Дискуссия о фантастике 1969


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» > Дискуссия о фантастике 1969 года: Александр КАЗАНЦЕВ
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дискуссия о фантастике 1969 года: Александр КАЗАНЦЕВ

Статья написана 8 июня 19:55

Следующим в дискуссии о фантастике на страницах «Литературной газеты» 1969 году, начатой статьей Игоря БЕСТУЖЕВА-ЛАДЫ и выступлениями Николая ФЕДОРЕНКО, Алексея ЛЕОНОВА и Станислава АНТОНЮКА, выступил Александр КАЗАНЦЕВ (впервые оцифровано на fandom.ru).


Александр КАЗАНЦЕВ. ЛУЧ МЕЧТЫ ИЛИ ПОТЕМКИ? Полемические заметки

ИТАК, спорящие о фантастике сейчас уже не называют ее литературой второго сорта, наконец-то о ней начинают говорить всерьез.

Позволю себе не согласиться с профессором Д. Франк-Каменецким. Тягу к фантастике он объясняет желанием отдохнуть, отвлечься, вспоминает о детективе (где так приятно разгадывать литературный ребус, забывая о делах житейских). Фантастику профессор ставит, конечно, выше, но требует, чтобы она была занимательна.

Согласен, фантастика должна быть занимательной. И я против попытки полного изгнания из фантастики приключений и острого сюжета, против придания всей фантастике формы модного антиромана (в подражание Западу), на чем так настаивали некоторые поборники «философской» фантастики. Они думали этим путем осерьезнить жанр, осовременить его, поднять его до «философских высот». Но занимательность занимательности и философия философии — рознь! Есть всякая занимательность, есть всякая философия (и не только марксистская!). Романы Агаты Кристи, не гнушавшейся антисоветской темой, построены на разгадывании ребуса «Кто убил?». По умело рассыпанным в тексте деталям читатель должен отгадать это. Автор же старательно водит его за нос, бросая подозрение на возможно большее число персонажей, не щадя никого. Как шахматный этюдист могу открыть секрет таких решений. Ищите ничего не значащую фигуру, какого-нибудь садовника, прохожего или... самого автора повествования, от имени которого ведется рассказ. Поистине: для красного словца не пожалеешь и отца.

Научной фантастике такая занимательность чужда. Фантастика способна заинтересовать сущностью идей, которые несут герои, или необыкновенностью фантастической обстановки, в которой они действуют. Нельзя согласиться с 3. Файбургом, утверждающим, что главное — в сопереживании идей с героем, а не в самом герое. Отказ от героя — это и есть перевод фантастики на задворки художественной, литературы. Научная фантастика прежде всего остается художественной литературой и только с этих позиций должна рассматриваться. Правда, по сравнению с обычной литературой она несет еще дополнительные функции: не только отражает жизнь, но и проецирует ее в будущее, показывает возможные достижения цивилизации, пробуждая интерес к науке, без понимания которой нельзя обойтись и сейчас.

Однако писателей, дерзающих познать ход развития общества, науки и техники, по-разному встречают хотя бы те же ученые. По глубокому убеждению профессора Д. Франк-Каменецкого, фантастика не может быть сегодня источником новых научных идей, новых открытий. А вот академик П. Ребиндер отводит ей роль кресала, способного высечь искру в душе человека (в том числе и ученого). Академик же Н. Федоренко считает своим служебным долгом читать научную фантастику, отыскивая в ней предвидения.

Так что же такое научная фантастика? Литература предвидения, пророчества или безответственных заблуждений? Прав ли проф. Д. Франк-Каменецкий в своем отказе писателям-фантастам верно угадать будущее науки? Ведь современные ученые, по его словам, говорят на особом языке (как Жрецы Науки на некоем «новосанскритском»?), их нельзя понять простым смертным!

А простые смертные хотят понять! И хотят дерзать! И, читая фантастику, становятся потом сами учеными, овладевая высоким их языком. Я думаю, что согласиться с проф. Д. Франк-Каменецким — значит забыть, что фантастика — литература, которая отнюдь не призвана ущемлять ученых, однако может пополнять энтузиастами их ряды. И даже порой подсказать ученым важное направление исканий.

Можно привести пример отнюдь не жюльверновского времени. И. Ефремов в своем рассказе «Алмазная труба» не только предсказал, но и указал, где и как можно найти алмазы в Якутии. Ученые нашли их. Оспаривать теперь его приоритет бессмысленно. Говорят, что в некоторых научных кругах существуют три стадии восприятия нового: 1. Это антинаучно. 2. Это необоснованно. 3. Это давно известно.

Примерно по этой формуле происходило и с фантастической гипотезой о тунгусском взрыве 1908 года, правда, пока без последней стадии. Герой моего рассказа предположил, что в тунгусскую тайгу упал не метеорит, а над ней в ядерном взрыве погиб космический корабль. С тех пор прошло почти четверть века споров. С кем? С героем рассказа? Нет, спорили уже ученые между собой. Тем удивительнее было появление в 1963 году раздраженной статьи академика В. Фесенкова и проф. Д. Mapтынова «Затянувшаяся фантазия», где они сетовали, что несносная фантазия все живет. Надо сказать, что для писателя затянувшийся срок жизни высказанной его героем идеи — не такой уж горький ему упрек. Важнее, вероятно, то, что несколько сот ученых устремились в тунгусскую тайгу — кто опровергнуть фантаста, кто найти обломки корабля, кто установить истину. Экспедиции одна за другой предпринимали исследования по столь обширным программам, которые и не снились Комитету по метеоритам. Вышло много научных отчетов и книг. Последняя из них — монография «Проблема тунгусской катастрофы 1908 г.» написана А. В. Золотовым, возглавившим пять экспедиций к месту взрыва, организованных при участии президиума Академии наук СССР. Он покончил с былыми гипотезами о падении метеорита или взрыва ледяного ядра кометы. Взрыв был ядерным и произошел в воздухе. Эта мысль находит завершение в работе видного физика из Объединенного института ядерных исследований в Дубне В. Н. Мехедова, которая заканчивается так: «Другими словами, мы снова (как бы фантастично это ни выглядело) возвращаемся к предположению о том, что тунгусская катастрофа вызвана аварией космического корабля, топливом для двигателя которого служило антивещество».

Это уже не фантастика! Это уже научная работа, но она — продолжение фантастики! И, может быть, это закономерно. Что может быть фантастичнее выводов современной науки!

И ВСЕ ЖЕ фантастика не должна быть пророческой, хотя это и может порой случиться. Фантастика рождается современностью (ведь не взорвись атомная бомба, не было бы гипотезы о тунгусском взрыве!), высотой развития цивилизации, чаяниями современников, она питается своим временем и служит ему.

Фантастика идет от жизни. И в то же время она должна заглянуть в будущее.

В. И. Ленин учил: «Надо мечтать!» Широко известны его слова о том, что фантазия — качество величайшей ценности, без нее нельзя было обойтись ни поэту, ни математику. Однако часто забывают, что вслед за этим Ленин призывал не отрывать мечту от действительности. Вот почему мечту можно было бы сравнить с прожектором на корабле прогресса. Когда корабль достигает рубежа, прежде вырванного из тьмы вчерашним лучом, луч сегодняшней мечты уже светит дальше. Обогнать мечту — это обогнать собственный взгляд вперед.

И научная фантастика, отражая тенденции развития современности, становится зеркалом действительности.

Читатель отлично чувствует это. И автор никогда не должен забывать, что, каким бы «фантастическим забором» (тысячи лет или сотни парсеков) он ни отгораживался от реальности, — все равно читатель воспримет его произведение как отражение сегодняшнего дня.

У нас ведутся споры и делаются глубокомысленные выводы в докладах о том, что развитие советской фантастики должно в основном идти по линии создания антиутопий, а не утопий. То есть показывать мир не таким, каким его хотелось бы видеть в мечте («Туманность Андромеды» Ефремова, до поры до времени принимавшаяся поборниками «интеллектуальной школы»), а показывать мир таким, каким он не должен быть, путь, по какому не следует идти (предупреждение!). Похвальное намерение, но оно открывает широкий простор для любых блужданий.

Думаю, что советскому читателю нужна фантастика разных направлений.

Однако писатель, в том числе и фантаст, должен помнить: если критик только упрекнет его за двусмысленный подтекст, то идейные враги всегда готовы превратно истолковать произведения советской литературы, если есть малейшая «закавыка».

Последнее время у нас многие (и читающие, и пишущие) увлекаются западной фантастикой. Знать ее надо. Однако нельзя ее принимать бездумно.

Американский фантаст Рэй Бредбери утверждает, что фантаст — это человек, отрицающий современное ему общество и борющийся с ним средствами своего жанра. Бредбери — прекрасный писатель. Я горжусь, что представил советским читателям его повесть «451° по Фаренгейту». Он честно противостоит современному ему капиталистическому строю Америки, несмотря на то, что фашиствующие рокуэлловские молодчики сожгли его дом. Однако можно ли позицию Бредбери, его методы механически переносить в советскую литературу?

Некоторые теоретики нашей так называемой «философской» фантастики еще недавно допускали, что можно осуждать выдуманное инопланетное общество или общество другого тысячелетия, и это просто будет антиутопией, предупреждением. Важна лишь «философская глубокомысленность» (не обязательно марксистская). Иначе говоря, некая абстракция, не имеющая конкретного социального адреса. Немудрено, что при таком подходе фантастику порой заносит далеко в сторону. И потому наряду с резкой критикой таких «заносов» (о чем уже шла речь в «ЛГ»), все чаще раздаются призывы о «правильном» толковании «адресности». Но читатель зачастую открывает книгу задолго до появления критической статьи. А самое главное состоит в том, что само произведение должно быть ясно по мысли и не нуждаться в дополнительных толкованиях. А когда этого нет, читатель блуждает в фантастических потемках.

Повторяю: фантастика — зеркало действительности. И не случайно некоторые западные фантасты, заглядывая в «будущее», видят там все тех же капиталистов, все тех же гангстеров, все тех же полицейских, но уже не в «кадиллаках» и «шевроле», а в космических ракетах. В лучшем случае это гипертрофированное изображение действительности, которое должно отвратить от нее читателя.

В заключение несколько слов о «Библиотеке современной фантастики». Читатели были вправе ожидать наиболее полного отражения в «Библиотеке» в первую очередь произведений советских писателей. Так почему же из пятнадцати вышедших томов одиннадцать предоставлены зарубежным авторам? Естественно, не все зарубежные произведения плохи, мы найдем среди них и Бредбери, и Азимова, и Кларка. Но вот читаю в восьмом томе роман «День триффидов». Автор его Джон Уинден не без таланта рассказывает, как в коммунистическом Советском Союзе была выведена некая масличная культура, семена которой в результате авиационной катастрофы рассеялись по всему свету. А в это время пролетает комета и все человечество слепнет. И вот тут-то «зловредные семена» из коммунистической страны дают себя знать. Они вырастают в треногие растительные чудища, которые губят цивилизацию не ко времени ослепшего человечества. Боюсь, что символика произведения — безразлично вольная или невольная — ясна и без расшифровки эзопова языка, присущего некоторым произведениям фантастики. Удивительно лишь, как наше прославленное молодежное, издательство «ослепло без участия кометы», не увидев за романтикой повествования его сущности.

Фантастика не может быть «надклассовой». Оставаясь всегда «зеркалом современности», она в любой условной ситуации продолжает отражать всю сложность классовых противоречий и идеологической борьбы.

Потому из всех направлений научной фантастики нам надо выбирать те, которые помогают воплощению нашей мечты о коммунизме.


«Литературная газета» № 44 от 29 октября 1969 года, стр. 5.

P.S. Предыдущими выступающими были писатель Геннадий ГОР и доктор филологических наук Андрей БЕЛОУСОВ.





612
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение8 июня 20:14
Клокочущая пустота...


Ссылка на сообщение8 июня 20:17
Казанцев (ТМ) напоминает нам о бдительности!
:-)


Ссылка на сообщение8 июня 20:25
Советской фантастике не повезло так как советскому кино — не было заказов от государства, аналога «по заказу Гостелерадио СССР». Поэтому хороших книг у фантастов не получилось.

цитата
Как ни смешно, но раньше существовали тематические планы, которые мы проклинали. Должен быть фильм про советскую армию, про крестьян, про рабочих, про рабочих и крестьян. Но все, конечно, норовили снимать про интеллигенцию. И когда приходил молодой режиссёр, его вынуждали снимать про рабочий класс. И получились такие шедевры как «Высота», «Весна на Заречной улице» — дебют Марлена Хуциева. «Иван Бровкин», «Максим Перепелица» — это всё заказные фильмы, их заставляли снимать.
Владимир Меньшов
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июня 10:41
цитата fasw98
Поэтому хороших книг у фантастов не получилось.
Ну почему не получилось? Просто ее ( фантастики) было мало.А так Стругацкие вот до сих пор издаются) Булычев)
 


