Рецензии на фантастические ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии на фантастические книги


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,

  2. объём не менее 2000 символов без пробелов,

  3. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),

  4. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,

  5. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)

Классическая рецензия включает следующие важные пункты:

    1) Краткие библиографические сведения о книге;

    2) Смысл названия книги;

    3) Краткая информация о содержании и о сюжете;

    4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;

    5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);

    6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).

Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.

Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: Aleks_MacLeod

Авторы рубрики: iRbos, Viktor_Rodon, Gourmand, be_nt_all, St_Kathe, Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, Dark Andrew, Pickman, fox_mulder, Нопэрапон, Vladimir Puziy, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, Saneshka, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, imra, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, Evil Writer, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns, creator, leola, ami568, jelounov, OldKot, 240580, Календула, dramaturg-g, Анна Гурова, Deliann, klf2012, kirborisov, tiwerz, holodny_writer, Nikonorov, volodihin, =Д=Евгений, А. Н. И. Петров, Valentin_86, kvadratic, Farit, Alexey Zyryanoff, Zangezi, MadRIB, BroonCard, Paul Atreides, Angvat, smith.each, Evgenii2019, mif1959, SergeyProjektPo, NIKItoS1989, Frd981, neo smile, cheri_72, artem-sailer, AnnaK2401, intuicia, Vadimnet, Злобный Мышалет, mr_logika, bydloman, Алексей121, Mishel78, shawshin, skravec679



Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8  9 ... 463  464  465

Статья написана 19 мая 12:26

Остаться должен только один? Нет, пятеро!, или Еще раз о цене власти

6 atlasa

Альтернативная Земля. Здесь магия не признак фантастической литературы, а грубая реальность. Телепатия, управления материей, воздействие на растения. Университеты магических искусств для самых одаренных медитов.

Но существует еще одна ступень, доступная лишь лучшим из лучших. Александрийское общество, раз в 10 лет, отбирающее шесть потенциальных кандидатов для вступления в свои ряды. Молодых волшебников уникальных умений, которым предстоит провести в штаб-квартире Общества целый год. Обучаясь работать в команде, открывая свой потенциал. Заключая союзы. Ссорясь. Соперничая.

Ведь к концу этого срока посвящение в Общество пройдут лишь пятеро из них.


Свежие вариации на тему Поттера, а точнее Волшебников? Действительно, общих моментов хватает, причем сдобренных раздражающими командными мотивами.

Взглянем поближе.

Возникновение этой «альтернативки» c минимальными отличиями от нашего мира, Блэйк не объясняет от слова «совсем». Есть магия и фсе. Вечная проблема практически любой, даже качественной альтернативной фантастики, от подростковой до изысканной – точку бифуркации авторы упорно оставляют в тумане.

Зато саму магию и внутренние ощущения колдуна Оливи описывает недурно. Мы погрузимся в картину мира телепата. Его работу с мыслями, восприятие людей, использование открывшихся слабостей и тайн. Познакомимся с подходом эмпата, способного влиять на чувства и эмоции, вертеть людьми как куклами. Приобщимся к талантам магов, воздействующих на физический мир, станем свидетелями их умения менять материю, управлять стихиями, даже создавать червоточины! Взглянем поближе на действия природного волшебника – «повелителя растений», на то какую плату требует мать-природа от такого феномена.

Здешняя магия штука мощная, но энергозатратная, способная довести упрямого колдуна до цугундера. Сравнивается со спортом высших достижений, с его изнуряющими тренировками, вынимающими все жилы выступлениями на пределе возможностей, долгими и жизненно необходимыми периодами восстановления.

Раскрывается колдунство романа через персонажей.

Либби Роудс – «физик», одна из двух способнейших «повелителей стихий за несколько поколений», юная девица, только закончившая университет. Мещанка из семьи «маглов», пардон людей без способностей. Пережившая жуткую трагедию в детстве. Застенчивая, скромная, добрая, упорная, не чуждая самодисциплине и стремлению к познанию нового. Частенько не в ладах с собственной самооценкой. Но вот сомневаться в ее способностях не стоит никому. Когда разозлится – Либби напрочь забывает о собственных комплексах.

