Аркадий и Борис Стругацкие


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «240580» > Аркадий и Борис Стругацкие. Стажёры
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Аркадий и Борис Стругацкие. Стажёры

Статья написана 27 августа 2019 г. 19:59

Оказывается, существуют еще любители фантастики (в том числе и советской), которые не читали в детстве ранних произведений Стругацких. В этом есть как очевидный минус (объяснять не надо), так и не менее очевидный плюс, поскольку во взрослом возрасте все воспринимается более критично, да и читается вдумчивее.

Итак, «Стажёры». Если говорить в целом, повесть является примером гуманистической фантастики. В строках и между ними читается безграничный оптимизм, вера в лучшее в человеке, в его творческие возможности, моральное величие.

Сюжет? Сюжет, по моему мнению, здесь второстепенен. То есть он, конечно, есть. Динамики, однако, не так много. События на международном ракетодроме где-то в Средней Азии, базе смерть-планетчиков, промышленном предприятии какой-то западной фирмы в поясе астероидов служат скорее декорациями для показа человеческих отношений, характерных для нового общества. Несколько выбивается из общей канвы сюжетная линия на Марсе, а также окончание повести (драматические события на сатурнианской орбите), где от размеренного, неспешного темпа произведения осуществляется переход к своеобразному «экшну». Именно в этих двух эпизодах братья расставляют свои характерные недомолвки, загадки, которые так и не были раскрыты — осталось непонятным, кто строил старую базу на Марсе и почему марсианские пиявки с таким упорством нападали на людей, невыясненной также осталась природа объектов явно искусственного происхождения внутри колец Сатурна.

Главные герои прописаны хорошо, складывается впечатление, что это реальные, живые люди со своими особенностями, привычками и характерами. Сдержанный, выносливый Алексей Быков, Владимир Юрковский, который стал генеральным инспектором Международного управления космическими сообщениями (МУКСа), спокойный Михаил Крутиков, Григорий Дауге, отлетавший свое... Интересно было наблюдать, как Стругацкие изобразили старение своих героев, ведь в «Стране багровых туч» все эти персонажи были в расцвете сил. Несмотря на общий мажорный настрой повестей, в обоих произведениях часть главных героев погибает. Причем описано это все так, что поневоле вздрагиваешь от того, как авторы решили «убрать» персонажей, к которым читатель уже успел привыкнуть. Правда, трагический для Юрковского финал уже предчувствовался с какого-то момента — не тот характер, не тот типаж (ну не сидел бы он на пенсии с удочкой у пруда ни при каких условиях)... Здесь еще можно отметить, что к группе персонажей, переходящих из повести в повесть, в «Стажёрах» присоединяется Юра Бородин, вакуум-сварщик, отставший от группы добровольцев, полетевших на Рею, спутник Сатурна. Из всех действующих лиц это единственный представитель рабочего класса, до того персонажами выступали специалисты среднего звена, техническая интеллигенция. Ну и, конечно же, как не вспомнить инженера Ивана Жилина, настоящего человека, который никогда не откажет в откровенном разговоре и всегда придет на помощь, добродушного великана, любителя клетчатых рубашек с закатанными рукавами, в котором угадывается сам Аркадий Стругацкий.

О мире повести. Мир Полудня тут содержит некоторые противоречия. Стругацкие оставили какие-то островки капитализма — отдельные страны (очевидно, прежде всего, США), живущие по-старому. Логикой повести, возможно, это и было оправдано (ради противопоставления двух типов людей), однако коммунизм может быть только глобальной планетарной системой, иначе это обычный фаланстер, коммуна, временный проект, обреченный на вырождение. Вызывает также вопрос тот факт, что на Западе странным образом исчезли крупные корпорации и монополии, а остались лишь небольшие фирмы. Непонятно, каковы политические взаимоотношения «старого» и «нового» миров. Гротескно выглядят дружинники с красными повязками, которые на фоне неоновой рекламы и шумных баров приводят в чувства нетрезвых посетителей, а также советский чиновник, следящий за соблюдением трудового законодательства на американской горнодобывающей фирме, владельца которой, в конце концов, арестовывают за злоупотребления.

