Здесь и далее, иными мирами мы будем называть все варианты существенной дистанции между человеческими социумами, включая темпоральный (преодолеваемый с помощью машины времени), межпланетный и т.д.
Тема спасения людей из иных миров прозвучала в фантастике практически тогда же, когда возникла идея разных миров и их взаимодействия. Разумеется, из двух различных миров один может считаться более благополучным, чем другой, и тогда "благополучный" мир может вмешиваться в дела "неблагополучного", в частности, в форме спасения людей, которые в этом нуждаются.
А теперь — давайте рассмотрим примеры спасения через миры.
Одно из первых решений в этом роде озвучено ещё в повести Уэллса "Машина времени": обнаружив в будущем расы элоев и морлоков, ГГ решает спасти Уину — девушку, в которую влюбился (но не успевает это сделать).
Есть некоторая проблема: считаем ли мы Уэллса "коммунистом" или "капиталистом"? По убеждениям он был социалист, а это ближе к коммунизму. Но при этом в самой повести он показывает будущее человечества отнюдь не в той форме благоденствия, которую приписывают коммунизму его апологеты — значит, чисто формально, не "коммунист". Можно рассуждать иначе: его ГГ подумывает о спасении Уины, но не доводит свои мечты до результата — если угодно, на этом основании его вариант можно "снять с конкурса".
"Капиталистические" варианты спасения сквозь миры довольно распространены, и практически сводятся к тому, что (как у Уэллса) спасают любимых людей ("Звёздные войны" — спасение принцессы Леи, "Терминатор" — спасение Сары). Или — не столь любимых — по заказу, за деньги. Вполне последовательные капиталистические решения.
Можно вспомнить "Конец Вечности", где тема спасения является сквозной. Правда, не вполне ясно, насколько можно говорить о разных мирах. Допустим, да. И каковы же мотивы спасения? 1) Спасение данного социума в целом — от технологических и социальных решений, ведущих к жертвам или спорному по своей оправданности риску, и 2) опять же — спасение любимого человека (главной героини главным героем).
Также приведу примеры своей фантастики, однозначно "капиталистические": спасение людей при условии, что они не совершили преступлений (серия "Мир спасения"). При этом, как и у других "капиталистов", спасение вполне может коснуться любимого человека ("Решающее испытание").
А как с "коммунистическими"? Разумеется, "коммунистическое" спасение (исключая сюжет Биленкина, о котором сказано ниже), в отличие от "капиталистического", проводится "планово".
Рассмотрим конкретные варианты.
Кир Булычёв "Похищение чародея": спасение людей незаурядных по своим способностям — учёных, изобретателей и др.
АБС "Парень из преисподней": спасение людей, которые могут понадобиться для разных целей.
Биленкин "Принцип неопределённости": спасение своей жены и ребёнка (правда, спасение спонтанное — такого задания главгеру не давали).
Можно также упомянуть польский сюжет (не помню название), где девушка-исследователь непонятно зачем спасает инквизитора.
Бросается в глаза, что, за исключением сюжета Биленкина, "коммунистическое" спасение либо не имеет внятной цели, либо чисто утилитарно: человека спасают независимо от того, хорош он или плох, просто потому что "так надо" или даже "так выгодно". Не важно, что погибнут тысячи женщин и детей: они не представляют интереса для спасающей стороны. Налицо парадокс: поборники коммунизма опираются на выгоду, тогда как их оппоненты — на эмоции, кто кому нравится (а нравятся обычно хорошие). Какой из этих вариантов скорее может быть назван гуманным? Вопрос риторический.