Владимир Ларионов Фантаст


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Владимир Ларионов "Фантаст Ломм о вечном здоровье и бессмертии. Писатель Александр Ломм, часть 4-я"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Владимир Ларионов «Фантаст Ломм о вечном здоровье и бессмертии. Писатель Александр Ломм, часть 4-я»

Статья написана 3 августа 15:39

Чтобы не копировать уж совсем полностью статью известного действующего фантастиковеда. что в общем-то, нехорошо, позволю себе только текст для личного пользования, а полностью статья находится на Дзене по названию.

https://fantlab.org/blogarticle92281

План статьи:

• Прибыв на остров 25-метровым великаном, через полгода Дик становится 40-метровым исполином весом в 85 тонн с разумом восьмилетнего ребёнка...

• Рассказ "Черти в кузнице" — незамысловатая литературная поделка.

• "Последней умирает собака": пожелание смерти другому человеку (высказанное даже без особой ненависти, между делом) немедленно сбывается…

• Авторы энциклопедии "Кто есть кто" зря наградили писателя Ломма презрительной характеристикой…

• В умах юных читателей "Пионерской правды" 1960-1970-х гг. Ломм с "Ночным орлом" и "Дрионом" своё особое фантастическое место занял прочно.

• Рассказ "Конец короля крокодилов": тропические острова, крокодилы, исследователи морских звёзд и зелёные нацистские недобитки.

• Аркадий Стругацкий о рассказах Александра Ломма.

• Рассказ Ломма "Скафандр Агасфера" написан с «мрачной и восторженной убедительностью».

• Проблемы регенерации, клонирования, вечного здоровья и бессмертия явно волновали Александра Ломма.

• Последнее произведение Александра Ломма, вышедшее в Советском Союзе.

Продолжим наш разговор о чехе Александре Ломме, который какое-то время считался полноценным советским фантастом: и по стране рождения, и по стране проживания, и по идейному содержанию своих произведений. И даже — по их классификации: например, в монографии Б. В. Ляпунова "В мире фантастики" (1975) произведения Александра Ломма размещены в библиографическом разделе "Советская фантастика".

Авторские книги Александра Ломма в моей библиотеке. Три издания (кроме "Дриона") — прижизненные.

Записки о творчестве писателя в своём предыдущем материале я продолжил разбором военно-фантастической повести Ломма "Ночной орёл", печатавшейся в газете "Пионерская правда" в 1965-1967 гг., позднее — опубликованной в одноименном авторском сборнике Ломма, изданном Детлитом в 1973 году. Что ещё вошло в состав авторского сборника Александра Ломма "Ночной орёл"? Попробую перечислить и прокомментировать произведения в порядке, указанном в содержании книги (см. фото ниже).

Содержание авторского сборника А. Ломма "Ночной орел" (Детская литература, 1973 г.).

1. Повесть "Ночной орёл". Связанные с ней нюансы мы недавно обсудили. И газетный, и книжный варианты этой повести ценны по-своему. При этом сильно отличаются друг от друга. Чем? Читайте мой предыдущий материал "Ночной орёл": версии. Ломм и Аркадий Стругацкий. Фантаст Александр Ломм. Часть 3-я".

Шмуцтитул к разделу "Повести и рассказы" в авторском сборнике А. Ломма "Ночной орёл" (1973). Художник Л. Фалин.

2. Приключенческая повесть "В тёмном городе", впервые опубликованная в десятом выпуске -альманаха "Мир приключений" (1964). О ней я тоже писал в своих предыдущих материалах о Ломме. Родители шестнадцатилетнего пражанина Мирека Яриша арестованы, гестапо разыскивает их сына. Юные подпольщики и подружка Мирека Оленька спасают подростка. Повесть для первой публикации в альманахе "Мир приключений" редактировал Аркадий Стругацкий.

3. В основе повести «Удивительные превращения Дика Мюррея» — фантастическое открытие — чудодейственный препарат, делающий человека бессмертным. Биологическое бессмертие обеспечивается специальным составом, способствующим вечному и непрекращающемуся делению клеток человеческого организма. Учёный Томас Мюррей, создавший препарат, перед смертью тайно делает своему четырёхлетнему сыну Дику инъекцию, после которой мальчик начинает расти буквально не по дням, а по часам.

Заставка к повести «Удивительные превращения Дика Мюррея» из авторского сборник А. Ломма "Ночной орёл" (1973). Художник Л. Фалин.

