![]() | Все отзывы на произведения Севера Гансовского |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 559
Страницы: 1 2 [3] 4 5 6 7 8 9 10 11 12
«Полигон» |
| |||
aps, 24 апреля 2009 г. в 19:34 | ||||
Рассказ явной антивоенной направленности. Он пропитан духом своего времени, времени нестабильной политической ситуации и гонки вооружения. В этом коротком произведении автор показывает попытку одного человека противостоять силам большой политики и его, пусть и небольшую, победу. И хотя все его действия спровоцированы не высокими идеалами, а местью за сына, результат вызывает уважение: новое вооружение, которое могло бы послужить детонатором новой мировой войны предано забвению. Этот рассказ –еще одно воспоминание о середине прошлого века. Он немного наивен, немного политизирован, но он пытается донести: НЕТ ВОЙНЕ, ДА МИРУ! | ||||
| ||||
«День гнева» |
| |||
Yazewa, 24 мая 2008 г. в 22:21 | ||||
Впервые читала этот рассказ очень давно, и настроение, вызванное прочтением, запомнилось. Сейчас перечитала — и оказалось, что восприятие не изменилось. Хорошо написано — и стилистически, и по содержанию. Да, не способности к математике и не членораздельная речь определяет человека... Действительно, не верится, что люди не могли справиться с этими существами и даже подчинялись им. Просто так нужно было автору для общей атмосферы, и он особо не гнался за правдоподобием? Что ж, атмосферность вполне удалась, и это для меня главное достоинство этого произведения. | ||||
| ||||
«Пробуждение» |
| |||
swgold, 23 апреля 2008 г. в 01:56 | ||||
На меня рассказ подействовал в свое время как откровение свыше. Бог с ними, возможностяи мозга, к.п.д. нейронных систем и прочим. В герое просыпается д у х о в н о с т ь, расталкивает обыденность в стороны и начинает доминировать над прочими жизненными аспектами. Читалось по малолетству как сказка с несколько абстрактной назидательной моралью. И только много позже, взявши в руки кисть и изрядно измазав палитру, я наконец-то понял, о чем, собственно, шла речь. Гансовский всё же был художник, и это иногда сильно чувствуется. Бывшие м.н.с. и электрики пишут совсем не так. И совсем не о том. | ||||
| ||||
«Шесть гениев» |
| |||
Sawwin, 16 марта 2008 г. в 18:45 | ||||
Сложная и до сих пор недооценённая повесть. Слишком многое автор уместил на ста двадцати страницах. Кое-что при этом устарело, например, работа математика, конкурирующего с вычислительными центрами. Устарела и памфлетность по поводу ужасающей жизни в странах западной демократии. Но тем сильнее звучат иные мотивы. Север Гансовский, пошедший на фронт добровольцем и воевавший разведчиком, не побоялся вести повествование от имени немецкого солдата, показал, что с той стороны были такие же живые, чувствующие люди. Страшные сцены войны перемежаются с удивительными по красоте и лиричности описаниями картин великих художников, которые собирал герой в странах покорённой Европы. До самого конца автор не сообщает, как именно его герой забирает картины, но читателю и в голову не может войти, что он выдирает их из рам и уносит с собой. Борьба красоты и варварства, неразрывное сочетание нового и дремучего в обществе и человеке составляют основу замечательной повести Севера Гансовского. | ||||
| ||||
«Стальная змея» |
| |||
stMentiroso, 19 сентября 2007 г. в 09:07 | ||||
Знакомство с творчеством Гансовского у меня началось именно с этого сборника. Случайно увидел в нем рассказ «Полигон» по которому раньше смотрел очень понравившийся мульфильм. Потом прочитал ужастик «Стальная змея» и... с тех пор стал большим поклонником творчества Севера Гансовского. | ||||
| ||||
«ПМ-150» |
| |||
vfvfhm, 18 мая 2025 г. в 22:27 | ||||
В связи с этим рассказом меня два раза оторопь брала. Когда я прочитал сам текст и когда прочитал немногочисленные отзывы на него. Да ведь это же шедевр! Впервые Гансовский рассказывает историю об отдаленном будущем и при этом не использует ничей посторонний Голос, только прямая речь автора — и сразу попадание в десятку! Тут тебе и прекрасный мир будущего, в который веришь без оглядки, и развитие «высокого» искусственного интеллекта, и биопротезирование, и терраформирование, и проработка конфликта в коллективе коммунистического завтра, и красивая история любви с первого взгляда. А великолепный Ленинград будущего! Кстати именно его образ, иллюстрация к этому рассказу стала обложкой сборника «Шаги в неизвестное». Ходульные образы! Прочитали бы вы столько галиматьи из западной НФ той же эпохи, сколько я, узнали бы, что такое ходульные образы! Кстати, у Гансовского здесь я вижу больше точек соприкосновения с ранними книгами Станислава Лема — от «Магелланова облака» до «Соляриса», чем с творчеством АБС или Ивана Ефремова. Обратите внимание, на ту же тему — полная модель человека — в Америке написан роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах» и сняты фильмы «Бегущий по лезвию» и «Терминатор». Ну и в каком будущем вам бы захотелось жить? Тут ведь вопрос целеполагания: наш автор зовет «в даль светлую», ТАМ вытаскивают наружу самые потаенные страхи и фрустрации. Цель Севера Феликсовича мне кажется более нужной и благородной ,я держу его руку! (При этом он вполне себе четко описал эффект «зловещей долины», мастерски!) Этот рассказ — яркая иллюстрация тезиса Сергея Переслегина (кажется, в разговоре о творчестве Вернора Винджа), что 1960-80-е и были эпохой настоящей Сингулярности, только этого тогда никто не понял. Всё ждали каких-то кренделей небесных. Восемнадцать лет назад полыхал ад Второй мировой, еще через восемнадцать лет мир скатится в трясину «общества потребления». Но какой же взлет был между этими пропастями! | ||||
| ||||
«Пробуждение» |
| |||
1001, 23 октября 2024 г. в 17:35 | ||||
Просмотрел отзывы. Увы, никто не опознал в этом рассказе прямой римейк «Цветов для Элджернона». Хотя Гансовский достаточно ясно дал понять, что это вариант сюжета «Цветов», только вписанный в советские реалии конца 60х (в этом и была основная идея автора). Поучилось, кстати — очень неплохо, практически на уровне оригинала (но надо было жить в то время, что бы это понять и оценить). (я прочел этот рассказ в сборнике 1991 года издания, на излете эпохи, воспоминания были еще свежими) Конец 60х был временем вполне благополучным (конфликт с Китаем нес реальную угрозу, но на бытовом уровне нивелировался), благосостояние реально росло, государство таки вкладывалось в гражданскую инфраструктуру (газификация всей страны, да) — но в этом благополучном мире многим было скучно жить. В конце 50х в городе еще случались коллективные драки «стенка на стенку», в конце 60х была тишь и благодать — мы, пацаны, тогда свободно шарились по всему городу без какого-либо риска нарваться на неприятности в «чужом» районе (да и понятия такого для нас не существовало). Так что автор дал свой вариант развития сюжета — скучающий обыватель превращается в художника и ученого, но все это временно, так как среда засасывает его обратно (фантастический элемент здесь чистая условность, он просто ускоряет процесс, для реалистического описания которого потребовалось бы написать большой роман — причем без шанса быть напечатанным :) В те спокойные времена я развлекался чтением книг — в том числе и фантастики. Реальное будущее казалось таким же спокойным, как настоящее — «все будет идти по плану» :) Но многим хотелось приключений (и они их таки получили потом). Где-то с 1975 все начало круто меняться, примерно с 1977 это стало заметно, а в 1979 уже почти ничего не напоминало 1969. Спокойствию настал конец — вместо вероятного Китая мы получили вполне реальный Афган (мощный стимул хорошо учиться в ВУЗе — отчисленных за неуспеваемость тут же призывали в армию). Ну а дальше пошло- поехало по нарастающей. Так что рассказ Гансовского стал вызывать ностальгию по тем временам :) | ||||
