АТАКА МЕРТВЕЦОВ Отзыв


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Esminets Marat» > АТАКА МЕРТВЕЦОВ. Отзыв Светланы Забаровой
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

АТАКА МЕРТВЕЦОВ. Отзыв Светланы Забаровой

Статья написана 3 июня 2019 г. 13:40

Светлана Забарова — петербургская писательница, лауреат премии им. Н.В. Гоголя — 2019, любезно отозвалась на мой роман "Атака мертвецов".

Вначале по названию.

Мне не пришло в голову, что эта книга может иметь отношение к осовецким событиям (я не

читаю аннотаций и анонсов — сразу текст), по одной простой причине. «Атака мертвецов» -

уже давно и ясно определенное название для конкретного события, всем известного и, кроме

того, роман об осовецких делах с таким точно названием был издан в 2016 году тем же

ЭКСМО.

Поэтому я никак не могла предположить, что автор возьмет уже отработанное название.

Однако, прочитав книгу я понимаю возможные мотивы, ну во-первых конечно название

броское уже себя зарекомендовавшее. Это как сто один раз пишут например о перевале

Дятлова. Или о Белом Генерале. И все равно публика тянется.

О самом факте атаки — с гулькин нос, практически на фоне остального подробно

выписанного материала — она как-то теряется. Так мне показалось сначала. Потом

перечитала этот эпизод: может быть так и должно ее было описать сухо, лаконично бьющими

короткими фразами: «пули взвизгивали от ужаса разглядев в КОГО им предстояло попасть».

Собственно, этим все сказано и дальнейшие описания госпитальных мытарств выживших в

аду, дополняют трагизм случившегося.

Но название, как мне кажется, имеет более широкий и метафорический контекст: погибшие

корабли, все эти ужасные поражения русско-японской войны, первой мировой — все ее

жертвы — есть суть атакующие нашу историю мертвецы, жертвы бомбистов и сами

бомбисты- те же мертвецы и т.д. , то есть название здесь полностью покрывает содержание и

не относится непосредственно к конкретному эпизоду.

Жанрово я бы определила как военно-приключенческий и историко-авантюрный, то есть, не

исторический в полной мере роман, но эмоциональным накалом, как бы возвысился над

жанром, в противовес акунинским феериям, так как акунинские канканы на костях русских

солдат погибших в Плевне («Турецкий гамбит») — ничего у меня кроме омерзения вызвать не

могут, тогда как в сердцевине вашей книги лежит глубокая боль за Отечество, боль и

офицера и гражданина. И страдающая и сострадательная любовь к России и такое скупое

мужское рыдание по нелепой гибели лучших сынов ее , как Адмирал Макаров.. .

Это для меня является определяющим.

В целом вот этот ход : панорамный объемный исторический процесс через историю одной

семьи и судьбу главного героя, вполне себе удался, на мой взгляд.

По геок-тепинскому эпизоду. Историю в зиндане, с брошенным туда снарядом и кинувшимся

на нее сумасшедшим казаком, я уже читала соврешенно точно. Работая над своим

произведением, не вспомню сразу у кого: то ли в отчетах военных ориенталистов, то ли в

донесениях офицерских, то ли в мемуаристике, в воспоминаниях выживших пленников,

кажется, даже вот, последнее. Но эпизод тем не менее хорош получился.

Все, что касается русско-японской войны на меня произвело сильное эмоциональное

впечатление, я прямо страдала, будто вот вчера весь этот позор и гибель приключились:

отходила от текста, бросалась курить и т.д.

Мощная конечно работа с фактурой, просто блеск! Обогатилась знаниями.

А вот весь сюжетный отрезок любовно-бомбистский, и революционные события 1905 г. както у меня просел.

Мне показалось, что вы тут весьма легко катитесь по уже езженой колее — и колею сию

раскатали Горький «Климом Самгиным» и Достоевский «Бесами». Слишком много

очевидных для меня, во всяком случае, ассоциаций.

.И сама эта любовь мне не показалась слишком убедительной, хотя все абсолютно верно и по

характерам, и по логике развития взаимоотношений: вранья тут нет, но чего-то мне не

хватило. Как-то вот все вокруг любви верно, а саму любовь я не ухватила.

Но без этой части роман теряет смысл, в тоже время. В общем, тут я не определилась.

А героиня весьма характерна, типический персонаж, и убедительна, но, повторюсь, уже

отработанный в литературе образ.

Но в целом книга написана настолько увлекательна, что читается влет, на одном дыхании

почему я и написала, что для меня будто возвращение в юность произошло, так я когда-то

зачитывалась В. Кавериным и Л. Кассилем. То есть, я имела в виду исключительно

увлекательность чтения, а содержательная часть конечно, многограннее, глубже и вовсе не

замыкается рамками приключенческой литературы для юношества.

Одна дама написала в своей рецензии что, слаба богу, не обнаружила патриотизма- как будто

это нечто враждебное человеческой природе, патриотизм.

На мой взгляд, это как раз очень патриотичный роман в высоком значении этого понятия. И

кроме того, крайне современный ибо события тех лет, как мне кажется, впрямую

перекликаются с сегодняшним днем: бесконечная битва мертвецами на всех публичных

площадках. Раздрай и хаос общественной мысли и крайне враждебные до полного

неприятия по отношению друг к другу ново-сословные социальные группы, власть и

общество... все суть — зеркальное взаимоотражение книги и нашей современной

действительности.

Мы видим одну и ту же страдающую и растерянную физиономию России. И еще я

подумала по прочтении книги, — как всегда тяжело и трагично, с надрывом воевала Россия.

И пожалуй последнее что я бы хотела отметить особо:

Вот эти незрелые детские-юношеские фантазии, к чему вот они?

Я увидела в этом метафизическое отражение той бесконечной веками исторически длящейся

веры и надежды народной на приход чуда, былинного героя, который наконец выручит

Россию, наградит по справедливости достойных награды, и повергнет врагов и недругов и

зацветет размахнется родная земля и воцарится справедливость. Извечная тоска русской

души по справедливости.

И уход в эти фантазии в то же время от отчаяния, от бессилия изменить судьбу гибнущей

страны... отчаяния изменить историческую парадигму, которая кажется такой жестокой по

отношению к России. Как мы, в отдельности умные, честные горячие за свой край, не может

никак объединиться, чтобы зажить всем вместе с в любви согласии, вот такой вот наивный

простодушный, страстный, вечный поиск мятущейся народной души.

Поскольку я не ставила себе целью сделать подробнейший анализ произведения — это только

отдельные моменты мной озвучены, а целом книга достойна большой и подробной статьи -

ибо есть что анализировать в вашей книге.

Книга произвела на меня впечатление, а судьба-индейка: какая нелепость, что она не

участвовала в конкурсе на премию Гоголя.

Может быть ее в будущем году можно будет подать?





148
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх