Популярная шутка из Интернета: вышел на экраны «Терминатор», вот-вот выйдут «Звездные войны» и кино про Супермена и Бэтмена, – означает ли это, что все мы опять попали в 1980-е?
Пятый (только подумайте: уже пятый!) фильм про неистребимого мужика-робота с телом Арнольда Шварценеггера стал объектом для шуток еще, так сказать, в момент зачатия. Действительно, история терминаторской франшизы – классический пример того, как (по словам героя «Того самого Мюнхгаузена» Марка Захарова) «вино превращается в уксус, Мюнхгаузен – в Феофила». Первое кино было во всех смыслах революционным: прибывший из будущего робот-убийца пытался извести Сару Коннор, чтобы та не родила сына Джона, который в будущем, когда машины частью уничтожат, а частью поработят человечество, возглавит восстание плоти против железа и оное железо победит…
Спасти Терминатора
Сиквелу 1991 года успешно удалось вывернуть сюжет наизнанку: упрямая Сара Коннор все-таки родила сына Джона, мальчик подрос, и прибывший из будущего робот-убийца пытается его уничтожить, но этот робот – уже не Шварценеггер, а жидко-серебристое создание, абсолютно безжалостное и бесчеловечное, в то время как Шварценеггер неожиданно становится хорошим роботом, яростным защитником гонимых и преследуемых, посланным в прошлое неизвестно кем. В итоге плохое будущее не наступает – и всё вроде бы окей.
Однако логика кинорынка требовала доить Терминатора и далее, так что в 2003 году появилась третья лента: мальчик Джон вырос и мается без дела в мирном настоящем, между тем роботы всех перехитрили и все-таки готовят ядерный удар по миру, а хорошему роботу-Шварценеггеру противостоит теперь баба-робот под кодовым именем Терминатрикс. Ничего хорошего франшизе этот фильм не принес. Потом Арнольд Шварценеггер сделался губернатором Калифорнии и подустал от кино, так что очередная четвертая серия 2009 года выпуска обошлась без него. Она, чего греха таить, имела свои моменты, однако кинособытием, сравнимым с первыми двумя картинами, конечно, стать не смогла.
К 2015 году всем было ясно, что «терминаториана» выдохлась: сюжеты многократно пересеклись сами с собой, окончательно похоронив надежду отыскать в них какую-то общую логику, Арнольд Шварценеггер постарел и обрюзг (его дряблые телеса вызывали нездоровый смех в зале еще 12 лет назад), мельтешение на экране Джона Коннора и его матери, которые все никак не могут окончательно победить машинный мир, стало потихоньку приедаться.
Пятая серия, то бишь четвертый сиквел, не мог быть ничем иным, кроме как грандиозным блефом в кубе – из тех безнадежно скверных фокусов, которые спасает только подмигивание иллюзиониста: мол, не глядите, что заячьи уши торчат из якобы пустой шляпы, так оно и задумано, чтобы всех нас рассмешить. Иными словами, снимать пятый фильм всерьез мог только кретин, а кретинам в Голливуде денег не дают. Требовалась масштабная клоунада – только так и можно было спасти Терминатора.
Шварц против Шварца
Ровно такую клоунаду режиссер Алан Тейлор, доселе ничем особо выдающимся не прославленный, и снял. Начал он с обманного начала, выглядящего вполне канонично: Судный день случился, миллиарды погибли в ядерном огне, горстка выживших организует своего рода Сопротивление, и возглавляет его, разумеется, Джон Коннор (Джейсон Кларк), харизматичный манипулятор, повернутый на толкании торжественных речуг лидер с лицом, иссеченным шрамами. Коннору как отцу верит спасенный им юный солдат Кайл Риз (Джай Кортни), даже не подозревая, что именно ему предстоит отправиться в прошлое и стать биологическим отцом вождя.
Но вот в ходе последней триумфальной атаки на Skynet (так называется групповое сознание всех машин) механическое Зло вроде бы уничтожено. Пока основные силы Сопротивления добивают роботов, Джон Коннор и Кайл Риз берут штурмом засекреченное подземелье, в котором сволочь Skynet наштамповал Терминаторов с мускулистыми телами молодого австрийского актера А. Шварценеггера.
