Иногда сценаристы и режиссеры пытаются сделать все правильно.
Ведь про борьбу за власть в галактической Республике/Империи нужно выдумывать не так, чтобы очень много. Есть жанровые каноны, есть представление об архетипах, а двадцатое столетие сохранило множество живых деталей — как совсем не идеальные республики сменялись столь же несовершенными диктатурами. Если добавить к ним что-то из свежих незаезженных образов, то получится еще один хороший политический триллер в стильных ретрофутуристических декорациях.
Поэтому качество этого сезона покоится на трех слонах:
— относительно вменяемая работа с историей. Узнаваемые драматические примеры из прошлого и настоящего, которые дополняют друг друга, а не изображают лоскутное одеяло;
— исполнители, подобранные под общую идею, но без карикатурности;
— качественный дизайн предметов, хорошие костюмы, продуманные интерьеры. О, с материальной компонентой тут постарались. Местами на "5+", хоть отдельный пост пиши. И хотя многое узнается, дизайнеры достигли главного: мир очень разный, в нем чувствуется некая история и жизнь.
В первом сезоне, видимо, не только я удивлялся отсутствию реальных побудительных мотивов у восстания.
Создатели осознали проблему и решили зажигать :)
Итак, в первой же серии на двадцатой минуте.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Идет совещание чиновников империи (явно косплеят "Ванзейскую конференцию", но это намеки второго плана).
Председатель:
— Мы все хорошо осведомлены о трудностях, с которыми мы столкнулись, воплощая мечту императора об энергетической независимости. Вчера вечером встречался с императором, вопросы энергии для него в приоритете. Доступ к стабильным, неисчерпаемым источникам преобразит галактическую экономику и стабилизирует власть в империи. На планете Горман есть залежи минерала. Доктор?
— Да, глубокие залежи слоистого калкита.
— Синтетический калкит, производные калкита, заменители калкита — председатель снова берет слово, — У нас три года, чтобы использовать горманский калкит для покрытия линз реакторов. И если не будет заменителей калкита, планету Горман надо очень хорошо контролировать.
— Масштабы добычи могут уничтожить планету, — влезает с замечанием какой-то горный промышленник.
— Десять городов и восемьсот тысяч населения. Есть представители в сенате, — замечает какой-то толстяк.
— Тоталитарному режиму Гормана осталось недолго! — бухтит еще кто-то.
— Коллега, что это у вас за республиканский дискурс! Держите себя в руках!
— Я хотел сказать они слишком горделивые и всегда ставят свою планету на первое место. Возможно, даже сепаратисты.
— Пропаганда нам не поможет, — замечает женщина со стервозным лицом, — Нам нужны на Гормане террорюги, сопротивленцы, которых мы сможем эффектно подавить.
— Это интересно, — замечает председатель.
Я, конечно, не удержался, и малость подправил некоторые реплики :) Но речь председателя я вообще не менял и суть разговора именно такая. "Энергетическая независимость" в "Звездных войнах"... Дожили... Так не только "калаши", но и нефть в кадре появится.
Но это, так сказать, первый розыгрыш карт.
Нам показывают Горман, во всех чертах которого узнается оккупированная Франция. Чтобы ни у кого не возникало сомнений — из сериала "Французский городок" (про 1940-1944) даже притащили пару актеров.
Сравниваем.
Тьерри Годар — был бизнесменом, в оккупации практически разорился. Тогда туго доходил до идеи вооруженной борьбы, и в этом сюжете совсем не радикал, думает договориться.
Вон он во Франции 1940-х
А вот на планете Горман
А Рихард Заммель, который отлично входил в роли патентованных эсэсовцев и даже вампиров, в этот раз играет местного политического лидера, что-то вроде предводителя "легального шинфейна".
В роли упыря, эсэсовца, эсэсовца-упыря и т.п.
Сериал "Штамм" — упырь
просто его характерный образ
Вот он на Гормане
Тоже не хочет воевать
Возникает вопрос — а с какой стати его так облагородили? Почему не сделали злобным имперцем?
