Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.
Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.
Не так давно я разбирал здесь произведения Кира Булычева и Георгия Гуревича, сюжет которых построен на возможности персонажей читать чужие мысли. См. мои записи "Что у женщины в голове? Рассказ Кира Булычева "Корона профессора Козарина" и "Читал ли Кир Булычев фантастическую повесть Георгия Гуревича "Опрятность ума"?". В первой рассмотрен рассказ Булычева "Корона профессора Козарина" (1973), герой которого студент Николай убедил себя в том, что он — безнадёжный лузер. презираемый всеми окружающими, включая жену. Случайно использовав аппарат для чтения мыслей Николай неожиданно выясняет, что выстроенная им мрачная картина мира абсолютно не соответствует действительности: жена его любит без памяти, а жизнь прекрасна.
Второй материал на эту тему — о повести Георгия Гуревича "Опрятность ума", первоначальный вариант которой был опубликован в "Альманахе НФ" (выпуск № 9, 1970 год). В рассказе Булычева и повести Гуревича довольно много сюжетных пересечений. Я достаточно подробно писал о сходстве и различии этих произведений. Основное в "Короне" у Булычева – ударно-эмоциональный финал, при этом писателя совершенно не волнует этичность применения прибора, читающего мысли. Напротив, Георгий Гуревич в своей повести "Опрятность ума" много размышляет о правомерности использования "мыслескопа" в повседневной жизни. При этом к однозначному выводу так и не приходит. Об этом говорит хотя бы то, что первые две публикации повести (в 1970 году и в 1972 году) писатель закончил по-разному...
Рисунок А. Тамбовкина к рассказу В. Алексеева "Жёлтые очки" из авторского сборника "Седьмое желание" (1971).
А как развивали тему чтения чужих мыслей другие отечественные авторы? Я нашёл несколько произведений советских писателей с похожим сюжетом. Кстати, некоторые их них были написаны примерно в тот же период времени, что уже упомянутые.
Далее в материале:
• «Второй день восемнадцать девчонок и мальчишек испытывали автофоны. И второй день автофоны испытывали их»
• У рассказа в большинстве онлайн-библиотек исчезли финальные строчки…
• Десятиклассник Витя Сайкин с помощью телепатических подсказок искусственного Мозга охмурил хорошую девочку Верочку Лейтенантову…
• Писатель Валерий Алексеев в рассказе «Жёлтые очки» обходится без ушедших в иной мир профессоров.
• Вытащить очки из портфеля и нацепить их на нос Карпенко решился только на третьем уроке...
• Автор успешно работал в жанре фантастического реализма, искусно вплетая фантастическое допущение в повседневность.
Однажды у меня вышел странный спор. Один человек мне с апломбом заявил, что «история техники» не имеет ничего общего с «фантастикой». Я ответил, что фантасты и фантастика работают на стыке жанров (и история, и техника, и естественные науки), но оппонента я своего не убедил. Также я сказал, что инженеры прошлого (1930-40-х, например) создавали фантастику – создавали из ничего. Те компьютеры, ракеты и пр., что они изобрели – привычные вещи для нас – в те годы были чем-то «невозможным», фантастическим другими словами. Радио, телевидение, электричество были когда-то за пределами человеческого разума, и даже еще в 17 в. это считалось бы «колдовством». Поэтому разбирать «историю техники» всё равно что изучать историю фантастики. Не убедил я того человека в своей правоте.
В качестве аналогии в том споре я привел и пример Жюля Верна. Это вообще особый, уникальный случай как в истории технологий, так и в истории фантастики. Это человек 19-го века, который описал и «предвидел» слишком много [довольно-таки странных] изобретений «будущего». Это был как минимум неоцененный долгое время технический гений. Если же немного пофантазировать (что обязательно для тех, кто считает себя фантастами), можно даже придумать фантастическую историю, что Верн был «засланцем» из будущего и пр. Ну не мог просто так «не специалист» (он не был инженером по образованию вообще) придумать столько инноваций, которые с трудом пробивали себе дорогу и в 20 веке. Воображение Верна расширило границы научных знаний.
Разберу – на основе материалов из западного интернета – чем удивителен необъяснимый технический гений Жюль Верна. (Заодно намек: изучайте историю техники, она = фантастике).
Жюль Верн (1828-1905) сделал несколько поразительно точных предсказаний о будущем, продемонстрировав свою сверхъестественную способность видеть мир на десятилетия или даже столетия вперед. Жюль Верн «создал современную научную фантастику» благодаря технологическим изобретениям в своих романах.
В его произведениях содержались удивительно точные предсказания о футуристических изобретениях и технологиях, которые однажды станут реальностью.
Что сделало Жюля Верна таким революционным автором, так это его сверхъестественная способность предвидеть и подробно описывать футуристические концепции и изобретения, которые намного опережали своё время. Согласно исследованию, проведенному в 2011 г. учеными из Женевского университета, Верн прямо или косвенно предсказал более 100 современных изобретений и технологий в своих произведениях. Давайте рассмотрим несколько его самых удивительных видений.
«Париж в двадцатом веке»: обзор современных технологий
В этом новаторском романе 1863 г. Верн описывает футуристический город с автомобилями на бензине, скоростными поездами и высокими стеклянными небоскребами. Он также представляет себе международную коммуникационную сеть, соединяющую разные регионы для одновременного обмена информацией и данными, что очень похоже на современный интернет.
Предсказания Верна в этом романе настолько опередили свое время, что книга была опубликована только в 1994 г., более чем через столетие после написания. Его прозорливость в отношении развития городской инфраструктуры и технологий оказалась поразительно точной.
«В 2889 году»: рождение новостных выпусков и эволюция потребления медиаконтента
В этом рассказе Верн писал о ежедневных выпусках новостей, которые транслировались подписчикам в устной форме. Эта концепция пугающе похожа на современные выпуски новостей и подкасты. Первый выпуск новостей состоялся в 1920 г., через 30 лет после предсказания Верна.
В рассказе также затрагиваются другие инновации, связанные со СМИ, такие как широкое распространение фотографий и значимость журналистики в обществе. Описание Верном эволюции потребления СМИ свидетельствует о его способности предвидеть общественные тенденции.
Атмосферная реклама, видеоконференции и электрошокеры
В рассказе «В 2889 году» Верн предсказал появление атмосферной рекламы – концепции, схожей с современными надписями в небе. Он также описал «фонотелефот» — устройство, очень похожее на современные технологии видеоконференций.
В «Двадцати тысячах лье под водой» Верн описал электрошокер, похожий на современные тазеры, используемые правоохранительными органами. Эти предсказания показывают, что Верн мог представить себе развитие средств связи, маркетинга и общественной безопасности.
