Цикл Хроники


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Paul Atreides» > Цикл "Хроники Амбера"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Цикл «Хроники Амбера»

Статья написана 6 января 2020 г. 13:50

Признаюсь, что я люблю читать разную литературу, будь то детектив, или мистика, или любовные романы, или ужасы, и даже фэнтези. Но меня всегда привлекали именно книжные циклы. Потому что, как правило, именно в циклах авторы развивают свои вселенные, придумывают что-то новое, и медленно, но скурпулёзно, придумывают эпохи с такой тщательностью и достоверностью, что невольно покажется, будто события на страницах романа имели место быть в реальности. Я с удовольствием погружался в удивительное будущее Фрэнка Герберта с его Дюной, Квисатц-Кадерахами и Спайсами; узнавал другую Москву во вселенной Дозоров; и даже путешествовал по Марсу в поисках приключений вместе с Джоном Картером и его потомками. Поэтому знакомство с 10-ти томной эпопей Хроников Амберов было вопросом времени. Меня сразу же привлекла вселенная, язык автора и идея вражды между членами большой семьи за право владением королевством; а также тот факт, что цикл не представляет собой сборник графоманских кирпичей (как у Джордана). Итак, миновав все части романа я готов поделиться своим анализом произведения.

Как известно, цикл условно поделён на два подцикла — Пятикнижье Корвина и Пятикнижье Мерлина. Буду разбирать их отдельно.

Главный плюс цикла про Корвина — сюжет. Несмотря на то, что начинается он весьма тривиально (главный герой с амнезией пытается вспомнить прошлое), в нём всегда что-то происходит. Герои никогда не топчутся на одном месте и всегда следуют за своей целью. Зачастую бывает так, что начало книги может представлять собой описание мирного события, а закончится это всё кровопролитной битвой (по-крайней мере, такой является первая книга!) с мощным финалом, которой заставит читателя схватить следующий том с полки. Причём, основной сюжет цикла, его конфликт и злодеи, в лучших традициях сериала будут раскрываться постепенно, шаг за шагом. Каждый последующий том потихоньку раскроет перед читателями все карты, чтобы последний просто-напросто перевернул всё представление о сюжете, который мог сложиться в начале знакомства с циклом. Думаете, основной движимой силой первого подцикла будут попытки Корвина захватить власть? А вот и нет. Уже во второй части Желязны сдвинет конфликт, накинув много интригующих деталей. И, будьте уверены, все они будут раскрыт; и, в какой-то степени, можно сказать, что первое пятикнижье является самостаятельным завершённым произведением с блеклой оглядкой на будущие события.

Другая немаловажная часть подцикла — персонажи. Основная масса — потомки первого правителя царства Амбера, коих двенадцать штук, девять из которых претенденты на трон (по праву пола). Каждый со своим непохожим на других характером, каждый видит ситуацию по своему и каждый плетёт свою интригу, ведя свою игру ради личной выгоды. Если кто-то из братьев или сестёр решает помочь герою — значит, они видят в этом решение своих проблем. Особенно это подчёркивается в третьей книге, где Корвин собирает всю свою семью в одном месте и пытается выяснить, кто же строит козни; при этом градус паранойи возрастает в геометрической прогрессии, позволяя персонажам раскрыться по полной, при этом давая окончательно понять, кто на стороне героя, а кто — против. И да, сей вывод будет неоднозначным.

Больше всего удивляет стиль автора. Никакой графомании, никаких пустых рассуждений и лишних диалогов — всё кратко, лаконично, и ужасно красочно и моментами поэтично (особенно когда речь касается описания природы). Если бы я был начинающим автором, то несомненно бы подсмотрел у Желязны описания персонажей и диалоги — живые и яркие.

В итоге, первое пятикнижье оставило во мне положительные впечатления. Помимо вышеописанных качеств, меня зацепил мир романов, идея "теневых" вселенных, Лабиринт и Хаос, которые наделяют персонажей особой силой. Конечно, этим элементам уделено не так много времени, но всё равно поражает фантазия автора, придумать что-то необычное, и это необычное гармонично вписать во вселенную.

И, что удивительно, мне сложно выделить в первом подцикле какую-то лучшую или худшую часть — они все одинаково захватывающие, интересные и яркие; не каждая серия книг может похвастаться таким качеством.

Теперь же речь пойдёт о втором пятикнижье, где главным героем выступает сын Корвина — Мэрлин, чародей и житель Хаоса (противоборствующего Корвину и его семье коровелества). Скажу сразу — оно сильно отличается от первого подцикла, и в этом его и плюс, и минус.

Начнём с плюсов. Если Корвин в тяжёлую минуту всегда полагался на меч, то Мэрлин — на магию; и именно магии будет посвящена значительная доля пяти романов, что только расширяет вселенную Амбера. Герой и шагу не ступит, чтобы не применить пару-тройку заклинаний против различных противников, ещё же и использует, чтобы добыть нужные сведения и немного продвинуться вперёд по сюжету. К тому же подцикл немало времени уделяет и самому Хаосу, его сущности, правилам и законам, которые сильно отличаются от законов Амбера. А чтобы читатель не скучал, Желязны подкинул конфликт между двумя главенствующими силами Амбера — Лабиринтом и Хаосом, в котором герою вольно-невольно придётся поучаствовать. Если вас сильно поразил мир Амбера, то чтение пятикнижья Мерлина существенно раздвинет его границы.

