Обзор рассказа Роберта Шекли


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ivan Lutz» > Обзор рассказа Роберта Шекли «Мат» (1953)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Обзор рассказа Роберта Шекли «Мат» (1953)

Статья написана 18 апреля 07:49

Кроме обзоров на книги и повести я решил писать ещё про некоторые рассказы. Не про все конечно, но про те, где есть интересные сюжет и идея. Наверное, даже и обзорами такое тяжело будет назвать, но постараюсь рассказать про произведение и провести анализ. Это мне позволит ещё чаще выпускать заметки, чтобы развивать свои ресурсы и тренироваться в написании текстов. Тем более, что небольшие тексты я пишу в течение часа-двух, а сам рассказ прочитываю за один вечер. На превью буду размещать обложку сборника, где я прочитал тот или иной рассказ. В отличие от романов, не у всех малых форм есть иллюстрации. Если они есть, то я буду использовать их для оформления обложки, но в этот раз не повезло.

Начать же хотел с рассказа Роберта Шекли «Мат». Мне его порекомендовали, чтобы я на будущем стриме со специалистом по ИИ его упомянул и мы его обсудили. Я посмотрел на год выпуска рассказа и задумался: «А что такое интересное будет про ИИ в 1953 году? Ведь тогда кибернетика только зарождалась и не было продвинутых автоматических систем. Человечество в этом плане делало только первые шаги». Я ошибался. Вот из-за чего и хочу в том числе читать и разбирать фантастику середины XX века, а не только те произведения, которые вышли после девяностых и двухтысячных годов.

Нам показывают будущее, где человечество и инопланетяне ведут войну. Они перед боевыми действиями заключили пакт, который запрещает бомбить планеты — всё решится на поле битвы. Обе стороны использовали ПВК (позиционно-вероятные компьютеры), чтобы рассчитать наиболее благоприятные действия для своих космических флотов. Только когда две армии столкнулись, никто не стал атаковать, так как по расчётам компьютеров силы были равны. Битва продолжалась на уровне машин и во вселенском масштабе. Автор это описывает как игру в шахматы.

цитата
"Игроки встретились за грандиозной и бесконечной доской космоса. Плавно двигающиеся светящиеся точки, служившие им фигурами, составляли две разделённые пространством комбинации. По начальному расположению фигур, ещё до первого хода, исход игры был уже предрешён.

Оба соперника видели это и знали, кто из них победит. Но продолжали игру.

Потому что партию следовало довести до конца.

Постепенно военные, которые ожидали сражения уже очень долгое время, сходили с ума. И это понятно — ожидание весьма тягостное. Если не предпринять каких-нибудь действий, то так и продолжится это противостояние в ожидании, кто же первый атакует. Ведь по расчётам обеих ПВК тот кто первый нападёт — проиграет."

Автор задался вопросом, что будет, если отдать решение по боевым действиям машине. Возможно, не только военные решения, а вообще все. Ведь если не будет положительного исхода биты по расчётам, то никто из людей не будет действовать. Нужен будет ещё фактор непредсказуемости и действия человека, которые просчитать сложно. Спустя 70 лет после написания рассказа этот вопрос может быть актуален как никогда. Сейчас ИИ внедряют во все сферы жизни, и это ставит перед человечеством новые вопросы. Притом я хоть и технооптимист, но проблемы перед обществом встают сложные, и не все их будет легко решить.

Если интересно, то вот ссылка на мой YouTube-канал: https://www.youtube.com/@ivan_lutz





26
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх