Ярослав Веров отзывы

Все отзывы на произведения Ярослава Верова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 227

  Страницы:  1  2 [3] 4  5 

«Ангел мщения»
–  [ 5 ]  +

Renash, 27 мая 2013 г. в 17:55

Ирония — наше всё.

Есть ирония в том, что «Ангел...» опубликован в том же сборнике, что и статья «О фантастическом допущении...». В которой статье упоминается машина времени, «изобретённая» Уэллсом, и то, как концепция машины времени пошла во все тяжкие, став расхожим штампом в литературе.

Веров-Миноков будто говорят: «Вот «Марш Славянки» знаете? Всем же приелся! Но мы его ТАК сыграем...» Ну, и играют. Взялся за гуж — не отбрехивайся.

Конечно, по справедливости надо бы разобрать рассказ как вещь автономную, но не получается. Уж больно длинные у него уши — далеко за рамки книги выбрались.

Итак, хронофантастика. Не самая банальная — о безуспешных попытках изменить прошлое писал разве что... гкхм, Уэллс. А вот с тех пор тема особым нападкам не подвергалась — и оттого, наверное, звучит даже свежо.

Хороший рассказ, остроумно написанный. Одно «но»: главный герой опять «подыгрывает» авторам, слепо игнорируя зримые закономерности. Если в начале и середине истории он мог чего-то не понимать, то к концовке попросту закрывает глаза на уже очевидное. Впрочем, скучна история, в которой герои не делают ошибок. «Ангел мщения» — отнюдь не скучная история.

Оценка : 7
«Ключ к свободе»
–  [ 5 ]  +

Renash, 27 мая 2013 г. в 03:47

«Ключ к свободе» — экспериментальная повесть, трактующая сюжет про деревянного мальчика в новой стилистике «хулиганского киберпанка». Персонажи условны и функциональны, сюжет удерживается в рамках оригинала, а вот вселенная — рвётся, рвётся вселенная из оков избранной формы. Но затем и эксперимент, чтобы выдержать все условия.

Жаль той вещи, которой мог бы стать «Ключ к свободе». Но, насколько я знаю, её (пока?) не существует. Так будем же объективны.

Обыгрыш сюжета авторам в целом удался. Где авторы дают себе волю — там всё хорошо. Трупы — «полена», шарманщик — генетик, Тортилла — боевой агент спецназа. Нет, ну здорово ведь! С лёгким уклоном в сторону фола, без пиетета и расшаркивания. Собственной, ими проделанной работой авторы могут заслуженно гордиться. А! Кроме «новояза» Буратино — если он и имеет свою полезную функцию, то я её не заметил.

Итак, своя работа авторами выполнена замечательно. Это, конечно, ещё не текст, не готовое произведение. Скорее — стройматериал любопытной реальности, со своей (создаваемой в режиме реального времени) теологией. Но Веров и Минаков водрузили плоды своего красноречия на музейный экспонат детской сказки. Для эксперимента, очевидно... но в результате родилась именно что россыпь примечательных концепций, но никак не самостоятельная история.

Жаль. Я бы очень хотел её прочитать.

Добивает всё «открытая» концовка, оставляющая даже моральный окрас развязки на откуп читателю. Я про себя решил, что всё кончилось очень плохо — с таким финалом мне повесть понравилась бы.

P.S. «Ключ к свободе» — не готовое литературное произведение, а отредактированный и доведённый до читабельности набросок/черновик. И даже при всём при этом повесть неплохо читается, иногда веселит, иногда заставляет задуматься. Метафора: если кости в рыбе для вас — повод рыбу не есть, то и «Ключ к свободе» вам точно читать не стоит.

Оценка : 7
«Немецкая сказка»
–  [ 5 ]  +

Dentyst, 05 мая 2013 г. в 18:14

После неизвестных широкому кругу общественности событий решил пересмотреть оценку рассказу — достойно ли проставил? С тем, чтобы не пропустить чего-нибудь важного рассказ перечитал. И... остался доволен и текстом и поставленной оценкой.

Конечно, это не про Древнего Бога вынесенного в название антологии. Ну, впрочем, на этом никто и не настаивает — новелла находится в части «По духу».

А дух замечательный! Мне вообще нравятся вещи про древние проклятия и пророчества, корни которых лежат в древней древности, а побеги и плоды в современности, или даже, как в рассматриваемом тексте, в отдалённом будущем.

Итак имеем — старинное злодейство. И какие-то силы стремящиеся наказать участников этого злодейства на протяжении всей последующей истории человечества. И мне показалось, что силы вырвавшиеся во время второй мировой войны на свободу стали действовать не только против участников старинной трагедии, но и всего населения нашей планеты. И подозреваю я, что пассажиры «Марии Селесты» из последнего эпизода это последние жители Земли. Месть свершилась, наказаны все, и даже оставшийся в живых потомок тоже наказан — одиночеством.

Хочется отметить мастерски переданную мрачную, давящую атмосферу рассказа. Средневековые убийцы сделали своё чёрное дело, но одновременно и породили свою погибель, пусть даже и в лице отдалённых потомков. И вот эта неотвратимость преследует, оказывается, всё человечество, допустившее ужасное злодеяние.

Оценка : 9
«Почти как люди»
–  [ 5 ]  +

Адреналинкс, 05 апреля 2012 г. в 12:52

Приквел к повести «Ключ к свободе», рассказывающий историю Карл О'Баса. В целом же рассказ о поиске совершенства. Все мы его периодически пытаемся отыскать, но у героя в руках оказалось слишком мощное оружие… В жертву совершенству принесена собственная человеческая личность. Все, что мешает совершенству — уничтожается, все, что потенциально совершенно… а такого все меньше и меньше. А чем закончилась страсть бывшего сенатора к идеалу, мы отчетливо увидели в повести «Ключ к свободе».

Оценка : 9
«Немецкая сказка»
–  [ 5 ]  +

Yazewa, 29 марта 2012 г. в 19:40

Этот рассказ мне показался торопливо и весьма небрежно написанным. Так же он и читается — по диагонали и со скукой. Ни атмосферы, ни интересного сюжета, ни удачного стиля. «Как-то так выходило, что все они имели общих предков»... Вот и всё повествование построено «как-то так». Весьма слабо, по-моему.

Оценка : 4
«Cygnus Dei»
–  [ 5 ]  +

Адреналинкс, 24 марта 2012 г. в 00:17

Атмосфера повести сначала напоминает Шекли («Похмелье»), потом — Стругацких («Град обреченный»), но тем не менее у повести индивидуальный авторский стиль.

Лебеди, протянутые рефреном через всю повесть — очень красивый ход. Понравилось, как переплетаются брутальный экшн с романтичными песнями сигнусов. Тонко и аккуратно.

К сожалению, ничего не могу сказать умного по поводу теории Бома, поскольку в физике не сильна (уж простите блондинку). Но зато могу поделиться возникшей параллелью восприятия:

В психологии есть прием — реимпринт. Основан он на утверждении, что наша память не делает различия между выдуманными событиями и реальными. То есть, если убедить себя, что у тебя было счастливое детство, то при построении сценариев будущего, подсознание будет опираться на положительный (выдуманный) опыт, а не на реальный, негативный.

Вот такая возникла ассоциация с реальностью, где действует теория Бома, и для которой нет разницы между придуманной Анной Карениной и реальным тобой. И еще неизвестно, кого из вас она при случае воскресит.

Оценка : 10
«Ключ к свободе»
–  [ 5 ]  +

Гуларян Артем, 13 марта 2011 г. в 18:32

Уважаемые коллеги, резрешите мне заступиться за произведение и его авторов.

Большинство читающей публики — и даже критики — воспринимают «Ключ к свободе» как откровенный стеб, или, того хуже, тупой фанфик по сказке Алексея Толстого. Высказываются мнения, что авторы дотошным образом, буквально по главам пересказали сюжет «Приключения Буратино», не вложив в текст не одной собственной оригинальной мысли. В тоже время у меня не вызывает сомнения, что авторы написали совершенно серьезную вещь, которая просто атрибутирована под сказку о Буратино.

Перед нами очень страшный мир, мир гальванизированных мертвецов-дроидов, которые находятся в услужении еще живых людей. Которые в свою очередь прекрасно понимают, что их судьба — стать такими же гальванизированными бессмертными мертвецами. То есть перед нами произведение в стиле «Рибофанка» Пола Ди Филиппо. Причем абсолютно русское. Ярослав Веров не был бы самим собой, если бы не заложил в повесть христианских мотивов Воздаяния и Исхода.

Во-первых, дроиды получаются не из каждого мертвеца, а только прошедшего множество генно-инженерных модификаций. То есть из представителя местной элиты. Получается своеобразная справедливость — кто всю жизнь жил в праздности и питался чужим трудом — работает после смерти. А рядовые люди, наработавшиеся при жизни, но лишенные доступа к генной модификации, обретают вечное упокоение в топке крематория. Такая получилась у авторов по-своему пересказанная притча о богаче и Лазаре, встретившихся на том свете.

