Айзек Азимов отзывы

Все отзывы на произведения Айзека Азимова (Isaac Asimov)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 4017

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 [10] 11 12 13 14 . . . 77 78 79 80 81   (+10)»   (+25)»»

«Конец Вечности»
–  [ 9 ]  +

Славич, 17 февраля 2011 г. в 14:37

Давайте представим, что станут возможны путешествия во времени и при этом прошлое можно будет изменять. Тогда неизбежно появится организация, стремящаяся поставить прошлое, настоящее и будущее под свой контроль. Именно такой сценарий нам и показывает в своём романе Азимов.

О манипуляциях со временем писали и раньше, обычно этим занимались одиночки, спасающие мир. Азимов же показывает, что произойдёт, если воздействия на прошлое превратить в систему. В этом смысле «Конец Вечности» – новый этап в развитии темпоральной фантастики вообще.

Совершенно особое, ключевое, место в романе занимается описание общества вечных. Здесь Азимов мог бы со мной не согласиться, но «Вечность» – это технократия в действии. Жёсткая кастовая система, вся власть находится в руках учёных. Однако, «вечные» глубоко несчастны. Они оторваны от своих корней, им запрещено иметь семью и даже привязываться к какому-то определённому столетию. «Клубок жизней, беспощадно вырванных из контекста» — по меткому замечанию автора. Одним словом, если перед нами и не антиутопия, то социальная фантастика точно. Причём в более яркой форме, чем у Стругацких (интересно, почему это не отражено в классификаторе?).

Любое художественное произведение – хочет того автор или нет – несёт в себе определённый груз идей и воззрений.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце прямо говорится, что взрыв атомной бомбы в 1945 году – необходимая плата за то, чтобы наши потомки достигли звёзд. Таким образом, читателю исподволь внушается мысль, что ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки тоже была необходима. Впрочем, такая позиция характерна для американской интеллигенции, даже для тех её представителей, которые, как и Азимов, позднее выступали за запрещение ядерного оружия.

Последнее соображение и помешало мне поставить книге заслуженную десятку.

Оценка : 9
«Транторианская империя» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

AlisterOrm, 30 января 2011 г. в 23:09

Цикл никак не связанных между собой романов. Это первые опыты Азимова в написании крупной формы, и, признатся, для дебюта они довольно удачны. Однако они очень блёкло смотрятся на фоне других циклов Азимова, даже «Счастливчик Старр» ярче, чем эти произведения. Эти работы вряд ли были замечены американскими любителями фантастики после выхода, слава Азимова придёт позже, с «Академией» и «Концом вечности». Не будем, однако, строги, ведь это первые, робкие шаги начинающего замечательно писателя. Именно на этих романах он выврабатывал окончательно свой стиль, и они являются важной вехой в эволюции его творчества.

Оценка : 7
«Космические течения»
–  [ 9 ]  +

AlisterOrm, 29 января 2011 г. в 01:10

Одно из первых сочинений Азимова в форме романа. «Космические течения» — в целом, обыкновенный авантюрный роман, где использованы многие стандартные ходы, свойственный этому жанру — действие крутится вокруг учёного, потерявшего память, а также шпионскими заговорами межпланетного масштаба. Тут всего хватает — погонь, интриг, напряжённых моментов, которые заставляют читателя прилипать глазами к страницам книги.

Чувствуется, однако, что Азимоов не совсем ещё набил руку в написании крупных, больших произведений. Отдельные фрагменты хороши, но многие сюжетные линии не имеют своего логического завершения (как, например, линия Сэмии Файфской). Не в пользу автора говорит и стремительная, молниеносная развязка — пожалуй, слишком молниеносная. Раскрыв главную интригу повествования — почему главного героя, Рика, лишили памяти — он завершает роман, оставив, в общем то, открытыми многие вопросы, связанные с будущим Сарка и его обитателей. Чувствуется, что Азимову более привычно писать рассказы, нежели романы.

Что хорошо в «Космических течениях» — так это язык. Специфический, плавный стиль Азимова чувствуется практически во всех его вещах, и этот роман — не исключение. Так что, енсмотря на некоторые недостатки, роман вполне достоин оценки«четыре с минусом». Сделаем скидку на то, что произведение, видимо, расчитано на подростковую аудиторию.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
P. S. Что интересно — одна из главных идей романа — право доминирования над неким редчайшим веществом, добываемым только на планете Флорин. Уж ен увлекался ли некий Фрэнк Герберт в своё время романами Азимова? Конечно, это может быть и просто совпадением, но как занть...

Оценка : 7
«Роботы зари»
–  [ 9 ]  +

AlisterOrm, 23 января 2011 г. в 22:06

Заметил, что разменяв шестой десяток, Азимов стал куда более многословен, чем раньше. Его «Роботы Зари» в 2 раза больше предыдущих романов, что не мого не сказаться на динамике сюжета. Но...

Сюжет таков. Вновь детектив Элайдж Бейли летит в космос, на планету Аврора. Цель — провести расследование уничтожения робота Джендера, «брата» Дэниэла Оливо, сконструированного также Хэном Фастольфом. Как и в прежних романах, осноная часть романа — расследование преступления, встречи с подозреваемыми, опрос свидетелей, и прочие прелести классического детектива. Динамика в романе довольно слабая, многие страницы посвящены довольно пустым разговорам с Дэниелом, Фастольфом, Василией, и прочими персонажами. На многие страницы растянуто описание ужаса детектива перед открытым пространством, слегка напрягают постоянные споры по поводу, можно ли применять к роботу термин убийство...

Однако в романе есть определённая изюминка. Стиль Азимова, как всегда, безупречен, романтическая линия Бейли-Глэдия выписана очень недурно, второстепенные герои — как всегда, выше всяких похвал.

В принципе, этим романом можно завершить цикл. Всё, что можно сказать об экспансии Земли в иные миры, сказанно, линии все сведены в одну точку, будущее человечества начинает прояснятся — вот уже Р. Жискар, один из героев романа, произносит слово «психоистория». Теперь в будущем Землю ждёт судьба стать колыбелью новой космической цивилизации, космонитов — вырождение, а в далёком будущем уже маячит образ Гэри Селдона с его Академией.

Роман, конечно, уступает предыдущим, но это вполне достойная Азимова вещь, которая вполне органично вписывается в его «Галактическую историю». Отдельно хотелось бы сказать, что образ Р. Жискара наиболее удачен из всех — наравне с образами Бейли и Оливо.

Оценка : 8
«Конец Вечности»
–  [ 9 ]  +

massaen, 25 декабря 2010 г. в 16:08

Долго не решался написать отзыв к этой книге. Как-то не получалось, не выходил. Трудно писать отзыв на книгу от которой ждал большего, которая на это «большее» была способна, но... что-то не сложилось. Однако засилье 10 бальных отзывов уважаемых пользователей сайта, побудило-таки изложить свою, альтернативную точку зрения на данный роман.

О чем книга: в книге поднимаются вопросы о путешествии во времени, о том, насколько правильно вмешиваться в Судьбу и что является мерилом такого вмешательства.

