В данной рубрике отражаются наиболее значимые события, затрагивающие техническую, содержательную, проектную и организационно-правовую составляющие сайта.
Почти два года этот двухтомник был в производстве и готовился увидеть свет. Недавно мы делали анонс и, хоть на пару месяцев прогадали со сроками, сегодня рады вам его представить уже в продаже. На Озоне — https://ozon.ru/t/BxgdKa3
Здесь воют стылые пронизывающие ветра, а заснеженную Пустыню бороздят огромные гусеничные ледоходы торговцев и ищущих лёгкой наживы корсаров. На дне океана, под толстой бронёй льда, мечется в кровожадном безумии порождённый древней магией гигантский Тёмный Бог. Разыскивает секреты прошлого таинственное Братство Цитадели, приближаясь к истокам того, что изменило этот мир, и постепенно теряя человечность. Рушатся рыболовецкие шахты; мерцают в толще вод загадочные огни, сжигающие человеческую плоть; несут смерть не чувствующие боли и сомнений Ледовые Гончие. Люди привыкли, давно привыкли жить без надежды.
Однако возрождается в Блуждающих Городах почти забытое движение Добрых, а в далёкой северной деревушке преследуемый Чёрными Капитанами моряк отдаёт местному мальчишке старинный компас. Артефакт, который погубит многих.
Но изменит всё.
Исконная трилогия «Ледовые корсары» прошла тщательную редактуру, некоторую реструктуризацию по оглавлению и издана в виде двухтомника: в первом томе 676 страниц, во втором — 620. В двухтомнике около 40 иллюстраций. Формат издания такой же, как в нашем "Полари" Романа Суржикова и визуально как бы продолжает серию.
Издательство: Планета Земля: Лаборатория фантастики, 2025 год, 600 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 1296 стр. ISBN: 978-5-6054104-6-1, 978-5-6054104-7-8
Комментарий: Исконная трилогия «Ледовые корсары» прошла тщательную редактуру, небольшую реструктуризацию по оглавлению и издана в виде двухтомника: в первом томе 676 страниц, во втором — 620. В двухтомнике более 30 иллюстраций. Иллюстрация на обложке О. Бабкина; внутренние иллюстрации и форзацы Д. Алексеева; виньетки и колонтитулы И. Орлова.
Содержание:
Том 1
Пролог, стр. 4-8
Компас чёрного капитана, стр. 9-378
Месть Ледовой Гончей, стр. 379-673
Том 2
Месть Ледовой Гончей (продолжение), стр. 5-178
Ледовая армия, стр. 179-599
Эпилог, стр. 600-601
Постскриптум. У тела снежного кита, стр. 602-616
Над изданием работали: Юрий Погуляй, Виктория Палитко, Светлана Позднякова, Людмила Крымова, Юлия Киреева, Дмитрий Алексеев, Олег Бабкин, Илья Орлов, Ирина Ламзина, Михаил Сараев, коллектив типографии и, конечно, ваш покорный слуга Алексей Львов.
И разрешите процитировать автора книги в его сегодняшнем посте в ВК по поводу выхода двухтомника:
цитата Юрий Погуляй
Присмотритесь к баннеру [прим.: на ФЛ]. Можно ли считать это признанием? Я, пожалуй, буду. "Ледовые Корсары" поступили в магазины. Есть люди, считающие это моим опус магнумом. Впрочем, тут мнения бывают разные :)
Итак, перед вами цикл, родившийся из рассказа. Суровый мир зимы и скрежет траков гигантских кораблей. Никаких попаданцев. Холод, боль, ошибки героев и их слабости, ведущие горячие сердца и неокрепшие умы к изменению самого мироздания. Как кто-то где-то сказал — фантастика старой школы. И вот эта история добралась до финального издания от сайта, который символизирует саму фантастику сейчас. В глобальном её понимании. Под обложкой огромное количество иллюстраций, шикарная бумага. Это долгий и кропотливый труд целой команды. Всё было совсем не так, как обычно случалось в издательствах, когда твой текст за день пробегает редактор, ты принимаешь правки и после художник набрасывает что-то с открытым и повёрнутым к читателю лицом, более менее по сеттингу. А дальше очередь из таких же авторов. В случае с Фантлабом — мы пахали. Пахали до несварения и зубовного скрежета. Резали целыми кусками. Находили неточности, добавляли контрасты, правили логические ляпы и вместе упорно шли к финишу. Два года. Художника вообще жаль, потому что переделывали рисунки постоянно, и анекдот про "там ещё правки прилетели" — воплотился в жизнь. Так что, пусть цена и кусающаяся за два тома сразу, но это действительно штучный товар и за ним титанический труд. Тут вот на самом деле можно сказать, что я-то всего лишь книгу написал, а вот они...
