![]() | Все отзывы на произведения Роберта Джордана (Robert Jordan) |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 863
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 [9] 10 11 12 13 14 15 16 17 18
«Дракон Возрождённый» |
| |||
Nadezda, 31 мая 2021 г. в 23:08 | ||||
Я не могу сказать, что прочитала «Дракон Возрожденный» взахлеб: эта книга еще более неспешна, чем две ее предшественницы. Я бы назвала ее переходной, ведь после такого неспешного изложения истории, в которой, буквально, ничего не происходит, должен произойти перелом. Думаю, «Дракона» следует рассматривать как передышку – вполне интересную, чтобы не бросать, но недостаточно увлекательную, чтобы читать по ночам, не отрываясь. Главной темой этой части стала дорога: приготовления к ней и сам путь куда-то, и совершенно не важно, куда. Дорога как суть жизни есть смысл всех трех книг, но именно «Дракон» становится ее абсолютным воплощением, ведь здесь путешествие, буквально, не имеет цели, и место, которого достигают все герои, не выглядит конечной точкой, но лишь остановкой на маршруте. Дорога еще и противопоставление дому, о котором вспоминают все меньше, который уже не значит почти ничего. Дорога важна как знак прогресса и новизны, ведь именно в пути герои обретают и новые способности, и новых друзей, и врагов. Дорога привносит в книгу новых персонажей и новые открытия. Это способ познакомить с миром, с людьми и явлениями. Это движение, и движение вперед. Каждый из главных героев получает развитие своей собственной особенной способности, будь то талант к исцелению, или везение игрока. Герои все больше обретают свои собственные узнаваемые характеристики, проявляемые и в событиях, их окружающих, и в их повадках. Так, например, Найнив теперь дергает себя за косу, чего раньше не было, а Эгвейн обретает хитрость. Перрин учится контролировать и использовать волчью сущность, а Мэт – везение. В книге появляются новые герои: какие-то эпизодические, какие-то – очевидно, важные. Однако, несколько парадоксально, что до того, безусловно, главный герой цикла – Ранд – уходит не просто на второй план, а на третий. Теперь уже он для читателя загадка. Видимо, персонаж меняется на своем пути в Тир, но его перемена остается за пределами наблюдения, и мы сталкиваемся с ним уже изменившимся, уже новым героем. Это необычный и странный подход, поскольку представить, что центральный герой будет выведен за скобки, было просто невозможно. Вместе с тем, в «Драконе» нет центральной и двигающей сюжет линии, каждый следующий шаг чуть ли не случаен, и книга выглядит лишь наблюдением за жизнью, частью бесконечной «Санта-Барбары», еще менее самостоятельной, чем предыдущая часть. Заданные еще в «Охоте» сюжеты, вроде темы с Детьми Света, не имеют развития, так же, как не развиваются отношения между персонажами, если не считать дружбы, но в этом отношении трудно представить, что именно развивать. Любовная линия Найнив и Лана даже не затрагивается, новые иные взаимоотношения так же пока еще отсутствуют, если не считать появления Фэйли и ее отношений с Перрином, пока существующих лишь намеками, далекими от полноценной личной истории. Также нельзя сказать, что читатель узнает много нового о мире «Колеса». Хотя мы узнаем чуть больше о жизни в Башне, ее мы быстро покидаем, а вопросам обучения девушек не уделено ровным счетом никакого внимания. Хотя они становятся сильнее, это выглядит естественным процессом, а не результатом учебы. Мы не узнаем ничего нового ни от Морейн, ни про нее. Чуть больше подробностей становится известно про Тир, но это лишь место действия, и я бы не назвала его особенности принципиально важными для сюжета. В целом, «Дракону» отчаянно не хватает динамики и развития как сюжета, так и героев. Книга слишком неспешна, ее обстоятельность сродни торможению. Хотя дело спасает превосходный язык, большее количество магии, нагнетание атмосферы, все же читать «Дракона» скучнее, чем предыдущие две части. Так что даже написать о семисотстраничной книге почти нечего. | ||||
| ||||
«Великая Охота» |
| |||
ledje91, 07 апреля 2021 г. в 17:23 | ||||
Закончил читать третью книгу, пишу отзыв по второй, опираясь на впечатление от всех трёх книг. Поначалу я переживал (после беглого ознакомления с отзывами читателей), что вторая книга будет «плохим» продолжением, сильно сядет в темпе и других аспектах, но на самом деле этого не произошло. У меня ни разу за всю вторую книгу не было желания прекратить чтение, не было ощущения того, что сюжет резко просел. Наоборот — произведение стало менее линейным и разрослось вширь. Каждому герою автор уделял больше внимания и такой подход мне очень понравился. События пролетали не так стремительно, но их было достаточно, хорошая динамика. Единственное, что мне не понравилось — это поведение отдельных героев в отдельные моменты времени, из-за которых мне хотелось дать персонажам подзатыльник. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Ставлю книге хорошие крепкие 8 баллов.Например когда Ранд и огир оставил Рог Валир на сохранение с одним человеком. Оставить невероятно ценную вещь, от которой зависит судьба мира, ради которой буквально только что вы рисковали жизнями и ушли едва живыми и просто пойти шастать по городу... На мой взгляд не самое лучшее и логичное решение. | ||||
| ||||
«Дракон Возрождённый» |
| |||
BeNight, 04 декабря 2020 г. в 09:44 | ||||
После, как я считаю, неудачной и вторичной «Великой Охоты» Джордан вполне себе реабилитировался в моих глазах в этом романе. «Дракон Возрождённый» — самая удачная книга из первых трёх. Во-первых, тут меньше внимания уделено преследованию от тёмного властелина, во-вторых, неторопливый сюжет очень хорош, от каждой главы получаешь удовольствие. Джордан здесь никуда не торопился и просто со знанием дела прописывал мир и детали, чем мне очень напомнил Робин Хобб. Ну я очень много ещё узнал об Айз Седай и Единой Силе. Другое дело, что из-за того, что книга провисает в плане экшена, читалась она довольно долго и через час по чайной ложке. | ||||
| ||||
«Память Света» |
| |||
Тимолеонт, 19 октября 2020 г. в 17:32 | ||||
Всегда сложно написать достойный финал длинной истории из многих частей, особенно, если она действительно хороша и любима народом. Слишком легко уронить в последний момент планку качества, а уж угодить всем поклонникам невозможно в принципе. Остаётся только стараться не сильно испортить качество повествования и завершить всё хотя бы логично и естественно. И хоть я проникся «Колесом времени», но не зафанател и цикл не вошёл в число моих любимейших, благодаря чему был готов принять любой внятный и адекватный финал, лишь бы он достойно завершал историю героев. И, убеждён, Сандерсону это удалось. Да, здесь есть нелогичности и явные глупости, но их мало и большая часть вполне объяснима. Да, некоторые потери и гибели отдают некоторой «дежурностью», но выписаны всё равно с должной трагичностью и убедительностью. Но все... ладно, почти все сюжетные линии закончены так, как и должны были. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Я понимаю, почему многим не понравилась концовка Ранда, но пафосный уход в закат на встречу новым приключениям был явным компромиссом между его смертью и становлением правителем. Сам раздражён таким решением автора, но могу его понять. И да, жаль, что групповушка между Рандом и его жёнами так и не состоялась. Но самое главное — у «Памяти Света» есть дух и атмосфера, которые оставляют после прочтения чувство торжественной удовлетворённости. Ты знаешь, что история завершилась на хорошем уровне. Герои схватились со своими врагами в эпичной битве, а потом пошли дальше по своим делам, а былинный эпик навсегда стал эпохальнейшим событием и в их жизни, и в существовании всего их мира. | ||||
| ||||
«Великая Охота» |
| |||
Stanislove23, 18 октября 2020 г. в 17:46 | ||||
Возможны спойлеры! Просто я не спец определять что есть истинный спойлер. Я люблю фэнтези. Я читал его немного но это мой любимый жанр, здесь мы можем получить всё то, ради чего сбегаем из реального мира в книги. А эпический фэнтезийный цикл — это просто мечта! Так я думал, до прочтения этого романа, и под конец я понял что у Джордана слово «Эпический» вполне взаимозаменяемо со словом «Сериальный». Сюжет могу описать в двух фразах и вполне без спойлеров (ничего не упущу и меня убивать не захочется за «спойлеры») : начинается «Великая охота за Рогом» и армия Артура вторгается из-за океана. Это основные темы этого толстого романа, точнее части романа-эпопеи. Всё остальное это лишь сериальная беготня и болтовня. Персонажи. Совершенно не согласен с прошлым отзывом, что Эриксону не достаёт живых персонажей с внутренним миром, что, якобы, есть у Джордана. Самая главная проблема, что они не умеют выходить за свои же прописанные в самом начале цикла рамки их характера. Ранд по прежнему лопочет, что не хочет быть Драконом, Морейн по прежнему не знает, что такое улыбаться, Эгвейн так же нахально — ребячески ведёт себя по отношению к ребятам и тд и тп. Да, мы часто слышим мысли героев, но какой от них толк, если их запросто можно предугадать ещё до того как они их выскажут?! В чём тут жизнь? Вообще же персонажей можно запросто называть одним словом, их описывающим, ей-Богу! Просто читайте текст и подставляйте: Лан, Ингтар, любой другой шайнарец — это воин или воинственный, как угодно, с честью и прочими замашками. Ранд, Перрин, Мэт — просто парень. Парень, который идёт туда, куда ему скажут!! И все трое на одно лицо; не покидала идея флешбеков, когда в середине главы можно было бы рассказывать случай из жизни героев в Эмондовом Лугу, открывающий новые грани личности или, допустим, отвечающие на вопросы почему Он так поступил а не иначе. За два романа ни я ни вы ничего не можем рассказать о них, и не прикиывайтесь, что можете, они просто типаж а не люди. То же самое Айз Седай — мы знакомимся с Верин Седай, престолом Амерлином и прочими Седайками. Но так уж получается, что когда наши умницы-дамочки из Тар Валона открывают рот то мы слышим всё тооот же нравоучительный тон Морейн Седай, ведь нам опять же не рассказывают о другой, млен, личности!! То есть, в первую очередь, по мнению Джордана, она Седай, а потом она Морейн, Верин и тд. А не наоборот. Итог: Джордан жертвует личностями взамен эпичности, хотя этого вполне можно было избежать. P.S. Понравился только Лоайл, его неулюжесть, скромность и загадочность. Сюжет и размах. Я его описал выше в двух словах, расходимся) Ну ладно. Есть светлые моменты, типа системы анти-Седай под названием Ай-дам и введением империи(?) Шончан, они вносят свежую струю. К сожалению Тёмный по прежнему смеётся над Рандом и выдаёт унылые диалоги (или скорее монологи), наши герои всё так же бегут из точки a в точку b, а затем в c,d,e;e.t.c; как будто автор просто нарисовал карту а потом уже выдумывал под неё приключения. Хотя даже так есть претензии, огир мало, Айил мало, да и интриги не то чтобы вау. То есть это искусственное растягивание романа получается. Ведь так? То, что можно рассказать сейчас о них он расскажет через 5 книг к примеру. Ну нельзя так( Итог : размах то чувствуется, но движения нет, опять же, развития, за целую книгу я ничего не узнал ни об Айил, ни об Огир( ладно, только где они живут, было дело), не говоря уже о других странах. Да, это Роман-Опупея но ведь нужно поддерживать интерес! Ведь перечитывать это попросту будет не интересно, когда так затянуто и столь мало информативности. Итог в целом: Я обожаю ВК, обожаю атмосферу классического фэнтези, я таю когда читаю о тавернах, тёплых и уютных, как домашняя спальня во время ливня, даже ещё уютнее. Когда много рас, приключений, разных неизведанных зверей и конечно же, МАГИИ. О да. Но, к огромному сожалению, после двух романов Джордана я просто пресытился всем. В особенности атмосферой Классики, и не потому что там было много таверн ( в первой книге), или много беготни из a в b, а потому что вся эта атмосфера была бессмысленной. Пожалуй это главный минус двукнижия. Всё было бессмысленно. За 1600 страниц мы...и они, просто побродили по миру, который не сравним со многими другими мирами. Ни одного героя не погибло (хоть я и не фанат этого, но млен..). Хоть Мартина и хают (включая меня))), но он даёт людям интригу. А когда ты уже знаешь что Рог будет найдет и хорошие победят плохих...ну, какой бы ни был мир , он будет не полным, с пониманием всего этого. Уффф. И да, буду думать читать ли дальше, ведь я просто истощаю свою любовь к фэнтези таким образом. Всем мир | ||||
| ||||
«Великая Охота» |
| |||
Nikonorov, 16 октября 2020 г. в 23:54 | ||||
Думаю, обозревая 2-й том цикла «Колесо Времени» Роберта Джордана под названием «Великая Охота», следует ответить на главный вопрос: стало ли лучше или хуже? Что ж, для себя (и, глядишь, не только для себя) отвечаю: да, стало лучше. Во всем. За что спасибо в том числе и издательству «Азбука», что схватилось за переиздание и пока что реализует планы просто прекрасно. • Вступление Во втором томе прибавилось каждой составляющей литературной работы — действующих лиц, плотности сюжета, где-то водички, где-то деталей, магии, героизма, эпика, размаха. Короче, прямо всего. В том числе и эфирного времени у женщин (но опытный читатель предупрежден и подготовлен). При этом некоторые спорные моменты по типу малой динамики или скуки, как мне кажется, упразднены. Большое количество подробностей я до сих пор считаю уместным и играющим на атмосферу, а не перегрузом, и в этом «Колесо времени» похоже на «Темную Башню» Стивена Кинга. И могу смело заявить — роман «Великая охота» стал на порядок интереснее как по событиям, так и по технике, и зачастую монотонный ритм повествования в ущерб не идет. Он с лихвой компенсируется персонажами, приподнятыми занавесами, сеттингом и вообще богатствами мира. • Атмосфера Это всё еще классическое фэнтези, хоть и с ощутимой примесью чуть ли не дарка — несколько сцен легко посоревнуются с фантазией Стивена Эриксона, славящегося той еще чернухой. И это меня, как новичка в цикле (и любителя «Малазана» Эриксона), воистину удивило самым приятным образом. Я думал, что стилистика первого тома сохранит некую сказочность, пасторальность и что-то более щадящее по сценам и происходящим событиям. • Язык При этом, той сказочности и церемониальности в языке поубавилось, а налет высокопарного изложения практически стерт и в основном есть только там, где это уместно. Есть, конечно, пара моментов не очень-то и уместных по языку, но это нивелируется контрастом от 1-го тома. Да, не без тяжеловесных конструкций, да, написанных иной раз внезапно нелепо за счет подражания «Властелину Колец», с соблюдением словесных рамок приличия. Иногда это диссонировало, но особо сильно на впечатлениях не сказывалось. На многие фразочки и выражения без улыбки не взглянешь — «шерстеголовый балбес», «шкуру спущу», «треклятый», «козлом целованный», «пригрозила кулаком» — всё это можно терпеть только в классическом фэнтези. Очень забавны и определения врагов: «Друзья Темного», «Отец Лжи». А самое жесткое и грубое слово в этом романе — «задница». Ну это так, мелкое наблюдение. И все равно язык заметно оживился, декорации и персонажи заиграли, всё стало динамичнее и ярче. Теперь мир и окрестности это не просто фон, не только инструмент для визуалки, а уже прям пышущие натуральщиной и правдоподобностью элементы. • Сюжет Сюжет (для классического-то фэнтези) классический — герой-замухрыга является главным, так сказать, центром пророчества и потихоньку, а иногда и довольно резво начинает обретать свой дар, о котором и не догадывался. Со всеми вытекающими. Налицо — своего рода цикличность истории описываемого мира и эпохальная реинкарнация самой Вселенной. Герой — Ранд ал'Тор — фактически просто пешка, что ступает по заранее прописанному пути. Ружей и якорей хватает. • Повествование Повествование цельное, интерес не спадает, но, как и в первой книге, имеется некая проблема с нагнетанием. Не чувствуется эмоционального апогея. Всё слишком размеренно. Может, такой темп выбран нарочито, не знаю. Лишь в самом конце всё навалилось как-то ну слишком резко — сражения, подготовка к освобождению, планы, исходы завязавшихся сюжетов. И кааааак нахлынуло, как начало пичкать тебя динамикой и зрелищностью, не уступающим концовкам Брендона Сандерсона. Красота, мощь и эпик. Причем, сцены, скорее, фольклорного характера, нежели анимешно-экранного. • Герои С героями тоже повеселело: в жизнь каждого из основных и не очень персонажей всё плотнее входит магия, Сила, и этого в цикле становится всё больше. Мне очень нравится, как развивается история вокруг Ранда — как фигуры значимой и набирающей могущества и влияния. Как на него начинают смотреть по-другому, как он сам обретает себя в иной ипостаси и пытается противиться этому, но цикличность эпох побеждает. Инициализация себя_но_не_себя передана богато и обширно. Через его ощущения, рефлексии и внутренние конфликты в полной мере показана вся вынужденная трансформация. Вообще, тут все персонажи меняются, взрослеют и матереют, а личностные арки работают очень ярко и выпукло. Это касается как тройки героев-парней, так и компании девушек из Тар Валона и не только. • Примочки Джордан также органично вплетает пророчества различных народов и обыгрывает предсказания через факты. Буквально-таки виртуозно играется с древними текстами, реализуя в событиях отдельные строки, которые со временем складываются в цельную масштабную картину. Причем, это не просто народности, а настоящие экосистемы со своими традициями, историями, акцентами, повадками, одеяниями, интерьерами, философией. И подается оно, что самое главное, ненавязчиво, через быт или диалоги, действия и восприятие. Честно, столь органичная ЧЕСТНОСТЬ в их описаниях выглядит так, будто Джордан сперва написал энциклопедию по миру и лишь потом начал реализовывать это столь дотошно и незапутанно. • Итоги По мере чтения становится все отчетливее видно, что как минимум Сандерсон, что вполне логично, Эриксон и Ротфусс вдохновлялись именно «Колесом». Это я уж молчу про несметные полчища типа-авторов в жанре фэнтези. Кстати, сейчас понимаю, что если бы Эриксон обогатил своих героев жизнью и внутренним миром, как Джордан, цикл про Малазан был бы раз в 5 круче (я считал). Для меня роман вышел практически безупречным, и я не вижу причин не ставить ему 10 баллов. Сколько ж тут локаций, сколько фактур, пейзажей, городов, деревень, башен, замков, путешествий, рас, народов, каст и прочего, прочего, прочего... Что ж, действительно мощная история только начинается, и я предвкушаю насыщенность, эпичность и гигантские масштабы, с которыми, уверен, автор справится более чем. | ||||
| ||||
«Память Света» |
| |||
харамаки Зоро, 12 августа 2020 г. в 17:11 | ||||
