Эльфы драконы и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Еркфтвгшд» > Эльфы, драконы и несуществующие страны - 1 часть видеоэссе Арвен Карри в память Урсулы Ле Гуин
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Эльфы, драконы и несуществующие страны — 1 часть видеоэссе Арвен Карри в память Урсулы Ле Гуин

Статья написана 22 декабря 2024 г. 12:06

Арвен Карри, больше 10 лет сотрудничающая с Урсулой Ле Гуин для съемок документального фильма о ней, создала небольшой видеосериал "Путешествие, которое имеет значение", где писатели рассказывают об отдельных аспектах, повлиявших на творчество Урсулы Ле Гиун, детство, супружество, семья, карьера, политические права и прочее. Предлагаю для прочтения первую часть (в статье имеется видеофайл на английском языке, если смотреть через яндекс, то вам предложат англосубтитры). Приятного прочтения и просмотра :)

https://vk.com/@ursulaleguinworlds-pu...

Если по каким-то причинам вы не можете зайти в вк, то вот:

Путешествие, которое имеет значение: «Эльфы, драконы и несуществующие страны»

Урсула К. Ле Гуин о том, как она писала фэнтези в юности

«Я была свободна в том смысле, в каком, как мне кажется, редко бывает свободен ребёнок».

Автор : Арвен Карри

20 Сентября 2023 года


«Путешествие, которое имеет значение» — это серия из шести коротких видеороликов от Арвен Карри, режиссёра и продюсера «Миров Урсулы К. Ле Гуин», номинированного на премию «Хьюго» в 2018 году полнометражного документального фильма об известной писательнице.

В первой серии Эбони Элизабет Томас представляет «Эльфов, драконов и несуществующие страны», где Урсула размышляет о том, как её детство повлияло на её становление как писательницы.

Литературный гений Урсула К. Ле Гуин — не только одна из уважаемых прародительниц нынешнего спекулятивного ренессанса в издательском деле и Голливуде, но и одна из самых блестящих и захватывающих авторов прошлого века в любом жанре. Один из моих любимых аспектов рассказов Ле Гуин — то, что её отношение к расе и расовым различиям возвышается над большинством её европеоидных современников, свидетельствуя о проницательности, силе и непроходящей значимости её творчества. Вместе с Октавией Э. Батлер, лауреатом премий «Хьюго» и «Небьюла», она переосмыслила границы своего жанра, вызвав трансформацию в научной фантастике, которая указывает на нашу нынешнюю эпоху репрезентации в повествовании, ставя под сомнение то, кто заслуживает того, чтобы его видели, слышали и представляли в фантастике, и в конечном счёте породив наш обширный ландшафт современной научной фантастики.* (*перевожу на бытовой: чтобы в фэнтези и фантастике главными персонажами были не только белокожие люди, чтобы читатели любой расы находили в книгах примеры представительства себя и своих наций, поверьте, это важно).

В рассказах Ле Гуин дети и детство часто занимают центральное место. В этом видео мы узнаем, как её собственное детство повлияло на то, какой писательницей она стала. Я нахожу много общего между нами, несмотря на различия во времени: я была заядлой читательницей в доме, полном книг и историй, любила фольклор, играла и рассказывала истории с братьями и сёстрами, использовала плюшевых животных и игрушки в качестве персонажей в наших первых путешествиях в сказочные миры. Роль, которую её собственное детство сыграло в её писательском пути, несомненно, является неотъемлемой частью того, что её истории находят отклик у читателей из самых разных слоёв общества. Её глубокая забота о детях очевидна, как и её уважение к их свободе и самостоятельности, в том числе в одном из её самых известных рассказов «Те, кто уходит из Омеласа».

Клаудия Ранкин назвала то, как писатели представляют себе вопрос расы, «расовым воображением», отметив, что раса — один из основных способов, с помощью которых история живёт в каждом из нас. Никто из нас не застрахован от этого, и это воображение формируется с самого раннего детства. В «Омеласе» Ле Гуин предлагает одну из самых важных метафор для расового воображения в Соединённых Штатах. Описание идеального города в летний день напоминает о вере пилигримов в то, что Америка станет городом на сияющем холме. Как и в случае со всеми утопиями, Омелас скрывает тайну, которая раскрывается всем жителям по достижении ими совершеннолетия: их счастье зависит от страданий одного-единственного ребёнка.

Хотя Ле Гуин отмечает, что эта история призвана вызвать чувство вины и была вдохновлена работой Уильяма Джеймса «Моральный философ и нравственная жизнь», легко вспомнить, что процветание США во многом обусловлено «похищенными людьми и похищенными землями», то есть страданиями коренных народов и африканцев, с которыми они столкнулись из-за геноцида, рабства и продолжающегося угнетения. Без страдающего ребёнка не было бы Омелеса; без страданий коренных народов и чернокожих американцев не было бы Соединённых Штатов. Эта ставшая классикой история настолько захватывающая и долговечная, что в недавнем эпизоде «Звёздного пути: Странные новые миры» она легла в основу сюжета. Хотя я не уверен, что Ле Гуин знала об этом более широком влиянии, захватывающая история Омеласа и сегодня продолжает вызывать свежие обсуждения и новые сюжеты.

Важно отметить, что сердце и душа «Тех, кто уходит из Омеласа» — это ребёнок. В «Тёмной фантастике» я писала о том, как сильно мне хотелось увидеть себя в фантастических мирах, которые я так любил в детстве. Подход Ле Гуин к расовой принадлежности часто был тонким и иногда несовершенным по современным меркам, но как читатель я нахожу её методы вполне естественными: конечно, во всех мирах есть место разным людям.

