Довод Tenet


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Довод (Tenet), 2020
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Довод (Tenet), 2020

Статья написана 21 декабря 2020 г. 12:43

Инверсированная бондиана, или Захватывающий аттракцион на шатком льду теорий

Dovod

Бородатый агент ЦРУ (Вашингтон), начиная операцию по предотвращению теракта в киевской опере, даже представить не мог, к чему приведет визит в столицу Украины.

А привел он к вступлению в ряды таинственной организации Tenet, целью которой стоит ни много ни мало спасение человечества.

От действий неких загадочных сил из будущего, собирающихся посредством одного русского олигарха стереть своих предков с лица Земли.


Новой работы модного постановщика Кристофера Нолана ждали с огромным нетерпением. Тем паче, что Кристофер обещал показать нечто совершенно невероятное.

С точки зрения динамики и зрелищности ожидания Нолан не обманул. Но при этом, невзирая на то, что постановщик вроде как «вынашивал главные идеи «Довода» на протяжении более двадцати лет, и работал над последовательным улучшением сценария около шести или семи лет», в сценарии зияют огромные лакуны, недомолвки и несуразности.

Внешняя канва сюжета навевает стойкие ассоциации с бондианой. Несокрушимый спецагент с невозмутимой физиономией. Способный пережить любые пытки и навалять люлей полдесятку громил. Спасение мира. Перестрелки и драки. Путешествия по свету от Эстонии до Британии. Красивый антураж, богатые люди, модные катера и яхты, дорогие костюмы, величественные здания.

Динамика практически все время на высочайшем уровне, экшен начинается буквально в первых кадров. Захват оперы, проникновения в небоскребы и закрытые зоны, взрывы самолетов, драки с бандитами и неведомыми субъектами, ограбления конвоев, погони и преследования, и эпичная финальная битва. Драйва Нолан подогнал по полной программе.

Сдобрено действие навязчивым, но исправно создающим напряжение саундом, огромным количеством пафоса, от которого начинает ломить зубы, выспренными, чеканными фразами и словами.

Картинка радует глаз забавами с инверсированными действиями героев. Обратные перемещения людей, пуль и предметов. Поединки, показанные задом наперед. Взрывы, втягивающиеся обратно в землю. Складывающиеся и вновь вырастающие здания. Особо хороша финальная схватка, поданная глазами двух групп, находящихся во временном встречном движении. Этот прием Нолан использует несколько раз, демонстрируя одну и ту же сцену через восприятие разных ее участников. Дым из под колес, волны из под носа судна, идущие в обратном направлении. Летящие вспять птицы. Такого мы, пожалуй, еще не видели. Красиво, необычно, завораживающе. Становится ясно и понятно, отчего Кристофер носился с этой идеей многие годы – спецэффекты, способы съемки впечатляют. И сразу понятно, что именно они стали каркасом, на который режиссер потом лепил сюжет. Впрочем, о дырявом сценарии мы еще поговорим.


Актеры подвигов не совершают, да и персонажей сильной стороной ленты назвать не удасться.

Невнятный Джон Дэвид Вашингтон – не впечатлил ни разу. Понятно, что Кристоферу нужно было политкорректно отдать главную роль чернокожему, но если это лучший негр-актер относительно молодого возраста, которого отыскал Нолан – дело табак. 36-летний юноша достаточно деревянный, слабо эмоционирующий, не вызывающий особого сопереживания. Вдобавок действует временами глупее некуда, бросая все на карту ради внезапного чувства к долговязой бабени. Ни о шлейфе роли ни о мотивации речь, понятное дело, не заходит.

Роберт Паттинсон радует степенью по физике, загадочностью, шикарной харизмой, изображая абсолютно обаятельного раздолбая, оказавшегося отличным другом и даже своеобразным «богом из машины».

Раскачавшийся Аарон Тейлор-Джонсон изображает уверенного в себе и самоотверженного боевого командира.

Элизабет Дебики выдает несколько неплохих эмоциональных сцен, при этом активно страдая по ребеночку от козла-мужа. Да фиг с ним с тем ребеночком – нарожала б еще. Так же позабавил метод воздействия бандитского русского олигарха на супругу: обещания натравить на нее полицию и посадить в тюрьму. За ошибку, доказать злонамеренность которой еще надо постараться. Да ладно, вы уверены, что бандиты-олигархи действуют именно такими методами?

Но если не обращать на это внимания, в остальном у Кеннета Браны получился лучший персонаж картины. Зловещий тип, в начале фильма показываемый как некое воплощение зла, не имеющее лица. Безжалостный убийца, тиран и деспот способный на ужасные вещи. Опаснейший мужчина, невозмутимая маска которого может в мгновение ока смениться взрывом бешеной ярости альфа-самца, не терпящего ни малейшей непокорности. Считающий, что если он не может владеть человеком или вещью, им не будет владеть никто. Шикарный образ – один из лучших злодеев последнего десятилетия.

А за любимого Ноланом Майкла Кейна у которого тут ровно одна сцена, с его контрольным пакетом британского снобизма, простое человеческое спасибо.

Теперь имеет смысл поговорить о научной основе фильма, и о сценарных дырах ленты, изрядно портящих восприятие.

Постановщики затронут в ленте любимый фантастами «Парадокс убитого дедушки». Пройдутся по теории Наблюдателя, причем перенося ее из микромира в наш. Не заморачиваясь тем, сколько энергии понадобится, чтобы вытворять с пулями, то что наблюдатель делает с элементарными частицами.

Упомянут тему ответственности нас сегодняшних за состояние планеты. Ответственности перед будущим, которое может потом спросить со своих предков за их косяки. По всей строгости военного времени.

Нолан в «Доводе» опирается на интересную теорию обратной энтропии и нелинейности времени. По его фантдопущению (частично основанному на некоторых разработках ученых мужей), передвижение во времени возможно не только из точки «А» в точку «Б», но и обратно. Причем не только для людей, но и для предметов.

Начнем с того, что в картине изображено именно что линейное время, просто линеечки в фильме две – туда и обратно. Все это действо обзывается умным словом инверсия (обращение, перестановка), подразумевая, наверное, смену направления объекта во временном потоке. Нолан разбрасывается терминами и прочими претенциозными словами, которые далеко не всегда объясняют происходящее, а порой выглядят абсолютно неуместными и неуклюжими попытками натянуть сову на глобус. Причем тут, к примеру, обратная радиация? «Можно стабилизировать обратную радиацию — инвертировав пациента» — вот чего вы сейчас сказали?

Вдобавок, в большинстве своем, о наполнении теории Нолана зрителю придется догадываться и строить предположения. Ведь полного рассказа о фантдопущении Кристофера мы так и не дождемся. Недомолвки, недосказанности, начатые и незаконченные фразы, обрывки информации, туман и многозначительные обмолвки – максимум, на что расщедрится постановщик. С одной стороны это ненаказуемо – дает обоснование пересмотреть некоторые моменты ленты, покопаться в источниках, поспорить и пообсуждать научную основу. С другой – хотелось бы все же более цельного рисунка того, что стало краеугольным камнем сюжета.

Но это не самое плохое. Гораздо хуже, что постановщики путаются в показаниях, внезапно нарушая свою же картину мира, и от фонаря вводя в сюжет то, что до этого не постулировалось и казалось невозможным.

Сперва нам говорят, что путешествие в прошлое происходит лишь с помощью инверсии – когда человек не может дышать воздухом былого (кстати, с какого перепугу? «Обычный воздух не пройдет через мембраны инверсированных легких» — как-то неубедительно), находясь во встречном движении к обычному временному потоку и населяющим его людям/предметам.

Потом, вдруг оказывается, что это не так. И прыгать назад можно как в инверсивном состоянии, так и в обычном. Дратуйте! На кой тогда все эти забавы с инверсией, если вы можете просто перемещаться обратно, дышать нормально, и чувствовать себя в былом, как дома? Тока себя любимых из прошлого руками не трогайте.

На этом фоне другие нелогичности, как то: пофигизм охраны плутониевого каравана, в упор не обращающей внимания на то, что их зажимают в клещи, таскание плутония из Украины в Эстонию etc, смотрятся со снисходительностью.

А на захват киевской оперы (снимаемый в Эстонии), явно опирающийся на Норд-Ост, хочется пожелать душке Кристоферу «твои речи тебе на плечи». У себя в Америке развлекайтесь подобными вещами – к нам их тянуть не нужно.