Но в подобном случае (и это во-вторых) перед нами воплощенный ад, построенный на Земле нашими воображаемыми потомками. Веров и Минаков приводят и срок, в который произойдет подобное «достижение» — триста лет (Тортилла укоряет Буратино за сленг, и утверждает, что так говорили в пору ее юности, триста лет назад). Тогда уход Буратино и Мальвины за Дверь — это исход из ада новых Адама и Евы (если вы «не догоняете», по сленгу Буратино, о чем речь, перечитайте окончание повести, а потом резко вернитесь к началу, в первый абзац   и вам все станет понятно). Событие это можно назвать зеркальным по отношению к библейскому изгнанию из Рая первопредков современного человечества.

То, что Буратино и Мальвина не взяли никого с собою за дверь может покоробить некоторых читателей. Но таковы правила игры. Нынешнее человечество проиграло: унаследовав приличную, в общем, планету, оно доигралось до ада. И Дверь откроется снова не раньше, чем на Земле умрет последний человек прежней расы.

Как видите, на самом деле все серьезно. Какой же тут стеб.

А почему в качестве формы для собственных мыслей Веров и Минаков избрали «Золотой ключик» — можно строить только предположения. Свое предположение я изложил на своей колонке, куда и приглашаю всех вас: http://www.fantlab.ru/blogarticle12991pag... — где я выложил полностью рецензию на это произведение.

Надеюсь на интерес коллег...

Оценка : 7
«Операция «Вирус»
–  [ 5 ]  +

rumpelsteelskin, 13 января 2011 г. в 16:53

Интересная вещь всегда становится точкой преткновения. Новая повесть Игоря Минакова и Ярослава Верова, едва появившись на полках книжных магазинов, успела собрать немало комментариев. Как откровенно негативных, так и восторженных.

Обобщение каждого из полярных мнений дает забавный результат. Оказывается, любят и ненавидят «Операцию вирус» в целом за одно и то же — переосмысление идей Стругацких. Мало кто обращает внимание на умелую стилизацию текста, увлекательный сюжет и прочие литературные «приятности». Допустимо или недопустимо? Вот главный вопрос для большинства читателей.

Уверен, что многие поклонники творчеств АБС пытались достроить в воображении образ таинственной страны белых субмарин. Достроить… и спрятать в стол. Открыто брать на себя ответственность наследников идеи решались не многие. И то не в одиночку, а собравшись группой, как это произошло в проекте Андрея Черткова «Время учеников». Веров и Минаков не побоялись заявить о своих построениях открыто. Потому что одним из неотъемлемых прав автора является свободная декларация интересующих его идей и концепций от эпиграфа до финального «Dixi». Присутствующие в сборнике критические произведения разных лет, созвучные повести подтверждают то, что соавторы далеко не случайно отправили Максима Камерера в сердце Островной Империи. Писатели долго шли к этому тексту, много лет вели непрерывный диалог с творцами Полдня и вот, наконец, достигли кульминации, разродившись…Чем?

Нам предложена редкая разновидность критического исследования, представшего в образе художественного произведения. Это высшая форма доверия одного автора к другому. Как далека «Операция…» от остроумных, но неглубоких интерпретаций классики! Именно поэтому вторая повесть «Ключ к свободе» — уже публиковавшаяся в сборнике «Герои. Другая реальность» выглядит в книге откровенно лишней. Она настраивает читателя на легкомысленную волну свойственную фанфикам-анекдотам и разбавляет серьезный философский настрой авторского месседжа.

Написав «Операцию вирус» Веров и Минаков убили одним выстрелом двух зайцев: сделали щедрый подарок поклонникам Стругацких и одновременно подвели итог многолетней критической работы, которая, вопреки расхожему мнению, прекрасно сосуществует с промыслом беллетриста.

Оценка : 7
«Десант на Сатурн, или Триста лет одиночества»
–  [ 5 ]  +

elsolo, 26 декабря 2009 г. в 14:19

О книге много говорили. Хорошего. Открытие там. По мне книга конечно выше среднего уровня по книгоизданию. Но до шедевра не дотягивает. Авторы увлеклись устройством мира и забыли для сего они этот мир творят. Начало книги, явный мир «Полдня», этакое светлое и без облачное и почти коммунистическое, но по прочтении вместо мечты получаешь фигу в кармане. Восстание машин, люди овощи, киборги претендующие на мировое господство. Все свалено в кучу. Если бы не Стругацкие, мир бы был интересный, а так все время ощущаешь как авторы рулят по колее изредка из нее высовываясь.

Оценка : 7
«Десант на Сатурн, или Триста лет одиночества»
–  [ 4 ]  +

iz_lesa, 16 марта 2025 г. в 06:23

Читая «Десант на Сатурн», трудно избавиться от неудобства. Авторы изображают мир двадцать четвертого века без тени иронии, но поверить в их серьезность трудно. Поселок «любителей исторического фехтования» на Марсе — столь нарочитая выдумка с пролога задает игрушечный тон, и пара ретроспективных отступлений с «настоящими» кровью и трупами настроя не меняет. К тому же очевидны логические натяжки, ходульность мотивации персонажей, убогость их лексики. Можно, конечно, принять, что книга — детская. Действительно, почти весь роман выдержан в стилистике булычевских книг «про Алису». Сбивает с толку отсутствие юных персонажей, однако, освоившись в сюжете, понимаешь, что герои представляют собой «вечных детей», у которых не было возможности повзрослеть. Их интеллектуальная и эмоциальная незрелость видна буквально во всем. Но эта «детскость» не выглядит легкой и органичной, что-то сквозит в ней противоестественное. Когда же устройство упорно выстраиваемой авторами реальности проясняется, понимающего читателя начинает пробирать сквознячок запредельного... Подобного диссонанса между глянцевой видимостью и темной изнанкой следовало ожидать от парадоксального соавторства восторженного поэта-гуманиста Игоря Минакова и сочинителя демонических фантасмагорий Ярослава Верова.

Посыл авторов состоит в том, что власть над миром люди добровольно отдают машинам в обмен на безопасность и комфорт. К середине двадцать первого века появляются самовоспроизводящиеся биомеханизмы и создается биотехносфера, полностью заменяющая человека в производстве материальных благ и в обслуживании его потребностей. Недовольных таким оборотом устраняют в ходе глобальной контртеррористической «Великой Зачистки». Людям, отдающим себя под надзор и защиту биотехносферы (день и ночь просторы планеты барражируют внимательные стражи, готовые ежесекундно прийти на помощь), вживляют на переносицу чип связи с единой информационной системой. Население покидает города и поселяется в разбросанных по Земле «фаланстерах». Когда число подданных инфосферы достигает критической точки, над каждым континентом поднимаются в воздух колоссальные Узлы — модули управления и энергетики, центры цивилизации Новой Атлантиды. Решением МСФ (Мирового Совета Фаланстеров) запрещаются пилотируемые полеты в атмосфере и космосе, хотя освоение Солнечной системы продолжается беспилотными аппаратами. Людей пасут, но не очень строго: отказавшиеся от чипов и машинной опеки сами наказывают себя ограничением своих возможностей. Всемирный разум, к которому может в любой момент обратиться каждый гражданин прекрасного нового мира, говорит женским голосом и носит отпечаток личности погибшей жены его создателя. Сам изобретатель тоже никуда не делся. Став бессмертным киборгом, он занял место Наладчика — первого после бога, самого уполномоченного в мире чиновника по особым поручениям.

Основное действие романа происходит, когда с момента вступления Наладчика в должность прошло триста лет. Население фаланстеров (читай — число всех жителей Земли) составляет три миллиарда. Автоматы ведут терраформирование Марса, и на его поверхности уже существует зачем-то десяток человеческих поселений («любителей фехтования» — больше там заняться нечем). Желающие могут двигать вперед науку, ее прогресс налицо: всюду стоят кабинки нуль-транспортировки. Однако большинство землян проводит время в других развлечениях (занимаются спортом и ставят любительские спектакли).

Сюжет большей части романа посвящен ликвидации кризиса, вызванного, на первый взгляд, деятельностью группы шалопаев, которые в поисках острых ощущений удалили у себя чипы, построили базу в горах и готовят диверсии против мировой инфосферы. Сверхзадача этих молодых «трикстеров» — пробудить «овощей», потерявших, как они полагают, собственный разум под машинной опекой. Наладчик засылает в ряды трикстеров своего ученика — молодого человека со сверхспособностями, приобретенными в результате применения евгенической программы. По ходу спецоперации выясняется, что не все с заговорщиками так просто. Их главарь, оказывается, отыскал некогда спрятанный врагами Новой Атлантиды инкубатор, из которого уже начали вылупляться механтропы, запрограммированные заменить собой несовершенный человеческий род. К финалу трикстеры переходят на сторону Наладчика и уничтожают механическую угрозу в смертельном сражении за один из Узлов. Правда, после победы многое в этих событиях остается необъяснимым, и Наладчик приходит к выводу, что в них поучаствовала еще одна, неизвестная сила, посылающая сигналы из-за орбиты Марса. В эпилоге герои отправляются в пояс астероидов и находят-таки там таинственный источник вмешательства.

Перипетии этого шпионского детектива («фантастического боевика») немногим сложнее мультфильма про «Тайну третьей планеты». Однако существует еще один слой понимания, на который указывают редкие оговорки.