В своем цикле «Земноморье», начиная с «Волшебника Земноморья», она изобразила фантастический мир, населённый разнообразными персонажами. Главный герой, Гед, — молодой волшебник с тёмной кожей. Один из вариантов прочтения «Земноморья» заключается в том, что его путешествие служит метафорой для тех из нас, кто оказался на обочине. Он сталкивается с предрассудками и дискриминацией со стороны тех, кто боится его магических способностей, и борется со своими внутренними демонами. Как темнокожая читательница, я была очарована борьбой Геда. То, что Ле Гуин изобразила Архипелаг расово и культурно разнообразным, бросает вызов традициям традиционной фэнтези-литературы, где до недавнего времени нормой были средневековые европейские сеттинги. Именно из-за того, что читателей и кинозрителей так тщательно учили тому, как должен выглядеть волшебник, адаптация «Земноморья» вызывали споры. В экранизации 2004 года Гед был сыгран белым, что не понравилось Ле Гуин (как заядлый поклонник фэнтези, писатель и профессор, я разочарована тем, что почти 20 лет спустя не было предпринято никаких попыток вернуть Земноморье на экраны.)

Короче говоря, влияние Урсулы К. Ле Гуин на научную фантастику, особенно в том, что касается детства и расы, остаётся глубоким и актуальным. Способность Ле Гуин разбираться в тонкостях расы и расовых различий отличает её от современников, демонстрируя её дальновидность и непреходящую важность её работ. В своих рассказах Ле Гуин демонстрирует ключевую роль, которую детство играет в формировании созданных ею фантастических миров, опираясь на собственное воспитание, чтобы найти отклик в разнообразном опыте. По мере того, как мы размышляем о выдающемся вкладе Ле Гуин в этом видеосериале, её наследие продолжает стимулировать дискуссии, вдохновлять на разговоры и создавать новые истории, подчёркивая постоянное влияние этого светила фэнтези, научной фантастики, искусства и литературы.

Эбони Элизабет Томас, автор книги «Темная фантастика»

перевод — Rinsant 22/12/2024

адрес видео — https://vimeo.com/861792645





38
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 декабря 2024 г. 12:13
А можно текст сюда? Не могу зайти в ВК...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2024 г. 12:23
Конечно! Сейчас добавлю, попробую найти ссылку на видео,оно есть на вимео.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2024 г. 12:24
спасибо!
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2024 г. 12:30
Каждое воскресенье в течении шести недель будет по статье, а 22 января день её памяти, опубликую безрифмовый перевод её стиха.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2024 г. 13:15
Спасибо большое!


Ссылка на сообщение22 декабря 2024 г. 17:13
Вот насчет Тех кто уходит из Омеласа.. Рассказ сильный и хороший. Однако. Почему то мы видим либо тех кто остается в Омеласе. Либо тех кто уходит.Но есть и третья возможность. О которой почему то в рассказе никто не думает...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2024 г. 18:49
Потому что освобождение ребенка от страданий (в том числе и самым радикальным методом) это гибель Омеласа. Так что выбор либо остаться, либо уйти. Проблема в том, что подавляющее большинство остаются.
Кстати, я задавалась этим вопросом лет пять назад, потому что Омелас созвучен серии Доктора Кто про звездного кита и звездолёт Великобритания, там звездный кит услышал, как плачут дети на звездолете потому что ресурсы заканчивались и они могли погибнуть, добровольно впрягся, а люди стегали ему мозги электротоком, боялись, что кит улетит и они не смогут достигнуть другой планеты м-класса (на Земле стало невозможно жить), всему населению звездолета в совершеннолетие показывали ситуацию и предлагали две кнопки (забыть или отпустить кита), все до Эми Понд нажимали забыть, а Эми нажала отпустить и... кит остался, он остался даже после годов электрических пыток, потому что пришел спасти детей и он такой последний из своей расы, последний звездный кит. Корабль и кит плывут дальше.

А у Урсулы никто не освобождает ребенка, никто не решается уничтожить Омелас.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2024 г. 18:52
цитата Еркфтвгшд
Потому что освобождение ребенка от страданий (в том числе и самым радикальным методом) это гибель Омеласа
Но разве существование на страданиях справедливо? Вот не так давно вышло аниме. дитя погоды Макото Синкая.. там примерно об этом. Мне понравилось.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2024 г. 18:54
цитата Еркфтвгшд
А у Урсулы никто не освобождает ребенка, никто не решается уничтожить Омелас.
Вот я не говорю что чтобы получилось. но даже попытки не показано.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2024 г. 21:16
У Урсулы был в жизни собственный Омелас и она выбрала себя, а не ребенка. Об этом будет перевод в следующий раз.
 


Ссылка на сообщение26 декабря 2024 г. 00:31
И все таки...Речь не идет о главных героях..Понимаете..Этот ребенок ахиллесова пята общества..Если на его страданиязх стоит общество то рано или поздно должен появтся кто то кто захочет это прекратить.А просто уход.. Не имеет смысла.Этим ты ничем не поможешь.Только что? Не будешь пользоватся благами? А что это изменит.. Вот я долго думал но вот такой уход. Он лишь баюкает совесть.Хотя на самом деле разницы.. Нет!


⇑ Наверх