Эрго. Зрелищный, динамичный, пафосный блокбастер в духе бондианы с оригинальными и впечатляющими «обратными» съемками. А вот к сценарной и «научной» части вопросов хватает. Что особенно странно в свете многих лет работы постановщика над сценарием.

Режиссер: Кристофер Нолан

В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Аарон Тейлор-Джонсон, Клеманс Поэзи, Фиона Дуриф, Майкл Кейн, Химеш Патель, Эндрю Ховард, Уэс Чэтэм, Юрий Колокольников, Димпл Кападиа

P. S. Любопытно, ждет ли нас вторая серия? «Заманух» на продолжение осталось с лихвой.   Впрочем, Нолан (если не считать Бэтмена) сиквелами не страдает.





1884
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение21 декабря 2020 г. 12:47
На самом деле, ничего странного нет. Старший Нолан — мастер идеи и её раскрытия, как раз с сюжетом и персонажами у него не особенно выходит, если со сценарием не помогает младший брат или привлеченное лицо а-ля Д. Гойер в случае с Бэтманом.
Уже на Дюнкерке это хорошо просматривалось, где персонажи выполняли роль безликих функций.
С другой стороны, для твердой н/ф (хотя Довод к ней отнести тяжковато) преобладание идеи над всем остальным, в принципе, обычная история.


Ссылка на сообщение21 декабря 2020 г. 13:01
Главный герой даже имени не имеет как можно сочувствовать персонажу без имени?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2020 г. 13:11
Если он внешне очень на тебя похож:-)))
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2020 г. 13:16
:-)))


Ссылка на сообщение21 декабря 2020 г. 13:21
Степень моего восхищения фильмом характеризует единственный вопрос, оставшийся после просмотра. Где они Киевскую оперу снимали? в «Палаце «Украина» или это какой-то другой пережиток соцреализма в архитектуре?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2020 г. 13:23
В Эстонии, насколько знаю, все «восточноевропейские» пейзажи снимали
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2020 г. 13:41
А вот, спасибо! Я как бы киевские пейзажи знаю, на оперу вот совсем не похоже, скорее на дворец съездов какой-то )))
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2020 г. 21:03
Это таллинский горхолл. Если я правильно заметил, позже протагонист гуляет с Прией по советскому мемориалу в Таллинне тоже.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2020 г. 01:45
Благодарю за наводку! Пойду погуглю...:-)))


Ссылка на сообщение21 декабря 2020 г. 13:29
Спасибо!
Четко и убедительно.:cool!: Действительно, фантдопущение настолько невнятно и коряво раскрыто и обыграно, что пока на нем оттопчешься на прочие косяки уже ни сил, ни времени не остается:-)
Плюс еще пошли повторы и автоповторы. Элизабет Дебикки уже играла секси-мамашу, пленницу в руках злодея-олигарха. Только в «Ночном администраторе» она была убедительнее (или просто посвежее?;-))
Захват каравана — это он целиком из своего «Темного рыцаря» взял, чуть ли не вплоть до раскадровки. Только в Доводе это так сделано ,что просто туши свет
Для меня единственный светлый момент- это Паттинсон, но он в каждом фильме крут, талант и харизма такие:-) (если вы вдруг не смотрели с ним постап «Ровер» Дэвида Мишо — крайне рекомендую!)


Ссылка на сообщение21 декабря 2020 г. 15:38
«Такого мы, пожалуй, еще не видели.» — В это фразе ключевое слово «мы». Потому что все остальные, пожалуй, это видели, например, в очень известном фильме 20-х годов: Дзига Вертов, «Человек с киноаппаратом». Это, можно сказать, один из самых известных фильмов в истории кино. Ну, а если попроще, то «мы» «такое» видели аж в кинофеериях Жоржа Мельеса конца XIX века.
Фильм Нолана, разумеется, плохой, а экшн сцены очень однообразны, скучны и утомительны: «Ды-ды-ды! Бдыщ! Бдыщ!» И так по 10 минут каждая. Это может привести в восхищение только очень-очень больших поклонников стрелялок и шумелок.


Ссылка на сообщение21 декабря 2020 г. 21:10
Спасибо, хорошая рецензия.
Допущений действительно много, но это развлекательное кино, а не документальное.

цитата imra

И прыгать назад можно как в инверсивном состоянии, так и в обычном.