| ||||
«Пробуждение» |
| |||
neli mustafina, 25 сентября 2023 г. в 10:29 | ||||
Сразу же, прочтя Понимай Тэда Чана, взялась за Пробуждение. Да, согласна со всеми — весьма похоже на Области тьмы Алана Глина. Возможно что Глин даже сплагиатил (это сейчас часто делают, ибо тема улучшения человека всегда привлекала и трудно быть первым). Буквально с первых же страниц узнала себя: скучная работа, зашоренность взглядов и мозга. Что нам мешает сбросить весь этот баласт, весь этот мусор, преследующий нас всю жизнь? Увидеть мир и жизнь в новом свете, мир удивительный и внести лепту свою в его улучшение... Может лень? Может старение? Ведь дети мир этот видят ярким, чудесным, они творят, они гениальны. В связи с этим автор вспомнил об опытах Крайковского ( Райкова), которые и правда «вскрывали» скрытые способности человека. Они есть у каждого. Надо только проснуться. И жить полной жизнью, заниматься творчеством, любить | ||||
| ||||
«Лех и Чисон» [Цикл] |
| |||
Стронций 88, 30 января 2023 г. в 13:27 | ||||
Короткий и единственный цикл у Гансовского – два рассказа, две повести – на мой взгляд, едва ли не одна из вершин творчества автора. Я, правда, начал читать его с конца с «Части этого мира», вещи, которая ни много ни мало потрясла и своей пластиковой красотой засела в памяти. Но позже, когда я прочитал цикл по порядку, я ощутил, как органично развивается этот самый необычный мир и какие смыслы он несёт вместе с собой. У вещей и эмоциональный фон общий. Довольно пессимистический, но не депрессивный, с нотками горькой иронии и довольно занятным юмором (в первом рассказе и последней повести). Смыслы, казалось бы, вынесены на поверхность, чётко озвучены автором, но сама диковинность мир вдруг заставляет присматриваться, искать смыслы отброшенные тенью основных смыслов. Наверное, «Демон истории» чуть-чуть выпадает. Он не развивает мир в контексте цикла. Мир здесь скорее повод обратиться к истокам его «инаковости», тот альтернативный (до поры до времени) путь, из которого он вырос. К тому же тут единственный раз мистические силы действуют на равных с силами научно-фантастическими. В остальном же – в героях и даже в общем пессимистическом взгляде на человечество – «Демон истории», конечно же, несомненная часть цикла. Кстати, о мире цикла. Кто-то уже говорил, что Гансовский похож на Филипа Дика своей безграничной яркой фантазией, своими мирами. Хотя у Дика мир чаще всего фон, а у Гансовского мир – объект, герои непосредственно с ним взаимодействуют, изучают, воюют и прочее, но это тоже, в конечном счете, приводит нас к самим героям и обществу, человечеству в целом. Получается такой вот более длинный путь через отражения мира в людях и людей в мире. И данный цикл, возможно, апогей этого. Мир тут – полноправный герой истории. В первом рассказе («Доступное искусство») он будто бы только зарождается – мир доступного искусства, доступной наук и доступных спортивных достижений (всё это «псевдо-», так как бессмысленно без приложенных усилий и бессонных ночей), мир пустотелых богачей, воспринимающих искусство как модный аксессуар, ещё имеет альтернативу в расстроенном рояле и неумелой игре детей, создающих искренне, настоящее… Про второй рассказ я уже говорил. Но вот первая повесть («Три шага к опасности») показывает нам развитие мира. Научно-технический прогресс победил, «вкалывают роботы», а для человека осталась лишь депрессия, заглушаемая наркотиками, да Вокзал – мир виртуальной реальности, позволяющий самоутвердиться в нём. Новая наркотическая панацея. И герой бежит из этого мира (кстати, с ним бежит и создатель «Доступного искусства») через Вокзал, хотя никто не мешает его побегу в реальности. Последняя ступень перед превращением человека в раба новой механической природы. И финал («Часть этого мира»). Машины действительно стали природой, существуют отдельно от человека, по своим непонятным законам, строят дороги в несуществующие места, создают пустующие дома, гоняют вагоны в метро, не имеющих выхода… Но в этом же появляется новая надежда для человечества. Герой уже не бежит, он странствует по новому гротескному пейзажу. Депрессия ещё витает над человечеством, но конец пути героя – выход из неё. Да, техника стала природой. Но теперь уже она – предмет для изучения, для прикладывания сил, для нового уже реального самоутверждения. Круг, наконец, замкнулся. Надежда всё-таки есть, и заложена она в самом человеке. | ||||
| ||||
«Демон истории» |
| |||
Стронций 88, 27 января 2023 г. в 12:43 | ||||
Есть такая история про фотографию времён нацистов. Целые площади запруженные «зигующими» людьми. Не какие-то отморозки, а обычные на вид люди. Потом, когда наша армия вошла в Германию, все эти люди, естественно, говорили, что их там не было, и они этого не делали… Почему-то когда я читал рассказ, мне всё это вспомнилось. Рассказ тяжёлый и густой. И безрадостный. Литература и искусство в целом чаще подводит нас к мысли о том, что личность в истории значит многое. Но тут автор говорит: «не всегда», похожее на обескураживающее «никогда». И восприятие вдруг ломается – ему веришь. Чтобы остановить то, что пытается остановить герой, нужно задушить не только «Отца», но и его приближённых, а за ним и людей, разделяющих его идеалы, и дальше – до всех тех «приличных» людей, заполнивших площади на знаменитой фотографии. В конечном итоге, нужно изменить мир, а не убрать одного человека – а это не в силах сделать одиночке, даже если под рукой у него сам демон истории… Что-то есть в этом горькое, как оплеуха, которую поучаешь чтобы отрезветь. По эмоциональной тяжести рассказ напомнил повесть «Шесть гениев» (до того, как автор убрал из неё антинационалистический пафос, превратив в «Башню»), там и место похожее, и какая-то пугающая, болезненная атмосфера, будто подчёркивающая ненормальность самого явления – нацизма и неонацизма. А тут ещё и о личности тиранов – низкой, ничтожной, завистливой… Сюжет у истории может быть не самый неожиданный – его канва просматривается довольно чётко уже сразу, как и то, к чему она приведёт. Но сам текст держит в напряжении, возможно благодаря тому, как густо эмоционально он написан. Ну и мир, конечно, вызывает интерес – хотя, это именно то, чего ждешь у Гансовского, особенно в этом микроцикле про Леха и Чисона. А тут вызывает удивление ещё и то, что, в отличие от остальных рассказов, в которых чудеса мира имеют исключительно научно-технический характер, здесь действуют и мистические, поистине фантастические силы… | ||||