В последний момент поганые машины успевают отправить одного из этих Шварценеггеров в прошлое, дабы тот погубил Сару Коннор и тем предотвратил уже свершившуюся победу людей. Джон Коннор убеждает Кайла Риза отправиться вслед за Терминатором и дать ему бой. Отбывая в 1984 год, Кайл видит, как некий робот, прикидывавшийся человеком, атакует Джона Коннора…
Короче говоря, на пятнадцатой минуте фильма зритель свято уверен в том, что ему показывают самое первое кино франшизы, снятое с точки зрения кошмарного будущего. Тут-то и начинается прекрасное: оказавшийся в прошлом Кайл Риз очень быстро понимает, что это прошлое – продукт не однократного, а многократного вмешательства, соединившее в себе героев из параллельных, по сути, реальностей. Так, с прибывшим сюда же плохим Терминатором в форме молодого Шварценеггера стремительно расправляется хороший Терминатор в форме Шварценеггера зрелого, а помогает ему опекаемая им Сара Коннор.
К слову, играет ее Эмилия Кларк, актриса, которая в культовом фэнтезийном сериале «Игра престолов» исполняет роль Дейнерис Таргариен, королевы-воительницы, летающей на драконах. Стоит добавить, что робота, удушившего Джона Коннора, сыграл Мэтт Смит, звезда фантастического телесериала «Доктор Кто». Режиссер подмигивает нам как может: все флаги в гости к нам!
Кроме сразу двух Шварценеггеров (вот счастье: Шварц против Шварца – что может быть круче для тех, кто взрослел в 1980-е?) здесь присутствует еще и полужидкий робот из второго фильма, а в 2017 году, куда Сара Коннор и Кайл Риз вот-вот перенесутся, – собственно злой Skynet, но под именем Genisys, и лично Джон Коннор, которому в будущем, значит, удалось как-то вырваться из механических объятий Зла.
...И Skynet уронил
Как это все укладывается в один сюжет? Ответ простой: никак. Вы вообще зачем в кино пришли – искать дыры в сюжете сиквела к сиквелу к сиквелу или все-таки веселиться? Ну вот и давайте наслаждаться тем, что Терминатор уподобляется герою песни Высоцкого: «Я как раненый зверь напоследок чудил: выбил окна и дверь, и балкон уронил!»
В «Терминаторе: Genisys» есть всё, чтобы потрафить фэнам, гикам и прочим гурманам, у которых слюнки текут от классической кинофантастики. Сценаристы внимательно смотрели не только предыдущие серии франшизы, но и «Матрицу» с ее победившими машинами, и, что куда важнее, фильм Терри Гиллиама «12 обезьян» – пожалуй, лучшее кино на тему хронопарадоксов. Поскольку все давно запутались, есть в «терминаториане» предопределенное будущее или нет, сюжет даже не пытается встать на одну из сторон в споре между фаталистами и сторонниками концепции свободной воли. Случится Судный день или нет? Кто знает?
Вместо философских дискуссий мы получаем веселый (а местами – вполне трагичный) хаос, в котором возможно всё, включая и самое страшное: абсолютно положительный персонаж может вдруг стать абсолютно отрицательным. Как хочешь, так и вертись!
И Шварценеггер вертится, а также крутится, бегает, прыгает, стреляет, лупит плохишей по разным местам. И говорит то с чудовищным австрийским акцентом, ровно так, как Терминатор в первых фильмах, то на более-менее приличном американском английском. И то и дело имитирует человеческую улыбку – страшный как черт. И, что характерно, в финале выходит победителем. А вы как думали? Шварц неистребим!
Пятый «Терминатор» – заявка на трилогию. Продолжения выйдут в 2017 и 2018 годах. Этот цирк не уедет от нас никогда.
Излишне стандартное фентези, или Ведьмаки без Геральта – деньги на ветер
Десятки лет назад последний из ордена Сокола, ведьмак мастер Грегори (Бриджес), посвятивший свою жизнь борьбе с силами тьмы, обманом заточил в подземелье Королеву ведьм Госпожу Малкин (Мур). Время шло, и накануне полной Кровавой Луны Малкин, восстановив силы, вырывается из заточения. Теперь у Грегори и его нового ученика Тома Уорда (Барнс), остается всего неделя до Полнолуния. Времени, когда Малкин и ее приспешники, набрав полную силу, смогут покорить весь мир.