В первом же ретроспективном эпизоде выясняется, что создание биомеханосферы не одобряют «все религии и церкви мира, за исключением православной». Это не дань политкорректности. Православная церковь, единственная сохранившая понимание традиции, знает, что история мира конечна и предопределена. Пришли последние времена, описанные в «Откровении Иоанна»: «И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным... и он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их».

Обитателей Новой Атлантиды ее создатели как-то называют «промежуточным человечеством». К любимому же ученику Наладчик обращается так: «Вы, будущие Учителя людей...». Пасомое железными пастухами стадо — лишь куколка, из которой могут вылупиться будущие обитатели Неба. А из бездны уже приближается некий Ангел.

Оценка : 6
«Десант на Европу, или Возвращение Мафусаила»
–  [ 4 ]  +

iz_lesa, 06 марта 2025 г. в 10:32

«Поверь мне как математику: появление на космическом корабле давно умершего человека, да еще обладающего такими возможностями, слишком маловероятно, чтобы быть случайным...».

«Маразм крепчал» — так хочется назвать рецензию на вторую книгу Верова и Минакова про «трикстеров». Царящую в ней бестолковщину проще всего объявить чепухой, комиксом, набором ярких картинок, сверстанных на скорую руку в некоторое подобие единой истории. Единственное, что этому мешает, — репутация одного из авторов. Две известные мне книги Ярослава Верова тоже имели вид ироничных фантасмагорий, рассыпающихся при чтении на череду реприз, однако сам автор хмуро настаивал на их сугубо серьезной концептуальной цельности. Столь же важно анонсировались авторами и оба «Десанта», претендующих на «возрождение традиций классической научной фантастики».

Первой книге «Трикстеров» («Десант на Сатурн») придавала вес заявленная эпичность (схематически очерченные триста лет земной истории) и не самая тривиальная футурологическая концепция. Ходульность основного сюжета в первой книге можно было объяснить его игровой природой. Дело происходило в настолько благоустроенном и комфортном мире, что какие-либо драматические поступки и их трагические последствия заведомо исключались (несколько случайных смертей не в счет — на обложке все же значилось «боевик»). Действующими лицами выступали избалованные многими поколениями неусыпной опеки насквозь инфантильные персонажи. Ничего сколько-нибудь значительного в результате описанных в книге приключений так и не произошло, а все несуразности были списаны на некую внешнюю силу, которую предполагалось объяснить в продолжении.

Вторая книга идет куда дальше и формально снимает ряд претензий, предъявленных к первой. Здесь больше персонажей, шире панорама обзора, глобальнее катаклизмы. Скажем прямо: вместо произошедшей в первом томе пионерской игры «Зарница» нам предложен полноценный Армагеддон. Однако когда о гибели большей части человечества и разрушении всего планетарного хозяйства рассказывается неизменным языком веселого скаутского похода, а все объяснения сводятся к наличию того же самого сидящего за сценой «Deus Ex Machina», читатель имеет право на недоумение.

«Десант на Европу» снова представляет собой ряд зрелищных аттракционов более или менее (чаще менее) непротиворечивых внутри, но не желающих увязываться в мало-мальски складную картину. Этого не объяснить простым неумением или разноголосицей авторов. Здесь изначальная установка на абсурд, в провалах которого, видимо, и таится предусмотренная авторами глубина. Но искать ее там мало у кого найдется желание. Забавно, что роман можно воспринимать очень по-разному. Не зная ничего об авторской позиции, я, пожалуй, заподозрил бы изощренное издевательство над жанром и его поклонниками, безудержное пародирование всех и вся. Большинство читателей, наверно, удовлетворится предложенными аттракционами. Но тем, кто подобно мне не испытывает интереса к подробным, красочным и самодостаточным описаниям несуществующей техники и невозможных событий, книгу рекомендовать не стоит.

Оценка : 5
«Сингулярность 1.0. Космос»
–  [ 4 ]  +

Solonchik, 14 декабря 2021 г. в 11:42

Пока прочел только первую часть. Неожиданно добротный сборник фантастических рассказов. Да, нельзя сказать, что все они выдерживают высокую планку, что все они написаны технично и литературно. Но идейно многие проработаны прекрасно, вполне на уровне сборников «Лучшее за год» того же Гарднера Дозуа.

Еще не Питер Уоттс и Нил Стивенсон, но уже не Эдмунд Гамильтон и Гарри Гаррисон (при всем почтении, уважаемые мэтры были не вполне НАУЧНО-фантастичны, а то и вполне ненаучно-фантастичны).

Честно говоря, после Лукьяненко, погрязшем в самоповторах и унылом троллинге западной толерантности (ничего не имею против сатиры, но тогда она должна быть хотя бы задорной как у Трэвиса Коркорана или Марка-Уве Клинга), и тысячах безликих «стальных шаров сталина», похоже, что вдохновленных «Гроном» Злотникова, я крепко разочаровался в отечественной НФ. «Роза и червь» Р. Ибатуллина, «Прикладное терраформирование» Э. Катласа и этот сборник возвращают мне веру в отечественную НФ.

Надеюсь, что вторая и третьи части окажутся не хуже. Авансом жахнул восьмерку без скидок на то, что «свое, родное».

UPD: На будущее — Иван, не раздавай итоговые оценки авансом. НИКОГДА. Целиком сборник оказалася весьма посредственным. Единственное его достоинство — он лишен недорассказов-«ВЫСКАЗЫВАНИЙ-на-актуальную-тему», как часто случается с последнее время с отечественной и зарубежной литературой.

Любителям гик-фикшн и робинзонад рекомендую обратить внимание на рассказ «Демон Максвелла атакует этнропию». Не «Марсианин» Э. Вейера или «Поселок» К. Булычева, конечно, но как минимум в основе рассказа лежит интересная идея, которую Наталье Духиной и Надежде Рощиной удалось раскрыть и написать увлекательную историю.

Оценка : 6
«Третья концепция равновесия»
–  [ 4 ]  +

drugndrug, 04 апреля 2020 г. в 20:18

Побольше бы таких произведений, побольше бы таких примеров в жанре научной фантастики, написанных на столь высоком уровне. Книга исключительная, индивидуального характера, сюжет сам по себе сильно отличителен, на все сто процентов выделяется из того мощного и необъятного потока книжной продукции научно-фантастического характера. Превосходная повествовательная манера, даже диалоги персонажей на философские темы или с использованием научных терминов нисколько не утомляют. Последнее, как правило, практически у всех авторов получается преподносить в своих опусах в «утомительном и скучном» виде. Веров представляет собой исключение из этого общего ряда. И, возможно, за счёт определённого юмора, которым эти «серьёзные» диалоги наделены.

На мой взгляд, Верову удалось написать произведение, которое имеет полное право занимать достойное место в одном ряду с «Обмен разумов» Шекли и «Автостопом по Галактике» Адамса. До прочтения «Третья концепция равновесия» в мире русскоязычной фантастики мне ещё не попадались книги подобного стиля.

Напоследок процитирую замечательные строчки из этого произведения:

«…Смотреть с умным видом на звезды или же изобретать новый метод деления на два — это не наш путь поисков смысла жизни... Наш путь много проще и незатейливей. Наши поиски смысла жизни сводятся на данном эволюционном этапе к поискам чего бы пожрать».

Так вот, роман Верова будет очень интересен тем особям человеческого рода, которые вышеупомянутый данный эволюционный этап своего развития оставили далеко позади себя.

Оценка : 10
«Классициум»
–  [ 4 ]  +

Shemsu, 30 марта 2019 г. в 22:30

Идея сборника очень интересная (как я понимаю, принадлежит она Игорю Минакову, ведущему редактору отдела фантастики в ЭКСМО). Собрать самых лучших, самых талантливых фантастов современности и написать рассказы от имени По, Уэллса, Сетон-Томпсона, Набокова, Довлатова — с полной стилизацией под стиль последних, но в то же время фантастических. Как будто в 30-40 гг. земляне и вправду вышли в космос.

Стилизация, надо сказать, получилась отменная. Например, прочесть еще одну «Лолиту» в космическом антураже было бы слишком просто — но автор переворачивает повествование с ног на голову, так что ты все равно остаешься доволен как слон, и узнавая аллюзии, и от неожиданности финала. И неудивительно: состав подобрался отменный. Данихнов, Первушин, Прашкевич, Кудрявцев, Наумов, Трускиновская, Володихин и другие.

Важный минус сборника в одном. Часть текстов здесь не проза, а поэзия со стилизацией под Маяковского, Бродского. Их, каюсь, пролистал. Притом совсем не плохо, просто... просто неинтересно. Не мое. Тот случай, когда лучше почитать оригинал.

И все равно на 90% это хорошие рассказы, однозначно стоящие прочтения.

Оценка : 8
«Бозон Хиггса»
–  [ 4 ]  +

Shemsu, 14 августа 2018 г. в 14:31

Это действительно очень хороший сборник очень хорошей научной фантастики. Я бы сказал, фантастики, выдержанной в классическом стиле, причем от классики он взял самое лучшее: т.е. этот сборник, оставаясь НФ, говорит о людях и обществе.

