Циклы русского хоррора Он


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «holodny_writer» > Циклы русского хоррора. Он зависим от историзма и фольклора?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Циклы русского хоррора. Он зависим от историзма и фольклора?

Статья написана 16 мая 07:53

Зависимость хоррора от историзма – следствие ранних, более масштабных тенденций. Современная литература и «серьезное» кино некоторое время (с начала нулевых и до конца 2010-х) развивалась на столпах историзма, как часть коллективной памяти: культивации старых, тяжелых времен, боли и страданий отцов и матерей – людей, построившие страну. Это было нужно гос. машине, чтобы сформировать идеологию новой России. И к моменту, когда хоррор начал оформляться как самостоятельное направление, массовый интерес к истории был уже сформирован и устойчив.

Поэтому нашим авторам нужно было встроиться в этот запрос: использовать исторический сеттинг, выстраивать атмосферу на узнаваемых культурных кодах. Отметим, что историзм чаще всего служил фоном. Он не был центральной, смыслообразующей конструкцией многих сюжетов. И хоррор-элементы большинства «исторических» рассказов легко могли быть перенесены в современность без потери идеи. То есть, историзм давал форму, а не содержание.

Слегка иначе у молодого хоррора складывалось с фольклором.

Интерес к нему родился чуть ли не с начала появления современного жанра. Однако ценность фольклора не так сильно транслировалась идеологической машиной (чтобы не отвернуть молодые поколения «нафталиновым старьем» родной культуры). Поэтому авторы, работающие с нарративом русских сказок и преданий, чувствовали немного больше свободы. И хоррор, поднявший голову приблизительно в это же время (2010-2015 гг) начинал работать именно с деревенским сеттингом. Порой, даже сегодня «…в литературе мы видим избыток типично отечественной нечисти, да еще и в привычном ей антураже. [Эта] приевшаяся фантазийная старина с деревенскими избами, где что-то обитает…», — говорит Д. Бобылева.

Однако среда развития жанра – не то же, что его родословная. Отцы современного русского хоррора росли и формировались в другом контексте. Последнее поколение писателей, создающих жанр таким, каким мы его видим, начали знакомство со страшной литературой в 70-80 хх. На примере зарубежных (!) книг и фильмов ужасов. И лишь некоторые – в 90-х, при проникновении в Россию низкопробных образцов зарубежного жанра (собственно, именно поэтому идеология взяла курс на национальную историю), хотя была среди зарубежного ужаса и крепкая классика.

Но, под каким бы влиянием не формировались авторы современного русского хоррора, им нужно было учитывать контекст, в котором пишешь. Они «вынуждены» были интересоваться тем, что пугало наших предков. Поэтому, под влиянием нескольких факторов, рассказы и романы, привязанные к национальным образам страха, стали необходимостью.

Лишь ближе к началу 2020-х интерес сместился. Читателей начала интересовать не столько культурная оболочка страха, сколько его природа. Историзм и фольклорная составляющая в хорроре ослабли. Постепенно усилилось внимание к более приземлённым и социальным формам ужаса: преступники, маргиналы, бытовое зло. Хоррор зашёл на территорию социальной прозы. Он отошел от прямолинейных пугалок, и уже несколько лет движется в сторону более сложных тем. Монстры, в привычном виде, появляются всё реже. Вместо них — человек как источник угрозы: маргинализованный, одичавший, одержимый. Или же природа — как стихия, неподконтрольная нашей воле.

Усилился интерес к природе страха как такового. Вслед за историями о маргиналах стали появляться рассказы об иной, абсолютной природе ужаса. Так обретают плоть ранее не свойственные русскому хоррору темы. Теперь кошмар все чаще изображают как нечто космологическое. Например, появляются сюжеты о чем-то жутком из глубин мироздания – развивается космический ужас.

В этом направлении интересен не только рост числа историй. Важен характер роста: космические хоррор-сюжеты появляются как у признанных в сети чтецов, сделавших имя на жанре, так и на отдельных аудио-каналах, «специализирующихся» именно на космическом ужасе. Это говорит о растущем интересе к экзистенциальной природе кошмара: страху перед чем-то большим, чем есть ты сам.

Как результат, в рассказах популярных авторов все меньше «типично страшного». Современный жанр показывает пластичность. Он меняется. «Хоррор и триллер – пример тому, что литература… стремится выйти за любые рамки. Темные жанры — инструменты в нарушении табу», — как сказала А. Саратовцева. Действительно, выходя за привычные границы, мы лучше постигаем природу кошмара. Осознаём, почему он так нас притягивает.

Приглашаю углубиться. Поделитесь мыслями по ссылке, почему в русском хорроре так часто используется исторический фон? Почему в нашем жанре популярен фольклор? И какие изменения в жанре вы замечаете сильнее всего? Ответьте на вопросы. Вас ждет анкета-зеркало. В будущем она отразит на своей поверхности страхи, которых вы привыкли не замечать. И ужас заговорит нашими голосами.





821
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 мая 08:33
Спасибо! Что-то я не понял пафоса статьи (интересной с концептуальной точки зрения)? Русский хоррор укоренен в отечественную историю и родной фольклор и это его сковывает? А надо писать об абстрактных общечеловеках в вакууме?
Может, в кои-то веки кристаллизуется национальный жанр с уникальной сердцевиной? А о «природе страха» пишут представители тех могучих стран, у которых государства моложе Большого театра?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 мая 09:56
Хорошие вопросы. О том, что «Русский хоррор укоренен в отечественную историю» — не та формулировка. В историю любой культуры укоренен Большой страх, а хоррор — один из элементов нарративов у подавляющей части (если не всех) культур.

О том, сдерживает ли это жанр — нет, не сдерживает. Культурные корни — на то и корни, что они питают все тело жанра. А ветвей у него много (это и есть разнообразные направления от сплаттера до эксзистенциалистского ужаса).

С тем, что национальный жанр кристаллизуется — вообще не согласен. Жанр — не национальный (хоррор у всех есть), так что кристаллизоваться в одной культуре он не может. Разве только, получить силу из национальной мифологии (в широком смысле) и фольклора. Но он уже получил эту силу и шагнул дальше.

В том, что природу страха исследуют молодые страны, ничего зазорного нет. Для того, чтобы писать об ужасах, с ними необязательно сталкиваться каждый день. Достаточно просто наблюдательности, образования и разнообразного жизненного опыта. Тогда будешь хорошо писать о чем угодно, не только об ужасах.
 


Ссылка на сообщение16 мая 13:16
Спасибо большое за развернутый ответ! :beer: Надо крепко подумать:-). Этот жанр только входит в сферу моих интересов, так что будет что поизучать!


Ссылка на сообщение16 мая 09:58
Ах, про Бабу-Ягу и маньяка-соседа, которые убивает из-за цвета семейных трусов в 90-е, написать гораздо проще, чем про период Монгольского нашествия, например. И даже плохо написать проще.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 мая 10:00
Кому как. Для одного автора эпоха 90-х — это тяжелый период и герои со сложными судьбами, которым нужно дать биографию и мотив, а Монгольское нашествие — всего лишь историческое фэнтези, где мотивы просты: взять в полон / уйти из него. Для другого автора — наоборот.
 


Ссылка на сообщение16 мая 10:13
А что мешает сделать монгольское эммм.. фэнтези со сложными судьбами? Это надо книжки вумные читать, в эпоху погружаться. Долго да муторно. А в сборник «Страшные страшилки» попасть уж очень хочется прямо сейчас. Там дедлайн. Там копеечка, слава и почёт. Да и прорва современных авторов ужасов как раз выросла в 90-е. Рефлексируют. Или про деревню напишем. Автор же ездил к бабушке огурцы свежие с грядки есть? Ездил и не зря.
 