Сегодня было выпущено в свет обновление сайта, посвящённое блокам изданий, оцениванию произведений в изданиях и издательствам. Хотя на ФантЛабе традиционно основой библиографий являются произведения, но издания также служат важнейшими кирпичиками, из которых сложен сайт.
Блоки изданий
Блоки изданий — давно ставший привычным элемент сайта в виде списка изданий, состоящего из ячеек с обложкой книги, годом издания и языком, разделённого на несколько секций (русскоязычные, планы, периодика, иноязычные и т.д.). Эти блоки ранее можно найти на страницах отдельных произведений и всех изданий автора, но сейчас они появились ещё в одном месте, об этом ниже. Посмотрим например на блок изданий «Тёмной башни» Стивена Кинга:
Самым заметным нововведением здесь является кнопка "+ещё 77 изданий". Раньше блоки изданий всегда отображались полностью, теперь же выводится только некоторое количество последних изданий (по умолчанию 40) в каждой секции (т.е. если есть 50 русскоязычных изданий и 20 иноязычных, то скроются только 10 самых старых русскоязычных изданий, а иноязычные будут выведены полностью, т.к. их не больше 40). Остальные обложки изданий догружаются по нажатию на эту кнопку. Это сделано для оптимизации работы сервера и скорости загрузки страниц у пользователей (особенно мобильных), ведь зачастую посетители заходят на страницы произведений не для просмотра списка изданий, а например для оценивания или чтения отзывов, а им ранее всегда отгружали все миниатюры обложек, которых могло быть очень много. Так что теперь можно спокойно открывать страницу цикла об Эркюле Пуаро, без риска того, что повесятся крутящие динамо-машинку ФантЛаба хомячки или ваше устройство.
Если же вы привыкли получать по жизни всё и сразу, то не беда, есть два способа обойти эти ограничения. Во-первых, есть новая опция в пользовательских настройках "количество загружаемых сразу изданий в каждой секции", где можно выбрать "все", чтобы вернуть всё как было, а также можно выбрать "0", чтобы издания на страницах произведений подгружались только по клику. Во-вторых, на сайте появилась новая страница для всех изданий конкретного произведения, аналогичная странице всех изданий автора. Ссылка на страницу изданий доступна в навигационном меню сверху над описаниям произведения ("издания (количество)") и под собственно блоком изданий ("страница всех изданий (количество) >>"). На этой странице всегда выводятся все издания, к тому же есть разный дополнительный функционал. И ещё такая страницы с изданиями есть теперь и у журналов, так что можно легко посмотреть все внесённые выпуски конкретного периодического издания.
Разберём дополнительный функционал блоков всех изданий произведения и автора. В первую очередь тут можно отметить расширенное количество фильтров изданий сверху. Появились фильтры по периоду (десятилетию публикации), по типу обложки (твёрдые, мягкие и другие), по толщине (количеству страниц). И что самое интересное, теперь их можно комбинировать, если на клавиатуре зажать Ctrl и выбирать сразу несколько фильтров (сбросить их можно кликнув на "ВСЕ" сверху, там же есть подсказка по мультивыбору). Фильтры в разных категориях выбирают издания через логическое И, в одной категории — через ИЛИ. Посмотрим на практике для наглядности, например на странице изданий «Хоббита» Толкина. Допустим, нам нужно получить список изданий перевода Королёва за последние годы в твёрдой обложке, но только не очень толстые книги, поэтому отметим "небольшие" и "средние":
Также здесь есть переключение группировок изданий, чтобы вместо стандартного деления на блоки по типам они распределялись по другим группам. Например, так можно отобразить все издания автора по сериям чтобы понять, какие есть наиболее полные собрания сочинений у него, или сгруппировать выпуски журналов по годам. Ещё внизу страницы изданий произведения есть несколько графиков (для всех изданий авторов есть аналог основного графика на страницах статистики автора).