Надо просто посмотреть на лица персонажей с "Ванзейской конференции"
Они ни в коем случае не уроды. Это обычные люди. Иногда — обрюзгшие и постаревшие чиновники. Иногда — молодые карьеристы. Индивиды не самых больших талантов, которые вечно отирались на втором плане, незаметные. Но вот судьба сдала им карты. И они ими играют.
Так дается образ обыденности зла.
В черном шлеме и с красным световым мечом — это мистика, её на всех не хватает. Обычным людям достаются вот такие враги.
У подпольщиков, которые медленно становятся повстанцами, внезапно, тоже моральные проблемы. Их показывают с предельной откровенностью.
Начинается все с привычных грехов.
Сенатор Мон Мотма выдает свою дочь по расчету, фактически продает. И мать, чтобы снять с себя ответственность, спрашивает у воспитанной, я бы даже сказал вышколеной, девочки: "Может, всё отложим на годик?" Спрашивает в день свадьбы, когда уже полным ходом идет длиннейшая церемония, и собрались важные гости, а друзья-подружки дочери предчувствуют развлечения. Естественно, почтительная дочь говорит, что пойдет замуж. И мать, понимая, что это это бы не самый честный прием, изо всех сил старается оторваться на свадебной дискотеке, забыться.
Но к большим делам у повстанцев ничего не готово, все на живую нитку, на честном слове и кривой улыбке.
Истребитель крадет пилот, который никогда раньше такие корабли не пилотировал /фактически, подставляя женщину-инспектора/. Будущая база повстанцев на планете с "пирамидами майя" — пока просто джунгли, в которых десяток отчаявшихся людей, что разбили тут свой корабль, пытаются вытряхнуть из Андора рецепт — как ми убраться подальше на этом крошечном истребителе.
Функционеру подполья (Скарсгарду) нужны исполнительные подчиненные, а не пара подпольщиков с диким комплексами и наркоманящей женщиной. Потому он пытается эту пару рассорить. Андор, чтобы восстановить отношения и снять комплексы любимой — организует казнь того дознавателя, который её пытал.
Все тот же функционер учит Андора ощущать себя полководцем — и если есть возможность вовлечь в мятеж-революцию такую развитую и населенную планету, как Горман, нельзя проходить мимо. Да, многие погибнут.
Но значительная часть подпольщиков-повстанцев и так ощущает себя смертниками. Сцена кражи топлива для звездолётов, когда пожилой отморозок и молодой, начинающий хакер, дышат токсичными парами и радуются (!) — получилось сильной.
Третий розыгрыш карт — это большая политическая провокация на Гормане. Она готовится пару лет. Местное подполье разогревается и немножко раскармливается.
Площадь, которую показывают в самом начале — она как ружье на сцене.
Одна сторона берет лозунги, хорошее настроение, пистолеты и немножечко взрывчатки. Идет на митинг. А вторая — боевых роботов, полицию с ростовыми щитами и пулеметы. Готовится этот митинг жестоко подавлять.
Разумеется, в критический момент выстрелит неизвестный снайпер. Кстати, Андор на той площади тоже был с винтовкой, надо было грохнуть одну имперскую функционершу, просто не успел (неизвестный снайпер сил добра, мг...).
И начнется рубилово.
У такого политического кровопролития есть множество прототипов: на форумах люди узнают расстрел студенческой демонстрации в Тлателолько, в 1968 (никогда о таком не слышал, прочитал статью в Вики, да, большое сходство), но куда более свежи в памяти события 2014-го... Не будем подробно об этой теме.
Хорошо показано, как политические механизмы тирании окончательно избавляются от республиканских атавизмов. Сенат становится послушным стадом, которое готово проголосовать за все что угодно, мгновенно выкинуть любого человека из своих рядов. Так что сенатор Мон Мотма читает свою последнюю речь и переходит на нелегальное положение.
Не хуже выведена и еще одна этическая дилемма: из легального, верноподданного положения очень сложно уйти в подполье. Человеческая психика для такого не приспособлена. Хочется немножечко посереть на общем черном фоне, но без "необратимых поступков", без превращения в белую ворону. И человека либо ведут за руку, просто помогают скрыться, либо убивают — потому что вот это виляние туда-сюда для всех плохо закончится.