На обложку не случайно вынесен подзаголовок «НФ-возрождение». Книга издавалась в годы, когда все стенали, что русская НФ умерла. Практика показывает, что все совсем не так плохо. Более того, русская НФ и не умирала по-настоящему. Вот они, авторы, которые творили все это время: и в 80-х, и в 90-х, и в 2000-х. Не случаен и состав сборника: здесь, как я понимаю, совсем молодой автор, нового поколения + 2 автора, которым, условно, за 40 (Веров и Первушин). И корифеи старой закалки (Амнуэль и Войскунский).

Здесь у нас несколько крупных повестей, из которых по-хорошему каждая заслуживает отдельного отзыва. Но я напишу о нескольких.

Cygnus Dei. Потрясающая вещь в безумно интересном мире будущего, в который, умирая, попадает герой. Казалось бы, завязка неоригинальна, но исполнена она так интригующе, что об этом вовсе не задумываешься. Мир, причем, выступает не более, чем инструментом для выражения идеи, но получился настолько любопытным, что поневоле жалеешь, что не смог увидеть больше вкусных подробностей. Среди прочих отзывов отмечалось, что к произведению хотелось бы увидеть продолжение. Нет, конечно. По правде, совершенно не представляю, каким образом сюда можно было бы дописать продолжение. Это настолько законченная самостоятельная вещь, что в ней больше нечего сказать. Как компактное множество — замкнутое и ограниченное :)

Но мир получился действительно настолько интересным, что да, жалеешь, что не увидел больше его проявлений. Думаю, рецензент имел в виду именно это.

Идея произведения очень любопытная, но ее спойлерить нельзя, так что напишу просто: действительно, очень необычная, действительно круто и настоящая НФ. Идея из тех, когда ты прочел текст, закрыл книгу, а потом еще целый день в транспорте домусоливаешь ее в голове.

Тем более ценно, что при такой замечательной идее произведение написано очень динамично, и читатель на каждой странице разгадывает загадки, строит гипотезы и сталкивается с новыми тайнами.

«Вертячки, помадки, чушики» Антона Первушина. По правде, это произведение, закрыв которое я подумал, что всю свою жизнь писал ерунду, потому что никогда не смогу написать вещь такого уровня. Это удивительное произведение-исследование, произведение-расследование, по-своему неторопливое, в нем не происходит ничего особенного долгое время – но в то же время оно очень динамичное, потому что все произведение перед нами большая тайна, от которой герои и читатель откусывают по кусочкам, пытаясь переварить и сложить общую картину. Текст читается удивительно приятно: и неспешно, и интересно, и столько всего любопытного из области психологии.

Тем пронзительней финальный поворот повести.

Оно, в общем-то, ты заранее догадываешься: где-то примерно так и будет. Но, Господи, насколько же по-настоящему пронзительным получился текст.

Постараюсь обойтись без спойлеров (или почти без них). Но самый мощный момент – это когда спецслужбист, вживую видевший конец 80-х, 90-е гг. и начало 2000-х, во всем разочаровавшийся, потому что видит каждый день боровов и упырей, которые задают будущее страны, он привык к этому и уже ничего, ничего хороего не ждет — и вот он получает подтверждение, что у его страны все же есть будущее. Он не знает, какое, но знает, что через сотню лет его страна точно будет. И будет способна к космическим перелетам.

И насколько же жутко, бесчеловечно, жестоко эта надежда оборачивается в конце! Когда ты понимаешь, что о да, будущее есть. И понимаешь, что значили все-все словечки потерявшего память подопытного, вплоть до его имени.

Об остальных повестях достаточно сказать просто, что они хорошие. Разные, но хорошие.

Оценка : 9
«Настоящая фантастика-2011»
–  [ 4 ]  +

olpo70, 07 июля 2018 г. в 09:06

Из всего условного цикла «Настящая фантастика» антология 2011 одна из самых лучших. Причем составителям удалось собрать под одной крышей массу интересного. Здесь и хорошая фантастика, и замечательный юмор, и интересное переосмысление известных легенд и сказок, и умные, философские вещи. Плюс ко всему этому добавте интереснейшие и познавательные очерки и эссе. Я думаю все кто возмет эту книгу в руки не будут разочарованны. Она порадует читателей с разными вкусами.

Оценка : 7
«Социум»
–  [ 4 ]  +

0shishiga, 29 июня 2018 г. в 13:09

Я думаю, что это впервые за много лет — вот, вышел хороший сборник фантастики. Рассказы один другого лучше, над «Сысел-мысел» я даже всплакнула грешным делом. Спасибо авторам и составителям.

Оценка : 9
«Социум»
–  [ 4 ]  +

vorov2, 27 января 2018 г. в 15:35

Отличный получился сборник. Книга разделена на две части — «Общественные технологии» и «Технологическое общество». Разделение, конечно, несколько условное, но обе эти темы — социальная и технократическая — рефреном проходят через рассказы и повести сборника. Многие произведения органично сочетают в себе социальную и твердую фантастику. Есть вещи в духе старой классической фантастики, исследующие проблемы контакта людей с инопланетными цивилизациями (например, повесть Каганова «Лимонная планета»), история Маугли на научно-фантастический лад («Сысел-мысел»), антиутопии самого разного свойства («Брат ты мой единственный», «Успеть до дождя», «Самый счастливый день» и другие). Какие-то вещи напоминают классиков фантастики (например, «Гражданин потребитель» наводит на мысли о произведениях Дика, хотя тут и нет прямого заимствования), а есть рассказы с таким необычным миром, что воображение автора, простите за тавтологию, поражает воображение (например, «Ангел. Кот» Лебединской или «Реставратор реальности» Дашкова).

Произведения, собранные под обложкой сборника — очень разные. Это яркие, интересные представители жанра. Правда, стоит, признать, что практически все эти рассказы и повести объединяет одно — уважаемые фантасты вовсе сулят нам счастливого будущего. Впрочем, когда было иначе?

В целом сборник производит очень приятное впечатление. Читается влёт, от корки до корки. Рекомендую.

Оценка : 10
«Отель для троглодита»
–  [ 4 ]  +

sparkle, 10 июля 2015 г. в 21:17

Повесть вызывает столько приятных воспоминаний о некогда читанных колоссах — Кларке (квантами и прочими Мёбиусами), Брэдбери (ироничностью ГГ), Леме, Гамильтоне и др... Хорошо, что есть кому продолжать традиции.

Оценка : 8
«Cygnus Dei»
–  [ 4 ]  +

Дормиенс, 01 декабря 2013 г. в 23:47

Сперва это была история о чистилище, затем – о правдах, которых много. Потом вскрылся фундамент этого мира, и в конце был задан самый важный вопрос, возможно – важнейший. Тот самый, на который можно ответить только смертью: „Кто я?”

Мироздание, выстроенное Веровым и Минаковым, предполагает множество интерпретаций, и большинство их заведомо верные: мотив генетического эксперимента берется довольно быстро, вырождение человечества – тоже. Но здесь авторам удалась эдакая интеллектуальная игра: персонажи повести, сойдясь из разных, скажем для простоты, эпох, воспринимают будущее каждый по-своему. У всех свои представления о происходящем – и ни одно, кажется, не противоречит миру „Лебедя Божьего”: ни святой, ни нацист, ни астроном – не ошибаются. И пусть для одного ужасный новый мир ад, для другого – отражение теории Горбигера, для третьего – крах цивилизации, в идейном смысле всё куда хуже. Авторы смешали само понятие „правоты” с интерпретациями квантовой теории и получили то, что получили: вселенную, где возможен практически любой персонаж.

Идеальный плацдарм для постмодерниста.

Образ человека лучше, чем человек? А давайте-ка проверим.

Антураж от концепции не отстает. Ближайший аналог здесь все-таки, наверное, мир «Троянского цикла» Симмонса. Интересна и некоторая перекличка в ключевой роли квантовой теории. Но если американский автор не стал строить на своей квант-телепортации особых моральных дилемм (кроме, разумеется, мысли, что это вообще плохо), то Веров с Минаковым как раз на этой почве и работают.

Экзотичность мира победивших ГМО прописана разными средствами: от отсылок к сегодняшним реалиям до боевых эпизодов в стиле «Неукротимой планеты».

Новая версия абсолютного расслоения человечества. Новое предостережение от евгеники. И – что очень иронично – символом безотрадного будущего некоторое время был видоизмененный символ «универсального человека».

Одним из спрятанных мотивов внутренней композиции здесь является мелодия: «поют» хатули, поют сигнусы, песни-главы...

И финальный аккорд – «У человека всегда есть выбор». Вот она, лебединая песня человечества. Или человечья песня лебедя? В общем, она последняя и грустная.

Оценка : 9
«Ключ к свободе»
–  [ 4 ]  +

sandyann, 18 ноября 2012 г. в 15:17

Я вообще не понимаю, за что и кому тут ставить оценку? За то, что авторы просто передрали с начала до конца старую добрую сказку, перемешав её кучей непонятных, трудночитаемых и ещё более гораздо труднее представляемых киберпанковых словечек типа — капсула, молекула, трёхмерная спираль ДНК, дроиды, флаеры и т.д. Если оценку ставить чисто сказке «Буратино», то безусловно оценка 10, а если этому киберпанку, то 2. Среднее арифметическое — 6. Но моя оценка значительно понизилась потому что повесть, которая поначалу внушала большие надежды, оказалась ещё и трудно читаемой. Возможно, если бы по такому сценарию сняли фантастический американский боевик с участием Милы Йовович, то получилось бы гораздо интересней. То что писали авторы гораздо удобнее видеть на экране, чем читать и пытаться представить, не зная, о чём вообще речь.