Разве там такое было?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2020 г. 11:02
инверсионные вовращенцы в прошлое не могут дышать без своего кислорода, однако сперва мы видим общение ГГ с прией в прошлом (маски нет), а затем финальная катерная сцена (аналогично), вдобавок на финальный бой идут две группы — одна иверсированная другая нет. На кой тогда вообще инверсия при прогулках в прошлое? Один из основных багов ленты — который все пропускают мимо глаз
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2020 г. 15:33
Тут вопрос: как достичь не инверсионного состояния, когда находишься в прошлом? Я так понял, что нужно пройти через другой турникет второй раз в прошлом где-то. А это не так просто.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2020 г. 19:54
Он с Прией говорит уже после того, как инвертировался обратно в первоначальный поток времени в аэропорту Осло.
А перед финальным сражением нам показывают «турникет», принадлежащий организации довод, то есть они его могут использовать в любой момент.

Тогда вопрос. Зачем было ехать инвертироваться в Норвегию, если у довода есть свой безопасный турникет?
По той же причине, по которой в финале гг не останавливает напарника, когда тот идёт на смерть. Отсутствие параллельных реальностей. Прямо, как в Интерстеллар.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2020 г. 09:19

цитата

Один из основных багов ленты — который все пропускают мимо глаз

Потому что никакого бага нет. Пройдя через «турникет», ты начинаешь двигаться назад во времени. Если снова пройти через «турникет», ты вернёшь в обычное состояние и по сути окажешься в прошлом.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2020 г. 11:10
если не сложно, подскажите, где именно об этом говорится?
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2020 г. 16:14
Они могут дышать неинвертированным воздухом, когда они не инвертированы. И наоборот. В чём баг?
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2020 г. 22:30
где именно об этом сказано?
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2020 г. 00:09
Начиная с первого же кадра показано, как неинвертированные люди дышат неинвертированным воздухом без масок.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2020 г. 13:38
точняк, патаму шта они неинвертированные)) в начале действие происходит в настоящем, первый поход — после атаки конвоя. Похоже, прямо об этом нигде не говорится — то о чем я уже упоминал — постановщики нагнали дурной таинственности. В результате этот нюанс воспринимается как ошибка, а не как закон мира.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2020 г. 16:23
Когда вышло Начало, его тоже критиковали за недосказанность. Возможно таким образом Нолан заставляет людей второй раз идти в кино.


Ссылка на сообщение21 декабря 2020 г. 23:09

цитата

А на захват киевской оперы (снимаемый в Эстонии), явно опирающийся на Норд-Ост, хочется пожелать душке Кристоферу «твои речи тебе на плечи». У себя в Америке развлекайтесь подобными вещами – к нам их тянуть не нужно.
Не в качестве возражения — меня эта сцена покоробила, причём она же там первая, вообще впечатление сильно попортила — но подозреваю, что у себя таки развлекаются и не видят ничего особенного в том, чтобы так и сяк переснимать/«переосмысливать» какие-либо события, даже трагические.


Ссылка на сообщение22 декабря 2020 г. 01:10
Дурацкий сюжет и картонные герои все портят. На раз глянуть и забыть.


Ссылка на сообщение23 декабря 2020 г. 12:57

цитата

Потом, вдруг оказывается, что это не так. И прыгать назад можно как в инверсивном состоянии, так и в обычном. Дратуйте! На кой тогда все эти забавы с инверсией, если вы можете просто перемещаться обратно, дышать нормально, и чувствовать себя в былом, как дома? Тока себя любимых из прошлого руками не трогайте.

Они инвертируют себя, идут обратно в прошлое со своим воздухом, потом проходят через турникет и инвертируются назад и дышат уже не инверсным воздухом. Тем более они не прыгают назад, а «проживают» назад в том же темпе, что и вперед.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2020 г. 22:29
где именно об этом сказано?
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2020 г. 13:08
Описание всей концепции разбросано по фильму. Все ясно становится, когда он женщину спасать идет. И там, где они самолет врезают в ангар.