Я ждал последнюю битву, но получил какое-то недоразумение. Вот когда ты читаешь одну за другой четырнадцать книг большого цикла, то конец ожидаешь действительно выдающийся, но не тут то было. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Начну с хорошего. Начало очень бодрое, за первыми главами следишь с напряженным вниманием. Мне очень понравилась встреча Рандки с Ланфир во сне и беседа альТора с Моридином, и заключительная фраза этой главы — «А завтра мне надо будет спасти мир, если получиться» — шикарно. Так же мне неожиданно приглянулась сюжетная линия каких то левых ребят — Андрола и Певары, особенно события в Черной Башне. Атмосфера была хорошо передана — напряжение, страх, попытки понять что происходит и что же делать. Так же развитие их отношений, от недоверия и пренебрежения, до симпатии и привязанности, изображено весьма неплохо. Что ещё порадовало так это наглядная демонстрация того как сильно изменились главные герои. Если в первых книгах их реакция на Избранных была — Аааа, Отрекшиеся, спасайся кто можит!!! То тут Перрин встретив одну из них просто — Привет Ланфир, можешь подсобить?. Недоразумения начинаются с того момента, когда Талманеса дважды, ДВАЖДЫ ранят мурдраалы своими такандарскими клинками, которые вроде как убивают сразу, и их раны невозможно излечить! Так по крайней мере писали в первых книгах, похоже что то изменилось с тех пор, ах да — автор. Не понимаю почему Талманесу не дали доблестно умереть в сражении, а более важных персонажей выносили пачками. Неожиданностью стала смерть Эгвейн, но произошло это странно, из серии — я что то нажала и всё исчезло, то есть — я что то сплела и это плетение что то сделало, ВЗРЫВ. Косплей на Льюиса Терина удался. Пардон за чёрный юмор, но так и есть. В продолжение этого градуса жести, Брегитте отрубили голову(но вот почему она вернулась, вроде её вырвало из мира снов, она перестала быть героиней Рога, разве нет?) потом он спал и драконовых дитяток не вырезали из мамки, но это было бы слишком, не Мартин всё же. Но в месте с этим кажется странным, то что одну главную героиню умертвили, а остальные живы-живёхоньки(Брин, Гавин и прочие все же скорее второстепенные персонажи). В чем дело? Что за дискриминация, я требую чтоб всех остальных замочили тоже!!! Ну хотя бы Фейли, это добавило истории Перрина дроматизма и какого то смысла. А Логайн, что сделали с Логайном! Один из самых драматичных и сложных персонажей цикла и... Да его толком то и не показали! Пришел с ашаманами, спас дурёху Илейн, померился с Демандредом, проиграл и всё, всё!? Ради этого его не стоило спасать из плена. Уж ему то могли уделить больше времени! Не зря же он в истории с самой первой книги, или всё таки зря? Вот Мин пророчествовала что ему уготована слава. Так в чем она может заключается как не в доблестной победе над Демондредом? Если он изначально задумывался только как предводитель ашаманов то это ни разу не оправданно, их мог возглавить любой направляющий, тот же Андрол. Заключительные же сцены с Логайном просто чушь — спасённое дитё на руках и умилённая мамаша, обещающая отправить своё чадо в Черную Башню. Что за голливудщина? Я уже молчу о том, как всё это наиграно и неправдоподобно. Забыть о персонаже на две книги, вспомнить лишь в последней и рассказать на пару десятков страниц — вот это я понимаю мастерство! Я думал что Морейн это Гендальф но нет, ведь она никак не влияет на сюжет в последней книге. Она сказала Эгвене, что та должна будет сломать печати и всё. После этого Морейн исчезла из сюжета, как будто бы её и не было. Ну да она как бы помогала Ранду, но там она была просто проводником саидара. Вместо Морей помочь Ранду могла бы таже Авиенда. Зачем так делать? Ведь она нашла Дракона, она помогла этим детишкам из Двуречия спастись, и только благодаря ей они стали теми кем стали!!! Или она на этом выполнила свою функцию и её можно забыть и сделать экспонатом в этом огромном мебельном магазине? Для сравнения сколько всего сделала Найнив — и Отрекшуюся победила, и исцелила укрощение и безумие, нашла Чашу Ветров, помогла отчистить саидин, и даже находясь в роли проводника пыталась спасти эту дуру Аланну! Рог — ох уж этот многострадальный Рог Валир. За ним что мало бегали в Великой Охоте? Для чего нужно было разводить эту тягомотину с заговором и попыткой его похищения? А тот момент когда Фейля, упоровшись на почве паранойи, выйдя в сортир, выбросила Рог в кусты(а чё надежней же чем в сундуке, никакие приспешники не найдут!) и потом увидев, как Ванин и Гарнан просто подобрали его, заорала на них — Приспешники Темного, в этот момент я готов был начать стучаться головой о стену. Я и правда подумал что она уже с ума сошла. И таки да, лучше размазать ненужную, высосанную из пальца сюжетную линию, вместо того что бы уделить больше времени главным героям. То что вместо Мэта в Рог протрубил тот раздражающий сопляк, и разъяснение сшитое белыми нитками особенно доставило. Для чего нужно было называть Мэтку — Трубившим в Рог, и говорить что лишь он сможет призвать героев Эпохи Легенд в Последнюю Битву, а потом обламывать всё это?! Появление шаранцев выглядит органично и логично, не зря на протяжении стольких книг велась эта затравка, о таинственном народе, живущем далеко на востоке. Пожалуйста — вот они, и неожиданно на стороне Тени. Но им так же уделили неприлично мало времени. Пара абзацев из глоссария Ножа Сновидений дают больше информации, чем всё то что сказано о них в Памяти. Это показатель и видно что вина в этом Сандерсона. Для сравнения вспомните сколько всего было рассказано о шончан в Великой охоте. Падан Фейн, он же Мордет — ещё одна печальная история. Опять же, персонаж который в истории с первой части, пропадал на целые книги, не привнес ничего в сюжет последней. При том что он соединился с Машадаром, этой таинственной злой силой, и стал ваще каким сильным, а с ним разобрались играючи, за пару строк буквально. Обидно. Отрекшихся снова сливают, казалось бы доколе, но вот опять. На Демандреда откровенно забили, за всю сагу о нем говорилось лишь пару раз. В этой части становится известно чуть больше, в частности то что Дракон отбил у него бабу и в принципе на этом всё. Никакого раскрытия персонажа, ему не сочувствуешь не сопереживаешь, никакого развития, скорее деградация — он похож на какого то идиота. Всё что он делал, это бегал по полю битвы и кричал как дурачок — выходи Льюис Терин драца, после чего был успешно слит, традиция уже чегож её нарушать. Но опять же то как это произошло заставляет руки тянуться к голове и в желании выдрать клок другой. Вот Лан вроде умный человек, матерый вояка, и на фоне этого его поступки выглядят ещё более бредово. Сначала как идиот бросается один в Торвиного ущелье. Потом летит на толпу троллоков, хотя вроде собирается сразиться с Демондредом. Тем забавнее подброшен рояль, дескать всех троллоков вокруг него расстреляли двуреченцы, это с расстояния то в пару сотен метров, и не одна стрела не попала в нашего доморощенного суицидника... без комментариев. Он хочет умереть или помочь победить в последней битве? Если первое то проще выйти в окно, а не проделывать этакие комбинации. Я бы не возмущался если бы в поединке с Демой наш дайшан пал, и не важно что этот приём — вложить меч в ножны, кажется, уже использовался в Охоте, ведь тогда Дракон выжил. Тут же Лан сначала упал замертво, а потом — хоба, встал как ни в чем не бывало. Вот это совсем тавтология. Был эпизод когда Лан успокаивая Мандарба, рассказывал как они отвоюют Малкир, отстроят разрушенные башни, заживут в мире и счастии, а Мандарб будет кушать себе яблоки да катать детишек. Обычно такое люди говорят перед смертью чтобы себя утешить, и было бы тем органичнее если бы Лан погиб в попытках спасти свою родину, а Найнива бы с остатками малкир восстановила родину мужа. Моридин, бедняга, Моридин. Вот это самый, действительно самый интересный, загадочный, не раскрытый и непонятый персонаж цикла. И так с ним поступить! Мало того что его пред историю и мотивы вообще никак не раскрыли, так и не объясняют что произошло после закрытия скважины. А ведь Рандка мог бы как нибудь договориться с ним! Ведь Ишамаэль не хотел править миром как другие отрекшиеся, им не движили гордыня и амбиции, а лишь ненависть к самому себе, и можно было бы рассказать его историю и основываясь на ней как то обыграть это дело. Да и Темному вообще похоже плевать на своих приспешников, раз он никак не стремился их сплотить, и тем логичнее было бы если один из них переметнулся на сторону света. Но нет... Сражение: Помню, когда я только начинал читать эту опусею, в каком то отзыве или аннотации к последней книге я прочёл про генералов Дракона, и подумал что это будут Мэт и Перрин. Перрин призовет волков и они придут, тысячи и тысячи лохматых, клыкасто-зубастых фигур, сбегутся со всего континента на зов своего брата, и он встанет во главе их и поведет в бой(здесь же появилась лишь пара волков ближе к концу, опять, как бы между делом). Также же как Мэт — Сын Битвы возглавит своих красноруких, вооруженных драконами. И схлестнуться они со злом в борьбе за судьбу мира. Читая впечатляющие, вычурно-пафосные вступления и пророчества, ожидаешь чего то такого же эпического, легендарного, чего то большего. Но имеем что то невнятное. Поставить во главе армий брюхатую бабу, которая не разу не военачальник, не знаток тактики и стратегии — серьёзно? Ранд конечно безумец, но вроде держит своё безумие под контролем. Видимо прорвалось. А чего стоила речь Илиены перед битвой у Кайриэна, такой ахинеи я давно не читал. И вообще почему планирование сражения с самого начала не доверили Мэту, это он вроде имеет знания военачальников прошлого и он уже составлял план битвы с Иллианом, почему это Дракон забыл о своём кореше — гении битв? Разделили армию на четыре фронта — чтож ладно, но сильно сосредоточиваться на описании действий трех фронтов не стоило, раз они проходные и всё сводиться к одной большой драке. Чего только стоят пять экскурсов в замесы Лана с отродьями тьмы на шайнарской земле. В противовес этому о порубежниках в битве на «меррилорском поле» почти ничего не сказано. И какая к черту битва на поле Меррилора!? Ведь все действия происходили вообще в стороне, на высотах и у реки. И кстати развалины крепости никак не использовались, а ведь можно и нужно было их ввести в действо. Я право не знаток тактики и военного дела, но то что шончан сначала ввели в сражение, то есть показали противнику какими силами они располагают, а потом неожиданно вывели, как минимум озадачивает. Ведь даже я понимаю что это опрометчиво — этим самым ты даешь противнику время подготовиться к новой атаке и что отступление это обманный маневр, а уж такой великий полководец, как Демондред всё поймет и подавно! Замысел Мэта понятен, но при такой реализации он не убедителен. Например ликвидация дамбы на реке — открыли врата, оттуда вылезли фермеры и все повелители ужаса попали замертво. Да уж конечно. И как бы я не хулил Нож сновидений, но столкновения Мэтки с шончанцами, были показаны качественно, как говорится с чувством, толком, расстановкой. То были действительно продуманные и выверенные операции, чувствовалось что ими руководит Сын Битвы. Не то что здесь.
Сражение при Шайол Гул не лучше, даже хуже. Вроде как Итуралда придумал какой то план борьбы, было несколько линий укреплений, да? Так почему же после того как троллоки вошли в ущелье от этого плана и след простыл? Да Грендаль конечно промыла Родалу мозги, но ведь оставались же другие командиры, они могли бы объяснить тактику своим капитанам, или кто у них там, что бы те организованно смогли защищаться и никакая Гредаль физически не смогла бы их всех обработать! Но всё свелось к какой то куче мале. Типо — ну вот тут их короче оттеснили к входу в пещеру, вот тут Гончие Тьмы прибежали, вот ещё Падан Фейни припёрся, короче ваще! Кстати о битве с Тёмным — мне понравилось как он и Дракон показывали друг другу разные версии мира, такой себе поединок мысли, то что скважину запечатали это логично. Но вот что произошло после этого, почему Ранд переселился в моридиново тело, как, зачем!? Дайте уже ему упокоиться с миром! К самому же Темному появилось ещё больше вопросов. Если он стихия, сила воплощающая вселенское зло, то как он может быть разумным, как он смог организовать такую сложную систему своих приспешников, и если он это может, то почему он такой убогий?! Его заключительные ответы Дракону тот ещё курьёз. Рандка ему доказывает такой что он проиграл, что он слабее, а Тёмный на это только — я сё равно фсех убью. Отсталый какой-то чесно слово. Название опять неоправданно, свет появлялся на протяжении всей книжки, даже там где Дракона не было, а в идеале это должна была бы быть натуральная ночь, до самой победы над Тёмным. Я не раз читал что Джордан с самого начала знал финальную сцену своего труда. Видимо это сожжение Дракона, я догадывался об этом, с самого начала, но думал что он вспыхнет аки феникс во время битвы с Темным, и сгорит дотла во спасение мира сего. Согласитесь было бы органично, начало(ну помните там Льюис Терин, создание Драконовой горы, все дела) и конец замкнулись бы показав всю красоту авторского замысла. Вместо этого же что то просто непонятное. Не секрет что свою опусею Джордан основывал на различных элементах культуры разных народов, и последняя битва не стала исключением. Я вот сейчас просмотрел сюжет Рагнарёка и, знаете ли, обнаружил массу параллелей. Тут тебе и некая равнина Вигридр на которой состоялась битва, и Гьяллархорн — «громкий рог», что призовёт великих воинов и возвестит о начале битвы (правда в рассматриваемой книжке в него протрубили в конце...) ну вы поняли. Но на этом сходства заканчиваются, а драматизм и грандиозности скандинавского эпоса прошли мимо. Ведь во время Рагнарёка все главные боги погибли, выжила лишь пара статистов, а из всего рода людского спаслись лишь двое человек. То есть это такой себе полномасштабный апокалипсис, даже похлеще. А здесь что?! Почти ВСЕ главные герои остались в живых. С Тёмным разобрались как бы походя, всех отрекшихся слили, так же как и армию целого нового народа о котором не рассказано почти ничего.
При всей многословности книжки создаётся впечатление что автору не хватило страниц чтобы достойно завершить все сюжетные линии. Да я читал что решили оставить открытый финал, но отставить открытый финал и запороть истории персонажей это не одно и тоже. Так же при всей неудовлетворительности сюжета, он мог бы произвести более благоприятное впечатление при правильной подаче, но она откровенно халтурная. И в целом концовка получилась весьма неказистой, скомканной и неоправданной.
Такое ощущение что тебя обманули. Мир не погиб и не возродился, а решающее сражение разрешилось за один день. И после стольких книг и лет, потраченных на них, остался только горький привкус разочарования... | ||||
| ||||
«Нож сновидений» |
| |||
Тимолеонт, 23 мая 2020 г. в 08:28 | ||||
Джордан до конца жизни стабильно писал медленные, огромные романы с минимумом событий, коих в целой книге на 700-800 страниц зачастую меньше, чем в иной главе истории пободрее. Женщины у него ещё все сильные, независимые и играючи шпыняющие даже самых великих мужиков (продвигал феминизм когда это не было мейнстримом, ага). Но это ещё не означает, что его романы скучные и унылые. То, что ты полкниги раздражаешься в стиле «да когда уже до дела дойдёт» говорит о том, что «дело» всё же искреннее интересно, а персонажи увлекают, хоть и раздражают своей медлительностью и избирательной непоследоваельностью. А в чём фундаментальная проблема цикла — утрачивается ощущение эпичности. Это примерно то же самое, что если б Толкиен размазал события «Властелина колец» на 15 книг и первые две части герои только до Ривендейла добирались бы. К финалу уже натурально устаёшь ждать развязки, тебе становится пофиг на интриги, а про масштаб и эпохальность описываемых событий тупо забываешь. Кто бы там помнил про смерть Боромира к финалу, если бы их разделал десяток книг? Больше полутора лет слушаю этот цикл в аудиоформате и намотал таким образом более 400(!) часов чистого времени. Я ОЧЕНЬ хочу знать, чем же всё завершилось и одновременно мечтаю, чтобы оно уже кончилось. А впереди ещё три книги, и это не считая приквела... Впрочем, надеюсь, Сандерсон сумел оживить цикл и достойно его завершить. | ||||
| ||||
«Корона мечей» |
| |||
Тимолеонт, 14 ноября 2019 г. в 18:51 | ||||
Для меня навсегда останется загадкой, зачем Джордан начал настолько безмерно раздувать свою историю. «Корона Мечей» — прекрасная история была бы, будь она хотя бы раза в два короче. Книга толстенная, аудиокнига на несколько десятков часов, но по завершении, когда пытаешься в голове построить цепочку событий, то осознаёшь — важные эпизоды можно пересчитать по пальцам рук. Мне понравились романтические линии там, где они не впадают в излишний сентиментализм ( Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) ). Хороши боевые сцены, автор неплохо описывает политические процессы (не идеально, да, но всяко лучше детского сада из «Меча истины»). Но каждый раз, как у меня будут появляться робкие порывы перечитать «Колесо времени», они будут вдребезги разбиваться об ужас бесконечных и затянутых эпизодов ни о чём.сцена совращения Мэтта — это прекрасно, и да, Ранд и Мин наконец-то поимели друг друга. Аллилуйя! Да и грозная Найнив наконец-то обвенчалась | ||||
| ||||
«Огни небес» |
| |||
Тимолеонт, 19 августа 2019 г. в 19:02 | ||||
Здесь события начинают набирать оборот, и несмотря на всё ещё огромное количество воды, важного действия здесь, наверно, столько же, сколько в первых трёх книгах вместе взятых. Нет, серьёзно, без всякого вреда для какой-то смысловой нагрузки, читается цикл всё бодрей с каждой книгой. Основые пять-шесть персонажей изо всех сил двигают сюжет вперёд, сражаются, противостоят своим врагам, продолжают взрослеть, в конце-то концов! Но в то же время, сложней отделаться от ощущения, что Джордану помогала писать какая-то девочка, очень талантливая, конечно, разбавляющая книгу всякой мелодрамой, романтикой, некоторой любовной драмой и тому подобным. И к концу прочтения я даже решил для себя, что это к лучшему. Эти элементы романтические не кажутся чужеродными, они органичны, играют на пользу развитию персонажей и в принципе, добавляют немало разнообразия. Хотя, конечно, наглые женщины, помыкающие мужиками и принимающие их за безвольных тряпок, а так же представители «сильного» пола, не могущие и нежелающие что-то этому противопоставить, раздражают свыше всякого предела. | ||||
| ||||
«Великая Охота» |
| |||
Тимолеонт, 16 августа 2019 г. в 20:45 | ||||
Когда-то давно довелось прочитать, что Джордан — чемпион среди всех писателей фентези по самому медленно развивающемуся сюжету. Ну что ж, теперь я понял смысл этой шутки... Слишком много пафоса, слишком густое занудство, слишком много пустых разговоров ни о чём, слишком много сторонних разговоров и мелких событий ни к чему не приводящим и ничего не меняющим. Вот происходит событие — автор его долго и подробно описывает, все диалоги, размышления, пояснения, а заканчивается всё пшиком. И ты думаешь, а зачем оно было нужно? Оно как-то изменило сюжет? Оно как-то повлияло на героев? И таких эпизодов, просто раздувающих объём книги, здесь МНОГО. И вроде интересный персонаж вызывает уже раздражаение и мысли в стиле:«Да заткнись ты уже!». Это я не ругаю книгу, это я горюю о ведре дёгтя, которое мешает наслаждаться хорошей, в принципе, историей с любопытными персонажами. Надо признать, что герои реально развиваются — здесь большая их часть уже не выглядит архетипами фентези и приобретают настоящую индивидуальность, они взрослеют, развиваются и по-настоящему принимают на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих. Вот это — круто и интересно. Когда сюжет всё же продвигается, то следить за ним необыкновенно интересно и увлекательно. Битва с Бальзамоном, ранения, выяснение отношений, борьба с врагами — моё почтение. Жаль только, что занудство и перераздутость текста ненужной фигнёй вытесняют и затмевают половину хорошего, что здесь есть. | ||||