Видеоконференции и глобальные коммуникации
В рассказе «В 2889 году» (1889) Верн нарисовал картину мира с развитой сетью коммуникаций и глобальными мультимедийными связями. Он описал «фонотелеграф» — предшественника видеоконференций, который передавал звук и изображения на большие расстояния. Главный герой, Фриц Наполеон Смит, может легко общаться с помощью этой технологии со своей женой на другом континенте:
«[Смит] отчетливо видел свою жену, несмотря на разделявшее их расстояние… Миссис Смит сразу же появилась на телепатическом экране, улыбаясь и вытирая глаза, полные слёз».
В той же истории Верн представил глобальную информационную сеть, похожую на интернет. Новости распространялись среди подписчиков с помощью обширной телефонной инфраструктуры, а скорость передачи данных намного превышала возможности того времени. Во многих отношениях эта история заложила основы таких инноваций XXI века, как широкополосный интернет, потоковое мультимедиа и цифровая журналистика.
Электричество и Энергия
Одной из наиболее часто встречающихся тем в романах Верна является использование электричества в качестве источника энергии. В «Двадцати тысячах лье под водой» подводная лодка «Наутилус» работает на натриево-ртутных батареях, а летательный аппарат «Альбатрос» в «Робуре-Завоевателе» использует электродвигатель, работающий на «аккумуляторах» и «солнечной энергии».
Полностью электрическая подводная лодка «Наутилус» капитана Немо была чудом футуристической инженерии. Обладая роскошными удобствами и дизайном, мало чем отличающимся от современных подводных лодок, таких как «Элвин», «Наутилус» предвосхитил появление электрических подводных лодок, работающих от свинцово-кислотных аккумуляторов.
Верн также предсказал появление глобальной электросети в Париже в XX веке (написано в 1863 г., но опубликовано только в 1994 г.): «Дома получали энергию в виде атмосферного электричества, собираемого мачтами, по проводам, подключённым к электросети, в любую точку земного шара». По сути, он предвидел нашу современную энергетическую инфраструктуру, основанную на возобновляемых источниках энергии, таких как солнечная и ветровая энергия.
Виртуальная Реальность и Дополненная Реальность
Верн также предвосхитил появление иммерсивных медиатехнологий, таких как виртуальная и дополненная реальность. В «Замке в Карпатах» он описал устройство для 3D-проекции призраков, которое использовалось для запугивания жителей трансильванской деревни:
«Внезапно перед очками вспыхнул яркий луч электрического света… изображение выросло и приобрело размеры и цвета реальной жизни. Как будто настоящее существо появилось из стены, увеличив отверстие, которое ещё мгновение назад было невидимым. Эффект был настолько реалистичным, что любого мог бы обмануть».
Сравните это с современными VR-гарнитурами, которые используют линзы и стереоскопические экраны, чтобы переносить пользователей в реалистичные 3D-миры. Верн также намекал на дополненную реальность, описывая такие концепции, как «телескоп» — очки для удалённого просмотра отдаленных мест, как будто вы находитесь там.
Вертолеты, Летательные аппараты
Жюль Верн задолго до своего времени описал множество летающих изобретений, самым известным из которых является дирижабль-вертолет «Альбатрос» из романа «Робур-Завоеватель». Но в 1904 г. в романе «Властелин мира» он пошел еще дальше, описав летающий ужас, похожий на дрона, который мог самостоятельно подниматься в небо:
«Несомненно, где-то над дорогой, среди кустарников, поднялся самолёт, механическая птица. Это была сбывшаяся мечта авиатора – мечта, усовершенствованная годами труда и экспериментов… приводимый в движение мощным двигателем, развивающим более ста лошадиных сил, он мог бы соперничать по скорости с самыми быстрыми поездами».
Благодаря своей поразительной скорости, небольшому размеру и отсутствию пилота на борту это судно поразительно похоже на современные военные дроны и квадрокоптеры. И снова Верн опередил свое время на столетие.
Космос
В романе 1865 г. Верн размышлял о космических кораблях, приводимых в движение светом, – технологии, которую НАСА сейчас называет солнечными парусами. Он также писал о первых пассажирах и животных-членах экипажа в космосе, подобно собаке Лайке, которая стала первым живым существом в космосе.
Подробные описания космических путешествий, которые дал Верн, продемонстрировали его способность предсказывать технологический прогресс и интерес человека к исследованию космоса. Его видение лунных модулей и пилотируемых космических кораблей подготовило почву для будущих космических миссий и развития воздухоплавания.
Аполлон XI и космический корабль Верна
Космический корабль из романа Верна под названием «Колумбия» имел поразительное сходство с модулем «Аполлон-11». Оба были сделаны из алюминия, вмещали трех астронавтов и имели коническую форму. Их размеры и вес также были поразительно схожими, что демонстрирует скрупулёзное внимание Верна к деталям.
Верн точно предсказал скорость, необходимую для преодоления гравитации Земли и выхода в космос, а также траекторию полета космического корабля и его приводнение в океане. Эти предсказания демонстрируют глубокое понимание Верном физики и принципов инженерии.
Удивительно, но Верн выбрал Соединенные Штаты в качестве места запуска своего космического корабля в романе «С Земли на Луну» вместо какой-либо европейской страны. Он выбрал Кейптаун, расположенный примерно в 100 км от мыса Канаверал (штат Флорида), поскольку это было идеальное место с учётом вращения Земли, скорости убегания и начальной скорости.
Верн написал «С Земли на Луну» за сто лет до того, как мы сами отправились на Луну, когда эта идея была почти немыслима.
Тем не менее, Верн смог предсказать: 1) что ракета может лететь быстрее скорости звука, 2) что тепло выделяется при трении в атмосфере, 3) как будет выглядеть Земля из космоса, 4) закон физики, использующий ретроускорители, и 5) что космический корабль, возвращающийся на Землю, должен будет приземлиться в океане.
***
В своей книге «С Земли на Луну» Верн представил себе космический корабль, похожий на ракету, который для совершения полета разделяется на несколько ступеней. Он даже поместил стартовую площадку для ракеты во Флориде и описал испытательные полеты с участием животных, прежде чем подвергать риску жизни людей. Изобретательный автор придумал огромный телескоп для отслеживания траектории полёта ракеты и разместил его в Калифорнии – штате, который почти столетие спустя стал домом для многих новаторских астрономических обсерваторий.
Он предвидел такие элементы космических путешествий, как преодоление звукового барьера, нагрев внешней поверхности ракеты из-за трения о воздух до невыносимых температур, использование тормозных двигателей для смягчения посадки космического корабля, механизм для выхода с орбиты планетарного объекта и возвращение на Землю с помощью посадки в океане. Его способность представлять себе будущее, если и не была пророческой, то, безусловно, была поразительной.
Согласно биографии Франца Борна, рассказы Верна были настолько хорошо написаны, что весной 1864 г. «пятьсот человек мужского пола» пришли в офис Хетцеля в надежде отправиться с Верном на Луну.
Человек, который изобрел будущее
В 1963 г. вышла интересная книга: Born, Franz. Jules Verne: The Man Who Invented the Future. Translated from the German by Juliana Biro. Prentice Hall Publishers [Борн, Франц. Жюль Верн: человек, который изобрел будущее. Перевод с немецкого Джулианы Биро. Издательство Prentice Hall].