Ссылка на сообщение16 мая 10:24
Что плохого в том, чтобы писать о 90-х? Что плохого в том, что авторы — не лохи, а пишут на темы, востребованные в обществе? (ведь за не востребованные «платить копеечку» не станут) Почему нужно писать именно об условном нашествии татар? Чтобы погрузиться в эпоху и изучить источники? Это — основной мотив? Если читатель хочет историческую литературу в стиле фэнтези, пусть платит — и авторы напишут. Погрузятся в источники, изучат контекст — и все довольны. Или хотим читать бесплатно, но красиво?
 


Ссылка на сообщение16 мая 10:37
цитата
Если читатель хочет историческую литературу в стиле фэнтези, пусть платит — и авторы напишут. Погрузятся в источники, изучат контекст — и все довольны.

Кому платить? Реквизиты есть?
 


Ссылка на сообщение16 мая 10:55
Мну...8:-0
 


Ссылка на сообщение16 мая 11:14
Вот, господин Белов скажите, что было проще написать: цикл про Заступу у нас имеет историческую основу или темное фэнтези с головы до ног? И надо было ли читать условные новгородские летописи, чтобы описать мир?
 


Ссылка на сообщение16 мая 14:07
цитата Mo3k
Вот, господин Белов скажите,

Историчку, безусловно, сложнее писать чем фэнтези. «Зовущая тьму»(там про монголов как раз) или «Рядом с тобой» требовали намного большего внимания к матчасти, чем требует «Заступа», который все же 100 процентное фэнтези и можно воротить что вздумается, в рамках логики вселенной. Мне в личку, после прочтения «Идущих в Рай» писал старообрядец, сказал что тема раскрыта довольно грамотно, не без ошибок, конечно, но и не ужас. А для этого пришлось попотеть над пыльными книжками.
И, кстати, слушатели/читатели, очень любят поискать косяки в текстах претендующих на историчность. И ведь обязательбно найдут. Еще один минус исторички.)
 


Ссылка на сообщение16 мая 11:09
Я говорил что это плохо: написать и получить деньги? Не-а. Ну мы ж про хоррор. Фэнтези барышни и так покупают и платят. Совсем просто сделаю, а то видимо витиеватость слога автора статьи не дает ему понять мой посыл: исторический хоррор написать сложнее, чем хоррор про 90. Пока ты продаешь 1 рассказ про монголов, успеешь написать и продать 3 про бандитов и березки. Но мы ж не про деньги, правда?

Вот бы почитать примеры
цитата
появляются сюжеты о чем-то жутком из глубин мироздания – развивается космический ужас.
Их есть?
 


Ссылка на сообщение16 мая 11:44
Это неверный посыл. Сложнее в принципе написать хорошую книгу на любую тему. И не надо забывать, что в идеале мы не только не про деньги, но и не про «исторические мотивы» квасных патриотов. Каждый пишет на ту тему, что ему ближе и интереснее.
 


Ссылка на сообщение16 мая 11:49
Аминь.
 


Ссылка на сообщение16 мая 11:51
цитата
Их есть?

Есть, посмотрите в ютубе — полно озвучек годных текстов.

Касательно условных монголов — нет. Хороший текст пишется всегда небыстро. Если там нет исторических данных, там есть сложный конфликт, проработка которого требует времени. Предлагаю сесть, написать рассказ про 90-е — и потом говорить.
 


Ссылка на сообщение16 мая 13:18
Отлично сказано!


Ссылка на сообщение16 мая 12:12
цитата
Есть, посмотрите в ютубе — полно озвучек годных текстов.

Конкретики хотелось бы, названий, ссылок. Искать годный текст можно долго.

цитата
Предлагаю сесть, написать рассказ про 90-е — и потом говорить.

Ох, нет я ж не писатель. А вы вот вижу да. Можете свой какой-нибудь предложить со сложным конфликтом? Ну или простой хороший на вкус автора. Я постараюсь прочитать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 мая 18:49
Здесь не совет рекомендаций. Тем более, на тему 90-х и Монгольского Ига не писал (не мои темы). Увы и ах, не оправдал чьих-то надежд.


Ссылка на сообщение17 мая 10:19
цитата holodny_writer
Это было нужно гос. машине
цитата holodny_writer
не так сильно транслировалась идеологической машиной
Так мило — утверждать, что все управляется государством и все делается ради государства. Вот он, настоящий историзм и традиционализм, как он есть.
цитата holodny_writer
(чтобы не отвернуть молодые поколения «нафталиновым старьем» родной культуры
В нулевые пошел разворот тех, кому чужды рэп, барды и попса одновременно, к этнике. Волна кельтики, разрешившаяся «Отавой Е» и т.п. коллективами, в рамки «играй гармонь» не вмещавшимися, становление серьезных реконструкторов — как раз тогда.
цитата holodny_writer
при проникновении в Россию низкопробных образцов зарубежного жанра
Зарубежное всегда низкопробно, почему-то.
Нет, уклон в историю всегда был свойствен хоррору. Мумии, трансильванские владыки... собака Баскервилей и та не обошлась без манускрипта. По интересуется инквизицией, персонажи Лавкрафта занимаются историческими исследованиями, вещают про эоны... Тематика и вписывание в повседневность, условно, Стивена Кинга — которого знали еще в СССР — сравнительно позднее явление. Другие субжанры вызывают ассоциации с диффузией: грубо говоря, де Сад был до мясных и прочих панков.
цитата holodny_writer
Лишь ближе к началу 2020-х интерес сместился ... усилилось внимание к более приземлённым и социальным формам ужаса: преступники, маргиналы, бытовое зло.
чернуха это синоним 1990-х и контркультурных явлений, здесь, скорее, стоит говорить про «все таки нашли читателя».
Сетература, опять-таки, как более доступная площадка, очень стимулировала.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 мая 12:28
цитата
Так мило — утверждать, что все управляется государством и все делается ради государства. Вот он, настоящий историзм и традиционализм, как он есть.

В статье нет утверждения, что все делается ради государства. Как и того, что государство было единственной причиной популярности историзма в культуре.

цитата
Зарубежное всегда низкопробно, почему-то.

Нет. Выдрали фразу из контекста. Далее говорится о том, что в зарубежной литературе, проникшей на территорию пост-СССР были сильные образцы жанра — в том же предлложении

цитата
Нет, уклон в историю всегда был свойствен хоррору.

Нет. «Тяготение к историзму» и «всегда был свойственен» — разные понятия. В статье — о первом. Не делайте категоричных выводов.
 


Ссылка на сообщение18 мая 13:48
Спасибо за ответы.
цитата holodny_writer
«Тяготение к историзму» и «всегда был свойственен» — разные понятия.
Да, разумеется. В цитированном же про уклон в историю, свойственный жанру со времен зарождения в современном виде.
цитата holodny_writer
Нет. Выдрали фразу из контекста.
Да там же так и написано, в контексте, что часть писателей сформировалась под влиянием зарубежного низкопробного, а остальные из того поколения под влиянием просто западного. Хотя, да, конечно, были и сильные образцы. Но ими не воспользовались.
Совершенно отчетливо.
цитата holodny_writer
Как и того, что государство было единственной причиной популярности историзма в культуре.
О популярности и ее истоках, не пишете вовсе, это правда. Пишете о навязывании, формировании извне.
В целом, не похвалю. Цикличность, из заголовка, в становлении/жизни русского хоррора не показана. Фольклор воспринимается лишь как деревенское. Отторжение историзма, который плоть от плоти жанра.
И вот это
цитата holodny_writer
Действительно, выходя за привычные границы, мы лучше постигаем природу кошмара. Осознаём, почему он так нас притягивает.
очень сомнительно. С каких фиников за пределами кошмара его понимание.
 


Ссылка на сообщение19 мая 13:21
О, «не похвалю» — это тяжелый удар. Но я как-нибудь постараюсь с ним справиться...


⇑ Наверх