Во всех подробностях раскрыта драма искреннего лоялиста, который участвовал в организации бойни, но ужаснулся пролитию крови.
Наконец, сама смерть старого подпольщика (Скарсгарда) показана достаточно жестко: пришли его арестовывать, он яд принял, но траванулся не до конца, и его напарнице, которую подобрал еще маленькой девочкой, пришлось его добивать.
Что в подобном сериале может быть плохо? Ну, кроме обязательных элементов "повесточки"?
Педалирование финальной морали.
Империя показана бессмысленной кучкой бюрократов, которые только и могут, что интриговать друг против друга и проваливать задания в стиле карикатурных немцев из военных пропагандистских фильмов. За что они воюют, кроме как за продвижения по карьерной лестнице, от которого только быстрее умрут?
В этом смысле разговор Скарсгарда и имперской дознавательницы — это классическая пропаганда республики. Одна сторона просто не знает других слов, кроме "безопасность". Хотя республика погрязла в гражданских войнах и коррупции. В таких случаях кричат об олигархии, о чёртовой гордыне аристократов, о застое, об ужасе гражданской войны и т.п. Но слова "свобода" и "тирания" в подобных диалогах давно уже превратились в клише.
И, конечно, надо продемонстрировать преимущество света, визуально зафиксировать триумф, потому последняя серия выглядит оптимистичнее некуда.
В сумме: хорошая попытка сделать из фэнтезийных "Звёздных войн" серьезное кино. И хотя начинают проступать штампы пропагандистских фильмов середины ХХ-го века, авторы пытались не только заимствовать у классики образы, но и работать с архетипами.
В ролях Марлон Брандо, Вэл Килмер, Рон Перлман, Дэвид Тьюлис, Файруза Болк, Марко Хофшнайдер, Темуэра Моррисон, Уильям Хуткинс, Даниель Ригни, Нельсон Де Ла Роза
Из трех экранизаций романа Герберта Уэллса эта — самая слабая (на мой взгляд). И этому есть ряд объективных причин. Что называется фильм со сложной судьбой
Фильм разрабатывал Ричард Стэнли (он же соавтор сценария и исполнитель роли одного из зверолюдей), но режиссером он пробыл 4 дня. Официальная версия — конфликт с ведущими актерами. Но многие считают, что New Line Cinema просто побоялась доверить "блокбастер" человеку, снимавшему до этого видеоклипы и недорогие ужастики.
Сменивший его Джон Франкенхаймер поссорился с Килмером, Брандо и Болк, которая даже пыталась сбежать со съемок. К тому же, в процесс съемок вмешался ураган.
В процессе съемок Вэл Килмер разводился, а у Брандо дочь покончила самоубийством.
Брандо часто ссорился с Килмером.
В этой версии лучшие спецэффекты, но она слишком эксцентрична. К тому же, Франкенхаймер вряд ли мог обойти любимые им игры с политикой.
Марлон Брандо несомненно — самый эксцентричный доктор Моро. Здесь он своеобразная самопародия на полковника Курца из "Апокалипсиса сегодня". "Остров" — один из последних фильмов великого актера.
Если считать, что это картина о безумном ученом, то именно этот фильм наиболее безумен (Моро Лоутона и Ланкастера зловещи, но рациональны. Хотя Лоутон и взял за основу своего стоматолога).
Глашатая закона играет Рон Перлман, а человека-леопарда, отправленного в Дом боли — Марк Дакаскос, Азазелло, одного из сыновей доктора — Темуэра Моррисон.
Несмотря на все трудности, Джон Франкенхаймер ниже определенного уровня не опускается. Просто от фильма ждешь чего-то получше.
Со временем фильм приобрел культовый статус. Letterboxd считает его "один из самых жутких и шокирующих фильмов, когда-либо произведённых крупной студией".
Успех "Крика" породил моду на молодежные слэшеры. Одним из выделяющихся в этой волне стали "Городские легенды".
Маньяк свирепствует в студенческом городке, где лет 20 назад произошла жуткая резня, сама ставшая городской легендой.
Убийца изобретателен и он вдохновляется городским фольклором (это и есть главная фишка картины).
Фильм стал вершиной творчества австралийца Джейми Блэйка.