Биография Борна, посвященная великим научно-фантастическим романам Верна, которых было опубликовано более 80 до 1900 г., включает в себя информацию о том, что вдохновило Верна на создание нескольких великих романов: «Пять недель на воздушном шаре», «Вокруг света за восемьдесят дней», «Путешествие к центру Земли», «Дневник журналиста 2850 года» и «Приключения капитана Гаттераса».
Борн приводит множество примеров всемирно известных изобретателей и исследователей, которых вдохновили романы Верна:
Саймон Лэйк в детстве поклялся построить подводную лодку, которая могла бы путешествовать по семи морям, после прочтения «Двадцати тысяч лье под водой». Тридцать лет спустя он выполнил эту задачу, построив свой собственный «Наутилус».
Адмирал Бэрд, покоривший оба полюса с воздуха и исследовавший Антарктику, был вдохновлён романом Верна «Приключения капитана Гаттераса».
Норберт Кастере, великий первооткрыватель пещер, вдохновленный Верном, проник в Пиренейские пещеры, обнаружив сеть пещер и доисторические наскальные рисунки.
Огюст Пикар в детстве прочитал «Двадцать тысяч лье под водой» и позже изобрел батисферу – водолазный колокол для исследования глубин океана вблизи островов Кабо-Верде.
К другим известным энтузиастам Верна относятся:
Лейтенант Гарри Э. Ризеберг, подводный исследователь, охотник за сокровищами и писатель, который писал о многочисленных кораблекрушениях, которые он находил и грабил.
Жак Кусто, знаменитый океанограф, кинорежиссер и защитник природы.
Игорь Сикорский, пионер авиации XX века, которому приписывают создание и полет первого американского вертолета.
Фрэнк Борман, американский астронавт, участвовавший в лунной миссии «Аполлон-8», сказал: «В самом прямом смысле Жюль Верн – один из первопроходцев космической эры».
** Возможно, величайшей честью для Верна было бы то, что ВМС США назвали свою первую атомную подводную лодку «Наутилус» в честь его изобретательности. (По-видимому, тот, кто предложил это, не читал «Двадцать тысяч лье под водой», поскольку это противоречит всему, за что боролся капитан Немо!) В 1958 г. «Наутилус» прошел под полярным ледяным покровом с запада на восток и проложил новый маршрут между Тихим и Атлантическим океанами.
***
Провидческие идеи и предсказания Жюля Верна продолжают вдохновлять и очаровывать читателей по всему миру. Обладая сверхъестественной способностью предвидеть технологические достижения и общественные тенденции, он занял свое место в истории как первопроходец в области научной фантастики.
Расширяя границы воображения, Верн призывал своих современников думать не только о том, что происходит сейчас, но и о возможностях будущего. Его наследие служит напоминанием о силе творчества и важности инноваций в формировании мира, в котором мы живем сегодня.
Как однажды сказал Жюль Верн: «Всё, что один человек может себе представить, другие люди могут воплотить в жизнь». Его необыкновенное воображение и проницательность продолжают вдохновлять новые поколения мечтателей, новаторов и исследователей, которые стремятся воплотить в жизнь, казалось бы, невозможное.
Жюль Верн, его влияние на будущее и его роль в его формировании
Донатела Штино 18 июля 2021 г.
В наши дни люди воспринимают современные изобретения как нечто само собой разумеющееся. Они пользуются мобильными телефонами, ноутбуками и от злости швыряют их на пол, когда что-то идёт не так. Бедняжки-приборы получают по заслугам просто за то, что находятся рядом. Люди забывают, что многим из этих технологических устройств пришлось пройти долгий путь, чтобы появиться на свет. На них было потрачено столько идей и энергии, бессонных ночей и великих умов. Такой гениальный замысел принадлежал французскому писателю Жюлю Верну.
Жюль писал о различных изобретениях, которые появятся позже, и люди в то время читали и наслаждались этими изобретениями как произведениями художественной литературы и фэнтези.
Один из романов Жюля Верна назывался «С Земли на Луну». Этот роман был опубликован в 1865 г. Действие происходит во времена Гражданской войны в США; в нём рассказывается о попытках общества «Балтиморский оружейный клуб» построить огромную космическую пушку. Президент Импи Барбикен сообщает членам клуба, что, согласно его расчётам, они могут построить пушку, которая отправит снаряд с Земли на Луну. Получив их одобрение и средства от других штатов, они начали строить пушку. Для пушки нужно было вырыть круглое отверстие глубиной около 900 футов и шириной 60 футов. Она имела форму цилиндра, а в нижней части находилась жидкость, которая воспламенялась с помощью электрической батареи, направлявшей искру прямо в ствол. Космическая пушка получила название «Колумбиада» и должна была выстрелить снарядом в сторону Луны из Флориды, который должен был приземлиться в Тихом океане.
Все знают об «Аполлоне-11». Корабль назывался «Колумбия» и маршрут, по которому он следовал, был таким же, как описал Жюль в своем рассказе, они стартовали из Флориды и совершили аварийную посадку прямо в Тихий океан.
В этом романе Жюль Верн также упоминает разновидность одежды, которая помогает им дышать вне снаряда. Специальный костюм также существует в наши дни, и он называется скафандром. Это был первый зарегистрированный случай, когда автор упомянул в одном из своих рассказов о полете снаряда вокруг Луны. Это имеет большое значение, поскольку это один из первых случаев в истории, когда кто-то предвидел изобретение искусственных спутников. В данный момент, когда вы читаете это эссе, на орбите Земли находятся 6542 спутника.
Одна из самых известных историй Верна – «Двадцать тысяч лье под водой». Она была опубликована в июне 1870 г. В ней рассказывается о капитане Немо и его подводной лодке «Наутилус». «Наутилус», по словам Верна, был шедевром, содержащим в себе шедевры. Его энергия обеспечивалась натриевыми и ртутными батареями. По словам капитана Немо, «Наутилус» представлял собой очень длинный цилиндр с коническими концами и был похож на сигару. Его длина составляла 70 метров, а общая площадь – 1011,45 кв. м.
Настоящие подводные лодки использовались во время Первой мировой войны (1914–18). До этого было построено много экспериментальных подводных лодок, но одна из них была спущена на воду в XIX веке. Его конструкция состояла из цилиндрического корпуса с коническими торцами и вертикальной структурой. Система электрических подводных лодок такая же, они работают на электричестве. Однако «Наутилус» не мог пополнять запасы воздуха под водой, поэтому ему приходилось всплывать на поверхность, как это делают киты. В то же время современные подводные лодки имеют в своём распоряжении баллоны с кислородом, а также могут получать кислород путем электролиза морской воды.