Что понравилось в книге: идея о том, что время не едино и не материально, что такие категории как прошлое-будущее-настоящее являются лишь синтетическим продуктом человеческого восприятия мира. время множественно, словно пространство —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
существуют многочисленные варианты развития ситуаций во времени, и все они существуют единовременно.

Что не понравилось в книге:

— Не понятно, зачем героя заставили снова осуществить вмешательство в ход событий и произвести «изменение»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
если варианты все равно существуют не зависимо от вмешательства
— по-моему автор запутался в парадоксах.

— Перегибы в отношении к «техникам» покоробили. Такое впечатление, будто автор ретранслировал на них образ средневековых палачей — людей, пусть и не по своей воле, но лишающих других жизни, и современно-художественное отношение к ним. Это смешно, особенно применительно к элите, коими считались «времяне».

— Не понравились пубертатные «заскоки» ГГ — я конечно все могу понять: половое воздержание, стрессы на работе, «шерше ля фам» — но, для меня, эта сторона не была достаточно убедительна проработана в книге, и вызвала лишь разочарование — опять все свелось к банальному «ради личного счастья я пойду на все и никаких принципов у меня нет». Грустно :-(

В целом, книга оставила разочаровывающее впечатление. Ставлю 7, в основном за хорошую идею... жаль что реализация подкачала.

Оценка : 7
«Как потерялся робот»
–  [ 9 ]  +

max_de, 17 декабря 2010 г. в 17:35

Странный рассказ. Роботы спасают человека, когда не надо, поэтому сделали специального робота, который не будет спасать. Новый робот не имеет права причинять вред, но имеет право бездействовать. Требуется найти этого робота среди обычных.

Стало быть, надо создать условия, при которых обычные спасают, а специальный — нет. Герои рассказа делают что угодно, только не это.

Или более формально – поставить робота перед выбором: либо он, либо человек. Конечно, в конце концов, должны выжить оба, но робот об этом не знает.

Автор так и не решил задачи в ее первичной постановке. Под конец ему пришлось добавить еще одно отличительное свойство искомого робота, и только после этого он его нашел.

Оценка : 3
«Мать-Земля»
–  [ 9 ]  +

god54, 26 октября 2010 г. в 20:57

Удивительно, но только сейчас прочитал это произведение и получил огромное удовольствие. Масштабность описываемых событий — потрясает, тонкое знание психологии — удивляет, качество выстроенной интриги — заставляет думать, добротный сюжет — доставляет удовольствие, точные и реальные характеры героев и их поступки — заставляют верить и сопереживать. А в целом прекрасное произведение, которое можно рассматривать, как приквел к циклу о позитронных роботах.

Оценка : 9
«Рассказы о роботах» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

atgrin, 11 сентября 2010 г. в 01:38

Применительно к Трём законам роботехники у меня имеется такое стихотворение. Если бы роботы молились, может, они делали бы это так:

МОЛИТВА

благодарю тебя, мой бог,

что ниспослал мне дни земные,

и силы дал, из всех дорог

избрать твою, забыв иные…

благослови меня терпеть

всё, что мне встретится на оной…

дай духа следовать и впредь

тобою данным трём законам.

Оценка : 10
«Вторая Академия»
–  [ 9 ]  +

Rattyone, 08 июля 2010 г. в 08:59

Итак, читатель добирается до последнего романа оригинальной трилогии...Что ждет его?

Мое прочтение цикла проходит в сумасшедшем ритме, один роман за другим, практически не разделяя их. Из всего прочитанного я не слишком доволен романами «На пути к Академии» (хотя признаться — самый атмосферный из романов) и «Академия и Империя» (за его занудность). И с превеликой радостью говорю, что роман №Вторая академия» получился очень здоровским. Намного лучше предыдущего.

Роман, как и и все романы классической трилогии, создан из повестей, поэтому резких смен героев и даже временных отрезков не избежать. Что мне нравилось в предыдущем романе, так это отсутствие интриги, загадок и неожиданных поворотом сюжета. Вернее они есть, но очень предсказуемы. Здесь же автор снова доказывает нам, что тайны есть, что невероятные, неожиданные события имеют место быть в цикле. Читать было интересно. Концовка (последние три главы, я думаю) потрясают — сначала одно, потом второе, потом резко третье. В общем событий много. Герои вроде обычные, но внезапно оказываются важными персонами. Очень здорово.

К слову сказать, автор молодец, за 5 романов он ни разу не написал похожий или повторяющийся роман. Что касается, замыкающих романов, то судить пока не буду, ибо только начинаю их читать.

Оценка — высший бал.

Оценка : 10
«Двухсотлетний человек»
–  [ 9 ]  +

Sri Babaji, 21 июня 2010 г. в 04:10

Неужели большинство фантлабовцев без ума от слезливых голливудских мелодрам? Фильм — ничего, но он далёк от шедевра Мастера на световые годы. Хотя я тоже посмотрел фильм раньше, чем ознакомился с первоисточником.

Азимов — единственный, кто смог покзать роботов такими одновременно близкими и далекими человеку. Заставить читателя так переживать за машину... Любимое произведение о роботах.

Оценка : 10
«Сердобольные стервятники»
–  [ 9 ]  +

lubar, 26 марта 2010 г. в 13:33

Вспомнил про рассказ после «попытки к бегству» Стругацких. Рассказ произвел на меня очень сильное впечатление. Все-таки Азимов оптимист. Он верит, что мы не устроим у себя на планете ядерную пустыню. Есть ощущение, что разговор идет о внешней политике некоторых стран. Кстати вся цивилизация Хариян в целом может и гуманная, но где гарантия, что отдельные представители спецслужб не деградируют до уровня провокации. Было стойкое ощущение, что так оно обычно и было. Может даже при отборе на этот дефект в гуманизме обращали особое внимание. Вот только этот раз к счастью для нас немного просчитались.

Оценка : 9
«Последний вопрос»
–  [ 9 ]  +

Alexandre, 24 декабря 2009 г. в 14:28

А у меня точка зрения иная. Почему-то забыты чёрные дыры; если есть гиперпространство, то почему не может там быть дополнительной энергии? Или иных способов трансформации материи? В общем некая механистическая модель выдаётся за абсолютную истину. А ведь так быть не может. И, если в конце предложено решение типа божественного акта творения, то должны были быть и промежуточные возможности. Я уж не говорю про само явление — человечество плодящееся с упорством тараканов и занимающее всё новые и новые галактики. Зачем? Этот вопрос естественный для биологического вида на безграничных просторах планеты, принципиально пересматривается (уже сейчас) при достижении некоторого уровня развития людей. Поэтому рассказ становится некой сказкой, не имеющей смысла.

И, хотя сегодня далеко не все возможности прокормить растущее население исчерпаны, тем не менее я убеждён, что бесконтрольному росту биомассы человечества в разумные сроки будет положен предел.

Ни к чему плодить нищету. Эта грубая, но бесспорная истина завоюет сторонников, и достаточно стабильная численность населения Земли позволит прекратить войны и сохранит далёким потомкам прекрасный и богатый мир нашей планеты. А там видно будет.

Оценка : 8
«Мое имя пишется через «С»
–  [ 9 ]  +

god54, 16 декабря 2009 г. в 20:27

Очень интересная идея связи между фамилией человека и его продвижением по службе. А вот посмотрите на артистов, ведь многие носят псевдонимы: незвучная фамилия не даст возможности раскрутить человека... Так что это уже не фантастика, это научный факт.

