Последний Поттер


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Hohmach» > Последний Поттер
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Последний Поттер

Статья написана 2 июля 2009 г. 22:09

Ещё со времён выхода пятой части высказывались предположения о том, что оставшиеся две книги вообще не будут написаны – якобы Роулинг исписалась. Я ни секунды в это не верил. Глупо пускать дойную корову на мясо. Другой вопрос – какими именно получатся заключительные книги. Шестая меня разочаровала. В ней практически не было действия, а вся интрига строилась на телепортирующем шкафе! Именно в шестой книге магия стала тащить на своих плечах весь сюжет. А эти плечи – на то они и волшебные – могут вынести любую ношу. В седьмой книге магическая оргия достигла апогея. Попробую объяснить свою мысль.

На последний роман писательница оставила Гарри работы поболее, чем на все предыдущие, вместе взятые. Хорошая сторона несла потери, тем временем как ни один злодей не был наказан! В довесок к целой армии недоброжелателей Гарри получил семь артефактов, которые нужно было найти и уничтожить. При этом, где их искать и как уничтожать — неизвестно. Я думал – а не загнала ли Роулинг сама себя в тупик? Уж слишком тяжела задача, чтобы расправиться со всем в одной книге. Само-собой, она вышла из положения, но, как мне видится, не слишком изящно.

Ввиду столь глобальных задач, финальная книга – единственная из всей серии — построена не по классическому сценарию: дом Дурслей – вокзал – Хогвартс – вокзал – дом Дурслей. Гарри с друзьями приходится покинуть школу, чтобы разыскать крестражи (те самые артефакты). Я ждал путешествия по мирам магов и маглов, длительных похождений в стиле Властелина… но я забыл об одной вещи – о трансгрессии – способности тренированного мага перемещаться в любое  место на Земле. Эта способность смутила меня ещё в четвёртой книге, когда появилась. В седьмой, как мне кажется, трансгрессия стала камнем преткновения, который одновременно мешал Роулинг сроить сюжет – ведь трансгрессию можно засечь, а значит, враги могут появиться рядом с героями в секунду, причём все разом – и одновременно помогал его строить – можно в любой момент свистнуть в два пальца и сбегутся все уцелевшие герои от мала до велика! Поэтому добрая половина книги, и даже больше, строится по принципу – кто кого перехитрит в около-трансгрессионных и маскировочных уловках. Весь процесс поисков сводится к умелому использованию мантии-невидимки и оборотного зелья. Любая, даже самая невыполнимая задача становится решаемой с помощью этих двух вещей. Но ведь эти вещи были и в предыдущих книгах! Но там они меня не раздражали. Не раздражали потому что сюжет был филигранно выстроен, и магические штучки служили дополнением сюжета, а не его основой.  Во всей Поттериане, а особенно в первых четырёх книгах, сюжеты выстроены мастерски — ни одной лишней детали, всё работает как слаженный механизм, не к чему придраться.

В седьмой книге всё наоборот.

То ли в погоне за кинематографичностью, то ли от безысходности Роулинг строит весь сюжет на удачах. Всё складывается очень уж удачно для Гарри – совпадение за совпадением. Есть подозрение, что в Министерстве магии хранится один из крестражей? Пожалуйста, герои попадают туда с помощью мантии и зелья, и тут же натыкаются на крестраж, который вообще-то мог находиться в каком-нибудь недоступном и незаметном тайнике! Кстати о тайниках — другой крестраж лежит в банке Гринготтс, в сверхсекретном и сверхзащищённом сейфе. Само собой, удаётся легко проникнуть и выйти на свободу! Эти удачные совпадения действительно правят сюжетом. Вплоть до того, что если проследить сюжетную линию, станет ясно — Волан-де-Морта Гарри побеждает из-за того, что в порыве праведного гнева произнёс его имя, которое отслеживалось (ещё одна магическая подпорка для сюжета!), это повлекло за собой плен, из которого выбрались герои тоже каким-то святым духом, получив заодно – надо же, какая удача! – единственную в мире палочку, способную уничтожить Волан-де-Морта! А не скажи выведенный из душеного равновесия Гарри вслух имя Того-Кого-Нельзя-Называть, не видать ему палочки и победы!

Я понимаю, в любом сюжете есть место случайностям и совпадениям. Особенно когда Добро настолько уступает Злу в численности. Но Роулинг этим злоупотребила!