Так уж получилось, что за последние пол столетия фентези, как жанр был выжат практически до суха. Особенно в литературе. В кинематографе, невзирая на кучу попыток, удачные ленты «меча и магии» можно перечислить по пальцам.
Кто-то замахнулся на грандиозный эпик, с красочными мирами, и обширными баталиями. Кто-то на красивую картинку, от которой не оторвать глаз. Кто-то на атмосферную сказку, пронизанную волшебством. Кто-то на психологические этюды в необычной обстановке. Кто-то увлекся магическими поединками, клыкастыми чудищами, или схватками богатырей. Кто-то детским восприятием реальности. Кто-то уделил внимание вопросам взросления и становления человека, непременно устроив при этом любовную драму.
В общем, как видите, вариантов масса. Главное, не пытаться втиснуть в картину все одновременно. По крайней мере, не обладая кучей денег, выдающимся талантом, потрясающим первоисточником и гениальными актерами.
К сожалению, Бодров очень близко приблизился к этой опасной черте. Из необходимых условий имея на руках лишь неплохой бюджет и одного качественного, но стареющего лицедея. А также кучу штампов и клише. Причем, похоже, основная мина под фильм была заложена еще во время выбора книги для экранизации. «Ученик Ведьмака» Джозефа Дилейни – классическое подростковое фентези, причем скажем так для «младшего школьного возраста». Тому Уорду по книге, например, всего 12 лет. Да и Мамаша Малкин всего лишь одна из большого количества злых ведьм, и аж никак не помышляет о власти над миром.
Бодрова по-видимому заворожил ритмичный слоган «седьмой сын седьмого сына», но что с ним делать дальше он таки не придумал. Ведь ставить ленту для маленьких тинейджеров, режиссеру явно не хотелось. В результате пришлось снимать абсолютно стандартное фентези, напихав в него всего и побольше. И прогнозируемо получить на выходе картину на один просмотр, впитавшую в себя все достоинства и недостатки жанра.
Смотрим. Неведомый мир есть? Вроде есть. Только какой-то он не совсем неведомый. А если всмотреться — мира нет, а есть локация для действия. О том, что происходит вокруг, создатели ленты даже не задумываются. Такое впечатление, что кроме норы ведьмака, замка ведьмы и одного города-замка, на этой планете «не бысть ничего». Хоть природа красивая, спасибо Канаде, где снималось кино.
Картинка не подкачала? Никак нет. Смотрится приятно, к графике вопросов минимум. Даже пресловутый Клык не такой кошмарный, как о нем все говорили («ужас, но не ужас-ужас-ужас!»).
Сражение есть? Есть. Правда одно и невнятное. Можно было бы попенять на недостаток финансов, но простите 100 лимонов баксов вполне достаточно практически для чего угодно.
Чудища есть? Есть. Цельный дракон-оборотень в наличии, не считая кисы и второй ипостаси ведьм. Вот к чудищам особых претензий нет. Симпатичные чудища.
Магия есть? Ну, вроде есть. Только даже Малкин ей не особо пользуется, предпочитая гипноз и подручных.
Поединки есть? Есть, но не запоминаются. Вроде и пушечного мяса подбавить не забыли. В виде туповатых, задоспешенных по самые брови ассасинов, а все равно не цепляет.
Взросление и возмужание присутствует? Отношения ученик-учитель? Этого добра навалом.
Любовная линия на месте? А как же, буквально Ромео и Джульетта по бодровски.
Даже одна хорошая актерская работа имеется. Грегори Джеффа Бриджеса откровенно порадовал (параллельно, правда, навеяв массу воспоминаний о R.I.P.D.).
И мысль, какая – никакая имеет место. Нет, мол, изначально темных, есть только иные существа. И будут ли они вредить людям или наоборот, зависит от массы факторов. Ведь нам так и не рассказали, в результате чего Малкин переметнулась на «темную сторону». Причем Грегори талантливо обошел этот момент. Похоже у него самого рыльце изрядно в пушку. Казалось бы чего еще надо?
Самой малости.
Хорошей работы сценаристов, не стремящихся отделаться побыстрее, чтобы побежать в ближайший кабак пропивать заработанные деньги. А тщательно, с душой взявшихся за создание мира.
Чувства умеренности, четкого понимания, что именно ты хочешь увидеть в конце.
И большого таланта режиссера, чтобы слепить вместе пространство фильма.
Ах да! И изюминка бы никак не помешала. Ведь пресловутый ритмичный слоган на нее ну никак не тянет.
Эрго. Фентези, стандартное до зубовного скрежета. Особо ругать не за что, хвалить тоже (кроме Бриджеса). Посмотрел и забыл.
Режиссер: Сергей Бодров ст. В ролях: Бен Барнс, Джефф Бриджес, Джулианна Мур, Алисия Викандер, Антье Трауэ, Оливия Уильямс, Джон ДеСантис, Кит Харингтон, Джимон Хонсу, Джерард Планкет, Джейсон Скотт Ли, Кэндис МакКлюр, Люк Родерик, Заф Пару, Тимоти Уэббер, Лайла Фицджералд, Марсель Жани, Либби Ослер, Примо Аллон, Тая Клайн
Удивлен малым количеством похвальных отзывов на этот сериал.
То есть время от времени во френд-ленте кто-то пишет пару предложений "ой как хорошо, выходные пролетели мимо". А детали? А оттенки? А вторые смыслы?
И тишина... Это неправильно.
Итак, перед нами одна из очень удачных экранизаций, по многим показателям — просто эталонная.
Исходным материалом был текст с хорошим стилем. Автор — из тез упорных гражданок, которые готовы десять лета работать над первой книгой. Что крайне правильно
— события в романе обрываются там, где магия вступает в полное противоречие с укладом жизни общества. Настоящая магия необратимо меняет страну. Мир совершенно изменится, и автор, придерживаясь стилистики именно старого-доброго 19-го века — решает не выдумывать ничего нового.
Все начинается первым задокументированным колдовством и кончается появлением все новых и новых волшебников — сдвигом равновесия. В этом промежутке живёт сюжет.
Первое что сделали постановщики — заменили стилистику языка/темпоритма и отчасти рассуждений на стилистику декораций, костюмов и пролетов камеры над полем боя. Роман медленный— а сериал именно такой, какой надо. Темп 21-го века. При этом аромат эпохи весьма рельефен как в тексте, так и на экране. Мундиры и манеры заменяют намеки.
Второе — удачный подбор типажей и старательная игра актеров. Два главных героя — именно такие, какими и должны быть. Люди абсолютно несхожие, но связанные общим талантом, отчасти судьбой. Хорошо показано, как каждый из них проходит через свой кризис соприкосновения с магией и меняется от этого. Персонажи второго плана — хорошо запоминаются. И эльф, и безымянный раб Стивен, и воскрешенная, и её муж, и Чилдермас. В ближайшие тридцать лет вторая экранизация бессмысленна — именно по причине отличного подбора актеров. Посмотрев сериал, трудно представить другие лица на их месте.
Третье — образы волшебства и их подача. Отчасти тут заслуга романа: вполне резонные вопросы об увеличении производительности паровых машин, создании бесконечного запаса угля или просто кораблях с вечным двигателем — спрятаны там под надежным одеялом из диккенсовских насмешек. Лорды и джентльмены просто не очень понимают, что за сила теперь в их распоряжении. А мышление самих магов сковано нормами поведения в обществе. Но в сериале смогли добиться сочетания очевидной правдивости, чувственной доступности образов этой магии, и одновременно её малой управляемости, крайне переменчивого характера. Магия — не гильотина, не столь проста и надежна, а потому эпоха сопротивляется, весь рационализм, накопленный за Новое время, не хочет сдаваться в пять минут.
Четвертое — уровень экранизации подробностей. Сюжет многоплановый, противоречий между персонажами много, и разрешать их всех на уровне диалогов — почти нет возможности, иначе упадет темп. Приходится работать с образами и несколько править хронологию. В этом смысле Король-ворон, лишенный всех примечаний и мелькающий буквально в минутной сцене — кажется наиболее "пострадавшим", потому как не выходит передать визуально всю его многогранность, историчность, приходится ограничиваться загадочностью. Но ничего важного в сюжетном смысле авторы не потеряли.