На страницах с блоками изданий можно заметить новые конструкции в виде стопки обложек, например:
У изданий в базе ФантЛаба может быть до трёх вариантов обложек внесено (включая суперобложки), и теперь все эти варианты отображаются в блоках изданий стопкой, чтобы их было легче распознать тем, кто это издание видел не в основной обложке или без суперобложки. При наведении курсора на такую мультиобложку эта стопка начинает перелистываться, поочерёдно выводя на передний план каждую обложку.
Режим оценивания у изданий
Страницы самих изданий не подверглись никаким радикальным переработкам, но были аккуратно добавлены некоторые полезные новшества. В первую очередь это режим оценивания содержания издания. Рассмотрим вообще ситуации, которые подводят нас к необходимости такого функционала. Допустим вы читаете большой сборник рассказов и после прочтения части на длительное время откладываете дальнейшее чтение, чтобы вернуться позже. Как быстро вспомнить, на котором остановились (где последняя оценка), если уже немного подзабыли большинство рассказов? Или допустим вы смотрите содержание нового сборника рассказов и хотите быстро понять, какую долю в нём составляют непрочитанные произведения. Или как одним взглядом оценить рейтинг входящих в сборник произведений? Хорошо ещё, если это издание занесённого в базу ФантЛаба авторского сборника или антологии, тогда можно перейти на страницу произведения-сборника и там увидеть список содержания с отметками, но если это просто издательский сборник наподобие такого? И тут всегда поможет режим оценивания, что-то подобное неоднократно предлагалось сделать, чтобы видеть и добавлять оценки прямо в издании. Для его активации нужно нажать новую кнопку "Оценки" в правом верхнем углу содержания (доступна только зарегистрированным пользователям). Посмотрим, как выглядит этот режим на примере такого издания:
Здесь справа от каждого активного пункта содержания появляется привычный по библиографиям интерфейс оценивания и рейтинга, где отображаются имеющиеся оценки пользователя с возможностью поставить новые. Сверху при наличии оценок пользователя выводится примерный процент прочитанного по страницам (из спецотметок считается за прочтение здесь отметка "прочитано"). Снизу от содержания издания выводится средний рейтинг произведений в нём, а также количество и средняя оценка пользователя при наличии. Ещё в глаза бросаются горизонтальные столбики разных цветов в названиях пунктов содержания, длина этих столбиков показывает долю произведения в общем постраничном объёме содержания, а цвет говорит об статусе оценённости (синим — оценённые пользователем, серым — неоценённые, красным — неактивные пункты, которые нельзя оценить, но объём они занимают в книге). Это всё динамически пересчитывается при выставлении или удалении оценок, перезагружать страницу не нужно, можно даже вернуть содержание к первозданному виду, снова нажав на кнопку "Оценки". Следует заметить, что полноценно весь этот функционал работает лишь на "озеленённых" изданиях с указанными страницами содержания, но даже у изданий без полных данных будет доступна базовая возможность вывода рейтинга и оценок пользователя.
В качестве небольшого бонуса также под содержанием изданий с хотя бы несколькими пунктами добавлена ссылка "сравнить >>" на страницу сравнения содержания изданий. Таким образом она чаще будет на виду, в том числе там, где наиболее полезна, и про этот функционал узнает или вспомнит большее количество читателей.
Издательства
Также было уделено внимание издательствам, которые все эти книги и издают. Страница просмотра издательства была переработана, немного изменился дизайн, для примера можно посмотреть на страницу издательства АСТ. Интересный новый функционал располагается ближе к списку изданий:
Длинные списки серий теперь тоже скрываются, чтобы не занимали много места на странице. Кроме фильтра изданий добавлена также сортировка нескольких видов. Также теперь в списке изданий отмечено, если издание находится на одной из книжных полок посетителя, как это давно уже реализовано на страницах книжных серий.