П.С. Зря только хорошую сказку испортили

Оценка : 2
«Завхоз Вселенной»
–  [ 4 ]  +

coleebree, 31 июля 2012 г. в 19:02

Роман о человеке, который обладает даром превращать невероятное в возможное. Сюжет начинается с банального казалось бы хода, главный герой должен умереть, но чудесным образом получает бессмертие. И понеслось...

Боевик, мистика, едкая политическая сатира, откровенный стеб над современными реалиями, серьезные философские размышления о жизни, смерти и взрослении. Феерический микс, крышесносный, написанный очень хорошим языком и, что самое главное, на мой взгляд, не скучный.

Скучать здесь некогда, потому что автор умело кидает героя из огня да в полымя, из одной ситуации в другую. Вихрем приключений героя проносит по разнообразным, невероятным и неожиданным мирам. И в то же время все эти миры очень узнаваемые, они про нашу жизнь. Невероятную, но возможную. В общем, получилась глубокая вещь в яркой занимательной обертке.

Самое ужасное в этом романе — это жуткая обложка, которая никак не отражает его содержания. :)

Оценка : 9
«Ангел мщения»
–  [ 4 ]  +

Адреналинкс, 16 июня 2012 г. в 00:59

Видится мне в этом рассказе черный юмор, высмеивающий произведения об «эффектах бабочки», а также – любимые публикой хэппи-энды.

Машина времени изобретена, вот только вся ее мощь направлена лишь на ублажение низких человеческих инстинктов. Главный герой пытается исправить ситуацию, переписав прошлое. Но если само Время дало добро, чтобы над ним так измывались, сможет ли что-то исправить человек? Героя в финале жалко до слез. Без иронии.

А еще по прочтении рассказа возникла следующая мысль. Как часто мы думаем: «Вот если бы можно было исправить прошлое…» А ведь разумнее работать с настоящим – здесь и сейчас. Больше толку будет, я думаю.

«Нетрадиционный психоанализ»
–  [ 4 ]  +

Адреналинкс, 05 апреля 2012 г. в 18:55

Светлая, милая и добрая вещь. Не фантастика даже, а я бы сказала крепкая психологическая проза. Рассказ о том, как одно слово, или несколько слов, или вообще целая псевдо-умная речь психолога, решившего подшутить над пациенткой, может перевернуть жизнь человека. Героиня выходит из кабинета не просто избавившейся от фобии женщиной, но и вообще женщиной себя переосмылившей. Что не могло не сказаться на ее дальнейшей жизни.

Этот рассказ немного напомнил «Степную ромашку» этого же автора. И вообще у Верова в произведениях часто так или иначе поднимается тема переосмысления или поиска себя.

«Степная ромашка»
–  [ 4 ]  +

Адреналинкс, 25 марта 2012 г. в 03:15

Рассказ о переосмыслении – себя, как личности, и своего пути.

Жила на свете ромашка. Росла себе в степи в окружении таких же беззаботных растений и горя не знала. Но однажды случилось нечто, и она осознала себя, и впитала в себя весь мир – огромный и удивительный, вместила в себя столько, сколько способен был вместить маленький цветок. И стала больше, чем просто ромашкой.

Жил на свете император. Был он суров и жесток, и быстр на расправу. Но однажды довелось ему вести свое войско по степи. Вошел он в эту степь великим владыкой, а вышел… Так и осталось неведомо, кем именно, но уж точно не самим собой. Говорят, что стал он Ромашкой. Той самой, которая вместила в себя целый мир, а может и чуточку больше. И разросся мир Ромашки-Императора, и уже тесна стала империя, и скучны прежние дела. Вот только, как объяснишь это подданным? Они думают, что владыка помешался, а он просто стал кем-то большим, чем просто император.

Хотя на самом деле все было иначе. Примерно вот так – жил на свете лама. Однажды он собрал своих учеников и решил рассказать им сказку. И задать один вопрос. А кто найдет ответ, тот станет кем-то большим…

Оценка : 10
«Немецкая сказка»
–  [ 4 ]  +

Адреналинкс, 22 марта 2012 г. в 01:28

«Я вас, развратниц, 10 лет на этом корабле собирал!» — эта строчка из анекдота упорно лезла на ум, когда я дочитывала рассказ. Впрочем, героев «Немецкой сказки» собирали на корабле гораздо дольше, да и смешного в этой истории мало. На первый взгляд рассказ о возмездии, которое настигает преступников, спустя века. И которое на пути своего свершения не брезгует ничем. Ни магическим заклятием, которое попав руки эсэсовцев ставит мир на грань, изменив известный нам ход истории, ни банальными наркотиками, под действием которых герой проникает в прошлое, и там одной лишь фразой открывает возмездию дверь в наш мир.

Однако тут же на ум приходят еще две расхожие цитаты: «Сын за отца не отвечает» и «Мы отдаем долги не тем людям». Возмездие оказалось неповоротливо – пока оно развернулось, пока почухалось, пока нашло нужную дверь, все убийцы и их сообщники поумирали от старости, пришлось настигать их о-о-очень далеких потомков. И спрашивается: в чем потомки-то виноваты? Даже если один из них далекий родственник не только убийцы, но еще и эсэсовца, разбудившего древнее заклятие. Впрочем, долг отдан. Наследники убийц обречены на нечто, что страшнее смерти («Нас ждет совсем не та смерть…»), а сам герой, видимо, на вечное плавание на корабле-призраке.

Но рассказ, пожалуй, не о возмездии свершившемся, а о его Пути. История начинается в 1199-м году и заканчивается в наше время только в альтерантивной реальности. И все это время возмездие тихо-спокойно идет к своей цели, пускает корни, подготавливает почву, переплетается с легендами разных эпох… О! К слову о легендах. Мне одной черные птицы сигнусов деи напомнили? Птицы ада и божьи лебеди. Есть в них некое сходство…

Оценка : 10
«Отчего гибнут киллеры»
–  [ 4 ]  +

БорЧ, 18 июня 2011 г. в 17:00

Уведомления автора, что все сходства, мол, чисто случайны, а персонажи вымышлены — сразу навевает мысль, что всё, мол, вовсе и наоборот. Но — десяток лет пролетело и многое уже как-то и не ассоциируется. Хотя кто-есть-кто по аллюзиям вспомнить ещё можно, но история, как известно, вершится в частностях, а они-то, увы, уже по прошествии десятилетия и ускользают.

Оценка : 8
«Господин Чичиков»
–  [ 4 ]  +

Адреналинкс, 04 июня 2011 г. в 18:16

Фантастический роман-аллюзия на классическое произведение Гоголя.

Наше время. В город Н приезжает некий господин по фамилии Чичиков. Господин начинает скупать странный товар – мертвые души. Вот тут-то и выясняется масса всего интересного. Например, что души – даже мертвые – есть не у всех. У некоторых, например, душезаменители стоят. Что, в принципе, для отдельных господ логично – разве можно в большую политику да с живою душой? А иные считают, что вообще нет никаких душ – есть только «тонкоэфирные паразиты». Каждому – да по вере его, как говорится…

Бизнес Чичикова в Н процветает, пока на его пути не возникает неожиданный соперник. Некто, кто в прошлой жизни был незадачливым студентом Артемом, а теперь стал – даже сразу не разберешь, кем?

Он выходит на сцену весь в белом. Он обеими руками за Добро. Его город – обновленный Н – просто мечта обывателя! В нем нет ни взяток, ни хамства, ни преступности, улицы блистают чистотой, все улыбаются друг другу, все счастливы, и даже пресловутые «мертвые души» находят здесь приют. Вот только, почему-то, тошнит от такой идиллии, аж наизнанку выворачивает. И от самого Артема тошнит.

И ты понимаешь, что Добро – это, конечно, прекрасно, но… Не таким оно должно быть. Возможно, как бы банально это ни звучало, все дело в том, что «нет света без тени». А у Артема как раз он. Свет. Без тени, ага. А кто у нас теней не отбрасывает? Верно, нежить всякая. Вот и вышло, что Добро – мертворожденное.

А возможно, причина в том, что к подобному Идеальному Городу люди должны прийти сами, а не под давлением некоего сверхсущества.

И еще. В «Господине Чичикове» нет положительных героев. Ни одного. Хотя некоторые из них и вызывают искреннюю симпатию. А почему? Не знаю. Каждый решает сам.

Оценка : 10
«Бозон Хиггса»
–  [ 4 ]  +

тессилуч, 01 марта 2011 г. в 07:32

Настоящая фантастика, такая которую я люблю. Хорошо что издательсво занялось возрождением НФ. А то все читают боевики и фэнтези. Такие сборники надо сделать ежегодными.:cool!:

Оценка : 8
«О фантастических допущениях и прочих страшных вещах»
–  [ 4 ]  +

SergUMlfRZN, 28 ноября 2010 г. в 13:14

Цитата

[авторы анализируют роль фантастического допущения, как неотъемлемой, структурообразующей части научно-фантастического произведения, имеющей самостоятельную художественную ценность.]

