Здравствуйте.
Представляю Вам 24 выпуск рубрики «Лучшие книжные новики». Напоминаю, что в этой рубрике мы рекомендуем книги, выбранные администрацией Фантлаба из числа лучших новинок, вышедших за последний год. Кроме книг, ранее не публиковавшихся на русском языке, в рекомендацию так же могут попадать наиболее достойные переиздания, что и произошло в данном случае.
---
Лучшие переиздания
Лучшие антологии
Лучшие переиздания
Аластер Рейнольдс «Пространство Откровения», 2000
Аннотация:
Дэн Силвест ищет на Ресургеме ответ на вопрос — что погубило цивилизацию арамантян? Экипаж «Тоски по Бесконечности» ищет Силвеста, знания отца которого могут помочь в излечении капитана звездолёта. Ана Хоури тоже ищет Дэна — но лишь затем, чтобы отправить его на тот свет. Впрочем планам людей и ультра не суждено сбыться и найдут герои совершенно иное. Более древнее и опасное, чем они могут предположить.[/p]
Жанр:
Научная фантастика. Космическая опера. [/p]Награды и премии:
Итальянская премия / Premio Italia, 2010 // Зарубежный роман
Особенности переиздания:
глубокая редактура старого перевода, давшая роману новое дыхание, и избавившая его от многих ошибок и косноязычности. Стильное серийное оформление.
Мнения:
vadya77:
Наконец-то я встретил роман, посвященный исследованию артефактов неких могущественных цивилизаций вне Земли, который не вызывает чувства скуки. С моей точки зрения, это лучший роман в этой области, но именно его достоинства позволяют лучше понять недостатки всех подобных произведений. Потому отзыв этот о превосходном «Космическом апокалипсисе», рассматриваемом с точки зрения идеального, чистого представителя огромного корпуса текстов о, скажем так, опосредованном Контакте.
Масштабность, прописанность, а иногда даже и выписанность некоторых деталей, интересные и далеко не всегда предсказуемые повороты сюжета, не позволяющие с позиции здравого смысла воскликнуть «Ну, я так и знал!», оригинальная трактовка хорошо известных данных астрофизики, герои, воплощающие (хотя о плоти в случае с Ультра и химерийцами говорить приходится с опаской!) некую толику инаковости, еще более усиливающую чуждость описываемого и тем самым все более достоверного фантастического мира, – все это у А. Рейнольдса есть, и в немалом количестве.
Также, что еще более подкупает, есть совершенно невероятные метафоры Другого; в качестве примера здесь можно привести то, как автор попытался передать визуальный характер коммуникации амарантян: «Когда он говорил, то слов слышно не было. Было безмолвное отсутствие, которое непонятным способом передавало смысл, как бы вырезая его из молчания. Сложные челюсти этого создания вообще не двигались». Клянусь, любые попытки внушить ужас от столкновения с Пожирателем Солнц меркнут в сравнении с этой игрой отсутствия/присутствия, своеобразной пустой клеткой Ж. Делеза. Я никогда не думал, что создаваемый неподвижностью челюстей смысл может так сильно беспокоить!
Это не значит, что творение А.Рейнольдса лишено недостатков, их тут предостаточно. Начиная с путаницы в диспозиции автора (то текст разворачивается как бы отстраненно, то чуть ли не от лица героев, то вдруг автор появляется и сообщает о том, что кто-то там что-то кратко рассказал) и заканчивая не совсем внятными метафорами, вроде «подгоревшее жаркое» или сравнениями героев с земными животными, правомерность использования которых для мира будущего, а тем более для проводящих чуть ли не все свое время в космическом корабле, тяжело себе представить. Но не эти «проколы» делают роман, а нечто совсем другое; в конце концов, можешь написать лучше, дерзай!
Однако принять оригинальный авторский мир и погрузиться в него с головой мешает нечто другое, а именно: родовое проклятие большинства таких текстов, и о нем можно сказать словами самого А. Рейнольдса, выдранными, правда, из контекста: в этом всем есть «что-то слишком регулярное, слишком искусственное, беременное рассудочным дизайном». «Свидание с Рамой» А. Кларка, «Врата» Ф. Пола, «Мир-кольцо» Л. Нивена, «Космический апокалипсис» А. Рейнольдса и неисчислимое множество подобных романов в качестве общей черты имеют явно выраженную апелляцию к рассудочной деятельности и, как следствие, акцент на разгадывании головоломок.
В конце концов, наука, при всей своей привлекательности и значимости, отнюдь не самое человеческое творение человека! Взгляните на масштаб «Космического апокалипсиса» – миллионы и миллиарды лет. Это захватывает и завораживает, но это тяжело, мягко говоря, себе представить. А если говорить о событиях, укладывающихся в этот промежуток, то предсказать их вообще невозможно, если только не оперировать некими гипостазированными сущностями, наподобие «цивилизация». Поднявшись же на этот уровень абстрагирования, ты теряешь толику своей человечности и, как ни странно, здравого смысла и им даруемой проницательности.
Интерес и любознательность, но не сочувствие и переживание, – вот те эмоции, которые возбуждает «Космический апокалипсис». В этом тексте все рационализировано, случайности в разворачивании текста просчитаны до десятитысячного знака, так что места юмору, этому предохранительному механизму человеческого зазнайства и тщеславия, просто не остается. Хотя бы тому смеху, что явил некогда Ф. Пол, когда написал, что во времена молодости его героя продавалась книга с перечислением достоверных фактов о хичи, в которой было, если память не изменяет, 128 страниц, и все пустые…
Оценка: 9
Ev.Genia:
Обычно книги с большим содержанием технических описаний даются мне не просто. Эту же книгу я прочитала с удовольствием и на удивление легко, хотя она изобилует техническими деталями, специфическими речевыми оборотами, пояснениями, но, по всей видимости, это сделано тонко и умело, т.к. мне совсем не было скучно, а даже наоборот, хотелось поскорее сложить всю картину целиком.
С первых же страниц история поразила своей масштабностью. Здесь всё огромное: подземный город, огромный космический корабль, сама ситуация, которая зародилась в, страшно сказать, какой глубине веков назад и свела воедино героев в данный момент. Загадки начинаются с планеты Ресургем, куда главного героя Силвеста привел поиск разгадки тайны расы амарантян и отсюда толкнула его дальше в глубину космоса к неведомым и загадочным местам. Интересен корабль «Тоска по бесконечности», который и кораблём то назвать сложно – это огромнейшее сооружение, насчитывающие километры лифтовых шахт, огромных залов технически насыщенных, которое движется в пространстве космоса уже большое количество лет. Не менее интересен и экипаж этого корабля: Капитан, находящийся в странном состоянии болезни и команда Ультра и химерийцев – продукт неизвестного, но совершенно не дарвиновского происхождения, результат биоинженерных работ по выведению особых человеческих линий – они полностью оправдывают своё название. Атмосфера на «Тоске» очень тяжёлая, члены команды не доверяют друг другу и находятся в состоянии угрозы и ненависти, у каждого из них своя игра, даже у Капитана, свои скрытые планы и мотивы, которые постепенно раскрываются и соединяются с историей главного героя Силвеста.
Сначала Автор знакомит нас с персонажами, которые находятся в разных местах и отделены друг от друга десятками лет, создавая вокруг них интригу, многое говоря намёками и постепенно сводит всех в одном месте и тут остаётся только не зевать, а внимательно следить за разрешением сложнейшей головоломки. Что интересно, в книге практически нет простых людей, вернее они есть, но копошаться где-то там, на Ресургеме, участвуя в раскопках, в простой жизни, которая затрагивается лишь вскользь и совершая военные перевороты. В основном здесь люди с имплантами, с искусственными частями тела, с датчиками, они могут продлить себе существование на других уровнях или воссоздать себя в другом объекте. Особенно мне понравилось такое явление, как Пожиратель Солнц – древняя сущность, присутствующая везде вокруг, в эфире, в волнах излучения, в компьютерной сети, внутри корабля, внутри живого существа, в пространстве космоса – он способен влиять, направлять, подчинять, каждое его появление приводило в трепет от понимания того, что перед ним абсолютно бессилен. А в итоге произвёл впечатление временной промежуток – миллиарды лет – который привёл к разгадке и некоему разрешению созданной ситуации, где каждый из участников истории вольно или невольно приложил свои силы.
