Действие романа Оксаны Ветловской начинается в 1942 году, в гитлеровской Германии. Колеблющаяся чаша весов во Второй мировой войне вынуждает Гитлера искать новые способы взять реванш в борьбе за мировое господство. Основная ставка сделана на эсэсовское научно-исследовательское общество «Аненербе», чьи исследования в области паранормального и сверхъестественного могут дать мощные козыри в борьбе с советской армией. Молодой сенсетив и маг, офицер СС, Альрих фон Штернберг получает руководство над археологическим объектом Зоненнштайн (Каменное Зеркало), способное привлечь мистические силы в помощь немецкой машине. Для дальнейших экспериментов Штернеберг отбирает из концентрационных лагерей группу заключённых , обладающих экстрасенсорными способностями. Обучая их новым техникам, усиливающим сверъхестественные способности, Альрих обнаруживает, что с заключённой русской по имени Дана у него возникают чувства, непохожие на отношения учителя и ученицы. Это непредвиденное обстоятельство меняет многое в научных исследованиях и судьбах главных героев.
Первое, что обращает на себя внимание в романе — это великолепное владение русским языком. По профессии художница, Ветловская мастерски создаёт яркие образы, аллегории и иносказания, используя всё многоцветие слов и словосочетаний. Пожалуй, что это одно из тех современных произведений, где можно сполна насладиться не только сюжетом, но и великолепным, отточеным языком. При этом текст ни в коме случае не кажется перегружен лишними словесными конструкциями и сложностей с восприятием прочитанного не возникает.
Сам сюжет затрагивает одну из самых загадочных тем Второй мировой войны — участие закрытых эзотерических обществ в военных действиях гитлеровской Германии. Уже огромное количество полноценных научных и околонаучных трудов посвящено теме одной из самых известных организаций в СС — Аненербе. Экспедиции в Тибет и другие сакральные уголки нашей планеты, поиски мистических артефактов, исследования человеческой психики и постановка их на службу Третьему Рейху — всё это уже было не раз описано в книгах и показано в кинематографе с разной степенью достоверности. Но автор «Каменного зеркала» старалась в большей степени использовать эту тему для создания антивоенного романа, в котором с огромным вниманием к деталям будут рассмотрены судьбы двух персонажей — оберштурбманфюрера СС и заключённой концлагеря.
Главный протагонист (а временами и антагонист) Альрих по ходу чтения вызывает разные чувства. Альбинос, с несколько уродливыми чертами лица, даже у своих подчинённых вызывал чаще всего неприятные чувства. Но внутренние качества, такие как сочувствие, любовь к близким (пусть и весьма своеобразная), утончённость, верность долгу и благородство будут до самого конца романа заставлять задаваться вопросом — так кто же на самом деле этот маг-аристократ, вставший на сторону зла? По всему тексту разбросаны намёки на то, что Альрих положительный герой, но только в самом финале раскроется истинная природа этого яркого персонажа. Кроме этого, писательница наделила своего персонажа сверхъестественными способностями, а значит и они будут накладывать отпечаток на характер, поведение героя и мотивацию его поступков. Ещё глубже погрузиться во внутренний мир героя позволяют вставки из Чёрной тетради — личного дневника Альриха, а также описания детства персонажа и взаимоотношений внутри его семьи.
Вторым по значимости персонажем романа стала Дана. Заключённая — экстрасенс, которую фон Штернберг учил развивать свои способности, чтобы использовать в своём эксперименте с Каменным Зеркалом, получает своё развитие во взаимоотношениях со своим учителем. Описанная поначалу, как настороженный зверь, всегда готовый обнажить свои зубы, Дана на самом деле — хрупкая и нежная девушка, волею судьбы попавшая в страшные жернова войны. Интересна деталь во внешности героини — эльфийские глаза. Именно такими их увидел фон Штернберг. Борющиеся в ней нежные чувства к утончённому офицеру СС и ненависть к тем, кто причастен к гибели её близких не раз взрывают действие романа, заставляя с более глубоким интересом следить за развитием персонажа. К сожалению, в последней трети романа пути Альриха и Даны расходятся, а потому осталось некое чувство недосказанности. Впрочем, «Каменное Зеркало» — это первая часть дилогии и во второй книге снова предстоит встреча с этой яркой героиней.
Итак, с положительными и условно положительными героями всё в порядке. А что же с антагонистами? Конечно же, автор не забыла и о них. На первый план выходит один из сослуживцев Штернберга — штандартенфюрер Дитрих Мёльдерс. Высокомерный и амбициозный офицер, который видит в Альрихе выскочку,слишком рано получившего высокое звание и высокое место в иерархии СС. Противостояние между двумя харизматичными персонажами, обладающими к тому же экстрасенсорными способностями, создаёт мощное напряжение во время чтения. Несмотря на то, что с какого-то момента романа этот персонаж исчезает, следы его злодеяний отчётливо видны до самого финала. Помимо Мёльдерса в романе появляются и реальные исторические личности. К примеру Гиммлер и даже сам Гитлер. Причём следуя полумистической атмосфере, одиозная фигура фюрера окружена поистине адской инфернальностью. Эпизоды с Гитлером стали одним из самых запоминающихся в романе.
Но у романа есть еще и философское измерение, органично вплетённое в кружево событий и исторический фон. В диалогах героев звучат рассуждения о природе добра и зла, ответственности за жизни людей и их ничтожность перед долгом, любви и ненависти, совести и войне. Общий антивоенный посыл подкрепляется, в том числе, сценами посещения концлагеря Альрихом или воспоминаниями Даны о жизни в застенках — подобный кошмар тяжким грузом ложится на героев, подкрепляя общий посыл произведения.
Кажется, что не было такой темы, которую бы Оксана Ветловская не затронула в своём произведении в связи с войной. Будь то неприятие семьи Штернберга его деятельности в СС, их участие в работе Красного Креста или реваншизм за итоги Первой мировой войны, о котором мечтает Мёльдерс. Само повествование выстроено в хронологическом порядке и главы разбиты на даты, поэтому очень легко проследить, как меняются мысли и образ жизни персонажей в связи с ходом военных действий. И этот ещё один, весьма важный элемент «Каменного Зеркала», вкупе с огромным фактологическим материалом, делает роман не просто мистическим, использующим Вторую мировую, как фон, но исторической прозой, в которую вплетены мистические элементы.
По итогу, как писала о «Каменном зеркале» сама Оксана Ветловская, перед читателем «роман с крайне непростой судьбой». К этому можно добавить лишь то, что к читателю уже не раз пробивались произведения у которых судьба была сложной и многотрудной. Но в случае с «Каменным зеркалом» все испытания были не напрасными. Ведь чтение этого романа станет не только увлекательным, благодаря большому количеству запоминающихся персонажей и событий, но и достаточно глубоким по сути, вызывающим множество мыслей после прочтения и оставляющим глубокий след в читательской памяти. И это происходит, в том числе, благодаря замечательным иллюстрациям самой Оксаны Ветловской, которая создала массу иллюстраций к своему крепкому и запоминающемуся роману.