У Самиздатовских авторов бывает много разных проблем, начиная с банального не знания русского языка ( « — Доктор, у меня боль в баку»; « — Срочно уезжайте из Азербайджана») и заканчивая какими-то сложными тараканами в голове.
Одной из распространенных проблем является сюжет и какой-то уровень над сюжетом aka «что автор хотел сказать читателю этой книгой». Казалось бы наличие сюжета и какой-то цели написания текста (особенно если текст бесплатный и «срубить денег» очевидно целью не является) — это очевидно необходимый компонент книги. Но нет. Бывают случаи когда это не так. Приведу пример.
Иван Щукин https://author.today/u/baymer/works
Конкретно книги «А Боги там тихие» и книга которая сейчас в процессе написания «Мертвый попутчик».
Прежде всего автор пишет нормально, язык вполне читабельный сцены описывает вполне прилично, логика сцен не скажу что гениальна, но вполне в пределах нормы. Мораль главного героя вызывает сомнения, но и ладно. В чем проблема?
«А Боги там тихие» — книга является набором сюжетных завязок. Оставим на совести автора количество роялей, сами по себе рояли не так страшны, но проблема в том, что внезапные и ничем не обоснованные сюжетные блага приключающиеся с главным героем не ведут ни к какому развитию сюжета. Рояль высыпается из рояльной кладовой, падает на героя, тот его осваивает, становится в красивую позу, например «вот я ученик академии» и дальше никакого развития не происходит, весь пар уходит в свисток, но к счастью на героя падает следующий рояль но уже из совершенно другой области. Я не очень притязательный читатель и готов читать книгу в которой бодро описывается как герой шагая по роялям проходит путь от ученика первого курса до архимага или что-то в этом роде. Но тут герой вообще никакого пути не проходит, его просто тянет на тросу по сюжетным завязкам через книгу по случайному маршруту.
«Мертвый попутчик» — в чем-то похожая проблема. Хорошая завязка в духе городского фэнтези. Похоже на Практикантку Каменистого. Несколько очень цельных персонажей в которых я легко верю, вполне логичные диалоги. Главный герой выведен на сцену и пора играть сюжет. И тут начинается не понятное. Действующие лица что-то мямлят, начинается странная мелкая беготня. Глава за главой идут события которые на какую-то общую идею никак не ложатся и никак друг из друга не вытекают. Книга еще не дописана и может быть в самом конце окажется, что все это части большой картины. Но мне как читателю все же много приятнее, когда действие глава за главой как-то развивается и одно вытекает из другого более или менее поступательно.
На мой читательский вкус — книгу делает идея и сюжет который придуман для подкрепления этой идеи. Даже если идея самая что ни на есть простая и не очень то и благородная книга при ее наличии все равно читается намного приятнее. В принципе идеей может быть эволюция как таковая. Вот тут я убил хомячка, а уже через 3 главы смог завалить крысу. Возьмем другой пример:
Пастырь Роман Игра. Первый в новом мире https://litnet.com/ru/book/igra-pervyi-v-...
Если посмотреть на три книги, то это равномерный путь главного героя, где он под действием тщательно подобранных автором роялей лучших, редких сортов эволюционирует от человека убившего скелета 4-го уровня до бога. Не могу сказать, что идея уникальна или ее реализация безупречна, но в целом исполнение вполне нормальное. Автор имел в голове какую-то историю, хотел рассказать ее читателю и с задачей вполне справился. Не то чтобы это была книга которую я рекомендовал бы прочитать своей маме, но написано вполне нормально.