Добро побеждает зло Зло


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Hohmach» > Добро побеждает зло. Зло - наречие.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Добро побеждает зло. Зло — наречие.

Статья написана 3 июля 2009 г. 21:32

Посмотрел «Тёмного рыцаря» — фильм, который большинство моих знакомых назвали подлинным шедевром  кинематографа, одним из лучших фильмов последних лет. Развёрнутую рецензию я писать не стану — неохота неактуально, но кое-что черкнуть хотелось бы.

Главная заслуга этого фильма, как мне кажется, в том, что его создатели поместили давно знакомого и типичного супергероя в нетипичную для него обстановку. В обстановку реального мира. Забудьте мрачноватый полугротескный Готэм-сити Тима Бартона — здесь вокруг вас самый настоящий современный мегаполис. Здесь есть политики, продажные полицейские, шумные автострады с рекламными перетяжками, здесь народ, который ждёт, что его спасут от произвола бандитов, и здесь есть настоящий злодей — бессмысленный и беспощадный Джокер. В этом антураже мужчина в чёрном трико и маске летучей мыши выглядит неуместно. Он не может найти своё место. На фоне двух других главных героев — начальника особого отдела полиции и генерального прокурора, которые тоже по мере сил борятся с преступностью — Бэтмену трудно скрыть свои внутренние противоречия. Более того — он выглядит самым слабым из них.

Иначе не могло и быть, ведь мир вокруг поменялся — он стал реалистично жесток, а супергерой остался таким же, каким он был в старых «сказках» — благородным, с мечтой и верой в добро. Но чем дальше по сюжету раскручивается трагедия, тем отчётливее Бэтмен понимает, что он тут лишний, что в этой обновлённой реальности его шаблонные представления перестают работать. «- Ты ничего не сделаешь с Джокером, для него нет правил, нет ограничений. А у тебя они есть.» Джокер набирает себе банду помощников и безжалостно их предаёт ради собственных целей. Он закладывает в желудок одного из них бомбу и взрывает того, чтобы отвлечь внимание полиции и сбежать из участка. Он устраивает побоище в самом центре города. Он играет на эмоциях простых людей, на их страхах, провоцируя всеобщий хаос и истерию. Он может соврать, предать, убить, может взорвать больницу и стравить людей, заставив их, как диких зверей, бороться за выживание. Джокер олицетровряет собой реальную жизнь и все ужасы, которые она несёт в себе.

Что может противопоставить этому Бэтмен? Он не может снять маску и выступить в открытую, как того требуют обстоятельства. Ведь маска — часть даже не легенды, это часть его личности. Он понимает, что для схватки с противником, для которого всё дозволено, он должен перейти через себя, сломать все наложенные им самим ограничения. И не может. «- Просто я понимаю, кем мне придётся стать, чтобы его победить. Поэтому я ухожу». Он перекладывает ответственность за происходящее на ген.прокурора, и уходит со сцены. Очень по-геройски, не так ли? Но это проще, чем пойти на компромисс. Компромиссы не для героев. Потом он возвращается, но до конца победить самого себя у него так и не получается.

Один из самых сильных моментов в фильме: Бэтмен несётся на мотоцикле на Джокера, который стоит посреди дороги с автоматом в руке и приговаривает «Ну давай-давай, сделай! Сделай это!» Но герой не выдерживает и сворачивает с дороги. Он не сумел хладнокровно переехать человека, пусть даже этот человек злодей. За это малодушие впоследствии поплатились многие, и чуть не лишился жизни и сам Бэтмен.

«Либо умираешь героем, либо продолжаешь жить, пока не станешь негодяем» — ключевое противоречие всего фильма. Режиссёр видит лишь две крайности, а на мой взгляд, всегда нужно искать золотую середину.

Бэтмен побеждает. Потому что добро должно победить, и даже такой фильм как этот, не исключение. Но режиссёр не пошёл до конца, следуя собственной «двуполярной» логике. Он не мог сделать Бэтмена злодеем, который продолжил жить, подстроившись. Поэтому победа одерживается из последних сил, по-геройски. А я бы сделал иначе. Пускай Бэтмен, поймав врасплох усмехающегося Джокера и подвесив его над пропастью, не передал бы того в руки полиции, рискуя побегом, а попросту отпустил бы верёвку. Почему нет? Но герой остался героем, не преступив черты. Бэтмен так и не смог вырваться из рамок комикса, не смог, да и не за хотел подняться на уровень реальной жизни. Что ж, это его выбор.

Именно об этом фильм «Тёмный рыцарь» — об извечной проблеме допустимости компромисса в борьбе со Злом. Так всегда ли этот компромисс сам по себе несёт собой зло? Решать каждому из нас самостоятельно.

Главное помнить, что не стоит ничего возводить в абсолют ;-)





105
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 июля 2009 г. 18:28
На самом деле ваша рецензия далеко не полностью охватывает феномен бэтмена, хотя бы потому, что история вопроса довольно долгая. Первый, кто переработал идею рыцаря в маске был Бертон, его готический Готем-сити вырос из более раннего, и его герой-одиночка вырос из добровольца в спортивном костюме (двоих добровольцев — Бэтмена и Робина), который вовсю сотрудничал с правоохранительными органами. Второй раз реальность изменилась, и теперь Нолан создал иного — более реалистичного Бэтмена, однако, вряд ли история Летучей мыши на этом завершится. Просто будет новое время и будет новый взгляд. Не обязательно новым Бэтменом станет Бэтмен-преступник. Совсем не обязательно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 июля 2009 г. 20:52
Ну, целью рецензии и не было охватить весь феномен Бэтмена :-)
Я говорю лишь о новом фильме Нолана, который, как вы и пишете, переработал идею Бертона, и последующих экранизаций.


⇑ Наверх