Внутри «Наутилуса» были роскошные каюты, в том числе комнаты с произведениями искусства и элитной мебелью. Однако современные подводные лодки тесны и не обставлены как яхты, что именно и имел в виду Жюль Верн, описывая интерьер «Наутилуса».
Однако только в 1960 г. подводные лодки сравнялись по своим характеристикам с «Наутилусом», спустя 90 лет после публикации книги.
«Робур-завоеватель» — еще одна история, которая, возможно, не так известна, как две предыдущие. Но материал внутри несет в себе определенное значение. Это научно-фантастический роман,
опубликованный в 1886 г. История вращается вокруг желания человечества летать. Институт Уэлдона пытается построить транспортное средство легче воздуха, чтобы оно могло летать. Они были непреклонны в том, что творения с тяжелыми частями или тяжелее воздуха не могут летать. Под «тяжелее воздуха» они подразумевали самолеты или вертолеты. Робур появляется на их встрече и насмехается над ними, обвиняя их в том, что они энтузиасты воздушных шаров, когда на самом деле они пытаются построить свой собственный дирижабль. Он оскорбляет их и заявляет, что летательные аппараты тяжелее воздуха – единственный путь в будущее.
Затем Робур исчезает, растворяясь в толпе, и позже тем же вечером похищает трех важных деятелей Института Уэлдона, среди которых – президент Института. Он берет их на борт своего корабля, который представляет собой машину с питанием от аккумуляторов и несколькими роторами под названием «Альбатрос». «Альбатрос» имеет множество вертикальных воздушных винтов, также известных как пропеллеры, и два горизонтальных воздушных винта, чтобы двигать аппарат вперед. Робур взял только их, чтобы они могли полюбоваться его творением и признать, что это превосходное судно. Определение вертолета – это тип винтокрылого аппарата, в котором подъемная сила и тяга возможны благодаря горизонтальным роторам, которые позволяют аппарату взлетать и приземляться вертикально, а также летать назад, вперед и вбок. Что касается топлива, они используют реактивное топливо или биодизель.
Описание вертолета Жюлем состояло из множества пропеллеров, вертикальных и горизонтальных, для подъема судна в воздух. Он также предложил использовать электрические батареи вместо угля, что сделало его предшественником альтернативных видов топлива.
***
Эти три истории – лишь вершина айсберга, если вы изучите все его произведения. У него были идеи для мобильных телефонов, лифтов, как помочь нуждающимся странам и многого другого. Но как именно этот человек помог сформировать будущее, помимо того, что просто предвидел его? Это простой ответ.
Жюль Верн, этот необыкновенный человек, вдохновил так много детей в свое время и позже на достижение того, что другие считали невозможным. Говорят, что на смертном одре последним желанием Менделеева было, чтобы ему прочитали один из романов Жюля, когда он уйдет. Конечно, мы все знаем Дмитрия Менделеева как русского химика, который создал дальновидную версию периодической таблицы элементов. Менделеев и многие другие ученые или великие умы были поглощены, как полотенца высушивают пролитые жидкости, будущим, лежащим перед их глазами. Они были в восторге от этого возможного прогресса и пытались снова и снова воплотить его в жизнь. Верн изложил работу, с самого начала со своими сумасшедшими идеями, до конца со своими расчетами.
Жюль Верн, французский писатель, который вливал свои знания в умы не только детей, но и взрослых. Он заставил их мечтать и пытаться достичь звезд, ведь нет ничего недостижимого, если приложить усилия. Он унаследовал этот склад ума от Виктора Гюго, известного французского писателя и иллюмината своего времени, который оказал большое влияние на произведения Верна. Его диплом юриста остался погребенным под разными бумагами, так и не использованным. Сам человек, футурист Верн, не находил в нем никакой пользы. В конце концов, какая польза от клочка бумаги, обязывающего вас к монотонной работе, когда вы можете заглянуть в будущее, просто читая и исследуя технологии своего времени.
В «Приключениях капитана Гаттераса», рассказе о первой экспедиции к Северному полюсу.
Вымышленное покорение Верном Северного полюса было опубликовано за 45 лет до того, как капитан Пири действительно ступил на его поверхность. В версии Верна британский капитан Хаттерас и его люди стремятся добраться до полюса раньше американской команды. Хаттерасу это удаётся, и он возвращается в Англию, но напряжение во время путешествия сводит его с ума. Тем временем американская команда погибает в ледяных просторах.
Почти 50 лет спустя подобное соперничество разыгралось, когда норвежская экспедиция на Южный полюс под руководством Руаля Амундсена одержала победу над английской экспедицией под руководством Роберта Ф. Скотта. В реальной жизни Амундсен выжил в путешествии, а Скотт и все его люди погибли. И Амундсен, и Скотт, а также полярный исследователь адмирал Бэрд были юными поклонниками романов Верна.
ЦИФРЫ
Верн продал более 200 млн экземпляров своих книг по всему миру, что сделало его вторым по популярности автором в истории (после Агаты Кристи).
По данным ЮНЕСКО, при жизни его произведения были переведены на 148 языков. Сегодня их число превышает 300.
Книги Верна вдохновили более 100 крупных кинокартин и бесчисленное количество теле- и театральных постановок.
Наибольшее влияние Верн оказал как на реальных изобретателей, так и на новые поколения авторов научной фантастики. Легендарные писатели-фантасты, такие как Герберт Уэллс и Артур Кларк, называли его одним из главных источников вдохновения для своих работ. Хьюго Гернсбек назвал Верна «отцом научной фантастики», когда в начале 1900-х годов стал основоположником этого жанра. Его стиль заложил основу для «жёсткой научной фантастики» XX века и последующих десятилетий.
Наследие для прогресса
Жюля Верна часто считают величайшим технологическим оптимистом, сторонником научного прогресса и инноваций. Но, несмотря на его любовь к науке и исследованиям, его произведения раскрывают более неоднозначную и предостерегающую точку зрения.
Во многих рассказах Верна, таких как «Двадцать тысяч лье под водой» и «Таинственный остров», фигурирует гениальный, но безумный учёный, чьи изобретения в конечном счёте приносят больше вреда, чем пользы. Капитан Немо использует свою подводную лодку для жестоких нападений на корабли, а утопический город доктора Сарразина становится целью коварного заговора. Для Верна человеческая природа была переменной величиной, определяющей, будет ли технология силой добра или источником разрушения.
Его истории напоминают нам о том, что мир полон чудес, которые можно открыть, и границ, которые можно исследовать, как в нашей физической реальности, так и в мире идей и изобретений.
Пока есть далекие горизонты, за которыми можно гнаться, и новые технологии, которые можно изобрести, дух приключений, увековеченный в бессмертных историях Верна, будет жить. Он продолжит вдохновлять поколения учёных, изобретателей, исследователей и мечтателей расширять границы возможного и создавать мир будущего.