| ||||
«Река Душ» |
| |||
arcoiris, 09 августа 2019 г. в 17:24 | ||||
Глава из последней книги «Колесо Времени», которая рассказывает как Бао-Демандред добыл могущественный артефакт для битвы с Рандом.Читать лучше всего до его появления в последней битве, так как становится понятным откуда он так неожиданно появился с огромным войском во главе. Команда Джордана решила главу убрать, чтобы не нарушать динамику книги, но Сандерсону персонаж Демандреда очень понравился драматизмом и харизмой и решил опубликовать вырезанную главу в виде рассказа в сборнике Unfettered. | ||||
| ||||
«Рог Дагота» |
| |||
xdma, 20 мая 2019 г. в 11:34 | ||||
И ещё один достойный роман из саги о Конане, воровской период жизни героя. Всё на месте — непобедимый, циничный и любвеобильный варвар, несколько очень различных женщин, с которыми он сближается в этом своём приключении, коварные маги с грандиозными зловещими планами, таинственный и мрачные локации. В этом приключении Конану помогают два его приятеля, весьма колоритные персонажи. Читается роман на одном дыхании, как и прочие романы Джордана из этого цикла. Одна беда — прочитал я его практически сразу после «Чёрного камня Аманара» — другого романа из саги о Конане и лишний раз с некоторым огорчением убедился, насколько схожи сюжеты большинства романов этой саги. Резюме — не стоит читать сразу много произведений о Конане. | ||||
| ||||
«Чёрный камень Аманара» |
| |||
xdma, 11 мая 2019 г. в 22:51 | ||||
Отличный развлекательный роман, один из лучших в Саге о Конане-варваре. Атмосфера произведений Говарда и классический образ Конана переданы в лучшем виде, мир получил некоторые, очень гармонично вписанные, дополнения. Стиль Джордана сочнее чем стиль Говарда, больше красочных описаний, которые, впрочем, не влияют на динамику произведения. Персонажи очень яркие, запоминающиеся. Правда, мотивации персонажей иногда не очень ясны, но это можно списать на особенности жанра. И ещё — развязка получилась не слишком внятная, поспешная и скомканная, зато задорный эпилог немного компенсирует этот недостаток. Есть ещё некоторые замечания по переводу. Однако читается роман на одном дыхании и с огромным удовольствием. | ||||
| ||||
«Чёрный камень Аманара» |
| |||
мисс Нигерия, 07 мая 2019 г. в 19:32 | ||||
Прозвучит, быть может, несколько крамольно, но по моему скромному мнению, парадигму Хайборийской эры начали корёжить и искажать вовсе не Мартьянов со товарищи с новозеландско-квебекско-норвежскими корнями. Началось это значительно раньше — а именно с Перри, Джордана, Спрег де Кампа, Карпентера и иже с ними — имя им легион. Скажем, Джордан — честь ему и хвала! — придумал невероятно харизматичную, великолепную Карелу — Рыжего Ястреба, подругу отважного киммерийца, но он же и вплёл в сюжет, например, с'тарра, жутковатый народ людей-ящериц, тем самым делая серьёзное отступление от говардовских канонов. Это вовсе не значит, что Джордан — плохой писатель. Среди многочисленных продолжателей саги он один из лучших, но в том-то и дело, что являясь писателем хорошим, он в принципе не мог ограничиться декорациями мира Говарда. Хорошо это, или плохо — судить не мне. Конан, промышляющий воровством в особо крупных размерах в заморанском Шадизаре, берётся выкрасть пять драгоценных подвесок из дворца сумасбродного короля Тиридата, причём обещанное ему за работу вознаграждение прямо-таки баснословно велико. Первая попытка неудачна — выясняется, что все эти драгоценные побрякушки по приказу короля надели пять его личных королевских танцовщиц, которых поди сыщи в огромном, переполненном стражей дворце. Ха, подумаешь, всего-то и трудов — наобещать одной из них с три короба и, сверкая киммерийскими очами, уговорить красотку притащить всё, что нужно, в условленное место следующей ночью. Такова экспозиция, дальше начинаются проблемы. Кто-то ужасно ловкий стремительно действует на опережение и похищает подвески вместе с танцовщицами, можно сказать, из-под носа у варвара. Естественно, честь и уязвлённое самолюбие требуют немедленно кинуться в погоню. Ну, а сгорающий от ярости заказчик ограбления — бросается следом, естественно, с самыми кровожадными намерениями, да и король Тиридат, лишившийся сразу пяти отборнейших танцовщиц, вряд ли намерен спустить это дело на тормозах. Такой вот квест с головокружительными приключениями!
Должна сказать, что «Красный Конан» Перри и Джордана в переводе Елены Хаецкой стал вообще моим первым знакомством с жанром фэнтези, доселе мне совершенно не известным, и одно только это уже добавляет дополнительных баллов в моём личном восприятии «Непобедимого Конана» («Аманар» — это, понятное дело, переводческая отсебятина). Предваряющая «Северо-Западный» том статья Сергея Троицкого широко распахнула для меня двери в удивительный и милый мир «сказок для взрослых», к которым с тех самых пор я вообще оч. неровно дышу. С возрастом, конечно, росла привередливость, где-то менялись вкусы, но — клянусь Дэркето! — именно эти произведения оставили один из самых заметных, с налётом романтики, следов в восприимчивом читательском сердце. | ||||
| ||||
«Великая Охота» |
| |||
VovaZ, 09 января 2019 г. в 12:15 | ||||
Во втором романе Джордан сохраняет прежний стиль, несколько усугубляя недостатки. Основной сюжет, в первых двух третях романа почти не развивается, продвижение по основной линии мизерное. Выходит огромный текст, высокого уровня драматической прозы, описывающий локальные сюжетики и сцены, не имеющии сюжетного значения. Много колоритных сцен, событий, увлекательных и не очень. Масса диалогов, внутренних переживаний героев. Буквально в последних главах романа автор вспоминает о сюжете, и темп повествования значительно ускоряется. Безусловно, чтение становится увлекательным, однако сюжетные ошибки начинают сыпаться дождём, и становится заметной слабая мотивация поступков и решений персонажей. Локальный финал размыт и неубедителен. В целом, роман понравился меньше первого. Прочёлся с меньше лёгкостью. Но такова уж судьба больших циклов. | ||||
| ||||
«Путеводитель по миру: Колесо Времени» |
| |||
kovalenko910, 07 сентября 2017 г. в 11:40 | ||||
Путеводитель я прочитал после завершения основного цикла, за которым еще была «Новая весна». В очередной раз убеждаюсь, что некоторые произведения надо читать в том хронологическом порядке, в котором они были опубликованы. Тем не менее, было интересно погрузиться в последний раз в мир Колеса Времени. Около половины материала, если не больше, уже мне были известны, а более внимательный читатель, пожалуй, и вовсе вспомнит подавляющее большинство фактов, представленных в путеводителе. И все же, главы, касающиеся истории мира, в особенности, описания Эпохи Легенд, представляют собой уникальные материалы. Следует добавить, что справочная информация, выполненная в виде энциклопедии, является актуальной на момент событий, происходящих в романе «Путь кинжалов», и не учитывает события, произошедшие после него. Отдельно хотелось бы заметить плохое качество перевода, которое постепенно ухудшалось от первых глав к последним. Если на первых ста страницах меня удивило только слово «фиговина», которое никак не вписывается в формат энциклопедии, то дальше приходилось просто мириться с обилием опечаток, неправильной пунктуацией, ошибками в склонениях по падежам и прочим. Это тем более удивительно, что перевод был осуществлен коллективом «Цитадели Детей Света». Ведь именно их адаптации последних книг были самыми удачными и правильными. Впрочем, спасибо им за их труд. Учитывая тот факт, что перевод делали энтузиасты, можно простить некоторую непрофессиональность (которую нельзя прощать издательствам, делающим на этом деньги). | ||||
| ||||
«Колесо Времени» [Роман-эпопея] |
| |||
SerGi, 15 декабря 2016 г. в 15:26 | ||||
«Ты помнишь, как всё начиналось?...» — пел когда-то Макаревич. Я вот почти не помню. Слишком много персонажей, действий и болтовни назад это было. Когда-то я прочитал первый том. Очень заинтриговало, стал читать дальше. Ещё через 2 тома я загуглил сколько ещё томов осталось (на тот момент) и ужаснулся. Вот уж верный последователь Толстого по объёмности текстов. Потом я понял, что большая часть объёма этих толстых книжек — просто вода, прям как в моей дипломной работе. Действия нет, но вы держитесь. В общем, продержался я до конца «короны мечей» и забросил это занятие. А там и автор умер, другой начал продолжать и, по отзывам, неплохо продолжать. Вот теперь думаю, потратить ещё кусочек жизни на вдумчивое дочитывание и всё-таки узнать мнение автора — кто главнее, мальчики или девочки? Или всё же прочитать «краткое содержание» нескольких томов на фанатском сайте и перейти к финалу. | ||||