Согласно расчётам покойного Мюррея-старшего предполагалось, что люди, принимающие чудесное средство (его назвали мюрреин), будут жить вечно и достигать предельного роста в 2, 5 метра, но куда там... Дик растёт как на дрожжах. Государству пришлось создавать Комиссию по изучению Ричарда Мюррея (КИРМ), а к моменту, когда рост Дика достиг 20 метров, а вес — 18 с лишним тонн, мальчика (ему исполнилось 7 лет) было решено переселить на остров, специально выделенный правительством для содержания необычного ребёнка и проведения всех необходимых сопутствующих научных наблюдений. Между тем Ричард Мюррей продолжает расти... Прибыв на остров 25-метровым великаном, через полгода он становится 40-метровым исполином весом в 85 тонн с разумом восьмилетнего ребёнка. В повести изложена хроника "превращений" Дика Мюррея, описание происков его врагов и бескорыстной помощи друзей, приправленное приключениями малолетнего гиганта с последующим научно разработанным его спасением...

Заставка к рассказу "Черти в кузнице" из авторского сборника А. Ломма "Ночной орёл" (1973). Художник Л. Фалин.

4. Рассказ "Черти в кузнице" — незамысловато-милая литературная поделка с разгадкой зловещего ночного красного мерцания и бряцания железа о железо, а так же выявление тех, кто орудовал за полночь в заброшенной кузне деревни Грашки, пугая сельчан. Один из героев рассказа — священник Халупа. На этот раз автор вершит судьбу представителя церкви с юмором и любовью — совсем не так беспощадно, как он это делал в антиклерикальном романе-памфлете "Исполин над бездной".


Заставка к рассказу "Последней умирает собака" из авторского сборника А. Ломма "Ночной орёл" (1973). Художник Л. Фалин.

5. Действие следующего рассказа сборника "Последней умирает собака" происходит как раз во вселенной романа "Исполин над бездной". В рассказе упоминается Марабранское побережье, а у Ломма, как мы уже знаем, была фантастическая повесть "Чудо в Марабране" (1964), которая в доработанном виде и с кардинальным изменением участи главного героя, вошла в роман Ломма "Исполин над бездной" (стала его второй частью). В рассказе "Последней умирает собака" при бурении сверглубокой скважины в Бриксольской долине происходит выброс странного розового газа, окутавшего окрестности и ближайшее к месту проведения работ горное селение Тарольгу. Под воздействием этой субстанции зелёные растения становятся голубыми или фиолетовыми, а люди — смуглыми. При этом с надышавшимся газом человеком происходит нечто невероятное: его пожелание смерти другому человеку (высказанное даже без особой ненависти, между делом) немедленно сбывается. Это касается и собак. В том плане, что они дохнут, если им того пожелать. Сами-то собаки пожелать смерти кому-нибудь не догадываются. До убиения прочей живности в рассказе дело не дошло, а могло бы...

Александр Ломм (20.11.1925-30.11.1993).

Чем всё закончилось — пересказывать не стану, поделюсь другими своими соображениями. И рассказ "Последней умирает собака", и ряд других фантастических произведений Александра Ломма убеждают меня в том, что авторы энциклопедии фантастики "Кто есть кто" (1995) перестарались (или, наоборот, недоглядели) наградив на 348-й странице своего фолианта писателя Александра Ломма презрительной характеристикой: "Л. известен неск. произв. заурядной приключенческой и сатирической НФ". Возможно, Ломм не блистал особенной стилистической отточенностью своих текстов, возможно был в чём-то чересчур наивен и простодушен, но уж "заурядными" большинство доступных нам его сочинений никак не назовёшь.

Энциклопедия фантастики. Кто есть кто. — Минск: Галаксиас, 1995 г. Тираж: 10000 экз.

Фантастические произведения Александра Ломма, на мой взгляд, достаточно разноплановы и неординарны: писатель каждый раз ухитряется описать чудесное открытие или придумать некую странную ситуацию (то, что часто называют фантастическим допущением) и накрутить вокруг этого допущения массу приключений и происшествий. Иногда, будем объективны, чересчур уж фантастических. Я, например, в толк не возьму, как летающие, но вполне обычные муравьи в рассказе "Муравьиный царь" "съели" стальную башню в Праге.

Рисунок художника Г. Филипповского к рассказу А. Ломма "Муравьиный царь" из журнала "Пионер" №2 за 1965 год.