***
К концу своей жизни Жюль Верн придумал и описал множество нереализованных транспортных средств, устройств, технологий, продуктов питания и стратегий выживания. Среди его воображаемых изобретений были подводные лодки, вертолёты, бронированные машины, похожие на танки, кондиционеры, водолазные камеры, кислородные баллоны и устройства с электрическим приводом, такие как насосы, водонагреватели, часы, фонари и колючая проволока. Верн также придумал небоскребы, движущиеся тротуары, двигатели внутреннего сгорания, лифты и механические калькуляторы, которые могли взаимодействовать друг с другом по сети.
Эта статья — приложение к основному обзору франшизы "Звездный путь", которая будет напечатана завтра.
Сценаристы «Звёздного пути» придумали почти 300 различных инопланетных видов. И это только гуманоиды.
Инопланетяне из «Звёздного пути» – это «зеркало, в котором мы видим лучшее и худшее в себе».
Рик Берман, который руководил франшизой после смерти Родденберри в 1991 г. до 2005 г. говорил: «Концепция еженедельного показа инопланетян, иногда новых, иногда уже знакомых зрителям, дала сценаристам возможность представить все различные качества человечества. Будь то жадность, или менталитет, подобный улью, или эмоции, или желание быть более человечными, всё это были качества, с которыми инопланетяне позволили нам поиграть. Без этого мы не смогли бы снять шоу».
Известные расы «Звёздного пути» включают вулканцев, клингонов и боргов. Некоторые аспекты этих вымышленных рас стали хорошо известны в американской поп-культуре, такие как вулканский салют и фраза Борга «Сопротивление бесполезно».
Наиболее известные следующие.
Звёздные империи
Три воинственные расы – кардассианцы, клингоны и ромулане – создали национальные звёздные империи.
Клингоны
Раса с планеты Кронос, агрессивная по своей природе. Клингоны превосходно развиты физически, их средний рост – около двух метров. Строение тел похоже на человеческое, однако многие жизненно важные органы либо удвоены, либо развиты сильнее. У клингонов три лёгких, две печени и четыре почки, сердце состоит из пяти камер, а желудок в два раза больше человеческого.
Честь и традиции играют важную роль в жизни любого клингона. Если клингон чувствует, что он обесчещен и не может отомстить своему врагу, то предпочтёт покончить с собой, чтобы не жить с таким позором. Вежливость и доброту клингоны считают проявлением безволия, никогда не сдаются и не блефуют.
Они отражали худшие черты человечества. В самых ранних появлениях клингонов клингонское общество изображалось жестоким и деспотичным. Они были рабовладельцами, которые сделают всё, чтобы сокрушить любое сопротивление.
Клингонский язык очень прост. Как говорят лингвисты, он состоит из глагола, существительного и чего-то ещё. Это самое что-то ещё – любая часть речи, указывающая на время, место, эмоции. Широко используются суффиксы, с помощью которых образуются сложные слова. Слова резкие и отрывистые, с преобладанием шипящих и рычащих слогов – под стать агрессивному характеру клингонов.
За исключением Спока и остальных вулканцев, клингоны являются самыми известными инопланетянами Star Trek. Безжалостная раса воинов, одержимых битвой и честью, клингоны изначально служили двумерным фоном для Кирка и компании. Многие рассматривали их как воинственных дублёров великого врага космической расы эпохи «Оригинального сериала» – СССР. Клингоны были постоянной угрозой. Временами клингоны казались аналогами нацистского Третьего рейха. За десятилетия франшизы клингоны стали очень популярными.
«Клингоны – поджигатели войны, как и некоторые люди. Клингоны одержимы ритуалами, как и некоторые люди. Клингонами движет яростная преданность своей семье, как и некоторыми людьми». (Журнал Time.)
Ромулане
Раса, имеющая с вулканцами общих предков и схожее строение организма. Единственное внешнее различие – V-образный костный нарост на лбу у ромулан. У империи две столицы – планеты-близнецы Ромул и Рем. Население Ромула составляют покинувшие родной мир во времена Сурака вулканцы, проповедовавшие войны и насилие.
Все разумные расы в галактике испытывают хороший, здоровый страх перед ромуланами – и не без оснований. Во многих отношениях ромулане похожи на антивулканцев. На самом деле, ромулане являются ответвлением вулканской расы. Столетия назад ромулане отвергли вулканскую идею подавления эмоций и начали действовать самостоятельно, в конце концов обосновавшись на планетах-близнецах Ромулусе и Реме и создав империю.
Если вулканцы холодны, собранны и доброжелательны, то ромулане вспыльчивы, агрессивны и часто жаждут власти. Эта страстная потребность в завоеваниях привела к войне Земля – ромулане, когда человечество впервые столкнулось с тотальной войной межгалактического масштаба. Земля в конечном итоге одержала победу, и во время конфликта ни один человек никогда на самом деле не видел ромулан. Годы спустя именно команда «Энтерпрайза» на самом деле увидела, как выглядят ромулане, и именно мистер Спок постулировал общее происхождение вулканцев и ромулан.
Ромулане были основаны на агрессивности и культуре Римской империи, что видно по военной агрессии расы и одежде. Несмотря на годы вражды, ромулане встали на сторону Федерации в войне за Доминион. Ромуланец также изменил реальность, как знают поклонники новых фильмов о «Треке»…
Ромуланец по имени Неро использовал устройство из Красной Материи, чтобы уничтожить Ромул и пробить дыру во времени и пространстве. Затем Неро отправился в прошлое и уничтожил военный корабль США «Кельвин», в результате чего новая реальность отделилась от оригинальной временной шкалы «Трека».
Ромуланская империя несколько уступает Федерации и клингонам в технологическом развитии. Встретив неожиданное сопротивление в лице Федерации, ромулане были вынуждены вернуться в границы домашней системы. Они не раз пытались хитростью или силой противостоять Федерации Планет, но их попытки не увенчались успехом, а со временем и вовсе сошли на нет.
Их имя вызывает страх и уважение во всей галактике Trek.
Кардассианцы
Первое появление: «Звёздный путь: следующее поколение» (1991).
Нигде во вселенной Trek не было расы более тревожной, более сложной и более интересной с точки зрения повествования, чем кардассианцы. Кожистые кардассианцы похожи на ящериц.
Гуманоиды с Кардассии Прайм, в равной степени отличающиеся интеллектом и жестокостью. Потомки рептилий, они предпочитают более тёмную, жаркую и влажную окружающую среду, чем люди. Кардассианцы славятся зрительной памятью и редкой способностью сопротивляться вулканскому контакту разумов.
Когда-то были миролюбивым и духовным народом, но опустошение родной планеты и сложность выживания подтолкнула их к захватническим военным действиям. Многие процветающие планеты были захвачены Кардассианской Империей. Объединившись с Доминионом, Кардассия надеялась стать величайшей силой в квадранте, но понесла величайшее поражение.
Кардассианцы впервые были замечены как нацистские военные преступники, совершившие ужасный геноцид против народа Баджора. Гнев против кардассианцев, среди прочих причин недовольства, заставил значительную часть сторонников Бьорна отделиться от Федерации и сформировать Marquis.
