fantlab ru

Ольга Ларионова

Ольга Ларионова
Страна: Россия
Родилась: 16 марта 1935 г.
Умерла: 8 октября 2023 г.

Настоящее имя:

Ольга Тидеман


Жанры:
Фантастика
100%
ещё >>

Вся жизнь Ольги Ларионовой (псевдоним; настоящее имя писательницы — Ольга Николаевна Тидеман) тесно связана с Ленинградом (С.-Петербургом): здесь она родилась, училась, некоторое время работала инженером в ЦНИИ металлургии и сварки, а в 1967 г. окончательно и бесповоротно стала профессиональным писателем.

Её литературный дебют состоялся в 1964 г. рассказом «Киска», а вскоре появилось и первое крупное произведение писательницы, принесшее ей большую известность — роман «Леопард с вершины Килиманджаро» (1965). В основе лежал оригинальный сюжет: непредусмотренный эффект приводит к тому, что на Землю возвращается звездолёт, несущий на борту записи о датах смертей всех живущих на Земле. Люди оказываются перед испытанием, требующим от них нравственной высоты и духовной стойкости. Подобный оборот достаточно характерен для творческой манеры Л.: писательница любит строить свои произведения по принципу опредмеченного парадокса.

С 1966 по 1968 г. Л. активно публиковала по несколько произведений в год. Итог данному периоду подвёл сборник «Остров мужества» (1971 г.) Дальнейшие годы оказались крайне неблагоприятны для фантастики: её мало издавали, подвергали жёсткой цензуре; поэтому неудивительно, что писательнице вплоть до начала восьмидесятых удавалось «пробиться» только в журналы. И всё же в 1981 г. Л. сумела выпустить второй авторский сборник «Сказка королей» в Лениздате. Через два года за ним последовало московское «молодогвардейское» издание — «Знаки Зодиака».

В 1985 г. Л. опубликовала первую повесть из одноимённой трилогии под названием «Соната моря», а в 1987 г. за это произведение ей была вручена премия «Аэлита», присуждаемая за лучшую книгу года. Полностью трилогия, озаглавленная на сей раз «Лабиринт для троглодитов», увидела свет в 1991 г. Тогда же появился итоговый по восьмидесятым годам авторский сборник «Формула контакта».

Вскоре после «Сонаты моря», в 1988 г., Л. начала писать стилизованную «космическую оперу» — повесть «Чакра Кентавра». Задумывалась она как литературная шутка, своеобразная пародия; получилось же произведение цельное, многозначное, философски насыщенное. Повесть вызвала восторг читателей, открытый конец давал возможность продолжения, и всё же оно появилось по разным причинам только в 1996 г. «Чакра Кентавра» и «Делла-Уэлла», объединённые, образовали роман и получили название «Венценосный Крэг».

Творчество Л. практически не подвержено веяниям литературной моды: она предпочитает обходиться без мистики и ужасов, не склонна писать многотомные эпопеи, сохраняет верность космической теме. Герои её произведений — легко узнаваемые люди, в жизни которых есть и трагическое, и комическое. Причём автор много пишет о любви, её многоликости, многогранности, неоднозначной связи с моралью: «Почему на свете существует убеждение, что любовью можно оправдать всё — злодеяние, глупость, кощунство?..» («Картель»). Любят герои Л. иногда мучительно, вплоть до самоуничтожения, иногда — скрытно и на первый взгляд буднично, но всегда это чувство оказывается той «лакмусовой бумажкой», которая позволяет проявиться душевной сущности каждого.

В фантастике Л. активно ощущается женское присутствие, которое можно расценивать как программное для писательницы: «Любое дело без женщин — обязательно гадость. Вот война. Вот полиция. Вот политика...» («Сказка королей»). Женские персонажи её произведений овеяны романтикой и наделены особой прозорливостью — именно они умеют прозревать суть, легко, не задумываясь, отделяя важное от неважного, бытийное от бытового.