Тем не менее, подобный творческий недостаток заурядностью называть я бы не стал. Это нечто другое, чему больше подходят слова: разгулявшееся воображение, преувеличение с целью пущей выразительности, потеря границ достоверности. Кстати, знатоки должны помнить, что братья Стругацкие в своё время настоящую фантастику определяли как "чудо, тайна, достоверность". Сам Александр Ломм когда-то признался: "Писать в СССР в качестве иностранца, в то время как в НФ-литературе шел массовый рост в этом жанре, и соперничать с такими мастерами, как Ефремов, Адамов, Немцов, братья Стругацкие, Днепров и десятки других, было трудно. Тем не менее, я опубликовал три книги и несколько десятков новых коротких рассказов". (Фото обложек упомянутых писателем трёх авторских книг, опубликованных в СССР, см. на самом первом фото этой статьи, все они есть в моей библиотеке). Таким образом, фантаст Александр Ломм с другими фантастами Советского Союза всё-таки соперничал. И какое-то время — вполне успешно. По крайней мере, в неокрепших умах юных читателей "Пионерской правды" 1960-1970-х годов Ломм с "Ночным орлом" и "Дрионом" своё особое фантастическое место занял прочно.

Заставка к рассказу "Конец короля крокодилов" из авторского сборника А. Ломма "Ночной орёл" (1973). Художник Л. Фалин.

6. В рассказе "Конец короля крокодилов" речь снова о чудесном изобретении. Профессор Пауль Рихтер и его помощник Вернер Штарк — участники экспедиции по изучению морских звезд на индонезийской Сумбаве, — сталкиваются с категорическим отказом туземцев везти их на атолл Пулау-Буайя (Остров Крокодилов), где они собирались продолжить исследования: аборигены до смерти боятся короля крокодилов, который является им в обличии ужасного зелёного человека... Далее Ломм разворачивает уже привычную схему — набор неожиданных проблем и побочных явлений, связанных с чудесным изобретением. Учёный, придумавший состав "Бериоль", намеревался использовать его для защиты организма человека от любых бактерий и вирусов, но препарат отпугивает не только микроорганизмы, но вообще всё живое, включая людей, да ещё и окрашивает принявшего "Бриоль" в зелёный цвет. Фантастическая суть произведения усилена приключенческим антуражем: тропические острова, крокодилы, зелёные нацистские недобитки...

Аркадий Стругацкий пишет: "О рассказах «Конец короля крокодилов» и «Последней умирает собака» много говорить не приходится. Вернее, о них так же трудно говорить, как, скажем, о рассказах Уэллса «Клад», «Остров Эпиорниса», «Морские пираты» и так далее. В центре повествования такого рода произведений стоит не человек, а событие, отраженное в сознании человека, и успех или неуспех повествования зависит не столько от личности обладателя отражающего сознания, сколько от оригинальности и необычности отражаемого события. «Конец короля крокодилов» и «Последней умирает собака» достаточно интересны по описанным в них событиям и написаны на вполне среднем художественном уровне. Большего от них и не требуется. Полагаю, если они и не украшают сборник, то уж во всяком случае не портят его. Ничто не мешает надеяться, что юный читатель прочтет их с интересом".

Рисунки художника В. Чернецова к рассказу А. Ломма "Скафандр Агасфера" в "Искателе" (№6, 1966).

7. Произведение, завершающее сборник "Ночной орёл" — рассказ "Скафандр Агасфера" — было впервые опубликовано в 6-м выпуске альманаха "Искатель" за 1966 год. Эта вещь, как видно по отзывам прочитавших её в детстве, ошеломляюще действовала на юных читателей, заставляя их по-новому смотреть на, казалось бы, заманчивое и такое желанное человеческое бессмертие. Я разобрал этот рассказ в материале "Фантаст Александр Ломм. Часть 2-я. Конец 1960-х: публикации в периодике, возвращение Ломма в СССР". Кстати, Аркадий Стругацкий в своей внутренней рецензии на авторский сборник Ломма отмечает: "Рассказ «Скафандр Агасфера» и по художественному уровню, и по идейно-философской силе, заключенной в нем, можно назвать полной противоположностью «Восстанию муравьев»..." На всякий случай, поясню: в авторский сборник Ломма предполагалось включить и рассказ "Восстание муравьев", известный нам, как "Царь муравьёв". Я писал о нём статье "Александр Ломм — очень советский фантаст и очень русский чех. Биография Ломма: вымысел и правда".

