Жанр: Стелс-Экшен в открытом мире / Шутер от первого лица / Приключенческий боевик
Год выхода: 2008
На сегодняшний день франшиза Фаркрай принадлежит к числу наиболее известных игровых тайтлов и насчитывает пять номерных частей, не считая спин-оффов. По игре даже сняли фильм, что символизирует, не каждая игрушка удостаивается такой чести. Первый Фаркрай в своё время произвёл фурор, игра была классная, но на сегодняшний день уже устарела, как морально, так и визуально, хотя энтузиасты ведут работу по переводу игры на современный движок, пока только начало сделали, посмотрим, авось, со временем Юбисофт расщедрится на ремастер. В любом случае знакомство с серией стоит начинать со второй части. Ниже поясню почему, но сперва коротко о сюжете. Мы играем за наемника, который прибыл в условную африканскую страну с целью ликвидировать местного торговца оружием Шакала. По пути герой заболевает малярией и от этой хвори ему предстоит страдать всю игру, вынужденно искать лекарства и иногда ловить глючные трипы. С самого начала миссия пошла не по плану и вскоре мы оказываемся втянуты в борьбу двух местных повстанческих группировок, рвущихся к власти. Можно выбирать миссии какой группировки выполнять, но как и всё здесь — это лишь иллюзия выбора, которая кардинально не отразится на сюжете.
Начинаем осваиваться и знакомимся с картой — в центре есть город, где действует режим перемирия, для быстрого перемещения есть автобусные остановки, их пять — в центр и по четырем углам карты, дальше до места придется добираться пешком или на угнанном транспорте, хотя какую бы вы тачку не повстречали, ключи всегда будут в замке зажигания, люди здесь простые, видимо. Есть несколько типов миссий, которые можно обнаружить по значкам, сверившись с картой. Помимо основных сюжетных, которые раздают лидеры группировок, здесь есть миссии повстанцев, за которые нам дают лекарство от малярии (игра сама заставляет их проходить с определенной периодичностью, когда в баночке заканчивается последняя таблетка — хочешь не хочешь, езжай к местному пастору, бери квест на доставку паспортов для нелегалов, иных способов получить лекарство здесь нет). Есть миссии оружейника, за них мы открываем в магазине новые виды оружия, есть миссии для зарабатывания денег (здесь в этом качестве идут неограненные алмазы) — все они однотипные, ну и еще имеются персональные линейки квестов друзей.
Друзья, как правило, появляются после того, как мы выполняем квест на освобождение из заложников очередного незнакомца. Выполняя задания друзей мы постепенно повышаем уровень репутации, благодаря которому улучшаются наши убежища — хижины, где можно сохраняться, там постепенно открываются медикаменты, патроны, ящики для хранения оружия и прочее. По опыту скажу, что на миссии друзей можно просто забивать, это не Масс Эффект и не Драгон Эйдж, просто поболтать или тем более начать какие-либо отношения с персонажами здесь не выйдет, перед нами обычные компьютерные болванчики. Иногда, если в процессе боя вас смертельно ранят, то друг может вытащить из-под огня, дать пистолет и отстреливаться от врагов с вами на пару, но такое происходит не всегда. В ходе боя вашего друга могут ранить, его можно вылечить или оставить умирать, хотя если даже их лечить, то не факт, что раненый выживет, иногда они просто умирают, типа лекарство не помогло. Какое влияние это оказывает на игру? Да никакого, просто вместо погибшего манекена вам выдадут нового «друга», который продолжит помогать вам, как в сюжетных миссиях, предлагая альтернативные способы выполнения задания, так и выдавая персональные квесты.