К сожалению, во всём остальном последние пять книг сильно уступают предыдущим по многим параметрам. Основной сюжет не так сильно впечатляет, а те эффектные моменты и твисты в первых-трёх частях к сожалению сводятся

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

к банальному захвату власти над Хаосом, причём Мёрлин в этом сыграет пассивную роль

Где-то назревает новый конфликт, один персонаж гадит другому, кто-то строит свои планы, но финальная цель выглядит абсолютным пшиком на фоне того, что ожидаешь после "Карт Судьбы" (6-ая книга). Я где-то читал, что Желязны писал последние романы чисто ради прибыли, не с таким ярым энтузиазмом, с каким начинал первое пятикнижье. Даже если это так, то результаты налицо.

Впрочем, недосказанности сюжета и срыву сразу нескольких сюжетных линий есть разумное объяснение — цикл недописан. Да, к сожалению это так. Должна была быть 11-ая книга, на этот раз финальная, где Мерлин бы правил Хаосом и противостоял своим родственникам, (Кстати говоря, в архивах Джорджа Мартина лежит аннотация к новой части, но её он никогда не покажет) но смерть автора положила конец этой задумке и превратила сюжет цикла Мерлина в калейдоскоп оборванных нитей.

Но это не значит, что Хроники Амбера не стоит читать. Совсем наоборот — это очень крепкая, интересная, захватывающая и оригинальная книжная вселенная, которая умелым образом сразу же приковывает к себе внимание читателя. Яркие персонажи, сильные моменты, устройство вселенной, магия, отсутствие чрезмерной графомании — это то, ради чего стоит читать десять небольших книг, в которых добро побеждает зло, но тяжёлой ценой.

Спасибо за внимание.




Файлы: jUHy1sXLZ_A.jpg (403 Кб)


1594
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 января 2020 г. 14:07
Первые два романа цикла Корвина — огонь. Последние три ощутимо слабее. Цикл Мерлина не смог осилить дальше второго романа, ну ОЧЕНЬ скучно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2020 г. 14:59
Это точно, прежнего интереса нет, тем более что в последних двух книгах просто переизбыток всяких моментов, половина из которых слабо вяжется с общим сюжетом


Ссылка на сообщение6 января 2020 г. 17:18
Оптимально говоря «Янтарные Хроники» — круто и сильно. Да, сейчас они читаются хуже и менее интересно. Время изменилось, изменились точки зрения, фантазия тоже стала другой... хотя, все равно остается ощущение, что Желязновскому циклу крайне не хватает именно литературного перевода. Возможно тогда, все сыграет своими красками... теми, какими задумал мастер.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2020 г. 21:23

цитата Кириллиси

крайне не хватает именно литературного перевода.

Кстати да, перевод очень корявый, я пока цикл читал, пришлось с изданиям повозиться, потому перевод некоторых частей просто гугл переводчик от которого едет крыша.


Ссылка на сообщение6 января 2020 г. 18:04

цитата Paul Atreides

Должна была быть 11-ая книга, на этот раз финальная, где Мерлин бы правил Хаосом и противостоял своим родственникам,


Скажите, а откуда такая информация? Судя по цитатам из шеститомника малой прозы, сперва должен был быть роман в рассказах, часть из которых Желязны успел написать, а затем -- следующий подцикл: «...и потом я напишу ещё пару романов» (Т.6, С.479; перевод мой). О Мерлине же он планировал написать рассказ-приквел -- когда ему было 13 или 14 лет и он жил во Дворах Хаоса.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2020 г. 21:20

цитата Vladimir Puziy

Скажите, а откуда такая информация?

Если честно инфу брал отсюда https://posmotre.li/%D0%A2%D0%BE%...
 


Ссылка на сообщение6 января 2020 г. 22:19
Насколько вижу (и насколько помню), там, собственно, ссылаются на сюжеты тех самых рассказов; они есть в библиографии на ФЛ и переведены на русский. :beer:

А вот адекватного перевода всего цикла, со всеми учтёнными отсылками у Желязны и проч., увы, боюсь, ещё долго придётся ждать.
 


Ссылка на сообщение6 января 2020 г. 22:30
Да? Надо прочитать.


Ссылка на сообщение6 января 2020 г. 18:18
Спасибо! Напомнили об этом прекрасном цикле, наверное надо перечитать, а то многое забылось.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2020 г. 21:21
Рад помочь!)


Ссылка на сообщение6 января 2020 г. 22:20
Насчет перевода: Тени или Отражения? У кого что? :-)))

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

У меня отражения. Так как первый раз были именно они
:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2020 г. 22:31
И то и другое, но видимо у меня сборник такой. Чаще всего конечно встречались Тени.
 


Ссылка на сообщение8 января 2020 г. 17:29
Отражения конечно и только отражения!


Ссылка на сообщение7 января 2020 г. 10:48
Спасибо за обзор! Читала этот цикл не так давно лет 6 назад, а вот уже и не помню что там было Тени или Отражения. Так как брала книги в библиотеке, могло быть и то и другое 8:-0 Но по оценкам у меня тоже первое пятикнижие зашло намного лучше. «Корвину» — 10 , «Мерлину» — 6 = 8 баллов.


⇑ Наверх