Рисунок художника В. Чернецова к рассказу А. Ломма "Скафандр Агасфера" в "Искателе" (№6, 1966).

А. Н. Стругацкий, анализируя рассказ Ломма "Скафандр Агасфера", продолжает : "Не говоря уже о профессиональной точности, с которой выписаны оба образа главных героев, не говоря уже о хорошо выдержанной с начала до конца своеобразной «притчевой» интонации, сама идея рассказа без преувеличения достойна автора «Шагреневой кожи». Ломм берет противоположную бальзаковскому сюжету крайность уравнения «желания — возможности» и с какой-то мрачной и восторженной убедительностью раскрывает ее. Именно о произведениях, выполненных таким образом, говорят: «Просто и здорово». Работа редактора сведется здесь к вымарыванию некоторых шероховатостей в стиле и речевых оборотах действующих лиц".

Книги А. Ломма "Исполин над бездной" (1967) и "Ночной орёл" (1973)

Проблемы регенерации, клонирования, вечного здоровья и бессмертия явно волновали Александра Ломма. Я заметил, что эти темы фигурируют в ряде его фантастических произведений. «Преступление» доктора Эллиотта» (1961) – регенерация, клонирование; «Удивительные превращения Дика Мюррея» (1973) – вечное здоровье, бессмертие, «Конец короля крокодилов» (1973) – здоровье; «Скафандр Агасфера» (1966) – бессмертие. В центре романа Ломма «Исполин над бездной» (1967), название которого можно расшифровать, как «всемогущий человек перед великой тайной смерти» — размышления о возможности и допустимости человеческого бессмертия. Один из героев романа (перед смертью, кстати) говорит: -«Абсолютное биологическое бессмертие будет создано в очень отдаленном будущем на принципе изоляции человека от его естественной среды, то есть от биосферы. Человек должен будет внутри своего организма создать непрерывный замкнутый круг обмена веществ, а самый организм покрыть неистребимой и неуязвимой оболочкой. В результате приобретения такого бессмертия человек избавится от необходимости есть, пить, дышать. При этом, однако, он лишится способности говорить, слышать, обонять, осязать и размножаться. Постепенно он утратит также потребность в любви, общении, познании, творчестве и эстетическом наслаждении. Он разучится желать и действовать. Он превратится в мыслящий комок изолированной материи, которая будет исключена из общего потока мироздания. Но зато он будет всегда. Пройдут миллиарды миллиардов лет, погибнет Земля, распадется в космическую пыль Галактика, а он будет вечно носиться в Пространстве без желаний, без грез, без цели... Вот что такое абсолютное бессмертие! Вы этого хотите?».

Рисунок художника Б. Резниковича к повести А. Ломма "Чудо в Марабране" (1964).

Внимательный читатель, надеюсь, заметил, что в эмоциональном монологе героя Александр Ломм фактически изложил идейный посыл своего рассказа "Скафандр Агасфера". Похоже, писатель много думал о бессмертии, а заодно — и о вечно прекрасном самочувствии и здоровье, участь струльдбругов Джонатана Свифта его явно не прельщала. Если помните, то струльдбруги у Свифта не умирают, а бесконечно продолжают стареть, превращаясь в маразматические руины человека. Бессмертие бессмысленно без вечной молодости... Что-то похожее (вечное здоровье плюс бессмертие) Александр Ломм описывает в своей повести "Удивительные превращения Дика Мюррея». Но вариант бессмертия из рассказа Ломма "Скафандр Агасфера" ужасен... Клонирование из частей тела в рассказе "«Преступление» доктора Эллиотта" лично меня тоже как-то не очень воодушевляет: ведь оригинал субъекта при этом не становится бессмертным, он умирает...

Рисунок художника И. Блиоха к повести "Дрион" покидает Землю" в "Пионерской правде" (1975).

На этом мы со сборником «Ночной орёл», пожалуй, закончим. Осталось сказать несколько слов (я это сделаю в следующей статье) о последнем произведении Александра Ломма, вышедшем в Советском Союзе на русском языке. Я имею в виду роман «Дрион» покидает Землю». Этой вещью автор навсегда простился с советскими читателями. Больше он для них ничего не написал. После завершения публикации романа в "Пионерской правде" при неизвестных мне обстоятельствах и неведомой мне причине Александр Ломм в 1978 году покинул СССР и вернулся в Чехословакию.





57
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх