Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.
Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.
Дискуссию о научной фантастике, начатую 3 сентября 1969 года в «Литературной газете» статьей Игоря БЕСТУЖЕВА-ЛАДЫ и выступлениями Николая ФЕДОРЕНКО, Алексея ЛЕОНОВА и Станислава АНТОНЮКА, а также выступлениями Константина БОРИНА, Петра РЕБИНДЕРА, В. АБАКУМОВА и Давида ФРАНК-КАМЕНЕЦКОГО и статьей профессора Захара ФАЙНБУРГА из Перми продолжилась очередной подборкой мнений читателей, из которой ранее в сети в открытом доступе были опубликованы лишь письма ВАСИЛЬЕВОЙ и БЫКОВОЙ.
ФАНТАСТИКА: мнение читателей
Разговор о научной фантастике, который «ЛГ» начала в №№ 36 и 38, привлек внимание широкого круга читателей. Ежедневно почта приносит все новые и новые письма, авторы которых делятся своими мыслями, полемизируют с опубликованными статьями, вносят предложения.
Часть этих писем мы публикуем сегодня.
ТРИ КОМПОНЕНТА ФАНТАСТИКИ
Научно-фантастическая литература – мощный приток полноводной советской литературно-художественной реки. В настоящее время в СССР ежегодно выходит более 100 произведений отечественных фантастов и около 50 – зарубежных. Общий ежегодный
тираж фантастики только на русском языке достигает 3 миллионов экземпляров – могучее средство воспитания молодого и старого читателя! Критика должна была бы уловить фантастическую популярность фантастики и помочь этому своенравному и своевольному горному потоку избежать стихийного самотека. Однако у любителей фантастики и оценщиков этого «специфического жанра» нет единых критериев подхода к нему, нет общего языка в разговоре о нем.
Доктор физико-математических наук профессор Московского физико-технического института Д. Франк-Каменецкий рассматривает чтение научно-фантастической литературы как форму отдыха для утомленного творческой работой ума. «С этой позиции ценность научной фантастики тем выше, — заявляет уважаемый ученый, — чем более неожиданны – и даже невероятны – развиваемые идеи и вытекающие из них ситуации».
Академик Н. Федоренко читает фантастику не только удовольствия ради, но и «по долгу службы». Как директор Центрального экономико-математического института Академии наук СССР он в научно-фантастических произведениях ищет и находит «предвидения социального и научно-технического прогресса, которые можно с пользой применить при долгосрочном прогнозировании и оптимальном планировании».
А не правильнее ли рассматривать эти схематично сформулированные положения как составные части, как обязательные компоненты научно-фантастической художественной литературы? Никто ведь не станет отрицать, что не может существовать научно-фантастическая литература без фантастики, о которой летчик-космонавт Алексей Леонов сказал на страницах «Литературной газеты»: «Фантастика — это своего рода сказка, это выражение человеческой мечты. Ну, а мечта — это взгляд в будущее. Если лишить человека мечты, сказки, он лишится перспективы, лишится горизонта в своей жизни». Рабочий завода «Динамо» Станислав Антонюк в том же номере «ЛГ» утверждает даже, что «любая художественная проза — в какой-то мере фантастика. Нет литературы без фантастики. Ведь каждый подлинный писатель вкладывает в произведение свое представление о мире, домысливает его таким, каким хочет видеть, — совершенным, прекрасным».
Если говорить о третьем компоненте фантастики, то следует отметить, что некоторым фантастам ближе до звезд, чем до настоящего литературно-художественного творчества. Поднять писателя-фантаста до существующих литературных высот («Аэлита» А. Толстого, «Туманность Андромеды» И. Ефремова) – благородная задача литературной критики.
В. ВЛАСОВ, слушатель народного университета рабкоров.
Москва
КРИТИКОВАТЬ СЕРЬЕЗНО, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО
Интересный и очень своевременный разговор начат о научной фантастике. Для большинства выступивших на страницах газеты вопрос о праве на существование научной фантастики является бесспорным. Спор идет о другом: о чем и как должна писать фантастика, о ее месте в литературе.