| ||||
«Идёт человек» |
| |||
amak2508, 18 ноября 2020 г. в 11:01 | ||||
Одна из лучших книг серии «Библиотека советской фантастики» и, думается, самый удачный авторский сборник Севера Гансовского. Так совпало, что в него оказались включёнными его самая лучшая повесть («Винсент Ван Гог») — произведение, не только прекрасно обыгрывающее парадоксы временных перемещений, но и позволяющее большинству читателей открыть для себя незаурядную личность — художника Ван Гога, и несколько великолепных рассказов («Электрическое вдохновение», «Кристалл», «Пробуждение») — самых разнообразных по жанру и тематике, но про каждый из которых можно с твёрдой уверенностью сказать: это НАСТОЯЩАЯ фантастика. Под стать перечисленным и остальные рассказы сборника. Пожалуй, всего лишь двум вещицам из этой книги («Идёт человек» и «Зверёк») можно предъявить некоторые претензии по авторским натяжкам, но в целом и они выглядят вполне достойно. И ещё. Эта сборник единственный, в котором произведениям Гансовского свойственны не только интересные проблемы, великолепные язык и стилистика, но и юмор, и ирония — очень интеллигентные, но при этом всегда вызывающие улыбку, а временами и настоящий смех. | ||||
| ||||
«Пробуждение» |
| |||
amak2508, 17 ноября 2020 г. в 11:34 | ||||
«Какие мы есть и какими могли бы быть» — тема не только чрезвычайно плодотворная для писателя, но и очень интересная для читателя: ещё бы — как здорово, лёжа на диване, представлять себе, каким бы ты мог быть, если бы сильно захотел и чуть-чуть поднапрягся. Ну, или если бы к тебе в руки попала такая же таблетка, как Фёдору Пряничкову :). Однако, плодотворная идея плодотворной идеей, а для того, чтобы получился такой вот замечательный, красивый, умный и интересный рассказ, ещё и недюжинный писательский талант, такой как у Севера Гансовского, надобен. И здесь опять нельзя удержаться, чтобы не заметить — как и во многих других произведениях автора, впечатление на читателя производит не только (и не столько) идея произведения, не только его сюжет, но и то, как это написано: собственно текст. Каждая фраза у Гансовского суперточная, каждая бьёт точно по цели и ни в одной из них невозможно ничего не добавить, не убавить. А ещё они просто очень интересны и часто заставляют задуматься, а потом, как правило, и согласиться с ними. Вот, к примеру, одна из таких фраз: «Каждый из нас прочитывает бесконечно много, каждый не помнит из прочитанного почти ничего» :). | ||||
| ||||
«Голос» |
| |||
artem-sailer, 04 октября 2020 г. в 20:05 | ||||
Сильный рассказ, прежде всего — в общелитературном смысле. Написан в излюбленном Гансовским стиле — на этот раз монолог от лица итальянского парикмахера в годах, который в специфической для южного жителя темпераментной и словоохотливой манере повествует о загадочной истории своего знакомого — молодого человека, буквально болеющего национальной итальянской «заразой» — любовью к опере. О да, кроме футбола, спагетти и мафии в Италии есть ещё и музыка, есть серенады, есть арии, есть опера. Читая этот увлекательный рассказ, настолько глубоко погружаешься в знойную и эмоциональную атмосферу Италии, что даже не верится, что данный текст мог написать наш, советский, писатель. Никогда не был в Италии, но именно такой я её и представлял себе — с людьми, помешанными на музыке, страсти, открытыми сердцем настолько, что рассказчик-парикмахер, увлёкшись повествованием, уже давно и забыл о своих обязанностях, а мыло на лице его клиента засохло. Впрочем, клиент, выслушивающий этот рассказ, и сам не против, с увлечением следит за развитием событий, не терпится узнать, чем же история закончилась. Не обходит стороной Гансовский и традиционную для себя социальную тему: противопоставление бездушных миллионеров, жадных до наживы деляг и простого парня, искренне приверженного искусству, беззаветно любящей его девушки, которой без разницы, какую ступень социальной лестницы тот занимает. Безвозмездная служба прекрасному, потребность делиться знаниями и опытом с ближним — вот извечные мотивы, озвученные писателем в этом произведении. | ||||
| ||||
«Хозяин бухты» |
| |||
artem-sailer, 02 октября 2020 г. в 18:35 | ||||
Очень любопытный рассказ, в котором люди столкнулись с неким существом, обитающем в океанской пучине и питающимся аж акулами. Существо идентифицировать не получается да и как-то маломальски описать затруднительно. На основе скудных по содержанию наблюдений герой делает вывод, что это что-то вроде роя очень мелких единиц, которые в определённый момент могут сливаться в целое и специализироваться настолько, что у этой массы появляются необходимые для охоты органы. По прошествии лет идея уже не кажется такой привлекательной, однако во время написания рассказа смотрелось это наверняка очень оригинально. Герои прописаны ярко и живо, даже отрицательный персонаж — голландец с сомнительным прошлым и расистскими взглядами. Ну, и конечно же, увлекающий стиль Гансовского располагает к неотрывному чтению. Временами, кстати, немного жутковато. | ||||
| ||||
«Новая сигнальная» |
| |||
URRRiy, 08 августа 2020 г. в 21:27 | ||||
Отличный рассказ, где фантастическая идея — возможности человека в экстремальных ситуациях — служат фоном для описания боевых будней и действий, в чем автор- фронтовик Север Гансовский действительно мастер. Историй немало, от маловероятных до совсем невероятных, но одинаково интересных, с детективной загадкой и драматическими эпизодами. По моему мнению, одно из лучших произведений автора. | ||||
| ||||
«Стрела времени» |
| |||
Manowar76, 17 июля 2020 г. в 23:39 | ||||
Сборник «Стрела времени», вышедший в серии «Мир приключений» – качественный срез англоязычной фантастики пятидесятых годов. Произведения сборника прошли двойной фильтр. Сначала испытание временем, так как с момента публикации на Западе до выхода в сборнике прошло три десятка лет; а потом испытание советскими литредакторами, придирчиво отбиравшими рассказы. Естественно, откровенный шлак не мог попасть на страницы сборника. Несмотря на название, далеко не все рассказы посвящены путешествиям во времени, хотя темпоральная фантастика присутствует. Вообще, качеству представленных произведений может позавидовать сам Дозуа. Слабых вещей нет вообще. Диапазон – от крепких миниатюр до абсолютных шедевров из золотого фонда фантастики. Читать всем! Любителям фантастики, чтобы знать и понимать истоки жанра, остальным – наслаждаться сюжетом и прекрасным слогом. Среди переводчиков есть даже Кир Булычёв. «Стрела времени» – тот случай, когда целое больше суммы своих частей! Далеко не все рассказы сборника тянут на 10 баллов, но сам сборник – однозначная десятка. Эталон, недостижимый в наше время! 10(ШЕДЕВР) | ||||
| ||||
«Спасти декабра!» |
| |||
Тимолеонт, 13 июня 2020 г. в 11:33 | ||||
Настоящая ода экологии и природе. Гансовский, видимо, искренне переживал о будущем видовом разнообразии Земли, о том, какой титанический ущерб наносил Человек уже в середине прошлого века и на примере незамысловатой системы Венеры на пальцах пытается объяснить хрупкость природы. Получилось крайне наглядно и ясно, хоть сюжет и грешит огромнейшим множеством допущений и условностей, очевидных уже в 1960-ые. Да и лишнего здесь много — персонажи вообще почти ничего не добавляют действию и не очень ясно, зачем они нужны. | ||||
| ||||
«Спасти декабра!» |
| |||
lammik, 14 января 2020 г. в 14:09 | ||||
Двойственное впечатление рассказ оставил. С одной стороны он устарел, основное допущение осталось в глубоком научном прошлом. На Венере жизни нет... Да и описанный её вариант чересчур умозрителен и даже неправдоподобен. Но как же здорово это написано! «Наверное, если бы на Земле с самого начала не было живого, кроме человека, он никогда не стал бы Человеком с большой буквы. И наоборот, час — если такой придет, — когда на нашей планете не останется живых существ, кроме людей, будет началом гибели человечества. Для понимания того, кто мы, нам нужно постоянно сравнивать себя с тем, что не есть мы.» И вот два землянина, которых никто специально не подбирал для свершения подвигов, оказались вдруг готовы пожертвовать собой для спасения жизни на Утренней звезде. | ||||
| ||||
«Побег» |
| |||
amak2508, 24 декабря 2019 г. в 11:27 | ||||
В принципе, у этой повести есть всё, чтобы понравиться читателю: увлекательность, лёгкость чтения, мысль. С увлекательностью в ней вообще интересно — она какая-то многоуровневая. Во-первых, повествование разделено на части, соответствующие разным временным эпохам с присущим им эффектным антуражем: криптозой, мел, XVIII век. Читать всё время про новые окружающие главного героя миры реально интересно. Во-вторых, сам текст — он хотя и прост, но написан очень хорошо, читать его просто приятно. Ну, и, наконец, увлекательная сквозная интрига — читая повесть с каждой новой страницей всё больше и больше хочется узнать, чем же вся эта история кончится. И тут мы приходим к тому, ради чего, собственно, и строился весь сюжет, ради чего эта книга и была написана. Человек в обществе, взаимоотношения человека и общества — тема сложная и неблагодатная, писателями-фантастами, прямо скажем, не очень любимая. Не секрет, что далеко не все люди довольны тем местом, которое занимают в обществе. Отсюда и конфликты, и нездоровая психика, и нервные срывы. Север Гансовский решил предложить читателю свой, весьма оригинальный способ лечения такого социального недуга. Сказка, понятно, но написано талантливо и читать интересно. Несколько, правда, подкачала третья часть, где у героя вдруг почему-то прорезаются такие знания и умения, что просто диву даёшься и доверие к правдоподобию текста начинает резко падать. Но посчитаем это за необходимое авторское допущение, тем более, что оно действительно позволяет гораздо полнее раскрыть выбранную автором тему. | ||||
| ||||
«День гнева» |
| |||
wolobuev, 20 апреля 2019 г. в 23:20 | ||||
«Разве мы не люди?» — с этого вопроса, который твердили чудовищные обитатели острова доктора Моро, начинается и это произведение. Вообще говоря, идея интеллектуальной безэмоциональности не раз обыгрывалась в советской фантастике. Сложился даже стереотипный образ бесстрастных и умных инопланетян. Здесь не инопланетяне, но суть та же. А если взять шире, то архетип безнравственного умника (или везунчика) известен ещё Гауфу и Уайльду. Рассказ удивительно американский и в то же время очень советский. Американский он в смысле «экшена», напряжения, нарастающей жути. Подлинный триллер! Огромное уважение Гансовскому, сподобившемуся написать такое в 1964 году. А советский он потому, что фермеры ведут себя как жители СССР — сидят, сложа руки, и ждут, пока власти разберутся. Сугубое упование на государство — характерная черта соцреализма. Нет, в конце эти терпилы тоже не выдерживают, но получается всё тот же русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Американские фермеры уже давно самоорганизовались бы в какой-нибудь Союз обороны (при наличии-то оружия!), закидали письмами конгрессменов и сенаторов и устроили как минимум акцию протеста в виде перекрытия дороги или чего-то подобного. Я уж не говорю о пикетировании Белого дома. А в целом очень драйвово. Смутили только два момента: похищение дочки фермера (зачем?) и связи отарков с бандитами (что первые могут предложить вторым?). | ||||
| ||||
«Побег» |
| |||
lammik, 06 апреля 2019 г. в 13:30 | ||||
Жил-был Стван. Вокруг практически коммунизм, бесплатное питание, жильё, уже 55 лет никто никого ни разу не ударил. Казалось бы, чего ещё нужно. Но нашего Ствана что-то грызло, мешало наслаждаться всеми благами развитой цивилизации, раздражало всё вокруг. И вот, чтобы избежать стванового асоциального поведения, был он отправлен в далёкое прошлое — в кембрийскую эру, где не то что людей нет, жизнь ещё даже не вышла на сушу. Три путешествия в прошлое, три этапа становления человека. В кембрии Стван принимает себя и ответственность за себя. В меловом периоде он смог ощутить своё единство с жизнью на планете. А в XVIII веке осознаёт себя частью человечества и принимает на себя личную часть ответственности за всех людей на Земле. Три части, три куска мозаики и лишь собранные вместе они дают ярчайшую вспышку осознания, что вот именно за такие произведения мы и любим фантастику. И пусть кто-то будет высокомерно рассуждать о жанровом гетто, но именно они, эти книги, и заставляют увидеть и осознать красоту и безграничность человеческого Разума. Почему не 10? Тут надо признать, что повесть всё же успела заметно устареть. Стван, насколько я посчитал, должен жить в 30-е годы XXI века, но мир, описанный в повести от нас всё так же далёк, как и в момент её написания. Более того, автор не предвидел развития информационных технологий, а ведь именно из-за невозможности попасть в музеи без очереди, недопуска в некий Дискуссионный клуб и тому подобного и страдает Стван. Информационный голод и невозможность самовыражения. Теперь вот такие стваны не мордобитием заняты, а атакуют разного рода форумы и тому подобные площадки в Сети. | ||||
| ||||
«Полигон» |
| |||
lammik, 04 октября 2018 г. в 14:34 | ||||
