14. В рубрике «Рецензии»:
Агнешка Хаска представляет читателям журнала роман американского писателя Майкла Чабона «Союз еврейских полицейских» (Michael Chabon “Związek żydowskich policjantów”. Przeł. Barbara Kopeć-Umiastowska. “WAB”, 2009); «Чабон мастерски жонглирует жанрами, приправляя то, что получается, черным юмором, однако “Союз еврейских полицейских” это нечто большее, чем блестяще написанный криминал в стиле noir <…> это своего рода воздание почестей еврейскому языку, отсюда и насыщенность романа идишизмами и игра словами…»;
Пшемыслав Романьский рассказывает много интересного о сборнике рассказов американского писателя Стивена Кинга «После заката» (Stephen King “Po zachodzie słońca”. Tłum. Andrzej Szulc. “Albatros”, 2009);
Ежи Стахович советует обратить внимание на монографию Мацея Врублевского «Чтение будущего. Польская научная фантастика для молодого читателя» (Maciej Wróblewski “Czytanie przyszłości. Polska fantastyka naukowa dla mlodego odbiorcy”. “Wyd. UMK”, 2008); «автор книги -- серьезный академический исследователь, поэтому мы получаем работу, отвечающую всем академическим требованиям. Здесь много сносок, надежная библиография, немного профессионального жаргона и изящное введение, определяющее, что такое фэнтези и что такое литература для юных читателей. <…> Это еще один интересный источник знаний, вдохновляющий на дальнейшее и более глубокое исследование забытых областей. Собственно уже сама каталогизация большого количества молодежной литературы заслуживает похвалы. Это, на мой взгляд, главное достоинство книги и его невозможно переоценить. Рекомендую прочитать романы, описанные Врублевским. Поверьте, старые книги для молодежи часто перерастают те, что преподносятся «взрослым», и спустя много лет читаются гораздо лучше. <…> В общем, удачное произведение, не содержащее каких-либо новаторских анализов или прорывных открытий в истории литературы, но обогащающее знания каждого настоящего любителя фантастической литературы»;
Марцин Батильда/Marcin Batylda в общем хвалит роман американского писателя Даниэля Абрахама «Тень в середине лета» (Daniel Abracham “Cień w środku lata”. Tłum. Agnieszka Sylwanowicz. “MAG”, 2009); «этот первый том тетралогии “Суровая расплата” <…> читается единым духом. Хотя темп действия и не очень быстрый, но он прекрасно сочетается с атмосферой большого торгового города. Сводное, плавное повествование представляет ситуацию глазами разных персонажей, демонстрируя разные причины и мировоззрения. Здесь нет четкого разделения на добро и зло, а решения героев отмечены человеческими эмоциями – гневом, горем, любовью и жадностью. Сам мир тоже не штампованный. Автор прекрасно обрисовывает экзотическую природу Сарайхета и его сложную культуру, ее нюансы, порядки и социальные табу. Все это выделяет книгу среди других книг в жанре фэнтези и заслуживает рекомендации»;
Якуб Винярский находит заслуживающим внимания фэнтезийный роман российской писательницы Валерии Комаровой «Осенние костры» (Waleria Komarowa “Jesienne ognie”. Przeł. Michał Górny/ “Fabryka Słów”, Lublin, 2009); «роман может служить образцом наиболее распространенных фэнтезийных историй. Во-первых, нужно спасти мир. Во-вторых: есть загадочный герой или, как в “Осенних кострах”, героиня, наделенная необыкновенными способностями, имеющая причину спасти мир и берущаяся за неблагодарное дело. В-третьих, героиня собирает команду, в которой не все гладко, случаются конфликты… В-четвертых, команда должна двигаться быстро, однако сталкивается с препятствиями, ловушками и неприятностями. И, наконец, диалоги должны быть остроумными и острыми, потому что роман такой шаблонной структуры стал бы неудобоваримым, если бы он был отягощен чем-то более серьезным. Комарова, работоспособная и теоретически подготовленная писательница, использовала все доступные ей приемы, поставила задачу, расписала характеры и конфликт и, похоже, ничего не забыла. Единственный минус, наверное, в том, что она даже не попыталась сломать шаблон. Плюс в том, что она добавила в свое повествование изрядную долю лирики, сделав роман вполне удобоваримым»;
Ежи Жимовский опять же хвалит два начальных романа серии «Разведчики» американского писателя Джона Фланагана «Разведчики. Руины Горлана» и «Разведчики. Горящий мост» (John Flanagan “Zwiadowcy – Ruiny Gorlanu” (ks. 1), “Zwiadowcy – Płonący most” (ks. 2). Tłum. Stanisław Kroszczyński. “Jaguar”, 2009); «Серия “Разведчики” Джона Фланагана — отличное чтение для подростков. У нее сложный, изощренный сюжет: в его основе лежат классические шаблоны отважного сироты, коварного злодея, правящего мерзкими тварями, и тому подобное. Большим преимуществом обоих томов, изданных до сих пор в Польше (из восьми выпущенных к настоящему моменту) <...> является ненавязчивая, но последовательная прививка позитива: добиться успеха можно в результате проявления трудолюбия, честности, мужества. С другой стороны, злоба и предательство, конечно, должны быть наказаны. Взрослому читателю тоже эта история не наскучит, и, возможно, он даже получит удовольствие от взаимодействия с фантастическим миром с ясными идеями добра и зла»;