Отрадно, что о научной фантастике заговорили не только сами писатели-фантасты и их читатели, но и философы, и литературоведы.
Почему же научная фантастика до сих пор не имеет своего определенного места в «большой» литературе? Почему она до сих пор носит ярлык литературы «второго сорта»? Видимо, потому, что составные части фундамента, на котором строится все здание научной фантастики – синтез науки и художественной литературы, — взаимодействуют не всегда равномерно. В современной критике речь идет в большинстве случаев о социальной значимости научной фантастики, но не о ее художественных принципах и критериях. Научная фантастика развивается на ощупь, поэтому столько огрехов на ее поле. Отсутствие серьезной критики сказывается отрицательно на художественном уровне произведений даже ведущих фантастов, на выборе тематики произведений. Не случайно доктор исторических наук И. Бестужев-Лада подмечает одинаковые недостатки в последних произведениях таких разных писателей, как А. и Б. Стругацкие и И. Ефремов.
Научная фантастика – прежде всего художественная литература, и ее художественные образы призваны нести всестороннюю идейную нагрузку.
Поэтому ей необходима доброжелательная серьезная критика, ей необходима глубоко и всесторонне разработанная теоретическая основа.
А. БЫКОВА, преподаватель Узбекского государственного института физической культуры.
Ташкент.
НОВАТОРСТВО ЛИ ЭТО?
Уважаемая редакция!
Вы начали большое и нужное дело, затеяв разговор о советской фантастике, ее проблемах и возможностях. Я с интересом прочла обе дискуссионные полосы. Чувствуется, что это только начало, ибо не выяснены еще многие точки зрения, не прояснена позиция самой газеты на важные аспекты проблем, которые волнуют сегодня многочисленных читателей книг этого направления. Все это и побуждает меня включиться в разговор, не дожидаясь, куда он повернет дальше.
В своей статье «Иллюзия простоты» З. Файнбург справедливо отмечает огромные возможности научно-фантастической литературы, повышенный спрос на нее со стороны читателей.
Особое внимание автора обращено к творчеству А. и Б. Стругацких, вокруг последних произведений которых идут постоянные споры, высказываются подчас диаметрально противоположные мнения на то, в чем же заключается суть научной фантастики, какова ее роль в формировании мировоззрения нашего современника.
З. Файнбург делает попытку разъяснить читателю, в чем, по его мнению, заключена сложность современной фантастики и почему некоторые любители фантастики не поняли последних произведений братьев Стругацких. Причина, как я поняла, в том, что мы, любители этого рода литературы, хотим, чтобы в научно-фантастических книгах образы героев будущего были полнокровными, психологичными. А этого как раз и не надобно требовать, потому что фантастика ориентирует читателя прежде всего на сопереживание с идеей, персонифицированной в герое, а не с самим героем. Схематизм героев, таким образом, вполне оправдан.
Нет! Нет и нет. С таким утверждением согласиться я никак не могу. Любая литература, в том числе и научно-фантастическая, есть прежде всего человековедение. Это хорошо понимали классики научно-фантастического жанра. Поэтому и капитан Немо, и Лось, и Гусев – это прежде всего люди с ярким, страстным характером. Поэтому-то они так долго живут в нашей памяти. А в последних произведениях Стругацких таких живых и понятных в своих проявлениях героев нет. Я пишу об этих писателях потому, что всегда внимательно следила за их творчеством. Их талант несомненен. З. Файнбург назвал их первые произведения добротными, хорошо сработанными, но традиционными. Пусть так. Традиционно – это не значит плохо. Я не против новаторских книг, наоборот, я – за новаторство. Только вот за то ли новаторство, какое есть в их последних книгах? Я имею в виду, такие, к примеру, повести, как «Хищные вещи века», «Улитка на склоне», «Второе нашествие марсиан», наконец, «Обитаемый остров». Тревожно и тяжко становится на душе после их прочтения. Я знаю, что критика называет эти произведения «предупреждениями».
