Новинка (которая уже год как вышла) в мире бажовианы. Отдельное издание сказа: "Малахитовая шкатулка" (М.: Акварель, 2024). Серия "Волшебники кисти". Художница — М.Дамбиева, которая уже делала в этой серии пару книг Бажова.
Мы иллюстрации к этому сказу разных художников уже смотрели, так что сегодня добавка к имеющемуся.
Сказ "Малахитовая шкатулка" — мистический. Маленькая девочка Танюшка получает волшебные чары от Хозяйки медной горы и уходит из этого мира к Хозяйке, растворяясь в малахитовой колонне в царском дворце. Потом вроде бы становится клоном Хозяйки. Этот сказ сюжетно связан с первой частью цикла — сказом "Медной горы Хозяйка"; Танюшка — дочь Степана, который умер от тоски по Хозяйке. А та Степана не удержала, так хоть дитё его забрала. И, вообще, есть у Бажова намёки на то, что Танюшка — подменыш; а современные толкователи и вовсе допускают, что Танюшка — дочь Хозяйки медной горы (теперь-то, когда мы знаем про суррогатных матерей...).
В общем, для современных художников достаточно данных, чтобы развернуть мистическую жуть (советским-то иллюстраторам приходилось сдерживаться). Но Дамбиева сделала подчёркнуто реалистическую сюиту, сосредоточившись на бытовом поверхностном слое текста. Традиционно действие "Малахитовой шкатулки" относят к дикому XVIII веку, но Дамбиева рисует начало цивилизованного XX века.
1) Бытовая сцена — вдова Степана примеряет самоцветы из малахитовой шкатулки, которая была передана семье лично Хозяйкой медной горы. Вдове украшения не нравятся. Знающий (и сильно пьющий человек) поясняет, что содержимое шкатулки стоит многих тысяч.
2) Украшения походят только Танюшке. Художники состязаются в отображении этой сцены — девочка наряжается в драгоценности. У Дамбиевой хорошо получилось.
Будем для простоты считать, что в шкатулке были и все пять драгоценных камней, не только самоцветы (хотя, опять же, уральский самоцвет демантоид — хризолит, который Серебрянное копытце высекал — получше драгоценного изумруда будет).
3) Некоторые мистические моменты художнице пришлось отображать. Пришёл раз хитник (от слова "хитить", похищать — потом это будет любимое слово Ю.Коваля), причём пришёл с топором, а Танюшка в камнях Хозяйки как раз была — так мужика как солнцем ударило, ослеп на время. У Дамбиевой это чудо подаётся меланхолически.
4) Линия со странницей, способной прозревать будущее, тоже подаётся исключительно как бытовая линия.
Так же подаются и другие линии, например, уморительные сцены с Паротей и его женой — чисто внешне: пришла какая-то тихая дама, уехала куда-то...
5) Сюжет развивается — начинается многоходовая комбинация с фиктивным женихом-олигархом, который нужен, чтобы провести Танюшку в царский дворец. Сцена — чисто шекспировская:
цитата— Это мне безо внимания, что барин Турчанинов хочет у меня жену увезти. Пущай повезет! Мне такую не надо. У меня вот кто есть! — Да и достает из кармана тот шелковый патрет. Все так и ахнули, а Паротина баба и рот закрыть не может. Барин тоже въелся глазами-то. Любопытно ему стало.
А на рисунке — академизм лишь укрепляется (ручки старинных столовых ножей и вилок вон как грамотно выписаны).
6) Вот он — молодой влюблённый уральский олигарх.
7) Проход по дворцу. В тексте Бажова царица фигурирует: сердится, ворчит, ногами топает — самодержица. Ну а в эпоху, что на рисунках — какая самодержица? Уж, скорее, можно ждать, что Распутин объявится.
8) Финальные дворцовые сцены:
цитата...царица в беспамятстве на пол брякнула. Засуетились, поднимать стали. Потом, когда суматоха поулеглась, приятели и говорят Турчанинову:
— Подбери хоть камни-то! Живо разворуют. Не како-нибудь место — дворец! Тут цену знают!
Турчанинов и давай хватать те каменья.
На рисунке всё благопристойно.
Нет в иллюстрациях бажовских страстей, бажовской мистики или хотя бы бажовского юмора. Холодный академизм поглотил всё. Но чего у академизма не отнять — красиво.