Судя по обилию посторонних разговоров, телефонных бесед и попкорнового хруста, становилось очевидно, что я был одним из немногих пришедших сегодня в кино, кто действительно осознавал, какой фильм идёт смотреть. Прокатчики поступили совершенно правильно, заменив безликое “Public Enemies” на запоминающееся и в определённой степени даже позитивное “Джонни Д.” – это было немаловажным фактором к тому, чтобы на сеанс толпами валили девочки-ПТУшницы, которые молятся на мордашку Джонни Деппа и, скажем, никогда не слышали о Майкле Манне и фильме “Схватка”... Итог очевиден – все два с половиной часа вышеизложенные девицы развлекали меня обсуждением личной жизни одной из них, литературным чтением смс и хрустом попкорна, изредка вопрошая в ответ на экранные убийства “А кого это убили?”. Но касса своё получила, а это главное.
Мои же ожидания сводились к тому, что в идеале неплохо было бы увидеть ту же Схватку, но в ином историческом антураже, более современно и технично снятую и, возможно, более масштабную. К сожалению, создатели фильма обманули и либидошные чаяния ПТУшниц, и мои эстетские порывы…
Фильм “Джонни Д.”
Затянутый. Я очень люблю и уважаю формат 2,5-3 часа. Я считаю, что во многих случаях он бывает оправдан, и если режиссёру со сценаристом есть, что сказать, нужно отвести им столько времени, сколько необходимо. Майкл Манн по жизни любит расширенный формат, но в этот раз время было использовано неумело. Действие постоянно “провисает”, то набирая бешеные обороты, то впадая в спячку. Спячка, заметим, всегда дольше.
НЕ атмосферный. Америка времён Великой Депрессии? Шутите, что ли? В проходном фильме “Нокдаун” это время показано в пятьсот раз ярче и глубже. В новом творении Манна духом времени почти не пахнет. Спасают лишь костюмы главных героев, но этого маловато.
Картонный. Персонажам не сопережеваешь. Их не чувствуешь живыми. Невозможно удержаться от аналогий с бессмертной “Схваткой”, где каждый жест любого из десятка персонажей имел объяснение и оставлял в душе след, одна сцена встречи бандита с полицейским чего стоит! А здесь… Я бы и рад был поставить Джона Диллинджера в ряд уважаемых и любимых героев, но его не за что любить, потому что он как вырезанный из картона человечек. Депп – замечательный актёр, но я считаю, что роль просто не позволяла ему раскрыться. Как и остальным актёрам.
Дёрганый. Много споров кипело относительно того, целесообразно ли было использовать для съёмки фильма цифровую камеру вместо традиционной аналоговой. Посмотрев фильм, вы поймёте, что это не праздный вопрос – разница реально ощущается. Цифра лучше передаёт мелкие детали вроде пыли на стёклах и волосках на руке, заставляет ярче сверкать автомобили, но вместе с тем привносит ощущение какой-то дешевизны, кустарщины. Всё из-за того, что движения, снятые на цифровую камеру, становятся слишком гладкими, как в дешёвых сериалах. Это было бы не страшно, но здесь оператор постоянно применяет “дрожание рук”, которое так раздражало в Мановской же “Полиции Майами”, а это уже куда страшнее. Может, кому-то и нравится эффект репортажа с места событий, но у меня попросту устают глаза, когда картинка непрерывно дёргается. По этой же причине из поля зрения зачастую пропадает актёрская игра.
Лихой. Да, несмотря на недостатки, Манн снял отличные перестрелки и погони. Они смотрятся на одном дыхании, словно сам находишься в шкуре героев и должен вовремя жать на курок. Вот это подлинное удовольствие, смотреть такой экшен. Жаль, его так мало.
Увы, прыгнуть выше головы получается не всегда. Старые идеи о борьбе копов и бандюг не заиграли новыми красками. Манн не сумел превзойти себя, сняв откровенно скучный и слабый фильм. Фильм, в котором есть изюминки, но далеко не так много, как это нужно для хорошей оценки. А жаль…
Посмотрите лучше «Схватку», если вдруг не видели. Удовольствия получите намного больше.