Кардассианцы воевали как с Федерацией, так и с Клингонской империей и довели оба флота до предела. Когда конфликт кардассианцев и Бьорнов закончился победой баджорцев, Федерация должна была помочь галактике исцелиться. Федерация создала космическую станцию Deep Space Nine для наблюдения за этой передачей власти, поскольку кардассианцев начали судить за военные преступления, которые были просто немыслимы в такой просвещённой галактике.
Кардассианцы были зеркалом, в которое трудно было заглянуть, потому что они обнажали многие социальные недостатки современного мира. С помощью богатых, мощно проработанных персонажей, таких как Гарак, Trek напоминает зрителям, что у всех видов есть способность к огромному добру и немыслимому злу.
Вулканцы
Гуманоидная раса, внешне сходная с землянами, руководствующаяся логикой, лишённая эмоций, с заострёнными ушами. Родной мир Вулкан (самоназвание – Т’Хаси) находится в 12 световых годах от Земли и отличается суровыми природными условиями. Повышенная гравитация и тектоническая активность, а также недостаток водных ресурсов сформировали из вулканцев выносливую расу, во многом превосходящую иных обитателей Галактики. Планета бедна железом, но богата медью. Поэтому кровообращение вулканцев основано на меди, а кровь зелёного цвета.
Философия вулканцев основана на логическом мышлении и подавлении эмоций. Ранние исследователи даже считали, что обитатели Т’Хаси вовсе лишены чувств. Для подавления эмоций вулканцы применяют технику Колинар, которая представляет собой суровую тренировочную программу. Основной принцип вулканской философии – «Бесконечное разнообразие в бесконечных комбинациях». Вулканцы отличаются сдержанностью и миролюбием. Основополагающую роль в формировании современной культуры вулканцев сыграл древний деятель Сурак. Именно он создал Колинар, а также добился мира на родной планете.
В пилотной части «Звёздного пути» «Клетка» (1965) мир познакомился с офицером по науке Споком, холодным, расчётливым, но храбрым и доброжелательным инопланетянином, который преданно помогал своему капитану. Пятьдесят лет спустя Спок по-прежнему оставался сильной правой рукой «Энтерпрайза». Отсутствие эмоций у вулканца служит идеальным повествовательным контрастом человеческой природе.
Борг
Первое появление: «Звёздный путь: Следующее поколение» (1989).
Эти коренные гуманоиды квадранта Дельта изначально были органическими существами, но их путь развития привёл ко всеобщей кибернизации. Объединённые подпространственной связью и лишённые личной воли, борги представляют собой коллективный разум. Есть рядовые борги-рабочие, борги-воины, борги-техники – и есть Королева, направляющая действия всех остальных боргов. Разумеется, уничтожение Королевы выводит из строя весь коллектив боргов. В некотором роде все борги бессмертны: если один из них умирает, его память будет сохранена Коллективом.
Подобная структура общества позволяет сообществу боргов быстро и скоординировано отвечать на все внешние угрозы. К недостаткам можно отнести то, что с переходом боргов к кибернетической стадии развития они утратили способность к изучению внешнего мира. Новые знания и технологии Коллектив получает, ассимилируя другие разумные расы. Борги считают личные действия и мысли проявлением неполноценности и слабости. Они путешествуют через вселенную в звездолётах – кубах или сферах, – отыскивая новые цивилизации, чтобы присоединить их к Коллективу. Коллектив/Борг отвергает непопулярные мнения.
Борги – это раса дронов-киборгов, разделяющих коллективный разум. Их единственная цель – ассимилировать вселенную и сделать всех Боргами. Борги – это безмозглые автоматы, которые подчиняются Королеве Боргов и Коллективу. Их не остановить, и они невероятно эффективны. Борги бродят по галактике в своих характерных кубах Борга, и когда они сталкиваются с какой-либо органической расой, эта раса насильно ассимилируется с Боргами. Все надежды, история, искусство, страсть и индивидуальность становятся частью Коллектива, в то время как отдельный человек становится живым оружием, оболочкой, предназначенной только для Боргов. Как известно, Жан-Люк Пикар пал от рук боргов и был преобразован в Локутуса. Будучи Локутусом, Пикар был на волосок от ассимиляции «Энтерпрайза».
«Борги были лучшими в сериале. Технологически развитая раса киборгов, борги объединены в единый разум, называемый “Коллективом”. Одного взгляда на боргов, ужасающую мешанину из человека и машины, достаточно, чтобы по спине пробежали мурашки. Но настоящий ужас кроется в их мотивации: межгалактической расовой чистоте. Когда борги сталкиваются с новым видом, они либо добавляют его в Коллектив путём принудительной «ассимиляции», либо просто уничтожают.
Борги – то всё, чего нет у людей «Звёздного пути»: послушные, роботы, конформисты.
Борги обычно считаются комментарием к фашизму и расовым чисткам. Но в некотором смысле, это инопланетяне, ставящие вопросы, о которых мы даже не подозревали, с которыми вскоре столкнёмся. Можем ли мы, люди реального мира, быть зависимыми от постоянной связи через наши смартфоны, как Борги для Коллектива? (Отключите Борга от коллективного разума, и растерянная реакция инопланетянина мало чем отличается от реакции подростка, лишённого iPhone.)»
Борги служат напоминанием о том, что технологии также могут привести к холодному будущему чистого ужаса, где индивидуальность ничего не стоит, а сопротивление бесполезно.
Доминион
Доминион зародился в квадранте Гамма благодаря расе Основателей. Чтобы защитить себя от агрессии, они генетически изменили некоторые расы, обострив у них нужные качества и введя безграничную преданность создателям. Довольно скоро цели Доминиона превратились в захватнические. В течение сотен лет Основатели захватывали – силой и угрозами – сопредельные миры, пока не стали главной силой квадранта.
Открытие портала между квадрантами Альфа и Гамма было воспринято лидерами Доминиона как посягательство на их территорию. Основатели начали войну против квадранта Альфа. Однако правительства последнего объединились и вытеснили захватчиков в родной квадрант космоса.
Андориане
Уроженцы планеты Андория (самоназвание – Фезоан). Единственная раса Федерации, которая сочетает черты млекопитающих и насекомых. Глаза андорианцев видят лишь чёрно-белое изображение. Эту цветовую слепоту компенсируют два усика на макушке, улавливающие электромагнитные волны видимого и инфракрасного диапазонов. Андорианцы отличаются бережливым отношением к природе и избежали экологического опустошения, перенесенного многими другими культурами.
Андорианцы – агрессивная, но развитая раса, которая была одной из первых инопланетных рас, образовавших первоначальную Федерацию планет с человечеством.
