На моей памяти именно Тарковский говорил о «квасном патриотизме» в фильме «Застава Ильича».
Оказалось, нет. Не он.
Другой. Невзрачный такой тип. А Тарковский был раздражающий, но прикольный. Прямо клевый даже. Живой, вертлявый, дурашливый и прикольный.
И говорил о репе.
Невероятно красивая и милая Марианна Вертинская с прической «бабетта» (видимо, фильм «Бабетта идет на войну» к тому времени в Советском Союзе уже вышел). Выглядит как француженка. Огромные глаза. Олененок и секси. Хотя и не такая секси, как Брижит Бардо.
И раздражающий, нехаризматичный, деревянный главный герой. Вроде бы он должен быть носитель каких-то истин, да хотя бы центр повествования. Но он никакой.
Катушечные магнитофоны, кстати, уже были.
А танцевали парочками они под «Аве Мария» в инструментальном исполнении. Забавно.
«Комиссары в пыльных шлемах» в исполнении молодого Окуджавы трогают, на самом деле. Не ожидал. И вполне ожидаемо зал подпевал.
— К чему вы относитесь серьезно?
— К революции, — следует ответ главного героя.
И тут я поморщился. Так неуместно... неправильно прозвучало это. Фальшивая нота. Я понимаю, почему это написано и сказано. Но актер это не оправдал. Вышел чистый пафос -- причем в плохом смысле слова. И режиссер этого не закрыл, оставил именно так -- диссонансом.
Вот если бы это сказал Окуджава -- я бы поверил. А тут -- нет.

Я всё равно паду на той,
На той единственной гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах
Склонятся молча надо мной.
(с) Булат Окуджава