Оценка : 7
«Академия» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

Вадим Панов, 13 ноября 2009 г. в 16:28

Это не Академия, не Фонд, не Основание. Это — Глыба.

Писатель-мыслитель-ученый создал эпическое полотно, грандиозных масштабов. Работа Мастера.

Оценка : 10
«Первый закон»
–  [ 9 ]  +

drogozin, 23 сентября 2009 г. в 13:45

Донован в баре разговорился и поведал о роботе для которого есть кое что поважнее, чем первый закон.

Это пожалуй худший рассказ из серии о позитронных роботах. Нет тут никаких глубоких чувств, эмоций. Их не может быть, когда на всём сверху лежит печать нелепости. «Первый закон», несмотря на название с претензией, представляет собой лишь глупый анекдот. Знаете, из тех, которые смешны исключительно за счёт нелепости ситуации.

Оценка : 3
«Конец Вечности»
–  [ 9 ]  +

Hrip, 02 сентября 2009 г. в 15:27

Первое что бросается в глаза при чтении данного романа – ощущение пустоты и искусственности описываемой жизни. Но постепенно, колесо вечности набирает обороты, да так что еле успеваешь хвататься за хаотично расставленные поручни. Каждое новое откровение логичнее и правдивее прежнего. А в конце, когда все встает на свои места, чувство опустошенности уже ощущаешь в себе, и с восхищением смотришь на эту мудрую книгу.

Предостережение принято. Будем жить.

Оценка : 9
«Мечты — личное дело каждого»
–  [ 9 ]  +

Kairan, 22 июня 2009 г. в 23:17

Творчество меняет человека. Сколько раз мы слышали, например, жалобы режиссеров, которые уже не способны смотреть чуже фильмы, не оценивая их в профессиональном плане. А Мечтатели, герои этого рассказа Азимова — это Творцы, доведенные до абсолюта. И творчество, приносящее радость и счастье другим, разрушает мечтателей изнутри. А бросить творить они уже не могут...

Оценка : 8
«Обнажённое солнце»
–  [ 9 ]  +

armitura, 15 июня 2009 г. в 12:22

Хороший, качественный классический детектив... Стоп! Я сказал «классический»? Несмотря на роботов и голографическую связь? Несмотря на очевидный социальный подтекст? Да, так и есть. Блистательное детективное расследование, которое показывает, что всякие там Агаты Кристи, Эды макбейны, Эрл Стенли Гарднеры и прочие мастера детективного жанра должны были быть искренне рады тому, что всерьез Азимов на это поприще так и не вступил — иначе их место на троне сильно бы пошатнулось от такого серьезного конкурента.

А если серьезно — «Обнаженное солнце» умело сочетает в себе интригующее расследование и сильный фантастический роман и может и должен быть смело зачислен в золотой фонд как одного, так и второго жанра.

Оценка : 8
«Женская интуиция»
–  [ 9 ]  +

drogozin, 01 июня 2009 г. в 11:31

В этом рассказе Азимов продолжает линию освоения роботами чисто человеческих свойств. В данном случае это интуиция, то есть способность, оценив картину в целом, почувствовать верное решение, минуя все расчёты, вычисления и подсчёты вероятностей. Созданному роботу дают женский голос, нарекают Джейн и поручают великую миссию – предсказать расположение планет пригодных для жизни человека. Она решает проблему, но гибнет, не успев поведать результат миру.

Проблема очень интересна, ведь именно интуитивные вычислительные системы считаются основой для создания искусственного интеллекта. Это вообще одно из свойств разума. Азимов похоже ещё в 40-х годах расчертил на две части лист формата А4, подписал Posytronic Robots vs Homo Sapiens и после «Женской интуиции» поставил роботам ещё один жирный плюс.

Написан рассказ легко и ярко, детективный сюжет захватывает, а Сьюзен Кэлвин – опять в ударе. Однако, основная тема, в ключе которой развивается рассказ, зиждется на весьма сомнительном положении о том, что «Все мужчины, дескать, мыслят рационально, а женщины интуитивно». Что-то в этом безусловно есть, но не настолько же. Особенно в присутствии Сьюзен «Айсберга» Кэлвин.

В итоге с учётом общего немного ироничного тона, рассказ для меня лично перешёл в несколько несерьёзную категорию, что не позволило поставить высшую оценку.

Тем не менее, читать «Женскую интуицию» можно и нужно, так как рассказ всё же очень неплох и добавляет весьма ценный штрих в картину мира Азимова.

Оценка : 7
«Разрешимое противоречие»
–  [ 9 ]  +

drogozin, 28 мая 2009 г. в 16:31

Данный рассказ завершает сборник «Я робот» (1950) и рисует грандиозную картину мира, управляемого могущественными позитронными роботами, которые здесь именуются «Машинами» и подчиняются в свою очередь трём законам роботехники. Логичным компонентом данной постановки является то, что руководит всем этим великолепием небезызвестный нам Стивен Байерли, по-прежнему успешно выдающий себя за человека.

В поисках причин необъяснимых сбоев в работе машин он опрашивает руководителей всех регионов планеты, а затем обращается за помощью к своей старой знакомой Сьюзен Кэлвин.

От себя могу сказать, что мне очень нравятся сюжеты, происходящие в таких декорациях. Это бескрайнее поле для создания интересных историй. Но «Разрешимое противоречие» представляет собой, как я уже сказал – грандиозную картину, статичную и завершённую. Сюжета как такового здесь нет, так как нет движения и нет конфликта, а то самое «противоречие» на поверку оказывается мнимым. Как-то оправдать сюжетную беспомощность может довод, что этот рассказ – логическое завершение великолепного сборника «Я робот», призванный создать определённое настроение. Но почему нас должно это волновать?

Итог: оценка 6, выставленная данному рассказу, крайне завышена, учитывая его литературные качества (полное отсутствие какой-либо динамики и внутреннего конфликта) и отражает скорее любовь автора отзыва к глобальным постановкам. Если Вы любите «Сильмариллион» больше самого «Властелина колец», а Олафа Стэплдона предпочитаете Хайнлайну, то может быть, поставите и выше.

Оценка : 6
«Я, робот»
–  [ 9 ]  +

Сказочник, 25 мая 2009 г. в 00:05

Леди и джентльмены,

Безусловно, в рассказах данного сборника есть недочеты (технические и логические), но все мы ошибаемся, даже лучшие из нас, а уж тем более, первопроходцы.

Если рассматривать «Я, робот» как сборник произведений, а не отдельные его составляющие, то, безусловно, он служит примером для того, как следует строить сборники произведений малой формы. Всё очень сбалансировано, красиво и изящно.

Такие дела.

Оценка : 10
«Конец Вечности»
–  [ 9 ]  +

strebkov, 24 мая 2009 г. в 23:57

Приятно удивляет жизнеутверждающая концовка у произведения, которое от начала до конца пронизано грустью за незавидное будущее человечества.