В общем списке всех изданий немного изменён выпадающий список с выбором издательств по странам, там добавлен в конце пункт "не указана": эти издательства и раньше были в общем списке, но отдельно их выбрать нельзя было, и они не считались в статистике издательств по странам.
Это были основные изменения и дополнения к функционалу ФантЛаба, выпущенные в рамках этого крупного обновления. Пишите свои пожелания и замечания, особенно по найденным багам в новых инструментах.
• Ольга Андреева — администратор портала Fantlab.ru, организатор ФЛР 10-21.
• Тенгиз Гогоберидзе – писатель, постоянный участник конкурса ФантЛабораторная работа, победитель в номинации «Злобный критик» («Добрый критик») ФЛР-27.
• Тимур Максютов — писатель-фантаст, председатель секции фантастики Союза писателей СПб, член редколлегии альманаха «Полдень».
• Юлия Коньшина – кандидат исторических наук, главный библиотекарь библиотеки-читальни им. А.С. Пушкина, организатор и руководитель КЛФ «Фронтир»
Если вы пропустили объявления на главной странице ФЛ, то у вас все еще осталась возможность принять участие!
Список финалистов, среди которых пользовательским голосованием будут определены победители:
Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора:
Роберт Джордан, Брендон Сандерсон "Память света"
Яцек Дукай «Старость аксолотля»
Рэй Нэйлер «Гора в море»
Майк Резник «Кириньяга. Килиманджаро»
Стивен Холл «Демон Максвелла»
Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора:
Алексей Пехов, Елена Бычкова «Птицеед»
Алексей Поляринов «Кадавры»
Алексей Провоторов «Костяной»
Константин Соловьёв «Канцелярская крыса»
Анатолий Уманский «Догоняй!»
Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора:
Яцек Дукай «Агерре в рассвете»
Яцек Дукай «Глаз чудовища»
Яцек Дукай «Школа»
Луиджи Музолино «3,5 этаж лестницы D»
Майк Резник «Манамуки»
Лучшая повесть / рассказ русскоязычного автора:
Иван Белов «Повесть о Киевском разорении»
Вера Камша «Ветер Каделы»
Алексей Провоторов «Ёлка»
Софья Ролдугина «Тролль-контроль»
Герман Шендеров «Le châtiment»
Елена Щетинина «В этой истории все кошки и коты остались живы»
Лучшая антология:
«Беспредел»
«В Питере НЕжить»
«Испытательный срок. Лучшая фантастика — 2025»
«Мир без Стругацких»
«Самая страшная книга 2025»
Лучшая научно-популярная книга
Питер Брэннен «История великих вымираний»
Станислав Дробышевский «Борьба за обед. Еще 50 баек из грота»
Андрей Журавлёв «Как живые: двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные»
Антон Первушин «Наука о чужих: Как ученые объясняют возможность жизни на других планетах»
Томас Холлидей «Иные земли. Путешествие по вымершим экосистемам Земли»
Лучшая сетевая публикация. Крупная и малая форма:
«Айзек Азимов представляет великие научно-фантастические рассказы 1939»
Карина Дёмина «Эльфийский бык»
Антон Карелин «Квант удачи»
Константин Костин «Офисная дорама, чтоб её...»
Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова «Бич сновидений»
Роман Суржиков «Тень Великого Древа»
Лучшая литературная критика: книги
Антон Ломаев «Фэнтези»
Наталия Осояну «Мифы воды»
«Семь жизней Алехандро Ходоровски»
Роб Уилкинс «Терри Пратчетт. Жизнь со сносками: официальная биография»
Лучшая литературная критика: статьи / рецензии
Василий Владимирский «Золотой век: конец начала»
Игорь Евдокимов «Верните ужасам веселье!»
Дмитрий Никитин «Боевые дроны Верна»
Антон Осанов «Поколение я/мы: можно ли говорить о литературе тридцатилетних?»
