Все отзывы на произведения Джека Вэнса (Jack Vance)
Отзывы (всего: 769 шт.)
Рейтинг отзыва
Jurgen Krig, 24 апреля 05:22
В данном рассказе есть все за что мы любим и читаем Джека Вэнса. Тут и красочные описания и выдуманные фантастические вещи, лихое приключение и даже некая поучительная мораль. Судя по всему, автор пессимист и считал, что что человеческое общество может исправить только звездная могила. Он показывает, что сущность человека и его пороки, разъедающие общество неподвластны времени, которое поглощает все и даже гасит звезды. Правда тут же мы видим, что и положительные черты людей так же никуда не исчезли что и дает нам призрачную надежду что люди найдут правильный путь.
Автор проявляет эрудицию и находчивость при создании сюжета. Разделение на серых и зеленых он позаимствовал из декадентской истории Византии. Религиозную подоплеку конфликта из нашей современной истории. И переместил все это в далекое будущее соединив нитью прошлое, настоящее и будущее людей. Напомню автор писал в середине двадцатого века. Выглянув в окно или оглядевшись вокруг, мы увидим, что люди опять поделились на лагеря и опять дерутся. Повод для читателей оглядеться и задуматься.
Понравилась тонкая ирония автора про столь могущественного правителя что он желал стать единым богом для своих подданых. Но так и не понял, что им нравится не почитать богов, даже за грандиозные заслуги, а мочить друг друга всеми способами. И ради этого они сохранили верность выдуманным персонажам, ради своей «веселой» движухи.
Вывод – простое но хорошо написанное крепкое произведение.
Jurgen Krig, 24 апреля 04:43
Этот рассказ из цикла «Умирающая Земля», пожалуй, самый слабый. Он хорошо написан, но в нем нет ярких описаний, создающих атмосферу, и захватывающих приключений. Рассказ короткий и простой, а его мораль тоже незамысловата.
Мне кажется, автор намеренно отказался от красочных пейзажей, чтобы показать не только внешний, но и внутренний декаданс общества. Поэтому он выбрал персонажа, в котором все пороки и недостатки достигли крайних проявлений. Это нужно для того, чтобы читатель понял, почему в обществе считались не совсем нормальными такие люди, как например Гвил из Сфиры.
Jurgen Krig, 23 апреля 05:53
Третий рассказ из цикла. В нём вновь великолепно передана атмосфера «Умирающей Земли». Сюжет прост и понятен: он рассказывает о внутренней и внешней красоте. Возможно, это также и притча о взрослении главной героини и её приятеля. Они оба начинают смотреть на себя и на мир иначе.
Как и в предыдущих рассказах, автор не перегружает повествование излишними философскими размышлениями. В целом, это атмосферный рассказ, который гармонично вписывается в цикл.
Jurgen Krig, 23 апреля 05:39
Автор, задумав написать рассказ об «Умирающей Земле», проявил удивительную способность создавать атмосферу. Он мастерски использует язык и с лёгкостью придумывает фантастические элементы, чтобы создать атмосферу фэнтези.
Сам рассказ имеет довольно простой сюжет, но при этом читается с интересом. Прочитав остальные произведения из этого цикла, понимаешь, что автор заранее продумал сюжет в рамках всего цикла. В контексте других рассказов этот рассказ выглядит органично.
Я предполагаю, что автор изначально написал большое произведение, которое затем разделил на мелкие рассказы для удобства журнальной публикации. При этом ничего не было потеряно, но читать их лучше всего подряд.
Также стоит учитывать время, когда было написано это произведение. Для своего времени это был отличный рассказ, который и сейчас можно с удовольствием прочитать.
Джек Вэнс «Волшебник Мазириан»
Jurgen Krig, 23 апреля 05:13
Рассказ написан очень красиво. Замечательные описания умирающей земли и волшебного сада. Отлично созданная атмосфера. У писателя все отлично с фантазией, и он отлично владеет словом, чтобы нам все это передать. Это отлично. В рассказе присутствует мораль.
Сюжет, к сожалению, простенький. Страдающий завышенным ЧСВ волшебник попадает в ловушку храброй женщины, которая жертвует собой во имя настоящей любви.
Но, надо сделать скидку на то, когда он был написан, и тогда понимаешь, что вообще-то для того времени это простое, но отличное произведение. Так сказать, затравка для отличного по задумке цикла.
ANTI_VSE, 11 апреля 20:25
Лайан странник нормальный персонаж. Интересный. И послушать его приятно было. Не такой скучный как все эти Турджаны Миирские и Эйтары.
Зря Вэнс его так быстро убил.
Джек Вэнс «Волшебник Мазириан»
ANTI_VSE, 11 апреля 20:20
Жалко Мазириана. Но он сам виноват. Зачем было всё так усложнять?
Нанял бы какого нибудь Лайана Странника (разбойник из той же «Умирающей земли») отправил бы за Т'саин каких нибудь подручных чудовищ за плату, засаду бы устроил. Ловушек каких наделал, ям накопал..
А он сам её поймать решил.
Переоценил себя.
Только вот как Мазириан (будучи столь опытным волшебником и живя в тех местах) — как он мог не знать что этот лес живой?
Джек Вэнс «Планета приключений»
пунчик, 20 марта 20:36
Великолепный образец старой классической фантастики. Чем-то напоминает произведения Гарри Гаррисона : литературной стилистикой, персонажами, построением сюжета. Приключения, юмор, множество инопланетных расс, неожиданные сюжетные повороты. В общем, если возникла ностальгия по добротной, доброй, интересной, чуть наивной планетарной фантастике — вам однозначно сюда. На «Планету приключений» созданой Джеком Вэнсом. Сейчас так уже не пишут.
Prosto_Chitatel, 20 марта 20:15
Как большой поклонник мистера Вэнса, испытываю легкое разочарование на уровне «Вэнс проиграл в схватке самому себе».
Перед нами милый походный лайт-боевичОк с фирменной для Мастера конструкцией из множества мелких приключений-рассказов, в конце связывающихся между собой раскрытой общей интригой. Вообще, идея создать не просто планету со средневековым укладом и отсутствием металла, как данностью никогда не создать связанные с этим важные для развития цивилизации вещи, здесь приобретает дополнительную изюминку в том, что эта самая планета состоит... из таких же Землян — просто это вынужденные или сознательные беглецы с матушки-Земли, решившие по тем или иным причинам отряхнуть ее прах со своих ног и сандалий. И снова Вэнсу удается каждую встречу с новыми врагами или соперниками для главных героев превратить в отдельное приключение, а каждого антагониста (или группу) наделить удивительными чертами на основне тех народностей, какими они были на Земле, но уже через два-три поколения пребывания на Большой — в современном прочтении выглядит немого с клюквой и американскими штампами того времени (и даже где-то по-расистски), но в фантазии автору никогда нельзя было отказать.
Огорчают всего лишь два момента. Во-первых, в отряде героев человек десять, но ключевых персонажа всего два, поэтому уже довольно быстро становится очевидным, что оставшиеся «статисты» собраны исключительно ради того, чтобы красиво умереть в походе или исчезнуть из группы по другим причинам. И Вэнс даже не слишком заморачивается по этому поводу, наделяя их буквально парой-тройкой черт, по которым в дальнейшем будет трудновато не то, что сочувствовать, но даже вспоминать в нужный момент, что этот вот биолог, а этот накопитель знаний, этот спец по технике и т.д. Слишком уж небрежное отношение к персонажам. А во-вторых, в «Большой планете» почему-то нет того самого фирменного ироничного стиля Вэнса, того удивительного тонкого сатирического подхода, за который комментатор так нежно относится к творчеству автора. Все слишком серьезно, и подобная серьезность, совершенно не свойственная лучшим произведениям Вэнса, в «...планете» снижает ее литературную ценность до чуть более низкого уровня. Можно подумать, что дело в том, что это один из первых романов автора, и списать на сие обстоятельство все недостатки, но в тех же «Пяти золотых браслетах», написанных двумя годами ранее, и персонажи были не в пример качественнее, и ироничный стиль уже вычитывался на раз.
«Большая планета» — все еще неплохое развлекательное чтиво. Но учитывая, какие шедевры есть у Вэнса, на фоне его же творчества выглядит, к сожалению, полностью проходной вещью, почти необязательной к прочтению, если вы не поклонник автора или не любитель ретрО. Увы.
Prosto_Chitatel, 18 марта 14:18
Насколько же непредсказуем и великолепен Джек Вэнс, с чьим творчеством комментатор начал знакомство относительно недавно, и постепенно, шаг за шагом, был просто покорен им, начиная от легкого интереса и заканчивая искренним почитанием и читательской любовью. Только этот автор мог заставить начать читать роман про музыку и путешествие оперной труппы и классического оркестра по просторам Вселенной человека, совершенно не интересующегося подобной тематикой. И только он смог подать все так, чтобы «Космическая опера» оставила в душе только приятно-положительные впечатления.
Перед нами фактически классический Вудхауз — только про путешествие тетушки в сопровождении Вустера, оставивших многомудрого Дживза отдыхать на родной планете. Атмосфера, стиль, фирменный сарказм, отношение к выдержанной в определенном воспитании и взглядах на жизнь аристократии — как же товарищ Вэнс сумел подхватить все это у своего собрата по перу и не только не потерять в исполнении, но приумножить в несколько раз. Да еще запустить всю эту веселую компанию в космос, навстречу с совершенно оригинальными цивилизациями, чтобы столкнуть их между собой в понимании фактически основ мироздания и кода существования разума в приломлении восприятия музыки. Из чего, естественно, последуют масса комичных, нетривиальных ситуаций и разрушений иллюзий — но исключительно для тех, у кого слабая жиненная позиция и они не дама Изабель. А то, что герои носят совершенно не те имена, которыми их наградил Вудхауз, — нас, опытных и матерых, на мякине не проведешь (шутка — прим. ред.).