Вообще, мне очень импонирует основная идея А.Азимова, ставящего на одну чашу весов покорение человеком времени, а на другую — покорение космоса, и в этом фантастическом противостоянии принимающего сторону космических путешественников и покорителей далеких галактических миров.

Оценка : 9
«Логика»
–  [ 9 ]  +

drogozin, 16 мая 2009 г. в 09:16

Первая история про Пауэлла и Донована – и она же моя любимая.

В рассказе про робота, отказывающегося верить в человека, как его создателя и выбирающего более логичное объяснение, Азимов позволяет себе анализировать религию, открывая как опасные, так и смешные её стороны.

И для каждого, кому приходилось иметь дело с человеком, зацикленным на вере, эта местами недобрая сатира попадает в точку. Как мне знакомо это бессилие твоего разума против спокойной непробиваемости верующего человека.

С другой стороны, а здесь она конечно есть, как в любой хорошей прозе, мы, люди также как этот робот копошимся со своими железками на своей маленькой Земле, не желая верить в создателя. Так что свой смысл здесь могут найти представители обоих лагерей, а мягкая ирония не позволит никому обидеться.

Итог: Это очень весёлая, ёмкая и глубокая вещь. Один из лучших рассказов цикла.

Оценка : 9
«Конец Вечности»
–  [ 9 ]  +

sawwwa, 22 апреля 2009 г. в 23:41

Азимов вернул меня в лоно фантастики, а то я было начала разочаровываться.

Одно время специально забросила этого автора, мне показалось, что начались повторы. Но тут эта книга! 50-е годы!!! Кто-то скажет, что Уэллс был раньше, что тема путешествий во времени не нова, ведь то мы читаем у молодого автора, это — у давно признанного мастера, видим одни и те же ходы и притянутые за уши картонные истины.

Меня поразила продуманность мира, его реальность, пусть была некоторая предсказуемость многих сюжетных ходов, но финал -то от этого радует ничуть не меньше!

Главное в книге — идея, а в последнее время с этим тяжко. Может потому что я люблю Камю, не знаю, но идея свободы и ответственности, идея «естественного состояния» человека мне показаласчь так замечательно воплощенной, что ругать, придираться, просто не могу, хотя, конечно, есть моменты не очень,

но как АКТУАЛЬНА эта вещь!!! БИС!БИС!

Оценка : 9
«Молодость»
–  [ 9 ]  +

armitura, 21 апреля 2009 г. в 23:14

Да, в этом рассказе концовка, конечно, делает все. Она поднимает заурядный, в общем, рассказ о контакте с инопланетянами на качественно иной уровень — немедленно хочется все перечитать заново. Азимов написал одновременно и теплый добрый рассказ, и забавный перевертышь... Это — признак большого мастерства.

Пожалуй, если бы я составлял антологию произведений с самой неожиданным и запоминающимся финалом, этот рассказ Азимова бы туда непременно попал.

Оценка : 7
«Конец Вечности»
–  [ 9 ]  +

nworm, 02 марта 2009 г. в 08:29

Думаю, мог бы получиться неплохой детектив: на протяжении всей книги даются нужные подсказки, приводящие к тем же выводам, что делает главный герой в финале. Но из-за ужасного, для моего понимания, описания временных парадоксов, общей затянутости и занудности и описания «сильного и умного» героя, который не может разобраться в себе, возникла такая скука, что хотелось только побыстрее разделаться с книгой и ни на каких «детективах» заострять внимание уже не получалось.

Оценка : 4
«Робот ЭЛ-76 попадает не туда»
–  [ 9 ]  +

amak2508, 19 февраля 2009 г. в 21:07

Прекрасный рассказ. И главное его достоинство — он добрый. В нем не только нет жестокости и крови, но даже и злых слов, сказанных всерьез. Кроме этого он а)увлекателен, б) написан с неподражаемым, и опять же добрым, юмором и в) в нем нет ничего лишнего, а только ровно то, что надо. И поэтому в рассказе всего 15 страниц, а не добрая сотня, как сделал бы другой, написав ужасную тягомотину. Он действительно простой, но это именно тот случай, когда простота — сестра таланта...

Оценка : 9
«Робот ЭЛ-76 попадает не туда»
–  [ 9 ]  +

Alexandre, 10 января 2009 г. в 22:08

Простенький рассказик юмористической напрвленности. Робот, случайно попавший не туда, но испытывающий непреодолимое «желание делать любимую работу сносит все преграды на пути» (из отзыва tankista). Дальше некоторое количество ерунды, в которой описывается, как робот вообще куда-то попал, кого там встретил и чем в итоге занялся.

Ситуация типовая, юмор невзыскательный, и конец естественный — велено все забыть. Я уж как-то встречал подобные ситуации в сказках и рассказах, не один раз, и не могу решить, кто же был первый.

А кто горюет о невероятных возможностях устройства, работавшего от пары батареек могу сказать только одно — здесь пахнет ядерным синтезом, вряд ли хорошо управляемым. Так что и слава богу, что все забыто. :)

Оценка : 6
«Сны роботов»
–  [ 9 ]  +

Alexandre, 10 января 2009 г. в 20:39

В этом рассказе Азимов предвосхитил многие результаты исследований и конструкторских разработок искусственного интеллекта. И, так называемая «заранее известная схема», как пишет iwan-san — это абстракция. Даже при изготовлении металлических деталей производятся допуски, в более сложных аппаратах (хотя бы телевизорах) после сборки производится индивидуальная настройка. Как вы думаете, могут ли гораздо более сложные аппараты (т.е. это уж не железяки, не надо себя обманывать!) быть идентичными? И могут ли они полностью соответствовать жесткому техническому заданию? Конечно нет. А если еще и поменять что-либо?

Поэтому молодая сотрудница Линда Рэш и вправду совершила открытие. Открытие, которого никто не ждал, но которое предугадывала и боялась Сьюзен Келвин. Роботы, которые чувствуют себя людьми могут быть (должны быть!) опасны для настоящих людей. И я, несмотря на то, что мне жалко Элвекса, поскольку он — личность, разумное существо, понимаю реакцию Келвин. Очень опасно, очень.

А рассказ хорош, мне нравится, как многое у Азимова. Хочется придумать какой-то выход, чтобы приближение роботов к человеку не заканчивалось трагически. Я верю, что автор этот выход найдет.

Оценка : 9
«Галактическая история» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

Stas7Sint, 05 декабря 2008 г. в 17:28

Огромная метавселенная, прописанная на тысячи лет. Глобальные события наподобие радиоактивного заражения Земли и гибели Империи. Глубина: у многих ключевых явлений и событий в серии даже не двойное, а тройное дно.

Оценка : 10
«Некролог»
–  [ 9 ]  +

zmey-uj, 01 ноября 2008 г. в 09:07

Как и в «Ах, Баттен, Баттен!», речь идет о талантливом ученом, который все никак не может пожать плоды своих трудов. Но «Некролог» — рассказ более трагический. И не только тем, что грандиозное открытие осталось неизвестным. Судя по тому, что Стеббинса все время опережали или на основе его изобретений придумывали что-то получше, машину времени в конце концов тоже разработают, и даже более практичную. А вот сенсация действительно сорвалась.