В плюсы романа я бы поставил проблематику. Очень хорошо обыгрывается тема мещанства, обывательщины. Стругацкие справедливо отмечают, что люди, подсаженные на потребительство, на примитивные жизненные «предпочтения» — вкусно поесть, посмотреть неприхотливое шоу, купить очередную не очень нужную мелочь чтобы выглядеть «не хуже» соседа, существуют в каждом современном обществе. Они есть на Западе, присутствуют они и в мире Полудня (читай — в СССР). Но в последнем, как отмечается в повести, их гораздо меньше и они уже отходят в прошлое. Здесь следует отметить, что в начале 1960-х братья были идеалистами. Советская и постсоветская действительность породила, пожалуй, не меньшее, чем на Западе количество обывателей, людей, исповедовавших «колбасную философию». Да, это тоже мещане, но мещане особого толка.

Интересно было читать диалог Дауге со своей бывшей женой, которая упорно цеплялась за прежнюю молодость, мужские взгляды, и жизнь ради себя, и которую дети мира Полдня за это могли высмеять — настолько это было вызывающе-неприличным в том мире. Примечательно, что для современных детей в своей массе жить ради себя и не обращать внимание на других как раз норма...

Мещан типа бармена Джойса сложно убеждать в чем-то, такие люди примитивные мелочи возносят на высоту смысла жизни. Желание из раба превратиться в господина также является показательным. Но свет в конце тоннеля, все же, есть, это показывает окончание эпизода с событиями на горнодобывающей фирме. Появляется надежда на постепенное изменение психологии потенциального хозяйчика.

...Ну а стажерами являются не только такие «кадеты» как Юра Бородин. Все мы стажируемся на звание быть человеком независимо от возраста. В течение всей жизни...





1394
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 августа 2019 г. 15:54

цитата

Оказывается, существуют еще любители фантастики (в том числе и советской), которые не читали в детстве ранних произведений Стругацких. В этом есть как очевидный минус (объяснять не надо), так и не менее очевидный плюс, поскольку во взрослом возрасте все воспринимается более критично, да и читается вдумчивее.


Вот я их и не читал как раз. Сейчас читаю собрание АБС, начиная с 1-го тома и вот дошел до «Стажеров»...


Ссылка на сообщение29 августа 2019 г. 10:31

цитата 240580

в начале 1960-х братья были идеалистами. Советская и постсоветская действительность породила, пожалуй, не меньшее, чем на Западе количество обывателей, людей, исповедовавших «колбасную философию».



Колбасную философию породил дефицит из-за централизованной плановой экономики, постсоветская действительность как раз уничтожила материальный базис для «колбасной философии», а так-то трудно не исповедовать «колбасную философию», если все интеллектуальные силы человека тратятся на достижение минимального уровня добычи еды и выживания.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 августа 2019 г. 14:27
С.Соболев, да-да, всё верно.
Небольшое уточнение. Я вёл речь о людях ограниченных, не поднимающихся над условностями воспитания и традиций, не желающих будить свой разум ни на какие прочие поводы, кроме бытовой суеты. Кстати, я не употреблял выше расхожий термин Homo soveticus, поскольку в нем часто мешается грешное с праведным.
По поводу материального базиса. Так то оно так, но обывателей, продолжающих жить советскими стереотипами, хватает и сейчас.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2019 г. 12:11
А уж число НЕ обывателей, которые живут по советским «стереотипам» гораздо больше. Ибо обыватели нынешней России (страны БЕЗ цели и идеи) живут исключительно по как раз по «колбасной философии». Есть материальный достаток? Отлично! Книги умные, умные фильмы, умные спектакли — нет, не надо.
А «советские» учителя как раз и прут на себе школу. Им уже всем за 45. Но к ним в классы народ и рвется.
Молодые застолбили себе две «учительские единицы». Информатика и иностранный язык. И — ба — наша учительница английского живет по «советским» заветам — мы ставим с ней спектакли на английском. А театр в школе активно уничтожается лишением бюджетных единиц. Но вот мы держимся — и вот эта «стажерка» делает эту работу бесплатно. И подтверждает — да, в этом смысле в СССР было НАМНОГО лучше.
Да и единицы из учителей — лучшие — живут по советским «стажерским» законам — потому что интересно, а не за деньги.
Обыватель у нас живет по ЗАПАДНЫМ законам, а не по советским.