| ||||
«Нож сновидений» |
| |||
piromant, 08 ноября 2015 г. в 04:33 | ||||
Самая динамичная часть.При этом,события начинают развиваться с 1-главы.Прочитал за одни сутки.Когда узнал о смерти автора-был в шоке!!! Дочитаю по-любому! | ||||
| ||||
«Великая Охота» |
| |||
GomerX, 25 августа 2015 г. в 10:38 | ||||
Джордан держит планку, заданную в первом романе. Стиль изложения автора, привлекающий своей детализацией описания окружающего мира, внешности и переживаний персонажей, ни сколько не отталкивает, а наоборот только подогревает интерес к циклу. К тому же, в игру вступили новые привлекательные персонажи, а старые — предстают в расширенном колорите. В сущности, книга спланирована по той же схеме, что и КВ1: несколько занудная, но интригующая раскачка — в начале; затянутое путешествие с провисающей серединой — в основе; и феерический мега-махач с участием таверен в финале. Просто? На первый взгляд может показаться что так. Но все познается в сравнении: КВ — одна из знаковых вещей в жанре, в разы превосходящая отечественные продукты того же рода от сами-знаете-кого... Жду экранизации и последующего переиздания цикла у нас, которое несомненно должно за этим последовать )) | ||||
| ||||
«Колесо Времени» [Роман-эпопея] |
| |||
lora3166, 01 августа 2015 г. в 21:08 | ||||
Один из любимых циклов. И хотя на 1-ое место в голосовании на сайте поставила «Хроники Амбера«Желязны ,Джордан,однозначно,в первой пятерке.Забавно что оценки лаборантов разделились ровно пополам (или 5-ки или 10-ки).Конечно пришлось долго ждать ,да ,отчасти потеряна нить повествования ,не всегда есть время освежать в памяти такой большой обьем.Но побойтесь бога- оценивать Такой труд на 5.Я искренне завидую тем ,кто начнет свой путь в этот гигантский ,волшебный мир сейчас,вы обязательно найдете себе ГГ по вкусу и пусть дорога будет легка. | ||||
| ||||
«Огненный зверь» |
| |||
Podebrad, 09 ноября 2014 г. в 14:37 | ||||
Эта повесть переполнена штампами, как и положено книгам о Конане. В центре главный герой, способный победить любого врага в любом количестве. Со всех сторон на него вешаются дамы, числом не менее трех. Чуть подальше широкий круг соперников и противников. Плохие люди — восточные горцы, колдуны и религиозные фанатики в одном флаконе. Самый главный немного похож на одного из главных врагов Америки на тот момент. Похож, разумеется, в представлении американца. Хорошие люди — само собой, доблестные бритунийцы. Как и положено бритунийцам, встречаются по всему миру и везде чувствуют себя как дома. Описание восточного города, где использованы все штампы массовой литературы и Голливуда. И, наконец, огненный зверь, который должен вызывать смешанное чувство страха, интереса и отвращения, но не вызывает никаких эмоций. Спасает, отчасти спасает повесть то, что автор оказался выше темы. К своему сочинению он относится с откровенной издевкой. Хуже, когда о Конанах пишут всерьез. Это уже предпоследняя стадия. Последняя — когда им еще пытаются придать идеологическую нагрузку. Такого не выдержит ни один варвар. | ||||
| ||||
«Властелин хаоса» |
| |||
Kolya08, 11 октября 2014 г. в 00:35 | ||||
Очень затянуто. Не сравнимо с шедевром «Око Мира». На этой книге я задумался о том, чтобы прервать чтение серии. Реально интересными оказались примерно 5% книги (концовка). Постараюсь продолжить. Надеюсь не разочаруюсь. | ||||
| ||||
«Тайна Врат Аль-Киира» |
| |||
Ishamael, 17 февраля 2014 г. в 18:42 | ||||
“Конан Триумфатор” продолжает историю молодых лет киммерийца и я, с легкой руки Роберта Джордана, все больше и больше знакомлюсь с этой северной душой. Поговорим о фабуле романа. Уже на первых страницах нам показывают колдуна, на этот раз женщину, которая будет творить что-то нехорошее и аморальное. Завязка интересна, но мы такое у Джордана уже видели, причем не один раз. Дальше сюжет идет по проторенной дорожке и конец романа, снова с землетрясением и разрушением “места зла”, кажется очень знакомым. Однако, если аналогии с предыдущими работами Джордана в мире Конана очевидны и сюжет начинает повторяться, то ситуацию может спасти только одно – наполнение повествования яркими деталями, интересными вставками, персонажами, красотой слога в конце концов. Тут то и пришло время взглянуть на роман поближе. Признаюсь честно, я ожидал Карелу. Чем-то она мне запомнилась и ее появления в повествовании, благо их было много, были для меня наиболее интересными моментами в книге. Другие персонажи тоже не затерялись. Я не могу выделить ни одного явно лишнего или недоработанного героя. Все на месте и все по делу. Читается роман все так же быстро, главы пролетают молниеносно, событий достаточно много, да и автор не вдается в излишество. Замечу, правда, что некоторые повороты в повествовании смотрятся наигранно, некоторые просто ненужно, но общая картина остается цельной. Все что я ждал от романа, как от приключения я получил. Что же в итоге? Появилась опасная тенденция к самоповторению. Единственный большой минут “Конана Триумфатора” это общий план сюжета. Все другие промахи, которых здесь не много, незначительны и не мешают. Читать все так же интересно, но налет вторичности немного портит впечатление. В целом книгой я доволен, получил от нее что и хотел – качественную героику с фирменным Джордановским слогом. Отдельное слово о переводе — мне он не понравился, почему-то все герои постоянно ворчат, некоторые словесные обороты выглядят лишними, видно что переводчица что-то надумала. | ||||
| ||||
«Удар по Шайол Гул» |
| |||
tapok, 24 ноября 2013 г. в 19:05 | ||||
Что можно уместить в рассказе, который по длине не доходит и до 20 страниц? Казалось бы, безжалостно мало. Но Роберт Джордан считал иначе. «Удар по Шайол Гул«выполнен в форме краткого (!) исторического изложения Войны Силы. Но мне казалось, что так рассказывает о далёких событиях старый дедушка своему внуку, оба сидят у камина, огонь мягко поедает полено за поленом, весело и еле слышно треща. Для меня «Удар по Шайол Гул» — это первое произведение Джордана, которое я читаю. Я сознательно ждал, когда «Колесо времени» будет закончено (пусть и не автором-создателем). И вот я открываю для себя новый мир. И на данный момент я остался вполне доволен тем, что прочитал. Правда осталось много непонятного (специфические термины). Надеюсь, скоро получится восполнить это упущение. | ||||
| ||||
«Колесо Времени» [Роман-эпопея] |
| |||
Виктя, 13 мая 2013 г. в 18:27 | ||||
не буду рассусоливать и очень долго рассказывать, что понравилось, а что нет. Просто скажу, что на прочтение потратила всю осень и декабрь, и на полном основании считаю, что этого мало. Целый мир так просто не осилишь, нужно еще пару раз это прочитать, тогда гляди и приближусь к пониманию хотя бы половины того, что этими книгами пытаются донести. Впечатляющая работа, за которую нужно низко-низко поклониться автору. а за что конкретно, это очень долго рассказывать, нужно просто прочитать | ||||
| ||||
«Око мира» |
| |||
Торос, 27 марта 2013 г. в 20:37 | ||||
Отличное фэнтези.Раньше настораживал размер книги,но она настолько увлекательна,что читая даже не замечаешь насколько она объемна.Автор все расставил по своим местам,события не перескакивают с одного на другое,а идут в строгой последовательности.Хотелось бы отметить главных героев,которые не обладая выдающимися способностями,располагают к себе своей харизмой что ли... | ||||
| ||||
«Великая Охота» |
| |||
rumeron87, 25 февраля 2013 г. в 10:13 | ||||
Ещё при первом прочтении «Великой Охоты» летом 2009 года я обратил внимание на одно логическое несоответствие (как мне казалось) в конце книги. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Имеется в виду победа Ранда в сражении с Верховным Лордом Тураком. «Со своей скудной подготовкой он [Ранд] оказался лицом к лицу с настоящим мастером клинка». Хочу отметить что победа достигнута не с помощью Силы. «Пустота облекла Ранда. К нему, сияя обещанием Единой Силы, тек саидин, но он игнорировал его.» Если бы на Турака неожиданно упал шкаф, обрушился потолок или он наступил бы на кожуру банана и ударился головой, то бесспорно это было бы влиянием Ранда как та'верен, но автором делает акцент на победу Ранда именно за счет мастерства владения мечом. Вопрос в том как такое возможно? И вот на днях меня осенило. Думаю это информация появилась в моём подсознании уже давольно давно, вскоре после прочтения «Грядущей Бури» и «Башен Полуночи». Фишка в том что Ранд и Льюс Терин это один и тот же человек, его разные воплощения. И у Ранда, на уровне подсознания, есть доступ к памяти Льюса Терина — его знаниям и умениям (в последующих книгах эта способность будет раскрыта больше). А Льюс Терин в совершенстве владел мечом. Он совместно с Дурам Ладдел Чам (после перехода на сторону Тёмного получившего имя Бе'лал) ещё до Войны Тени восстановил древнее искусство боя позабытое в Эпоху Легенд. | ||||
| ||||
«Память Света» |
| |||
zetta3, 01 февраля 2013 г. в 13:21 | ||||
23 года, 11,916 страниц, 4,056,130 слов, 419 часов 30 минут аудио — оно наконец закончилось! Я сразу признаюсь что не трууу фан, и Перекрёстки Сумерек полностью не осилил, но последняя книжка вышла уже совсем не в джордановском стиле, а выглядит как обычное героическое фэнтази. Проникновенные диалоги остались в прошлом. Рояли, которые в основном темные, достают из кустов никак не подготовлены. Честно говоря, я думаю это единственно возможно завершение. Джордан бы писал до самой смерти, потому что никогда не решился бы так все скомкать, а его стилем это дописать было просто невозможно. (Мартиновскую серию боюсь ждет таже судьба). Не подумайте что я ругаю Сандерсона: он наверняка сделал лучшее из того что мог. И да это стоило прочитать. Все до конца. Но кульминация слабее той, что можно было ожидать от интриги завязки. Спойлеры по тому что взбесило меня лично: Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Ранд в начале книги залезающий в сон Моридина и угрожающий ему и Темному. (пацан, откуда ты такой дерзкий?) Трижды повторение истории с тем что Демандреда вызывают на поединок на мечах. (все трое с тер'ангреалами, что бы он сражался по-честному) Списывание Могидин в дамани. Это же было уже с Элайдой... (зачем повторятся?) | ||||
| ||||
«Башни Полуночи» |
| |||
White Bear, 22 декабря 2012 г. в 16:37 | ||||
Вроде книга на русском языке, но обилие неизвестных слов плохо помогает понять, что происходит. На первых страницах вы узнаете, что к главному герою присоединится новый персонаж, папа которого был «малкири» и он готов носить «хатори», всю жизнь мечтал поднять «золотого журавля». А во всем виновата айз сендай из айздайшара. Вроде спойлер, а сюжет не раскрыт, удовольствие не испорчено, если вы конечно не знаете как поднять золотого журавля :-) По мне — чем больше придуманных словечек, тем читателю сложнее понять бред автора, а колорит можно передать и по-другому. | ||||
| ||||
«Новая весна» |
| |||
Mezeh, 05 июня 2012 г. в 11:58 | ||||
Вполне достойный приквел к КВ. Причем, если сравнивать с первой версией Новой Весны в «Легендах» это даже при-приквел, так как действие начинается еще раньше, с окончания сражения под стенами Тар Валона и рождением Дракона. В отличие от основной части книги с ее многочисленными сюжетными линиями, в НВ таковых всего две — Лана и Морейн. Соответственно события развиваются линейно и достаточно быстро. Однако то, что существенно для дальнейшего действия упомянуто так или иначе в основном тексте, так что НВ интересна тем, что показывает как именно происходили определенные события, но не привносит ничего принципиально нового, разве что мы видим нескольких персонажей существенно моложе причем с их перспективы и соответственно узнаем их лучше. | ||||
| ||||
«Нож сновидений» |
| |||
repaS, 13 мая 2012 г. в 20:31 | ||||
Пережила шок, когда в последней трети книги пришло понимание того, что это не конец цикла. Ужас! Читать дальше нету сил, такая скука. Но, правда, пока и нечего без перевода. В тоже время, после перерыва вряд ли вспомнится хотя бы десятая часть действующих лиц — уж слишком всех много. Хуже всего, что это множество ничего не дает развитию сюжета. На сотни страниц два значимых события: освобождение Фэйли и увечье Ранда. И даже это произошло незатейливо просто. Вообще, в последних книгах пяти если с Рандом что-то и происходит, то только вследствие его ошибок: то Айз-Седай его захватят и мучают, то Отрекшаяся в ловушку заманит и руку оторвет... Но наживку на следующую книгу Джордан все-же забросил! Самые смачные — Морейн и Лойал в новом качестве. Придется читать... | ||||
| ||||
«Колесо Времени» [Роман-эпопея] |
| |||
Sapiens, 08 января 2012 г. в 17:07 | ||||
Закончил на днях тринадцатую книгу цикла («Башни полуночи»). Должен сказать, что «Колесо времени» — образец весьма качественного фэнтези с продуманным миром и сюжетом. У Джордана действительно есть немного занудные моменты (это особенно заметно в вводном романе «Новая весна»); Сандерсон же более динамичен (хотя и попроще, как писатель, ИМХО). В любом случае, это большая удача, что после смерти мэтра — земля ему пухом! — есть кому закончить столь масштабный проект. Сказать, что серия слишком затянута, а потому, мол, скучна, не могу — все книги написаны ровно, на достаточно хорошем уровне (без «исписывания» и понижения планки, как, к примеру, это было у другого мэтра — Желязны — в известном всем цикле). Прочитал «Колесо» с большим удовольствием и ничуть не жалею о потраченном на него времени. Уверенно рекомендую к ознакомлению всем любителям жанра. С нетерпением жду выхода в свет финальной книги. | ||||
| ||||
«Колесо Времени» [Роман-эпопея] |
| |||
denis1992, 01 апреля 2011 г. в 15:35 | ||||
Колесо времени роман который перевернул мою жизнь... хе-хе шучу-шучу, нет не перевернул | ||||
| ||||
«Башни Полуночи» |
| |||
2ristish, 12 января 2011 г. в 17:21 | ||||
Прочитал... НЕТ СЛОВ!!! Очень здорово!!! Конечно не без минусов — очевидный — ето то что книга очень короткая для такого кол-ва событий....но сюжет то хорош, ай как хорош!! Побольше б такого фэнтези... P.S. Как жаль что осталась одна книга((( | ||||
| ||||
«Новая весна» |
| |||
Lafanian, 27 августа 2010 г. в 14:24 | ||||
Написать из рассказа роман нормально не удалось, т.к. до начала событий рассказа всё как-то тускловато. Рекомендую прочесть только рассказ. Краткой описание сюжета романа до рассказа: Морейн и Суан в Тар Валоне готовятся стать Айз Седай (полноправные волшебницы). По ходу дела умирает король Кайриэна, который является для Морейн дядей (не очень-то ей любимый). В «светлых умах» Тар Валона рождается мысль посадить Морейн на престол. Помощница главы волшебниц получает видение рождения мага, который должен спасти мир. От избытка чувтств она умирает, успев описать место рождения. В свидетелях Морей, Суан и глава башни (которая потом странно погибает). Начинается завуалированный поиск ребёнка. Морей и Суан проходят испытание на Айз Седай. Морейн сбегает из Тар Валона, чтобы найти ребёнка (Возрожденный Дракон) и не стать королевой Кайриэна. Далее события в одноименном рассказе. Параллельно идёт небольшое описание жизни Лана (последнего лорда Семи Башен). Он готовится встретить со своим отрядом смерть от превосходящего отряда Айил. Во время рождения Дракона (тот самый ребёнок из предсказания), Айил неожиданно прекращают атаку и уходят. Война завершена. Лан решает вернуться обратно на борьбу с Запустением. Далее события в одноименном рассказе. | ||||
| ||||
«Перекрёстки Сумерек» |
| |||
Gorislava, 18 августа 2010 г. в 22:52 | ||||
это была первая книга из Колеса, которую я прочитала. По понятным причинам я не могу сказать, что она меня захватила, но, тем не менее стало интересно, а откуда этот кусок (в аннотации было скромно умолчено, что данная книга десятая))). Стала искать и познакомилась с этим великолепным циклом. И за это я ПС люблю. | ||||
| ||||
«Грядущая буря» |
| |||
Praudmur, 24 июля 2010 г. в 12:19 | ||||
Когда узнал кто будет дописывать эпопею возникло желание оценить Сандерсона по его собственным опусам, впечатления остались довольно неплохие (все просто, но есть стиль и энергия — это я про Элантрис). Долгожданное продолжение WOT пришлось преодолевать на языке оригина (фанатский перевод движется, но уж очень медленно), что принесло ряд новых ощущений — знающим язык рекомендую! Книжка приятно порадовала обилием действия (что не удивительно), хотя многие вопросы так и не остались открытыми(что тоже не удивительно, впереди еще пара книг)! Не раскрывая спойлеров, могу сказать только одно — то, ради чего, вы читали весь цикл осталось!Те, кто после первых книг к концу цикла начал испытывать скуку тоже могут быть спокойны — действия много, однако упрощения сюжетных линий не наблюдается! Вместе с тем исчезла излишняя (по моему мнению) тяга к детализации всего и вся, что тоже пошло на пользу | ||||