Ссылка на сообщение10 июня 13:42
Почему не получилось и так понятно — из-за глупости и трусости фантастов.
Советская фантастика должна была создать образ светлого будущего. А это светлое будущее по-сути то же общество, но более справедливое. А справедливое значит в нём люди живут по более справедливым законам. То есть по тем законам, которые ещё не приняты настоящим СССР и надо бы КПСС их принять. Вот тут-то фантасты и слились. Они придумать такие законы не смогли, а если бы придумали, то струсили бы предложить их принять даже в художественной книге.
Тут была статья критика Ревича, где он поиздевался над писателями Абрамовыми, за то как они выкручивались лишь бы не давать образ жизни коммунистического завтра:
цитата
Потом Абрамовы перебрасывают своего героя в мир, который обогнал нас на столетие. Ну, наконец-то авторы получили прекрасную возможность – сейчас они опишут коммунистическое завтра. Одна эта глава во многом оправдала бы накладные расходы, которые потребовались, чтобы до нее добраться. Но – поразительное дело! – авторы не хотят воспользоваться этой возможностью, откровенно уходят от нее, поместив своего героя в больничную палату, откуда многого не увидишь. Итак, истрачено четыре печатных листа, а результат? Что получил читатель?
Так что фантасты сочиняли свободно, поэтому трусили давать подробности жизни в будущем. Ну а если бы был заказ госорганизации, то естественно вся ответственность легла бы на эту организацию. Но, упс, никто им ничего не заказывал. Отсюда все эти дискуссии о том какой должна быть фантастика, это попытки фантастов оправдать себя.
 


Ссылка на сообщение10 июня 14:00
цитата fasw98
А справедливое значит в нём люди живут по более справедливым законам. То есть по тем законам, которые ещё не приняты настоящим СССР и надо бы КПСС их принять. Вот тут-то фантасты и слились. Они придумать такие законы не смогли, а если бы придумали, то струсили бы предложить их принять даже в художественной книге.
Дело в том что людям читать о конфлимктах. а еслди все справедливо все хорошо. то.. о чем собственно читать?Люди так устроены. им нужен драйв. Приключения. Что в иизбытке давала западная фантастика.А вот наша.. Не очень.Все таки фантастика это развлечение в первую очередь.
цитата fasw98
Ну а если бы был заказ госорганизации, то естественно вся ответственность легла бы на эту организацию.
Тонее давать заказ почетче. Ибо ВСЯ литература в СССР это гос заказ) Ибо издавалась государственными издательствами.Потому что практически до двухтысячных. вся литература это заказ издательств. Ибо без них.. Нет ну самиздат был конечно) Вот в чем еще преимущество западной фантастики. там заказчиков просто больше. Больше заказчиков. Больше разнообразия. Больше шансов что читателю что то ОЧЕНЬ понравится.
 


Ссылка на сообщение10 июня 14:20
цитата просточитатель
Дело в том что людям читать о конфлимктах. а еслди все справедливо все хорошо. то.. о чем собственно читать?
Это и должны придумать как описать авторы фантастики, а не прикидываться непонимающими как вы. Например, читать о том как добиваются и поддерживают справедливость. Это и есть конфликт.
цитата просточитатель
Ибо ВСЯ литература в СССР это гос заказ) Ибо издавалась государственными издательствами. .
Настолько бредово, что нет слов.
цитата просточитатель
Вот в чем еще преимущество западной фантастики. там заказчиков просто больше. Больше заказчиков. Больше разнообразия. Больше шансов что читателю что то ОЧЕНЬ понравится.
Западная фантастика удивляет как раз своим однообразием. Вроде миллиард с лишком только англоязычных жителей, множество подконтрольных стран, «мировое сообщество» на новоязе Оруэлла, а думают все как под копирку.
 


Ссылка на сообщение10 июня 14:33
цитата fasw98
Настолько бредово, что нет слов.
Почему? Вот большинство ранней американской фантастики это заказ человека по имени Кембелл. Владелец издательства мог целиком формировать то что ему присылают.Это естесственно.


Ссылка на сообщение8 июня 20:27
Опытный закалённый боец идеологического фронта. И Ленина процитировал, и насчёт коварных идейных врагов предостерёг, и капиталистическую Америку лягнул, и редакторов БСФ за поклонничество перед Западом отчитал. Мимоходом даже Агату Кристи в антисоветских настоениях уличил. При этом не забыл в очередной раз поведать про любимый Тунгусский метеорит и намекнуть на собственную гениальную прозорливость. Мастер!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 июня 21:18
Товарищ Казанцев строго следовал линии Партии. И потому был скучен и зануден.
 


Ссылка на сообщение8 июня 21:28
ну, справедливости ради, «Фаэты» читались в детстве запоем и на них в библиотеке очередь была. Меня, например, записали в очередь двенадцатым. Причем это была не детская, там Фаэты только в читальном зале были, а профсоюзная библиотека.
А «Полярная мечта» спокойно на абонементе на полке стояла.