Между прочим, странное понятие о приоритете изобретателя и желание театрального эффекта напомнило «Человека-невидимку» Уэллса. Тот тоже боялся, что негодяи присвоят славу, а когда стал невидимым — принялся прятаться, хотя авторство было бесспорным. Долгие неудачи делают параноиком...

Но еще занятнее отношения супругов. Жаль, конечно, жену, живущую с мужем-тираном, но, если вспомнить, и у него были к ней претензии... И вот двое людей долгие годы жили вместе, изводя друг друга своим недовольством, сожалением о несбывшихся надеждах, варились в этом котле взаимных молчаливых упреков. И не расставались! Что это — такая крепкая любовь или садомазохизм — мне не понять.

Зато рассказ служит отличным уроком на будущее. Бережнее надо быть со своими вторыми половинками!

Оценка : 9
«Сами боги»
–  [ 9 ]  +

Валерий, 16 октября 2008 г. в 15:33

Блестящий пример классической научно-фантастики.

Описание трёх миров столь разных и столь схожих между собой.

Мир Земли — мир где люди ,как страусы готовы зарыть голову в песок, только бы не видеть проблем которые не касаются лично каждого.

Мир «триад» — который готов принести в жертву другую вселенную ради своего блага.

И мир луны — новый мир, в который не смотря на молодость уже прокрались амбиции и эгоизм.

Лично мне больше всего понравился «лунный мир» с его строгостью и примитивизмом, но единым духом.

Немного смушает концовка романа, хотелось бы узнать чем всё закончилось в других мирах, на на то и дано нам воображение, чтобы домыслить

концовку. Причём у каждого получится по своему, в зависимости что что увидел в этой книге.

Оценка : 9
«Некролог»
–  [ 9 ]  +

Yazewa, 21 марта 2008 г. в 21:04

   Эмоционально — нельзя не сочувствовать жене. Разумом — не принимаешь ход мыслей ученого: разве не эффектней было бы в живом виде появиться параллельно с собственным трупом?

    Человеческое берет верх над научным. И речь не только о поступке жены. Личные амбиции ученого, в данном случае, тоже перевесили все остальное... И вот результат.

Оценка : 7
«Двухсотлетний человек»
–  [ 9 ]  +

Yazewa, 15 марта 2008 г. в 17:04

     Очень хорошая история, главным образом, потому что — добрая. Любовь автора к роботам в очередной раз продемонстрировало людей не с лучшей стороны... впрочем, не всех, так что справедливость соблюдена. Робот, наделенный всеми лучшими качествами человека, включая искреннюю личную привязанность, — очень симпатичный образ. Поэтому это произведение актуальным и любимым будет очень долгое время. Может быть — когда-нибудь! — оно станет популярным среди роботов? :-)

Оценка : 9
«Салли»
–  [ 9 ]  +

Yazewa, 15 марта 2008 г. в 13:45

    Даже обычные современные автомобили у многих владельцев имеют собственные прозвища. А я ловлю себя иногда на том, что благодарю собственный велосипед. И ноутбук глажу по крышке, честное слово! Что же говорить о разумных машинах? к ним просто невозможно относиться как к железкам!

   А концовочка-то совсем с другим настроением написана... И весь рассказ — ради нее! :-[

Оценка : 8
«Конец Вечности»
–  [ 9 ]  +

bacumur, 03 марта 2008 г. в 10:26

Вот хочется признаться в том простеньком факте, что я нет-нет, а все же возвращаюсь к этому роману в сознании, в памяти. Особенно, если читаю что-либо из путешествий по времени. Ловлю себя на том, что соображаю — у Азимова в КВ это было так-то, или наоборот даже — зачем этот ход так «сделан», ведь у Азимова это и точнее, и изящнее решено... А не знать его — невозможно, тогда — зачем же?.. Наверное, это и есть классика жанра, где поневоле обращаешься к тому, что уже сделано. Так что, как ни крути, а выходит — без этого романа все хронооперы, по-моему, обойтись не могут.

Оценка : 10
«Сами боги»
–  [ 9 ]  +

Fауст, 17 февраля 2008 г. в 04:41

Один из лучших романов в творчестве Азимова — и во всей мировой фантастике. Внушительный поток научной информации, тонкие гипотезы и предположения, злободневнейшие проблемы современного общества и высокие абстрактные построения. Такого впечатляющего и проработанного образа параллельной вселенной, к примеру, я не встречал более нигде.

Великолепное произведение.

Шедевр, не иначе.)

Оценка : 10
«Академия»
–  [ 9 ]  +

ozor, 23 октября 2007 г. в 23:26

Я, собственно, поначалу не хотел писать отзыв. И так много народу душевно отозвалось. Уж больно меня задели высказывания ряда товарищей. Сага всех времен и народов не заслуживает плохих оценок, просто она, как Джоконда, выбирает, кому нравиться, а кому — нет.

Оценка : 10
«Профессия»
–  [ 9 ]  +

Вертер де Гёте, 14 октября 2007 г. в 12:48

А мы уже приближаемся к этому будущему.Когда нам нужно что-то узнать или вспомнить-мы не напрягаем память и не листаем книги,а нажимаем кнопочку в поисковике.Это удобно.И обучающие ленты,когда их изобретут,будут восприняты на ура-сколько времени и сил можно будет сэкономить.Но как не хочется,что бы исчезла радость познания,удовольствие от того,что ты научился чему-то сам.Желание учиться-в миллион раз дороже любых механических знаний-об этом и напоминает Азимов.

А мир,который он описал («с самой совершенной системой образования»)-жутковат.Сверхтоталитарное государство.Пока им машины ещё профессию выбирают,потом будут выбирать жён,образ мысли.И большинство людей при этом счастливы.

Оценка : 9
«Что это за штука — любовь?»
–  [ 9 ]  +

tevas, 03 августа 2006 г. в 21:38

Один из самых смешных рассказов, который я прочитал за последнее время. А некоторые фразы вообще полный отпад — смеялся до слез:

Беседа двух инопланетян о рассе землян (мужчине и женщине)

«Нет, это у них искусственные кожи, которые снимаются безболезненно. Снятие кожи особенно необходимо для меньшей формы (женщины).»

«... — Обнаженная, грудь служит сильнейшим стимулятором. Ее постоянно описывают в виде шаров цвета слоновой кости или матовых сфер. Вот у меня здесь рисунки из этих фантастических рассказов. Обратите внимание: на каждом изображено существо с более или менее обнаженной грудью....

— Что такое «слоновая кость»?

— Вещество, из которого состоят клыки одного большого животного.

— Ага! — Капитан Гарм залился зеленым светом удовлетворения. — Теперь все ясно. Меньшая форма (женщина) принадлежит к воинственной секте, а выпуклости являются оружием, которым она сокрушает врага!»:-))):-))):-)))

Оценка : 9
«Конец Вечности»
–  [ 8 ]  +

Стронций 88, 15 апреля 2024 г. в 21:28

Да, кажется, это лучший роман Азимова, что я пока читал (хотя не так уж много их было). И это ощущение возникало не сразу – оно все нарастало и нарастало, пока в финале не превратилась в полную уверенность. Идеальный баланс увлекательного сюжета, крепкой НФ идеи и серьезности этических проблем.

Темпоральная фантастика вещь, на мой взгляд, очень сложная. Упереться в избитые парадоксы и очевидные ходы тут легко. И здесь тоже использованы некоторые очевидные парадоксы. Но дело в том, как они встроены в общую историю, в общие черты оригинального четко прорисованного мира Вечности; то, как они окружены иными оригинальными идеями, вплоть до мелочей; то, как знание об этом мире расширяются и усложняются, и некоторые из этих открытий имеют неожиданный переворачивающий все характер.

Таков и весь сюжет – он полон неожиданностей и кардинальных поворотов. В какой-то момент интрига его становится практически детективной

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(а концовка и вовсе в духе триллера, когда «преступник всё время был на виду»)
– постоянное напряжение, умело подкрученное экскурсами в прошлое героя, хранящее в себе некий опасный план; неожиданные события и повороты, напряженная работа ума (а как шикарно было нахождение причины по следствию!), нарастание масштаба – от личного до судьбы всего человечества. Даже в самом постепенном раскрытии понятия Вечность (организации Вечность – её технической и социальной стороны) постоянно было что-то затягивающее, интригующее. А вещи, о которых говориться вскользь, в конце концов, приобретали решающее значение – вот что значит умелое распределение текста!

Интересен главный герой. Нет, он не самый симпатичный герой литературы, но это тот случай, когда его самомнение сходилось с большим умом,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
но в итоге давало чудовищные промахи, ставят героя в тяжелые положения, ломая его планы
– как не странно, от этого он был действительно чем-то симпатичен, за него переживалось и очень сильно.

И ведь это роман можно рассматривать не только как роман о «прогрессорстве»,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о том, что «искусственное увеличение суммы человеческого счастья» это не есть добро, что это путь к тому тепленькому застывшему на одном уровне человечеству (я недавно читал «Возвращение со звезд» Лема, и в чем-то романы оказались созвучны),
но и как роман о Власти. Сотрудники Вечности обладают невероятной властью, они могут менять историю человечества, пусть и из лучших побуждений (и, кстати, разве возможно отказаться от всё большего «улучшения» мира, где ему будет конец? – вот еще одна моральная сторона вопроса) Но кто они? Все те же люди, со своими слабостями и эгоистическими личными мотивами. Они нарушают собственные законы, «подсиживают» вышестоящих и т.д.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот и герой из эгоистичных романических (его любовь временами тоже подвержена сомнениям и переворотам – это ведь не легкая история о том, что любовь важнее всего мира, хотя для героя это именно так), из чувства власти над обстоятельствами, несколько раз делает неверные выводы, ставит под угрозу и себя и всю Вечность.
Люди у власти – все еще люди. А если власть столь масштабна? Человечно ли брать на себя такую власть? И разве она сама по себе, рано или поздно, не приведет к катастрофе?

Увлекательный сюжет, одно из первых развитий темы хронопарадоксов, этический разбора темы прогрессорства (это не совсем то прогрессорство, что использовали Стругацкие, но очень близкое – и задолго до них). Кстати, та самая реальность, меняемая вечными, в каком-то смысле приобретает черты мира виртуального (искусственного и постоянно меняющегося под действиями «операторов») – получается практически киберпанк, да.

Серьезная и увлекательная научная фантастика. В какой-то момент я даже понял, что именно такой я и люблю её в первую очередь.

Оценка : 10
«Обнажённое солнце»
–  [ 8 ]  +

artem-sailer, 07 ноября 2023 г. в 20:20

Второе дело великолепного дуэта — детектива Элайджа Бейли и Р. Дэниела Оливо. И вновь они, как говорится, распутали запутанную историю и поймали всех плохих парней. Здесь, правда, не обошлось без роковой красотки, но сути дела это не меняет.

И кстати говоря, как и в прошлый раз, они вновь отпускают непосредственного исполнителя на все четыре стороны, однако на то есть веские причины. Во-первых, так нередко поступали и их великие предшественники — Ш. Холмс и доктор Д. Ватсон. А во-вторых, мы-то знаем, что детективная составляющая для Азимова — это лишь форма, сосуд для более важного — социально-фантастического содержимого. А вот здесь, безусловно, есть над чем задуматься, ведь мир Солярии — это один из вариантов развития земного общества, модель общества добровольно самоизолированных, блестяще спрогнозированная Азимовым в далёких 50-х.

На этом о книге, пожалуй, всё: тут четыре страницы отзывов, многие из которых весьма объёмны, так что гнаться за оригинальностью — пустая затея. Отмечу лишь, что в процессе чтения я периодически отвлекался на то, чтобы отрывками просмотреть экранизацию 1978-го года — вот хоть убей, но есть что-то невыразимо очаровательное в советских телеспектаклях, в которых недостаток бюджета и, соответственно, спецэффектов с лихвой покрывался глубоким психологизмом и великолепной игрой актёров.

Оценка : 9
«Стальные пещеры»
–  [ 8 ]  +

artem-sailer, 05 ноября 2023 г. в 20:49

Этот роман, как и другие приключения детектива Элайджа Бейли и Р. Дэниела Оливо, в юности произвёл на меня сильнейшее впечатление. Три закона роботехники, яркая планетарная фантастика, социальные противоречия — и всё это в виде детектива. Что может быть прекраснее? Спасибо товарищу Азимову за нашу счастливую юность!

Прочитав «Стальные пещеры» сегодня, видишь, конечно, что не всё так гладко, многие моменты вызывают недоумение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Р. Дэниел уверяет, что место убийства тщательно изучили, а потом выясняется, что стёкла от разбитых очков не обнаружили. Это ж важнейшая улика, нет?

Ну, и не только это, есть там ещё неточности и рояли из кустов. Но вы знаете, сегодня я как-то не особо заострял на этом внимания. Да, при чтении бросается в глаза, но как-то думаешь: ну и ладно, ничего страшного. Почему?

Возможно, потому, что тёплая ламповость. Да под рюмку ностальгии. Но мне всё же кажется — потому, что история в сам-деле вышла уж очень классная, здоровская — два офигенных чувака расследуют дело, и всё это — в водовороте событий, определяющих дальнейший путь человечества. На мой взгляд, главное в этой книге — не столько детали, сколько масштабность полотна, политические и социально-психологические реалии, да и характеры героев выписаны очень даже.

Оценка : 9
«Край Академии»
–  [ 8 ]  +

lammik, 15 августа 2022 г. в 18:57

Прошло 500 лет с начала претворения в жизнь Плана Селдона. На Терминусе Второе Основание считается уничтоженным ещё 120 лет назад. Но очередное выступление Селдона в Склепе своего имени показало, что План актуален как никогда и работает как часы. Вот тогда-то многим в голову закралась мысль, что что-то здесь не так. Закралась многим, но вслух её произнести отважился только Советник Голан Тревиз. За что сразу же попал под каток политических репрессий. Сначала, по инициативе Мэра Терминуса Брано, Тревиза посадили под арест, а потом он был выслан с планеты с требованием разыскать Второе Основание и в противном случае даже не думать о возвращении. Планетарная защита своё дело знает крепко. В помощь Тревизу отрядили учёного историка Джена Пелората, одержимого идеей разыскать Землю, мифическую прародину человечества. В это же самое время «на другом конце Галактики», «там, где кончаются звёзды», т.е. на бывшей имперской столичной планете Трантор молодой, но дерзкий Оратор Стор Гендибаль усомнился в том, что План Селдона нуждался в существовании собственно Ораторов и всей структуры Второго Основания. Ибо некто таинственный помогал внедрению Плана в жизнь куда как эффективнее.