Я пытаюсь донести одну-единственную мысль: Роулинг выбрала конечную цель, но не слишком утрудилась выбором средств. В итоге весь сюжет можно сравнить с  полуразваленным, держащимся на многочисленных подпорках домом семейства Уизли.

Ладно, скажете вы, построение сюжета хромает, но ведь книга при этом всё равно может хорошо читаться! Может. Но не в этом случае. Скучно она читается. Предыдущие “Поттеры” проглатывались мгновенно, как ролл “Калифорния”. Оторваться было просто немыслимо! Последняя же книга была дочитана мной исключительно ради ответа на вопрос: “Чем дело кончится?” На тех страницах, что не описывают манипуляции с мантией, зельем и трансгрессией, мы копаемся в грязном белье семьи Дамблдоров – также, как в шестой книге копались в белье Волан-де-Морта. Интересно ли это? Да едва ли. Никакой особенной смысловой нагрузки прошлое Дамблдора не несёт. Если прошлое Волан-де-Морта изучалось с конкретной целью – понять его путь к бессмертию, чтобы потом лишить его этой читерской способности, то ковыряние в семейных тайнах  Дамблдоров выглядит тем, чем, по сути, и является – глупым и бессмысленным чтением жёлтой прессы. Можно и почитать о жизни знаменитостей – исключительно от нечего делать, но разве Гарри нечем заняться? Такое ощущение, что Роулинг историей Дамблдора просто заткнула пустое место в своей книге.

Хороша, по моему скромному мнению, лишь последняя треть романа – возвращение в Хогвартс, где ведётся настоящая партизанская война. Роулинг устраивает ТАКУЮ Финальную Битву, то я так и вижу перед собой лица потенциальных создателей заключительной ленты, судорожно соображающих, “КАК МЫ БУДЕМ ЭТО СНИМАТЬ???” Надеюсь, что съёмкой займётся кто-нибудь вроде Майкла Бея или Питера Джексона – чтобы кино было без компромиссов. А иначе ничего хорошего из этого не выйдет – здесь нужен подлинный мастер боевиков и спецэффектов. Как Куарон, снимая третью часть, не побоялся радикально переменить концепцию “от детскости ко взрослости”, так же бесстрашно надо будет в седьмой части пересмотреть приоритеты. Прийти наконец к формату трёх часов и так далее…

Резюмирую. Последняя книга о Гарри Поттере скучная, тягомотная, обороты набирает лишь под конец, хотя и там не всё однозначно; сюжет неподобающе слаб; экранизация может получиться, если за дело возьмётся сильная команда.

P.S Отдельное спасибо выражаю переводчице, на корню загубившей всю литературность.

P.P.S Если вы не согласны с мнением автора, вспомните: человек есть мера всех вещей и явлений. ;-)





98
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 июля 2009 г. 18:24
у меня частично наоборот — основная часть книги читалась нормально, а вот финальная битва несколько напрягла: предсказуемо, незамысловато, вторично.

но насчет «удач» в принципе согласен. за пределами Хогвартса с его четкими границами и регламентами Роулинг не удалось столь ловко, как в предыдущих томах, спрятать все швы, связывающие череду приключений. и к сожалению, ничего удивительного.

цитата Hohmach

редыдущие “Поттеры” проглатывались мгновенно, как ролл “Калифорния”. Оторваться было просто немыслимо!

вот точно, у меня тоже такое было в свое время. отсюда во многом и идет популярность ГП. 1-2-3-ю перечитывал в детстве не меньше семи раз.
седьмая тоже неплохо шла, на самом деле, особенно до последней своей четверти. но той степени захваченности, которую создавали шестая и пятая, не было. а может, стареем?

правда, про дамблдора я с интересом читал. по крайней мере, его образ Роулинг развила неплохо, не испортила, не сделала стандартным.

цитата Hohmach

Надеюсь, что съёмкой займётся кто-нибудь вроде Майкла Бея или Питера Джексона — чтобы кино было без компромиссов.

да все тот же Йэтс утвержден, так что рассчитывать особо не на что.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июля 2009 г. 22:40
Первые книги, как мне кажется, продуманы гораздо тщательнее, отсюда и их увлекательность. А в последних книгах нужно было выкручиваться, вот и начались заплатки-подгонки...
Да и имя приобретать ей уже не нужно было, это тоже фактор.


⇑ Наверх