Многие указывают, что сценарий с оригинальной идеей слабоват. Это первая сценарная работа известного продюсера Сильвио Орты.
Зато с актерским составом все в порядке — легендарный Брэд Дуриф появляется в эпизоде. Профессора, связанного с городскими легендами, играет сам Роберт Инглунд.
Среди героев студентов множество заметных лиц — Джаред Лето, Алисия Уитт, Ребекка Гейхарт, Тара Рид, Майкл Розенбаум, Джошуа Джексон.
Интересно, что радиоведущую (сыграла Тара Рид) должна была играть Сара Мишель Геллар.
особенно порадовала охранница кампуса, которая откровенно косит под Пэм Гриер (да и других звезд блэксплоатейшена 70-х).
Культовый молодежный слэшер. Когда-то (в конце 90-х) очень понравился, теперь уже — нет. Фильм стандартен и вторичен, хотя бодр и временами забавен.
Снято атмосферно.
В 2020 году собирались снять ремейк. Насколько я знаю, проект так и остался проектом. В 2022 вышел одноименный сериал (к оригинальной трилогии отношения не имеет).
Некоторые вещи в этом мире явно делаются "от противного". Иногда это получается хорошо и даже дарит коммерческий успех, но чаще — нет.
Итак, был взят НФ-комикс аргентинского автора, написанный в 1957-59 гг. Зачем нам всякие свежаки? Проверенная временем классика. Тем более, если судить по истории бытования этого комикса, "Этернавт" настоящая местная стюардесса. Множество продолжений, самые разные авторы, его десятилетиями пытались экранизировать, заходили с разных сторон, но в Аргентине и без нашествия инопланетян кризисы-кризисы. И тут случилось маленькое чудо, Нетфликс дал денег, чтобы в очередной раз "откопать стюардессу".
Действие перенесено в относительно современную Аргентину, но часть "примет времени" представлена пропорциях, характерных для страны третьего мира: армия вооружена всяким старьем, города не первой свежести, гаджетов немного (навигатор и мобильники есть, дронов нет). Правда, имеется доставщица еды на велосипеде.
Основными действующими лицами выбраны сплошь пожилые люди. И протагонист — уже почти старик — и его трое друзей, соседи и т.п. Отчасти это придает контраста с бесконечными голливудскими историями про юношей-девушек, вокруг которых начинается всякая фигня. А отчасти, подозреваю, актеров на роли утвердили еще в позапрошлом десятилетии, но годы промелькнули незаметно :)
Увы, такие задержки привели к тому, что все идеи, использованные в комиксе, не только были изложены на страницах каких-то других романов, но и многократно экранизированы.
Из незатертого я могу вспомнить, пожалуй, только объяснение ядовитого снега, которое пришло в голову одному из героев: отключилось магнитное поле Земли, поэтому на поверхность падают радиоактивные частицы (хотя люди мрут от хлопьев этого снега куда круче, чем от любой радиации — практически мгновенно).
В остальном мини-сериал, особо не скрываясь, эксплуатирует тему ностальгии.
Есть друзья, которые собираются в подвальчике поиграть в карты. Есть дочка одного из них — она взяла без спроса яхточку отца и с подружками вышла в море. Мать живет не так далеко, но отдельно.
И тут начинается — полярное сияние, вырубается вся электроника, с неба сыплется инопланетный дуст.
При том что люди гибнут массово, у оставшихся просыпаются самые нехорошие инстинкты. Какое-то количество дурацких перестрелок, выяснений, кто круче. В квартале часть людей устанавливают собственную власть и одному из друзей приходиться менять свой дом на трейлер, чтобы уехать.
Да, прошла высадка, и полутораметровые "жуки-бронзовки" — хватают людишек, оплетают паутиной, волокут в свои гнезда.
Часть людей как-то сбивается в большие группы (гипермаркет как убежище), пытается организоваться.
/ попытка собрать семью, не потерять друзей, попытки сохранить жизнь вернувшей дочери/
Жуки уверенно контролируют некоторые районы города. Война набирает обороты: есть какие-то стадионы, и там, в неведомом сиянии, людям массово промывают мозги. Есть попытки бомбить эти стадионы. Вот перестает идти снег и кое-как организованные группы, на поезде (все бронепоезда Гражданской передают привет!) прорывает баррикаду жуков и восстанавливает радиовышку.