Авторской манере Л. свойственно сочетание возвышенного и подчёркнуто приземлённого, сентиментального и насмешливого. Даже в самых лирических своих произведениях писательница не позволяет читателям «расслабиться», настроившись на определённый лад: «Приснись на новом месте жених невесте... Приснился птеродактиль» («Соната моря»).

Фантастику Л. можно назвать традиционной, отличающейся от прочих наличием сказочно-притчевой основы, естественно сочетающейся с научно-фантастической «надстройкой». Не случайно именно ей принадлежит уникальный в русской литературе цикл рассказов-повестей «по мотивам картин Чюрлёниса». Сама писательница склонна иронизировать по этому поводу: «Ольга Николаевна, да что вы? У вас же типичная сайнс фикшн, какие тут к чёрту ангелы? Ах, да не придирайтесь, пожалуйста, ангел тут никакой роли не играет, просто мне нужен некто всеведущий, но отнюдь не всемогущий — взгляд со стороны. Так что оставьте его в покое — пусть поглядит» («Лгать до полуночи»).

Награды и премии:

Популярные премии

лауреат
Странник, 2001 // Паладин фантастики

лауреат
Аэлита, 1987 // Премия «Аэлита»
Соната моря (1985)
Другие премии

лауреат
Литературная премия имени И.А. Ефремова, 2017 // За выдающийся вклад в развитие отечественной фантастической литературы

лауреат
Премия Петербургской фантастической ассамблеи, 2015 // с формулировкой "За человечность"

лауреат
Фант, 1977 // (рассказ)
Где королевская охота (1977)

Похожие авторы:

Сортировка:

Ольга Ларионова. Циклы произведений

-
7.54 (91)
-
6 отз.
7.76 (49)
-
4 отз.
7.32 (91)
-
3 отз.
7.73 (288)
-
12 отз.
6.51 (98)
-
4 отз.
7.08 (142)
-
7 отз.
7.38 (148)
-
7 отз.
6.40 (15)
-
7.25 (124)
-
5 отз.
6.64 (59)
-
1 отз.
6.68 (60)
-
4 отз.
6.32 (51)
-
2 отз.
7.06 (142)
-
5 отз.
8.15 (171)
-
8 отз.
8.06 (250)
-
8 отз.
7.96 (191)
-
4 отз.
7.76 (172)
-
4 отз.
7.75 (177)
-
15 отз.
8.12 (675)
-
44 отз.
7.02 (261)
-
12 отз.
6.53 (224)
-
8 отз.
6.27 (128)
-
11 отз.
  • REX не окончено  
 
5 отз.

Ольга Ларионова. Условные циклы

7.95 (111)
-
5 отз.
8.00 (325)
-
26 отз.
7.73 (288)
-
12 отз.
7.11 (148)
-
3 отз.
7.23 (132)
-
4 отз.
7.34 (124)
-
5 отз.
7.06 (142)
-
5 отз.
7.25 (124)
-
5 отз.
7.38 (148)
-
7 отз.
8.06 (250)
-
8 отз.
7.08 (142)
-
7 отз.

Ольга Ларионова. Участие в межавторских проектах

  Буриме // межавторский цикл  
7.48 (40)
-
  • Повести
7.10 (10)
-
1 отз.
7.60 (5)
-
7.60 (5)
-
7.01 (121)
-
5 отз.
6.62 (48)
-
3 отз.
10.00 (1)
-
-
8.00 (7)
-
6.33 (3)
-

Ольга Ларионова. Романы

8.10 (627)
-
49 отз.
6.53 (224)
-
8 отз.
6.27 (128)
-
11 отз.

Ольга Ларионова. Повести

  1966 Вахта «Арамиса»  [= Вахта «Арамиса», или Небесная любовь Паолы Пинкстоун]  
7.25 (155)
-
7 отз.
7.12 (79)
-
1 отз.
8.00 (325)
-
26 отз.
  1979 Картель  
7.03 (99)
-
4 отз.
8.06 (250)
-
8 отз.
  1988 Чакра Кентавра  [= Звёздочка-Во-Лбу (Чакра Кентавра)]  
8.12 (675)
-
44 отз.
7.96 (191)
-
4 отз.
  1990 Перун  
7.08 (142)
-
7 отз.
7.76 (172)
-
4 отз.
  1991 Сказание о Райгардасе  [= Формула контакта]  
7.92 (67)
-
3 отз.
7.02 (261)
-
12 отз.