Райский остров в Атлантике, бурление жизни в омывающих его водах, живущие в единении с природой туземцы. Но однажды к острову подошёл корабль и какие-то люди стали выгружать на берег строительную технику, материалы и нечто крупное в чехле. Туземцам же было приказано очистить остров... Небольшой, но абсолютно шедевральный рассказ. Мультфильм смотрел в детстве неоднократно. Сейчас, после прочтения повести Шефнера «Рай на взрывчатке» (там тоже остров, аборигены и антивоенные мотивы), решил прочитать первоисточник. 1. Положительные герои в рассказе есть. Это индейцы, что с философским спокойствием воспринимают окружающее, в том числе этих «странных белых», что сами плохо понимают, что делают. 2. Рассказ о мести, но при этом гибнет и мститель, что представляется высшей справедливостью. В конце концов, он сам воспитал своего сына и в решениях последнего есть и его, отцовская, вина. К тому же, он сам привёл Смерть в это царство Жизни. Насыщенное красками и сочное описание изобилия Жизни в толще океанских вод — всех этих рыб, крабов, червей, моллюсков, в конце первой главы служит сильнейшим контрастом последующим событиям. И в то же время, после учений природа быстро берёт своё, стирая все следы Полигона. 3. Поставил бы 10, но мультфильм завершается логичнее и сильнее. | ||||
| ||||
«День гнева» |
| |||
Zlata.24, 04 сентября 2018 г. в 09:57 | ||||
Очередная фантазия на тему очеловечивания зверей. На примере одного из журналистов, поехавшего за сенсацией в край, где экспериментальные особи вырвались из под контроля, автор показывает простую истину: находясь в стороне, можно долго восхищаться научными достижениями и полученными результатами, не особо переживая за коренное население, вынужденного перекраивать свою жизнь и реально страдающих от таких экспериментов. Но как только угроза касается непосредственно твоей драгоценной шкурки, приоритеты резко смещаются. И ты уже сам легко сможешь дать ответ – что делает человека Человеком. | ||||
| ||||
«Часть этого мира» |
| |||
Ben Chevis, 13 января 2017 г. в 20:46 | ||||
Однозначно Великий Шекли прочёл эту вещь, прежде чем написать «Варианты выбора». Это просто великолепно в своей абсурдности и последовательности, прямо как жизнь!! И столько сюжетов в одном произведении ( и Метро, и Отель, и Свалка, и Двухголовый, и ещё целая куча). Всегда (с момента моего осознания фантастики (где-то в середине 70-ых) любил Гансовского и эта любовь не кончается! | ||||
| ||||
«Не единственные сущие» |
| |||
elias68, 11 июля 2016 г. в 21:27 | ||||
Отличное произведение. Удивительно, как автор сумел уместить в совсем маленький рассказ такую эмоциональную мощь, какая большинству писателей крупной формы и не снилась. У меня почему-то сразу возникло сравнение с только что прочитанным романом Пола Андерсона «Победить на трех мирах». Причем сравнение отнюдь не в пользу последнего. И Бог с ними, со всеми этими родимыми пятнами американской фантастики, которыми произведение Андерсона расцвечено со всех сторон. Речь сейчас не о них, а о манере изложения, о стиле, если угодно. Автор «Победить на трех мирах» повествует практически о той же самой ситуации, что и Гансовский, но делает это, извините, долго, мутно и в разные стороны. Гансовский крайне лаконичен, скупыми штрихами намечая хорошо знакомую нам по земной истории коллизию. В рассказе нет ничего лишнего, каждая фраза отточена и предельно информативна. Противостояние естественной человеческой жажды знаний и церковного догматического мракобесия — вот главный лейтмотив рассказа. Что можно к этому еще добавить? Можно написать тысячу страниц, утопив все в ненужных словесах, а можно пятью страницами(речь о старом издании, нынешние горе-издатели растянули бы его на пятнадцать за счет широченных полей и размера букв, заимствованного из детской азбуки), как это делает Гансовский вызвать у читателя множество ассоциаций и эмоций. Так что учитесь, господа американцы и их наши доморощенные подражатели. Мыслям должно быть тесно, а словам просторно, а не наоборот, как у вас. Тут справедливости ради замечу, что очень уважаю Пола Андерсона, как мастера рассказа. | ||||
| ||||
«Три шага к опасности» |
| |||
Seidhe, 13 января 2016 г. в 11:56 | ||||
Первое знакомство с творчеством Гансовского. Остался приятно удивлён. И не так уж важно, какой именно вариант возможного будущего нарисовал автор — победивший коммунизм или закономерный итог развития «общества потребления». Главная идея у книги всё-таки другая — человека делает человеком ни что иное, как способность преодолевать трудности и жить ради чего-то большего, чем поддержание жизнедеятельности. Согласен с мнением, что общество, описанное в повести, совершенно невозможно представить, оно невозможно и нежизнеспособно, ну так ведь за кадром остались сами причины, по которым оно именно такое, Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) ведь большая часть повествования — это виртуальная реальность, которая существует лишь в мозгу главного героя. И всё-таки повесть заслуживает высокой оценки, хотя бы за основную интригу, весьма своеобразную для 1969 года. А ещё очень хороша картинка к повести из издания 1969 года, на которой изображены посетители Вокзала. Заставляет о многом задуматься и спросить себя — а так ли уж неправ был автор, описывая общество потребления без стимулов? Ведь достаточно просто вспомнить, сколько людей верят картинке, которую видят на телеэкране и уже НЕ ХОТЯТ ничего менять... | ||||
| ||||
«Инстинкт?» |
| |||
ArtTrapeza, 19 декабря 2015 г. в 08:46 | ||||
Взялся читать «Инстинкт?», из-за того что эта повесть оказалась в одном сборнике с «Побегом». Произведение оказалось немного лучше, чем я ожидал. Чуть-чуть напомнило мой любимый лемовский «Эдем». Действие повести происходит в 2006 году (а не написал ли её Гансовский задолго до 1988 года?). Столь близкое будущее, невероятный скачок технологии (через 18 лет летаем меж звёзд) и другие несуразности заставляют меня предположить, что автор намеренно сделал общий фон повести условным, чтобы сосредоточиться на главном — описании иакатского общества. Что есть «муравьиный» Город, зависимый от Машины — антиутопия про общество потребления? Вероятно, да. Но также заметны мотивы сатиры на тоталитаризм. Вместе это немного напоминает Торманс из «Часа быка», но уже в стадии полного угасания. Жители Города подобны уэллсовским элоям с Машиной вместо морлоков. Кажется, к жителям квазифеодальной Усадьбы Гансовский относится немного лучше. Впрочем, эта пастораль не вызывает у меня доверия. Спорна также альтернатива и Городу, и Усадьбе (вроде бы это две крайности) — развитие цивилизации «с чистого листа» выглядит как пастораль немного другого рода. Моё мнение довольно сумбурно и отдаёт канцеляризмом. Возможно, я плохо понял, что хотел донести автор своим произведением до читателя. Надеюсь, что он хотел донести хоть что-то. | ||||
| ||||
«Три шага к опасности» |
| |||
Lidonel, 29 мая 2014 г. в 12:40 | ||||
Читается непривычно, мы уже отвыкли от таких книг. Книга издана в конце 60-х годов прошлого века и это наклыдывает отпечаток на идеологию, на всё то, что хочет сказать автор. Книга получилась такая светлая, возвышенная, такая как сейчас нет и не пишут, потому что нам не свойственно думать о том, что лучше умереть, чем жить в войне. Тогда все стремились думать, расти, двигать науку, умирать ради науки и развития, все переживали за мир и восхваляли всё то светлое в человеке, что сейчас не в моде и в современной литературе на это посмотрят с презритльным прищуром. Это самая настоящая научная фантастика того времени, за сюжетами которой видна мощная идеология того времени. И если отринуть личное отноешние каждого к политике и коммунизму середины прошлого века и суметь рассмотреть нечто большее, то книжка оставит некое светло-ностальническое послевкусие. | ||||
| ||||
«Стальная змея» |
| |||
Стронций 88, 22 августа 2013 г. в 13:08 | ||||
До этого я был знаком с Гансовским только по повестям «Инстинкт?» и «Побег», но уже тогда считал его автором интересным, неординарным, узнаваемым. А этот сборник заставил меня зауважать его ещё сильнее. Теперь для меня Гансовский один из лучших советских авторов фантастического рассказа. Уже с первых произведений он поражает насыщенностью – и научно-фантастические идеи, гипотезы оригинальные, моральная и социальная стороны вопроса, философия, какое-то побуждение, толчок к жизни – всё есть в рассказах. И язык. Язык замечательный. Да, есть неровности – но где их не бывает. Одни рассказы кажутся более… нет, не хуже… они кажутся более простыми, однобокими на фоне концентрированности других. Но в общей массе – рассказы просто классные. И, надо сказать, как удачно сборник составлен. Многие рассказы как бы дополняют друг друга, перекликаются. А уж разнообразие тем и подходов – где-то научно-пополуярные объяснения, где-то философские размышления – где-то социальные проблемы, проблемы общества, война и мир, становление человека, проблемы науки и применение научных знаний… Говорить можно ещё много. Много хорошего. Но я скажу, что для меня это один из самых сильных, самых твёрдых авторских сборников мною прочитанных. И, наверное, – один из самых запоминающихся. Отличный сборник! | ||||
| ||||
«Идёт человек» |
| |||
Стронций 88, 13 августа 2013 г. в 23:38 | ||||
Рассказ занятный, добротный, но для меня – не более. Я бы не сказал, что это лучшая вещь у автора. Задумка – поле непаханое. Становления человека как вида, как «человека разумного», то, что сделало его, хрупкого, властелином мира. Проявление разума. На самом деле, при первом появлении «трубы» из гнилого дерева – мне сразу стало ясно, что она сыграет в конце. Не ошибся. Сам сюжет почему-то для меня был каким-то обыденным что ли… таким довольно простым. Мне казалось, что в «становлении разума» должно быть что-то знаковое, поражающе… Но это всё – моё мнение, мой бзик. Чего-то более важного я ждал. Но написано здорово – с самых первых строк, с этого пёстрого и живого описания маленького кусочка древнего мира… И «Бородатые» – вот они-то меня напугали! По-настоящему. «Человек силы» – огромные чудовища-людоеды. Слепой виток эволюции. На самом деле меня всегда будоражила мысль, что когда-то человек жил бок о бок с ДРУГИМИ «людьми». А тут такое воплощение. Жутко. Это погоня. Затем расправа. В это была какая-то лишённая эмоций жестокость, делавшая всё до ужаса реальным. Вот так… Из-за одного описание (реалистичного, сочного) животного мира древности и этих Бородатых этот рассказ стоит читать. | ||||
| ||||
«Хозяин бухты» |
| |||
Ben Chevis, 05 мая 2013 г. в 22:26 | ||||
В 62 году автор предложил миру идею, до которой мир шёл ещё тридцать лет! Разве это не великолепно? Жюль Верн порой опережал время всего на двадцать лет... И это в конце двадцатого века, когда темп развития науки возрос многократно. ОЧень, очень хорошо! Просто браво! И как хотелось продолжения тогда, в 63... А как хочется сейчас...М.ммммм? | ||||
| ||||
«Новая сигнальная» |
| |||
pava999, 11 декабря 2012 г. в 23:18 | ||||
Очень сильное произведение. Фантастикой, в привычном смысле слова, называть этот рассказ язык не поворачивается. Скорее, это военные мемуары, где кровью, подвигом во имя Родины и отвагой веет с каждой страницы. А вот зря всё-таки, Гансовский давал объяснение всем этим явлениям. Лучше было бы, что всё осталось с налётом мистики. А так получается грубовато: «Мы плохо знаем свой организм и точка». Но всё равно произведение замечательное. Побольше бы таких. | ||||
| ||||
«Полигон» |
| |||
Lion0608, 19 июня 2011 г. в 14:06 | ||||
Давно хотела прочитать первоисточник, ибо с 80-х запомнился мультфильм. Да заставляет задуматься. Они хорошо поймут, какое зло совершили, только если такой же вертолет будет расстреливать их самих, а им некуда будет спрятаться. Людей потерявших своих родных по-настоящему поймет только тот, кто тоже потерял любимого человека. А ученый, который изобрел новый вид оружия, поймет, что натворил только когда от него же и погибнет. (тут к сожалению цитатник не действует(((( Согалсна с Белым Медведом) неужели так ничему 11 сентября и не научились | ||||
| ||||
«День гнева» |
| |||
god54, 30 марта 2010 г. в 18:55 | ||||
Конечно рассказ вторичен, вторична фантастическая идея по отношению к Уэллсу. К сожалению, возникают сомнения по отношению к ситуации, в которой оказались фермеры: не верится в их пассивность, да и пассивность властей допустивших такие результаты эксперимента. Скорее было бы принято решение уничтожить всех, в том числе и фермеров, чтобы скрыть следы. Рассказ слишком просто все делит на черное и белое: отарки — злые, люди — добрые, но у обоих есть разум, а если есть разум, то есть эмоции... А если два разума начали войну между собой, значит они неразумны оба. А может это и хорошо, что рассказ вызывает больше вопросов, чем ответов на них. Ради этого его и следует прочитать, чтобы ответить, что же такое человек, и кто должен жить дальше на Земле?.. | ||||
| ||||
«Демон истории» |
| |||
god54, 30 марта 2010 г. в 18:17 | ||||
Я знаю две вещи: историю нельзя изменить и история ничему не учит. Рассказ получился несколько нравоучительный, предсказуемый и детально разжеванный для тех кто не поймет. Осталась за кадром и роль черта или дьявола, что он хотел получить, или получил? В целом можно прочитать для получения полного представления о творчестве автора. | ||||
| ||||
«Полигон» |
| |||
2480, 06 марта 2010 г. в 13:09 | ||||
По крайней мере в 2 произведениях Гансовского чётко прорисована антивоенная направленность. Изобретателя жалко, конечно, но он бы всё равно не прожил бы долго. В «Полигоне» высказана важная мысль: думают ли те, кто планируют войны, о состоянии тех, кто умирает ни за что, часто бессмысленно, ведь перед этими начальниками войны предстают абстрактно. | ||||
| ||||
«Пробуждение» |
| |||
ii00429935, 13 сентября 2009 г. в 21:45 | ||||
Рассказ заставляет задуматься над собственной жизнью: правильно ли ты живешь, не слишком ли много интересного пропускаешь в череде будней. Уникальные способности героя, который стал круче Ломоносова и Леонардо да Винчи вместе взятых, это, конечно, метафора. А то, что многие люди проводят свою жизнь, «не пробуждаясь» (и работа не интересна, и быт угнетает, и на увлечения нет ни времени, ни сил) — это факт. Рассказ начинается как забавная байка, почти анекдот, но наводит на весьма грустные размышления. | ||||
| ||||
«Полигон» |
| |||
ii00429935, 13 сентября 2009 г. в 21:35 | ||||
Рассказ виртуозный, автор, конечно, «метил» прежде всего в «американскую военщину» (рассказ 1966 года), но по большому счету все крупные армии мира очень похожи. Подумалось: отправить бы на такой остров господ, развязавших чеченскую войну. Но это фантазии, конечно. В жизни они есть и будут сыты, богаты и очень-очень довольны собой. А изобретателя из рассказа мне жаль. | ||||
| ||||
«Доступное искусство» |
| |||
Alexandre, 11 апреля 2009 г. в 17:18 | ||||
Не надо так высокомерно «эрзацы...». Я с удовольствием перелистываю чудесные альбомы, на которых изображены копии произведений великих мастеров. И дома на стене не один год висела у меня репродукция мадонны Литта Рафаэля. Я благодарен искусству и мастерству людей, которые позволили мне прикоснуться к великому. И труд этих неизвестных мне людей заслуживает уважения. Другое дело, что не стоит швырять бисер перед свиньями. И эрзацем являются не произведения, которые наука и техника воссоздают со всей возможной точностью, а люди, мещане в самом худшем советском смысле слова, которые корчат из себя личностей, а сами никем не являются. И ещё по поводу денег — в рассказе совершенно ясно подразумевается, что богатая самка тратит деньги, которые не она зарабатывала, которые достались ей в результате стечения обстоятельств. Но и один из героев ненамного лучше — просто выбросить копию картины гениального художника — это тоже поступок свинский. Заразился что ли... А представьте себе картину — небогатый студент с благоговением тащит из магазина дорогущий альбом с репродукциями великих мастеров, который он купил, месяцами откладывая свои жалкие гроши, отнятые у желудка. Вы и здесь скажете — «эрзацы!...» Автор верен себе, в психологическом плане рассказ великолепен, способен затронуть самых разных людей, и породить различные мнения. А равнодушным может остаться только тот, кто не читал. | ||||
| ||||
«Винсент Ван Гог» |
| |||
Sawwin, 14 марта 2009 г. в 22:31 | ||||
Идея рассказа точно повторяет рассказ самого же Гансовского «Демон истории», но «Демон» написан жёстче, сильнее. Зато в этом рассказе Север Феликсович дал волю своей любви к живописи. Не знаю, был ли он профессионалом, но он любил прекрасные картины и эту свою любовь умел передать читателю. Поэтому мне трудно судить, какой из рассказов лучше. Читайте оба рассказа, решайте сами. | ||||
| ||||
«День гнева» |
| |||
ФАНТОМ, 18 сентября 2006 г. в 23:06 | ||||
Иногда,перечитывая «День гнева»,мне кажется,что в нашем сегодняшнем мире правят отарки... Один из лучших рассказов не только у Гансовского,а вообще в советской фантастике. | ||||
| ||||
«Новая сигнальная» |
| |||
vfvfhm, 19 мая 2025 г. в 17:55 | ||||
Маленький шедевр военной прозы с толикой фантастики для оживляжа. Впрочем, мне как раз нравится в творчестве Гансовского, что он часто работает на стыке жанров. Вот и тут суровая военная проза соседствует с байкой и размышлениями о новейших достижениях науки. При этом большой Миф о нашей Великой Отечественной у Севера Феликсовича прорастает через рассказ о жестокой и горькой правде войны. Ничто не мешает воспевать подвиги отдельных солдат и всего советского народа и при этом рассказывать новым поколениям о тяжелый сражениях 1942 года. Очень интересно и описание боя в трехмерной разверстке. Именно так воспринимают поле боя командиры в 2020-х годах, только не у себя в голове, а на мониторах командных пунктов, получая потоковую информацию сразу из тысяч источников и обрабатывая ее на мощных компьютерах. когда наступает будущее, фантастика становится реальностью. К сожалению, никакое будущее людей не меняет. Когда Гансовский писал и печатал этот рассказ, концовка, видимо, казалась ему оптимистичной. А теперь без слез ее читать невозможно. Сколько наших людей отдали свои жизни ради освобождения этих (не скажу кого), а теперь они память наших героев шельмуют, обливают грязью, сносят поставленные памятники бульдозерами. Но у Бога хоть и нет сверхчувственной интуиции, как у Николая Званцева, зато он все видит! И награда обязательно найдет своих героев. | ||||
| ||||
«Шаги в неизвестное» |
| |||
vfvfhm, 15 мая 2025 г. в 00:22 | ||||
Мне эта повесть показалась интересной прежде всего не как маловероятное с научной точки фантастическое произведение. А скорее история из смежных жанров — постап, последний человек на Земле, робинзонада. И все это произошло в обычный летний день в обычном дачном поселке! Удивительное — рядом, куда уж ближе! Произведение эмоционально очень насыщенное. Инженера Коростылева хорошо понимаешь и остро ему сопереживаешь. С каждым, наверно, такое бывало — острое, неизбывное переживание одиночества. Кажется, близкие рядом, но ни ты до них, ни они до тебя достучатся не в силах. Словно ты в коконе, словно живешь в другой временной проекции. Очень точно переданы эти ощущения! Про чтение — верно заметил Гансовский. Я тоже давно понял, что чтение — явление социальное. Не будет человек никакие книги читать на необитаемом острове. Одичает быстро, превратится в животное, а затем помрет, тем дело и кончится. А еще в повести отображен уникальный период в истории цивилизации, когда атомные реакторы соседствовали с паровозами. Впрочем, вполне вероятно, что благодаря усилиям борцов за «зеленую энергию» такое вскоре и повторится. У одних будут АЭС четвертого поколения, а другие ТЭЦ обойдутся, да еще и этим чадящим чудищам будут рады! В общем, не буду я снижать оценку такой крутой повести. Она моя личная! | ||||
| ||||
«Шесть гениев» |
| |||
freeofsoul, 12 апреля 2025 г. в 13:44 | ||||