Завязка отличная. Загадочная планета, откуда не возвращаются, и которую никто не рискует завоевать. Путешествие в неизведанное с целью открыть все тайны прошлого и будущего. Человечные персонажи с внятной мотивацией. Но вот развязка скорее разочаровала. И дело не в обиде за План Селдона. В конце концов у любых планов есть границы применимости. Но сама идея Галаксии здорово напомнила «Конец детства» Артура Кларка. И, главное, обесценила все поступки всех людей от начала времён.

Ну а Гея в свою очередь заставляет задуматься об оригинальности кэмероновской Пандоры.

Оценка : 9
«Братишка»
–  [ 8 ]  +

mr_logika, 15 марта 2022 г. в 01:43

Необычный для Азимова рассказ. Необычный, как для психолога, каковым обязан быть хороший писатель (и Азимов был неплохим психологом, судя по всему его творчеству), так и для робопсихолога, в качестве которого он выступает в своих рассказах под именем Сьюзен Келвин. Необъяснимый с точки зрения психологии поступок матери мог бы стать понятным, если бы несчастный отец её не убил и была бы проведена психиатрическая экспертиза. Без которой её сумасшествие останется в материалах происходящего следствия в качестве рабочей гипотезы (отец погибшего мальчика сидит в тюрьме и рассказывает всю историю офицеру полиции).

Что же до психологии роботов, то здесь всё несколько сложнее. Братишка совершил нечто абсолютно невозможное — нарушил Первый закон роботехники (Робот не может ... своим бездействием допустить...и т. д.). И чем это чревато для «Ю. С. Роботс»? Трудно представить, как эта компания сумеет избежать банкротства. Но обо всем этом в рассказе ни слова. Вот где загадка! Азимов не забыл, разумеется, придуманные им самим три (а к этому времени уже четыре!) закона роботехники (я имею в виду точные формулировки, сами законы в рассказе только упоминаются, чтобы читатель не сомневался в их существовании). Это невозможно даже для семидесятилетнего человека (рассказ датируется 1990-м годом), продолжающего литературную работу. Значит, сделал вид, что забыл? Получилось, что трагическая коллизия рассказа основана на недопустимой предпосылке, на попытке ввести читателя в заблуждение (дважды прочитал отзывы и пришёл к выводу, что попытка удалась), переключив его внимание на нечто как будто бы более существенное. Сравнить трюк, проделанный Автором в этом рассказе, можно с размахиванием перед мордой быка мулетой — бык бросается на кусок материи, а тореро красиво отходит в сторону, провожая быка насмешливым взглядом. Не желая казаться быком, которого мне всегда жалко (я не любитель корриды), я сначала оценил этот рассказ не очень высоко.

Но потом начал думать. А что если задача, заданная автором в этом рассказе имеет решение? Попробуем разобраться, но сначала маленькое замечание по поводу веса Братишки. Полутонный, как тут кто-то предположил, «ребёнок» мог бы оказаться опасной игрушкой. Надо учитывать, что титановый скелет намного легче обычного, из костей. У братишки «внутре»... нет, не неонка... у него сердце атомное, и оно вместе с «кровеносной» системой охлаждения как раз и вносит основной вклад в вес конструкции. Электроника и «нервная система» — начинка не особенно тяжёлая. Поэтому вес Братишки с учётом покрытия, наполнителя и одежды вряд ли превышает 80 кг. Отец говорит, что Братишка был намного тяжелее Чарли. Ну, так ему казалось. Конечно, он был потяжелее, чем десяти или одиннадцатилетний мальчик даже и крупный, но едва ли мог весить больше среднего взрослого человека. Всё равно он был тяжеловат для пожилой женщины, которой трудно было подняться с кресла без посторонней помощи.

А теперь я буду опровергать самого себя (т. е. собственную идею насчёт трюка а ля коррида).

Кое-кто додумался до того, что Джози вытащила тяжёлого робота из огня. Как это она справилась?! Неужели так сложно представить, что на самом деле произошло? А всё очень просто. Джози вбегает в горящий дом, натыкается на Братишку, который, естественно, ищет своего брата. Джози приказывает роботу, которому дым и огонь не мешают выполнять свои обязанности, выйти из дома. Если робот нарушит этот приказ, то может быть принесён вред человеку (самой Джози). Брата Чарли робот пока не нашёл и не знает, как тот себя чувствует. Поэтому он выполняет приказ Джози. Не она его, а он её выносит из горящего дома. Но почему он не бросается обратно спасать Чарли? Причина может быть только одна — Джози его обманула, сказав, что Чарли в доме нет. Тут одно из двух — или сама так считала, или действительно тронулась умом, не соображая, что роботу пожар не страшен. Моё первоначальное предположение о нарушении роботом Первого закона, конечно же ошибочно. Такого не могло быть и Азимов не мог этого не понимать.

Таким образом загадки, связанной с психологией роботов, больше не существует. Ну, а что касается психологии человека, да ещё и женщины, то здесь Азимов правильно сделал, убрав Джози со сцены. Эта задача едва ли под силу и самому Господу Богу.

Так что рассказ не очень прост, он требует от читателя того, что я называю активным чтением или, проще говоря, умения поставить себя на место любого из героев произведения.

Оценка : 9
«Обнажённое солнце»
–  [ 8 ]  +

lammik, 04 февраля 2022 г. в 18:59

Прошёл год с момента убийства космонита Сартона на Земле. Успешно раскрывший то дело детектив Элайдж Бейли не только поднялся по служебной лестнице, но и заработал немалый авторитет как у своего начальства так и у космонитов. И вот, когда на планете Солярия был жестоким образом убит некто Дельмар, Элайдж Бейли, борясь со своим страхом не то что космоса, а открытого пространства, отправился на Солярию.

Если в первой книге описывалось земное общество будущего как триумф человейников и коллективизма, то на Солярии умудрились построить витрину индивидуализма, где личное общение сведено к минимуму и даже секс воспринимается исключительно как необходимая, но при этом весьма неприятная, обязанность. Ну и существует он, само собой, исключительно в супружеском варианте.

Самое поразительное, что наша цивилизация на данный момент движется по третьему пути, непостижимым образом ухитрившись взять худшие черты первых двух. Народ всё больше концентрируется в городах, но при этом живое общение всё больше подменяется мессенджерами, соцсетями или даже компьютерными играми. И это ещё безо всяких роботов...

Оценка : 10
«Улики»
–  [ 8 ]  +

artem-sailer, 21 декабря 2021 г. в 20:06

Вероятно, самый лучший рассказ из сборника «Я, робот», как по замыслу, так и по исполнению. А кроме того, на мой взгляд, переломный момент в общей канве, тот самый момент, когда автор чётко и однозначно высказал общий замысел цикла, мысль, к которой вёл читателя через предыдущие рассказы. И мысль эта — Три Закона Роботехники есть квинтэссенция людской этики, а робот, свято соблюдающий эти Законы — кристально нравственное по человеческим меркам существо.

Робкие попытки быть помощником человеку — позади. Отныне робот — выше человека. Человек сам его создал, трепетно вынашивал замысел создать того, кто будет лучше самого человека, лелеял и растил своё создание, вобравшее самое лучшее, что есть в человеке, вырастил наконец, вывел в свет и сказал роботу: теперь ты будешь решать! Ибо сами мы, люди, между собой никогда не договоримся о том, как нам лучше жить.

Собственно, робот у Азимова — это примерно то же, что философы-утописты прошлого называли Идеальным человеком, Человеком будущего. В преамбуле к рассказу Сьюзен Кэлвин называет наступившее за этим время Золотым веком — это ли не прямое указание? Человечество устарело, переросло себя, в ходе эволюции породив новую расу сверхлюдей. А так как развитие человечества уже многие века сопровождается развитием техническим, то и сверхлюди — порождение технологий.

Оценка : 10
«Конец Вечности»
–  [ 8 ]  +

s-iron, 21 декабря 2021 г. в 14:09

Великолепное и умное произведение, одно из моих самых любимых. Азимов велик!

Заставляет задуматься о том, что все вроде-бы положительные устремления не факт, что приведут к положительному результату. На более высоком уровне рассматривается брэдбериевски «эффект бабочки», а воздействие на прошлое производится сознательно. Но не все можно просчитать и правильно оценить, а тем более присвоить себе статус непогрешимости и истины в последней инстанции. Очередной раз подтверждается утверждение, что «благими намерениями вымощена дорога в ад».

И заставляет подумать, хорошо ли будет, если окажется возможной и будет создана машина времени с возможностью не только видеть прошлое, но и влиять на него. Многие современные авторы очевидно не удосужились прочесть Азимова и задуматься. Очень часто у них ГГ попадает в наше недалекое прошлое и «строит светлое будущее» внося правку в историю. А не задумываются ли они, что будущее не так однозначно и, возможно, быстрая и сокрушительная победа СССР во Второй мировой не только уменьшила бы человеческие потери, но и нарушила бы послевоенный баланс и привела бы к ядерной войне в 1950-м или подобии Северной Кореи на всей территории Евразии? Может лучше бы в прошлое не вмешиваться?

Оценка : 10
«Как поймать кролика»
–  [ 8 ]  +

artem-sailer, 18 декабря 2021 г. в 22:55

А мне рассказ очень понравился, хотя на Три Закона Роботехники здесь и нет такого упора, как в других произведениях цикла. Я бы сказал, что в качестве сюжетообразующей основы здесь выступает теория архитектуры вычислительной техники и тестирования программно-аппаратных комплексов.

Управляющий робот-сервер координирует работу своих аппаратно обособленных составляющих — роботов-клиентов — при помощи низкоуровневых команд. Однако в процессе происходят некие сбои, и весь комплекс начинает дико глючить. Лишённые технической возможности заглянуть в логи, герои рассказа вынуждены проводить негативное тестирование «чёрного ящика» в полевых условиях, а именно — имитируют проблему. Следует заметить, что герои здесь предстают перед читателем весьма опытными профессионалами, поскольку разработанный ими сценарий позволяет блестяще подтвердить исходные предположения. В итоге выясняется, что дело было в банальном исчерпании вычислительных мощностей управляющего робота-сервера. Сняв часть задания, удаётся вывести робота из зависания.

Баг, надо полагать, занесён в трекер и передан разработчикам.

Это — такой краткий и сухой пересказ сюжета данного рассказа. На самом же деле рассказ очень живой, интересный, динамичный, а интрига вовлекает читателя. Как и во многих других своих произведениях, маэстро Азимов выдал дивную пьесу, построенную исключительно на научно-техническом фундаменте.

Оценка : 9
«Вторая Академия»
–  [ 8 ]  +

ВладимирВас, 09 декабря 2021 г. в 11:05

Вынужден пойти в противовес такому солидарному положительному мнению о романе (хотя это и триггер для многих, чтоб минусить, даже не читая отзыв). Я его не разделяю. Достаточно высокая оценка все же за то, что автор над сюжетом думал и пытался делать его не таким плоским (хотя и не сильно преуспел). Но, популярность цикла при его выходе говорит о том, что ТОГДА автор не прогадал и правильно уловил ожидания читателей. Сейчас тоже читать интересно, но много «но».

Меня очень расстроил Азимов, я воспринимал его всегда как глубокого и олдскульного мэтра научно-фантастических форм, и ранее прочитанный его роман «Конец вечности» вполне соответствовал этим хвалебным эпитетам. Я не обратил (и не обращаю) внимание на давность написания романа и делаю поправку, что изменилась и жизнь, и темп, и требования к эмоциональному наполнению современных произведений, но тут дело в другом.

Во-первых, фашистская концепция в голове автора, что самое процветающее общество можно создать только при тотальном контроле мозгов всех граждан (и заканчивает автор роман с четкой мыслью — контролеры мозгов самые умные, непобедимые и за ними будущее). Сама форма повествования не говорит об иронии или намеке, что такое допустить нельзя, наоборот, когда-то было условное зло — Мун, а вторая академия безусловное добро, которое спасет наш мир в любой ситуации и все в этом не сомневаются. Но если не мешать второй академии, то и спасать мир не придется, так как они прошьют всей галактике мозги так, что все будут счастливы. И это устаревший и ужасный посыл.

Во-вторых, ну сильно упрощенное повествование даже в заведомо нереальной сюжетной канве (абсолютный абсурд сам факт создания «академий» для спасения мира/империи). Я прочитал три книги и ни к кому не прикипел, ни один персонаж не стал мне близок и я сильно никому не сопереживал. Интересный сюжет, интересно чем кончится, а вот наполнения мне не просто мало, а очень мало. Нет дерева произведения, нет второстепенных линий, нет системы межличностных взаимоотношений. Есть скоростное шоссе, но с одной полосой, где впереди едет не быстро сюжет, а сзади в пробке стоят все герои.

В-третьих, пафос и переигрывание, вообще неуместные и ненужные. Лидеры второй академии представляются почти полубогами и глаголят так же. Вторая академия — шайка манипуляторов пускающая под нож целые планеты, чтоб реализовать свой план (опять же идеи фашизма и коммунизма — приоритет общественного над частным) подается как всеведущая, вездесущая организация, сакральная и простому смертному не понять глубину их помыслов (пути господни неисповедимы).

В общем, не удивительно, что во времена написания это стало хитом, но очень удивительно, что и сейчас отзывы столь однозначны. По моему просто эпическая идея цикла не реализована на существенную часть своего потенциала, а то, что реализовано плоско и спорно... ну и невероятно устаревшая форма роман — шоссе, а не ветвистое дерево с кучей эмоций, закруток и рефлексий. У Азимова почти нет рефлексий, поэтому и нет зацепок для того, чтоб впустить героев в душу.

А теперь минусите, кто дочитал :) Только мало кто из любителей минуснуть читает больше 2 строчек :)

Оценка : 7

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 [10] 11 12 13 14 . . . 77 78 79 80 81   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх