Тип: полнометражный
Жанр: фэнтези, драма, приключения
Режиссер: Катабути Сунао
Студия: Studio 4°C
2001, Япония, 105 мин.
История прекрасной принцессы, ее верного рыцаря, а также антагониста в виде дракона, злого колдуна, или, в случае реалистического жанра, просто очень нехорошего человека — это сюжет, проверенный временем и рассмотренный, кажется, со всех сторон. Принцесса должна быть спасена, рыцарь — вознагражден ее любовью, антагонист — повержен. Эпоха постмодерна внесла целый пучок дополнительных развязок: дракон может оказаться героем, а принц на белом коне — злодеем; принцесса может оказаться коварной мегерой, а колдун — всего лишь ее несчастной жертвой; не исключаю, что в некоторых произведениях рыцарь спасает колдуна, убивая принцессу, за что колдун вознаграждает его своей любовью. Однако история, в которой есть принцесса, но нет ни одного настоящего героя мужского пола — это действительно оригинально. Даже по нашим вроде бы свободным и прогрессивным временам.
«Принцесса Аритэ» вошла в историю как самое успешное феминистское аниме. однако по сравнению с оригиналом — сказкой Дианы Коулз «Умная принцесса» — феминистский пафос был несколько приглушен. На первое место вышел пафос гуманистический, что для мира «Принцессы», являющегося аналогией Позднего Средневековья, совершенно естественно. Впрочем, феминизм тоже никуда не делся — в ситуации, когда гуманистические максимы вроде «человек — это звучит гордо» автоматически полагают человеком мужчину, это и неудивительно.
Запертая в башне собственным отцом, растущая в полном социальном вакууме в ожидании достойного жениха, юная принцесса узнает мир из книг, тайком выбирается в город, тянется к его обитателям, но оказывается никем не понятой. Отвергая одного за другим претендентов на свою руку и сердце, она навлекает на себя подозрения в одержимости злым духом, и становится в итоге жертвой козней колдуна. Теперь ей предстоит выбираться из плена, опираясь лишь на свою собственную волю и стремление к свободе.
«Руки человека хоть и не как у волшебников, но все равно обладают волшебными свойствами». Такую эстетизацию созидательного труда в аниме я видел последний раз, кажется, в другой сказке о принцессе — «Принцессе Мононокэ» Миядзаки. Начинается фильм со сцен наблюдения принцессы за трудом ремесленников — гончара, стеклодува, ткачей, с удивленного взгляда на собственные руки — неужели ими тоже можно творить такую красоту и волшебство? В последних же кадрах мы видим, как с тем самым чувством смотрит на свои руки антагонист — потерявший волшебную силу колдун-похититель. «В каждом человеке есть смысл!» — говорит принцесса, и именно эта фраза становится заклинанием, снимающим чары злодея-мага, а не поцелуй нежданного избавителя или помощь доброй феи. Но есть ли смысл в жизни ее рыцарей-поклонников, стремящихся к власти честолюбцев, безжалостных убийц и лжецов, но при всем этом удивительно инфантильных и недалеких глупцов? Есть ли смысл в вечной жизни мага, живущего в разваливающейся, населенной лягушками и крысами башне, старательно притворяющегося перед суеверными селянами великим волшебником, но оказывающегося в итоге потерявшимся, ни на что не способным мальчишкой, осколком древней цивилизации, практически ничего не воспринявшим из ее достижений? Нет, свой собственный смысл каждый человек должен утверждать делами. Как деревенская женщина, упорно долбящая каждый день землю в стремлении пробиться к так необходимой в бесплодной пустыне влаге. Как все те люди труда, ремесленники и крестьяне, что несут пользу людям, каждый день творя непостижимое для колдунов, ведьм, рыцарей и драконов волшебство созидания.
И бывшая принцесса, отказывающаяся от своего благородного происхождения ради жизни среди простых людей, отнюдь не стремится к уютному «счастливому концу» в духе «они жили долго и счастливо». Такой конец сказки для принцесс обычно оказывается также и концом жизни, в которой кульминацией был то ли первый поцелуй, то ли первая брачная ночь, а более ничего интересного состояться не может в принципе. Для Аритэ же смыслом жизни становится познание мира, деятельное, созидательное познание, несущее пользу людям. А это поле деятельности совершенно неисчерпаемое.
Поэтому и конца ее сказке не будет.
(не считаю возможным оценивать отдельные параметры фильма посредством цифр в силу острейшего неравнодушия и субъективизма по отношению к действительно цепляющим тайтлам, извините)