Войцех Хмеляж сообщает об издании романа польского писателя Лукаша Орбитовского «Священный Вроцлав» (Łukasz Orbitowski “Święty Wrocław”. “Wydawnictwo Literackie”); «Тяжелый, хотя и не без опасного очарования, местами скучный и непонятный роман. Что-то происходит, наступают последние времена, но не известно почему, что-то заканчивается, но не известно по чьей воле. Можно сказать, что так происходят события и в реальной жизни, и эта история не что иное, как ряд случайностей, финальных событий, выныривающих из хаоса. Но жизнь и сама по себе загадочна. Литература могла бы быть немного более понятной, хотя, возможно, это не обязательно?»;
Павел Матушек советует обратить внимание на роман Александра Пехманна «Библиотека утраченных книг» (Alexander Pechmann “Biblioteka utraconych książek”. Tłum. Sława Lisiecka. “Świat Książki”, 2009); «Величайшим фетишем каждого любителя литературы являются книги, которые он не сможет прочитать, потому что они были уничтожены, затеряны во тьме истории или оставили после себя лишь набросок идеи сюжета. Каждый из них вызывает ненасытный аппетит, который, в свою очередь, провоцирует создание книг, представляющих собой произвольную попытку каталогизировать эти литературные призраки. <…> Пехманн ведет нас также к воображаемым библиотекам (в том числе к борхесовской из рассказа «Вавилонская библиотека»), а затем к полкам, на которых лежат выдуманные книги, среди которых хватает также тех, «появление» которых было вдохновлено Г.Ф. Лавкрафтом, таких как “Necronomicon”, “De Vermis Mysteries” Людвига Принна или “Unaussprechliche Kulte” Юнтца. Через суб-библиотеку мы также можем познакомиться с Джо Гулдом, Фоулером Гиффордом и Джозефом Жубером, то есть потенциальными авторами, которые хотели писать, но по разным причинам так и не опубликовали ни одной книги. Среди всех подобных произведений «Библиотека утраченных книг» выделяется особым тоном, вызывающим меланхолическое осознание того, что все книги когда-нибудь канут в небытие, и веру в том, что каждая из них, однажды оживленная (даже только в воображении автора, а не на бумаге), в каком-то смысле всегда будет существовать. Это кредо книголюба. Я готов под ним подписаться»;
Рафал Сливяк сообщает об издании в Польше трилогии «Одиссея времени: Око времени, Солнечная буря, Перворожденный», написанной Артуром Кларком в соавторстве со Стивеном Бакстером (Arthur C. Clarke, Stephen Baxter “Oko czasu, Burza slonieczna, Pierworodni”. Tłum. Stefan Baranowski. “Vis-à-vis Etiuda”, 2008—2009);
Павел Матушек анализирует два не самых простых романа: легендарного битника и одного из влиятельнейших авангардистов ХХ века Уильяма Берроуза «Западная страна» и выдающегося экспериментатора и знаменитого постмодерниста Томаса Пинчона «49 идет под молоток» (William S. Burroughs “Zachodnia kraina”. Tłum. Paweł Lipszyc. “Świat Książki”; Thomas Pynchon “49 idzie pod młotek”. Tłum. Piotr Siemion. „Wydawnictwo Literackie”, 2009); «В обоих случаях мы имеем дело с отличной литературой, которая с юмором занимается демонтажем уверенности, сеянием духовного вдохновения, подкапыванием под всеми догмами и саботажем существующего порядка. По мнению Пинчона и Берроуза, жизнь — это паранормальное явление, и никто не имеет права говорить вам обратное» (стр. 65—68).
16. В рубрике «Felieton» напечатана статья Ярослава Гжендовича/Jarosław Grzędowicz “Jak zmieniać, lecz bez przesady/Как изменять, но без фанатизма” (стр. 77).
17. В этой же рубрике размещена статья “W krainie wiecznych karawanów/В стране вечных траурных шествий” Лукаша Орбитовского/Łukasz Orbitowski, в которой рецензируется фильм “Phantasm” (реж. Дон Коскарелли, США, 1979) (стр. 78).
18. В списках бестселлеров за апрель 2009 года из книг польских авторов находятся книги “Oko Jelenia – Pan Wilków” и “Rzeźnik drzew” Анджея Пилипюка (стр. 78).
19. В рубрике «Присланное» названы 25 книг. Интересна их разбивка по издательствам: “Muza S.A.” – 2; “Rebis” – 2; “Egmont” – 3; “Fabryka Słów” – 4, “Amber” – 3; “Wydawnictwo Dolnośląskie” – 1; “Wydawnictwo Kwiaty Orientu” – 1; “Wydawnictwo MG” – 2; “W.A.B.” – 2; “Zysk I S-ka” – 2; “Prószyński I S-ka” – 1; “vis-à-vis/Etiuda” — 2 (стр. 78).