У андорианцев характерная голубая кожа, белые волосы и две торчащие антенны. У голубокожих гуманоидов передовая армада и долгая история конфликтов с вулканцами. Этот конфликт был отложен, поскольку андорианцы вступили в Федерацию, а вместе с этим наступили десятилетия мира
Андорианцы более чем немного ксенофобны, поскольку они называют людей и вулканцев «розовокожими» и испытывают давнее недоверие ко всему, что не является андорианским. На самом деле, андорианцы не доверяют даже своей ответвленной расе, очень редко встречающимся белокожим экстрасенсам аэнарам.
Баджорцы
Первое появление: «Звёздный путь: Следующее поколение» (1991).
Эта некогда процветавшая раса в настоящее время сильно технически отстает. Баджор был захвачен Кардассией в 2329 г. и оставался колонией вплоть до победы баджорского сопротивления в 2369 г. Федерация оказала помощь в восстановлении истерзанного мира. Баджор известен своей орбитальной станцией Deep Space 9, переданной под юрисдикцию Федерации, а также выходящим неподалеку жерлом черной дыры.
В DS9 фанаты узнали о страданиях, которые баджорцы были вынуждены терпеть от рук кардассианцев. Баджорцы были расой борцов за свободу, высоконаучной и артистичной расой, которой пришлось принять милитаризм и ксенофобию, чтобы выжить.
Из всех рас, представленных в «Звёздном пути», баджорцы, возможно, самые трагически гуманные, поскольку им пришлось увидеть собственную тьму, чтобы пережить немыслимое, чтобы выжить при кардассианцах.
Талаксианцы
Первое появление: «Вояджер» (1995). Один из самых дружелюбных видов Дельта-квадранта, талаксианцы – или, точнее, отдельный представитель талаксианского вида – сыграл ключевую роль в выживании «Вояджера» в течение многих лет, которые он провёл в ловушке в Дельта-квадранте.
Талаксианцы были рассеяны по всему квадранту Дельта после разрушительной войны с Хааконским орденом. У талаксианцев не было настоящего домашнего мира, но это не сломило их дух. Талаксианцы – очень духовная, оптимистичная и причудливая раса, которая, столкнувшись с двумя неприятными жизненными путями, найдёт третий, более счастливый. Эта духовная способность находить свет и надежду в любых обстоятельствах сделала талаксианца Ниликса незаменимым для экипажа «Вояджера».
Ниликс был поваром и офицером по моральному духу на борту «Вояджера» и помогал своим друзьям выходить из многих духовных и буквальных кризисов. Во время своих странствий по квадранту Дельта «Вояджер» встречал множество талаксианцев, которые всегда были готовы протянуть руку помощи. К сожалению, многие агрессивные виды, такие как Борги, также нападали на мирных талаксианцев.
Ференги
Ференги – ходячие комментарии о преимуществах и недостатках необузданного капитализма. «Если бы Дональд Трамп был пришельцем из «Звёздного пути», он был бы ференги» (журнал Time). Ими движет исключительно зарабатывание денег; они всегда хотят получить лучшую часть сделки. Они также оказались одними из самых сексистских созданий в «Пути»: они прямо запрещают женщинам заниматься бизнесом.
Примеры правил ференги: «Никогда не ставь дружбу выше прибыли», «Никогда не позволяй семье стоять на пути к новым возможностям» и «Война полезна для бизнеса».
Окампа
Окампа живут недолго – 8-10 лет. Они достигают зрелости через месяц после рождения, однако женщины этой расы способны к деторождению только один раз в жизни, в возрасте 5-6 лет. Несмотря на внешнее сходство с людьми, окампа – очень далёкий от нас вид, достаточно сказать, что они сумчатые. К исходу седьмого года жизни окампа почти мгновенно старятся и умирают, хотя отдельным представителям удается дожить до 14-15 лет. Окампа владеют рядом экстрасенсорных способностей, в частности, телепатией.
Вид 8472
Один из самых необычных органических видов, когда-либо встреченных Федерацией. Представители вида 8472 прибыли оттуда, где нет ни звёзд, ни планет, только космическое вещество. Они имеют приблизительно гуманоидное строение: голова, торс, конечности, рот. Однако общаются особи 8472 только телепатически. Им не нужны ни металл, ни прочие вещества, – только биомасса. Поэтому особи 8472 превращают в первичную биомассу всё, что встречают на своём пути.
К несчастью для боргов, вид 8472 имеет эффективную и устойчивую к раздражителю биологическую систему: любая форма биологического или технологического вторжения в их ткань будет немедленно отвергнута и уничтожена. Попытавшись захватить территорию вида 8472, киберскитальцы получили серьёзный отпор.
Сегодня давайте посмотрим книги, которые вошли в шорт-лист премии «Хьюго 2025». Он довольно сильно отличается от Шортлиста премии «Небьюла 2025», который я обозревал ранее, и, как мне кажется, отличается в лучшую сторону: здесь больше и знакомых имен и достойных номинации кандидатов. По основным номинациям я сделаю прогноз, кто по моему мнению станет победителем этого года, а результаты мы узнаем ровно через 4 месяца, 16 августа.
За главную номинацию, лучший роман, сражаются шесть книг.
1. Начало нового цикла Роберта Джексона Беннетта, «The Tainted Cup», городское фэнтези и детектив с необычным миром и персонажами, что уже стало визитной карточкой автора.
2. Сразу два романа Адриана Чайковски. Первый — «Alien Clay», который уже претендует на Премию Филипа К. Дика и недавно был снят автором с номинации на Премию Британской Ассоциации Научной Фантастики, о чем я писал отдельно.
3. Второй роман Чайковски — «Service Model» о роботах в мире с выродившимся от излишней опеки и постепенно вымирающим человечеством.
4. Кэлиана Брэдли «The Ministry of Time» — пожалуй, самый спорный номинант, романтическая история о клерке из министерства времени, которая вынуждена делить кров с мужчиной из 19 века. Роман пользуется огромной популярностью, но на крупные фантастические премии такие книги, как правило, не претендуют.
5. Джон Уисвелл «Someone You Can Build a Nest In» — дебютный роман автора, который уже не раз удостаивался высших наград за малую форму. Тоже, в какой-то степени, романтическая история, но играющаяся с классическими штампами "любви девушки и монстра". Ведь монстр тут в процессе размножения должен отложить яйца в тело своей возлюбленной, с тем что бы у детишек было пропитание. И как героям выйти из этого положения — задача нетривиальная.
Хотя я отчаянно буду болеть за Чайковски и Беннетта, считаю, что у этих номинантов практически нет шансов на победу. Чайковски сильно подвело, что у него прошло в короткий список сразу две книги и голоса фанатов автора разделятся между ними, а для Беннетта уже номинация на Хьюго — большой успех. Основная борьба развенется между обласканной фандомом (премий уже больше чем у Ле Гуин) Т. Кингфишер и Джоном Уисвеллом и я ставлю на победу последнего. Все-таки дебютанты, как показала премия прошлого года, имеют определенные преимущества.
Повести. Здесь по прежнему доминируют отдельные публикации, ни журнальных, ни повестей из антологий нет.
