Осенняя молния новое и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Антон П.» > "Осенняя молния": новое и неожиданное ПРО неё - и В ней!
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Осенняя молния»: новое и неожиданное ПРО неё — и В ней!

Статья написана 29 декабря 2019 г. 19:04

Написанное ниже – не совсем рецензия. Скорее – анонс неожиданного поворота в уже написанном и изданном романе. Новогодний подарок от писателя Марины Даркевич – можно сказать, прямо под ёлку, всего за несколько дней до праздника.

Речь идёт о вот такой вот книжке: https://fantlab.ru/edition230954

Напомню про сам роман, впервые опубликованный в январе прошлого года. Он написан в жанре детектива с удачно вплетённой в ткань сюжета мистической нитью. Замечательная и очень «осенняя» по духу и темпераменту история про молодую учительницу Ольгу Точилову, очень темпераментную, гуманную и неравнодушную молодую женщину, её подругу по переписке и вторую подругу – полицейскую. Попав под грозу, главная героиня обретает способность читать мысли окружающих. И она может помочь полиции при поисках жестокого убийцы-маньяка.

Действие разворачивается в крупном провинциальном городе – видимо, областном центре, в недалёком будущем. Постоянным фоном действия, а подчас и противостоящей Ольге стороной является лицемерный и холодный социум, не менее жестокий, чем антигерой, а по смыслу книги – порождающий последнего. Лучший образец русского нуара, с соответствующей неотразимой развязкой.

Произведение обладает крепким сюжетом, удерживающим внимание до конца. Одновременно оно выстроено более многопланово и сложно, чем беллетристика. В книге много нетривиальных размышлений об отношении к жизни, о женской чувственности, о дружбе и привязанности. Индивидуально и точно, кистью искушённого художника выписаны разнообразные персонажи, неизменно имеющие прототипы в реальной жизни читателя романа и потому отлично узнаваемые. В речи героев и фрагментах интернет-переписки Марина Викторовна раскрывает свой талант превосходного стилиста, с необходимыми нюансами умело воспроизводящего неповторимую манеру персонажей и передающего самые тонкие оттенки.

«Осенняя молния» – по-настоящему интересный, блестяще написанный роман. Автор, как опытный художник слова, виртуозно владеет всеми языковыми средствами. В книге много раз и навсегда запоминающихся фраз, необычных и точных сравнений, метких характеристик. Особенно отметим словоупотребление, которое по плечу только филологу высокого уровня. Создаётся впечатление, что при погружении в текст хочется самому выразиться так же, использовать именно эти слова – другие не приходят в голову даже при наличии определённого опыта написания. Следующая мысль – это сделал не ты, верную мысль, уместное слово нашёл другой человек: моментально возникает тёплая благодарность к автору, который умеет задумать и рассказать так, как не смогут остальные.

Краткость и ёмкость изложения гармонично соседствуют с красочностью и образностью. Автор уверенно знает, что надо описать подробнее и многословнее, а о чём следует высказаться пунктирно – чтобы читатель имел возможность включить фантазию и дорисовать картину в своем воображении. Действие может развиваться стремительно, а может тянуться плавно и неспешно.

Мир, созданный автором, узнаваем и интересен, в него веришь, в нём можно представить себя. Более того, в этом мире хочется оказаться, невзирая на все экологические проблемы, – хотя бы для того, чтобы поздороваться с Ольгой Точиловой перед подъездом и улыбнуться ей…

Итак!

Выше шла речь о печатной и интернет-версиях романа. Кто с ним знаком – прекрасно помнят, чем заканчивается книга. На днях выходит аудиоверсия «Осенней молнии», записанная с внимательным участием автора романа. Аудиокнига отличается от прежде опубликованной версии радикально изменённой развязкой. Для меня, кстати, этот ход оказался неожиданным – ранее приходилось высказывать мнение, что выбранный автором конец не имеет альтернатив. Вынужден признать, что оказался неправ: отнюдь не изменяя сути и духу произведения, Марина Даркевич выбирает бифуркацию и представляет альтернативное развитие судьбы главной героини. Быть может, на её решение повлияла реакция читательниц, выраженная во многочисленных письмах?.. Каковы бы ни были причины, НОВАЯ «Осенняя молния» очень удачно дополнит прежнюю и удивит и знакомых, и не знакомых с Марининым шедевром.





207
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 января 2020 г. 14:48
Весьма отрадно было узнать о том, что роман Марины Даркевич обрёл новую сущность, став аудиокнигой – форматом, который быстро превратился из непривычного в традиционный. Впрочем, истоки аудиокниги тянутся ещё от старых радиоспектаклей 70-х. Правда, те постановки чаще всего адаптировались для радио, сокращались и даже редактировались специально для начитки их актёрами. Сейчас же диктор читает текст книги точно в том же виде, в котором его издали на бумаге или опубликовали электронно. При этом артисту приходится в одиночку преодолевать известные сложности, чтобы достоверно воспроизвести интонации разных героев, суметь адекватно передать прямую и косвенную речь.

Александра Максимова, как мне кажется, с поставленной задачей справилась на «отлично». Обладая прекрасным голосом, она верно нашла нужную тональность, заставив звучать «Осеннюю молнию» так, как того хотел бы её автор. Что касается редактирования текста для аудиопостановки, то, действительно, Даркевич буквально несколькими движениями внесла существенное изменение в развязку книги, не нанеся ущерба (во всяком случае, серьёзного) изначальной фабуле романа. Более того, я уже встретил мнение, что некоторым читателям новая концовка понравилась больше. А воспринимая текст на слух, можно услышать некоторые нюансы, которые, может быть, не сразу удалось уловить, читая книгу с листа.


⇑ Наверх