У меня такое предчувствие, что желязновского "Князя света" в итоге экранизируют в Индии.
И то, что индийцы могут на экране уже сейчас — как бы кирпичики будущего проекта.
Что же они показали?
Микс из нескольких жанров.
Постапокалипсис — пустыни, воды нет, повсюду развалины мощной индустриальной цивилизации, которая могла строить монументы космонавтам.
Вестерн — погони на разных таратайках по пустыне и перестрелки.
Киберпанк — местные злодеи сосредоточили все хорошее в "комплексе", гигантской пирамиде, которая вершиной упирается в землю, а основанием уходит ввысь. Людишки выживают на подножном корму и каменных джунглях окружающего города, находя утешение в "матрице".
Мифологический эпос — это продолжение/переигровка "Махабхараты".
.
Первая экспозиция — древность, когда после восемнадцатидневного сражения один из персонажей применяет что-то вроде ядерной бомбы, после чего начинается отклонение от канона: к этому "ядерщику" с претензиями является Кришна. Мол, хоть ты и моральный урод, но есть у меня для тебя поручение: когда эта юга подойдет к концу, мне надо будет снова родиться, а Кали будет слишком сильна, тогда придешь ко мне на помощь. А пока (возврат к канону) из лба "ядерщика" вынимают камень-фонарик и самого его обрекают скитаться.
Вторая экспозиция: мрачное будущее.
Есть последний на Земле город, куда прибывают из Сиона Шамбалы группа повстанцев. Только ищут они не какого-то мистера Андерсена, своих сказочников хватает, а женщину, которая беременна реинкарнацией бога
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но местные силы кривдопорядка не дремлют, повстанцев-сопротивленцев берут за хоботы (метафора, среди них нет слонов). Отчасти действует охранка из пирамиды, отчасти — им за денежку помогает герой Бхайрава. / спойлер — это временно не помнящий себя Карна, который в "Махабхарате" самый честный и благородный из всех тамошних родственников, самый сильный герой, которого довольно подло убивает Арджуна/. Герой тут показан наивным рубакой, у которого из любимых существ только робот-машина с искусственным интеллектом. Барышни его любят, но семейного счастья никак не складывается, он постоянно всем должен денег, мечтает о райских кущах, но с работой не везет и ему частенько приходиться бухать в местном уличном баре.
В пирамиде тем временем дела тоже нехорошие: всех фертильных женщин отправляют в лабораторию, где накачивают какой-то гадостью, а потом пытаются извлечь из них, уже беременных, некую сыворотку. Причем 99,99% процентов подопытных умирает.
Местный ученый, которому это немного надоело, подменяет якобы успешный результат одно из опытов, и пытается попасть к начальству.
Начальство: помощник №2, который больше похож на молодого Владимира Харконнена, уже тучноватого, но мантия еще скрывает излишки массы, помощник №1 — относительно вменяемый, но фанатично ищет проявления божественного. Главарь: медитирует в келье, витая над водой, сам похож на Махатму Ганди, которое поглотили злые силы, и, одновременно, на клиента матрицы — кабели подключены к спинному мозгу. Вокруг него — вращаются в воздухе пять шариков-манипуляторов. Он вводит себе эту сыворотку, охает, но не умирает.
Ученый-саботажник разоблачен, казнен.
Дальше одновременно происходят два события: мальчишка из группы сопротивленцев, который убежал в окрестную пустыню (Джон Коннор), проваливается в подвал, а за ним гонится робот. И тут одна из статуй в подвале оживает и сносит роботу башку. Это тот самый "ядерщик" по имени Ашватхама. Поначалу он думает снова в медитацию сесть, но тут видит, что Ганг пересох, а у мальчики в кармане камешек приметный загорается. "Я вернулся, чтобы дать вам больше ПАФОСА", говорит Ашватхама-попович.
Одна из барышень, которую в рамках стандартной процедуры лишают части околоплодной жидкости (хотя тут сложно понять), вдруг получает мистическую поддержку, буквально проваливается сквозь пол лаборатории. Там ей на помощь приходят подпольщики, и вот её уже не берет огонь, который должен сжечь все биоотходы, и она выбирается наружу.