Николас Де Варон — богатенький мальчик-латинос из семьи медитов средней руки. Однокурсник Либби, ее вечный и заядлый соперник. Красив, умен, обаятелен, жутко талантлив. Талант и сила позволяет развиваться в разных областях магического искусства, не останавливаясь на управлении материей, что редкость для здешних волшбарей. Не особо умен, способен на большие глупости. Получает удовольствие от адреналина и драки. Имеет необычного друга, о котором искренне заботится.




Статья написана 13 мая 15:42

Я уже писал о произведениях советских фантастов, в которых затрагивается тема путешествий во времени, см.:

Путешествия во времени-1. Советский анабиоз.

Путешествия во времени в советской фантастике-2. Туда — сюда и последствия.

Путешествия во времени в советской фантастике-3. На этом самом месте.

Путешествия во времени в советской фантастике-4. Хронопарадоксы.

Путешествия во времени в советской фантастике-5. Питерская фантастика-1. Житинский, Ларионова.

На Фантлабе все они находятся по тэгу хронофантастика советская.

Продолжаю.


Титульный разворот авторского сборника Ольги Ларионовой "Остров мужества" (Л.: Лениздат, 1971 г.)


Отдельно пишу о намеренно пропущенном мною в обзоре "Путешествия во времени в советской фантастике-5. Питерская фантастика-1" рассказе ленинградки Ольги Ларионовой «Остров мужества» из её одноимённого авторского сборника. Впервые рассказ был напечатан в 11-м номере журнала «Вокруг света» за 1968 год (см. ниже рисунки к данной публикации художника В. Колтунова). А не стал я о нём писать потому, что произведение, на мой взгляд, не очень удалось. Уж слишком много в этом рассказе натяжек. Но раз о нём напомнили, поделюсь своими впечатлениями подробнее…


Заставка художника М. Кулакова к рассказу О. Ларионовой "Остров мужества" в одноимённом сборнике (Лениздат, 1971).


Итак: младший инженер сицилийского научно-исследовательского центра Мануэль Рекуэрдос отправляется на созданной им полукустарной Машине Времени из 83 года космической эры в будущее. А там, в грядущем, – сокрушительный облом: блуждающая космическая туманность через 22 дня уничтожит всё живое в Солнечной системе. Что характерно, потомки узнаЮт о своей неминуемой гибели именно в момент первой остановки Мануэля в будущем. А останавливался наш путешественник в будущем три раза: через 100, 200 и 300 лет (прыгнуть дальше энергии не хватило).


Заставка художника В. Колтунова к публикации рассказа "Остров мужества" в журнале "Вокруг света" № 11, 1968.


Останавливался – это громко сказано, потому что на Машину Времени действует одно из многих ограничений, придуманных автором для этого рассказа: Машина не может замереть во времени, она способна только замедлиться до скорости две секунды в секунду. Таким образом, Рекуэрдос не имеет возможности выбраться из капсулы и размяться-оглядеться. Наспех собранная Мануэлем, действующая лишь благодаря счастливой случайности и везению своего создателя, самодельная Машина похожа на пивную бочку средних размеров. Хрононавт сидит там, скрючившись в три погибели, а ослепительные панорамы грядущего наблюдает через узкую смотровую щель. Безалаберный Рекуэрдос даже фотоаппарат с собой не взял...


Иллюстрация художника В. Колтунова к рассказу О. Ларионовой "Остров мужества" в журнале "Вокруг света" № 11, 1968.


Потомки, узнавшие, что жить им осталось совсем недолго (они в курсе, что Мануэль побывал у них, а, вернувшись домой, восторженно о будущем рассказал и даже кое-что показал), чтобы не расстраивать предков картиной мёртвой Земли, напрягаются и устанавливают в нужном месте сферический экран с киноустановкой, которая обеспечит хронопутешественнику демонстрацию картинок прекрасного грядущего через 100, 200 и 300 лет. Самоотверженный поступок потомков описан предельно пафосно и со слезой. Вернувшись в своё время, как это и зафиксировали учебники истории, Мануэль рассказывает современникам о цветущем и величавом будущем. Те радуются, танцуют и готовы с энтузиазмом прекрасное завтра строить. Чтобы не разочаровывать землян жестокой правдой, которая неминуемо всплывёт при новом хропутешествии, автор буквально через сутки после возвращения из будущего убивает Мануэля в авиакатастрофе, а вместе с ним – уничтожает всю техническую документацию и саму Машину, которую изобретатель зачем-то разобрал и взял с собой в самолёт. Естественно, никто кроме Рекуэрдоса ничего в Машинах Времени не понимает и будущее остаётся закрытым: люди находятся в счастливом неведении насчёт того, что человечеству уготовано существовать всего сто лет. Ну ладно, тут бы и поставить большую и печальную точку. Но нет.


