На рынке существует огромная ниша литературных конкурсов. Есть платные конкурсы, а есть те, где можно поучаствовать бесплатно. Однако и те, и другие подобные мероприятия имеют свои недостатки. И об этом я бы хотел с вами поговорить...
По-сути, все издательства (от традиционных — до издательств, работающих в нише самиздата) формируют те или иные конкурсы писателей или поэтов. Информацию об этих конкурсах вы можете найти в интернете, в свободном доступе.
Однако, я очень редко принимаю в них участие и на это есть несколько причин:
Междусобойчик. Ещё Крылов, в своих знаменитых баснях, заметил следующую тенденцию: издательства предпочитают в качестве призёра — победителя того или иного конкурса, видеть тех, кто приносит им максимальную прибыль, тоесть платит деньги за ту или иную услугу. В связи с этим издательства фильтруют участников конкурсов ещё до его начала (на этапе модерации) по типу свой — чужой и любыми способами исключают варягов из списков претендентов на победу, особенно если книга заслуживает внимания. Обычно, они дают неправильные ссылки на загрузку информации о том на основании чего конкурсная комиссия может недопустить вас до участия в конкурсе или исключают вас не объясняя причины такого отказа... Не хочется приводить примеры, если будете работать в этой нише — поймёте о чём я пишу.
А судьи кто? Довольно часто издательства приглашают на роль судей нечистоплотных или малоизвестных писателей и поэтов, которые приследуют свои, узкокорыстные интересы и не учитывают мнения большинства читателей. Посмотрите, кто оценивает ваш труд и если фамилия вам не знакома, то это повод задуматься о своём участиии в том или ином конкурсе...
А в чём собственно польза от участия для писателей в подобных мероприятиях? Если конкурсы признаны общественностью, то польза от участия в них — очевидна, это приток новых читателей, а если мы рассматриваем заштатный конкурс рядового издательства, то польза от участия в нём далеко не очевидна. Такое участие, как правило, приводит к потере своего свободного времени, которое ты бы мог потратить более эффективно.
Что делать с негативом? Иногда, принимая участие в литературных конкурсах можно столкнуться с откровенным хамством и, вместо того, чтобы получить удовольствие от участия в том или ином мероприятиии, вы вступаете в перепалку с модераторами. Особенно часто это происходит на тех литературных площадках где соревнуются поэты, там подобное хамство — стало нормой. Хочется отметить, что это самая плохая ситуация, через этих недальновидных людей вы можете испортить своё отношение с издательством и этот негатив может продлиться на несколько лет, пока тот или иной человек не покинет его стены.
Есть более эффективные способы продвижения книг. Не нужно думать, что участие в литературных конкурсах изменит к вам отношение читателей. Чтобы вами заинтересовались — нужно много с ними работать и конкурсы это лишь один из элементов такой работы, причём не самый главный. Старайтесь больше общаться со своей читательской аудиторией. Именно читатели формируют мнение о том или ином писателе. Чем больше вы будете общаться с людьми напрямую, минуя посредников, тем лучше.