| ||||
«Око мира» |
| |||
ExcellencE, 24 июня 2010 г. в 02:08 | ||||
Такая явная параллель с Толкином сразу даёт понять, что это классика жанра. Начало затянуто — пусть. Меня больше гнетёт такая вопиющая полярность мира: чёрное — белое. Это, конечно, оправдано, но это же заставляет смотреть на любого персонажа в определённом ключе: либо он «идёт в свете», либо он «друг Тёмного», это не оставляет альтернатив. А при описании Тёмного так и слышится зловещее шипение Дарта Вейдера: «Переходи на тёмную сторону силы, Люк, я — твой отец!» | ||||
| ||||
«Колесо Времени» [Роман-эпопея] |
| |||
Fyfcnfcbz, 05 июня 2009 г. в 17:19 | ||||
Начало цикла было поистине великолепным, даже завораживающим. Замечательный язык, интересные персонажи, красивая и логически выверенная система мироустройства. Было увлекательно следить за действиями героев, за медленным, но верным преображением главной «троицы» (причем, действительно, за всеми, а не кем-то одним из них). К величайшему сожалению, настроя и интереса хватило только на то, чтобы дочитать до «Пути кинжалов». «Сердце зимы» тоже было прочитано, но уже со скрипом. И, опять-таки, не потому, что Джордан плох, а действия, ну, совершенно не интересны. Нет, просто в какой-то момент устаешь от повествования, от самого, выстроенного автором, мира. Причем, это не только мое мнение: многие мои знакомые с большим удовольствием начинали читать «КВ», а потом не выдерживали и бросали. Как известно, даже взрослый человек не может концентрировать свое внимание на одном объекте (или же теме) более 1,5 часов. Из этого исходят и преподаватели, и, наверное, сценаристы и режиссеры. Это основа. Мне кажется, что авторы эпопей также должны придерживаться каких-то количественных ограничений. | ||||
| ||||
«Перекрёстки Сумерек» |
| |||
Сэр Николас, 07 августа 2008 г. в 21:25 | ||||
Пожалуй, наименее динамичная книга цикла, но этому есть логичное объяснение: автор начал закруглять эпопею к концовке, и этот том, по сути дела — подготовка к той лавине событий, что должна обрушиться на нас в двух последних книгах. Но фирменный авторский стиль не позволяет отложить книгу в сторону, он заставляет читать взахлеб до самой последней страницы! | ||||
| ||||
«Дракон Возрождённый» |
| |||
Сэр Николас, 07 августа 2008 г. в 17:32 | ||||
Перелом, наметившийся во второй книге, завершился в этой. В сюжет вплетаются новые нити, действие становится все более эпичным; от размеренного начала повествование стремительно взлетает к будоражащему финалу. Тут мы узнаем, что же такое Мир Снов и вплотную познакомимся с силой та'верена, увидим возвышение Возрожденного Дракона и встретим зловещего Ба'алзамона. В путь по этой замечательной книге! | ||||
| ||||
«Великая Охота» |
| |||
Сэр Николас, 07 августа 2008 г. в 17:10 | ||||
В этой книге автор начал отступать от классического фэнтези, из ничего создавая новый жанр. Какой? Не знаю, знаю лишь, что я ярый поклонник этого жанра. Авторский стиль Джордана на высоте, его перо одним взмахом создает новые, удивительно прекрасные страны и города, где так хочется побывать... | ||||
| ||||
«Око мира» |
| |||
CHRONOMASTER, 30 июня 2008 г. в 22:50 | ||||
Брался я за книжку с опаской, пугали стоящие за ней ещё десяток таких же, казалось, что так много написанного не может быть интересным, но я ошибся, по крайне мере на счёт этой первой книги, которая является прологом для величайшей саги фэнтази. Размерное начало повествования не произвело на меня большого впечатления и я отложил книгу практически на год и только потом взялся всерьёз за книгу. И тогда я был приятно удивлён. Да, повествование не стремительное, много очень подробностей, но это всё чтобы лучше познакомиться с героями и миром, который разворачивается на страницах книги. Первое что я заметил, это что на творчество Джордана повлиял Дж.Р.Р. Толкин, очень многие мотивы профессора просачиваются через страницы Ока мира. Но для меня лично это было отлично, так как Толкин является лучшим примером настоящей фэнтази. Постепенно книга захватывает тебя и ты не можешь оторваться от неё. Все герои раскрываются своей индивидуальностью и постепенно предстаёт великая задумка автора о битве Света и Тьмы. Больше всех наверное для меня симпатичным стал Перрин, его будущее самое непредсказуемое и интересное на мой взгляд. Но кто знает, колесо плетёт узор, так как хочет колесо . Постараюсь не затягивать с прочтением последующих книг серии, надеюсь они меня также приятно удивят. | ||||
| ||||
«Властелин хаоса» |
| |||
Nog, 15 января 2008 г. в 17:53 | ||||
Шестой том не стал переломным в цикле, но это и неудивительно — время переломов, по сути, уже прошло. Но для развития сюжета цикла события, описанные здесь, очень важны. Это касается и линии Ранда, и линии Айз Седай в Салидаре. И там, и там происходит немало очень значимых событий. Появляются новые и возвращаются старые герои. Кроме того, уже, казалось бы, неплохо знакомые нам стороны жизни этого мира, такие как обычаи огир или айильский джи'и'тох, здесь показаны не то чтобы с новой стороны, но ещё более глубоко и подробно. И Отрёкшиеся, ранее игравшие несколько отстранённую роль врагов, выходящих на первый план лишь тогда, когда рядом с ними появлялись другие герои, постепенно превращаются в полноценных действующих лиц, что тоже не может не радовать. В общем, хороший получился том. Может, не самый лучший в серии, но что хороший — это однозначно. | ||||
| ||||
«Дракон Возрождённый» |
| |||
Nog, 24 июля 2007 г. в 14:21 | ||||
Третий том занимает совершенно особенное место во всем цикле. Фактически, в нем Джордан начинает отходить от квестовости и относительной простоты первых двух романов, делая решительный шаг в направлении реализма и подробного прописывания героев и всего, что с ними происходит. Правда, значимых событий здесь не так уж много, даже меньше, чем в предыдущих книгах. Все главные герои вновь собираются вместе, на сей раз на другом краю континента, во многом подводя черту под первой частью цикла, направленность которого неотвратимо меняется. Можно сказать, что она меняется вместе с этим миром, ведь после возрождения Дракона миру уже не бывать прежним, так же как и всей серии уже не вернуться к «сказочности» и наивности первых томов. Хорошо это или плохо, судить сложно, да и бессмысленно, наверное. Вероятно, такое изменение было неизбежно для произведения подобных масштабов. Намеки на такие перемены были, конечно, и раньше, но именно сейчас они перестали быть намеками. Так что во многом третий том – едва ли не самый важный во всем цикле. | ||||
| ||||
«Нож сновидений» |
| |||
baroni, 11 мая 2007 г. в 23:57 | ||||
Самое главное — это привыкнуть к неторопливой манере повествования Джордана, не ждать от его книг того, чего Джордан в принципе не может дать. В его книги надо входить как в реку — просто отдаваться течению, плыть не спеша, любуясь прибрежными красотами и чудесами. К этому надо привыкнуть, но в таком плавании есть своя прелесть... | ||||
| ||||
«Колесо Времени» [Роман-эпопея] |
| |||
abadinttb, 11 мая 2007 г. в 20:25 | ||||
Большой и интересный мир! Иногда правда становится мрачно от безисходности куда не плюнь приспешники темного и толком не знаешь от кого ждать подвоха,что еще больше интригует!Вообще джордан потрудился на славу много уделил внимания деталям ,что сделало его мир более реальным, и такое впечатление что все должно быть так , и никак иначе , что присуще только очень талантливым мастерам фэнтэзи.Короче Господа читайте и наслаждайтесь!Нет ничего лучше чем книга в которую погружаешся с головой | ||||
| ||||
«Сердце зимы» |
| |||
Лейн, 10 мая 2007 г. в 17:12 | ||||
Джордан, наконец, вспомнил и про Шончан — а то без них что-то скучно стало. | ||||
| ||||
«Колесо Времени» [Роман-эпопея] |
| |||
zatonskma, 07 марта 2007 г. в 18:58 | ||||
Прочитала весь сериал кроме последней книги. Купила ее, а прочитать никак не соберусь. Очень качественная и разноплановая фентези. Это плюс. Но как подумаю, что опять нужно будет читать про цвет платьев и некоторые интеллектуальные подвиги некоторых героев берет тоска. Поэтому ставлю книгу на место. Очень много ненужной, просто патологической детализации. Это громадный минус. Устаешь от этого так, что просто хочется, чтобы конец тебе рассказали своими словами, потому что к героям привык и хочется узнать, как все же сложилась их судьба по задумке автора. | ||||
|
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 [9] 10 11 12 13 14 15 16 17 18