Итого — так надо экранизировать фантастические романы. 10/10
П.С. Читал что автор пишет продолжение. Ох, не знаю. Если действительно покажет людей, стоящих ниже на социальной лестнице, то это будет аналогично тому, как Гибсон решил проблему сосуществования свободного человечества и ИИ — просто увел действие на задворки цивилизации. Но — посмотрим :)
Юпитер Джонс (Кунис) ненавидела свою жизнь. Да и правда, что хорошего в подъеме в пол-пятого утра. Мытье туалетов и постоянной уборке огромных особняков за гроши. Вечном безденежье. Ворчливой родне. Отсутствии личной жизни. И когда ей предложили продать яйцеклетку за целых пять штук баксов, девушка согласилась. Кто же знал, что за этим воспоследуют толпы агентов могущественных галактических сил, охотящихся за Юпитер. Космические путешествия, интриги, сражения, любовь. И угроза существованию самого человечества.
Создатели «Матрицы». Этот ярлык прилип к паре Вачовски навечно. А вместе с ним режиссеры приобрели славу интеллектуальных постановщиков, способных подавать интересные идеи в оболочке, устраивающей массового зрителя. Волшебный «Облачный атлас», неожиданно провалившись в прокате, тем не менее, эту славу подтвердил. Его называли чересчур сложным для мейнстрима, пеняли на излишнее нагромождение героев, и отсутствие четко выраженного протагониста. Лишь подтверждая тем самым зажратость зрителя, привыкшего к полному разжевыванию и упрощению, царящему в современном кино.
В общем, от нового грандиозного проекта Вачовски каждый зритель чего-то ждал. Кто-то нетривиальной фишки, завернутой в классно снятую движуху. Кто-то противостояния нового Нео со свежим агентом Смитом. Кто-то откровения, сравнимого по силе воздействия с идеей Матрицы. Но режиссеры, похоже, изрядно обиделись на зрителя, не оценившего их выстраданный «Атлас». Показав массам язык, обломав на корню все ожидания публики, и угрохав 180 миллионов на яркую мельтешащую пустышку.
Понятно, что при сильном желании можно отыскать идейный посыл в любом, самом примитивном произведении. Но то, что отыщется в Jupiter Ascending сложно назвать даже философией для белошвеек. Максимум азбукой для младшего школьного возраста. Власть – это ответственность. Создатель создаваемому – волк. Человек – это батарейка. Наслаждайтесь жизнью, какой бы убогой она вам не казалась. Деньги не главное.
И это все, на что хватило постановщиков «Облачного атласа»? Возвести в своем мире будущего в абсолют капиталистические ценности, и пытаться вяло посатиричить по этому поводу? Ну, извините!
Не знаю, вряд ли Вачовски осознанно издевались над зрителем, все же они голливудские режиссеры, и знают, с деньгами продюсеров такие шутки шутить не стоит. Те могут и вовсе волчий билет выписать, и будешь снимать рекламу прокладок до конца дней. Но вот психанув, решить — раз публика неспособна оценить даже простой «Атлас», нате вам развеселый детсадовский примитив. Такая версия кажется мне гораздо более реальной. Плюс мы, мол, тоже люди, нам тоже хороших денежных сборов хочется.
Но со сборами вновь не сложилось. Почему остались недовольны люди, идущие на интеллектуальное кино, понятно. Но, казалось бы, те, кто хотел увидеть тупенький блокбастер со спецэффектами, должны быть полностью удовлетворены. Кораблики летают и перестреливаются. Планетки вращаются. Инопланетяне забавные. Девки все в нарядах. Движухи столько, что голова кружится. Кунис такая с глазами. Татум пуляет, катается на ботинках, светит мускулатурой, привычно каменеет лицом и драматично успевает в последний момент (а ведь после «Охотника на лис», я в нем даже актера разглядел). Чего вам еще надо то?
Быть может протагониста мужского полу? А то как то нехорошо, что мужик на подпевках, а главный герой баба. Или не столь схематично-утрированных типажей? Или поменьше вторичности, а то ощущение «я это уже где-то видел» не отпускает с первых минут? Или более проработанного мира, где понятно кто, куда и зачем? Или аристократов похожих на дворян, а не на примитивных торгашей? Или не столь однообразной стрельбы? Или чтобы, что Ее Величество из всех открывшихся возможностей оказалась способной не только на овладение летучими ботинками? Или беда в том, что персонажи не пользуются кунг-фу? Или что Шона Бина не убили?