цитата С.Соболев

если все интеллектуальные силы человека тратятся на достижение минимального уровня добычи еды и выживания.

Странное заблуждение. Если посмотреть на советских молодых актеров и ученых. Я бы даже назвал это откровенной чушью — потому что так же назвали бы это мнение актеры Таганки и Современника, новосибирские ученые, молодые спецы по космосу и многие другие. Для которых КВН — это умная передача, а не пошлое шоу.
Постсоветская действительность создала материальный базис для «абсолютной колбасной философии». Когда кроме колбасы (телика, машины, чего изволите) не остается интеллекта.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2019 г. 13:15
hellsing, не уверен что я правильно уловил смысл Вашего комментария, однако мне кажется, что мы говорим о немного разных вещах. Вы говорите о ряде позитивных моментов, которые остались от СССР — образование, культура и общий гуманистический фон (хотя бы на декларативном уровне), на котором старались воспитывать новые поколения. Против этого я не имею ничего против, но я говорил о феномене советского типа мещанства. Не хочу употреблять слово «совок», т.к. под ним кто что хочет, то и понимает.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2019 г. 13:43
Так и у вас получилось расплывчато. Мещане — это интернационально и вневременно. Как раз мещане — это абсолютно НЕСОВЕТСКОЕ. Это то, с чем справится новая власть и не могла! Самые умные большевики указывали, что останутся еще минусы, не исчезнут. И Стругацкие эти минусы отлично в Стажерах показали.
Кстати, расплывчато у вас получилось как раз в ответе, а не статье. И полностью неправ уважаемый С. Соболев. Потому что «колбасная философия» пришла из времен монархии, прошла через СССР и благополучно расцвела ныне. И как раз современниковцам и таганковцам, ученым, которых описывают те же Стругацкие на колбасу было плевать — чё-нить да в рот положим. Они творили науку и театр. Они были теми самыми «Стажерами». И сейчас отголоски еще есть.
Так не порождало ничего материальная бедность — твари как были тварями, так ими и оставались. Это как болезнь. А царь, Сталин, Брежнев, Путин — им всё равно.
«Совок» для меня это люди, которые мыслят исключительно узкими штампами и категориями некоей идеологии.
Пример ярчайший — тупой американский режиссер «совок», который настолько узок в своих штампах и неумении выйти за предел малюсеньких идеологических рамочек, что заставляет шахтеров в шахте копать землю СОВКОВЫМИ лопатами!!! И вместо советской действительности вставляет американский штамп — тупой и наглый полковник летит на вертолете в район некоей аварии и гнобит прогрессивного ученого. Из вертолета угрожает выкинуть, пилота застрелить. Только превращает их в Щербину и Легасова. Вот это и есть СОВОК.
А если СОВОК это советский астроном Борис Натанович Стругацкий, то и я совок. И буду этим гордиться. Тем, что был за НАСТОЯЩУЮ СОВЕТСКУЮ власть. Как вот те же стажеры и Горбовские у Стругацких.
Вы то как раз правы. Хорошая рецензия.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2019 г. 17:11
https://ru.wikipedia.o...
Небольшая прослойка из ученых и артистов жила, скажем так, неплохо, а вот остальной народ в большинстве своём предпочёл бы мещанское изобилие нищенскому существованию.
Поэтому все эти КВНы хороши, пока не прочитаешь Солженицина и Шаламова.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2019 г. 18:02
Я по работе общаюсь с сотнями людей. Практически все с высшим образованием. Всех интересуют только деньги. Человек оценивается только по одному признаку: благосостояние. Основное желание — жить не хуже окружающих. Катя купила новый холодильник, пора и нам менять. Музыка, кино, книги... Если и интересуют, то только «свежее». Старьё в топку. Разговоры между собой: кто что купил, какой ремонт сделал и.т.д.
Цой, работающий кочегаром, был бы сейчас «козлом» не умеющим жить.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2019 г. 22:44
Печальная картина. Но к счастью не все так мыслят.
 