Как это часто бывает у Вэнса в романах, «Космическую оперу» при всей ее цельной концепции вполне можно разбить на цикл рассказов и впоследствии просто брать любимые главы для перечитывания. Например, посещение идеальной планеты-тюрьмы, где произошел фактически один из самых ярчайших и забавных захватов космического корабля — это просто песТня (наблюдение, вполне укладывающееся в концепцию произведения, — прим. ред.)! Автор так же оставляет нам и несколько неразрешенных загадок на части планет, чтобы путешествие было еще более неповторимым и почти мистическим, а так же — чтобы была вероятная возможность в будущем еще вернуться и разгадать неочевидные тайны.
Кроме того, этот музыкальный космический боевик вполне легко обходится без погонь, стрельбы и драк, но не проседает ни в динамике, ни в наполненности своеобразными интригами, а шикарный иронично-сатирический вэнсовский стиль изложения (отдельное спасибо товарищу Буренину за великолепный перевод) заставляет не отрываться от чтения до самого конца. Надо только прочувствовать его и погрузиться с головой. Еще один прекрасный образчик творчества настоящего Мастера.
Selvaggio, 5 марта 20:07
Жалко , что Властителей Зла было всего пять — с удовольствием и дальше бы читал про приключения Кирта Герсена . На горизонте у нашего мстителя остался последний злодей — Алан Трисонг . Личность крайне загадочная и Кирту придётся проявить всю свою изобретательность что бы его убить . Начнётся всё с группового фото в каком то ресторане — по словам продавшего эту фотографию на нём в том числе есть и Трисонг . Кирт придумывает целый конкурс с огромным призом тому кто идентифицирует людей на фотографии . А дальше начнётся охота — несколько встреч на разных планетах , но всё без толку — Трисонг постоянно ускользает . Впечатлила мстительность этого Властителя Зла — спустя много лет он прилетает на свою родную планету , где проходит встреча выпускников что бы как он думает раздать долги всем кто его обидел в то время...На планете Бетун Презер Кирт встречает семейную пару , которая жаждет отомстить Трисонгу за своего сына — есть приманка и злодей на неё клюёт...У Курта больше нет врагов и нет необходимости мстить...
Alex Sirkumpolar, 2 марта 07:41
Что импонирует в этом мире Вэнса – его беспафосность, постзавершённость. Всё прошло в этом мире, Солнце сияет красным светом и герои могут не бороться за «мировую справедливость» и решать «задачи космической сложности», проливая океаны крови. Конечно, им приходится это делать – походя – но не это является их подлинной целью.
Кто-то из них просто ищет магические артефакты и знания, кто-то постигает мир: даже умирающий, он может быть и прекрасным...
Сложно сказать, почему Вэнс не стал писать масштабные «героические полотна», вселенских битв «бобра с козлом» и прочего. Может быть просто «Умирающая земля» — это своего рода реализация подсознательного знания об упадке Запада, в жизни которого всё уже произошло? Кто знает... Но может быть Вэнсу просто было уютно в том мире и с такими героями, какие есть...
Но чаще всего именно отсутствие пафоса и подкупает в героях «Земли». Кто понравился из героев? Больше всего, пожалуй, Т'саис, «по ходу пьесы» учащаяся воспринимать прекрасное в мире, который она ненавидит.
Но более всего порадовал сам мир, в котором происходит действие. Вэнс довольно скупо его описывает, но многое может дорисовать читатель. Так и получается, что этот мир довольно... уютен. В нем есть место злу, но даже оно утратило свою вселенскость. Ведь это мир, в котором всё уже произошло. А странные места, где живут те или иные герои только радуют своей потаённостью.
А угасание мира в свою очередь оборачивается неожиданной свободой всех героев. Никто никому ничего не должен, этот мир отгорел и никто не должен жертвовать собой «ради идеи». Разве что только ради Знания – и то чуть. Все герои – Мазириан, Туржан Миирский, Т'саис и другие – вольные странники в мире, где просто осталась Тайна. Только в свободе можно познать ценность и знания, и любви, и самой жизни.
Чистое фэнтези тут к концу разбавляется попыткой научной фантастики, что в моём понимании не совсем плюс, однако Вэнс не стал ею перебарщивать, за что спасибо.
ANTI_VSE, 22 февраля 21:52
Читал до этого у Джека Вэнса «Вечная жизнь» / «Дома Исзма» / «Умирающая земля» / «Глаза Чужого мира» / «Последний замок» и поэтому ждал от «Звёздного короля» большего.
Но был несколько разочарован. Слишком просто всё написано для Вэнса...
Я привык к другому Джеку Вэнсу. К его странной и фантасмагорической «Умирающей земле» или к таким, достаточно сложным произведениям как «Последний замок» или «Дома Исзма», а тут купил «Звёздный король» — прочитал — ну достаточно хороший фантастический триллер/боевик/детектив о мести и не более того. Очень похоже на «Хроники лорда Обсидиана» Лоуренса Уотт Эванса, с той лишь разницей, что у Уотт Эванса чистая фэнтези, а у Вэнса чистая фантастика. Да и намного посложнее у Уотт Эванса всё закручено.
А «Звёздный король» — интересно, но не шедевр.
Да и закончилось как то непонятно. Властелинов Зла пятеро, а тут только один Звёздный король — парень вроде хороший (в том смысле что плохой), но на Вселенское Зло никак не тянет. Скорее некое существо, внешне умело притворяющееся человеком, но таковым не являющееся.
Выживал просто дядька как умел — натура у него такая. И психология не человеческая. Глупо же осуждать утюг за то что он горячий. Так же глупо осуждать Звёздного короля за его поступки выходящие за рамки человеческой морали. У него другая мораль и он живёт и действует в соответствии с ней. Мимикрия, адаптация и постепенный захват либо подавление/уничтожение всего до чего возможно дотянуться.
Было даже жаль бедолагу, который попытался спрятаться на незнакомой планете привычным ему способом, но совсем не учёл при этом агрессивную местную флору.
Вообщем Малагате Горе скорее жертва обстоятельств, чем Властелин Зла. Горячий утюг пытающийся выжить в холодильнике.
Позже узнал, что книг пять — по количеству антагонистов.
Купил пока две. Интересно что остальные «Принцы Демоны» из себя представляют...
k2007, 17 февраля 08:46
Трилогия о взрослении и поиске себя. О людях, которые добиваются своих целей не отчаиваясь при неудачах и не прибегая к принципу «цель оправдывает средства». О любви, счастливой и не очень. О злобных королях и озорных феях. О волшебниках, темных и не темных. О пророчествах, спящих на дне океана невероятных существах, артефактах, о дружбе, верности и предательстве.
Сухой юмор прилагается.
Понравится не всем
Алираэль, 16 февраля 13:47
Декаданс и восстание рабов.
И Джентльмены действительно не понимают, что пошло не так, почему рабы взбунтовались, как на это реагировать. Слишком долго в их обществе ничего не менялось. И Вэнс умудряется писать об этом так, что читателя, по фильмам и урокам истории привыкшего к тому, что рабы бунтуют, и совершенно не знакомого с миром, в котором происходит действие «Последнего замка», события тоже шокируют. Интересно было бы подробнее почитать о том, как человечество пришло к такой ситуации. Но это была бы совсем другая история. Совершенно обычная история.
Здесь же мы получаем своеобразный и очень интересный мир, который начал разваливаться за пару часов до того, как мы в него заглянули. И автор почти не утруждает себя объяснениями. Кто такие эти восставшие Мехи, понимаешь не сразу. А когда понимаешь, они уже кажутся человечнее и понятнее настоящих людей, которые здесь так увлечены различными светскими забавами и теоретическим знанием, что становятся чуждыми и непонятными.
Основные ощущения от чтения — именно чуждость и непонятность. При этом написано очень увлекательно, не оторваться.
Алираэль, 16 февраля 13:24
Последний том «Лионесса» в чём-то повторяет первый: снова непокорная принцесса, воспитывающаяся в замке Хайдион, снова пара детишек, путешествующих по лесу, принадлежащему магическим и феерическим существам. И снова очень мало о магах и магии: если в первом томе была только завязка их истории, то здесь — только развязка. Всё самое интересное сосредоточилось во второй части.
Зато все человеческие истории стали ярче и интереснее. Вместо глупой и меланхоличной принцессы — живая и сообразительная, самостоятельная и предприимчивая, а не пассивная, как её предшественница. И у неё даже есть причины отказываться выходить замуж. И в её ситуации это выглядит далеко не так глупо, как было с Сульдрун.
И снова литературное повествование живёт по сказочным законам: дары фей, правила общения с огром, чтобы он не смог навредить, троекратное повторение некоторых элементов, волшебные предметы, помогающие в пути. Но сказочные схемы дополняются хорошо прописанными персонажами и деталями сюжета, создавая захватывающую и по-настоящему волшебную историю.
Хочется больше подобных историй. Но не продолжения этой. Эта завершена окончательно и бесповоротно. Хотя какую-нибудь предысторию о ранних столкновениях чародеев я бы почитала. Жаль, что Вэнс ещё уже не напишет.
k2007, 13 февраля 08:30
История поисков принцессой Мэдук своей родословной. Это не Сульдрун, которая заперлась в своем саду, занялась мягким неповиновением, а потом покончила с собой. Это активный бунт против того, что не нравится, это история шантажа и побегов, умения добиваться своего во что бы то ни стало, пренебрегая интересами других (правда, принцессе всего дет десять). То, что в орбиту всех этих приключений вовлекаются люди, которым это все не нужно, принцессу волнует мало, но за счет ее харизмы ей это все прощается. Только в конце, когда оказывается, что все это не салонная игра и в жизни люди погибают, когда начинают активно заниматься приключениями, принцесса задумывается. На чуть-чуть. В целом это история нежелания делать то, чего тебе делать не хочется, пусть даже тебе говорят, что это твой долг и так надо для блага государства (и при этом у тебя есть серьезные основания подозревать говорящих во вранье).
Тем не менее, это все равно интересная книжка, в которой внимание уделяется не только принцессе, но и другим героям цикла. И здорово написана сцена боя в замке волшебника, побочным результатом которого стал геологический катаклизм. Может, действительно, все эти землетрясения и цунами оттого, что Ктулху во сне шевелит своими щупальцами в Р'Льехе?
k2007, 10 февраля 08:30
Жемчужина появляется в самом начале книги, потом пропадает и появляется в конце. А в середине — наши старые знакомые король Эйлас, волшебник Шимрод, принц Друн и принцесса Глинет. В книге несколько сюжетных линий, в каждой из которых участвует кто-то из старых героев.
Приключения героев приправлены фирменным Вэнсовским сухим юмором, из-за чего некоторые диалоги просто изумительны.
История по-прежнему увлекательна и по-прежнему специфична, я продолжаю читать с удовольствием
Selvaggio, 6 февраля 21:33
Более ста лет на планете Айксекс шла гражданская война между «таупти» и «читуми» . В итоге «таупти» победили , но от самой планеты мало что осталось . Один из их лидеров ксексианин Птиду Эпилтикс похищает учёного с Земли — Пола Бека и показывает ему , что к его сородичам «читуми» присосались некие невидимые простым глазом существа паразиты — нопалы . Как оказалось рассадник этих самых паразитов планета которую ксексиане называют Нопалгар , ну а мы её знаем как Земля . Пол Бек был возвращён обратно с ультиматумом либо он избавит людей от нопалов , либо наша старушка Земля будет уничтожена ... Сказать честно история меня не вдохновила и не зацепила , что с этим автором у меня случилось впервые — не исключаю , что она кому то понравится , но к сожалению не мне ... скучал.
Selvaggio, 5 февраля 21:22
Как же вкусно пишет Джек Вэнс , прекрасный слог с толикой уместного юмора , в начале каждой главы какая то интересная информация о планете , событиях , существах , личностях , обычаях и традициях — и порой это читается с не меньшим интересом , чем основная история. Например в этой книге я как будто прочитал путеводитель о таких планетах как Дарсай и Метлен . По сюжету наш главный герой в поисках очередного Короля Зла , на очереди Ленс Ларк — личность загадочная , скрытная и очень мстительная , он не привык прощать обиды . Кирту Герсену придётся придумать не одну хитроумную схему что бы выследить этого Коршуна ( так иногда зовут Ларка) . В итоге он так перейдёт злодею дорогу , что в какой то момент охота начнётся за самим Куртом . Не обошлось и в этой книге без романтической линии , красивая метленка покорит сердце нашего Кирта , но любить метленку то ещё испытание — эта нация ставит себя выше других. Концовка с кнопкой показала мне , что Кирт Герсен прежде всего живой человек , а не только оружие мести которое с него ковал дед.
Sergio Blanc, 4 февраля 16:22
Уже в самом начале своего писательского пути Вэнс показывает нам, что с силой воображения у него всё порядке. Могёт чертяка (сорри за фамильярное отношение к Мэтру, но по-другому не скажешь!), могёт!
Начинаясь как незатейливое полудетективное космооперическое приключение в стиле бессмертного киноклассического выражения: «один убегает — другой догоняет», по ходу своего развития события в тексте приобретают поистине глобально-сюрреалистический масштаб. Силой воображения не совсем здорового Творца создаются и гибнут целые Миры. Как работает это созидающее и разрушающее Воображение? Вопрос? Вопрос! Попробуйте отделить реальность от иллюзии. Кое-где, на мой непросвещённый взгляд, даже автор запутался.
Бреши между Вселенными, эксперименты с моделями эволюции (читая про дракона в пустыне, охотящемся за людьми сразу вспомнил «Волшебника Мазириана» — вот откуда у этого текста «ноги растут«!), картины разрушающегося выдуманного мира. Даже в столь неказистой вещи во всю силу проявляется могучая сила фантазии автора.
Текст представляет собой какие-то безумные качели. Влево качнёшь — глубины метафизики, вправо — слизняки-креаторы и обычный набор штампов, характерных для коммерческой литературы не самого высоко полёта. Проба пера — она и есть проба, но впечатляет.
Читать всем кто претендует на знание основ. Этот рассказ — обязательный элемент программы по изучению предмета «научная фантастика».
Etamin, 25 января 16:42
Я вообще-то не крупный поклонник Вэнса, более того, я его почти и не читал. На «Последний замок» я наткнулся в одной англоязычной антологии, там его и прочитал; уже потом обнаружил, что это произведение неоднократно переводили. Но по-английски оно читается здорово, просто прекрасно, и язык не очень сложен. Все выдуманные слова и термины постепенно поясняются, в том числе в подтекстовых сносках, написанных с изрядной долей иронии (и вроде бы, ЕМНИП, в будущем). Вообще вся повесть достаточно иронична, точнее — просто убийственно серьезна, настолько, что вскоре понимаешь — автор просто подшучивает и иронизирует.
Тема повести — еще одна Умирающая Земля, столь типичная для Вэнса (сборник в честь Вэнса «Песни Умирающей Земли» я тоже читал), охваченная декадентством и ленью. Впрочем, автор явно призывает не воспринимать все это слишком серьезно, а столь «обаранившемуся» человечеству туда и дорога; к тому же своеобразный «хэппи-энд» таки присутствует (примечания вроде бы тоже на это намекают).
Несомненно, Вэнс вдохновлялся подобными же случаями из реальной истории, увы, имевшими место: взять хотя бы деградацию Западной Римской Империи или почти полное малодушие жителей Константинополя, не вставших на защиту города, предпочтя, чтобы их перерезали в собственных домах как баранов (опять бараны!..)
Повесть написана с совершенством, которое подвигает меня таки почитать другие книги Вэнса.
PS. Я не родом с планеты Этамин :) . Более того, такой планеты вообще нет (пока что, во всяком случае). Этамин, он же Эльтанин — это звезда Гамма Дракона, неплохо освоенная фантастами. Но мне было приятно прочесть о ней :)
Groucho Marx, 16 января 10:08
Вероятно, это самый слабый цикл из всего творчества Джека Вэнса. Слишком заметно, что Вэнс делает только первые шаги в научной фантастике и представляет собой не более чем Молодого Талантливого Автора, со всеми сопуствующими атрибутами: старательное использование уже существующих клише, при амбициозных (неудачных) попытках перевернуть их «с ног на голову», не слишком профессиональное умение выстраивать психологию и внешность персонажей, неимоверное количество «роялей в кустах» и тому подобное.
Тем не менее, рассказы приятны и занимательны, причём видно, как автор быстро набирается литератрных умений и сил, по мере написания новых рассказов поднимаясь всё выше и выше. Последние по времени рассказы цикла уже просто хороши.
neli mustafina, 12 января 08:40
Книга, написанная в 1958 году неожиданно оказалась интересной настолько, что полночи читала до головной боли и поднявшегося давления
Знаете что вдруг вспомнилось?
Незабвенный и любимый многими Михаил Задорнов. Когда он говорил о языках, — многое конечно спорно, но то что английский язык — язык бизнеса, а русский язык — язык эмоций...что-то в этом всё-таки есть правдивое...
Итак, есть прекрасная зелено-голубая планета Пао, населенная наивным и миролюбивым населением возглавляемым панархом (монархом), — настолько миролюбивым, что возник «застой» в развитии промышленности.
И для того, что «расшевелить» торговлю и общественные отношения работает специальный институт, расположенный на другой планете...
Ничего вам не напоминает?!!
Да, да...застойный СССР и развитый США с соответственным институтом с Соросом во главе.
Ну и вот, едет этот «Сорос» в СССР и выкрадывает умненького наследника, которого обучает в своём институте и буквально меняет его кардинально. Теперь Беран (наследник и главный герой) полон идей и энергии, но что-то всё-таки ему кажется неправильным: «Таким образом, ваши обязательства ничего не значат?» спрашивает он у «Сороса»...
«Обязательства имеют смысл только в том случае, если их выполнение дает достаточные преимущества».
«Это не всегда так! — Беран позволил себе повысить голос. — Человеку, нарушившему обязательство, никто не станет доверять второй раз».
«Доверие? Что такое доверие? Взаимозависимость насекомых, копошащихся в муравейнике, коллективный паразитизм тех, кому слабость и невежество не оставляют другого выхода».
Отвечает его учитель, — «Как бы то ни было, паонезские концепции «доверия», «долга» и «добросовестности» не находят себе места в моем умственном арсенале...»
Опять же, — вспомнилось незабвенное: Горбачёвский договор о нерасширении НАТО на восток (да простят мне фантлабовцы за столь неуместное сравнение, но оно само напрашивается тут). Какой договор? Кто обещал? Да его давно сменил другой, третий, четвертый и никто из них не несёт ответственности за обещанное.
Бизнес, ничего личного. Только бизнес. И наивные советские руководители вместе с народом...говоривших на «паосском» языке, для которого: долг, доверие, добросовестность были смыслом существования
Да, в результате Пао расшевелили, но было потеряно единство народа, доселе говорившего на одном языке.
До этой книги я думала, что Вэнс пишет лишь фэнтези, теперь собираюсь прочесть и остальное.
Конечно 10! Люди, это 1958 год!
А как вкусно описаны гаджеты и примочки! А социальные отношения! А языки: технические, солдафонские, торговые! (Они ведь уже есть всюду в мире!) И «операция» внедрения описана великолепно, воспользовались ли политики США им или у них язык такой — язык делового бизнеса (и ничего другого!), каждый решит сам, прочитав.
Одно конечно смешно, то как «Сорос» пытался заселить Пао своими детьми. Что-то из Марвеловских злодеев...
Алираэль, 8 января 13:54
Наверное, зелёной жемчужины в «Зелёной жемчужине» ещё меньше, чем сада в «Саде принцессы Сульдрун». Зато гораздо больше чародеев, чародейства, разнообразных диковинок и путешествий по иным мирам (кои в первой книге тоже были). «Лионесс» появился ещё до того, как придумали прописывать систему магии в книгах, зато сказочным законам эта история подчиняется очень хорошо. Но это не те сказки, к которым мы привыкли. Это сказки сурового и жестокого непознанного мира, наполненного капризными фейри и эгоистичной военной знатью (в которых Красную Шапочку не спасает охотник, сётстрам Золушки отрезают пальцы, а мачеху Белоснежки заковывают в раскалённые башмаки). Эти книги не стесняются и не гнушаются.
Почти про всех персонажей тут сразу понятно, хорошие они или плохие. И очевидно, что с хорошими в итоге всё будет хорошо. С ними не случится ничего такого, что нельзя было бы исправить. Они не погибнут, не потеряют руку, пытаясь поймать файербол, не угробят молодость и здоровье, продавая себя за наркоту. Можно не волноваться лишний раз за любимых персонажей, но это не делает повествование скучным или пресным. Неожиданности случаются. Удаётся не всё. Неприятностей ровно столько, сколько нужно, чтобы победы продолжали радовать, но книга не делала очень больно.
Поразили любовные линии. Из трёх имеющихся одна сказочная, а две другие даже не реалистичные, но разумные. То есть герой успевает подумать о том, чем именно привлекла его возлюбленная, и как с ней стоит поступать в связи с этим. Не романтика для легкомысленных девочек, а скорее советы для влюблённых мальчиков. Очень круто.
А ещё политика, планирование военных компаний, вычисление шпионов и всякое такое. Очень увлекательно.
Selvaggio, 3 января 22:02
Кирт Дженсен в поисках третьего Властителя Зла . Его зовут — Виоль Фалюш , он родился на старушке Земле . Первое преступление страдающий от безответной любви подросток совершил тоже там — он угнал звездолёт и продал своих одноклассниц в рабство , правда объекта его воздыханий там не оказалось . О нём известно немного — он крайне мстителен и злопамятен , считает себя человеком искусства , говорят что он заядлый эротоман и живёт на некой планете в целом Дворце любви. Наш главный герой летит на Землю и под прикрытием журналисткой корочки сближается с поэтом Навархом , которого ещё молодой будущий Властитель зла просто обожал ... Очередная интересная история от Вэнса — с красивым описанием планет и обычаев , с загадочным злодеем у которого своеобразная мания , с стихами Наварха ( кстати тот ещё персонаж оказался) , ну и путь мести Кирта не окончен , ещё два злодея должны получить по заслугам ...
Selvaggio, 1 декабря 2024 г. 15:04
Кирт Джерсен в поисках следующего Властелина Зла , на очереди Кокур Хеккус — его прозвище в переводе означает Машина Смерти . Этот Властелин питает особую любовь к различным смертоносным механизмам . Кирт будет собирать информацию на различных планетах , строить ловушки и даже разрушать планы Кокура Хеккуса , — но не на шаг не приблизится к понимаю того как выглядит этот Властелин . И вот космические дороги приводят нашего главного героя далеко за границы Ойкумены , на загадочную и сказочную планету Фамбер . Кстати в этой части Кирт встречает девушку по имени Алюз Ифигения , есть ли в его жизни ради мести хоть какое то место для любви и романтики — это я наверное узнаю в следующей книги . Отдельное спасибо хочется сказать автору за небольшие вставки перед главами — выдержки из газетных статей , книг , с какой то не нужной тебе на первый взгляд информацией — надо признать , что это было довольно познавательно.
Джек Вэнс «Пять золотых браслетов»
Sergio Blanc, 23 ноября 2024 г. 10:20
Пять золотых браслетов — это не только ювелирные украшения, а ещё и символ власти Сынов Лангтрии, так в романе Вэнса величают предводителей пяти, отпочковавшихся от человечества, космических рас, возникших в результате сложных циклических последовательных мутационных процессов. Собственно — это уже не люди, а скорее какие-нибудь постлюди. Я думаю, что Макоули, Стерлинг и другие авторы явно почитывали Вэнса.
Пять золотых браслетов — это ещё и хранилища координат чертежей (каждый браслет хранит только координаты одного места) генератора икосмической энергии, когда-то изобретённого Сэмом Лангтрием, который доверил тайну своего изобретения не землянам, а своим пяти сыновьям, отправившимся покорять звёзды.
Эти генераторы стали основой могущества государств/миров так называемой Лангтрийской Оси, основанных потомками Сэма, так как без них невозможны звёздные перелёты и производство различных экономических благ. Кто производит и распределяет генераторы, тот властвует над/во Вселенной. Такова общая сюжетная диспозиция романа.
Землянин, по всей видимости ирландских кровей, вор и авантюрист Пэдди Блэкторн, волею судьбы и благодаря искусной игре авторского «рояля», становится обладателем браслетов и, вместе с землянкой Фэй, по всей видимости шотландских кровей (ох уж эти наглосаксы — везде свои, везде свои), начинает космооперическую беготню по всем мирам лангтрийской Оси в поисках чертежей. Волей фантазии автора на этом долгом пути наш герой претерпевает серьёзную личностную трансформацию. Из алчного пройдохи он превращается чуть ли не в героя человечества, способного к тому же на глубокие личные чувства. Вэнс, со свойственной ему фирменной иронией, представляет его чуть не в образе Прометея будущего, несущего, правда, не огонь, а генератор, но суть одна — и то, и другое является источником энергии, так что аналогия более чем уместна. Как вспомню эпизод на астероиде, где Пэдди прикован цепями к скале, так вздрогну, улыбнусь и отдам дань почтения автору. Только орла не хватает. Феразийского! Могёт Вэнс, могёт!
Сыровато, но оригинально. Вопросы к смыслам, логике развития сюжета и поведения героев есть, но в целом хорошо.
Читать фанатам Вэнса — это обязательно, и всем любителям англосаксонской авантюрно-приключенческой космооперы.
Sergio Blanc, 19 ноября 2024 г. 17:23
Фирменный текст от Маэстро. Он многослоен, оригинален в идеях и деталях, многозадачен и остросюжетен. В нём автор закладывает идеи, которые он будет развивать в блестящих «Хозяевах драконов» и очень хорошем «Последнем замке». Прочитайте эти три повести подряд и вы поймёте о чём я говорю.
Потомки экипажей космических кораблей, укрывшихся от галактической войны на планете Пенгборн за 1600 лет создают цивилизацию средневекового типа. Деление на кланы, родовые «замки», борьба за доминирование, сословное деление — все социальные признаки феодальной иерархии налицо. Прапрапраправнуки командиров космических кораблей превратились в лордов, лучевое оружие заменили мечи и арбалеты.
Место науки заняла своебразная магия, основанная на телепатии, внушении и принципах вудуистики, включая изготовление кукол.
Местные аборигены, так называемые Первые люди, вытеснены с занимаемых ими речных долин в леса. Статус кво? Не тут-то было! На страницах разворачивается настоящая феодальная войнушка, отягощённая стремлением автохтонного населения восстановить историческую справедливость.
Вэнс мастерски описывает и пейзажи, и сражения. Работа малефиков (магов), каббалистов, заклинателей, их споры, дискуссии, действия, эксперименты представлены коротко, но очень выпукло и ярко. Веришь. Веришь и в гуманоидов, выделяющих пену. Веришь в превращённых в биологическое оружие ос, жуков и прочих многоножек.
Лично я читал с неослабевающим интересом. Эх, здесь бы быть роману! Увы.
Будущее многовариантно — эта фраза из текста вполне может служить его квинтэссенцией.
Читать обязательно. Талант автора в этой вещи проявляется многогранно и заслуживает всяческого внимания.
Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун»
Алираэль, 18 ноября 2024 г. 06:03
Возможно, книгу стоило назвать “Сын принцессы Сульдрун”, ибо интересно, увлекательно и захватывающе (и вообще осмысленно) в ней всё, кроме принцессы и её сада. Благо, они занимают не так много места.
Очень интересный (и достаточно своеобразный мир) с лордами, колдунами и людьми, которые почти уже не люди.
Фейри. Такие, как я люблю: непредсказуемые, капризные и волшебные, но каким-то диким, сырым волшебством. Неукоснительно подчиняющиеся некой странноватой логике и своим законам, непостижимым для человека.
Колдуны и их колдунские разборки. Ничего не понятно, но очень интересно. Они явно используют какую-то очень крутую магию, сложные магические инструменты, путешествуют в другие миры и знают и понимают, как всё это устроено. Только нам не рассказывают. Надеюсь, в следующих книгах об этом будет больше. У колдунов тоже есть свой кодекс и свои правила, ограничивающие вмешательства в жизнь остальных людей и друг друга.
Разнообразное насилие скорее упоминается, чем присутствует. Возможно, поэтому официально возрастное ограничение у книги всего лишь 16+ (хотя если дотошно вчитываться в правила, должно быть таки 18+). И часто какая-то жесть маскируется сказочностью подачи. Мне нравится такой подход.
Отдельная радость — бумажное издание, на форзацах которого карта и генеалогическое древо, спойлерящее некоторые важные сюжетные повороты, что заметно усиливает интерес к происходящему.
В результате, если забыть о сюжетной арке принцессы, получается очень крутая смесь сказок, легенд, историй о фейри и рыцарских сказаний.
Восторг-восторг, дайте второй том, пожалуйста.