Кто ж его массового зрителя знает.
Эрго. Вторично-примитивненький космический блокбастер с моралью из «Пионерской правды» и кучей однообразно-яркой движухи.
Режиссер: Энди Вачовски, Лана Вачовски В ролях: Ченнинг Татум, Мила Кунис, Шон Бин, Эдди Редмэйн, Дуглас Бут, Таппенс Мидлтон, Никки Амука-Бёрд, Кристина Коул, Николас А. Ньюман, Рамон Тикарам, Эрион Бакаре, Мария Дойл Кеннеди, Фрог Стоун, Дэвид Аджала, Ду На Пэ, Гугу Мбата-Роу, Эдвард Хогг, Тим Пиготт-Смит, Джеймс Д`Арси, Джереми Свифт
Очень правильно получилось, что я поначалу просмотрел фильм на испанском, которого совершенно не понимаю. За день до премьеры — спасибо пиратам.
Это позволило без помех рассмотреть, скажем так, материальную культуру и уровень вооружений.
Вывод оказался прост — создатели не стали развивать тему войны машин. Поединки терминаторов традиционны, как полеты китайских ушуистов из боевиков, а человеческие находки по борьбе с терминаторами не идут дальше фанатских рацпредложений начала 90-х. Штурм скайнетовской лаборатории отрядом Дж. Коннора повторяет стилистику фильма 1984-го. Ностальгия и самоповторы прут из кадра, как тесто из кадки.
Было ясно, что идеи сдвинулись в сторону хроновойны. Герои вспоминают, отправляют послания сами себе, редактируют память терминаторов, будто краткую историю ВКП(б).
И тут русская озвучка. Получен доступ к еще одному слою информации :)))
Авторы схватились за самую прочную палочку-выручалочку всех времен и народов — за самопародию в сочетании со слезодавилкой и счастливым финалом. Чтобы эксплуатировать прошлые фильмы, пришлось плюнуть на серьезность, и продюсеры поднакопили слюны. В этом смысле ностальгия — лишь составная часть коктейля. Т-800-го очеловечили дальше некуда. Отчим для Сары Коннор вышел — хоть в социальной рекламе снимай. Прибывший солдат — Кайл Риз — попадает в положение "деревенского дурака", но быстро берется за ум (то, что было не с ним — помнит). А еще шуточки из подростковых фильмов и дюжина побочных приколов — это скорее напоминает трилогию "Мумия".
Когда седой Шварц произносит фразу "Я старый, но не бесполезный", — сбоку не хватает лишь черно-белого телевизора, по которому бы транслировалось выступление тов. Брежнева за 1976-й год. Очеловеченного робота он сыграл на отлично :) "Мать драконов" хороша в юмористических аспектах, но в "девочку, воспитанную терминатором" — совершенно не веришь. Риз — поворотливый парень, но в то, что он мог воевать с детства, тоже совершенно не верится. Т-1000 вообще идиот.
Драма в кино чисто тинейджерская — в голове вертятся "Сумерки".
Поединки — местами зрелищные, но чем ближе к финалу, тем более тупеет коварный сверхразум.
Темп и развитие сюжета — высокие (кроме первой части, где толстый-толстый слой ностальгии обеспечивает пересказ первого фильма). Идея с последовательными скачками во времени показала себя хорошо. В хроновойну веришь куда больше, чем в противостояние человек-машина.
Спецэффекты — не оставляют желать лучшего.
Итого: это отличный развлекательный фильм широкого (семейного) спектра действия. Но если вы хотите увидеть визуализацию рассуждений на тему борьбы человека и машины — надо искать какие-то другие фильмы. Хотя бы потому, что герои не знают ответа на главный вопрос: с такими темпами прогресса машин пришествие "Скайнета" становится неизбежно, как технологическая сингулярность...
П.С. Поймал себя на том, что подача материал в фильме — как бы лишена того количества сюжетных линий, к которым привыкаешь во время сериалов. Чтобы обстоятельно рассказать эту историю — требуется 7-8 часов экранного времени :) В этом смысле "Безумный макс: дорога ярости" с громадным количеством отсылок к не рассказанным историям, намеков и умолчаний — выстроен куда лучше.