Но кого и о чем они предупреждают? Об опасности материального изобилия для человечества? О том, что будущее зависит не от социальной структуры общества, а от человеческой натуры? Но ведь пути развития человечества могут быть разными и то, что грозит буржуазному обществу, не может грозить нам.
Мне кажется, что создаваемые писателями-фантастами мрачные картины нравственного распада и измельчания человеческого общества никак не согласуются с традициями советской фантастики, возвеличивающей человека – творца, созидателя всех материальных и духовных ценностей, преобразователя природы.
Мне очень хотелось бы прочесть на страницах «ЛГ» статью, в которой содержался бы объективный критический анализ творчества этих писателей.
В. ВАСИЛЬЕВА, Москва.
БЕЗ СКИДОК НА СПЕЦИФИКУ
Глубоко признателен «ЛГ» за то, что она решила обратить внимание общественности на яркое явление современной литературы – на научную фантастику.
Мне хочется отметить, что наши писатели-фантасты не мыслят образ человека из будущего без его вошедшей в плоть и кровь, ставшей необходимостью потребности в творческом труде на благо общества. Причем надо сказать, что и в кресле космонавта, и в лаборатории, и на чужой планете, и за пультом управления – словом, везде труд этот не будет легче. Герои научно-фантастических произведений зачастую в тяжелых условиях, с большим риском, самоотверженностью продолжают трудовую эстафету прошлых поколений.
Оценивая художественный уровень научной фантастики, пожалуй, надо иметь в виду два обстоятельства.
Во-первых, научная фантастика еще сравнительно молода. Во-вторых, как мне кажется, писать настоящую научную фантастику труднее, чем нефантастику. Почему? А потому, что по всем литературным «параметрам», которым она должна соответствовать, добавляется еще одна – научно-фантастический, отражающий специфику ее и дух. Причем такую специфику, какую далеко не каждый писатель может усвоить.
Несмотря вот на эти объективные условия, в научной фантастике есть и классика, есть замечательные и просто хорошие произведения.
Все же художественный уровень нашей фантастики надо совершенствовать. Может быть, некоторые писатели-фантасты, относясь к этому небрежно, полагают, что специфика все скроет. В общем, надо работать в этом направлении и самим писателям, и критикам, и литературоведам, и читателям. Может, есть смысл создать постоянную рубрику в «ЛГ»?
В. КАВСКАЯ, инженер.
Астраханская область.
«Литературная газета» № 42 от 15 октября 1969 года, стр. 6.
Долгожданное обновление на странице Марины и Сергея Дяченко на платформе Литрес — сборник «Феникс»! В сборник вошли рассказы и повести разных лет, включая малоизвестные произведения «Соль» и «Феникс», впервые опубликованные на Литрес. Специально для этого сборника написана новая аннотация, создана обложка, произведения прошли авторскую редактуру.
Аннотация :
Что, если бы люди выбирали для себя мир, просто опуская в урну бюллетень? И потом жили в этом мире, проклиная его – или, наоборот, радуясь удачному выбору? Но если твоя жена, или сын, или брат отметит в бюллетене другую строчку – вы не встретитесь больше никогда…
В сборнике Марины и Сергея Дяченко собраны очень разные рассказы и повести. Их объединяет сплетение повседневности и чуда, где чудо может быть злым, а обыватель – героем.
Мой старый добрый фейсбучный френд, известный бард, журналист, радиоведущий и аудиобукер из Молдовы Олег Булгак пару дней назад написал небольшой пост, где, вкратце помянув моё ВУ, поинтересовался в воздух: а есть ли фанфики по произведениям Михаила Булгакова? Пост его, увы, был под "замком", однако поскольку на мою просьбу снять "замок" (чтобы я мог поставить ссылку на свои собственные — и довольно важные — комменты про ВУ, сделанные к его посту с подначки хорошего писателя Шамиля Идиатуллина) Олег так до сих пор и не отреагировал, то мне, увы, приходится воспользоваться копипастом (впрочем, Олег отреагировал на мою просьбу уже через пару дней, когда пришёл на работу):
Олег Булгак:
-- Все (ну, ладно, многие) знают великолепные (ну, ладно, некоторые отличные, другие просто хорошие) продолжения книг бр.Стругацких, тщательно собранные и опубликованные Андреем Чертковым во "Времени учеников" и ещё двухсборниках. Знают и менее удачные "продолжения" романов, которые выходили отдельными томами...