Что интересно, для меня в этой книге не было ни одного положительного персонажа, за которого я бы переживала, ни один из героев не вызвал симпатии, каждый из них жесток, одержим, скрытен, хитёр, корыстен. Но в таком мире, наверное, по-другому не может и быть, особенно, если имеешь дело с такими субъектами. А сам по себе мир, созданный Автором, невероятно труден, жесток, некрасив и безрадостен – не хотелось бы оказаться в таком мире.
Мне осталось не понятным почему жители Ресургема так ненавидели Силвеста, что готовы были его уничтожить – если только из-за его одержимости амарантянами, то я её не прочувствовала в самом начале, это открылось гораздо позже. Личность Капитана – почему он являлся монстром для многих миров и каким образом вокруг него сплотилась команда Ультра, таких разных и таких жестоких. Для полноты картины мне этой информации не хватило. Но в основном разрешение всех вопросов оказалось интересным и здорово то, что Автор раскрывал загадки постепенно, а не выдал всё буквально в самом конце. В итоге, книга очень понравилась, возможно, я не всё уловила, но всё же история произвела очень хорошее впечатление.
Оценка: 9
Карамазов:
Очень неоднозначное впечатление оставила книга. С одной стороны — интересный мир, точнее вселенная с хорошо продумаными принцыпами развития, наукой, культурой. Автор умело раставляет сюжетные ходы. Тут тебе: и биоинженерия, и геномодификация, и искусственный интеллект, и археологические раскопки инопланетной культуры, и ксенофантастика, а также сплошные тайны и секреты покрытые мраком и на закуску внеземной артефакт способный на коллосальные действия.
С другой стороны местами полное провисание сюжетной динамики, излишняя многословность и герои, которые практически не вызывают симпатии.
В процессе прочтения книги наблюдался поразительный эффект : пока читаю — интересно, местами даже очень, но стоит отложить книгу и приходиться буквально насильно заставлять себя снова взять её в руки. Иногда приходилось уговаривать себя несколько дней, что-бы продолжить чтение.
Порекомендовать роман могу любителям умной научной фантастики, основанной на научных изысканиях и научных допущениях, но никак не на полёте авторской фантазии. Также не уверен, что книгу по достоинству оценят любители динамичного сюжета, как например у Гаррисона или любители фантастики с философским уклоном, как у Симменса в «Гиперионе», заставляющей сопереживать героям, буквально проживать их жизни.
Оценка: 6
Алан Мур «Хранители», 1987
Аннотация:
«Хранители» — графический роман Алана Мура в 12 частях. Комикс, который назван одним из лучших англоязычных романов XX века. Комикс, который перевернул представление о супергероях.Соединенные Штаты Америки. 1985 год. Мир, который мы не знаем. В нем есть место богу. В нем наш покой хранят настоящие супергерои. В нем стрелки Часов Судного Дня неумолимо движутся к двенадцати.
Линчеватель по прозвищу Роршах расследует убийство своего бывшего товарища — Комедианта. Эта смерть — первый ход неизвестного противника, открывшего охоту на костюмированных героев. Или это лишь отвлекающий маневр? Роршах точно знает одно: нужно снова собрать Хранителей.
Они присматривают за нами, но кто присмотрит за ними?
Жанр:
Графический роман.[/p]Награды и премии:
Локус / Locus Award, 1988 // Публицистика. (графический роман)
Хьюго / Hugo Award, 1988 // Иные формы. (графический роман)
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучший комикс
Особенности переиздания:
по утверждению издателей перед нами «самое полное издание «Хранителей» в мире». Увеличенный формат, стильное оформление, множество дополнительных материалов — это коллекционное издание самой высшей пробы.
Мнения:
Night Owl:
«Хранители» — тот редкий случай, когда не хочется вдаваться в детали, ограничившись исключительно коротким высказыванием: «потрясающе» или «шедевр», но очевидно, что выдавая такую оценку, необходимо её обосновать фактами.
Итак, наверняка многим известно, что «Хранители» — это графический роман. И, вероятно, по этой причине он не читается широкой публикой. Люди часто отмахиваются от комиксов, полагая, что это лишь «какие-то картинки для детей». Но нет. Комикс — это лишь очередной способ рассказать историю, отличный от кино и прозы. И, в первую очередь, его особенностью является возможность разбиения истории на стоп-кадры, рассматривая которые, читатель сам может задавать темп повествования, а так же, замечать нюансы, намёки и лейтмотивы истории, которых в «Хранителях» предостаточно.
По сути, «Хранители» — это даже не просто комикс. Это настоящий феномен данного жанра, такой же, каким в своё время стал «Улисс» для литературы.
«Хранители» — это глубокая, проникновенная и яркая история, насыщенная глубокими философскими мыслями, десятками отсылок и аллюзий, часто недоступных неподготовленному взгляду. Буквально первые же сцены имеют фундаментальное значение для всего сюжета, но едва ли их возможно уловить при первом прочтении. Подобным образом многое происходит на втором, третьем и даже четвёртом плане: где-то позади основных действий развиваются драмы, переплетаются и разрушаются судьбы, но, как это часто бывает в мире, беглый взгляд упускает их, и лишь внимательный читатель способен уловить, насколько же многогранен данный роман. Это целая самобытная вселенная, способная в рамках 12 глав рассказать историю нескольких десятилетий, страны, отдельных судеб, нескольких издательств и политических событий.
Роман выстраивает вокруг себя убедительный мир, наполненный газетами, книгами, фильмами. Отрывки из вымышленной книги сами по себе являются едва ли не эталоном безупречной прозы — слаженные, продуманные рассказы, способные увлечь даже предвзятого читателя.
Персонажи очаровывают. Кроме того, что у каждого из них прописана история, вплоть до того, что мы узнаём судьбу их родителей, — мы имеем нечто большее: харизматичных, запоминающихся, объёмных героев, имеющих собственные проблемы, взгляды, желания, часто идущие вразрез с мнением окружающих, что рождает массу увлекательных драматических ситуаций.
Нельзя не упомянуть экранизацию Зака Снайдера. Это фильм, отлично передающий сюжет и атмосферу графического романа. К первоисточнику отнеслись очень бережно. Кино атмосферное, яркое, ни на что не похожее. Кое-где оно идёт даже дальше комикса, набирая обороты, юмор, экшен. Картинка в экранизации ярче, живее. Однако посредством фильма невозможно передать всю глубину и многоуровневость графического романа. Кроме того, у этих двух произведений разные концовки. В этой связи, считаю, что для того, чтобы в полной мере прочувствовать эту историю, следует и посмотреть фильм (не обычную, не режиссёрскую, а максимальную версию) и прочесть книгу.
Высший балл.
Оценка: 10
lirik:
Сегодня многие стали обращать свое внимание на комиксы. Конечно русскоязычные, а тем более украинское издание дело редкое и чаще всего дорогое, но это не останавливает любопытных читателей в поиске приятного времяпровождения. И чем больше человечек читает, тем больше ему хочется прочесть еще. Именно на этом законе строится рынок любой продукции, спрос рождает предложение. И как результат появляются долгие приключение супергероев не как не желающих умирать на глянцевых страницах свежих изданий. Героев множество и почти всегда они выходят победителями даже из самих страшных ситуаций, а если они и погибают то остается шанс на оживление в другой серии или цикле.
Сам я не приверженец подобных историй, можно бесконечно описывать приключения Супермена и не все из них будут заезженными, но в таких описаниях будет теряется сама суть и мысль которую хотел донести к читателю автор.
Я хочу рассказать про комикс который имеет четкое начало и столь же конкретный конец, с жирной точкой в финале. И пусть эта точка весьма спорная, пусть она стоит на фоне разрушенного Нью-Йорка, она не утрачивает своей значимости. Можно назвать его классикой или одним из самых ярких примеров своего жанра, не знаю, я не могу ставить такие громкие ярлыки.
«Хранители» — серия комиксов из двенадцати номеров, придуманная Аланом Муром для DC, конечно нельзя забывать о великолепном художнике Дэйве Гиббсоне, сумевшим подчеркнуть и нарисовать множество мелких деталей. О колористе Джоне Хиггинсе, своими красками наделившим комикс собственно атмосферой и шармом, без них эта история не смогла бы занять свое достойное место не только в Америке но и во всем мире. Двенадцать глав удивительного повествования в последствии объединенных в графический роман, который стоя на полке является гордостью любого читателя (уж меня то точно).
Хранители это не только захватывающий сюжет, с непредсказуемым финалом, это фантастический детектив, в котором сталкивается чувство справедливости и правильность принятого решения. Стоит ли пожертвовать тысячами ради спасение миллионов? Алан Мур дает свое решение этому вечному вопросу.
Автор рисует нам альтернативную Америку восьмидесятых годов двадцатого столетия, в ней так же есть Советский Союз, не дающий спокойно спать добропорядочным американцам и президент Ричард Никсон, в ней ездят автомобили и существует вредный для здоровья макдональдс.
И тут есть супергерои.
Но что самое удивительное они больше герои, чем «супер», не наделенные сверхспособностями обычные люди решившие охранять покой своей страны под покровом маски и своей веры в лучшее будущее.
Залог любого комикса это всегда персонажи, сюжет может отойти на второй план если герой начнет сыпать шутками и острыми афоризмами. Чем колоритнее созданные персонажи, тем популярнее становится серия и тем больше получает автор в проценте отчисления. Алан Мур смог создать харизматичных героев, наделить каждого из них отличительными и запоминающимися чертами и заставить читателя сопереживать. Это и Роршах, не принимающий компромиссов и желающий справедливости, Доктор Манхэттен, с каждым днем постигающий мир все глубже и глубже, тем самым отдаляя от себя друзей, даже герой по прозвищу Комедиант у Мура получился не смешным, а скорее злым и жестоким, но тем не менее его жестокость направлена против врагов его страны. Это лишь часть персонажей с которыми вам предстоит познакомится, реши вы открыть первую страницу истории.
Мы все наслышаны про Супермена, Флэша, Зеленого Фонаря, огромного добряка Халка, Капитана Америку, Бэтмена, Человек-ястреба и многих других, кто стоит на страже наших альтернативных жизней. И большинство из них владеют сверхспособностями позволяющими им подглядывать за соседями или не вставая из кресла телепортиовать себе бутылку пива. Кому-то достаточно было прилететь из взорвавшего мира и попасть в семью фермеров, другому пришлось порядком полетать летчиком-испытателем на самолете, прежде чем любопытство не взяло верх и пилот не принял от пришельца зеленое кольцо. Таких примеров множество, паук кусает бедного студента, четверо друзей летят в космос или же очередной вирус находят своего носителя.
Из всего списка лишь Бэтмену приходится хитрить с помощью своих дорогих приспособлений и останавливать зло силой своего разума, а не использовать сверхвозможности в виде управления огнем или невидимости, тут можно вспомнить и миллиардера Тони Старка, но он лишь подрабатывает спасение жизней в свое свободное от работы время. Так же он больше изобретает новое оружие.
Я перечисляю не просто так, герои созданные Муром другие. У них нет врожденного телекинеза или способности управлять погодой. Вы не найдете в Хранителях всемирного зла и второго пришествия на Землю Христа, тут есть только синий сверхчеловек Доктор Манхеттен, но он скорее исключение чем постоянная величина.
Этот комикс про людей.
Люди сами творят свое будущие и являются тем злом, с которым приходится бороться.
Все происходит во времена когда герои запрещены законом и распущены по домам. Советы угрожают Америке атомной войной, а мысли людей больше заняты собственными проблемами чем благом для свой страны.
Сюжет делает первый шаг, совершая обычного убийства посреди спящего города. Человека выбросили из окна многоэтажного здания и окрасили гратуар кровью. Полицейские приходят к выводу что это банальное ограбление, но не все так просто как кажется на первый взгляд. Убийство берется раскрывать последний из неприменимых героев, отказавшихся прекратить свою работу после того, как она была запрещена законом — Роршах. Он находит доказательство того что убитый был бывшим героем в маске, нынче работающим на правительство. Роршах словно зверь чует опасность и отправляется к бывшим друзьям чтобы предупредить их.
С этого момента шахи становятся быстрее и длиннее, иногда сюжет замедляется делая остановки в сторону прошлого, из таких моментов мы узнаем как Америка побеждает во Вьетнаме всего за несколько дней, а так же историю самих костюмированных героев.
Эти отступы позволяют настроится на нужный лад и понять тот или иной поступок персонажа, линейность сюжета протекает планомерно, раскачивая ваше воображение на протяжении всех двенадцати глав, чтобы в финале показать истинный смысл всей истории.
Я не буду рассказывать весь сюжет, перечисляя каждый неожиданный момент или яркий эпизод, это займет огромное количество времени.
Скажу лишь, что если вы действительно любитель рисованных историй или можете оценить достойный сюжет, но эту книгу вам нужно прочесть.
Оценка: 10
Лучшие антологии
Владимир Аренев, Николай Кудрявцев «Фантастический детектив 2014», 2014
Аннотация:
Настоящий детектив отвечает хотя бы на один из трёх вопросов: «Кто? Как? Зачем?» И не важно, где и когда происходит действие: в паропанковской Британии, в современной России, которой правят вампиры, или во Франции девятнадцатого века. Будь ты хоть галактический полицейский, хоть германский ландскнехт — пока не отыщешь ответы на эти «вечные вопросы», преступника тебе не найти.Десять увлекательных историй от лучших фантастов нескольких поколений. Десять головоломок, действие которых происходит в невообразимых мирах. Только новые рассказы, написанные специально для этого сборника. Вперёд, читатель! Игра начинается!..
Жанр:
Детективные истории в фантастических декорациях.[/p]
Мнения:
Green_Bear:
Многие из нас мечтали в детстве стать детективами. Ведь тех окружает ореол загадочности и некоего тайного знания. Они безупречно точны, уверенны в себе и с легкостью вычисляют преступника. Любитель скрипки и дедукции Холмс, внимательная миссис Марпл, неуклюжий и близорукий отец Браун. Они непохожи друг на друга, но их объединяет умение вычленить главное из вороха деталей, задать нужные вопросы в нужное время, сложить пазл из разрозненной мозаики. Фантастический же детектив требует, чтобы допущения и вымысел были органично встроены в сюжет, что еще сильнее усложняет задачу автора. Но в любом случае, начинается все с вопроса...
...Кто? Чей коварный ум создал ловушку? Сыщик стоит перед остывшим телом и перед ним простирается бескрайняя равнина неизвестности. Хотя в рассказе «С другой стороны» Алексея Серебрякова убийца известен с самого начала, а у Владимира Покровского в «Возрастных войнах» интрига строится скорее вокруг модели общества, в котором старики воюют с молодыми, в остальных историях героям придется подозревать всех и каждого. Авторы не поленились наделить сразу нескольких персонажей возможными мотивами и подозрительными намеками, например, у Святослава Логинова в «Кто убил Джоану Бекер?» возможными убийцами по очереди оказываются кучер, дворецкий и бедолага садовник. Сюжет становится похож на шахматную партию, где любой ход может стать роковым. Ведь помимо имени виновного, надо знать...
...Как? Каким образом было совершено убийство? Фантастический детектив часто упрекают за то, что автор на ходу выдумывает причины и многое списывает на внезапно возникающую магию, лишая читателей возможности самостоятельно решить задачу. Часто таким образом маскируют грозди роялей, объясняя все проницательностью сыщика. Тем приятнее, что участники антологии постарались аккуратно разместить улики, тщательно замаскировав их среди декораций. Иногда необходимые разъяснения даются в самом начале, иногда читатель собирает информацию вместе со следователем, но в любом случае решение не берется из воздуха. И хотя в «Запахе» Владислава Женевского или «Стойком оловянном солдатике» Леонида Кудрявцева авторы прибегли к пространным пояснительным лекциям, это обусловлено композицией рассказа. Тем более что фундамент истории был заложен заранее и сводится он к вопросу...
...Зачем? Что сподвигло человека, инопланетянина или некое иное существо на совершение преступления? Быть может, виной всему банальные и вечные месть, зависть и гордость. Ведь зло и добро остаются таковым, хоть в далеком будущем, хоть в Средние Века, пусть и альтернативные как у Сергея Легезы в повести «Семя правды, меч справедливости». И можно ли вообще говорить о преступлении, когда речь идет о совершенно ином разуме, который оперирует неясными для нас понятиями? Вопрос ключевой, ведь именно грамотно подобранный мотив формирует образ противника. Заставляет нас сопереживать вершителю самосуда или же ненавидеть подлого предателя. И следить за тем, как детектив пытается построить психологический портрет преступника, иногда не менее интересно, чем наблюдать за раскрытием загадок. Но ведь не зря в названии указано слово «фантастический»...
...поэтому в каждом рассказе созданы оригинальные декорации, играющие ключевую роль в сюжете. И так ли важно, происходят ли события в Системе, виртуальном мире, где кибернетика и программирование неотличимы от магии, как у Щёголева в киберфэнтези «Код рыцаря». Или же в фэнтезийном мире, как у Золотько в рассказе «Выбор», где следователь и рыцарь ищут преступника во дворце. Главное, что создана увлекательная история, от которой трудно оторваться. Жаль, что рассказ Аренева, действие которого происходит в мире, где властвует особая книжная магия, получился таким маленьким, и антураж в нем лишь очерчен. Впрочем, «Рапорт сыскаря» и так получился вполне поучительным. Средний уровень рассказов довольно высокий, пожалуй, лишь «Контроллер» Чигиринской выбивается из общего ряда из-за слабого идейного наполнения. Остальные же тексты более чем соответствуют заявленным в предисловии тематике и требованиям.
Итог: хорошая подборка красочных детективов с интересными головоломками.
Оценка: 8
Алексей121:
Если бы мне задали вопрос, как бы я охарактеризовал этот сборник, я бы ответил, что это антология историй, которым чего-то не хватило, чтобы стать по-настоящему хорошими.
Логинову не хватило серьезного отношения к жанру. Чувствуется, что повесть «Кто убил Джоану Бекер?» писалась «по-приколу». Ольга Чигиринская слишком уж сильно привязывает свою историю к циклу написанных ранее романов из-за чего концовка истории остается слишком туманной для рядового читателя. Владимир Серебряков слишком много берет у Лема, и пусть это будет десять раз оправдано сюжетно, все-равно неимоверно раздражает. Владимир Покровский сумбурен и неубедителен, его «Возрастные воины» оставляют после себя ощущение плохого фарса, Леонид Кудрявцев слишком шаблонен, его история, в целом, неплоха, но уж слишком затаскана. Пусть и инопланетяне его довольно любопытны.
А вот остальные истории идут сборнику в плюс: это и очень крепкий альтернативно-исторический детектив Сергея Легезы и полушуточный рассказец Владимира Аренева о противостоянии автора и его персонажа, и полное интриг фэнтези Александра Золотько.
Но, самое смешное, что самая лучшая, на мой взгляд, история сборника, «Код рыцаря» Александра Щёголева не является детективом как таковым. Да, там есть интрига, есть заговор, есть расследование. Но это в рассказе далеко не главное. Прежде всего «Код рыцаря» — крайне необычный и стильный киберпанк с множеством деталей и ураганным действием, от которого невозможно оторваться.
Такие неоднозначные впечатления оставил после себя сборник. В нем нет откровенно провальных рассказов, но и с сильными историями дефицит. Однако любителям жанра настоятельно рекомендую ознакомится.
Оценка: 7