Лучший графический роман / комикс:
Рам Ви «Эти дикие берега»
Джесси Джейкобс «Подпространство»
«Конан-киммериец: Полный дом негодяев. Бог из чаши. Час Дракона»
Хуан Диаc Каналес, Хуанхо Гуарнидо «Итак, всё падает. Часть вторая»
Лучшая книжная серия:
Звёзды новой фэнтези
Звёзды научной фантастики
Иная фантастика
Мастера ужасов
Шедевры фэнтези
Лучшее издательство / импринт:
Alpaca
Fanzon
Азбука
Астрель-СПб
Комильфо
Эксплорер Букс
Сроки голосования второго тура: 02.03.2025 — 10.04.2025.
Также напоминаю, что во втором туре в каждой номинации можно проголосовать лишь за одного претендента (голосовать во всех не обязательно). Список ваших номинантов отправлять только в личку одному из членов Оргкомитета!
Привет всем теплокровным любителям хорошей фантастики! Ну что... держим путь на север!
Рады анонсировать наше новое издание: Юрий Погуляй «Ледовые корсары». Двухтомник (да, снова) увидит свет ориентировочно в июне-июле этого года. У нас готовы почти все материалы, над которыми мы работали полтора года. Сейчас ещё продолжаются работы с вёрсткой.
Об авторе. Юрий Погуляй родился в 1979 в Санкт-Петербурге. В писательском ремесле дебютировал в 2003 году с рассказом Замок Бренда. Является автором множества рассказов, многие из которых номинировались на различные премии. Рассказ Вешки в 2020 году удостоен премии «Хоррор-итоги на ФантЛабе» как лучший рассказ/повесть по выбору читателей, а также премии «Чёртова дюжина». В крупной форме автор более известен по трилогии:
Две части из трёх были изданы в 2012 и 2013 годах издательством Альфа-книга, но до третьего заключительного романа трилогии дело так и не дошло — он издавался только в RUGRAM по принципу "печать по требованию". Мы решили это исправить и максимально вовлечённо подошли к делу. Мы — автор и коллегия редакторов — значительно переработали и улучшили и без того роскошный текст. Трилогия стала одним большим романом, удачно бьющимся на две половины аккурат под два равных тома. Рассказ «У тела снежного кита» вошёл в издание вплетённым в единый текст в качестве эпилога, также пройдя ремастер. Нарисовали множество иллюстраций, включая обложку, форзацы и внутреннюю «бижутерию».
Аннотация:
цитата
Здесь воют стылые пронизывающие ветра, а заснеженную Пустыню бороздят огромные гусеничные ледоходы торговцев и ищущих лёгкой наживы корсаров. На дне океана, под толстой бронёй льда, мечется в кровожадном безумии порождённый древней магией гигантский Тёмный Бог. Разыскивает секреты прошлого таинственное Братство Цитадели, приближаясь к истокам того, что изменило этот мир, и постепенно теряя человечность. Рушатся рыболовецкие шахты; мерцают в толще вод загадочные огни, сжигающие человеческую плоть; несут смерть не чувствующие боли и сомнений Ледовые Гончие. Люди привыкли, давно привыкли жить без надежды.
Однако возрождается в Блуждающих Городах почти забытое движение Добрых, а в далёкой северной деревушке преследуемый Чёрными Капитанами моряк отдаёт местному мальчишке старинный компас. Артефакт, который погубит многих. Но изменит всё.
Это не предзаказ. Но ближе к выходу издания, возможно, он будет объявлен. Пока что на странице издания все желающие могут подписаться на уведомление о выходе. Конечно же, по выходу издание почти сразу появится на Озоне.
Над изданием работали и работают: Юрий Погуляй, Виктория Палитко, Светлана Позднякова, Людмила Крымова, Юлия Киреева, Дмитрий Алексеев, Олег Бабкин, Илья Орлов, Ирина Ламзина, Михаил Сараев и ваш покорный слуга Алексей Львов.
Уверены, книги вам очень понравятся и станут отличным дополнением коллекции!