Очередной Пелевин, или Все мы – собачки…
Да.
Все мы – собачки Павлова (зачёркнуто) Пелевина: наступает осень, а вместе с ней обостряется читательский рефлекс и течёт обильная слюна: ведь нас ждёт очередной, сошедший с безостановочного конвейера, шедевр единственного гения эпохи; я всерьёз считаю Пелевина единственным русскоязычным автором современности, достойным остаться в веках.
Сначала мне показалось, что сработала привычная формула: Пелевин пишет шедевры в режиме «книга через трое»(ошибка нарочитая), а после великолепного «Айфак 10» была весьма добротная «Тайные виды на гору Фудзи», так что сам бог велел Виктору Олеговичу передохнуть и выдать проходную вещь. И первая повесть новой книги поначалу не произвела особого впечатления. Но она оказалась не только оммажем самому себе (очень напоминает великолепные ранние произведения Пелевина); «Иакинф» — необходимое вступление к становой, центральной повести книги «Искусство лёгких касаний».
Вновь древние боги и непонимание их сути бестолковыми людьми; взаимоотношения Высшего Разума и его бледных копий, составляющих миллиардный тираж человечества; но в этот раз – с огромным количеством находок, с удивительно точной по своей абсурдности интерпретацией вех человеческой истории.
Потому что ничем, как бредом, абсурдом, придурью чекистов/масонов происходящее с нами и не объяснить.
Пелевин – удивительный мастер-патологоанатом; вот он выходит на сцену анатомического театра, поочерёдно работает грубой бензопилой и режет точным скальпелем, нещадно препарируя действительность; вот он швыряет окровавленные ошмётки, набитые гноем и дерьмом обрывки требухи в публику – а публика радостно поглощает, упивается отражением своей никчемности, гнусности, глупости – и просит: «Ещё! Ещё! Жги, Светоч!»
И Светоч жжот.
Третья повесть, «Столыпин» — сиквел «Тайных видов на гору Фудзи»; в другой стилистике, о другом, но тоже отличная. И особая благодарность автору: теперь без набившей оскомину проповеди буддизма. Ну, почти.
Наверное, я не считал и половины аллюзий; так, например, я совершенно не понял откуда-то выползших фальшивых нот в тщательно выверенной пелевинской музыке, вот этих «влазит, залазит, перелазит». Что это? Новая мода? Опрощение по Льву Николаевичу? Реверанс Сальникову с его «садит»?
Словом, отличная книга, рекомендую. Теперь буду ждать сентября 2020 года и очередного выделения обильной слюны.