Техника и фантастика детского


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» > Техника и фантастика детского писателя Юрия Сотника. Повесть "Машка Самбо и Заноза"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Техника и фантастика детского писателя Юрия Сотника. Повесть «Машка Самбо и Заноза»

Статья написана 6 июля 12:03

Я написал о нескольких фантастических произведениях писателей Юрия Сотника и Юрия Томина (см., например, мои материалы «"Шёл по городу волшебник": фантастическая повесть Юрия Томина и кинофильм по её мотивам» или «"Эликсир Купрума Эса". Фантастика в повести Юрия Сотника начинается не сразу...») и теперь никак не могу расстаться с этими "детскими" авторами, пишу здесь уже и об их нефантастических произведениях. Прошу меня понять и простить. Оказалось, что погружение в атмосферу детства — это одновременно и грустно, и приятно, и затягивает. Детство до сих пор не хочет меня отпускать, а Юрий Сотник и Юрий Томин писали как раз о тех временах, когда я был школьником. Их проза очень достоверно передаёт настроение ушедших лет, их вещи, даже фантастические, создают ощущение реальности происходящего. Оба писателя были людьми талантливыми, неспроста их произведения до сих пор переиздаются. И даже иногда экранизируются.



Юрий Сотник. Вовка Грушин и другие. — М.: Детская литература, 1974 г. Тираж: 100000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Е. Медведева. В этот авторский сборник Ю. Сотника вошла и повесть "Машка Самбо и Заноза".



Я намерен написать ещё парочку обзоров, посвящённых творчеству вышеупомянутых авторов, а потом обязательно займусь другими писателями. Не исключено, что тоже детскими, и тоже из нашего прошлого. Должен признаться, что виртуальная реальность, которая неистово эксплуатируется в произведениях многих современных фантастов, порядком меня утомила. Заочные приключения героев в искусственных мирах, созданных компьютерами, перестали меня впечатлять. Судите сами: ты, уходя от действительности, читаешь фантастический роман, а герои этого романа, не живут в своей фантастической действительности, а тоже, в свою очередь, уходят от неё и начинают существовать в некоей виртуальности. Получается какая-то двойная симуляция. А я с детства не любил фантастику, в которой все волшебные события, происходящие с героем, впоследствии оказываются его сном или, ещё хуже, бредом. Это банально. Читатель, подобный мне, хочет реальных фантастических приключений и не важно, что это оксюморон.



Рисунок Игоря Блиоха к повести А. Ломма "Дрион" покидает Землю" в "Пионерской правде".


Фантастике прошлых лет была присуща другая крайность. Авторы опишут что-нибудь впечатляющее, а потом норовят поскорее уничтожить все следы описанных событий: утопят Атлантиду вместе с её высокоразвитой цивилизацией; раздробят на мелкие кусочки планету Фаэтон вместе с неосторожными фаэтонцами; без остатка взорвут над тайгой звездолёт чужих (Тунгусский метеорит) вместе с экипажем. А могут, как в фантастическом романе Александра Ломма "«Дрион» покидает Землю" (1974), устроить катастрофическое столкновение над горным массивом Высокие Татры авиалайнера (причём — пассажирского), с инопланетным шарообразным космическим кораблём ("Дрионом"). Землянин Юрий Карцев, посетивший на этом чудесном "Дрионе" далёкую планету Ариулу и вернувшийся, "чтобы помогать своим братьям строить новую жизнь", гибнет, не успев ничего толком рассказать про свою галактическую одиссею. Надо бы про этот роман написать: никак нельзя оставлять без внимания любимое многими фантастическое произведение из пионерского детства и его автора — чеха Вацлава Кличку (писавшего под псевдонимом Александр Ломм) с любопытной судьбой.



Заставка художника Льва Смехова к повести "Ночной орёл" в "Пионерской правде".



Далее в материале:

• Фантастика (Александр Колпаков и Александр Ломм) в «Пионерской правде».

• "Машка Самбо и Заноза" – «приключенческая научно-фантастическая детективная» повесть Ю. Сотника.

• "«Архимед» Вовки Грушина" и другая техника в творчестве и жизни писателя Юрия Сотника.

• Диафильмы по рассказам Юрия Сотника рисовал художник Лев Смехов.

• Исследователи, искатели и изобретатели в произведениях Юрия Сотника.

• Экранизации рассказов Юрия Сотника. Козлы и подводные лодки.

Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/aGBkghdziAwchKH6





545
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщениепозавчера в 09:50
цитата
Должен признаться, что виртуальная реальность, которая неистово эксплуатируется в произведениях многих современных фантастов, порядком меня утомила. Заочные приключения героев в искусственных мирах, созданных компьютерами, перестали меня впечатлять. Судите сами: ты, уходя от действительности, читаешь фантастический роман, а герои этого романа, не живут в своей фантастической действительности, а тоже, в свою очередь, уходят от неё и начинают существовать в некоей виртуальности. Получается какая-то двойная симуляция. А я с детства не любил фантастику, в которой все волшебные события, происходящие с героем, впоследствии оказываются его сном или, ещё хуже, бредом. Это банально. Читатель, подобный мне, хочет реальных фантастических приключений и не важно, что это оксюморон
Виртуальные миры вполне «реальны»)) Не меньше чем наша реальность. В фантастике которые понятно)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениевчера в 00:07
Опять вы...

Нет.
Виртуальные миры называются виртуальными потому, что они — не реальны.

В фантастике реальны, например, параллельные миры. А виртуальные миры даже в фантастике — это искусственно созданная среда, построенная при помощи компьютерных технологий. Герои лежат в каких-нибудь ящиках или сидят в креслах в шлемах виртуальной реальности, опутанные специальными устройствами, имитирующими ощущения. Они как бы участвуют в приключениях, но заочно. Максимум — своим сознанием, их задница, грубо говоря, остаётся в кресле. Я не хочу читать книги про их виртуальные приключения. Надоело.

Современная фантастика всё это ещё больше усложняет, например, заселяя виртуальные миры электронными сознаниями (личностями) умерших людей и т. п. Мне скучно разбираться с проблемами, волнующими виртуальных покойников.
 


Ссылка на сообщениевчера в 00:11
то что лично вам скучно. каждый имеет право) Однако я именно о том что виртуальность нереальна..
цитата Lartis
Герои лежат в каких-нибудь ящиках или сидят в креслах в шлемах виртуальной реальности, опутанные специальными устройствами, имитирующими ощущения. Они как бы участвуют в приключениях, но заочно. Максимум — своим сознанием, их задница, грубо говоря, остаётся в кресле. Я не хочу читать книги про их виртуальные приключения. Надоело.
Вы описали... Фильм Аватар)
 


Ссылка на сообщениевчера в 00:17
Вы очень невнятно выражаете свои мысли, я вас просто не понимаю.
Больше не буду даже пытаться отвечать.

Что касается фильмов — от них я не отказываюсь.
Я не отказываюсь и от виртуальной реальности (могу надеть шлем).
Я не хочу ЧИТАТЬ про то, что чувствуют другие в виртуальной реальности.
 


Ссылка на сообщениевчера в 00:28
цитата Lartis
Вы очень невнятно выражаете свои мысли, я вас просто не понимаю.
Больше не буду даже пытаться отвечать.
Извините что непонятно.. Постараюсь понятнее. Вы описали сюжет фильма Джеймса Кемерона Аватар. Там главный герой реально лежал «опутанный проводами». Планета Пандора для него.. И есть виртуальность!
 


Ссылка на сообщениевчера в 00:41
цитата
Виртуальные миры вполне «реальны»)) Не меньше чем наша реальность. В фантастике которые понятно)


цитата
Однако я именно о том что виртуальность нереальна..


Я так и не понял из двух предыдущих ваших комментариев — вы мне оппонируете по поводу нереальности виртуальных миров или соглашаетесь со мной.

В «Аватаре» герой реально управляет реальным чужим телом. Мир Пандоры — реальный.
И для героя. И, между прочим, для зрителя.

А теперь я выполняю обещание — более не отвечать))


⇑ Наверх