Конец цитаты

Сколь не спорно и радикально данное суждение, но результаты опросов по соответствующей тематике и статистика оценок сайта, как мне кажется, подтверждают его. По меньшей мере, данная статья помогла наконец-то формализовать причину по которой меня не устраивают рекомендации ФантЛаба... А она проста — как я отметил выше, подавляющая часть любителей фантастики ценит (и оценивает прежде всего) именно это самое пресловутое фантдопущение. Потому, что именно оно позволяет дать ОБЪЕКТИВНУЮ оценку произведению вне зависимости от степени причастности читателя к литературоведческой деятельности. А для меня фантдопущение — в лучшем случае на втором-третьем местах и является всего лишь антуражем, на фоне которого развивается личность ГГ — а эта сторона любого произведения может оцениваться исключительно субъективно.

Так что вопрос к авторам — читатели, относящие фатдопущение ко второстепенным деталям фантастического произведения, уже не являются любителями фантастики?

Оценка : 8
«Операция «Вирус»
–  [ 4 ]  +

видфара, 30 августа 2010 г. в 06:51

Самое забавное, что текст, призванный дать ОТВЕТЫ, сам порождает гораздо больше ВОПРОСОВ! Но разве не в этом ценность любой хорошей книги?

Эта повесть во многом похожа на экранизацию «Обитаемого острова» — завышенные ожидания, шумный пиар, яркая картинка... и совсем другой угол зрения, искажающий светлый образ «Мира Полудня». И нам не хочется верить, что всё было именно так! Это больше похоже на альтернативную историю (хм, как звучит-то: альтернативная история альтернативного будущего!:-)).

А может быть, дело не в соавторах, а в нас самих? Со времени создания братьями Стругацкими своего легендарного цикла наш реальный мир изменился кардинально. И явно не в лучшую сторону. А «Полдень» остался неизменным. И нам не хочется, чтобы он менялся в ту же сторону, что и реальность-за-окном. «Надо же во что-нибудь верить» (с) И всякий, кто осмелится покуситься на предмет этой веры, будет немедленно подвергнут осуждению...

А вот читать повесть интересно. И спорить с ней хочется, и не соглашаться (особенно с этикой отдельных персонажей), и даже перечитывать — что само по себе редкость для большинства произведений современной фантастики.

Оценка : 9
«О фантастических допущениях и прочих страшных вещах»
–  [ 4 ]  +

kkk72, 02 июля 2010 г. в 16:10

Самая сильная черта критика Верова-Минакова — нестандартность суждений и дерзость, с которой он выдвигает свои идеи. Далеко не всегда эти идеи безукоризненны и детально проработаны, гораздо чаще они выглядят весьма сомнительными, но почву для размышлений дают безусловно. Вот и на этот раз, размышляя на темы соотношения фантастики и религии Веров-Минаков приходит к достаточно парадоксальным выводам, пожалуй, несколько радикальным, но весьма любопытным. К тому же статья содержит толковые размышления по поводу разновидностей фантастических допущений и их влиянии на развитие сюжета. В общем, Веров-Минаков в своем репертуаре. Их статьи можно критиковать, можно не соглашаться с ними, но остаться незамеченными им трудно.

Оценка : 8
«Господин Чичиков»
–  [ 4 ]  +

brend_archer, 04 ноября 2009 г. в 15:31

В губернский город Н. (в котором угадывается мой любимый мегаполис, криминальная столица Украины) приезжает некий господин Чичиков. Правда не на бричке, а на «Мерсе». И что б вы думали он начинает делать? Таки да. Скупает мертвые души. Объяснять подробно, что это за души и зачем господин Чичиков их скупает, я не буду. Иначе читать книгу будет неинтересно. Одно скажу, его бурная деятельность вызывает ответную реакцию у сильных мира сего. У городского головы, у работников СБУ и прокуратуры, у некрупных братков и у негласного хозяина города (владельца ФК«Забойщик»).

Книга написана замечательным языком. Очень органично переплетаются гоголевские обороты и современная речь. Такое ощущение, что каждая фраза вылизана, выглажена, как то очко зубной щеткой, т.е. до блеску. Сюжет тоже не заставляет скучать. Хватает и поворотов, и стреляющих ружей...

А о чем эта книга вообще, в глобальном, так сказать, масштабе? Да бес его знает. Я ухватился мыслью за тот тезис, что зло, оставляющее личности определенную свободу, значительно лучше, на мой взгляд, чем добро, загоняющее в узкий коридор «правильно — неправильно». Хотя это, кажется, не самая оригинальная мысль. Кто-нибудь найдет оригинальную трактовку понятия «душа» в научном смысле. Помните измерения забугорных ученых, что в момент смерти тело станвится легче на несколько граммов (или милиграммов, я точно не помню). Кто-то просто будет наслаждаться, заглядывая вместе с персонажами в до боли знакомые заведения...

Оценка : 10
«Господин Чичиков»
–  [ 3 ]  +

Real Luden, 02 апреля 2022 г. в 12:28

Понравилось. Отличный слог и ритм. 9 из 10. Минус за, несколько сумбурную, вторую часть романа. Когда не понятно зачем, жанр поменялся из фантасмагорической сатиры в метафизическую мистику. Зря. Такой жанр одним талантом (а он у автора есть!) уже не вытянуть. Тут уже нужны глубины Михаила Афанасьевича или Николай Васильевича...

Но в любом случае — очень, очень хорошо! Рекомендую!

Оценка : 9
«Десант на Европу, или Возвращение Мафусаила»
–  [ 3 ]  +

240580, 15 июля 2021 г. в 11:29

Итак, вторая книга цикла «Трикстеры». Собственно, у книжки те же достоинства и те же недостатки, что и у первой. В любом плюс уже за сам жанр – попытку построить что-то вроде социально-технической утопии. Фаланстеры, Всемирный Совет Фаланстеров, глобальная сеть Ирма, механорги – все это чудесно, но, к сожалению, почти не раскрыта жизнь обычного человека в этой утопии. Вместо этого видим борьбу за ее сохранение с неведомыми агрессорами.

Показалась интересной мысль о том, что каждая цивилизация во Вселенной должна проходить технологический этап, который доходя до определенного момента, достигает точки невозврата. Это когда биологическое соединяется с техническим.

Не понятно, что там с третьей частью. Прошло уже больше 10 лет, а роман всё ещё значится как «не окончен».

Оценка : 7
«Настоящая фантастика-2019»
–  [ 3 ]  +

Denver_inc, 14 ноября 2019 г. в 08:51

В этой антологии, мне больше всего понравились два рассказа. Это — «Дурак» Майка Гелприна и «На речке», Тара Саргассова. Последний, на мой взгляд, является очень качественным фанфиком на «Свет в окошке» Логинова. Поэтому, очень рекомендую прочесть этот текст всем фэнам «Света в окошке».

В остальном же, всё как обычно. Есть, как и хорошие произведения, так и откровенное графоманство. Последнего, слава редактору, в этот раз, всего чуть-чуть. В основном же — это крепкие, неплохие тексты, написанные в разных жанрах.

На что хочется обратить особое внимание, так это то, что в этот раз «Настоящая фатастика 2019» выглядет более цельно, чем её сестра «Русская фантастика 2019». Глебу Гусакову — респект и уважуха! )))

Оценка: 7/10

Оценка : 7
«Немецкая сказка»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 30 мая 2019 г. в 11:57

Полноценный мини-роман со скачками по нескольким эпохам и постапокалиптичным будущим. Древние пророчества и проклятия, орден СС, восставшие мертвецы.

Вниманием к нацистам и их любовью к рунам повесть напомнила рассказы Пелевина «Оружие возмездия» и его эссе «Гадания на рунах».

Оценка : 8
«Фатум. Самые тёмные века»
–  [ 3 ]  +

Eloise, 10 апреля 2019 г. в 10:02

Антология «Фатум. Самые темные века» — это сборник рассказов темного фэнтези. И это заметно с первых страниц. Почти все рассказы полны даже не отчаянием, а безнадежностью и невозможностью героями хоть что-то изменить, хотя некоторые из них все же продолжают борьбу со «Тьмой в мире» (первая часть антологии) и «Тьмой в собой» (вторая часть).

Больше всего понравились рассказы Оксаны Глазневой «Лукошко», Сергея Шлычкова «Сладкая песнь Нанки», Юлии Лебединской «Осколок удачи», Дмитрия Лазарева «Маяк» и Максима Макаренкова «Время урожая».

Оксана Глазнева «Лукошко». Рассказ очень понравился, щемящий и грустный. Но несмотря на решение Кораха в конце рассказа, мне не очень верится в возможность спасения этого загубленного мира.

Сергей Шлычков «Сладкая песня Нанки». Красивый и страшный рассказ. Про Нанку и несчастного Тангая, ученика шамана. Необычная и атмосферная история.

Юлия Лебединская. «Осколок удачи». Очень понравилась история, рассказанная автором. Все герои живые и вызывают сочувствие, особенно столь невезучая лекарка.