А вот фанфики по произведениям Михаила Булгакова не нашёл. Или всё же есть какие-то фанатские тексты? Просто интересно. 15 мая день рождения Мастера, вот и подумал...
Андрей Чертков -- Шамиль Идиатуллин -- Шамиль, ты как будто только что родился. Чтобы получить 4 сильных вещи на 5 сборников (а на самом деле их там больше — ты, например, забыл дебютный рассказ Тима Скоренко, повесть Дэна Клугера и тексты Романецкого, да и еще хорошие вещи там были), надо было раскочегарить на это "стрёмное" дело минимум полсотни авторов, дабы добиться от них десятка два более-менее пристойных рассказов, годных для публикации. Не говоря уж и о том, что, начиная сей проект, я, с одной стороны, неоправданно преувеличивал достоинства авторов из Семинара и из "четвертой волны" в целом, а с другой стороны — довольно поспешно преуменьшил сложность и каверзность данного жанра как такового — "вариации на темы АБС". Как постепенно выяснилось, это было совсем не так просто, как нам всем казалось на первый взгляд.
Шамиль Идиатуллин -- Андрей Чертков -- Я очень ждал этот сборник и очень обломался на первом же томе — но таки купил ещё два.
Упомянутые тобой тексты забыл, да. Что как бы намекает.
Андрей Чертков -- Шамиль Идиатуллин -- Дело в том, что эти три сборника из базового проекта ВУ-МБС-АСТ оказались прекрасным "доказательством от противного". Тут надо понимать, чего я ждал от авторов — а ждал я от них, сам того ещё не понимая, продолжения той славной традиции "ново-идейных сиквелов", которую наметили еще сами Братья Стругацкие. Заметьте — помимо отдельных повестей со своей изолированной литературной системой мира (идея — место действия — герои) — вроде "Отеля", "Пикника" и "Миллиарда" — АБС и в 70-е — 80-е годы всё-таки продолжали в новых условиях свой популярнейший цикл про Полдень, начатый еще в начале 60-х, еще при "оттепели", но при этом для каждого нового сиквела они придумывали по-прежнему весьма оригинальную и очень мощную идею, а также многие вспомогательные идеи и термины, обогащающие этот уже хорошо известный нам мир. Например, "Малыш" — это идея земного Маугли на планете с иным, совершенно нечеловеческим разумом, который спас человеческого детёныша после катастрофы звездолёта, а потом явно изучает и оберегает его, а прибывшие на эту планету земляне так и не понимают в итоге, что им делать с этим детёнышем, оказавшимся единственным и крайне ненадёжным посредником между двумя совершенно не похожими друг на друга цивилизациями? Или "Парень из преисподней" — юнец из инопланетного "гитлерюгенда" оказывается вдруг на Земле и должен либо освоиться с совершенно иными — коммуно-гуманистичными! — порядками и взглядами, либо уйти обратно на свою вечно воюющую планету, — и в результате он всё-таки возвращается обратно. Ну, а про "Жука в муравейнике" и "Волны гасят ветер" тут и вовсе речи нет — в первом случае это были прогрессоры, Комкон-2, подкидыши и детонаторы, а во втором случае — людены как дальнейшая ступень прогресса земного человечества. Вот ведь, собственно, о чём тут речь — я ждал от авторов "четвёртой волны" произведений в продолжение этой прекрасной АБС-традиции — хорошо знакомый мир Стругацких плюс совершенно новые оригинальные идеи и сюжеты. Но, увы, я этого практически так и не дождался, хотя поначалу я совершенно этого не понимал, ибо мне было вполне достаточно, чтобы это были просто приличные, публикабельные вещи, а не какая-нибудь безрадостная графомания. Но тут надо ещё иметь в виду, что хотя я