным романом. Не буду добавлять «в серии», ибо это лишь вторая книга из «Обитаемого острова», прочитанная мной. Разумеется, оригинал от братьев Стругацких не в счёт. После прочтения сего апокалиптического приквела, написанного несколько специфическим языком, очень хочется надеяться, что Земля никогда не станет сплошным полигоном для ядерных испытаний предельно большого количества государств…
Фёдор Березин «Встречный катаклизм»
Acciptiris, 11 ноября 2012 г. 18:47
Сюжет, конечно, затянут и не всегда ясен, однако несмотря на частый сарказм и своеобразный юмор, роман получился хорошим. технические подробности очень реалистичны, читать интересно, есть действительно нераспространенная информация, например сравнительные ТТХ и эксплуататационные сравнения арт. снарядов и ракет, разных типов кораблей и тд. Если оценивать как «железячник», то роман не на 10 а на все 12 баллов, очень качественный. Но литературно автор действительно немного перегнул в сторону железа. Поэтому говорим просто- Хороший «железячный» роман с довольно необычным ходом сюжета. Если вы, конечно, по части техники не чайник(кофейник);)
Фёдор Березин «Атомная крепость»
БорЧ, 12 июля 2012 г. 06:26
Ну, в общем-то, Федор Березин уже давно признанный автор в тематике техно-быто-описания грядущего военного апокалипсиса ХХI века и ожидать от него чего-то другого было бы пока даже несколько и странно. Правда, насколько я помню, раньше он ограничивался как-то только земными участниками своих прогнозируемых военных конфликтов, а тут решил распространить свою «область литературно-технического применения» и на Саракш.
Чем всегда был притягателен (по крайней мере для меня) мир Обитаемого Острова — так это своей некоей «импрессионистской дымкой» изображения, свойственной творчеству АБС. Не было у Учителей и первостепенной целью проработать научно-техническую базу развития Саракша: сделали они «фантастическое допущение» о некоей дифракции света из за неких невнятных особенностей то ли самого воздуха, то ли вообще горизонта (простите великодушно за мою вопиющую физико-техническую неграмотность) и более в подробности особо и не вдавались. И вот как-то подавляющее большинство читателей особо и не напрягал вопрос ни об этом, ни о том за счёт чего же движутся 20 лет без остановки патрульные самоходные танки и что там за модель атомного двигателя; ни о том что же там за продвинутые компьютерные технологии обеспечивают работу чёртовой кучи самострельно-автоматического огня, описанного АБС укрепрайона... Да и, в конце-концов, ни от каких-таких энергетических источников, в лежащей в разрухе Стране Отцов, запитываются новые и новые строящиеся Башни и как к ним прокладываются высоковольтные кабели... Просто АБС писали фантастику в первую очередь гуманитарную — и читатели, сознательно или подсознательно это понимая и принимая, и не пытались морочить себе голову научно-технической и научно-технологической подоплёкой социально-ориентированного построения сюжета.
Но вот пришло время «развивателей» мира Саракша... Кто-то пытается развить и изложить подробную историю кого-то из эпизодических персонажей АБС; кто-то «замахивается охватить» одним своим романом практически все «открытые финалы» чуть ли не всего творчества Учителей и рассеять созданную ими «импрессионистскую дымку». А Фёдор Берзин «взялся» за научно-технологическую подоплёку произошедшего на Саракше глобального ядерного конфликта — и вот тут-то началось «всё страньшее и страньшее»... Оказывается, технологии Саракша вовсе и не на уровне где-то 60-х годов ХХ века, как это казалось читателям АБС, а даже как-то превзошли и начало века ХХI-го: тут и самолёты с атомными двигателями Южного королевства, и крупнотоннажные вертолёты их союзников, и даже какие-то технологии в Островной империи, позволяющие им сделать расчёты одномоментного запуска баллистических ядерных ракет с чёртовой дюжины атомных «семи-ракетных» подводных субмарин, раскиданных аж по всему миру.
Ну так и хочется спросить — как же эти аборигены и с таким-то научно-техническим потенциалом всё ещё верят в свой мир «пузырём в тверди» и в «суточные пульсации Мирового Света»??? Прямо таки — нонсенс какой-то... Так что, если я вас ещё не разочаровал этими научно-технологическими несостыковками у «научно-технического автора» — почитайте сами и поудивляйтесь тоже.
Фёдор Березин «Создатель чёрного корабля»
vovana, 26 мая 2012 г. 17:04
Сверхдержавы, ядерная война, США, СССР, империя — писатель какой то свихнутый на теме мирового правления! Как такое печатают!