Дальше барышня с таким вот плодом ловит попутку (вернее, подпольщики дают сигнал, чтобы подобрали пассажирку) и едет в Шамбалу.
За ней в погоню отправляются как группы местной полиции, так и наш герой со своей ласковой колымагой.
Их пути пересекаются с траекторией защитника — Ашватхамы-поповича
Первое эпическое сражение — четверть часа экранного времени — Бхайрава проигрывает.
Ашватхама-попович на грузовике, беременная женщина и группа верных — прорываются в Шамбалу.
Там на какое-то время наступает идиллия. Барышню узнают, оказывают ей всевозможную помощь, там идет дождь (!) и даже на засохшем дереве вырастает пара листиков ("Да мы тут деревьям поклонялись, когда друиды еще только до десяти считать умели, а Толкиена вашего вообще забудьте", — скажут местные сценаристы, отстаивая свой культурный приоритет).
Но Бхайрава получает поддержку от комплекса, экстренно дорабатывает свою колымагу и бросается на штурм Шамбалы. За ним летит на виманах-гравилетах помощник злодея, похожий на Харконнена.
Начинается вторая серьезная схватка — двадцать пять минут экранного времени.
Ашватхама-попович уже почти одолел Бхайраву-простака, только тут на виманах явился Харконнен. И всем показал кузькину мать (как это будет на санскрите?), но тут один единственный листок мирового дерева упал на лук, который был рядом с рукой Бхайравы-простака. И мне кажется, что это мировое дерево совсем не "бодхи", а вполне себе "кока" — потому как от одного единственного листика в голову Бхайравы подгрузилась личность богатыря Карны.
Карна не стал терять времени даром. Он воспользовался проклятьем положения болта на все замыслы противников, на деяния противников и на части тела противников, отчего Харконнена постиг полный крах жизненных планов, популярно именуемый "фиаско".
При этом концентрация понтов и пафоса так велика, что искажается метрика пространства-времени :)
Дорогие читатели, те из вас, кто помнит сюжет "Махабхараты", конечно знают, что Ашватхама и Карна — названные братья. А те кто не помнит, ничего не потеряют, потому что это железный стандарт индийских фильмов: если два персонажа полчаса не могут сломать друг другу челюсть — они явно родственники. И он тут соблюдается, пусть в немного искаженном виде: вечный жид индус Ашватхама с криком "Братец, братец!" пытается удержать таратайку Карны за бампер. Но Карна уже вышел из тела, теперь это простак Бхайрава, и он быстренько эвакуируется, не забыв прихватить беременную будущим богом Калкиным женщину (кстати, барышня и простак друг другу понравились).
В финале злодей-йог получает таки от помощника каплю эликсира.
Окрутевает, здоровеет.
Но тут вопрос:
На месте помощника я бы очень серьезно напрягся...
Ну а сюжет противостояния будет в следующих частях. Можно сказать, что экспозиции закончились :)
.
Из необязательных глупостей — то есть ошибок, которые можно было бы избежать, не нарушая каноны "индийского эпоса" — здесь можно назвать только пластиковое оружие. Оно легкое, на коленке склеенное, что слишком бросается в глаза. В остальном тырят приемчики у Голливуда, и правильно делают, но пока всю сумму этого добра не довели до ума.
Есть в этом фильме и несомненные достижения (кроме спецэффектов и операторского мастерства).
— некоторые актеры хорошо играют;
— балетно-постановочные схватки — местами вполне зрелищные, мировой уровень;
— все то, что называется "расовым разнообразием" тут соблюдается, но не навязчиво, а в высшей степени органично. То есть "Кольца власти" в данном конкретном вопросе выглядят аляповатой поделкой;
— есть много деталек заднего плана, весьма богатые и разнообразные декорации;
— явная попытка реабилитировать хорошего персонажа из эпоса, который погиб скорее волею судьбы, чем от собственной слабости или пороков (условного Гектора).
.
Итого: попытка индийского кинематографа показать, что там тоже могут в своих "Мстителей" — остается очень индийской, но если настроить оптику, то смотреть можно. Уровень заметно вырос.