Ссылка на сообщение8 сентября 2019 г. 15:20
> Цой, работающий кочегаром, был бы сейчас «козлом» не умеющим жить.

Вы это серьезно? «Камчатка» была в центре Питера, в километре от Петропавловской крепости. Это как получить подвал на Арбате, в котором можно делать, что угодно.

Для позднего, горбачевского совка, где ещё действовали законы о тунеядстве, но гэбуха уже не свирепствовала и можно было собирать частные домашние концерты, это было как раз иллюстрацией умения жить.
 


Ссылка на сообщение8 сентября 2019 г. 16:11
Кому сейчас интересны частные домашние концерты нераскрученного музыканта? По крайней мере в провинции — никому. Вот Винник или Антитела — это шик! У нас по телеку была несколько лет популярна передача с названием типа «Голос Страны» или «Твои таланты, Страна». Точно не помню т.к. мне её смотреть не интересно было. Просто щелкая пультом несколькл раз натыкался. Там со всей страны приезжали доморощенные таланты. Пели, жюри на кнопки нажимало. Некоторые пели хорошо (по-моему). Только где эти победители сейчас? Без раскрутки никто никому не нужен. Людям надо вбить в голову — вот это хорошо, вот это вым ДОЛЖНО нравиться.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2019 г. 08:58
А как на самом деле?
У нас имеется государственный капитализм, который уверенно был построен со времен Хрущева. При нем живет огромное количество людей, которые ничего не производят, а живут за счет других. Крестьяне не задумываются о своей бедности — их труд весьма тяжел и особенных мыслей им не оставляет. Это не мещане. Но они за пределами внимания Стругацких, как истинно городские жители, они и не должны их понимать. Рабочий не мечтает о мещанском образе жизни, потому что рабочий — это часто традиция, особенный образ жизни. Если их довести до ручки — рванут. Если не доводить — колбаса у них была, водка, футбол, рыбалка — тоже. Жизнь была вроде бы монотонна, но стабильна. Это тоже не мещане.
САМОЕ главное — мы даже не подозревали о своем «нищенстве». «Вы счастливые люди, вы даже не знаете, насколько бедно вы живете» — это слова итальянского инженера, который занимался ВАЗом. Балаболу невдомек, что на Сицилии и в Неаполе народ живет НАМНОГО хуже, чем в СССР.
А артисты и молодые ученые часто были почти нищими, но проблема «колбасы» перед ними не стояла.
Мещане — это всегда средний слой. Он не богат, но уже не беден. Поэтому «бедному» рабочему или крестьянину, или артисту и ученому до лампочки страдания этих людей, которые хотят жить лучше. Но вот если из бедного слоя народ пробивался в те же артисты или ученые — вот это было да! Тот же Золотухин. Я не думаю, что Золотухина молодого интересовала колбаса больше чем Таганка.
Но именно бедный, но умный слой и смотрел то самое КВН. ПРО них и для них и писали Стругацкие.
И о «Хищных вещах века» предупреждали. Они нутром чуяли — что-то не так! Не социализм мы строим. Так и вышло.
И всё же наследники «Стажеров» остались. Их мало... Но они были, люди такого рода, хоть в Средневековье, хоть при строительстве ДНЕПРОГЭСа, даже сейчас.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2019 г. 15:02
hellsing, интересно пишете:-). Если так можно выразиться, с духом Вашего комментария скорее согласен, с буквой — скорее нет.
Вы немного идеализируете СССР как таковой. Госкап там был всегда (если не считать краткого времени после Революции). Потом, под словом «мещане» я не имел в виду какую-то социологическую сущность (например что-то вроде «среднестатистическ ий городской житель»), под ним подразумевалось то же, что и под расхожим «обыватель», «ограниченный потребительством человек».
И еще один очень важный вопрос. Если Ефремов однозначно изображал в ТА и ЧБ людей отдаленного коммунизма, то каких персонажей рисовали братья Стругацкие? Тоже всепланетного коммунизма (этого строя еще, как известно, построено не было) или идеализированного СССР будущего? От ответа на этот вопрос зависит многое.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2019 г. 15:29