Иллюстрация художника В. Колтунова к рассказу О. Ларионовой "Остров мужества" в журнале "Вокруг света" № 11, 1968.


В финале автор докладывает читателю, что смертельная туманность неожиданно рассосалась (что ж у них там, в будущем, за учёные-астрономы-исследователи, которые заранее всех сограждан похоронили?), человечество не погибло и продолжило процветать. А чтоб не смущать и не путать предков, потомки (уже другие, из более отдалённого будущего) не стали разбирать «потёмкинскую деревню», построенную для Рекуэрдоса. Реальное грядущее ещё краше, чем показали ему в кино, но ведь нужно, чтоб оно совпало с рисунками умирающего Мануэля, которые он собственноручно начертал в госпитале в свои последние часы после авиакатастрофы.


Иллюстрация художника В. Колтунова к рассказу О. Ларионовой "Остров мужества" в журнале "Вокруг света" № 11, 1968.


Уфф!.. Я коротко обозначил некоторые нарочитости, на самом деле в рассказе их больше. А в остальном всё хорошо. В описанном Ларионовой будущем мне особенно понравилась девушка-лаборантка «в коротеньком розовом халатике, пожалуй, чересчур коротеньком, если смотреть глазами жителя прошлого столетия». Девушка в коротеньком розовом халатике, доставившая учёным будущего, которые готовятся позировать любопытному Рекуэрдосу, прильнувшего к смотровой щели Машины, запечатанный конверт с подробной информацией о смертоносной туманности, приближающейся к Солнцу. Девушка в коротеньком розовом халатике, «украдкой оглядывающая собственное отражение, скользящее у её ног по чёрному блестящему полу».

Цитата из рассказа Ольги Ларионовой "Остров мужества": "Если бы трёхмесячный ребёнок увидел мир таким, каков он есть, ему не осталось бы ничего, как сойти с ума от ужаса перед бесконечностью вселенной и кратковременностью существования своего собственного «я». И тогда, чтобы загородить от него этот мир, взрослые вешают над его колыбелью яркую погремушку, которая заслоняет ему бесконечность…"


Статья написана 12 мая 18:14

ГИБСОН так тщательно делал «как», что у него в итоге получилось «что»

                                                            «Небо было совершенной безмятежной голубизны телевизионного экрана, включенного на мертвый канал».

                                                                                                                                                                                  Нил ГЕЙМАН, «Никогде»

Предтечи

1-е издание 1984 года
1-е издание 1984 года

Уильям ГИБСОН не был человеком, придумавшим киберпанк. Слово это изобрел Брюс БЕТКЕ, назвавший так рассказ, опубликованный в начале 1983-го.

Вернор ВИНДЖ в 1979-м набирал свои «Подлинные имена» (опубликованы в начале 1981-го) в текстовом редакторе TECO для Heathkit LSI 11/03, в отличие от ГИБСОНА печатавшего в 1982-1983-м «Нейромант» на механической пишущей машинке. ВИНДЖ, к этому времени несколько лет преподавал курс информатики в университете Сан-Диего и из дома подключался к центральному компьютеру университета. А в своей повести куда точнее спрогнозировал интернет и его реалии, чем ГИБСОН.