Помимо точек выдачи квестов на карте обозначены блокпосты при приближении к которым по нам открывают огонь, зачистка блокпостов ничего не дает, через минуту зачищенный лагерь заселяется врагами как ни в чем не бывало. От этого просто руки опускаются, ведь некоторые посты приходится зачищать десятки раз, пока добираешься до места очередной миссии. Главная проблема этой неплохой, в общем-то, игры именно в этом. Рутина, скука, всё это постепенно вызывает желание бросить играть. Открытый мир здесь для галочки, иногда можно объехать очередной блокпост по бездорожью, но на этом всё — никаких случайных энкаунтеров или точек интереса для свободного исследования не предусмотрено. Отличие от линейного шутера только в том, что постоянно приходится добираться до миссии своим ходом, а это порядком утомляет. К тому же бегать наш герой не привык, через десять метров спринта у него темнеет в глазах, он начинает задыхаться, понятное дело малярия, но как такого дохляка в наемники пойти угораздило, ума не приложу.
Оружия в игре хватает и стрельба реализована приятно, но для меня все вопросы по выбору стволов отпали с открытием СВД — подъехал к очередному посту, поснимал всю охрану с безопасного расстояния, поехал дальше — зачем усложнять себе жизнь, бегать с пулеметом или дробовиком, подставляясь под пули. Хотя любители отыгрывать снайпера, как я, отметят аркадность стрельбы — прицеливание через оптику даже не требует от вас задерживать дыхание, чтобы прицел не дрожал. Враги ведут себя реалистично, хотя частенько читерят и метко лупят по вам из-за пределов видимости, так что на время прохождения игры одной из самых ваших частых фраз станет «да откуда, б*я?!!!». Попав под огонь враги пользуются укрытиями, передвигаются короткими перебежками, пытаясь обойти вас с фланга и зажать в клещи. Раненых товарищей стараются вынести с поля боя те, кто ещё остался в строю, а сами раненые недобитки начинают палить по вам из пистолетов, стоит вам неосторожно к ним приблизиться. Учитывается также и ночное время суток, на сложные миссии рекомендуется ходить под покровом тьмы, т.к. в это время дальность видимости у врагов существенно снижается и можно поиграть в стелс.
Графика смотрится достойно, даже спустя 11 лет с момента релиза игры, ожидал худшего, но предусмотрена даже поддержка разрешения 2К на широкоформатных мониторах. Красочной игру не назовешь, преобладает желто-коричневая гамма — саванны, пустыни, болота иногда перемежаются буро-зелеными джунглями. Вождение транспорта радости не доставляет — вид от первого лица, мне как-то привычней от третьего, как в ГТА, например. Главной же фишкой игры является реализм. Чтобы свериться с картой нужно сперва достать её из инвентаря и держать в руках пока идешь до нужной точки. При серьезных ранениях герой, перед тем как заюзать мгновенно исцеляющий шприц, извлекает из себя пули, сбивает с тела пламя или пытается вправить вывихнутый сустав. Такая полевая медицина может окончиться фатально, если вы решили подлечиться в разгар боя, не спрятавшись в укрытие от вражеского огня. Покореженный транспорт также можно чинить — открываем капот и некоторое время копаемся в движке — вуаля, наше ржавое ведро теперь как новое. Оружие, поднятое с павших врагов, всегда плохого качества, его часто клинит, оно может даже рассыпаться на части у вас в руках, поэтому закупаться стволами у надежных поставщиков — это насущная необходимость. Реалистичное распространение огня, с учётом направления ветра, разрушаемое окружение — очередь из калаша по дереву срезает ветви, да много нюансов, таких фишек даже в новых шутерах не увидишь. В этом плане разработчикам, конечно зачОт. Всё же для современных игроков я бы второй Фаркрай не рекомендовал — линейный сюжет с псевдоразвилками, безликие персонажи, отсутствие стимулов для исследования открытого мира, прущая изо всех щелей рутина, убивающая всякий фан… Тем не менее, хотя бы потыкать игру веточкой всё же стоит — есть здесь геймплейные фишки, которые сейчас большая редкость, да и посмотреть с чего начиналась известная серия тоже небезынтересно.
Оценка: 6/10