И еще у основного протагониста пророческие видения...
Возможный успех "Этернавта" (когда-то снимут и второй сезон) связан с контрастом: на фоне повесточки и тотального идиотизма, которыми отличается "Последний из нас", тут история про дружбу, про семью, про мечты молодости, иногда про жадность. Вокруг — общество середины 20-го века с небольшим поправками, в котором человеческая взаимопомощь не выглядит аномалией. Очень много местной, аргентинской, специфики (от трудовых эмигрантов до каких-то относительно недавних событий). Если кто-то когда-то экранизирует "Ночную смену" Николая Dок Берга, получится что-то похожее, но только с питерским колоритом.
Подбор актеров — подчеркнуто реалистичный, иногда казалось, что предпочтения отдавалось некрасивым исполнителям.
Кроме вторичности, которая где-то к четвертой серии становится просто неприличной, из недостатков в глаза бросается:
— не смотря на заявленный холод-холод почему-то не замерзает вода в бассейнах и не коченеют трупы;
— диалоги в переводе воспринимаются очень тяжело, да и в оригинале, думаю, там не шедевр;
— не очень удачная дата премьеры. Люди сейчас и сами справляются, без инопланетных помощников.
Итого: можно вытравить инопланетян из провинциальных сюжетов, но провинциальность из старых комиксов убрать очень тяжело :) Если вам интересно смотреть, как неопрятный, не самый удачливый, но временами храбрый человек пытается что-то сделать во время нашествия инопланетян — вам сюда.
Я вам про два сериала расскажу. Которые на самом деле один. Который на самом деле два. Не запутались? Ну и ладно. Поехали.
Вечность. США. 2014. Продюсер — Мэтью Миллер. В главной роли — Йоан Гриффит.
Формально это фантастика и мистика. На самом деле — нет. Разве что для антуража.
Потому, что, на самом деле это сериал про судебного медика из Нью-Йорка. А тот факт, что мужик родился в конце восемнадцатого века и каждый раз, когда его убивают, он возвращается к жизни в ближайшем водоеме, он тоже для антуража. Но прикольно. По ходу, у нас есть немного чудаковатый старомодный британец, эрудированный и умный. Думаю, для американцев “англичанин” это уже почти синоним слова “странный”. Помните, у “Стинга” “ I am a legal alien in New York”?. Так и главный герой сериала, доктор Генри Морган, тоже абсолютный инопланетянин. Чем и симпатичен. Кстати, говорящее имя для тех, например, кто стоял на баке пиратского фрегата возле капитана Блада.
Доктор Морган живёт вместе со своим приемным сыном, которого он с женой забрали из концлагеря. Забрали еще младенцем. Почему? Так. Ребенка зовут Абрахам, ему в сериале лет семьдесят и их диалоги с тридцатипятилетним папой — просто огонь.
А ещё доктор Морган расследует преступления на пару с детективом Джо Мартинес. У детектива Мартинес есть очень симпатичный напарник, но Генри Морган круче в сто раз. И, разумеется, он упорно лезет во все дырки, допрашивает подозреваемых, выезжает на места преступления, собирает улики и с незавидным постоянством получает по башке. Иногда его при этом убивают, но он выныривает из Гудзона и упорно принимается за старое.
В сериале достаточно экшна, достаточно юмора, достаточно здравого смысла, хотя доктор Морган периодически творит хрень. Ну представьте себе: у вас есть чудо вечной жизни и вечной молодости и вы еще при этом не разбиты склерозом. А вы тратите вечность на попытки умереть, скрывая это под маской попыток разобраться в собственном даре.
А еще у доктора Моргана вроде все должно наладиться с детективом Мартинес, да так и не получается. Начинаешь уже задумываться о заговоре коварных сценаристов, пока … ладно. Никаких спойлеров. Смотрите сами.
Я только скажу, что это хороший сериал. Что у него есть одна замечательная деталь: он вовремя и замечательно заканчивается. Один сезон. Двадцать четыре серии. Очень качественное развлекалово и никакой глубины. Но не всем книгам быть “Улиссами”, не всем фильмам “Форрест Гампами” и самое кассовое кино всех времен и народов это все же “Унесенные ветром” и “Аватар”, а не Коппола или Феллини.
Скажем, семь из десяти.
Но я же обещал вам сериал, который то ли два, то ли один. Сплошная загадка.
“Доктор Хэрроу”. 2018-2021. Австралия. Продюсер — Ли Макграт. В главной роли опять Йоан Гриффит.
Грабли? Отнюдь. Скорее китайские грабли с моторчиком.
Я не знаю, кому сильно зудело, но доктора Генри Моргана из “Вечности” перетащили в Австралию, назвали Даниэлем Хэрроу и лишили как британского лоска, так и бессмертия. Остался просто гениальный, чудаковатый судебный медик с мерзковатым, характером, бесхарактерной бывшей женой и слегка туповатой дочкой, которая, конечно, как мы узнаем к концу первого сезона, хлебнула лиха в жизни, но это не делает ее ни умнее ни стабильнее. В плане совершаемых беспорядочно глупостей. Йоэн Гриффит, разумеется, душка, и его шарм однозначно перетекает на персонажа, разливается вокруг и исправляет нестыковки и нелогичности. Но не всегда.
Однако сериал явно остается забавным, хотя во всех смыслах идет по нисходящей от первого сезона к третьему. В первом доктор Хэрроу разбирается с таинственной смертью второго мужа своей бывшей. Во втором противостоит злобному маньяку-анестезиологу с коэффициентом интеллекта в 160 единиц, наконец, в третьем разбирается с собственным сыном, о существовании которого как раз в первой серии третьего сезона и узнает. Параллели с “Вечностью” настолько очевидны, что даже любовь всей жизни Хэрроу первого сезона чем-то напоминает напарницу Моргана. Но где Брисбен и где Нью-Йорк … девушка у Моргана была на порядок круче.
Не знаю, зачем люди берутся снимать такое. Основная проблема “Доктора Хэрроу” не в том, что медицинские детали идут тоже по нисходящей, причем круто забирают вниз. Чем дальше смотришь, уходя от реальности в неведомые дали. Люди, далекие от медицины, ничего такого страшного не заметят. Ну сэкономили на консультантах, и что теперь? Проблема и не в том, что, если ты сценарист и пишешь про человека с IQ равным 160-ти, то ты и сам, как минимум схожим IQ должен обладать. Иначе … Нонна Мордюкова была прекрасной актрисой, но Мэрилин она бы не потянула. Так и здесь.
Проблема в том, что сову доктора Хэрроу пытаются натянуть на глобус, на котором полустертые инициалы другого доктора — Хауса. У которого кроме мерзкого характера был гениальный ум и гениальный шарм. А у Хэрроу с шармом туговато (не путать с исполнителем, хотя и здесь Гриффиту до Хью Лори пыхтеть и пыхтеть). И еще его мотает из стороны в сторону. И ум его мигает. То он гениально раскрывает преступления, то творит какую-то невнятную хню. Впрочем, буду честным, он не один такой. Мотает из стороны в сторону, из нормального поведения в какую-то непредсказуемую хрень половину персонажей. Его дочь Ферн, его коллеги, друзья, оппоненты, все, как один, изображают флюгеры в бурю и неуравновешенны. Что психически, что ментально. То они по делу, то удаляются в параллельную реальность. Думаю, если бы персонажи могли добраться до сценаристов, последние бы крепко сели на инвалидность.
Ну и, разумеется, преступники сразу сознаются, адвокаты им не нужны, как только их берут за это самое место, так у них открываются рты и случается словесный понос ценой минимум в пожизненное. Самое главное, чего хотят полицейские и судебные медики это любой ценой докопаться до правды и пособлюдать закон.
Поэтому я бы поставил сериалу оценки “Доктор Хэрроу”, соответственно сезонам 6, 5 и 4. Так уж случайно вышло, что в последнем сезоне девятую серию мы пропустили. Но выяснилось, что ничего не упустили.
В целом, терпимо. Но не более. А будете ли вы его смотреть, решать не мне.