Интересно следить за автобиографическими реалиями, которые появляются в «1984». Целый ряд, казалось бы, незначительных деталей имел реальную основу.
Комната № 101, в которой пытают Уинстона Смита, совпадает с номером комнаты индийской службы BBC, в которой в годы Второй мировой войны с большой неохотой работал Оруэлл. Пытка крысами в Министерстве любви восходит к патологическому страху к этим животным у автора. Один из друзей Оруэлла по участию в гражданской войне вспоминал, как абсолютно бесстрашный перед лицом врага человек страшился крыс, часто живущих в окопах.
Обычно роман Оруэлла сравнивают с книгой Евгения Замятина «Мы». Оруэлл ее достаточно хорошо знал и хорошо относился к автору. Не смотря на схожесть концовок (Уинстон Смит «заставил себя полюбить Большого Брата», и «нумер Д-503» подчинился Благодетелю), эти романы противоположны друг другу. Сделать человека рабом тоталитаризма может только операция, изменяющая его природу («МЫ» Замятина). Оруэлл просто любит. Он не возводит человеческую природу в ранг идеала. Большой Брат сидит в каждом из нас. Можно сломать любого человека, но это не значит, что человека надо за это проклинать. Рекомендую к прочтению.