Ольга Ларионова. Рассказы

  1964 Киска  
6.85 (106)
-
4 отз.
  1965 Пока ты работала  [= Ромашка]  
6.64 (113)
-
3 отз.
6.56 (18)
-
7.24 (53)
-
2 отз.
  1967 Перебежчик  [= Вернись за своим Стором]  
6.92 (114)
-
10 отз.
7.71 (155)
-
8 отз.
6.81 (168)
-
3 отз.
7.55 (82)
-
6 отз.
7.77 (151)
-
9 отз.
7.76 (49)
-
4 отз.
  1969 Эта чёртова метёлка  [= Чёртова метёлка]  
7.60 (25)
-
1 отз.
7.35 (100)
-
6.51 (98)
-
4 отз.
7.55 (52)
-
5 отз.
7.14 (238)
-
10 отз.
7.54 (91)
-
6 отз.
7.32 (91)
-
3 отз.
  1979 Ненастоящему  [= Выбор]  
7.42 (90)
-
10 отз.
6.32 (51)
-
2 отз.
  1979 Солнце входит в знак Близнецов  [= Страницы альбома]  
7.11 (148)
-
3 отз.
7.73 (288)
-
12 отз.
7.92 (12)
-
7.23 (132)
-
4 отз.
7.06 (142)
-
5 отз.
7.25 (124)
-
5 отз.
7.34 (124)
-
5 отз.
7.38 (148)
-
7 отз.
6.68 (60)
-
4 отз.
6.64 (59)
-
1 отз.
6.66 (41)
-
1 отз.
7.76 (59)
-
2 отз.
5.67 (3)
-
5.67 (3)
-
7.53 (41)
-
3 отз.

Ольга Ларионова. Поэзия

5.64 (14)
-
2 отз.

Ольга Ларионова. Статьи

8.17 (6)
-

Ольга Ларионова. Сборники

8.37 (32)
-
8.48 (35)
-
8.22 (40)
-
8.38 (29)
-

Ольга Ларионова. Отрывки

  1966 Глава 6 [глава повести «Время кристаллам говорить»]  
7.60 (5)
-
  1967 Глава 10 [глава повести «Время кристаллам говорить»]  
7.60 (5)
-
6.62 (48)
-
3 отз.
-
  1978 Глава 2 [коллективной повести "Седьмой океан"]  
6.33 (3)
-
  1980 «Тама-а-а!…» [отрывок из повести «Вахта «Арамиса»]  
6.00 (3)
-

Ольга Ларионова. Интервью

-
  1979 К вечной молодости // Соавторы: Ю. Федин, Андрей Балабуха  
-
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
7.00 (8)
-
  1994 Фемифан на рандеву // Соавтор: Светлана Шидловская  
4.00 (3)
-
  2019 Ольга Ларионова: голос из 1986 года [Беседа с писательницей-фантастом во время Всесоюзного совещания молодых авторов в поселке Дубулты, состоявшаяся в 1986 году] // Соавтор: Олег Азарьев  
9.00 (1)
-

Ольга Ларионова. Антологии

7.55 (29)
-

Ольга Ларионова. Прочие произведения

6.50 (2)
-
-

Ольга Ларионова. Неопубликованное

  REX (роман, не закончен, не опубликован)  
 
5 отз.


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составители библиографии — Lucy, suhan_ilich

  • Куратор библиографии — zarya



  •   Лингвистический профиль Ольги Ларионовой

    Словарный запас автора — высокий. Длина предложений — очень большая. Диалоги используются умеренно. Процент прилагательных и глаголов имеет значительный дисбаланс — прилагательные преобладают над глаголами. Причастия и деепричастия автор использует крайне редко. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — также крайне редко.

    ⇑ Наверх