Более того, киберпространство «Нейроманта» вообще не имеет ни малейшего сходства с тем, что позже назовут этим термином:

— Это консенсуальная галлюцинация, ежедневно переживаемая миллиардами легальных операторов по всему свету, школьниками, изучающими математические понятия… Графическое представление данных, хранящихся в памяти каждого компьютера, включенного в общечеловеческую сеть. Невообразимая сложность. Световые лучи в псевдопространстве мозга, кластеры и созвездия данных. Подобно городским огням, отступающим…

Описание погружения в киберпространство больше всего напоминает эффект приема наркотиков. Во многом оттуда и взято.

Вернор ВИНДЖ спустя время написал предисловие к «Подлинным именам», где попытался понять, почему не его повесть/рассказ «открыла шлюз»:

— К сожалению, даже самые удачные метафоры ограничивают воображение. Так и я стал воплощением высказывания Марка Твена о том, что «разница между правильным и почти правильным словом такая же, как между светом молнии и светлячком». Одно из центральных понятий в «Подлинных именах» – виртуальная среда, место, где люди общаются во всемирной компьютерной Сети. Я долго думал над термином и не нашел ничего лучше, как обозвать его «Иным Планом». Увы, это всего лишь мерцание светлячка по сравнению с заревом «киберпространства».

2-е издание 1984 года
2-е издание 1984 года

Ярмарочный дракон

«Нейромант» писался по заказу. Великий издатель/составитель/редактор Терри КАРР (в 1959 году он, 22-летний, получил «Хьюго» за лучший любительский фэнзин «Fanac», а в 1985 и — уже посмертно – в 1987-м – тот же «Хьюго» как лучший профессиональный редактор) заказал роман 34-летнему автору, который к тому времени опубликовал только полдюжины рассказов. В 80-х КАРР запустил в «Ace Books» серию «Лучшая научная фантастика» (Ace Science Fiction Specials), в которой печатал лишь дебютные романы. В том же 1984-м, например, в этой серии вышел «Дикий берег» Кима Стенли РОБИНСОНА.

У Терри КАРРА было необыкновенное чутье на авторов. Именно он опубликовал в 1981 году в 11-м выпуске антологии «Вселенная» (Universe) рассказ «Континуум Гернсбека».

Вместо 12 месяцев, указанных в контракте, Уильям ГИБСОН писал свой первый роман полтора года.

Много позже, в одном из интервью, он признался на успех «Нейроманта»: восторженные почитатели восхищаются на ярмарке ярким китайским драконом, а изнутри видно, что дракон это сделан из шелковой ткани, палок и веревок.

И действительно, роман он слепил из того, что было. Из имеющихся двух с половиной




Статья написана 12 мая 10:32

Чистый разум – мессия для сапиенсов, или Бобов много не бывает/Инженер на страже человечества

my-legion-my-bob

Заключая контракт на криозаморозку в случае безвременной кончины, инженер Роберт Йоханнсон не думал о смерти.

Однако человек предполагает… И вот спустя 117 лет Боб в виде компьютерной программы уже готовится к управлению космическим зондом, летящим к звезде Эпсилон Эридана. Зондом, вооруженным технологиями, позволяющими производить новые корабли и клонировать других Бобов.

На матушке Земле тем временем благоденствием и не пахнет. Сверхдержавы, стоящие на пороге атомной войны, стараются опередить конкурентов в подготовке звездной экспансии. Собираясь оправить в небеса свои зонды под управлением репликантов – таких же экс-людей, как Боб. А точнее Бобы.

А значит, Робертам Йоханнсонам доведется не только исследовать звезды, искать планеты пригодные для жизни и двигать науку вперед. Но и сражаться в космосе с представителями других земных государств.

А там глядишь, и выступить последней надеждой угасающего человечества.


Канадец Деннис Тейлор известен в фэн-среде не своей работой программиста, и не тем, что ступил на писательскую стезю в уже зрелом возрасте. Намаявшись с отказами издательств принимать его выстраданные книги, в 2015 первый роман Ден опубликовал своими силами.

А второй — как раз наш сегодняшний герой, увидел свет двумя не слишком стандартными путями. Через издательское подразделение агента Тейлора. И в виде аудиокниги. Ставшей лучшей научно-фантастической аудиокнигой года и принесшей своему создателю заслуженную славу.

We Are Legion роман действительно интересный.

