СЕРДЦЕ ПАРМЫ
Сразу: не стоит сравнивать великолепную книгу Алексея Иванова с отличным фильмом режиссёра Антона Мегердичева, как не стоит сравнивать «Пикник на обочине» братьев Стругацких с фильмом «Сталкер» Тарковского. Это разное, и от разности ещё более ценное.
Любое стоящее произведение, будь то книга, фильм или картина, отличает одна важная деталь: каждый читатель/зритель видит своё. В том числе в зависимости от его готовности видеть хотя бы некоторые слои и измерения.
И да, это наше фэнтези, наш Властелин колец, наша Игра Престолов, наши белокурые финны-эльфы в домах на сваях и наши ужасные вогулы-орки, наши азиатские девочки-рыси и наши боевые лоси-олифанты, поэтому даже у меня, помешанного на исторических деталях заклёпочника, ни малейшей претензии, а лишь восхищение.
(Ворчит) Хотя, конечно, можно было бы осадную артиллерию прикрыть пехотой, а в чистом поле не пытаться поймать противника гуляй-городом (зачёркнуто)
Меня лично фильм перепахал сильно, до слёз; я шёл вместе с ушкуйниками-хулиганами за Камень, вместе с зырянами пахал холодную полумёртвую землю, вместе с вогулами отбивался от чужаков, вместе с казанцами двигал истинный свет в полуночные земли…
Азия с глазами медового цвета заколдовала, затянула, приняла и втекла в русскую кровь; тогда, в далёком пятнадцатом веке, Русь встала на путь единения и воплощения мечты о справедливости; в том веке мои предки-мишари пошли на службу к московским князьям, чтобы через сто лет сжечь вместе с русскими единокровную Казань; и я сейчас не знаю, были ли они правы.
Был ли прав креститель Иона (сыгранный обожаемым мной Евгением Мироновым), за которым оставались горы трупов; зато мёртвые были крещёными, то есть спасёнными. Теоретически.
Идея романа совсем в другом, она антиимперская; создатели фильма, спохватившись, что рискуют попасть под универсальную статью 280, быстренько всунули в роль царя благонадёжного Бондарчука-младшего с идиотским идеологически выверенным монологом, но даже Бондарчук не ссучился и отыграл формально.
Друзья мои, наша Родина – удивительная, огромная, многообразная; она славянская, еврейская, тюркская и финно-угорская, христианская, иудейская, исламская и буддистская (а на донышке – до сих пор немножко ЯЗЫЧЕСКАЯ); она весьма разная и точно единая в мечте о справедливости и чести.
Поэтому она переживёт и это тоже.
Мы древнее, современнее, больше и чище, чем всё это временное говно.
Фильм – смотреть.