Книголюб. – 2005. — №11. – С.22-23.
«В этом мире много миров».
/А. Арканов/
Приветствуем всех, кто после долгих странствий среди необъятных просторов нашей жизни нашел, наконец, свой путь, свою стезю! Уста мудрых людей говорят: «Истина одна – путей к ней много». И миров рядом с нами великое множество – «только чуточку прищурь глаза»… «Перекресток миров» — так называется новая рубрика «Книголюба», в которой мы будем говорить обо всем, что связано с интереснейшим явлением современности – фантастикой.
Если вам небезразлично будущее фантастической литературы, нравятся фэнтези-игры, кинофантастика или, быть может, вы сами – начинающий автор, пишущий или рисующий в данном жанре, то нам с вами по пути.
Не подумайте, что мы обсуждаем сугубо фантастические темы (обратите внимание на заголовок статьи!). Место на «Перекрестке» найдется всем, кто любит подискутировать по самым различным вопросам, выходящим за рамки традиционной академической науки и литературы «основного потока», кого с детства манит тайное, забытое, невероятное, кто неленив и любопытен.
Но своим основным направлением мы выбираем фантастику, т.к. именно она наиболее полно отражает спектр самых разнообразных проявлений современной культуры, не будучи скованной общепринятыми условностями.
Идея создать подобного рода рубрику хороша еще и тем, что каждый человек, который любит читать, а особенно писать фантастическую литературу, может оставить свое мнение относительно того или иного события в мире фэнтези и science fiction (далее – SF, общепринятая аббревиатура научной фантастики), или даже создать свое фантастическое произведение.
Приглашаем к сотрудничеству каждого, кто способен интересно и нестандартно мыслить, рассуждать и просто любит фантастику!
Статьи, посвященные фантастическим книгам, в «Книголюбе» печатались неоднократно. А сегодня хотелось бы поговорить о самом понятии «фантастика». Начиная рубрику, посвященную данной теме, хочется рассказать всем желающим, что же это значит на самом деле. Итак, «имеющий уши да услышит».
Наука осуществления грез
«Феномен современной фантастики состоит в том, что она появилась в то время, когда вся человеческая жизнь вдруг стала воистину фантастичной. Фантастика в литературе – своеобразное литературное зеркало внезапно возникшей фантастичности самой реальной жизни… В ХХ столетии мы воистину вступили в мир реальной фантастики», — отмечал в свое время Сергей Александрович Снегов, автор культового романа «Люди как боги» /3, с. 479/.
Фантастика проникла во все сферы деятельности человека, ее влияние на образ современной культуры неоспоримо огромно. Но с чего же все начиналось?
Фантастика (от греческого phantasia – воображение) как жанр литературы выделилась не так уж давно. Но лишь потому, что классифицировать все то колоссальное богатство, накопленное человечеством за годы своего эволюционного продвижения и становления культурного достояния, и принадлежащее фантастике, сложно. Оно огромно.
Можно трактовать фантастику как способность мыслить творчески, неординарно. Научная фантастика (SF) как разновидность фантастической литературы – сравнительно молодое явление. «Она зародилась в основном в середине — второй половине ХIХ века как отражение общественно-культурного интереса к проблемам развивавшейся тогда науки и первых успехов технического прогресса», — отмечает известный критик-фантастовед А. Н. Осипов.
Наверное, одним из самых знаменитых родоначальников фантастической литературы является Жюль Верн. Его всемирно известные «20 тысяч лье под водой» знают и любят все поклонники классической фантастики.
В ХХ веке движение и развитие фантастики приобрело огромные масштабы. Широко известными стали имена Герберта Уэллса («Машина времени», «Война миров», «Человек-невидимка»), Айзека Азимова («Три закона роботехники»), Ивана Антоновича Ефремова («Час Быка», «Туманность Андромеды»), Станислава Лема («Магелланово облако») и многих, многих других.
«Человечества сон золотой»
С развитием кинематографа появились первые фантастические фильмы, имевшие колоссальный успех. Вообще, с момента своего зарождения кинематограф воспринимался как синоним чудесного, мистического, сказочного. Основоположником кинофантастики принято считать французского режиссера Жоржа Мельеса – в 1902 году он создал 14-минутный фильм «Путешествие на Луну», использовав отдельные мотивы произведений Ж. Верна и Г. Уэллса.
В последующие десятилетия кинофантастика получила интенсивное развитие, главным образом, по причине большой популярности литературной фантастики.
Ныне в мире создано более 4000 разнообразных фантастических лент. Вспомним хотя бы ошеломляющий успех «Матрицы», «Звездных войн», «Терминатора», «Чужого» и т.д. Фантастика придала кинематографу зрелищность и остроту сюжета.
Сфера проявления фантастики в современной художественной культуре обширна. Создаются живописные полотна, графические произведения, скульптуры, архитектурные ансамбли. Даже капризная индустрия моды впитала в себя новые тенденции, сделав фантастику сверхпопулярной. Приветствуются любые проявления индивидуальности и экстравагантности.
В последнее время на ниве фантастики большой популярностью пользуются компьютерные игры.
«Иных миров отражение…»
Чем же так притягательна фантастика? Наверное, тем, что только она создает неповторимый, абсолютно индивидуальный мир, колоритный и насыщенный. Каждый человек может создать свою маленькую модель реальности на полотне, на лазерном диске или даже на листке бумаги.
Фантастика динамична, она синтезируется с другими жанрами искусства, получая качественно новое выражение. Так, к примеру, появился один из самых известных сегодня жанров – фэнтези, основанный на описании нового мира. Любой человек, выступая в роли Создателя, претворяет в жизнь свои самые яркие и интересные идеи. Рождаются новые миры, полные загадочных и неповторимых обитателей.
В течение ХХ века фантастика обогатилась поистине золотыми именами. Дж. Р. Р. Толкиен («Властелин Колец»), считающийся родоначальником жанра фэнтези, создал удивительный мир – Средиземье. Джордж Лукас подарил миру знаменитую сагу – «Звездные войны».
Но не только зарубежные мастера пера и кинематографа работают в жанре фантастики. Сегодня широко известны и российские авторы: Сергей Лукьяненко («Ночной дозор»), Вадим Панов (серия «Тайный город»), Ник Перумов («Хранитель Мечей»), Юрий Никитин («Трое»), Александр Рудазов («Архимаг»).
Неправы те, кто говорят, что фантастика – это низший сорт современного искусства. Искусство нельзя разделять на сорта, оно органично и неделимо. Любой жанр создает что-то новое, делая современную культуру многоликой и индивидуальной. Фантастика же служит своеобразным мостом между классической и современной прозой, объединяя в себе достоинства старого и нового.
Конечно, фантастику можно считать примером массовой культуры, ведь ее популярность, действительно, огромна. Но это не делает фантастику «низкосортной». Тот вклад, который этот жанр внес в копилку мировой культуры, неоценим. Все глубже проникает фантастика в культуру, общественное сознание, в обиходное мышление.
Сколько интереснейших произведений создаст фантастическая литература, сколько новых жанров станут завоевывать себе поклонников уже совсем скоро… Все самое интересное у фантастики еще впереди, и она еще скажет свое слово.
Литература:
1. Осипов А. Н. Основы фантастоведения: Пособие для культпросветучилищ и любительских объединений. – М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1989. – 127 с.
2. Осипов А. Н. Фантастика от «А» до «Я» (Основные понятия и термины): Краткий энциклопедический справочник. – М.: Дограф, 1999. – 352 с.
3. Снегов С. А. Феномен фантастики//Фантастика 2005: [сб.]. – М.: АСТ: ЛЮКС, 2005. – С.477.