Принцесса Аритэ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Аниме» > Принцесса Аритэ
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Принцесса Аритэ

Статья написана 21 апреля 2016 г. 14:51
Размещена:

Принцесса Аритэ

[アリーテ姫 / Arīte hime

Тип: полнометражный

Жанр: фэнтези, драма, приключения

Режиссер: Катабути Сунао

Студия: Studio 4°C

2001, Япония, 105 мин.

История прекрасной принцессы, ее верного рыцаря, а также антагониста в виде дракона, злого колдуна, или, в случае реалистического жанра, просто очень нехорошего человека — это сюжет, проверенный временем и рассмотренный, кажется, со всех сторон. Принцесса должна быть спасена, рыцарь — вознагражден ее любовью, антагонист — повержен. Эпоха постмодерна внесла целый пучок дополнительных развязок: дракон может оказаться героем, а принц на белом коне — злодеем; принцесса может оказаться коварной мегерой, а колдун — всего лишь ее несчастной жертвой; не исключаю, что в некоторых произведениях рыцарь спасает колдуна, убивая принцессу, за что колдун вознаграждает его своей любовью. Однако история, в которой есть принцесса, но нет ни одного настоящего героя мужского пола — это действительно оригинально. Даже по нашим вроде бы свободным и прогрессивным временам.

«Принцесса Аритэ» вошла в историю как самое успешное феминистское аниме. однако по сравнению с оригиналом — сказкой Дианы Коулз «Умная принцесса» — феминистский пафос был несколько приглушен. На первое место вышел пафос гуманистический, что для мира «Принцессы», являющегося аналогией Позднего Средневековья, совершенно естественно. Впрочем, феминизм тоже никуда не делся — в ситуации, когда гуманистические максимы вроде «человек — это звучит гордо» автоматически полагают человеком мужчину, это и неудивительно.

Запертая в башне собственным отцом, растущая в полном социальном вакууме в ожидании достойного жениха, юная принцесса узнает мир из книг, тайком выбирается в город, тянется к его обитателям, но оказывается никем не понятой. Отвергая одного за другим претендентов на свою руку и сердце, она навлекает на себя подозрения в одержимости злым духом, и становится в итоге жертвой козней колдуна. Теперь ей предстоит выбираться из плена, опираясь лишь на свою собственную волю и стремление к свободе.

«Руки человека хоть и не как у волшебников, но все равно обладают волшебными свойствами». Такую эстетизацию созидательного труда в аниме я видел последний раз, кажется, в другой сказке о принцессе — «Принцессе Мононокэ» Миядзаки. Начинается фильм со сцен наблюдения принцессы за трудом ремесленников — гончара, стеклодува, ткачей, с удивленного взгляда на собственные руки — неужели ими тоже можно творить такую красоту и волшебство? В последних же кадрах мы видим, как с тем самым чувством смотрит на свои руки антагонист — потерявший волшебную силу колдун-похититель. «В каждом человеке есть смысл!» — говорит принцесса, и именно эта фраза становится заклинанием, снимающим чары злодея-мага, а не поцелуй нежданного избавителя или помощь доброй феи. Но есть ли смысл в жизни ее рыцарей-поклонников, стремящихся к власти честолюбцев, безжалостных убийц и лжецов, но при всем этом удивительно инфантильных и недалеких глупцов? Есть ли смысл в вечной жизни мага, живущего в разваливающейся, населенной лягушками и крысами башне, старательно притворяющегося перед суеверными селянами великим волшебником, но оказывающегося в итоге потерявшимся, ни на что не способным мальчишкой, осколком древней цивилизации, практически ничего не воспринявшим из ее достижений? Нет, свой собственный смысл каждый человек должен утверждать делами. Как деревенская женщина, упорно долбящая каждый день землю в стремлении пробиться к так необходимой в бесплодной пустыне влаге. Как все те люди труда, ремесленники и крестьяне, что несут пользу людям, каждый день творя непостижимое для колдунов, ведьм, рыцарей и драконов волшебство созидания.

И бывшая принцесса, отказывающаяся от своего благородного происхождения ради жизни среди простых людей, отнюдь не стремится к уютному «счастливому концу» в духе «они жили долго и счастливо». Такой конец сказки для принцесс обычно оказывается также и концом жизни, в которой кульминацией был то ли первый поцелуй, то ли первая брачная ночь, а более ничего интересного состояться не может в принципе. Для Аритэ же смыслом жизни становится познание мира, деятельное, созидательное познание, несущее пользу людям. А это поле деятельности совершенно неисчерпаемое.

Поэтому и конца ее сказке не будет.

(не считаю возможным оценивать отдельные параметры фильма посредством цифр в силу острейшего неравнодушия и субъективизма по отношению к действительно цепляющим тайтлам, извините)





1622
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 апреля 2016 г. 16:48
Спасибо! не знала о таком фильме, обязательно посмотрю как будет время:beer:


Ссылка на сообщение21 апреля 2016 г. 17:34
Фильм заинтересовал. Никогда о нем до сего момента не слышал. Добавил в список на просмотр. Спасибо за рецензию!:beer:


Ссылка на сообщение21 апреля 2016 г. 18:01
Cтранно, что вы не слашали про это аниме.
Все-таки Студия 4 градуса же )
Не буду удивлен, если и про «Железобетон» не слышали.

А главная проблема рецензии в том, что автор всё выболтал в ней и тем, кто не смотрел... те узнали от него. 8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2016 г. 21:08

цитата Александр Кенсин

А главная проблема рецензии в том, что автор всё выболтал в ней и тем, кто не смотрел... те узнали от него.


Хм, я вообще не думаю, что можно говорить о таких фильмах без

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

«спойлеров»
Тем более что старался собственно сюжета не касаться, рассматривая только идеологию тайтла.
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2016 г. 22:33
Легко можно )


Ссылка на сообщение21 апреля 2016 г. 19:07
Ну и я на будущее записал.
Судя по кинопоиску, о нем вообще мало кто знает
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2016 г. 22:34
Не надо ориентироваться на кинопоиск и на фантлаб.
Есть другие сайты, где это аниме знают.
WorldArt, например. ;-)
 


Ссылка на сообщение22 апреля 2016 г. 10:24

цитата Александр Кенсин

WorldArt, например.
Может и знают, но совершенно не умеют рекомендовать. Нет там хороших механизмов выбора фильмов для просмотра.


Ссылка на сообщение22 апреля 2016 г. 20:43
Ничего автор не выболтал. Строго правильно и умеренно. Или надо скрывать еще и сюжеты Гамлета или Ромео и Джульетты? Нет уж.
«Уорлдик» дает малую инфу — к нему давно вопросов нет.
Что касается «Принцессы Аритэ», то это давно классика (в отличии от «Железобетона» — это весьма на вкус и цвет). У меня стоит рядышком с «Принцессой Подводного царства» и иными анимэ со старой рисовкой и старым добрым подходом к материалу.
А то юри в исполнении Малефисенты и принцесски тоже ничегЁ,но дальше шаг к трем гомам богатырям и отношениям волка и ивана-царевича смущает... Или кто там подойдет западникам?
Лучше пусть дети учаться на «Принцессе Аритэ».


Ссылка на сообщение1 мая 2016 г. 19:57
Спасибо за напоминание об этой жемчужине!
Мне кажется, не зря на worl-art'е есть справочка «Аритэ» — греческое слово, значение которого «добродетель». Очень сильно проясняет суть фильма.


Ссылка на сообщение6 мая 2016 г. 06:22
Ой посмотрел на свою голову...
Насколько хорошо, без мультяшности, нарисовано, настолько плох сюжет и герои. На редкость бессмысленная картина. Сюжет состоит из отдельных эпизодов, не связанных друг с другом логически. Персонажи наугад нахватаны из европейских сказок, внятной мотивацией не обладают. Ведут себя неадекватно. Идея размыта действием настолько, что не воспринимается ни через эмоции, ни через ключевые моменты. Диалоги не несут смысловой нагрузки. Думаю, можно будет получить от мультика большее удовольствие, выключив звук или убрав русскую озвучку.
Есть технические ляпы, которые автор картины проморгал. Например, принцесса пытается затопить водой замок колдуна — мы видим как поток наполняет помещения и подземелье, а из отверстия в стене вода не идёт. На это указывают жители деревни. Но несколько ранее принцесса, пытаясь сбежать из подземелья, собственноручно разобрала перемычку между туннелем для стока воды и подземельем, где она сидела. Таким образом, вода не только должна была литься из отверстия в стене, но и не могла бы заполнить замок.
Можно, конечно, самому домыслить за героев и постановщиков мотивы поступков и даже придать им некую логику, но фантазировать я и сам умею, без чужих костылей. А фильм должен давать зрителю всё-таки что-то более весомое, чем голая эстетика.
Плохая работа. Смотреть не советую.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 мая 2016 г. 09:51
Представляю, как вы мучились от сказок Шварца. )
 


Ссылка на сообщение10 мая 2016 г. 07:30
Не вижу связи. У Шварца-то всё как раз очень логично и довольно стройно. Я больше Андерсона не люблю, но и того лишь за жестокость.
А вот предложенный вниманию мультфильм просто ломает любой произведённый эффект практически полной бессвязностью и отсутствием мотивации. Этот момент Вы в аннотации совершенно не отметили. Поэтому мои мучения исключительно на Вашей совести :-)


⇑ Наверх