Прочитав повесть Севера Гансовского «Шесть гениев», я испытал глубокое внутреннее потрясение. Это не просто фантастика – это философское размышление о природе зла, одиночестве гения, силе искусства и моральной ответственности перед человечеством. Автор виртуозно переплетает военные воспоминания, внутренние монологи героя и напряжённый сюжет, создавая мрачную, но завораживающую атмосферу. Главный герой – гениальный учёный Георг Кленк – олицетворяет ту редкую породу людей, которые способны идти против системы, даже если за этим стоит одиночество, страдание и личная трагедия. Его борьба – не с оружием, а с тьмой, проникающей в умы и структуры власти. Особенно поразила сцена, где он размышляет о шедеврах живописи, спасённых им во время войны: искусство здесь выступает как последнее прибежище человечности в мире, который теряет лицо. Само название «Шесть гениев» я воспринял как метафору – не только про людей исключительного ума, но и про тех, кто сохраняет свет даже в абсолютной тьме. Идея «абсолютной черноты» как научного открытия, которое может быть использовано как во благо, так и во зло, – это сильнейшая аллегория на наши современные реалии, где технологии всё чаще опережают мораль. Эта повесть заставила меня задуматься: что я сам готов противопоставить злу, если оно подойдёт слишком близко? Какой мой моральный выбор в момент, когда правда неочевидна, а большинство молчит? И могу ли я, как предприниматель и человек действия, быть носителем света, а не тьмы? Рекомендую эту повесть каждому, кто хочет прочитать нечто большее, чем просто «историю» – тем, кто готов задуматься о цене прогресса, об истинной роли гения и о том, как важно не предать себя. | ||||
| ||||
«Не единственные сущие» |
| |||
Sergio Blanc, 19 октября 2023 г. в 20:09 | ||||
Классическая советская фантастика. Автор описывает планету, на которой царят социальная несправедливость, религиозный догматизм, жестокость и рабство. Два местных аборигена сбегают из тюрьмы и безуспешно пытаются скрыться от погони. В самый критический момент в венерианских небесах раздаётся гром и... . Я почему-то абсолютно уверен, что после прибытия ракеты жизнь на планете будет переустраиваться совершенно на других началах. Написано хорошо. Читается интересно. Вперёд, господа современные читатели, к знакомству с правильной советской фантастикой. Оно того стоит, поверьте. | ||||
| ||||
«Хозяин бухты» |
| |||
Sergio Blanc, 15 июля 2023 г. в 21:55 | ||||
Хотелось бы начать с общеизвестного. Цитата: « Мировой океан покрывает около 71 % поверхности Земли. При этом исследовано лишь 5-7 % морского дна и полпроцента общего объема вод, коих, кстати, огромное количество – 1 370 млн км3! Океанические глубины – это наземный космос.» И ещё одна выдержка из доступных источников: « Вместе с тем сейчас Мировой океан детально изучен не более чем на 2%, считает Анатолий Сагалевич, заведующий лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН». Так что ДОПУЩЕНИЯ Гансовского в этом рассказе вполне себе ДОПУСТИМЫ. Сплющенные акулы и образ вонючего голландского колонизатора, конечно, позабавили, но это не испортило впечатления от рассказа. Тем более финал открыт, так что... сами понимаете, можете себе додумать и дорисовать и про палец, и про всё остальное. | ||||
| ||||
«Восемнадцатое царство» |
| |||
Виталя, 14 июня 2023 г. в 20:58 | ||||
Простой короткий рассказ. Но безинтереснее от этого он не будет. Довольно любопытно, что устройство управления, описанное в книге, не такое уж и фантастическое. Во всяком случае, для современных людей это не является высасаной из пальца выдумкой, учитывая, что нечто похожее уже существует у нас. Для тех, кто увлекается научной фантастикой старого времени, и анализирует, скорее всего, будет интересно читать похожие рассказы, пусть и короткие. Чем больше читаешь схожих рассказов и сопоставляешь их друг с другом и с нашим временем, тем более проникаешься уважением к гению людей прошлого, заложивших фантастические для их времени и не такие уж фантастические для нашего идеи. И еще больше распаляет интерес, а откуда же они у них взялись эти самые идеи. Ведь наверняка была почва для подобных размышлений, может и работа в разработке новых технологий велась еще так давно. А работы эти почему-то облечены для нас в виде фантастики... В общем, увлекательно читать такие труды, короткие и длинные. Если не относиться критично к стилю написания, а смотреть в суть. И особенно находить аналогичное у нас сейчас только уже реальное, а не фантастическте. | ||||
| ||||
«Восемнадцатое царство» |
| |||
amak2508, 26 ноября 2022 г. в 10:42 | ||||
Теперь так давно уже не пишут. Это, пожалуй, одно из последних произведений, главной целью которых была популяризация. В нашем случае — познакомить читателя с теми возможностями, которые таит в себе умение управлять насекомыми. В какой-то мере это даже достаточно увлекательная лекция о «восемнадцатом царстве» — царстве насекомых. Огромная же заслуга Севера Гансовского в том, что он сумел написать об этом интересно. Для этого и простенький, но прекрасно читающийся приключенческий сюжет, и легкий доходчивый язык, и эффектные трюки с управлением насекомыми. Трудно поверить, но читать этот старый (1964 год) рассказ гораздо интереснее, чем многие совершенно бездумные произведения современных писателей-фантастов. И дело здесь не только в безусловно большом таланте автора, но и в том, что ему есть, в отличии от других, что сказать читателю. | ||||
| ||||
«Демон истории» |
| |||
Tullma, 15 августа 2022 г. в 20:42 | ||||
Если хорошо знать историю, то можно внезапно обнаружить, что автор совершенно прав. Личность способна изменить общество, но именно общество воспитывает эту личность. Идеи нарождаются среди народа как правило из-за какой-то неудовлетворенности, живут и варятся сами по себе какое-то время, обсуждаются среди людей искусства и науки, пока не найдется человек или группа людей, способных сконцентрировать эти идеи и воплотить в жизнь. Часто бывает и так, что личность вообще сама по себе не значит ничего, некая группировка имеющих возможность или власть людей просто находит среди себе подобных того, кто воплотит идею в жизнь. Однако это вовсе не значит, что личность совершающая преступления против человечности — не виновна, виновна и ещё как. Кстати, в повести есть неточность. Гитлер никогда не носил фамилию Шикельгруббер, хоть эта байка и ходила в народе и в школе даже нам про это рассказывали. Однако это не верно, фамилия у Гитлера — именно Гитлер, так же как и у его родителей. | ||||
| ||||
«Млечный путь» |
| |||
amak2508, 30 апреля 2022 г. в 19:29 | ||||
Сильная вещь. Её бы для патриотического воспитания в школе изучать, чтобы ребята почувствовали гордость за своих дедов и прадедов, за свою страну, за то, что несмотря на все трудности и невзгоды, на две сокрушительнейшие и опустошающие войны, она стала одной из величайших держав мира. Конечно задумка автора о разговоре главного героя, казалось бы совсем обычного старого человека, с самим собой, но более чем на полвека моложе — из 1918 года, хороша сама по себе, но то, какой сделал из неё рассказ (пьесу) Север Гансовский, как он смог показать — чего, как и за счет чего достигла наша страна всего за полвека, это просто великолепно. Но ещё великолепнее то, что автор смог убедительно показать читателю, что больше для своей Родины делают отнюдь не те, чьи имена постоянно на слуху, а те простые люди, что живут и делают своё дело в этой жизни по совести, никогда не уходя от тех трудностей, что стоят перед нашей страной.... К недостаткам произведения можно, пожалуй, отнести лишь достаточно невзрачную предваряющую основной разговор часть рассказа (пьесы). | ||||
|
Страницы: 1 2 [3] 4 5 6 7 8 9 10 11 12