147 Иллюстрированный Бажов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 147. Иллюстрированный Бажов: Серебряное копытце (худ. Г.Никольский, худ. Н.Устинов)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

147. Иллюстрированный Бажов: Серебряное копытце (худ. Г.Никольский, худ. Н.Устинов)

Статья написана 20 августа 2019 г. 07:37

Собирательство определённых произведений (в моём случае — иллюстрированных произведений) при обилии библиографий собираемых авторов кажется понятным делом. Но для меня несколько лет назад обращение к библиографии Фантлаба показало преимущество фантлабовской системы перед общепринятой библиографией: как же много неучтённых публикаций бывает из-за того, что произведения попадают в сборники с тематикой, которую никогда бы логически не увязал с собираемыми авторами.

Вот и с «Серебряным копытцем» Бажова у меня сложилась ситуация, когда он оказался непредвиденным бонусом в приобретенных для другой цели сборниках. Приятный результат для коллекционера. Но совершенно случайный: ориентиры для поиска отсутствовалди, на Фантлабе этих сборников нет.

1) Г.Никольский

Бывают неожиданные радости. Кто-то находит автограф Наполеона, вложенный в кулинарную книгу. А у меня даже лучше получилось (зачем мне автограф Наполеона: не по-нашему написано и без картинок).

Приобрёл как-то скучную и политизированную хрестоматию для советских школьников.

«Живые страницы», 1969
«Живые страницы», 1969

Интерес — сугубо исторический, да и он быстро угасал по мере пролистывания. Не ожидал, что к концу этого сборника будут Пушкин, Маршак, Бажов с иллюстрациями, о которых никто и не слыхивал. Очень ценная книга оказалась. При этом ведь может стать редкостью. Думаю, такие книги при разгребании домашних завалов даже и к букинистам тащить поленятся — сразу на помойку.

«Живые страницы», титул
«Живые страницы», титул

«Серебряное копытце» с иллюстрациями легендарного анималиста Г.Никольского. Кто бы мог подумать! Иллюстраций немного, но они цветные и выстраиваются в своеобразную сюиту.

Художник на Фантлабе: https://fantlab.ru/art2068.

а) Кокованя и Дарёнка

Начало не предвещает сюрпризов: старик Кокованя с пригретой им сироткой Дарёнкой беседуют вечерами. Кокованя рассказывает про необычного козла Серебряное Копытце, который высекает самоцветы ударом ноги. Иллюстраторы-сказочники здесь иногда рисуют и сам рассказ: летящие копытные, среди которых необычный экземпляр с рогами о пяти веточках. Никольский этого не делает. Но с краешку скамьи обнаруживается чёрное пятно с горящими глазами — это Мурёнка внимательно смотрит на читателя. Таки чувствуется рука анималиста, необычно подающего одного из главных героев (кошку).

б) Мурёнка

А вот дальше — всё! Теперь только звери! Никольский рисует эпизод, когда кошка Мурёнка вырвалась из дома и побежала по улице завода вслед за Кокованей и Дарёнкой, уходящими в лес. Собаки преследуют кошку. Погоня в горячем снегу... Вот такое уже обычный художник нарисовать не сможет: здесь навыки Никольского-анималиста продемонстрированы во всём блеске.

При этом нарисовано не совсем в соответствии с текстом. У Бажова всё же нет панического бегства кошки.

цитата из П.Бажова
Как стали Кокованя с Дарёнкой из заводу выходить, слышат — собачонки что-то сильно забеспокоились. Такой лай да визг подняли, будто зверя на улицах увидали. Оглянулись, — а это Мурёнка серединой улицы бежит, от собак отбивается. Мурёнка к той поре поправилась. Большая да здоровая стала. Собачонки к ней и подступиться не смеют

Но, видимо, художник решил основываться на собственных наблюдениях. Не поверил, что собачья стая на открытом пространстве не смеет подступиться к кошке.

в) Мурёнка и Серебряное Копытце

Встреча девочки с козликом художника не интересует. Вот встреча двух зверей из разных миров — да. При этом Никольский не только силуэты животных дал. Какие тени! Какие на заднем плане узоры из веток, покрытых инеем! Всё же Никольский был великим иллюстратором: он не зоологический альбом рисовал, а передавал настроение книги своими средствами, делая неожиданные и необычные акценты.

г) На крыше балагана

Завершающий сказочный эпизод решен Никольским как обычная бытовая сцена. Его больше натуральные позы оленя и кошки интересуют: как он изгибы передаёт! То, что благородный олень ещё и самоцветы копытом высекает, обозначено вскользь. При этом никаких мультяшных допущений даже для этой сцены Никольский не делает. Самоцветы мерцают волшебным, но натуральным светом. Видно, что не бижутерия и не электрические лампочки. А волшебство передаётся пейзажем русской зимы.

2) Н.Устинов

Другой сборник — современный, ему выброс на помойку не грозит.

Роскошная большого формата книга издательства «Эгмонт» 2008 года. Роскошная из-за иллюстраций Н.Устинова.

«Новогодняя сокровищница» (2008), худ. Н.Устинов
«Новогодняя сокровищница» (2008), худ. Н.Устинов

В 2016 году у «Речи» было переиздание этого сборника под другим названием и с выпадением некоторых произведений (Бажов остался) — этот сборник ещё в продаже (https://www.labirint.ru/books/549194/).

Состав сборника — самый пёстрый. Книга называется «Новогодняя сокровищница». Но в общую тему Нового года у составителей нормально вписался Пушкин с его «Мороз и солнце. День чудесный...» и Бажов с «Серебряным копытцем». Никогда бы не догадался. А на самом деле просто тема сборника шире: зима сама по себе праздник (пока не надоест).

Раздел просто про зиму
Раздел просто про зиму

Формально у Устинова нет полноценной сюиты: только заставка-картинка-концовка. Но у него под картинкой имеется в виду целый разворот. И есть какая-то новая философия в прочтении бажовского сказа. Фактически получился самодостаточный цикл иллюстраций.

а) Заставка

Начинается всё очень обыденно, отдаётся дань сюжету. Наша троица — мал-мала-меньше — углубляется в лес на зимовку.

б) Мурёнка и Серебряное Копытце

Волшебство на крыше, когда из копыт летят горы самоцветов, Устинову не нужно. Он и так умеет изобразить волшебную сказочную ночь. Но проявляется отличие реализма Устинова от реализма Никольского. Может, у Устинова сформировался в живописи магический реализм, который придумали в отчаянии как направление для литературы?

в) Концовка

Ну и прощание: Серебряное Копытце скачет, а, скорее, летит средь звёзд. Но где Мурёнка? Устинов всё же только козлика согласен считать волшебным созданием.

Вот такие неожиданные для «Серебряного копытца» решения получились. И очень похожие, и совсем разные.




UPD/21.08.2020

Мелькнули в Интернете иллюстрации из труднодоступной книги — современного малотиражного и очень дорогого издания («Арбор», 2015). Современный художник А.Дмитриев. Старательная стилизация под Билибина.

Интересно, что билибинский стиль (русский модерн) хорошо подходит Бажову, хотя и не должен, вроде, соответствовать.





1011
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 августа 2019 г. 11:04
Спасибо за Ваш труд и чудесные картинки!:beer: На самом деле оба «пакета» иллюстраций по своему хороши и аутентичны. Но мне больше всего понравилась картинка, где козлик с кошкой встретились на заснеженной крыше. -Вы правы: никакого блеска бижутерии — только красивая зимняя сказка. На самом деле «Серебряное копытце», — как и любой сказ у Бажова — ориентирован на взрослого читателя в том числе. Там есть про что подумать, — очень много тонких намёков (аллюзий) на нашу жизнь8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 августа 2019 г. 11:36
Да, вы совершенно правы
 


Ссылка на сообщение21 августа 2019 г. 17:47
Спасибо за инфу и картинки — было приятно почитать:beer:
 


Ссылка на сообщение21 августа 2019 г. 20:11
Спасибо Вам за интерес и поддержку.


Ссылка на сообщение21 августа 2019 г. 23:13
Колега, ваши слова про сборник «Живые страницы»

цитата Zivitas

Интерес — сугубо исторический, да и он быстро угасал по мере пролистывания.

относятся ведь к моменту знакомства с книгой до ее приобретения, правда?
Иначе вы бы вряд ли его приобрели, изначально не зная, что внутри Никольский...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 августа 2019 г. 06:37
Нет, покупал вслепую — решил вспомнить дидактические материалы для школьников. Знал, что будет Ленин, гражданская война, пионерия. Это оказалось очень посконно. До сказок уже долистал в конце — и удивился.


⇑ Наверх