Тут поднимается или как минимум затрагивается огромное количество тем, привычных для science fiction. Криозаморозка в ожидании будущего исцеления (или воскрешения). Искусственный интеллект. Клонирование. Антиутопия с государственной диктатурой. Технологии, позволяющие совершить полет в далекий космос. Продвинутая 3д печать. Исследование звезд и планет. Первый контакт и чужой разум. Эволюция на других планетах. Звездные войны. Конец земной цивилизации. Колонизация далеких миров.

Картина будущего по Тейлору выглядит стройно. Краеугольный камень — оцифровка разума. Научные открытия (поданные без излишних подробностей), новые двигатели и дешевая энергия позволяют достигнуть звезд за вменяемые сроки. 3д принтеры готовы напечатать все, что угодно при наличии сырья и все той же энергии. Бессмертные репликанты (те из них, кто сохранят рассудок) готов взять на себя управление процессом. Роботы-«бродяги» становятся их пальцами, жаждущими соорудить из деталей необходимые фабрики, звездолеты, ядра для новых репликантов. И расползается паутина людской (или точнее людского разума воплощенного в ИИ) экспансии по вселенной.

Чтоб два раза не вставать: восстановление личности на компьютерных носителях влечет за собой философские вопросы уровня, остаюсь ли я прежним и вообще живым? есть ли у меня сознание?

А на Земле, как и полагается, все плохо. Сперва государства собираются в стаи и сверхдержавы (консолидация форевер), демонстрируя, к примеру, классическую религиозную антиутопию (но почему все же Бразилия? Да и Австралия знаете ли…). А потом разгораются конфликты, способные завершить существование нашей цивилизации. Людей Тейлор не слишком любит. Есть за что.

Эти важные темы подаются практически без пафоса (за редкими исключениями), по-человечески, с юмором.

Во многом благодаря протагонисту, ставшему главной фишкой книги.




Статья написана 6 мая 19:07

Каждый месяц Алекс Громов рассказывает о 9 книгах

«Они гнали прочь от крови — на восток, по бесплодной, жаркой, пестрой пустыне, и не останавливались — дальше, дальше. Только после полудня, через сотню миль, они свернули к беленькой придорожной закусочной. Слитный рев двигателей заставлял дребезжать оконные стекла. Они въехали на асфальтовую площадку перед входом, затормозили среди припаркованных тягачей-дальнобоев, опустили подножки и заглушили двигатели.

Всю дорогу впереди держался Рейс Адамсон, и его «харлей» порой обгонял остальных на четверть мили. С тех пор как Рейс вернулся к ним после двух лет, проведенных в песках, он всегда так делал — вырывался вперед. Он мчался далеко впереди, и часто казалось, что он задирает остальных — или просто желает уехать и никогда больше их не видеть. Рейс не хотел здесь останавливаться, но Винс решил иначе. Когда впереди показалась вывеска, Винс догнал Рейса, вырвался вперед и поднял руку в жесте, который отлично знала вся «Команда Команчей»: «Уходим с трассы. За мной!» И Команда повиновалась. Надо полагать, еще один повод для Рейса невзлюбить старшего. А сколько их всего накопилось…»

Джо Хилл, Стивен Кинг. Полный газ

Сборник короткой прозы младшего Кинга при участии старшего. Десяток с небольшим рассказов (в «Высокой траве» написано с папой, получилось нечто вроде «Детей кукурузы») и две повести («В высокой траве» и тот самый «Полный газ» – обе написаны с папой). Динамично, нескучно, порой жутковато.

Один из рассказов – «Запоздалые» – увлекательно и действительно оригинально обыгрывает книжную тему в повседневной жизни. Отправившийся в путь библиобус, доставляющий издания в маленькие деревушки и небольшие города, оказывается попавшим всего несколько десятилетий назад, и те самые «запоздалые» (читатели из тех недавних лет) приносят свои томики (уже давно позабытые) и получают новые. Короче говоря, времена и книги, ну и люди.

В «Фавне» рассказывается о том, как хитроумный охотник, нашедший путь в мир, где обитают мифические существа, решил там поохотиться. Оказалось, что очень зря.




Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8  9 ... 463  464  465




  Подписка

Количество подписчиков: 875

⇑ Наверх