Книга на все времена Выпуск


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Наш выбор!» > Книга на все времена. Выпуск #54. Предтечи
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Книга на все времена. Выпуск #54. Предтечи

Статья написана 10 января 2016 г. 21:20
Размещена:

  



Очередная рекомендация Фантлаба в рубрике «Книга на все времена» посвящена теме Предтечи.
«Предтечами» мы назвали фантастические произведения отдалённых эпох, возникшие до формирования современных жанров фантастики. Как правило, такие книги традиционно относят к приключениям, гротеску, социальной сатире, ранним утопиям и антиутопиям и проч. Новый раздел призван обратить внимание начинающих читателей на зарождение фантастического жанра, познакомить с первоисточниками, определившими развитие художественной литературы на века. Здесь будут собраны книги, написанные до 1860 года и обычно не причисляемые к классической фантастике в её современном виде.
---
В статье даётся одно произведение крупной формы. Для объективной оценки мы стараемся привести четыре отзыва на книгу — три положительных и один негативно-критический.
Помимо крупной формы, в статье предложены произведения средней и малой формы, заслуживающие по нашему мнению места в данной рубрике рекомендаций.
---
Напоминаем, что рекомендация «Книга на все времена» служит для выбора популярных, известных фантастических книг различных направлений. Здесь мы стараемся показать признанные шедевры и эталоны фантастической литературы, которые заслуживают прочтения в первую очередь. Рубрика ориентированна преимущественно на начинающего читателя с небольшим «стажем» или на тех, кто желает «изучить» новые для себя направления в фантастике.
Выбор произведений происходит по специальной методике и осуществятся не только администраторами, но и некоторыми посетителями сайта. Новая статья появляется примерно раз в месяц.
---
Все рекомендации общим списком можно посмотреть здесь:
Сводный список рекомендаций в данной рубрике



Аннотация:
1 августа 17.. года к борту судна вышедшей из Архангельска полярной экспедиции прибивает льдину с собачьей упряжкой. Выживший путник-европеец, Виктор Франкенштейн рассказывает капитану историю своей жизни. Эта история нашедшего способ «оживления мертвой материи» студента-естествоиспытателя и путь мести людям его разумного порождения стали основой романа, который признается многими как первое произведение в жанре научной фантастики.

---
Рейтинг Фантлаба (оценка/количество оценивших):



Дополнительная информация:

  1. Считается, что роман появился в качестве побочного продукта одного творческого эксперимента. Однажды, муж Мэри Шелли — известный поэт Перси Шелли, предложил Байрону ради развлечения сочинить ужасную историю — у кого лучше выйдет. Утром мужчины уже забыли про вчерашнее начинание, но напуганная их фантазиями Мэри увидела страшный сон, который и лёг в основу будущей книги.
  2. Роман был написан Мэри Шелли в 18 лет и был впервые издан в 1818-м году в Лондоне анонимно. Под своим именем Мэри Шелли опубликовала роман в 1831-м году.
  3. Произведение экранизировалось много раз с самого момента появления кинематографа и по недавнее время. Само имя «Франкенштейн» настолько часто использовалось для литературной игры и отсылок, что стало нарицательным и даже получило дополнительные значения.
  4. Литературоведы отмечают, что «Франкенштейн» имеет корни готического романа, и написан на стыке психологического романа и приключенческой литературы. Влияние этого произведения на европейскую культуру обширно и многогранно, так, например, книга считается одним из родоначальников жанра научной фантастики.



---
Перевод:
Полноценный перевод романа выполнен Зинаидой Александровой и, возможно, Ю. Евтушенко (полнота не проверена).
Остальные переводы либо являются сокращёнными, либо являются пересказами. Кроме того, наиболее полное и научно обоснованное русскоязычное издание «Франкенштейна» на сегодняшний день было выпущено в 2010 году издательством «Ладомир» в серии «Литературные памятники», включившем в себя эссе Перси Шелли и Вальтера Скотта о книге, обширные комментарии.