Фёдор Березин «Война 2030. Пожар Метрополии»
Махновец, 27 января 2012 г. 01:51
Не лестные отзывы и слегка заниженные оценки, на мой взгляд, во многом обуславливаются не приятием описываемого будущего. Даже страхом перед ним. Однако, абсолютное большинство прогнозов будущего далеко не для всех выглядят убедительно. Все таки интересно, а применял ли кто либо из политологов математические методы прогнозирования? На ум приходит метод экспертных оценок. Ни в коем случае не претендуя на какую то научность, выбрав, в качестве экспертов, своих знакомых, пришел к выводу, что в случае экстраполяции развития человечества вполне можно получить мирок описываемый Березиным. Но, я точно где то читал, что в позапрошлом веке математически точно прогнозировали погружение городов в навоз от возросшего количества гужевого транспорта, потом говорили что города покроются смогом от печного отопления (угольного)... Остается наедятся, что какой то неучтенный фактор спасет нас от такого вот будущего.
С трудом добил вторую часть. Затянутое повествование слегка освежили гомосексуалисты АПЛ «Голубой кит». С такой же основательностью, без лишнего смакования, описаны боевые будни гомоподводников. Не знаю, служил ли Б. на «точках», но быт узнается. Просто «жены» имеют несколько более чем обычно выдающиеся причиндалы и при желании (обоюдном) могут стать «мужьями». (Для несведущих — точка это воинское подразделение в глубинке и от подводной лодки отличается только тем, что находится на суше — месяцами одни и те же лица и никакой возможности покинуть расположение)
В общем, наверное, за такую основательность и получил цикл премию. Но кроме основательности, и просвещения читателя сомнительными прогнозами, ему (читателю) хочется что бы его немножко развлекали. И увлекали. Читая, например, некоторые романы Круза, едва сдерживал себя чтобы не побежать в магазин за солью, спичками и тушенкой:gigi:. Тяжелое произведение. Для научного прогноза не хватает научности, для развлечения — легкости. Но основательное. Вот за основательность и отчасти под давлением авторитета жюри вручившего славную премию -«7». Не оставляет ощущение, что я что то не понимаю в этой жизни...
Фёдор Березин «Война 2030. Красный рассвет»
Махновец, 25 декабря 2011 г. 22:00
Динамичный сюжет, хорошие парни (и девушки) побеждают. В общем неплохая попытка ... Но! Для «просто фантастики» — тяжело читается, а для «технотриллера» — проблемки с ВВТ (вооружение и военная техника). Например, ну не может дожить до 2030 F-117! Эту, довольно не плохо видимую в метровом диапазоне волн, дрянь сняли с вооружения почти сразу после уничтожения Югославии. В тоже время Б-52 планируется эксплуатировать до 2040. Да и маловато вживляется в роман реальных (а не выдуманных) перспективных разработок. Тот же штатовский легкий «антитеррористический» штурмовик очень подойдет рисуемому миру в силу своей выдающейся экономичности.
Читается, повторюсь, тяжело. Прочитал первую и с горяча купил две оставшиеся. Думал пойдут легче — ошибся. Пока отложил. Думаю дочитать позже — все таки хочется узнать, че там и на каких развалинах писать будут. Может если перевести на английский, а потом опять на русский получше пойдет?
Клэнси то читают. Не специалисты — с удовольствием. Здесь же можно простить технические неточности — что оно там БУДЕТ никто не знает.
Кленси я не дочитал вообще. Какие там военные, на каких семинарах разбирают его и зачем? Не знаю. Явно не из-за гениальной прозорливости. Предвидение в военной области, сейчас основано на математике. Еще в меньшей степени, в прозорливости, можно обвинять Березина.
Главный посыл — амеров будут побеждать хакеры. Где их набрать в безрадостно нарисованном будущем?
Впрочем, цикл получил Звёздный Мост — 2005. Может я не до конца понимаю всей глубины...
Фёдор Березин «Атомная крепость»
Green_Bear, 22 декабря 2011 г. 17:39
Так получилось, что последние две книги автора вышли в межавторских проектах. Хорошо это или плохо, сказать сложно, но я, признаться честно, не в восторге. Итак «Атомная крепость», излюбленная автором тема, разворачивания настоящей атомной войны, причем не локальной а всеобщей, которую он мастерски раскрывал в мире «Черного корабля».
Надо отметить, что у произведений Березина два главных достоинства: замысловатый, витиеватый слог и неожиданно глубокий, разветвленный сюжет, насыщенный оригинальными деталями. Где еще можно встретить столь невероятных машинных монстров? Почти нигде. Собственно, эти две черты в творчестве Березина и привлекли меня. Но в «Атомной войне» это не совсем так. Если слог сохранился без изменений, поражая обилием размышлений и словесных оборотов, то с сюжетом все вышло сложнее.
С одной стороны Березин полностью следовал своим привычкам, с другой стороны почти ничего нового я не увидел. По сути, автор взял детали прошлых книг, удачные технические решения и соединил воедино в «Атомной войне». Плохо ли это? Не уверен, но прежнего восторга они у меня уже не вызвали. Кроме того мне сюжет показался излишне линеен, что при небольшом объеме сразу бросается в глаза. Будь книга больше раза в полтора, Березин, наверняка, сделал бы ее куда более увлекательной.
Итог: качественно выполненный и оформленный технотриллер, в котором автор многое использовал из прошлых книг.