цитата 240580

то каких персонажей рисовали братья Стругацкие? Тоже всепланетного коммунизма (этого строя еще, как известно, построено не было) или идеализированного СССР будущего? От ответа на этот вопрос зависит многое.
В ранних вещах у Стругацких был «коммунизм в отдельно взятой стране». Всепланетный коммунизм наступил после «Полдня, XXII век». Но разница между Кондратьевым и Комовым не принципиальна, в чём собственно и состояло политическое высказывание Стругацких. Посредством своих художественных произведений они утверждали, что среди них, вот прямо сейчас, живут люди, вполне готовые к полноценному коммунизму. Что рядом с ними живут те, кто не побегут в бесплатные магазины-склады хапать по десять ковров и пять телевизоров. А вся разница между их сейчас и Миром Полудня в том, что таких людей там будет большинство.
P.S. В 2к19 МП выглядит ещё невозможнее, чем в 1961. Хоть я и не сомневаюсь, что общество изобилия будет построено, оно не будет похоже на Мир Полудня Стругацких.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2019 г. 15:58

цитата tick

Посредством своих художественных произведений они утверждали, что среди них, вот прямо сейчас, живут люди, вполне готовые к полноценному коммунизму. Что рядом с ними живут те, кто не побегут в бесплатные магазины-склады хапать по десять ковров и пять телевизоров. А вся разница между сейчас и их Миром Полудня в том, что таких людей там будет большинство.


цитата tick

В ранних вещах у Стругацких был «коммунизм в отдельно взятой стране».


Это все понятно, я о другом.

цитата tick

Всепланетный коммунизм наступил после «Полдня, XXII век».

Вот-вот. Там вроде все на фоне этого происходит, но проблематика как бы другая (т.е. не о коммунизме речь). Обычно мир коммунизма в фантастике представлен утопиями — Снегов, Ефремов, Лем, Савченко, Мартынов итп. У Стругацких приходится буквально выдирать по крупицам из разных сочинений признаки социального строя (мира Полудня), все это в отношениях между людьми, в характерах, а прямых указаний очень мало. Выходит, полноценной утопии с построенным миром нет.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2019 г. 16:22
tick, ну хорошо, в каком из произведений МП, по-Вашему, наиболее рельефно проступают черты коммунизма?
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2019 г. 16:53
П.22в разумеется.
Можно перейти в профильную тему.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2019 г. 17:18
tick,
П.22в когда-то слушал в аудиоформате. Хорошая фантастика, но и сказать, что что-то особенное, тоже нельзя. Сборник рассказов. Этим все сказано. В профильной теме Вы сами, если не ошибаюсь, мне рекомендовали именно «Стажеров» и ХВВ. Ранние вещи («социализм в одной стране»), а не из собственно цикла (планетарный коммунизм)???
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2019 г. 15:22
Дайте я догадаюсь, вы посмотрели Непознера с Филиппенко и перепутали его с Золотухиным? :-)))

Ваш поток сознания расшифровавать я не могу. Но по фактам пройдусь.

Стругацкие обратили внимание на крестьян уже в Улитке (1965).
Мещанство при СССР было как раз уделом рабочего класса, т.к. слоя небольших частных собственников в СССР просто не было и быть не могло.

