Исправляя «историческую несправделивость» и многолетнее игнорирование со стороны российских периодических (и не очень) изданий, пишущих о фантастике, предлагаю собственный обзор игровой вселенной Das Schwarze Auge.
С чего началось и что сделано
Популярный в Германии игровой мир «Черный Глаз», известный в основном по настольным играм, разработал в 1984 году писатель Ульрих Кизов (1949-1997) в соавторстве с Иной Крамер, Хансом Иоахимом Альперсом и Вернером Фуксом.
За прошедшие годы опубликованы 4 редакции правил, десятки описаний и игровых пособий, около 200 настольных игр, почти 100 романов и 4 компьютерные игры: «Трилогия Севера» (Die Nordlandtrilogie, в английском перевода Realms of Arkania, 1992-1996) и Drakensang (август 2008). Официальным издателем игр является фирма Ulisses Spiele. Ни одно издание не переведено на русский язык, в отличие от английского, французского, итальянского и голландского.
Вселенная DSA
Первоначально задуманный отцами-основателями мир должен был называться «Авентурия», но из рекламных соображений получил название «Черный Глаз». Авентурия же стала одним из континетов планеты Дере – это анаграмма немецкого слова „Erde“ – Земля. По-английски планета обычно называется Трея (Threa, анаграмма слова Earth), а по-русски ее еще никто не называл, и, я, как первооткрыватель, называю планету Ялзем.
По легенде, планета, да и мир в целом, образовались посреди всеобщего Хаоса в результате борьбы божественного Лоса с праматерью-великаншей Суму. Убив великаншу, Лос стал горько сожалеть об этом и заплакал. Так, из слез Лоса и крови и тела Суму образовался мир, состоящий из семи сфер. Первая является основой мира и его фундаментом. Во Второй сфере сосредоточена единая первичная материя и сила тяжести. В Третьей – расположен известный нам обитаемый мир. Четвертая сфера, Залы Борона, принадлежит царству мертвых. Пятая – это Альверан, крепость богов и их райские чертоги. Шестая сфера включает звездное небо и служит источником астральной энергии. Седьмая сфера принадлежит демонам Хаоса.
Итак, в третьей сфере находятся четыре континета. Центральным является Авентурия; с северо-востока к ней примыкает загадочная Страна Великанов, а за южными морями лежит не менее загадочная Утурия. К западу от Авентурии, за океаном, раскинулся огромный континент Миранор, он же Золотая Земля. В свое время появилась версия о существовании континента Тарун на обратной стороне поверхности планеты, но боги (официальные издатели) сочли эту теорию вымышленной. Кстати, официальные игровые материалы выпускаются, за исключением Авентурии, только по Миранору, с 2000 года.
От себя хочу заметить, что разработчики довольно сильно промахнулись с масштабами Авентурии, очевидно не ожидая успешного развития своего первоначального проекта. Континент имеет всего 3 тысячи миль с севера на юг и 1,5 тысячи миль с запада на восток, т.е. спокойно может разместиться на территории Европы от Атлантики до Урала. В то же время, Миранор и Утулу занимают просто огромные площади, и если существует глобус Дере, то найти на нем Авентурию будет довольно сложно.
Континет Авентурия
На карте Авентурия несколько похожа на Северную Америку, хотя по размерам значительно ей уступает. На северо-востоке континета возвышаются непроходимые горы Железного Меча, отделяющие Авентурию от Страны Великанов. Северные берега омывает океан Ифирн, названный в честь дочери Фируна, бога зимы и охоты. На западе раскинулось море Семи Ветров, больше похожее на океан, на юге – Южное море, на востоке – Жемчужное и Тобрийское моря. В Авентурии существуют практически все климатические зоны: от края вечной мерзлоты на севере до влажных джунглей на юге. Имеется тундра, тайга, степи, леса, пустыни и, разумеется, горы. Дотошные немцы прописали в Авентурии сотни, если не тысячи географических названий: моря,заливы, реки, горные хребты, болота, города, деревни и, конечно, тех, кто там живет.
Население
Основным населением континента являются люди пяти рас: среднеземцы, туламиды, торвальцы, нивеси и лесные люди. Первые похожи на средне-европейцев, туламиды – совокупный аналог восточных народов, торвальцы – практически срисованы с земных викингов, нивеси – кочевники-оленеводы, лесные люди – что-то вроде американских индейцев. Существует также немногочисленные норбарды, типа земных цыган, троллезубы, родственные туламидам, но оставшиеся дикарями, и утулу – черные жители южного континента, неведомо как попавшие в Авентурию. По оценкам, в Авентурии живет около 5 миллионов человек, в то же время остальных народов вместе взятых, включая подводных жителей, не наберется и 1 миллиона.
«Культурные» народы Авентурии также представляют эльфы (лесные, луговые, ледовые и степные) и гномы (гор Наковальни, бриллиантовые, рудные и другие). Их всего несколько десятков тысяч, в основном они ведут обособленный образ жизни, не вмешиваясь в людские дела и не терпя вмешательства в свои.
Низшими народами считаются гоблины и орки. Однако, это только в глазах людей, эльфов и гномов. Если гоблины практически не могут организоваться и вынуждены обитать в лесах и горах, занимаясь мелким разбоем, то орки смогли в недавнем прошлом объединиться во главе с вождем Айкаром Брацорагом. Могучая армия, которую возглавил бывший наемник, орк Садрак Вассои, названный «Черным маршалом», несколько лет успешно воевала с Империей, опустошив ее северные пределы, да и поныне удерживает захваченные города Свелльтской лиги.
Также в Авентурии можно встретить немногочисленных ящеролюдов – потомков древних правителей континента, различных морских жителей (кракониды, омариды и прочие), огров, троллей, циклопов и даже снежных великанов-йети. Где-то в северных льдах обитают таинственные и свирепые ночные эльфы, в пещерах прячутся хитрые карлики-грольмы, в горах — обезьянолюди. Не обошлось без полуэльфов и полуорков, наряду с которыми существуют так называемые хольберки – наполовину эльфы, наполовину орки.
Как ни странно (обычно в фэнтези этот вопрос как-то обходится стороной), у каждой людской расы и иных народов существует свой язык и, кое у кого, своя письменность. Люди говорят на гаретском, туламидье, алаани, зульхаммагре, торвальском, нуюке и мохийском. Плюс еще десяток диалектов. Язык эльфов – издира, гномов – роголан, ящеролюдов – рссахх. Есть даже циклопский язык, скорее диалект, но на нем говорят не циклопы, а люди, живущие на покоренных ими Циклоповых островах. Собственный «язык», зайяд, имеется и у авентурийских магов.
"Игровыми" в настольных изданиях являются, прежде всего, все людские расы и народы, эльфы, гномы (за исключением пары редких народностей), гоблины, орки. Из ящеролюдов — только ахацы, из морских народов — риссо. Нельзя играть за представителей семейства великанов (тролли, огры, йети, циклопы и собственно 7 древних великанов), ночных эльфов (они только недавно признаны народом, а до этого считались демонидами), обезьянолюдов, грольмов и хольберков.
В компьютерных играх "Трилогии Севера" игрок мог взять в партию людей (в целом и торвальцев отдельно), гномов, лесных, ледовых и луговых эльфов. В качестве временных NPC следует отметить орка и меняющего форму во 2-й части трилогии, фейламию (эльфийку-вампира) и русалку в 3-й части. В Drakensang героями могут быть люди (включая торвальцев и туламидов), эльфы и гномы. Насчет NPC информации пока не имеется.
П.С. Если интересны подробности о народах Авентурии, смотрите мои весенние опусы на сайте CRPG.ru:
http://www.crpg.ru/sections.php?op=viewar...
http://www.crpg.ru/sections.php?op=viewar...
П.П.С. Далее планируется (примерно): Религия. Боги и демоны; Краткий исторический очерк; Современное политическое устройство; Флора и фауна; Особые «фишки» мира DSA
Кому-то интересно? Или?