Selvaggio, 16 ноября 2024 г. 22:11
Двадцать лет назад пятеро Демонов Тьмы ( это такие космические главари преступного мира) уничтожают город Маунт-Плизант , выживших всего двое ребёнок и его дед . Дедушка тратит много времени , денег и сил — на обучение своего внука , цель одна отомстит . Повзрослевший мальчик — Кирт Герсен и есть наш главный герой . В этой книги он будет идти по следу одного из Демонов Тьмы — Малагате Горе , который прячется за личиной Звёздного Короля .. Вэнс умеет меня увлечь своей историей , описания планет , космических путешествий , немного детективной щепотки и постоянно какие то маленькие детали то о новом мире , то о каком то народе , то о его обычаях — это всё отлично визуализирует книгу . Читать его произведения всегда большое удовольствие , и эта книга конечно же не стала исключением.
Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун»
lilmonster, 9 ноября 2024 г. 15:05
Ждала от цикла Джека Вэнса многого — в отзывах его сравнивали с Толкиным и прочими столпами жанра фэнтези. Увы, автор разочаровал — возможно, я уже не вхожу в целевую аудиторию этих книг (будь помоложе, нашла бы в них какие-то новые для себя мысли) — а возможно, они просто уже устарели.
Мир, который изображает Вэнс — довольно стандартный, такой искушённый читатель видел уже не раз, не два и не три. Условно-средневековые королевства, маги, воины... Более-менее интересно показаны, разве что, Фейри и их мир — однако за последнее время Волшебный Народец видел столько различных интерпретаций, что попытка Вэнса изобразить их существами с абсолютно чуждой человеку психологией, хоть и удачно сделанная, называться оригинальной тоже не может. В какой-то степени искупить это всё может красивый язык, которым написана книга — это можно отнести к однозначным плюсам, ибо с описаниями и атмосферой у автор все очень и очень хорошо.
А вот персонажи вышли странно-плоскими. Если рассматривать их как сказочные типажи (что сделали авторы некоторых других рецензий), то подобный подход ещё можно понять — однако для героев не сказки, но фэнтези они крайне мало развиваются. А точнее, вообще не развиваются. Следить за злоключениями героев в результате попросту неинтересно — все перипетии, в которые их бросает автор, не отражаются на их личностях примерно никак.
Кроме того, все описания личностей персонажей, которые обычно мы получаем — ну чаще всего — из их поступков, разговоров и действий, автор проговаривает сам. То есть, про предателя и интригана читатель узнает не потому, что персонаж на его глазах совершит хитроумную интригу, а потому, что автор говорит «лорд этот был предатель и интриган». Опять же, для сказки такое простительно — но всё-таки хотелось бы, чтобы Вэнс дал читателю самому решить, как относиться к тому или иному герою.
Восприятию мешает и затянутость книги. Нагромождение событий, которые только тормозят повествование, описания местной политики, имён, обозначений, названий... И все это рассказывается очень долго, с ненужными подробностями — и, кстати, заметьте, опять именно рассказывается, а не показывается. Вопросы есть и к странной несбалансированности настроения текста — натуралистичные «взрослые» сцены тут соседствуют с абсолютно сказочными, детскими поворотами сюжета. Как будто автор до последнего не мог определиться, для кого же он это писал — ну и результат вышел соответствующий.
Итог? Тем, кто изначально приступал к тексту с ожиданием сказки, он может понравиться. Но это точно не «уровень Толкина», скорее, устаревшее и наивное фэнтези, которое в век расцвета жанра уже смотрится странно.
Джек Вэнс «Планета приключений»
zheckus, 9 ноября 2024 г. 14:20
Одно из любимейших произведений. Регулярно перечитываю, с удовольствием погружаясь в созданный Вэнсом мир.
В далеком 1995 году попалась мне эта книжка с вырвиглазной суперобложкой (тогда было модно иллюстрировать фантастику абстракцией, одно собрание сочинений Стругацких издательства «Текст» чего стоит) и странным названием «Планета призрак». С тех пор и питаю теплые чувства, перечитал все возможные переводы, даже осилил аудиокнигу в оригинале (чтобы наконец понять, как же правильно звучат имена и названия инопланетных рас). До «Планеты» было читано много, еще больше прочитал после, но только к ней постоянно возвращаюсь, чтобы снова почувствовать то щемящее чувство восторга от соприкосновения с чем-то невероятным и загадочным. Такой и должна быть фантастика.
Я смиряюсь с ляпами, клише и штампами полувековой давности. Да и чего ждать от книги, которая так и называется – «Планета приключений». Это своеобразный аттракцион с классическим скорее для фэнтези непобедимым и неуязвимым главным героем, великолепно отыгранную роль которого автор предлагает разделить читателю. Да, это нелепый мир с единой валютой и общим языком, невозможным балансом сил нескольких могущественных инопланетных рас, но как же здорово Вэнс его прописал – инопланетян, бесконечное множество человеческих гибридов, флору и фауну загадочного древнего Тчая. Даже корявые переводы не смогли «убить» атмосферу тайны и великолепия, в которую я погружаюсь во время чтения и будто вижу все своими глазами, ощущаю запахи, осязаю прикосновения. Мне не нужен ответ на вопрос – зачем освоившим космические перелеты инопланетянам разных рас безвылазно сидеть на захудалой планете и терпеть друг друга. Я закрываю глаза на экономику этой планеты с дико растущей (буквально!) валютой в виде клубней кристаллов. Я игнорирую социальное устройство общества людей, веками угнетаемых инопланетянами и только с появлением нашего главного героя «открывающих глаза». Я просто читаю и наслаждаюсь приключениями Адама Рейта, который гарантированно преодолеет все препятствия, распутает все козни, подберет отмычку к любой тайне, накажет негодяев, обнадежит упавшего духом, очарует самую красивую женщину и обретет верных друзей. Отличный получился у Джека Вэнса аттракцион!
Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун»
romzmarin, 8 ноября 2024 г. 16:30
Давненько я так не ошибался в выборе книги. Казалось бы, высокий рейтинг, хорошие отзывы, автор — признанный грандмастер, но увы. Этот роман настолько не для меня, что даже рекомендовать его кому-то я бы не смог. Но попробую по порядку.
Сказать о хорошем в книгах можно многое и с радостью описывать свои эмоции, а вот в «Лионессе» я могу лишь рассказывать о разочаровании. Начинается все с бесконечного перечисления географических названий, династий королей и предыстории событий, которые никак не повлияют на дальнейшее повествование. Персонажи, о которых упоминается, больше не появятся, и эта информация ни в чем не помогает. Как читателю, мне она не дает представления о мире и кажется совершенно лишней.
Роман выглядит не цельным произведением, а чем-то вроде слабой пародии на «Сильмариллион» по качеству повествования. Персонажей как таковых нет: каждый из них — пустышка, с одной-двумя характеристиками. Принцесса Сильдрун, вроде бы сильная и независимая, на деле оказывается простой девчонкой, которая живет в своем саду, пока к берегу не выбрасывает полуживого принца из враждующей страны. Она начинает лечить его примочками и водичкой из тазика, а также согревает у костра, который горит в ее мраморной беседке. Узнав об этом, её отец-деспот, который обещал отдать дочь замуж за первого встречного, бросает незнакомца в яму, даже не узнав его имени, (вообще в книге есть такой момент что персонажи знают имена других людей, которые им не представлялись даже, Эйлас не представился принцессе, но она после того как спасла его обращается к нему по имени. О телепатии заявлено в книге не было, но что это если не телепатия?).
Отсюда начинается основная линия сюжета, который потом распадается на несколько историй от разных персонажей, в том числе и будущего сына Сильдрун, которого назовут просто Друн. Ему суждено жить среди пикси и фей, где время течет иначе, и только через 200 страниц мы узнаем, сколько прошло времени. Его опекуном становится пикси, которую заколдовали, и она, беззащитная, подвергается насилию. Эти сцены вызывают глубокое отторжение.
Кроме того, в книге довольно много фантазий автора о телах персонажей, особенно о «ягодицах». Некоторые моменты написаны так, словно их описывал человек, который ни разу не видел женщину вблизи, и это порой выглядит неловко, порой вульгарно, а местами и вовсе по-детски.
В этом романе нет ни фэнтези, ни героев, ни истории, которая могла бы зацепить. Нет интересных диалогов, ни единого персонажа, который выглядел бы живым. Это не пародия на фэнтези, это хуже. На сотой странице я был готов поставить книге 5-6 баллов, но к середине понимал, что даже 4 ей не заслужить. Если вы читали хотя бы Аберкромби, Ротфусса или Мартина, то «Лионесс» будет выглядеть дешевой подделкой, чем-то вроде наивного фэнтези из 80-х, как неудачный сериал для югославского телевидения.
В 2024 году мне трудно представить, как такое произведение могло получить хорошие оценки. Слишком много экспозиции, сотни имен персонажей, которые ничего не значат, и географических названий, за которыми ничего не стоит. Кроме того, автор чрезмерно фиксируется на анатомии, в том числе на теле главной героини, которой в начале всего 4-11 лет.
Когда-то, если бы я прочитал это в детстве, возможно, мне бы понравилось. Но сейчас я точно не могу рекомендовать тратить на нее свое время.
Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун»
Lilian, 27 октября 2024 г. 15:58
Сад принцессы Сульдрун — довольно необычное фэнтези. Стиль автора определяет эту книгу больше, чем какие-либо каноны жанра, да и время написания всё же имеет значение.
Это большая книга, наполненная событиями, героями и действием. Плотный текст накладывается на большой объём — так что быстрое чтение вряд ли получится.
Это отчасти классическое фэнтези — во всяком случае в той его части, что отсылает к Артуриане и традициям построения собственного псевдореалистичного мира с богатой историей, традициями, бесконечными монархическими генеалогиями, привязкой к реальным местам, народам и странам. Много кельтских и ирландских мотивов. И заодно, как неотъемлемая часть созданного автором мира — волшебные места, магические создания, магия и земли, которых никогда не было в реальности.
Что плавно подводит читателя к тому, что эта книга — самая настоящая «сказка сказок», во всю использующая самые разные сказочные сюжеты и тропы. В определённые моменты путешествие героев становится чередой встреч и испытаний, прекрасно смотревшихся бы в любом классическом или народном сборнике. Только есть один важный нюанс — это неадаптированные сказки. Да, герои могут обхитрить ведьму или победить огра — и при этом превращённую в свинью ведьму без всякой жалости отдадут мяснику на мясо, а огру отрубят голову и оставят её гореть на медленном огне. Соответственно и опасности героев подстерегают очень даже реальные — рабство, насилие (в том числе сексуальное), изобретательно-жестокая казнь.
И всё же это определенно не дарк фэнтези, ведь автор творит по своим законам, а герои большей частью сохраняют присутствие духа и деятельное сопротивление наравне с отсутствием склонности к бесполезной горькой рефлексии. Их девиз: «такова жизнь, в мире хватает жестокости, но чем горевать об этом лучше спланировать побег, помочь новым друзьям или отомстить врагу». Да и финальные итоги этой книги, первой части трилогии, вполне можно назвать восстановлением справедливости и победой «хороших» над «плохими». На сколько это вообще возможно в непрекращающейся феодальной и монархической грызне.
И всё же это книга-обманка. Ведь всё перечисленное появляется в ней далеко не сразу, а поначалу нам предлагают следить за одиноким и печальным детством принцессы Сульдрун. Несколько глав, вводящих историю островов и их королевств, запутанное переплетение генеалогических древ их правителей, почти что средневековые хроники, подающиеся на фоне взросления ненужного и нелюбимого ребёнка. Да, погружение в атмосферу происходит сразу же — но это спокойная, созерцательная даже атмосфера. А Сульдрун максимально далека от озвученного выше мной принципа «деятельного сопротивления невзгодам». Трагедия тотального несовпадения характеров, склонности к одиноким мечтам и пассивного нежелания играть навязанные роли. Обманка же состоит в том, что спустя какое-то время число героев начинает увеличиваться, география событий расширяться, а Сульдрун в определённый момент просто уходит со сцены — буднично, буквально парой предложений. И сыграв в общей истории свою роль сад принцессы Сульдрун уходит в небытие. А история продолжается, до её главных событий ещё очень и очень далеко.
Вместе с тем это книга, которая погружает в свою атмосферу и историю, она увлекательная, почти полностью непредсказуемая (судьба и текущий статус героев может кардинально меняться по несколько раз за главу — буднично и внезапно одновременно). И не устаревшая. Все её необычные нешаблонные детали я склонна списывать преимущественно на особенности авторского стиля, вплоть до эпилога-аннотации с кратким трейлером предстоящих событий в двух продолжениях. И, не могу не признать, это увлекает.
Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун»
Зеленый клоун, 26 октября 2024 г. 17:49
Сказочное фэнтези, которое сейчас в век сурового реализма, выглядит несколько неуместно и как-то противоестественно. Но, если настроиться на волну произведения, то уже к 5 — 6 главе повествование поглощает и увлекает полностью.
Самыми серьезными недостатками являются через чур уж простые, клишированные персонажи, лишенные сломов и развития, что характерно сказкам для детей (ведь в детских сказках герои должны быть однозначным, чтобы ребенок не запутался) и парой совсем уж нелепая фантазия, которая выглядит неуместно (например мир говорящих гор стреляющих лавой).
Однако, безостановочная смена ритма, жанра, места действия не позволяет скучать. Множество персонажей выходящие один за другим на авангард сцену, отличные диалоги, интересные сюжетные повороты постоянно следующие друг за другом, интересная карта мира и переплетение исторического повествования со сказочным создает удивительную магию увлекающую тебя в мир сказки. Потому что сказки здесь, конечно, больше всего, даже государственная система власти изображена максимально примитивно, есть король …, ну и как бы всё, ни знати, ни какого-то ни было управляющего совет нет. И тем не менее, если любите сказочный мир, обязательно советую ознакомиться с произведением!
Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун»
Luсifer, 25 октября 2024 г. 14:42
Начинается «Сад» как псевдоисторический роман с элементами магического реализма. Эдакая смесь из «Великого Мерлина» М.Стюарт и «Горменгаста» М.Пика.
Позже добавляются политические интриги, заставляющие вспомнить, например, «Игру Престолов» Дж.Мартина. Особый плюс — это литературный язык автора/переводчика: описания образные, живые, с любопытными метафорами и заострением внимания на не самых очевидных вещах.
Такие вводные данные выглядит весьма аппетитно, и я откровенно наслаждался первыми главами, ожидая, когда сюжет наберет обороты, а к чисто литературным достоинствам добавятся глубина и проработка. Однако, к сожалению, на протяжении всего повествования книга остается на том же уровне, который был задан в начале, не стремясь стать чем-то большим.
Да, постепенно расширяется география мира и как из рога изобилия сыплются новые персонажи; да, появляется ряд побочных квестов, но прописано всё это довольно поверхностно и, как понимаешь позже, без особого смысла — просто в стиле «лить воду».
Вообще, сложилось впечатление, что автору интереснее всего было заигрывание с разными фентези-стилями: в одной главе он рассказывает эпическую историю с политическими интригами и жестокими конфликтами, убийствами, пытками, а в следующей — пишет какую-то клишированную сказку, словно в подражание Братьям Гримм. Здесь появляются тролли, требующие платы за проход по мосту, танцующие мультяшные эльфы и могучие, но придурковатые волшебники, словно вышедшие из диснеевского мультика. В целом, магия, волшебные существа, и все с этим связанное прописано автором на грани карикатуры и нелепицы.
Частые жанровые перепады сбивают темп повествования, разрушают атмосферу и со временем приводят к ощущению бессмысленности сюжета: история здесь ради самой истории, приключения ради самих приключений. Всё повествование по сути строится из «он пошёл туда-то, сделал то-то».
Такая книга, состоящая из сплошного действия, да приправленная элементами жестокости и эротики, может быть интересна в юности, но в осознанном возрасте хочется чего-то большего — сложного сюжета, глубоких персонажей, интересных идей и рассуждений.
В целом, «Сад» внезапно ассоциируется с черновиком или сценарным наброском: здесь уже есть весь сюжет, но нет глубины, проработки, детализации.
Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун»
k2007, 25 октября 2024 г. 08:49
Отличный роман, написанный спокойным отстраненным языком.
Роман, который я назвал бы взрослой сказкой — сказочная страна, принц, принцесса, волшебники, смертельные опасности, побеги, сражения, все это с изрядной долей жестокости и мрачным юмором. То есть это не добрая сказка, это сказка, скорее, жизненная — люди ошибаются и последствия ошибок могут быть любые, вплоть до смерти.
Но это не чернуха в стиле «все умрут», это классическое, слегка саркастическое фэнтези с героями, упорно идущими вперед, с могучими и не очень магами, проказливыми эльфами и злодеями с мотивацией творить злодеяния.
Не могу книгу рекомендовать, она довольно специфическая, но мне понравилась
Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун»
perftoran, 24 октября 2024 г. 17:13
Лионесс — В мифологии кельтов Британии страна, лежащая в море у южного побережья Корнуолла.
(Кельтская мифология. Энциклопедия. — М.: Эксмо.)
Именно мифический Лионесс американский писатель Джек Вэнс решил сделать местом действия своего романа. И так уж вышло, что «Лионесс» стал очень любим и популярен . Наконец-то у нас вышло официальное издание, и мы можем познакомиться с историей мифических земель, которые однажды поглотило море.
Если вы знакомы с другими работами Джека Вэнса, то знаете, что он большой фантазер и большой мастер. Благодаря этим двум качествам писателя и получилась уникальная книга, ”Лионесс” — настоящий калейдоскоп жанров, хотя, казалось бы, всё начинается….
Всё начинается скучно! В замке короля Казмира родилась девочка по имени Сульдрун, который суждено быть принцессой. Однако принцессой она быть не очень-то и хочет. Не хочет, но всё же будут у неё уроки нужного ей этикета, разнообразных наук, встречи с высокопоставленными гостями, на которых, принцесса должна присутствовать, хотя ей и не хочется. Манерные тоскливые воспитательницы и учителя, бесконечные коридоры отцовского замка, комнаты, куда заходить запрещено. “Какая же скука”, — думает принцесса. Возможно, думать также и читатель. “ Да это какой-то дурацкий псевдоисторический роман!” — ещё чуть позже восклицает читатель, ведm он же прочитал 150 страниц, а интересного всё нет. Но Вэнс не был бы Вэнсом, если всё было бы так просто! В один момент он превращается в Альфреда Хичкока времён фильма «Психо», или Джорджа Мартина (ну вы же знаете чем славен сей писатель?). Этот сюжетный ход полностью меняет, казалось бы, уже предугадываемый дальнейший ход повествования. Теперь перед нами разнообразие сюжетов и героев.
Хотите вот вам героическое фэнтези о приключениях принца, который пытается восстановить свое доброе имя, положение, а так же отомстить. В приключениях помогать ему будут спутники разнообразные. Приключения их ждут на любой вкус, встретятся им разнообразные злодеи и люди добрые. В итоге получается почти путешествие Одиссея домой в Итаку.
А вот вам сказка, основанная на ирландской мифологии, про фей и других разнообразных жителей сидов. Она также про приключения двух детей в лесу и на опасной равнине, в духе каких-то классических сказок Братьев Гримм или Шарля Перро. Множество знакомых, но немного переосмысленных сюжетов ждут читателей здесь
Сумасбродные волшебники? Да, тоже будут, ведь писал это автор «Умирающий земли». Как говорится, выбирайте своего любимца среди этих колоритных ребят, ведь друг друга они не очень-то любят. Зато любят строить друг другу козни.
Также присутствует интриги всякие разнообразные, волшебные предметы, немного битв и чуть больше политических интриг, ведь на этих мифических землях идёт война.
Всё выше происходящее приправлено междустрочной вэнсовсой иронией, которая чувствуется между строк. Даже если у героя, который в данный момент в фокусе повествования, проблемы, понимаешь, что всё будет хорошо. Правда это не касается одного эпизода книги. Того самого, который всё поменял.
Итак, если вам было скучно первые 100-150 страниц, то стоит продолжить чтение. Ведь книга поначалу совсем не то чем кажется. Да, нужно принимать во внимание, что это лишь первый том, продолжение, как говорится, следует. Однако, если вам понравился «Лионесс», то продолжение вы точно будете ждать. И пусть это лишь пролог дальнейшей истории, лично для меня “Лионесс” заслужила наивысшую оценку.
Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун»
heleknar, 23 октября 2024 г. 13:33
Отзыв написан в рамках Книжного Клуба Фантлаба.
Я прочитал 3 главы (10%) довольно толстой книги и вспомнил почему я не люблю Вэнса и классическое фэнтези.
Читать псевдоисторические романы про выдуманные королевства мне не интересно.
В книге ничего не происходит, автор описывает скучное житьё скучной девочки в скучном замке.
Особых красот языка тоже не нашел.
Если я захочу прочесть исторический роман, я лучше прочитаю Дрюона, а если захочу прочитать что-нибудь медленное и тягучее — Маркеса.
К прочтению не рекомендую.
Sergio Blanc, 20 октября 2024 г. 10:14
Продолжение злоключений нашего Кугеля — часть четвёртая.
Терзаемый жаждой мести и Фриксом, наш герой попадает на гигантскую стройплощадку волшебника Фарезма. Сожравшего с голодухи некую ВСЕОБЩНОСТЬ, ради поиска которой вся эта строительная мегаломания и была затеяна, Кьюджела отправляют на миллион лет в прошлое, чтобы исправить ситуацию.
Очень насыщенная новелла. Куча событий, а ещё больше псевдонаучных и псевдорелигиозных рассуждений, лично у меня вызвавших восторженный писк. Могёт Вэнс стебануться над социумом во во всех его проявлениях, могёт!.
Плут идёт дальше, а мы продолжаем читать хроники умирающей Земли.
Selvaggio, 19 октября 2024 г. 21:52
Ну вот и дочитана последняя история , цикл получился ровный — каждая часть была по своему интересна и рассказала нам о всех четырёх главных расах планеты Тчай . ... Космический корабль практически готов ,но случается непредвиденное Адама Рейта похищают загадочные пнумы . Очнулся он уже под землёй , в мешке и теперь ему предстоит долгая и опасная дорога на поверхность. Неожиданно именно здесь наш главный герой находит и свою любовь — Зэп 210 , а сами пнумы это настоящие серые кардиналы этого мира — живут на Тчай много миллионов лет и собираю коллекцию из рас , которые в разное время находили пристанище на этой планете . Адам кстати должен был стать ещё одним экземпляром в коллекции ... В концовке Рейт , Трез , Анахо и Зэп 210 садятся в корабль , что бы лететь до Земли ...ну , а я буду скучать по Тчай и её обитателям созданными богатой фантазией Джека Вэнса .
Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун»
lammik, 15 октября 2024 г. 18:52
Я очень не хотел, чтобы «Сад принцессы Сульдрун» победил в голосовании Книжного Клуба. Во-первых, с возрастом охладел к жанру фэнтези вообще, во-вторых, не хотелось читать первую книгу цикла, в-третьих, роман довольно велик сам по себе, ну и в-четвёртых, имелись куда более интересные лично мне претенденты. Но тем не менее читать начал, и тут появилось в-пятых — роман написан тягучим, холодным и бесстрастным языком средневековой хроники, где хронист максимально отстранённо описывает «страдающее Средневековье». Впрочем, поначалу страдает в основном принцесса небольшого королевства Лионесс Сульдрун, не желающая принимать отведённую ей местными обычаем роль разменной карты в большой политике. Еще в процессе пострадала её нянька. Ну и король Лионесса не может преодолеть силу традиций и воспринять идею прав женщины. Затем действие разнообразится и тут надо отдать должное автору — он сумел удивить, выстраивая сюжетные орнаменты, украшенные множеством тонких деталей, придающими вычурность и ажурность всей истории. Снимаю шляпу — труд огромный.
Вот так постепенно, читая со скоростью раза в четыре меньшей, чем обычно, добрался я до финала, в котором поток событий резко ускорился, оставив несколько зацепок для продолжения сюжета. Ведь «Сад принцессы» — это только начало мрачной чарующей сказки из жизни западноевропейского Средневековья. Продолжение обязательно прочитаю и голос за рекомендацию отдам с лёгким сердцем.
Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун»
Дочь Самурая, 14 октября 2024 г. 03:35
Отзыв в рамках Книжного клуба фантлаба.
Мне совсем не понравилось начало. Скучное перечисление каких-то неизвестных личностей, которые никогда не появятся на страницах книги и никак не повлияют на сюжет, показалось похожим на какие-то исторические летописи и вызвало ассоциации с классическим «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...». Такое начало романа тоже считаю отличным средством от бессонницы.
Потом как-то пошло поживее. Дворцовые интриги, войны, колдовство, магия, приключения. Всякие существа, даже другой мир. На этом фоне часть про Сульдрун оказалась самой неинтересной для меня.
И вот моя главная претензия к роману. За все повествование ни один герой ни на капельку не изменился. Добрые такими и остались, как и злые. И мне это скучно. Ощущение как будто побывала в музее восковых фигур. Да, фигуры прекрасны, не отличить от оригиналов, и одежда на них красивая и вокруг весь антураж создан с огромным мастерством, но всё же это не люди. Так фигурки, которыми автор играется.
Возможно, это только мои заморочки, что мне нужен «путь героя» в кемпбелловском смысле, его арка, какое-то осознание себя. И я понимаю, когда в детективе герой никак не меняется от книги к книге это нормально. Но тут хотелось бы видеть какую-то динамику образа. Некое понимание зачем все это. Тут сравнивали с Ведьмаком Сапковского, но у того все чётко увязано в единое полотно. А здесь можно вытащить какую-то часть или заменить на другое приключение, встречу не с феями, а там с русалками и вообще ничего не изменится. Практически любую сцену. И поэтому это не единый роман, а музей, где сидят разные фигуры, связанные только тем, что автор так придумал.
При этом не буду отрицать мастерство автора. Все эти фигурки красивы, интересны, лор глубок и многогранен.
В голосовании буду рекомендовать к прочтению, но именно для тех, кому интересно такое – просто увидеть хорошо проработанный мир глазами его героев. То есть этот роман не про героев, а про лор.
Возможно, во второй и третьей части это изменится, но у меня желания читать дальше не возникло. Максимально не моё.
Selvaggio, 6 октября 2024 г. 11:50
Адам Рейт не оставляет мечту вернутся на родную Землю . Для этого ему нужен космический корабль , что связанно с очень большими расходами . А значит ему нужны деньги . И вот наша дружная компания : Рейт , Анахо и Трез отправляются в аналог местного Клондайка — Карабас , это место находится в Империи Диндиров и эти существа устраивают настоящую охоту на «старателей» . Но у нашего главного героя уже есть опасный план — и вот вчерашние охотники сами становятся дичью... Не устаю поражаться и восхищаться талантом Вэнса как рассказчика , его бурной фантазии — он так описывает эти все ландшафты , города , существ , их нравы и обычаи , что ты легко можешь представить их в своём воображения , да он даже про сложные сексуальные отношения диндиров рассказал так , что у тебя нет вопросов — всё понятно ... Вэнс конечно большой мастер .
Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун»
Moloh-Vasilisk, 5 октября 2024 г. 11:36
Оковы власти.
05.10.2024. Сад принцессы Сульдрун. Джек Вэнс. 1983 год.
Принцесса Сульдрун живет в мире жестоких интриг и политических расчётов, где судьбы людей решаются без их участия. Её отец, король Казмир, властный и беспринципный правитель, намерен использовать дочь как пешку в своих амбициозных планах, заставляя её вступить в брак против её воли. Однако сердце Сульдрун жаждет иной жизни — её уединённый сад становится местом покоя и размышлений. Когда принцесса отказывается подчиниться воле отца, её судьба принимает трагический оборот. Безжалостный Казмир приказывает заточить её в изоляции, превратив её любимый сад в тюрьму.
«Сад принцессы Сульдрун» — это первый том цикла «Лионесс», захватывающего фэнтезийного произведения, в котором пересекаются элементы классической эпической литературы и фольклора. Роман начинается с детализированных описаний Лионесса, что создаёт богатую атмосферу древнего и магического пространства. И хотя медленное вступление может показаться тяжёлым, именно эта проработка мира и является одной из главных достоинств произведения.
Плюсы:
• Глубокая проработка мира. Описания природы, магии и истории Лионесса создают уникальный фэнтезийный мир, впечатляющий своим размахом. Вэнс виртуозно создаёт мир, наполненный деталями, которые придают повествованию жизненность. Лионесс ощущается как древний и магический мир, где реальность переплетается с мистикой и политикой.
• Атмосфера древности и мифологии. Автор мастерски использует элементы мифов и легенд, усиливая атмосферу загадочности и мистики. Повествование насыщено аллюзиями на древние легенды, что придаёт роману особую глубину.
• Эпический размах. История охватывает несколько королевств, заговоры и древние магические силы, что придаёт тексту масштаб и делает его не просто приключенческой историей, а эпопеей.
• Стиль написания. Вэнс использует насыщенный, почти архаичный язык, который прекрасно передаёт атмосферу древнего мира. Этот стиль привлекает поклонников классической литературы и эпического фэнтези.
• Философские и психологические мотивы. Власть, свобода и судьба — ключевые темы романа. Принцесса Сульдрун оказывается жертвой политических манипуляций и вынуждена бороться за свою судьбу, что отражает более широкие философские вопросы о свободе воли и предназначении.
Минусы:
• Затянутое вступление. Одним из главных недостатков книги является медленный старт. Автор слишком подробно вводит читателя в мир Лионесса, перегружая повествование географическими и историческими справками, что замедляет развитие сюжета и может утомить при чтении.
• Чрезмерная детализация. Книга наполнена множеством названий мест и персонажей, которые не всегда играют ключевую роль в развитии сюжета. Такое перенасыщение информацией может затруднить восприятие и отвлекать от основной истории.
• Недостаточная динамика в некоторых частях. Помимо затянутого начала, в романе есть моменты, где повествование теряет свою динамику, замедляя темп и делая текст менее захватывающим.
• Недостаточная проработка некоторых персонажей. Второстепенные персонажи не всегда раскрыты должным образом, оставаясь скорее фоновыми фигурами, чем полноценными участниками действия.
• Недостатки перевода. В русском переводе некоторые фразы звучат неестественно и даже странно. Например, фраза «Я заметил у вас в кухне куриц на рашпилях» вызывает недоумение и нарушает восприятие текста. В голове так и рисуется непонятная картина изуверств над бедными птицами при помощи столярных инструментов. Кто в этом виноват непонятно, то ли переводчик не смогший перевести нормально «рашпер» (решетка для жарки с ручкой), перепутав «rasper» и «rasp», то ли редактор, заменивший непонятное слово, на более привычное. И это лишь один из примеров, когда перевод ломает тонкость оригинального текста.
Тем не менее, «Сад принцессы Сульдрун» оказал значительное влияние на жанр фэнтези, особенно в плане создания сложных миров и работы с мифологическими мотивами. Трудно не заметить сходство с произведениями Сапковского, особенно с его циклом о Ведьмаке, где также используются элементы политических интриг, древних легенд и эпических приключений. Оба автора играют с идеями власти, судьбы и свободы, делая свои миры одновременно магическими и политически насыщенными.
«Сад принцессы Сульдрун» — это фэнтези с богатым миром, философской глубиной и эпическим размахом, но не лишённое недостатков. Читателям, которые готовы погружаться в медленное, детализированное повествование, эта книга предложит уникальный опыт. Однако те, кто ищет динамичный сюжет и простоту, могут найти роман перегруженным и затянутым. 6 из 10.
Джек Вэнс «Маскарад на Дикантропусе»
Sergio Blanc, 21 сентября 2024 г. 12:31
Рассказ о превратностях контакта, отягощённый супружеской изменой.
Автор пишет о применении приёма ложной маскировки некими небольшими, похожими на сов, серокожими созданиями на планете Дикантропус.
У меня только пара-тройка вопросов: от кого они прятались? зачем они прятались? как они ухитрились построить огромный звездолёт?
В финале вспоминаем группу «ВИА ГРА» и их «бессмертную» композицию «Лучшие друзья девушки — это бриллианты».
Интересно автор (или переводчик) в курсе, что бриллианты изготавливают, а не добывают?
Sciolist, 14 сентября 2024 г. 11:38
А вот и новое книжное разочарование. Ожидания были большими — и, наверное, из-за невольной ассоциации с почти одноименной поэмой, которую писал Мартин Силен в «Гиперионе» Симмонса.
Уже с первых страниц обнаружилось, что это фэнтези, и написанный вычурным языком, изобилующим метафорами, с большим упором на описание внешней красоты, причудливости и необычности. Я такой стиль всегда называю про себя «маньеризмом», хотя, конечно, к настоящему историческому маньеризму он не имеет прямого отношения. Подчеркнутое отличие описываемого от нашей серой обыденности, эскапизм, бегство в мир фантазии и изящества. Еще одна характерная черта такого «маньеризма» — сложные имена и названия, которые не каждый человек с первой попытки произнесёт и запомнит.
Нет, не скажу, что я против «маньеризма». Я и сам в свое время сочинял похожие вещи. Но на одних описаниях изящных башен, волшебных цветов, ярких закатов и мрачных руин литературное произведение не устоит. Должны же быть сюжет, идеи, мысли, мораль... Личности, характеры, биографии, эмоции. И со всем этим полнейшая пустота и примитивность. Китч какой-то... Совершенно стереотипные, лубочные и китчевые образы волшебников, красавиц, обаятельных злодеев, наивных героев. Внешнее изящество совершенно лишено глубины и объема. Эта Умирающая Земля — как яркая театральная декорация из фанеры. Вроде бы и красивая при взгляде из зала — но тонкая и плоская, если посмотреть из-за кулис. Прочитал — и тут же начисто забыл, о чём там вообще было.
И, кстати, никакого умирания Земли мы так и не заметим. Да, упоминается то, что Солнце стало красным, и герои то и дело сокрушаются: всё равно же скоро всему конец! И не более. Точно так же и некоторые наши современники постоянно сокрушаются, что мир летит в тартарары, а искусства и культура гибнут.
Быть может, в 50-ых годах это произведение воспринималось иначе — ведь запомнилось же почему-то. Чувствуется влияние Берроуза — в частности, марсианского цикла. Есть и некоторое сходство с Марсом Брэдбери — хотя «Марсианские хроники» примерно «ровесник» «Умирающей Земли» и взаимосвязи между ними может и не быть.
Честно говоря, с трудом осилил этот сборник. Еще есть какая-то повесть — но за неё уже даже браться не хочется.
Prosto_Chitatel, 10 сентября 2024 г. 13:48
В очередной раз Вэнс не подвел, выдав на-гора нечто настолько удивительное, разнообразное, легкочитаемое и многослойное, что просто диву даешься, что все это уместилось в какие-то двести с чем-то страниц. Лишний раз убеждаешься, что современные «кирпичи» авторов последнего поколения-двух делаются исключительно (ладно, не всегда, конечно, но часто) ради объема и солидности, а качества в них не наберется и на добрую сотню страниц. Извините за такое стариковское ворчание человека средних лет под впечатлением от шикарного творения Мастера жанра.
Эпичная история становления. От совсем юного мальчишки до зрелого парня, в душе давно ставшего мужчиной под гнетом обстаятельств. Вэнс, прежде всего, хорош в мелких деталях, и его миры всегда насыщены по самое не балуйся такими колоритными и сочными приметами времени и места, что читаешь про казалось бы банальные события запоем. И планета, где рос новый Эмфирион, раскрывается настоящими жирными пластами, слой за слоем, как будто стягиваешь «блины» с чайного гриба, а они все не кончаются. История постоянно раскачивает тебя то влево, то вправо, цепляет за все новые открывающиеся подробности, развивает не только главного героя, но и объем окнижной Вселенной, за которой действительно чувствуется бесконечность.
Что особенно интересно, Вэнс не выдает классическое деспотическое царство или фашизованную систему управления. На планете Гила нет бедных от слова совсем, а большинство людей вполне довольны своим существованием, не чувствуя никакого угнетения. Да, надзорные органы постоянно «заходят в гости» и рекомендуют не запирать двери, но чтобы попасть под ту самую «промывку мозга», нужно наделать далеко не один и не два косяка, а получить десятки предупреждений: большинство из таких предупреждений кончаются исключительно словестными выговорами. Люди свободны настолько, что у них есть выбор покинуть эту систему или же просто выпасть из нее, став самостоятельными предпринимателями — и за это ничего никому не будет! Такая антиутопия никак не тянет на скрытый концлагерь. И именно в таком неоднозначном мире Гил ищет свою правду и пытается разобраться, почему его не устраивает то, что вполне годится остальным.
Отдельно хочется отметить финальный твист. Во-первых, роман настолько хорош сам по себе, что его уже просто не ждешь, потому что и так все классно и интересно. Во-вторых, за несколько последних лет это «от-это-поворот!», который действительно по-настоящему удивляет и даже шокирует, если перед этим не нахватать спойлеров. И речь не идет о том, КАК в финале действует главный герой, а ЧТО он узнает о своей родной планете. Тот случай, когда не хочется писать в данный абзац больше, чтобы те, кто будут читать, получили ту мощную плеяду эмоций, что и ваш покорный слуга.
Но надо честно сказать, что есть в «Эмфирионе» и жирная ложка дегтя: он заканчивается. А повествование настолько гладкое, последовательно-рельсовое, что едешь-едешь — и никак не хочется сходить с этой колеи. Перевернув последнюю страницу, сожалеешь только о том, что за ней больше нет других.
После двух романов о Кугеле — лучшее, что на данный момент прочел у мистера Вэнса.
Sergio Blanc, 7 сентября 2024 г. 06:46
Короткая, но удивительно красивая и глубокая история, получилась у Вэнса.
На планете Фёрск таинственные гончары создают уникальные сосуды, изысканность которых не имеет аналогов во Вселенной. Да-да, посыл именно таков.
Что же делает их такими? В чём секрет мастеров?
Диалог двух культур и, связанные с ним, превратности Контакта цивилизаций, стоят в центре этого повествования. Автор пытается донести ло читателя одну важную мысль: в основу любого настоящего искусства положена Душа человека. Вложишь её — получишь настоящее произведение искусства, нечто прекрасное и одухотворённое. Нет — перед нами будет лежать глиняный черепок.
Но как же тонко, оригинально и по-настоящему эстетично, обыгрывает/подаёт эту идею автор! Круто!
Очень хороший рассказ. Запоминающийся текст.