Дмитрий Лазарев «Маяк». Рассказ описывает борьбу со Тьмой Альдара Лотца, который отбывает наказание на Маяке. Эмоции и переживания героя написаны очень убедительно и ярко.

Максим Макаренков. «Время урожая». Понравился, сильный рассказ. Про проводника Бранимира и отряд полусотника, которые отправились в поход в Дурные земли по приказанию князя. Я хоть и понимала, что это темное фэнтези, но все-таки подобной концовки не ожидала.

Хотелось бы упомянуть о тоже достаточно сильных рассказах, но не настолько меня впечатливших: «Ничего Святого» Павла Корнева, Г.Л. Олди «Принц тварей», «Предел человечности» Шимун Врочека и «Город мертвых богов» Алексея Кунина.

Остальные рассказы антологии не вызвали особого интереса, хоть и написаны довольно неплохо.

Общее впечатление об антологии достаточно хорошее, любителям темного фэнтези должно понравиться.

Оценка : 8
«Фатум. Самые тёмные века»
–  [ 3 ]  +

Angvat, 04 апреля 2019 г. в 13:15

Вот какие ассоциации возникают у вас со словосочетанием «русское темное фентези?» Лично у меня особо никаких, потому что, будем честны, среди наших писателей ввиду конъюнктуры рынка жанр не то чтобы популярен, и подобные произведения на полках магазинах в разделе «наше» искать придется долго и упорно. Поэтому сборник «Фатум» заинтриговал меня еще со времен своего анонса. Увы ввиду некоторых факторов знакомство с ним несколько подзадержалось, но теперь вожделенная книжица у меня в руках, была изучена, и я наконец готов вынести ей суровый и беспристрастный (в смысле конечно же злобный и субъективный, где мое отношение к отечественной фантастике и где беспристрастность) вердикт.  

Начало сразу должно задавать тон. Так вот, «Фатум» практически эталон того, как НЕ НАДО начинать сборники. Если в аннотации в сотый раз костеришь треклятого Мартина и грязь/кишки/порнографию, то худший вариант – это разумеется со всего этого и начать. Утрированно-грязное средневековье, главный герой, использующий циркачку в качестве дамы легко поведения чуть ли не прямо за углом, рубка одержимого населения в капусту… Мало того, что рассказ сам по себе достаточно посредственен, так и воткнут он максимально неудачно. Когда в аннотации одно, а под обложкой сразу же совсем другое, это сразу настраивает на негативный лад ко всей книге. Или это вроде как тонкая такая аллюзия, мол у нас тут «настояяшшая чорная фентезя», и как говорится «чего стоит слово, данное негодяем?» Дальше первая часть идет просто ровно, без изысков, запомнилось разве что «Лукошко» (но это вообще какой-то славянский стимпанк, да тянет не на рассказ, а скорее задел повести). «Песни нанки» тут тоже явно не совсем место, это скорее просто подражание сказаниям народов севера, которые конечно весьма мрачны, то темным фентези назвать их можно ну с очень большой натяжкой. Ну а «Предел человечности» я просто не осилил, ибо написан он моем нелюбимом стиле «салат мелкорубленный», т. е. рассказ разбит на массу кусочков и его просто визуально неприятно читать (очередная тонкая аллюзия?..)

Вторая часть тоже чем-то особо запоминающимся похвастать не может. «Принц тварей» — очередная история, которой подходит старая шутка по поводу лавкрафтавщине о том, что «заходя в тихую деревню с чересчур хмурыми или наоборот приветливыми жителями сыщики на всякий случай убивали сразу всех, так с вероятностью в 90% они все равно были культистами». У «Хочу справедливости» неплохая задумка, но местами чересчур нелепая подача (опальная проститутка может буквально в подворотне обучится убийственной магии и пройти мимо тренированной охраны прямо в королевские покои), Stella Sanguine – просто привет «Городу жуков» из Shadowrun…

По итогу можно сказать, что сборник вышел весьма неровным. Некоторые из рассказов в рамках поджанра либо достаточно банальны, либо вообще относятся к нему с большой натяжкой. Пусть и не выдающиеся, но неплохие среди них есть, но беда в том, что в общем и целом сборник просто не очень соответствует заявленной тематике и хвастливой аннотации. Его либо позиционировать надо было иначе, либо подпорку делать иначе (до хотя бы порядок немного изменить, не демонстрируя с порога противоречия той же аннотации). Итоговую оценку ставить не буду, так как просто как сборник мистики/фентези читать можно, но на антологию конкретно темного фентези, к тому же хоть сколько-то оригинального, книга не очень тянет.

«Парабеллум. СССР, XXII век. Война в космосе»
–  [ 3 ]  +

Shemsu, 30 марта 2019 г. в 22:33

С некоторым подозрением относился к сборнику, ожидая не будет ли развесистой клюквы — и очень рад, что оказался в корне неправ. Уже первые несколько рассказов показывают, что авторы шагают далеко за рамки концепции об СССР в космосе, поднимая сложные, важные вопросы и моральные дилеммы.

Здесь у нас история дипломата и миротворцев на узкой нейтральной полосе между Венерой южной и северной. Здесь у нас потрясающий рассказ Сергея Игнатьева о раскопках вокруг корабля космических бродяг, закованного во льдах на далекой планете Байтоушань. Здесь у нас откровенный стеб над СССР и аллюзии на Warhammer 40k, но при этом же рассказ «с Вахой» на самом деле не о Вахе, а вовсе даже о манипулировании и границах патриотизма.

Колоритно. Атмосферно. Остросюжетно (ну, понятное дело, чего еще ждать от сборника с таким названием?) и очень душевно-проникновенно и неглупо. Наверное, от Гелприна, Бурносова, Игнатьева, Вереснева и нельзя ждать чего-то иного.

Оценка : 8
«Мэон и маленькие городки земли»
–  [ 3 ]  +

peresmeshnik_77, 09 февраля 2018 г. в 13:16

Безумная, сумасшедшая, завораживающая книга, заставляющая взглянуть на мир под непривычным углом.

Оценка : 10
«Cygnus Dei»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 28 февраля 2017 г. в 11:13

Вещь чисть приключенческая, ни на какие мысли и идеи, естественно, не претендующая, эмоциональной составляющей, аналогично, тоже не имеющая (если не считать за таковую любопытство читателя — что же случилось и чем все это закончится?:)). И все в ней, к сожалению, как обычно: очень интересное начало и совершенно не соответствующий ему по уровню увлекательности слабый финал. Первые страницы повести интригуют и читаются практически «на ура» — странное пробуждение, знакомый и одновременно незнакомый Крым с развалинами вместо городов, удивительная флора и фауна, включающая и мифологических существ, например тех же сирен (птица Сирин?), и... полное безлюдие.

В общем, читается эта первая половина повести совсем неплохо. Но ровно до тех пор, пока авторы не начинают сводить концы с концами. И поскольку умного, эффектного финала они так и не нашли, в ход, естественно идет метафизический туман, облаченный в яркие одежды псевдонаучности — читателю начинают рассказывать про плотности информационных потоков, добавив к ним уже в качестве фарса питекантропов с сильными ментальными способностями и навесив на все это сакраментальное «Кто же я?». Очарование от повести сразу же пропадает и дочитывать ее становится скучно и неинтересно.

Оценка : 5
«Парабеллум. СССР, XXII век. Война в космосе»
–  [ 3 ]  +

Seidhe, 12 февраля 2016 г. в 08:56

Да уж, на удивление неоднозначной получилась антология... Про её достоинства и недостатки здесь сказано уже достаточно, но вот что интересно — прочитал я её чуть меньше недели назад, но руки всё никак не доходили выставить оценки, а когда дошли — с удивлением обнаружил я, что практически не помню, что в каком рассказе происходило. Это ни в коей мере не значит, что книга плохая, потому как читать было интересно, да и время пролетело незаметно, но больно уж «однородным» получился «Парабеллум». Получается, что самыми запоминающимися произведениями антологии стали: «След капеллана» Юрия Погуляя (который в своём отзыве пользователь пан Туман метко окрестил «красным Warhammerom»), с его непростым морально-этическим посылом и хорошим литературным исполнением; «Домбай» и «Эрцог» Сергея Волкова из-за описаний космических кочевников-стэлманов; да «В Америке секса нет» Татьяны Кигим с (да простит меня автор) придурковатым юмором в стиле рифмы Билл-дебил и американца, краснеющего при слове многочлен, который мне не понравился совершенно, но запомнился ведь! =))) Все остальные рассказы — это именно то, что обещают в аннотации: «нет таких крепостей, которых не смогли бы взять десантники в силовой броне с алыми звездами, простые советские парни и девчонки.» Опять же повторюсь — это не значит, что рассказы плохи сами по себе, но не остаются они в голове. Ведь предполагается, что действие происходит в альтернативной реальности, поэтому хотелось бы больше конкретики о мироустройстве и путях развития человечества, а всему этому в книге уделено очень мало место. Меняй декорации на Великую Отечественную или локальные конфликты XX-XXI веков, и ничего, по сути, не изменится.