1. Нги Во «The Brides of High Hill» — пятая часть известного цикла «Поющие холмы». Цикл также номинировался на Хьюго целиком, но был снят из-за недостаточного суммарного объема текстов.
2. Преми Мохамед «The Butcher of the Forest» — повесть о женщине, которая пытается спасти своего ребенка, похищенного повелителем зачарованного леса.
3. Урсула Вернон (под псевдонимом Т. Кингфишер) «What Feasts at Night» — второй том цикла повестей, вдохновленных творчеством Эдгара Алана По.
5. Рэй Нэйлер «The Tusks of Extinction» — история о выращивании мамонтов в тундрах крайнего севера России и перемещении сознания человека в тело мамонта.
6. Альетт де Бодар «Navigational Entanglements» — космическая фантастика с большой примесью восточно-азиатского колорита.
Здесь я, безусловно, болею за Нэйлера и оцениваю его шансы как достаточно высокие, но допускаю, что Вернон может обойти его на повороте.
Короткие повести. Основная тенденция сохраняется — четыре произведения из шести доступны для прочтения онлайн (для одной даже нет обложки), также есть одна книжная публикация и одна — в печатном журнале.
Пожалуй, самая непредсказуемая номинация, победить может кто угодно. Но если нужно делать ставку, я бы отдал голос за Наоми Критцер, хотя у других кандидатов шанс на победу ничуть не меньше.
Номинации за рассказы между собой разделили три самых популярных сетевых журнала: «Lightspeed», «Uncanny Magazine» и «Clarkesworld». Все шесть рассказов-претендентов можно прочесть онлайн.
А вот среди рассказов интриги никакой нет: Изабель Ким не оставила своим более именитым конкуренткам никаких шансов.
Циклы. Здесь я демонстрирую только обложку последнего на данный момент тома. Циклы очень разные: от законченных трилогий, до бесконечных историй.
1. Ребекка Роанхорс «Между землёй и небесами» (законченная трилогия) — остросюжетное фэнтези, основанное на мифологии южноамериканских индейцев. У нас вышел только первый том, но оценки выглядят довольно удручающе.
2. Таша Сури «The Burning Kingdoms» (законченная трилогия) — эпическое фэнтези на индийском материале, судя по отзывам, довольно "темное".
3. Шеннон Макгвайр «InCryptid» (в цикле 14 книг, не считая повестей и рассказов, но это точно не конец) — городское фэнтези о криптидах, живущих среди людей в современной Америке.
4. Джефф Вандермеер «Зона Икс» (законченная трилогия с приквелом, написанным десять лет спустя). Вендермеер вернулся в мир своей самой знаменитой трилогии с романом «Absolution», наполовину приквелом, наполовину вбоквелом и тем обеспечил попадание давно законченного цикла в шортлист.
5. Брендон Сандерсон «Архив Буресвета» (написано пять книг, всего планируется десять, не считая дополнительных повестей). Сандерсон написал первую половину своего Магнум Опуса и не смотря на концовку, которая многих оставила неудовлетворенными, фанаты смогли продвинуть его книгу на номинацию.
6. Адриан Чайковски «The Tyrant Philosophers» (написано три книги, всего планируется пять, не считая дополнительных повестей и рассказов). Масштабный цикл, каждый роман которого имеет достаточно большую самостоятельность. Как сами романы, так и произведения построены по мозаичному принципу: множество точек зрения и сюжетных линий идеально ложатся в общую картину.
Если бы все решала популярность, то, конечно, у Сандерсона не было бы конкурентов. Но я ставлю здесь на Адриана Чайковски, чей цикл, по моему скромному мнению, сильно превосходит конкурентов.
Премия "Путеводная звезда" за книгу для подростков: с одной стороны выбор большой, с другой его практически нет: все книги или от людей цвета или квир-персон. А по крайней мере пара номинантов совмещают в себе оба преимущества. Других подростковых книг у меня для вас нет.
1. Ханна Эбигейл Кларк «The Feast Makers» — ведьмы-лесбиянки в современной школе.
Во-первых попадание в список Моник Пуарье (под псевдонимом Moniquill Blackgoose) я нахожу возмутительным просчетом организаторов. Это что же теперь, можно брать псевдоним и выдавать себя за начинающего писателя? Ну и ну.
Победителя предсказать очень сложно, но я бы болел за Тиа Таширо — очень уж мне нравятся ее рассказы, немного наивные, но душевные. Всегда, когда они попадаются мне в журналах, читаю с интересом.
По остальным номинациям выскажусь выборочно и тезисно.
Второй огромнейший просчет, скорее даже факап организаторов — это свежезапущенная премия, за лучшее стихотворение: и там, среди пяти номинантов, представляющих собой короткие стихи, опубликованные в онлайн-журнлах затесался целый роман в стихах! Ну вы только посмотрите:
Какие у других претендентов шансы? Это вообще законно?
Хьюго как редактор малой формы почти бескомпромиссно возьмет Нил Кларк — потому что а кто еще? Его анализы рынка малой формы не имеют аналогов в мире, а открытость с аудиторией заслуживает уважения, с другой стороны лучшим журналом скорее всего станет «Uncanny Magazine» — лидер по количеству номинаций на Хьюго в этом году.
По остальным позициям списка мне сказать практически нечего. Как вам шортлист Хьюго на этот год? Что-нибудь заинтересовало, прочли или планируете прочесть?
Лично у меня в планах четыре книги из списка романов, а так же все претенденты в номинации мало формы. Ну и продемонстрированный в колонке роман в стихах я тоже уже заказал.
Ждем номинантов "Локуса" — самой демократичной премии англоязычного фандома — сразу 10 имен в каждой номинации, разделение на жанры и отдельная номинация для дебютантов, это будет самый широкий срез англоязычной фантастики за прошлый год.
С прошлого века стоит на моей полке авторский сборник советского писателя и журналиста Евгения Ивановича Наумова (18. 06.1939 — 21.10.1992) "Коралловый город", в который вошли две его сказочно-фантастические повести: заглавная и ещё одна – с длинным названием "Утро вечера мудренее: сказочная история с необычайными приключениями, волшебными фокусами и странными превращениями, которая могла бы произойти с любым из вас".
Евгений Наумов. Коралловый город. — Киев: Веселка, 1989 г. Тираж: 100000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Н.Н. Бабенко.
Начальный разворот книги.
Сразу же уточню, что повесть "Утро вечера мудренее" была впервые опубликована в красноярском журнале "Енисей" (№№ 4, 5, 6 за 1967 год), затем вышла отдельным изданием в 1969 году в Магадане, значительно позднее (в 1988 году) под названием "Дар белого астронавта" была напечатана Хабаровским книжным издательством. А через два десятка лет была издана в Киеве в составе сборника, с которого я начал этот материал (см. обложку выше). Любопытная география, не правда ли?
Е. Наумов. Дар белого астронавта. — Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 1988 г. Тираж: 50000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации С.М. Лебедева.