Отзывы посетителей сайта:

Рейлинн:
Впервые взяв в руки эту книгу, я и не догадывалась насколько мое сознание было «замусорено» расхожими киноштампами, мало соответствующими действительности. Как же я рада, что мои ожидания в итоге не оправдались.
«Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли — филигранно выписанная трагедия, мрачная и запоминающаяся история о человеческой жажде славы и признания.
Говоря о Викторе Франкенштейне, на ум сразу приходят заезженные, но от этого не теряющие своей актуальности истины, о том что благими намерениями выложена дорога в ад, о том, что у каждого поступка есть свои, часто не предсказуемые последствия.
Стремление в одночасье заслужить славу и признание на научном поприще, привело молодого ученого к величайшей драме в его жизни.
Аналогия с Прометеем, я думаю, тут не уместна. Франкенштейн взялся за оживление монстра исключительно в своих интересах, что в общем-то в 20 лет вполне объяснимо..., ну да не о том речь.
Виктор вложил много сил в воплощение в жизнь своей идеи, но вот что делать дальше, когда монстр  уже ожил, он не представлял. Вряд ли Франкенштейн вообще надеялся на успех эксперимента.
В итоге опасное существо, не имеющее представления о окружающей действительности, было предоставлено самому себе.
Легкомыслие Виктора Франкенштейна стало маленьким камушком, который привел к фатальному камнепаду всей его жизни, под лавиной которой исчезли все, кто ему был дорог и он сам.
А монстр... В конце концов он главная жертва, жертва людской жестокости и враждебности к иным, не похожим на основную массу. Люди не умеют принять даже своих собратьев, чем либо отличающихся от них, не важно в худшую или лучшую сторону. Так что у создания Франкенштейна не была и грамма шанса.
оценка 8

lord_lex:
Прежде чем ругать «Франкенштейна», люди часто забывают о том, что роман написан почти двести лет назад восемнадцатилетней девушкой. Не проходит и десяти лет, как Бонапарт терпит крах в Российской Империи, а на свет уже появляется роман. Еще не родился Герберт Уэллс, а Мери Шелли сидит у камина со своим мужем и лордом Байроном: рассказывают друг другу страшные истории, от которых стынет в жилах кровь. И тут они начинают обсуждать возможности воскрешения мертвых, а ночью Мэри снится сон про такое оживленное чудище.
По моему, «Франкенштейн» самая настоящая классика НФ, но элементы хоррора также присутствуют. Пусть очень мягкая научная фантастика, но, я думаю, основная цель писательницы была не в этом. Эмоциональная насыщенность романа поражает своей колоритностью и разносторонностью. Благодаря этому, роман  насыщен чувствами. Страхи и переживания Виктора начинают немного уступать страхам и переживаниям(!) монстра. Раньше, еще до прочтения, я думал, что чудовище — некая тупая машина для убийств; радует, что писательница, вдохнув в него жизнь, не забыла вдохнуть качества не чуждые человеку.
Печалит, что произведение не совсем популярно сейчас (не хотелось бы перечислять причины такой немилости), но роман, мне кажется, должен читать каждый поклонник фантастики и литературы в целом.
оценка 9


pontifexmaximus:
Не удивлюсь тому, если кажется, что у какого-нибудь эллинского философа был некогда написан трактат с названием «О злокозненности Прометея». Ведь всегда можно посмотреть на деяния титана под иным углом зрения, и тогда...
Он лишил людей единства с природой, научив их строить дома. Он обучил людей навыкам земледелия, и тогда в них возобладала свойственная оседлому жителю алчность. Он научил людей строить корабли и плавать по морям, и они начали презирать родные края и гибнуть тысячами в погоне за призрачным заморским счастьем. Благодаря Прометею люди овладели письмом и счетом, и их первыми письменными документами стали списки рабов и долговые расписки. И в довершение всех бед Прометей подарил людям огонь, чтобы они смогли выковать себе оружие из металла и утолить свойственную им жажду кровопролития...
И вот явился новый Прометей. Уже не титан, а хлипкий человечишка, начитавшийся алхимических трактатов, видящий во снах гомункулов и химер, мятущийся и неуверенный в себе, но при этом одержимый идеей преодолеть законы природы, победить смерть. Сотворить жизнь из падали и скверны...
И он создает уродливый сгусток плоти. Который в мгновение ока проходит долгий путь эволюционного развития от поедания желудей до человекоубийства, обретая при этом привычку всякий раз совершив какое-нибудь злодеяние ссылаться на идеи великих гуманистов. И это неспроста, ибо на нашей планете почти все самые жуткие злодеяния почему-то начинались с мысли о том, чтобы осчастливить человечество, непременно при этом переделав человеческую природу с рвением, достойным...
Достойным провинциального непризнанного гения, считающего вполне годным материалом для создания Нового Человека то, что он под покровом тьмы выкопал из смердящих могил. Равно как некоторые просвещенные личности выкопали из книг Руссо и Вольтера санкюлотов, с превеликой радостью начавших этим самым личностям рубить головы и весело отплясывать у эшафота...
Понятно, что Мэри Шелли, скорее всего, ничего подобного не имела в виду. Но книга ее несколько лишена законченной структуры, и  весьма  похожа на груду осыпавшихся фрагментов мозаики, каковые фрагменты читатель волен расположить по своему усмотрению...
оценка 8

Критический отзыв:

AlexxSap:
Если после просмотра фильма «Франкенштейн» с гениальным Борисом Карлоффым Вы решили прочитать оригинальное произведение, то не делайте этого. В романе Вы не найдёте практически ничего, что Вам могло понравиться в фильме.
Что могла написать 19-летняя необразованная (толком) девушка из высшего английского общества начала 19 века? Это ни разу не фантастика, а типичный дамский роман с драматическими героями, немного глуповатыми по современным меркам, но зато крайне эмоциональными, плаксивыми и манерными; 90% содержание — описание путешествий и переживаний и нудные диалоги. Красной линией через всё произведение проходит один мотив — это пропаганда невежества и осуждение познания и прогресса. Но учитывая кто это написал, ничего удивительного. Из этого вытекают и другие недостатки романа — крайняя нелогичность, формальность и наигранность взаимоотношений, фрагментарность повествования, театральность и затянутость.
Представив себя на месте «монстра», Вы поймёте, что настоящий монстр это трусливый, довольно глупый (хотя считается гениальным ученым),  безответсвенный, эмоционально неуравновешеный Виктор Франкенштейн, который создаёт сверхсильное чудище, убегает от него и тупо забывает про него на 6 (шесть!) лет. Единственное что предпринимает доктор чтобы остановить монстра — убегает от него и постоянно причитает «Бедный я! Бедный я!» и «Что ж я маленький не сдох!». А тот кого именуют «монстром» — несчастная жертва злодеяний доктора, он просто хочет жить, хочет тепла и понимания, вместо это он получает страх, угрозы, ненависть, ругань, даже пулю (за спасение ребёнка из воды), а это кого угодно обозлит. При всё этом, автор явно симпатизирует доктору и пытается убедить читателя в том, что «монстр» монстр и чудовище — типичные представления высшего сословия о немытых бедняках и крестьянах.
оценка 1

Средняя и малая форма



1. Уильям Шекспир «Буря»

Аннотация:
Волшебник Просперо, законный герцог Милана, был свергнут своим братом Антонио с помощью короля Неаполя Алонзо. Просперо и его маленькая дочь, Миранда, изгнаны из Милана. Их посадили на ветхий корабль и отправили в открытое море. Просперо и Миранда попадают на остров. Здесь волшебник спасает Ариэля, духа воздуха, от мучений, которым его подвергла колдунья Сикоракса. Ариэль становится слугой Просперо, который постоянно обещает освободить его. Сын Сикораксы, дикарь Калибан, единственный обитатель острова, делает для Просперо чёрную работу. Ненавидя своё рабство, Калибан считает, что Просперо захватил остров, по праву принадлежащий ему. Просперо, дабы свершить возмездие, с помощью волшебных чар вызывает бурю на море. Брат, который сверг его, Антонио, вместе с Алонзо и его сыном Фердинандом, братом Себастьяном и Гонзало возвращается на корабле со свадьбы дочери Алонзо Кларибель и короля Туниса. Корабль погибает в буре, его пассажиры, разделённые на несколько групп, выброшены на остров.

2. Жан Батист Мольер «Дон Жуан, или Каменный гость»

Аннотация:
История о похождениях плута и ловеласа Дона Жуана.

3. Сирано де Бержерак «Государства и Империи Луны»

Аннотация:
Герой повествования, возвращаясь с пирушки, заспорил с друзьями о том, что такое Луна, и выразил свое мнение: «Луна – такой же мир, как наш, причем наш служит для него луною». Друзья подняли это предположение на смех, и тогда наш герой решил попусту не спорить, а просто отправиться на Луну. После нескольких неудачных попыток он все-таки полетел в Космос на машине, увешанной рядами «летучих ракет» (что-то вроде многоступенчатой ракеты с реактивным двигателем).

---
Если вы что-то хотите добавить к материалам статьи, предложить или посоветовать, то пишите в комментариях или непосредственно автору статьи.




5394
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 января 2016 г. 23:32
А Вельтман «Александр Филипович Македонский» (1836г) Путешествие по времени при помощи Гипогрифа.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 января 2016 г. 05:32
А, кстати, подойдёт. Список старой фантастики мы постепенно формируем. Спасибо.


Ссылка на сообщение11 января 2016 г. 00:47
Уточнение по «Франкенштейну».
В 1816 году Байрон путешествовал по Европе в сопровождении личного врача Полидори. В Швейцарии на вилле Диодати они встретились с Перси Биши Шелли и Мэри Годвин (будущей Мэри Шелли).

цитата

Однажды ночью в июне, после того, как компания читала вслух «Фантасмагорину, или Собрание историй о привидениях, духах, фантомах и проч.» (1812 г.), Байрон предложил, чтобы каждый из присутствующих написал «страшный» рассказ. Мэри Шелли создала первоначальный набросок своего знаменитого романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1816—1817). Байрон написал фрагмент истории с главным героем по имени Август Дарвелл, но быстро отказался от этой задумки. Именно этот устный рассказ Байрона Полидори удержал в памяти, а затем на его основе создал небольшую повесть «Вампир» (1819 г.) — это была первая история о вампиризме, опубликованная на английском языке.


Остался вопрос, что на той вилле сочинил Перси Биши Шелли. Здесь, на Фантлабе, говорится, что он написал четыре главы романа «Ассасины», после чего забросил это произведение. Но «Ассасины» датируются двумя годами ранее.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 января 2016 г. 05:36
Shov, это уже работа для историков литературы. Так, я встречал ещё 1-2 других варианта предыстории создания романа и проверить какой из них ближе к истине и что именно задумал тем вечером каждый из участников не представляется сейчас возможным.
Роль этой рекомендации гораздо скромнее — напомнить о существовании романа и дать о нём общие представления.


Ссылка на сообщение11 января 2016 г. 17:06
По поводу критического отзыва на Франкенштейна.

Прошу отзывы с такими одиозными оценками не учитывать в данной рубрике, иначе тут на любой топовый роман найдется великий критик, что скажет :«Это все хня, мне не понравилось, ставлю кол».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 января 2016 г. 19:29

цитата narsyy

Прошу отзывы с такими одиозными оценками не учитывать в данной рубрике, иначе тут на любой топовый роман найдется великий критик, что скажет :«Это все хня, мне не понравилось, ставлю кол».
Это делается ради объективности. Во-первых, книга каждому видится иначе. И почти всегда найдутся люди, которые согласятся с радикальной точкой зрения. Они имеют на это право. Во-вторых, книга действительно может оказаться не айс, если посмотреть под определённым углом (что не всегда возможно при благожелательном отношении к произведению). В-третьих, не читавшему человеку полезно увидеть противоположные выводы, прежде чем начать личное знакомство с книгой.
 


Ссылка на сообщение12 января 2016 г. 08:52
Книга не высшего разряда. Тогда многие так писали. А слава пришла в основном под влиянием экранизаций.
 


Ссылка на сообщение12 января 2016 г. 17:42
да я про то, что уравнивать школьное сочинение первоклашки, которому можно смело поставить кол, и Франкенштейна может, конечно, любой — это его дело. Но выносить это на публику как значимый критический отзыв — дело несерьезное
 


Ссылка на сообщение12 января 2016 г. 20:48
Я могу опубликовать почти аналогичный отзыв нашей дамы-администратора. Человека не самого молодого и со значительным читательским опытом. Суть отзыва похожая.
Т.е. мнение не такое уж и несправедливое. Более того, я сам частично согласен с критическим отзывом и не считаю его необоснованным.
Если Вам отзыв сильно досаждает, то можно же написать свой — с опровержением. А мы его потом разберём.
 


Ссылка на сообщение19 января 2016 г. 22:23
Не согласен. Отзыв аргументированный, отрезвляющий и поэтому очень полезный. В нём одном собраны все объективные возражения и причины, по которым книга может не понравиться современному читателю. Тем этот отзыв и интересен.
 


Ссылка на сообщение19 января 2016 г. 23:03
Третий раз отвечаю, что я ничего не имею против отзыва и даже в некоторой степени разделяю мнение его автора.

Я против мальчишеской оценки, поставленной Франкенштейну. Нужно делать какую-то градацию между текстовым ужасом, которому можно поставить кол, просто и текстом, что не понравился по различным причинам.
 


Ссылка на сообщение24 января 2016 г. 22:45
Тогда надо делать две оценки, как в школе давно делали на сочинениях: одна оценка — за правописание, вторая — за содержание!
 


Ссылка на сообщение25 января 2016 г. 17:23
поддерживаю!
 


Ссылка на сообщение25 января 2016 г. 19:39
На сайте одна оценка — комплексная. Поэтому ввести какие-то градации не получится. Да и что тут собственно сложного — поставил человек самую низкую оценку, значит роман ему не понравился по всем параметрам. Есть отзыв, который объясняет почему сложилось мнение. Всё это оформлено как негативный, критический взгляд на фоне трёх положительных, хвалебных рецензий.
Не понимаю я, товарищи, что еще не хватает... Какие дополнительные оценки? И что они покажут, если есть положительные отзывы?
 


Ссылка на сообщение27 января 2016 г. 21:10
То есть вы не верите, что на уровне тех претензий, которые он проговорил в своём отзыве, оценка 1 была у него объективной и взвешенной?

Ну что ж, может и так. Но поскольку в данной рубрике главное — слова, которыми он охарактеризовал произведение, а не его критерии выставления числовой оценки, то это совершеннейшая мелочь. Даже вообще не пойму, зачем к такой мелкой претензии вы стали привлекать внимание..
 


Ссылка на сообщение27 января 2016 г. 21:36
верю, была объективной и взвешенной для него самого.
для общества — не была.
 


Ссылка на сообщение28 января 2016 г. 05:08

цитата narsyy

для общества — не была
А три положительных отзыва картину не исправляют? Или они тоже грешат одиозными оценками?
Ну тогда я уже не знаю как угодить...

Вот есть Фантлаб, на нем есть отзывы и оценки. Это мнения живых людей. А есть, вероятно, какое-то абстрактное «общественное мнение» о книгах — наиболее взвешенное и адекватное. Где искать такой эталон адекватности, я не знаю.
Поэтому волей-неволей приходится давать оценки с несовершенного Фантлаба.


Ссылка на сообщение2 февраля 2016 г. 01:58

цитата

Однажды, муж Мэри Шелли — известный в то время поэт Перси Шелли — оказался в обществе самого Байрона

1) «В то время» А сейчас, значит, Шелли никому не известен; ага-ага...^_^^_^
2) что значит «оказался в обществе Байрона», да еще — «САМОГО»?.. Они вообще-то близкими друзьями были. И он не случайно оказался в его обществе (как может подумать неискушенный читатель).
Или уж излагайте факты грамотно — или не излагайте вовсе 8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 февраля 2016 г. 15:55
glupec, но Байрон всё-таки больше известен и имеет мировую славу, тогда как Шелли сейчас занимает более скромную позицию — лишь английского классика.

Поэтому я так и написал.
Но если уж некрасиво выглядит, то давайте изменим.
 


Ссылка на сообщение2 февраля 2016 г. 17:40
Шелли тоже мировой классик. В БВЛ издавался, как-никак...


⇑ Наверх