Ссылка на сообщение8 июня 20:28
А что это за «рокуэлловские молодчики»?


Ссылка на сообщение8 июня 20:47
Большое спасибо! Очень любопытно. С главным тезисом статьи невозможно не согласить. Фантастика — зеркало действительности. Очень симптоматично, что эта острая полемика развернулась, когда решалось будущее страны. В ней сильные и слабые стороны советского строя, как на ладони, видны. В исторической перспективе, конечно.
Авторам статей, конечно, казалось, что они более локальные, хотя и важные проблемы решают. Но нет — обсуждали важнейшие! И современный социолог-когнитивист много материала найдет в этой полемике, с участием крупнейших умов, для доклада о том, почему в итоге СССР проиграл ментальную, или психоисторическую, войну Западу.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июня 10:37
цитата vfvfhm
И современный социолог-когнитивист много материала найдет в этой полемике, с участием крупнейших умов, для доклада о том, почему в итоге СССР проиграл ментальную, или психоисторическую, войну Западу.
Ну что касается фантастики. Ее было МАЛО. Совсем мало.несерьезно мало. а развлекательной вообще почти не было. я понимаю почему могли запрещать многое из западной фантастики. но ведь нас.. что говорить если например на Гриаду ( да образец не из лучших) просто обрушились. а ведь это как ни странно был образец космоперы) Мало ее было совсем.. Люди как боги Снегова.. И.. Все?
цитата
Последнее время у нас многие (и читающие, и пишущие) увлекаются западной фантастикой. Знать ее надо. Однако нельзя ее принимать бездумно.
а советская фантастика была? нет она конечно была. Но прочитать ее можно..за месяц целиком) В том то и дело. Если вы конкурируете с западной фантастикой. Так дайте ВАЛ! правило Старджона конечно.. Но 5% от 100 книг и 5% от 10000 книг это совсем иные 5%!


Ссылка на сообщение9 июня 01:11
Александр Петрович был сильно недоволен тем, что в БСФ его включили всего лишь рассказом, а не отдельным томом. Вот и прошелся по серии. Мне никогда особо не нравились его фантастические произведения, не шли, хоть я пытался прочитать и «Пылающий остров», и «Арктический мост», а они у меня есть в первых изданиях ( в других вариантах — тоже), даже «Фаэты» как-то вяло шли, но его мемуары «Фантаст» — великолепны. И сам по себе он был очень интересным человеком.


Ссылка на сообщение9 июня 07:07
Что же, мечта о коммунизме осталась невоплощенной. Научная фантастика!


Ссылка на сообщение9 июня 09:03
Спасибо!


Ссылка на сообщение9 июня 23:39
цитата
Бредбери — прекрасный писатель. Я горжусь, что представил советским читателям его повесть «451° по Фаренгейту». Он честно противостоит современному ему капиталистическому строю Америки, несмотря на то, что фашиствующие рокуэлловские молодчики сожгли его дом.

Действительно, что это за пожар?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июня 04:20
КАЗАНЦЕВ перепутал. В 1969 году пожар был не в доме Рэя Брэдбери, а в доме уже давно умершего однофамильца — Льюиса Леонарда Брэдбери. Это был особняк в Лос-Анджелесе в викторианском стиле. Он был расположен на юго-западном углу North Hill Street и Court Street, в районе Банкер-Хилл в центре Лос-Анджелеса и был известен как Castle (его также называли Bradbury Mansion Hill St, то есть «Дом Брэдбери»). Сохранилось несколько его фото. Он к этому времени изрядно обветшал – никто там уже не жил. Стоял вопрос о сносе. Но было принято решение переместить как памятник истории в создаваемый тогда Heritage Square Museum (Музей Площадь Наследия), куда стали переносить викторианские дома города. Что и было сделано в марте 1969 года. Была даже организована кампания по сбору средств на восстановление дома. Но в октябре 1969 года Castle был уничтожен пожаром, устроенным вандалами. Los Angeles Times сообщала тогда, что дом подвергся вторжению вандалов и молодежи, которые использовали его для вечеринок с момента его переноса. Более известен небольшой Salt Box, стоявший рядом в Банкер-Хилл, перенесенный в Heritage Square Museum и горевший одновременно с Castle.
 


Ссылка на сообщение10 июня 08:49
Спасибо, любопытно.
Страницы: 12

⇑ Наверх