насмешливая готика и когнитивный триллер
мишель фейбер и два романа под одной обложкой. "сто девяносто девять ступеней" и "квинтет кураж". при прочтении не покидает странное, необычное ощущение — саспенс будто возникает из пустоты, очерченный едва уловимыми деталями. сюжеты книг просты и незатейливы, но насколько все детализированно и здорово. мастерство фейбера в том, чтобы парой штрихов, метафор и описаний вызывать у читателя ощущение ужаса, липкой тревоги, неотступно преследующей на каждой странице. подобный эффект я ощущал, читая "осиную фабрику", момент, где фрэнк ищет эрика в городе. было точно такое же ощущение необъективизированного страха. тогда оно очень подкупило меня.
как подкупает и в книжках фейбера. только у него этот спонтанный саспенс возникает не эпизодически — он пронизывает буквально весь текст произведения. помимо этого в его романах есть место иронии, метким наблюдениям, панчлайнам (в прозе, да), ориентированным на подсознание читателя.
мы привыкли видеть пост-модернизм набором таких опций как смешение маргинально-приземленного с возвышенным, провокативность, контркультурность, интертекстуальность, всевозможные вариации форматов и структуры текста.
фейбер использует эти приемы в самой минимальной концентрации; атмосфера в его книгах создается посредством иных вещей — куда более глубоких и изощренных.
euphoria helicopters