Подводя итог, могу сказать, что книга заслуживает крепкой 7, но за несбывшуюся мечту (надеюсь, что только пока) «Космос будет наш!» накину балл. Рекомендовать могу поклонникам боевой фантастики — читать какой эсминец прикрывает какой транспортник и какие на него летят вражеские истребители иногда утомляет. Ну и в качестве ностальгии по будущему, которое могло бы быть =)))

Оценка : 8
«Отель для троглодита»
–  [ 3 ]  +

Ur111, 01 февраля 2016 г. в 17:31

Согласен, что в повести есть намеки на «Солярис» Лема, на «Планету для контакта» Гуляковского, что вызывает некоторые эмоции, но ведь жанр этого произведения научная фантастика, а значит и нужно показывать технологии будущего. А здесь этого нет — одни намеки. Да сознание человека и искусственного интеллекта оказались квантово запутаны, но где результат этого смешения? По идее в результате должен был получится в терминологии трансгумманизма пост-пост-постчеловек!

А показан обычный киборг с некоторыми возможностями только если он находится в странном обьекте!

Уважаемый мною фантаст Андрей Львович Ливадный на протяжении всего цикла «История Галактики» где более 60 книг раскрывал тонкости такой технологии будущего как «нейросенсорный контакт» — результат слияния человеческого разума с искусственным интеллектом. Кстати эта технология уже существует в зачаточном состоянии и называется «BrainGate».

Когда читал, то как технарь просто пропускал гекзаметр — это для гумманитариев, а ругательство пилота — что б тебя накрыло Фурье преобразование заставило улыбнуться.

Мое мнение — в научной фантастике в первую очередь должны быть показаны технологии будущего, а не высокие моральные качества человека будущего через гиперболу фантастических идей — это мне еще в советское время у Стругатских поднадоело.

Желаю автору больше творческих идей и постараться развить идею квантовой запутанности человеческого интеллекта с машинным — про это прочитал в первый раз.

«НФ — «золотое сечение» фантастики!»
–  [ 3 ]  +

glupec, 28 августа 2015 г. в 19:07

    Набор общих фраз, с которыми — чисто теоретически — нельзя не согласиться. И, при всем желании (а также уважении к соавторам), не получится _серьезно_ спорить. Потому что это рассуждения о чем-то сферическом в вакууме. На статью для Рукипедии потянет, а вот для Лурка такое уже не годится. Хотя при чтении ловишь себя на мысли, что авторы как раз-таки собирались использовать луркояз, только не знали, как. Термин «невнятные гуманитарии», например, отзывается статеечками с Уютного.

    Для тех, кто прочел больше одной вещи В. и М., давно известно — они ставят знак равенства между НФ и — как говорила одна моя знакомая — «фьючеркой». Т.е., условно-футуристическим антуражем. Между строк очевидно просвечивает (хоть авторы этого и не говорят вслух), что «фэнтези — это такая плохая НФ» (неправда. Фэнтези и научная фантастика — разные подмножества фант. литературы, совершенно разные... Иначе пришлось бы и магреалистов типа Кортасара в НФ записать ;))

Также очевидно (почти сказано прямым текстом), что «НФ пишется технарями для технарей» (ну, я уже сказал про презрение к гуманитариям, характерное сами-знаете-для-кого. Хотя, например, Дилэни писал лингвистическую НФ, Аркадий Стругацкий был переводчиком-японистом, Валентинов с его великолепным «Сферическим» циклом — вообще историк... Словом, сперва нужно хорошенько подумать, а уж потом — выдвигать такого рода сомнительные тезисы).

   И назревает вопрос: чем футуристический антураж так уж сильно отличается от набившего оскомину условно-средневекового (как любят говорить Г. Л. Олди, «с каких это пор декорации — главное в спектакле»?) Плюс — уважаемые авторы, неужели вы всерьез думаете, что достаточно по(д)садить героя на бэтээр, и это уже будет крутой боевик?.. Насколько мне известно, в боевике важнее всего не бэтээры, а мрачная атмосфера, напряжение\драйв, подробное описание сражений (как врукопашную, так и...) Но вот с подробностями у В. и М. всегда — не очень. «Каммерер пошел... Каммерер пришел...», а дальше все компенсируется обилием водянистых диалогов. ГГ-то, в принципе, уже известен, его можно и не описывать — читатели и так все поймут... Но беда не в этом. Беда в том, что (не поверите) ориджиналы ув. авторы тоже примерно так создают: по принципу «ну ты понел, да-а?»

    «Существует множество определений научной фантастики как направления литературы вообще и фантастической — в частности. Все они так или иначе неполны, поэтому мы не будем останавливаться на них подробно, а попытаемся вычленить главное, что отличает произведения НФ от «собратьев по цеху».

«Стругацки[е], которые, несмотря ни на что, оставались научными фантастами. Доказательство этого требует отдельной статьи, поэтому ограничимся лишь констатацией» (см. выше, принцип «Nuff said» никто не отменял. И никогда).

«[новое] поколение вообще перестало различать главное и не главное, превратив фантастику в коммерческое, хотя и не всегда низкопробное чтиво, где сюжетная занимательность, причудливость фантастических миров окончательно вытеснили всякую проблематику. В конце концов литература крылатой мечты стала бескрылой»

    Ну хорошо, в НФ кризис. А где его нет?.. В фэнтези тоже... не к ночи будь помянуты... обилие всяких пеховых и зыковых. В АИ — засилье махрового попаданчества. Чем констатировать известные факты, лучше бы пояснили метОду, как с этим кризисом бороться. По мне, так совершенно обратным путем: не увлекаться «технiчными» фантдопущениями, а как раз-таки идти по стопам Стругачей — психология, идейность, социальная проблематика спасут нашу НФ. Вот только надо понимать, что социальная проблематика ≠ «ФД, имеющее значение для общества». Любимый лунный трактор ведь тоже... гхм-гхм... значение имеет.[/i]

...а про сравнение двух космоопер — Гамильтона и Кларка — плюс выводы, какая из них «научнее» — ничего говорить не буду, просто отсылаю интересующегося читателя к эссе В. Аренева «Страна непуганых критиков». Там по эт поводу все сказано...

    (И последнее. Если вы думаете, что я излишне резок — посмотрите, какую оценку я поставил. Если б хотел «потопить» Верова и Минакова — без зазрения совести влепил бы им 5 или 3... К сож., факт остается фактом: литературоведческая статья — это одно, а «нарезка» из собственных разрозненных наблюдений за модными ныне трЭндами — совсем другое).

Оценка : 6
«Бозон Хиггса»
–  [ 3 ]  +

Helleformer, 21 мая 2015 г. в 02:49

Не буду говорить, что рассказ плохой, но это определенно из тех вещей, которые читаешь и не понимаешь. И дело тут не в том, что у читателя ума не хватает (до истинной заумности тут еще далеко), а просто это странный рассказ со странными явлениями и неясными событиями. Читаешь и теряешь внимание как во сне. Смысл выскальзывает из рук.

Оценка : 5
«Парабеллум. СССР, XXII век. Война в космосе»
–  [ 3 ]  +

Denver_inc, 15 мая 2014 г. в 12:15

После третьего рассказа я задал себе вопрос – Почему я вместо рассказов Джека Лондона или Эрнеста Хемингуэя читаю ЭТО? Зачем? Чтобы ознакомится с современными фантастическими рассказами? Оно мне надо? Ну, прочитал заглавный рассказ Майка Гелприна и хватит.

Однако затем я начал читать рассказ «В Америке секса нет», вначале я улыбался, затем хохотал, под конец просто нервно хихикал. Кто-то скажет, что шутки в этом рассказе бородатые и местами ниже пояса, как по мне, так зато весело. После этого были ещё неплохие рассказы: «В гостях у сказки», «След капеллана» и ура-патриотический «Имя для эсминца», остальное можно не читать, ибо кажется, что это просто военно-космическое перевоплощение различных локальных конфликтов, в котором участвовал СССР в ХХ веке. В итоге, сборник получился как-то так себе. Ну есть и ладно.

Оценка : 6
«Привет из прошлого»
–  [ 3 ]  +

god54, 15 января 2014 г. в 18:13

Если не ошибаюсь то я впервые встречаю совершенно новый фантастический термин «Хронопанк». При этом надо признать, что автор уже второй раз показывает мне новую сюжетную линию в теории темпоральных путешествий. Написано увлекательно, читается легко, жаль, что прерывается на самом интересном месте, т.е. в самом начале разгадки...

Оценка : 7
«Почти как люди»
–  [ 3 ]  +

god54, 15 января 2014 г. в 17:33

Люди создают роботов, затем создают андроидов, а потом сами переселяются в дроидов достигая бессмертия, и тода встает вопрос, а нужна ли при этом человеческая личность и круг замыкается. Отсюда, возможно, и название произведения «Почти как люди» — страсти человеческие переходят к роботам и не видно конца поиска и развития. В целом же произведение интересное и его лучше читать до основного произведения.

Оценка : 6
«Планы меняются»
–  [ 3 ]  +

god54, 13 января 2014 г. в 13:14

Рассказ является составной частью романа-буриме, а потому читать его отдельно нецелесообразно, а потому, как мне кажется, оценивать нужно весь роман, пусть и написанный таким большим количеством авторов. Лично я не сторонник экспериментов в литературе, а тем более такого рода произведений.

Оценка : 6

  Страницы:  1  2 [3] 4  5 



⇑ Наверх