КВН смотрели все. В основном потому, что выбора не было. Но смотреть одно, а принимать — другое.
В СССР почти все хоть раз, но ходили в театр — в составе школьной экскурсии хотя бы. Но устраивать дома домашние спектакли было уделом очень узкой прослойки творческой интеллигенции.

Социализм не строили, строили коммунизм. Социализм был уже построен, и выглядел он так, как выглядел. Иного социализма, с правильными советами и подлинным народовластием, никто строить не собирался. Потому что это была переходная форма общественного устройства. Никто не будет спорить по поводу правильного обустройства строительных лесов, это временная конструкция, главное, чтобы она не разваливалась. Так и социализм — пофиг, какой он был плохой, главное было в устремлении в коммунистическое будущее.

Настоящий социализм построили в Швеции.

Артисты и молодые ученые не могли прожить всю жизнь без материального достатка. Поэтому отдельные всплески энтузиазма быстро сходили на нет.
Но если вы думаете, что деньги им были не важны, то вы ошибаетесь. Тот же Филиппенко обмолвился, как после концерта они с Высоцким по 50 рублей получали. После одного концерта — половину средней зарплаты. Не думаю, что эти люди были бессеребренниками. Да те же дневниковые записи Стругацких — там половина про деньги. Потому что это реальная жизнь, и надо кормить семью, и хочется пожить нормально, а не годами мыться в шайке из лейки.


Ссылка на сообщение8 сентября 2019 г. 00:04

цитата Sumy

Если и интересуют, то только «свежее»
Скажу больше — когда узнают, что читаю, да ещё и бумажные книги, то сначала удивляются, а потом добавляют, что нужно читать только в электронном виде, а то книги, стоящие на полках, только пыль собирают. Когда спрашиваю, какие книги прочли в электронном варианте, то говорят, что никакие, но ведь скачать можно любые. Когда спрашиваешь, почему не качают, то отвечают, что нет времени качать да ещё и читать. Вот и все интеллектуальные беседы. Хотя весь народ тоже с высшим образованием.


Ссылка на сообщение8 сентября 2019 г. 00:07

цитата georgkorg

Печальная картина. Но к счастью не все так мыслят.
И это радует.


Ссылка на сообщение9 сентября 2019 г. 10:47
Шикарно!
Какая полемика, по поводу всеми давно прочитанной повести бессмертных классиков!
Было интересно просто почитать комментарии, ну, и сама рецензия хороша


Ссылка на сообщение10 сентября 2019 г. 09:16
И статья хороша, и полемика не в духе «утипуси» и «аффтар выпей йаду».
По сути, нельзя обмануть экономические законы. Нельзя прыгнуть из феодализма в социализм. Страна крестьянская на 80 процентов. Мы только вступили в капитализм. Мы его строили и построили. Но строили только с 60х годов! До этого гражданская, предвоенное, военное и послевоенное восстановительское время. Это период абсолютной государственности. Но и появление молодого поколения — которое верило в цели и идеи коммунизма. Который никто не строил (строили «социализм») — зато это была идеология (по расхожему мнению) или религия (модернизация христианской, вплоть до постулата «построения рая на Земле»). Именно поэтому рождались образы «старых космонавтов» как учителей (считай бойцы гражданской и Великой Отечественной). Некоторые обречены героически погибнуть. И «стажеров» — именно они и есть строители коммунизма (в реалиях Стругацких — будущего). А еще посмотрите фильмы шестидесятников и стихи почитайте. Они были именно советские и очень коммунистические на самом деле. Что делало их врагами Хрущева и «новых госкапиталистов». «Стажеры» были не нужны религиозной верхушке КПСС, как некогда Риму не нужны были протестанты.
Что касается мещан. Когда страна восстановлена, возникает новый слой людей — раньше их было гораздо меньше. Например, масса чиновников с бумажной работой. Это обыватель — он ничего не производит. Он не беден, но хочет жить лучше. Здесь нет интеллекта, но есть «хитрожопость» (уж пардон — иначе не скажешь). Чиновников масса.
Новый слой — мы из называли «торгаши», но это не капиталистические торгаши. Нет — становится всё больше магазинов. Больше продавцов. Они живут лучше — а хотят еще лучше! Да, магазины — признак стабильности общества. И мещанин — признак стабильности. Он НИКОГДА не пойдет против власти. Но и приказчик при царе, и продавец в СССР (идейный наследник) — это особая идеология. Крайняя — «Берегись автомобиля», Миронов. А так — у нас продукт есть, телик есть, слоники стоят. Евреев бьют — бывает, нам и без них хорошо. При царе. Восемь дураков вышли протестовать против вторжения в Чехословакию и их «приняли». Какая Чехословакия — нам и так хорошо! Вот и дачный участочек прикупили! Это и есть идеология мещанина.
А вот яростный «стажер» мог бы и ненужное сказануть.
И для Стругацких (как и для Любимовых, Евтушенко, Ефремовых) было важно, чтобы молодое поколение стало стажерами. И молоденький Табаков рубил в спектакле по пьесе Розова мещанскую мебель папаши дедовской саблей. И люди не смеялись. Они были на стороне героя Табакова.
А сейчас?


Ссылка на сообщение10 сентября 2019 г. 11:04

цитата hellsing

И молоденький Табаков

немного оффтопа, не мог удержаться, когда прочитал. Вспомнилось, как не очень молодой Табаков поддерживал политику Путина и подписал известное письмо. А например, у нас, в Украине, полно таких писателей и поэтов, которые при Союзе пели дифирамбы КПСС, а теперь они давно уже ярые патриоты. Спрашивается, когда подобные деятели культуры были искренними? Чем больше прожитых лет, тем больше скепсиса к этому пафосу. Я могу трижды не воспринимать позиции человека, но если она одна и вчера, и сегодня, и не изменится завтра — это уже вызывает если не уважение, то понимание.


Ссылка на сообщение18 февраля 2020 г. 00:22
Отличная статья — спасибо!:beer: Ёмко, сильно и с очень большой любовью к наследию от АБС. Конкретно Стажёров пока не читала — и Ваша статья здесь отличный Мотиватор:-)
Любимые вещи от АБС «Моби Дик», «Трудно быть богом», «Попытка к Бегству», «Пикник на обочине», «Хищные вещи века». И если я правильно поняла: по атмосферности Стажёры похожи чем-то на ХВВ, да?..:-)
PS А это сборник или отдельная повесть, — как её в сети искать для онлайн чтения?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2020 г. 00:54

цитата neo smile

как её в сети искать для онлайн чтения?

На оф. сайте АБС.
http://www.rusf.ru/abs/books/s00....
ЗЫ. Там все 12 чёрных томов выложены (в htm). + все 6 томов «Неизвестных Стругацких» (в pdf). + ещё много чего интересного.
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2020 г. 01:08
Спасибо огромное за оперативный ответ — ссылку забираю поближе:-)


Ссылка на сообщение18 февраля 2020 г. 11:05

цитата neo smile

по атмосферности Стажёры похожи чем-то на ХВВ, да?

В какой-то мере, хотя действия (экшна, если угодно) побольше в «Стажёрах». Вообще ХВВ и «Стажёры» объединены в Предполуденный цикл.
Это отдельная повесть.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2020 г. 15:57
Поняла! Спасибо!:beer: Ваш отзыв очень хорош — заинтересовал — не то слово. Возьму в параллели и Стажёров тоже. Стругацких обожаю8-)
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2020 г. 17:32
neo smile, спасибо за добые слова8-]
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2020 г. 23:46
Зачем стыдится собственных умений — ну коль они даны природой?;-) Честное слово, с конкурса уже много чего в параллели чтения забрала: по Стругацким ещё «Жук в муравейнике» очень зацепил. Люблю и такие умные и своевременные провокации))


⇑ Наверх