Ссылка на сообщение24 декабря 2020 г. 08:16
Удивительное дело — автор пишет настолько хорошо, что даже при добрых оценках просвечивает честная убогая «двойка» фильму.
Поскольку среди артистов один Кейн (но его мало), зато нет главного героя вообще. Как в «Темнобашне»... Черное пятно на самом деле серое. Ибо нет актеров черных, белых и красных — есть способные, талантливые, гениальные и серые (без градаций). Как Петров (который вообще не актер, по большому счету).
То, что Нолан может снять набитый эффектами, но скучный и пустой фильм — это «Дюнкерк». Не переживаешь ни за кого, персонажи мертвы как доски.
Зато есть нормальный для обычного неграмотного западника заход в район постсоветского пространства. Могли бы заехать в Болгарию — там «дешевше». Видимо, гумпомощь голодающей Эстонии.
Итак — «персонажей сильной стороной ленты назвать не удасться». И автор это раскрыл.
Спецэффекты есть теперь у всех — это мимо без персонажей.
Ну и содержание...
Конечно, это не «гравитация», которую я теперь использую в качестве абсолютной тупизны (покадровой!) и полного незнания учебника физики на занятиях в старших классах — они всю эту тупизну видят и ржут довольно громко.
Но и здесь — «Гораздо хуже, что постановщики путаются в показаниях, внезапно нарушая свою же картину мира, и от фонаря вводя в сюжет то, что до этого не постулировалось и казалось невозможным.». Так что это именно то, что позволяет зрителю спокойно проигнорировать фильм и посмотреть вместо него что-то хорошее.
Работу же автора можно сравнить с работой минера — посмотрел, поставил табличку «осторожно, мины».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2020 г. 16:35
Здравствуйте. С каких пор развлекательное кино должно цитировать учебники по физике? Может, ещё обвините Тарантино в незнании истории?
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2020 г. 21:31
Со вчера. Новый указ вышел.
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2020 г. 18:30
На самом деле не надо. Мы тут вчера работали со старшеклассниками с отрывками (их много) абсолютно идиотского фильма «Гравитация» — столько хохота было. Там не только учебника нет, там вообще коридор церковно-приходской школы.
Зато враньё про русских — сколько влезет.
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2020 г. 21:05
Вы киноведение преподаёте?
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2020 г. 09:20
Еще сложнее — я преподаю режиссуру, актерское мастерство, сценаристику. Но веду и игроклуб. Вот в этот раз заезд был математиков, физиков, специалистов по космическим системам. Это учащиеся — лучшие в области (центр одаренных детей). От 15 до 18. С ними работают профессионалы из Аэрокоса и Универа.
Так что разнос был покруче, чем у Красного Циника. Со схемами и чертежами.
Куарон не просто дурак — он настолько тупорылый антироссийский дилетант в данной области, что фильм — учебное пособие — идиотия в космофильмах. Красивостей — по таланту. Игра актеров — никакая. Ибо герой Клуни страдает (без шуток, я работал на «скорой» — есть такой неофициальный термин) «словесным поносом». Это отражение абсолютной психологической неуверенности, сбоя в стрессовой ситуации (помните Стругацких — поход в зону тройки из института? Где третий — обычный человек, болтал про костюм?). Таких отсеивают сразу — на уровне комиссии. Кстати, этот идиот не проверил наличие кислородных баллонов и горючки в разбитом корабле.
Ну и всё прочее.
С точки зрения раскадровки, спецэффектов, да и другого кинбалагана — это действительно к киноведам.
С точки зрения космоса — прав покойный Леонов — в фильме все сделано неправильно.
Что касается Куарона — его фильмы у меня есть, его я знаю. И был глубоко удивлен, когда обнаружил эту антинаучную, антироссийскую идиотию. Вообще-то Куарон Мастер с большой буквы. Может он в это время пил? Ту самую водку?
Или это «Алиса в Стране Чудес»? С огромной красной кнопкой в центре пульта русского модуля — «Нажми меня»? Жах — и парашют.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2020 г. 00:22
Сомневаюсь, что Куарон русофоб. Предполагаю, продюсеры фильма просто посмотрели на китайский рынок и российский, и решили, что пусть лучше Россия спутник сбивает. :-)
И даже если бы вся Россия сказала, что не пойдёт смотреть этот фильм в кино, ничего бы не изменилось. Этот рынок слишком мал, чтобы на что-то влиять.
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2020 г. 07:31
Хотя некоторые фильмы собирают кассу в России больше чем в США.
Но да — Куарон вовсе не русофоб — он абсолютный дилетант. Вопиющий.
Страницы: 12

⇑ Наверх