придумал сей проект еще в 1991 году, я не сумел распропагандировать его настолько, чтобы в него включились все уже заметные авторы "четвертой волны" (то бишь писатели из Малеевского семинара). То есть, Ленинградский семинар я сумел окучить более-менее неплохо, хотя и с серьёзными пробелами (вроде тех же Столярова, Логинова, Щеголева и еще целого ряда заметных имён), а вот Московский семинар оказался практически полностью вне игры. Из Москвы я сумел привлечь лишь Молчанова-Скаландиса (в первый том) и Эдика Геворкяна (только во второй том и весьма своеобразно) — но только лишь потому, что я был с ними неплохо знаком лично и постоянно в это время общался; однако при этом в мой проект не включились самые видные авторы Московского семинара — Бабенко, Руденко, Покровский, Саломатов, Силецкий и некоторые другие. Также я не сумел "организовать" и многих видных региональных авторов "четвертой волны" — волгоградцев Лукиных (впрочем, Люба тогда уже болела, а Женя к сольной работе еще только присматривался), киевлянина Бориса Штерна, Юру Брайдера и Колю Чадовича из Минска, Женю Филенко из Перми, да и еще целый ряд заметных имён. По идее, этот проект вообще лучше всего было бы осуществить ударными методами еще в 1992-93 годах на базе одной только "Терры Фантастики", но таких возможностей у Ютанова тогда не было, да и я еще "не созрел", занятый то журнальными делами, то переводной фантастикой, а поэтому и пришлось ждать контакта с АСТ в 1995 году, благо под сурдинку "Времени учеников" удалось тогда пропихнуть в АСТ и целое новое собрание АБС — серию "Миры Братьев Стругацких", — которую, кстати, АСТшники поначалу совсем не хотели брать. Но вот "сиквелов с новыми идеями" у нас тогда так и не получилось — то ли я сам еще этого не понимал и не смог донести до потенциальных участников эту несложную мысль, то ли семинарско-малеевские авторы тоже не совсем поняли, чего же от них ждут, и пошли по более лёгкому пути.
Обращение к хозяину — Олег Булгак, ты либо сними "замок" с этого своего поста, чтобы я мог на него сослаться, — либо я сделаю копипаст своих комментариев к себе в блог. Раз уж меня раскрутили тут на такие неожиданные признания...)))
Шамиль Идиатуллин -- Андрей Чертков -- Интересно, кстати, повлияло ли ВУ на БМС? Или БНС личных/очных впечатлений хватило?
Андрей Чертков -- Шамиль Идиатуллин -- не понял, о чём ты? БМС или БНС?
Шамиль Идиатуллин -- Андрей Чертков -- не повлияло ли знакомство БНС с твоей антологией на описания в "Бессильных мира сего"?
Андрей Чертков -- Шамиль Идиатуллин -- А хрен его знает. Когда БНС написал первый роман С.Витицкого, я взял у него по этому поводу хорошо известное интервью (но ВУ тогда еще не существовало даже в проекте — это была лишь мимолётная, эфемерная идея), а вот когда он написал свой второй роман, БМС, то я с ним на эту тему уже не общался, поскольку я и сам был тогда уже как бы вне игры — занимался не книгами и фантастикой, а интернетом, кино и видео, — и это, кстати, были очень непростые для меня годы.
Юрий Сотник, популярный в третьей четверти прошлого века автор повестей и рассказов для подростков, неоднократно использовал в своём литературном творчестве элементы необычайного. Я, кстати, недавно писал о его фантастической повести «Эликсир Купрума Эса». Применение фантастического допущения помогало писателю обострить сюжет, наполнить его юмором и гротеском, рельефнее обозначить основную идею произведения, показать характеры и проблемы персонажей во всей красе.
Юрий Сотник. Просто ужас! — М.: Детская литература, 1965.
Советские писатели не чурались доводить до читателей свои творческие задумки, используя жанр пьесы. Как известно, основное средство передачи информации в пьесе — диалоги действующих лиц. Именно разговоры персонажей в пьесе раскрывают их характеры, мотивы и чувства, а поклонники Юрия Сотника знают, что с сочинением живых диалогов у этого писателя проблем никогда не было. Его перу принадлежат пьесы "Что натворила волшебница" (1955), "Старая керосинка" (1959), "Один страшный день" (1962), "Просто ужас!" (1965), "Петькина авантюра" (1973) и другие. В этом материале я хочу напомнить о пьесе Ю. Сотника со сказочными событиями и волшебными превращениями, которую он назвал "Просто ужас". Вышла она в издательстве "Детская литература" в 1965 году и примечательна тем, что была в СССР дважды экранизирована — в 1970-м и в 1982-м годах.
Рисунок Е. Медведева к пьесе Ю. Сотника "Просто ужас!" из сборника "Эликсир Купрума Эса" (1985).
Дискуссию о научной фантастике, начатую 3 сентября 1969 года в «Литературной газете» статьей Игоря БЕСТУЖЕВА-ЛАДЫ и выступлениями Николая ФЕДОРЕНКО, Алексея ЛЕОНОВА и Станислава АНТОНЮКА, а также выступлениями Константина БОРИНА, Петра РЕБИНДЕРА, В. АБАКУМОВА и Давида ФРАНК-КАМЕНЕЦКОГО продолжил профессор Захар ФАЙНБУРГ из Перми (впервые оцифрована на www.fandom.ru):
З. Файнбург, кандидат экономических наук: ИЛЛЮЗИЯ ПРОСТОТЫ
СОВРЕМЕННАЯ научная фантастика до сих пор кажется многим критикам крайне простой (если не примитивной), и, возможно, должно смениться еще не одно поколение литературоведов, пока научная фантастика займет свое место в учебниках.
Историческая инерция в каждом виде человеческой деятельности проявляется по-разному, и если первым автомобилям
настойчиво пытались придать форму извозчичьей пролетки, то научную фантастику пытаются судить по традиционным литературным канонам, ей не свойственным. Отсюда и иллюзия «простоты» научной фантастики.
Научную фантастику, например, упрекают в известной схематичности ее героев, в недостаточном психологизме. Но фантастика, как мне представляется, ориентирует читателя преимущественно на сопереживание с идеей, персонифицированной в герое, а не с самим героем. В то же время именно фантастичность ситуации и героя не только осложняет самую возможность развернутого показа психологии персонажей, но и делает их в какой-то мере загадочными. Действие становится едва ли не единственно доступной сферой реального проявления (и наблюдения) психологии героя. Далее. Научную фантастику часто упрекают в недостаточной строгости и точности деталей. Но, с одной стороны, именно детализация гипотетической, фантастической ситуации наиболее трудна в процессе ее образного воспроизведения. А с другой, – сопереживание с идеей вполне совместимо с известной «небрежностью», с известным безразличием к деталям. Что же здесь налицо: недостаточное мастерство авторов или органическое свойство метода? Этого мы пока не можем сказать уверенно.
Попробуем все же разобраться в этом. Литература, любая, отражает не само по себе изменение роли науки в жизни общества, не само по себе ее возросшее могущество и тем более не само по себе позитивное содержание науки. Ее предмет и смысл – изменение человеческого сознания, изменение сути и форм отражения мира и его преобразования человеком. История закономерно породила научное мировоззрение, и оно неизбежно должно было найти соответствующие формы выражения в художественном творчестве. В какой-то мере научное мировоззрение преобразует по своему образу и подобию традиционные художественные формы, в какой-то мере оно должно создавать и новые, специфические только для себя. Одной из таких специфических образных форм выражения научного мировоззрения как раз и является, по нашему мнению, научная фантастика. Поэтому не просто формальное присутствие более или менее строгого научного материала является решающим признаком научной фантастики, а научность и гипотетичность как способ мышления и основание воображения, как метод подхода к миру, обществу, к самому себе характеризуют ее специфику. Научный способ образного мышления о гипотетических вариантах человеческого существования и изменения человека отличает ее и от традиционной фантастики жюльверновского типа, и от произведений реалистических.
Современное состояние нашей советской научной фантастики характеризуется оживлением творчества в этой области художественной литературы. После выхода в свет «Туманности Андромеды» И. Ефремова, открывшей новую полосу в советской фантастике, появилась большая группа весьма интересных авторов, каждый из которых тяготеет к тому или иному направлению научной фантастики.
Одновременно с развитием самого творчества в научной фантастике развивалась и ее литературная критика. И вот тут-то выяснилось, чего нашей критике не хватает – исходного теоретического понимания специфического места научной фантастики в литературном процессе.
Трудно классифицировать все многообразие мнений в дискуссии вокруг сущности научной фантастики, однако две главные тенденции вырисовываются довольно отчетливо.
Одна группа литераторов и литературных критиков фактически сводит сущность научной фантастики лишь к применению нескольких специфических приемов чисто «технического» свойства. Такой подход сводит на нет все то новое в художественном творчестве, что возникает в современной фантастике. Традиционная (в стиле XIX века) утопия, обычный детектив или приключения, но перенесенные в космос, под воду (или землю) или на сколько-то лет вперед, фантастическое описание научного открытия или изобретения, наконец памфлет, где фантастика создает лишь формальный эффект гротеска, – вот привычный круг проблем этого направления в нашей фантастике.
Другое направление пытается развить внутреннюю специфику научной фантастики: освещение сложнейших социально-философских проблем современности.
Надо сказать, что в действительной практике обе эти тенденции не разделены китайской стеной. В какой-то мере членение на эти две тенденции есть и отражение генезиса современной фантастики; первая тенденция исторически предшествовала второй. И у большинства современных советских фантастов мы находим проявление и той, и другой тенденции, а иной раз даже их переплетение в одном произведении.
В последнее время из печати вышли различные по своей направленности, по своим литературным достоинствам произведения советских фантастов: «Час Быка» И. Ефремова; «Стажеры», «Второе нашествие марсиан», «Обитаемый остров» А. и Б. Стругацких; «Море Дирака» М. Емцева и Е. Парнова; «Очень далекий Тартесс» Е. Войскунского и И. Лукодьянова; «У меня девять жизней» А. Мирера. Каждого из названных авторов волнует какая-либо большая социальная, социально-психологическая, философская проблема: И. Ефремова – проблема мотивации поведения людей разных этнически культурных типов, разных эпох, разных идеологий: А. и Б. Стругацких – проблема сознательного выбора человеком своего места в общественном процессе; С. Гансовского – проблемы этического самосознания людей, оказавшихся в критической ситуации.
ТВОРЧЕСТВО А. и Б. Стругацких, равно как и дискуссии, им вызванные, пожалуй, наиболее отчетливо отражают сложное переплетение и борьбу мнений вокруг проблемы понимания сути и роли научной фантастики.
В сборнике «Шесть спичек», в повестях «Страна багровых туч», «Путь на Амальтею» и даже еще в «Возвращении» и «Стажерах» перед нами фантастика добротная, хорошо сработанная, но еще традиционная. Перед нами мир света, мужества, силы, разума, но мир, которому недостает внутреннего источника самодвижения.
Последние произведения Стругацких – и особенно «Попытка к бегству», «Трудно быть богом», «Второе нашествие марсиан» – представляют собой иную, социальную фантастику.
Научное мироощущение не нуждается для реализации своей деятельной сущности в иллюзиях – в этом его огромный шаг вперед по сравнению с мироощущением религиозным, его прогрессивность. Но в этом и его трагедия.
И герои произведений Стругацких никогда не забывают одновременно трагической и героической формулы: будущее создается тобой, но не для тебя. Это героизм постоянный, повседневный, наградой которому служат сознание выполненного долга и удовлетворенность выполненным долгом, а потому – высшая форма, высшая ступень героизма. Но вместе с тем это еще и трагедия, ибо персонаж действия никогда сам не пожнет плодов своего посева и нет у него иллюзий относительно самой возможности такой жатвы.
Саул, Антон-Румата Эсторский, Кандид, Максим знают много больше, чем могут, и при этом отчетливо понимают меру своих реальных сил, существующую пропасть между своими знаниями и своими возможностями. Это, однако, не останавливает их в борьбе с тем, что они считают злом, причем зло это совсем не абстрактно: у него вполне конкретно-историческая сущность. Буржуазность во всех ее проявлениях: в потреблении и в сознании, в образе жизни и в жизненных ценностях, в своих «крупнобуржуазных», а также и в мелкобуржуазных формах – вот их враг, с которым для них невозможны ни компромиссы, ни примирение.
Добро и зло в современной научной фантастике не отделены друг от друга непроходимой стеной, как это свойственно традиционной фантастике. Если бы в реальной жизни дело обстояло таким образом, бороться со злом было бы если и не легко, то во всяком случае просто. Однако вся трудность состоит именно в том, что истинные противоположности не только противоположны, но и едины, в том, что реальные жизненные противоречия всегда есть и противоположение, и единство добра и зла, старого и нового. Еще В. И. Ленин в ряде своих произведений (из них в данном случае особенно важно назвать «Детскую болезнь «левизны» в коммунизме») напоминал, что есть два фронта борьбы с буржуазностью: один – более очевидный – проходит там, где полосатые пограничные столбы делят мир, другой – более трудный и гораздо менее очевидный – пролегает внутри нас.
Иной раз требование идеологической адресности фантастики некоторые критики подменяют требованием буквальной географической, этнографической и т. п. адресности. Некоторые выступления нашей критики дают пример осмысления любой литературы в понятиях и нормах буквального правдоподобия, а не в системе понятий идеологии. Прототипы фантастики ищут не в широких социальных явлениях, процессах, не в обобщающих социальных идеях, а в данной, конкретной стране, в каких–то конкретных деталях, частностях. В целом же художественное творчество сводится к простому назиданию и элементарной дидактике, вместо того чтобы выяснить специфику идеологического воздействия художественной литературы.
Что же касается идейности, то стоит вспомнить о том, что фантастика отображает реальность в весьма специфической форме, воплощающей в образы гипотетические положения и ситуации. В «Улитке на склоне», во «Втором нашествии марсиан» предметом обличения является буржуазное сознание. Формы этого обличения не обычны, но для того перед нами и фантастика – новый вид литературы, – чтобы и здесь быть необычной. Что же касается, так сказать, «географии идей», то здесь у грамотного читателя не может быть и тени сомнения. Идейная сущность буржуазности создает здесь эффект адресности гораздо вернее, чем это дала бы любая научно строгая география, любая этнография.
Реалистичность художественной научной фантастики лежит отнюдь не в формальной реалистичности географии или хронологии. Ее реалистичность состоит в точном отражении человеческих и социальных проблем современных идейных позиций, в строго научном способе мышления. Однако осуществляется это в специфической художественной научно-фантастической форме.
Думаю, что не только упомянутые выше, но и другие упреки по адресу научной фантастики основаны именно на непонимании ее художественной специфики. Непримиримая категоричность очень многих оценок, относящихся к тем или иным направлениям в нашей фантастике (и, соответственно, к тем или иным писателям), тяготеет зачастую именно к отсутствию хотя бы какого-то первоначально необходимого круга научных, устоявшихся критериев оценки, более или менее применимых для всех.
Самое простое по своей кажущейся форме всегда в конце концов оказывается самым сложным...
ПЕРМЬ
«Литературная газета» № 38 от 17 сентября 1969 года, стр. 4.